СВОБОДНА ЛИ РОССИЯ ?



«Россия и свобода» – книгу с таким названием Петра Александровича Сапронова обсуждали на очередном заседании семинара «Русская мысль» в Русской Христианской Гуманитарной Академии.

«Счета Руси-России со свободой очень сложные, трудные и запутанные, – пишет П.А.Сапронов. – Утрата свободы для страны и народа означает кризис или катастрофу, но и устойчивое пребывание в свободе не даётся. Срыв в несвободу и рабство на русской почве имели внешний источник – ордынское иго. Но свобода не даётся русскому человеку в руки ещё в виду характера его религиозности, отношений с Богом. Русский человек чает сверхсвободы как полноты и любви, пренебрегая свободой, проскакивая мимо неё. Свобода это слишком мало».



ПЁТР АЛЕКСАНДРОВИЧ САПРОНОВ

П.А.Сапронов считает, что каждому времени было присуще своё представление о свободе.
В античности человек считал себя свободным, когда он был достаточен себе, что нашло выражение в формуле «всё своё ношу с собой». Термин «автаркия» обозначал независимость личности от вещей внешнего мира или других людей. Мудрецу-стоику «достаточно самого себя».
Свобода есть некоторая реальность божественного. Быть свободным значит быть божественным.

Средневековое понятие свободы это свобода воли, основанная на выборе.
Буржуазная свобода, во-первых, это индивидуальная свобода, во-вторых, это права человека.

Существует национальная транскрипция свободы.
Например, «прусская свобода» – это дисциплина, повиновение, верность, служение (надличностная свобода). «Английская свобода» – это инициатива и ответственность (личностная свобода).

Характеристики «русской свободы» следующие:
1\ «Надмирность» – не столько «свобода ДЛЯ», сколько «свобода ОТ».
2\ Свобода определяется как ВОЛЯ.
3\ Свобода наша не существует в качестве чего-то устойчивого; свобода переходит в реальность любви, творчества.
4\ «Естественность свободы». У нас нет ощущения свободы как первичной высшей ценности.
5\ Свобода для нас это освобождение от чего бы то ни было.

Ж-Ж Руссо говорил: «Человек рождается свободным, но повсюду он в оковах».
В западной культуре рабство противопоставляется свободе.
В культуре древнего востока раб равен понятию человек. Раб не угнетённый человек, а существо ничтожное. Раб служит Богу (в лице фараона), и этим живёт.

Для нас рабство это всегда разложение, тупик, распад. Здорового рабства у нас никогда не было.

Мы никогда не были благополучны в свободе, не удерживались длительное время в свободе, не выдерживали испытания свободой.

На одном полюсе у нас – рабство, а на другом – опыт свободы.

Свобода может быть поступком, а значит подвигом.
Где свобода утверждает себя во всей полноте? – в подвиге! Свобода как канун смерти.
Заявка на сверхсвободу, как правило, заканчивается рабством. (Кириллов в «Бесах», Иван Карамазов).

«Свобода это слишком мало» – означает, что у нас свобода сама по себе не ценность, она требует разрешения в любовь, в творчество.

ПРИВЕДУ НАИБОЛЕЕ ИНТЕРЕСНЫЕ МОМЕНТЫ ДИСКУССИИ:

Сегодня мы (русские) раскованы. Но свободны ли мы?

Мы пока всего лишь ПОСТбольшевистская Россия.

Свобода – характеристика личности человека. А воля – характеристика природы человека.

Люди по своей природе не равны. В Священном Писании все люди делятся на рабов, наёмных и сынов. Рабы трудятся из-за страха, наёмные за вознаграждение, и только сыны трудятся из-за любви.

Работа это рабское (для античности). Досуг и битва – вот территория свободы для свободного человека античности.

В Киевской Руси не было рабства. Мы получили рабство московское, когда свергли рабство монгольское.

Раб ордынского хана (русич) оправдывал своё рабство тем, что это была форма служения Богу (ордынскому царю).

В Киевской Руси отношения строились по принципу «мы все братья» (по горизонтали).
А в Московской Руси – по вертикали (отец–сын).

«Московское рабство» патриархальное (семейное).
Античное рабство не патриархально.
Если в Греции отношения людей и богов это отношения на разных ступенях лестницы. То на Востоке между людьми и богами лежит пропасть.

После освобождения негров от рабства в Америке они не стали свободными.
Раб, снявший оковы, ещё не есть свободный. Лишь когда личность выскристаллизуется, тогда человек становится свободным.

Гегель говорил, что свобода это постоянное преодоление, дисциплина духа.

Для нашей культуры рабство это болезнь.

Юродство – это место встречи свободы и благодати, один из путей обретения святости.

Существует так называемый «чёрный миф» о России. Когда Европа боролась с турецким нашествием, выпускались листки с изображением злодеяний турок. А когда Россия стала воевать в Европе, часто использовались те же самые изображения (!), но уже с описанием зверств русских.

Кто хочет полностью прослушать дискуссию «Россия и свобода», может скачать аудиофайл в формате dvf (два часа) по ссылке для скачивания

http://files.mail.ru/4PJ21N

Плагин от Sony здесь: http://www.nch.com.au/scribe/sony.html

СВОБОДНА ЛИ РОССИЯ?

Свобода России в осознании необходимости встроиться в международное разделение труда на наиболее выгодных условиях. Но для этого нужно быть сильным и независимым.

Подлинная свобода России в её своеобразной и неповторимой духовности.
Знаменитый немецкий философ ХХ века Мартин Хайдеггер признавал, что русские победили во второй мировой войне, потому что у них было учение о Софии Божественной (Владимира Соловьёва).

НИКИТА МИХАЛКОВ

Недавний Манифест Никиты Михалкова о «просвещённом консерватизме» напоминает труды Константина Петровича Победоносцева.
«Люди устали выслушивать декларации о политической независимости, внимать призывам к индивидуальной свободе и верить сказкам о чудесах рыночной экономики. Эйфория либеральной демократии закончилась! Пришла пора — делать дело!» – пишет Михалков, явно стараясь реабилитироваться после провала «Предстояния».

«Я сознаю, что продление существующего строя зависит от возможности поддерживать страну в замороженном состоянии. Малейшее тёплое дуновение весны, и всё рухнет». – А это уже К.П.Победоносцев. – «Горький исторический опыт показывает, что демократы, как скоро получают власть в свои руки, превращаются в тех же бюрократов, на коих столь сильно негодовали».

О Константине Петровиче Победоносцеве чуть ранее делал доклад на семинаре «РУССКАЯ МЫСЛЬ» Владимир Викторович Ведерников.

Константин Петрович Победоносцев – российский государственный деятель, учёный-правовед, писатель, переводчик, историк Церкви. В 1880-1905 годах занимал пост Обер-прокурора Святейшего Синода.

Победоносцев считал, что только вера и церковь могут быть основой нравственного поведения человека.
Корень зла он видел не в учреждениях, а в человеческом сердце. Сердце должно быть открыто для Бога. А если закрыто сердце от Бога и ожесточено, то никакие реформы не пойдут.

Победоносцев считал, что именно религия (православная вера) является нациобразующей формой для России.
Главную задачу священника Победоносцев видел не в проповеди, а богослужении и в примере нравственного образа жизни.

Победоносцев прозорливо предвидел наступление большевизма и тоталитарного государства.
Он считал, что Россия это Европа, а если Россия не сможет избежать ошибок европейских стран, переживших революцию, то значит и Россию ждёт революция, и тот же революционный ураган, возможно, очистит атмосферу.

Доктор философских наук Александр Леонидович КАЗИН

высказал мнение, что Победоносцев видел ярче других, что Россия стоит над пропастью, и Россия туда рушится. А когда она не стояла над пропастью?
Эта пропасть имеет множество названий. Одно из названий – свобода! Свобода как такая лукавая вещь, которая позволяет всё. Второе название – дарвинизм. Если человек произошёл от обезьяны, то всё позволено. Ещё одно название этой свободы, это прогресс, прогресс как одна из священных коров либерализма.

Если человек один на один оказывается с этой свободой и оказывается хозяином этой свободы, то никакие общественно-экономические и политические формы не принесут избавления от этой бездны, в которой душа человека пала.

Порядок европейский, умение устроится в этой жизни как на курорте, связано с тем, что европейская цивилизация внутренне согласилась с грехом. Она научилась управлять грешным человеком. Она научилась строить упорядоченное общество на основе греха как общественной нормы. И главный грех это безбожие!

А вот Россия не научилась. Поэтому она падает в бездну в два раза быстрее, чем упорядоченная культурная Европа.

Цивилизацию в Европе можно назвать постхристианской цивилизацией.
Европейская культура есть та грань цивилизации, которая позволяет устроиться в этом мире без Бога. А некультурная Россия – она как бы между Богом и его противником. Промежуточной культурной цивилизованной сферы Россия фактически не знает.

Победа русских либералов в феврале и октябре 1917 года привела к абсолютной диктатуре. То есть крайние либералы стали крайними диктаторами.

Победоносцев понимал, что последовательное проведение реформ может привести к распаду империи. Либо проведение реформ ценой больших человеческих жертв, либо потеря государства.
Победоносцев видел несчастье России в утрате веры, но ничего не смог с этим поделать.

Сегодня доля веры в нашей жизни довольно быстро снижается. В этом состоит главная опасность нашего времени и главная катастрофа нашего времени.

По мнению Победоносцева, гражданское равноправие – не более чем обман, за которым стоят интересы новой политической элиты. «Парламент есть учреждение, служащее для удовлетворения личного честолюбия и тщеславия, и личных интересов представителей».

Ближе казалась цицероновская смешанная форма власти: на уровне государства – самодержавие, на региональном уровне аристократическая, на уровне земств и местного самоуправления – демократическая.

Кто хочет полностью прослушать дискуссию «К.П.Победоносцев в истории русского сознания», может скачать аудиофайл в формате dvf (два часа) по ссылке для скачивания

http://files.mail.ru/VBQXK0

Плагин от Sony здесь: http://www.nch.com.au/scribe/sony.html

СКОЛЬКО ЖЕ В РОССИИ УМНЫХ ДУМАЮЩИХ ЛЮДЕЙ!

Когда я побывал в Египте, то с удивлением узнал, что рабства в нашем понимании не было; были люди, работающие на фараона. Не существовало рабства и в древней Индии, Китае, Японии.

Есть мнение, что древними предками славян были рабы древних греков. Звучание слов «славяне» и «slave (раб, невольник)» созвучно.

«Немытая Россия, Страна рабов, страна господ» – писал Михаил Юрьевич Лермонтов.
Пушкин ему вторил: «В России нет закона. Есть столб, а на столбе — корона».
Писарев говорил об «ультраослином терпении» русского народа.
Радищев мечтал о свободе и равенстве для народа, призывал к Конституции. Но сам народ в лице Пугачёва мечтал о воле. Естественно, что народ пошёл за Пугачёвым.

Чаадаев особенностью исторической судьбы России считал «тусклое и мрачное существование, лишённое силы и энергии, которое ничто не оживляло, кроме злодеяний, ничто не смягчало, кроме рабства».
Горьки слова Чернышевского: «жалкая нация, нация рабов, сверху донизу все — рабы».

«Изменилось ли что-нибудь в России с тех пор? – писал в 1980 году философ А.А.Зиновьев в статье «Почему мы рабы?» – Изменилось: новая форма рабства пришла на смену старой. Мы по-прежнему остаёмся рабами. … Нам удобно быть рабами. Быть рабами много легче и проще, чем не быть ими… Когда все рабы, понятие рабства теряет смысл».

Недавно в передаче «Что делать?» социолог Николай Лапин приводил данные о ценности свободы среди населения России. Если «порядок» как ценность стоит на третьем месте, то «свобода» лишь на шестом, ну а «нравственность» аж на двенадцатом!
Каждый пятый (20%) считает нормальным, что человек может по собственному усмотрению убить другого человека!
«Власть» как ценность выбрали 23%. Причём, те, кто ценит власть, те же и считают возможным свободно убивать других людей. Они идут во власть, чтобы реализовать свою вседозволенность.

Доктор философских наук Андрей Пелипенко считает, что российское общество расколотое, и раскол этот между властью и подвластными.

Доктор социологических наук Ольга Крыштановская убеждена, что у нас сохраняется классовое деление в обществе. В России главная доблесть это вероломство. С самого верха до низа хитрость считается главным качеством ума. Хитрость ценится как инструмент достижения благополучной жизни. Считается, что умеют жить те, кто хитрее.

Профессор Валерий Соловей полагает, что наш народ абсолютно изоморфен правящему слою. Этот правящий слой так же глубоко архаичен и криминализирован, как и народ, который он считает быдлом. У современной молодёжи ценности антидемократические: насилие, иерархия, власть. Россия по числу убийств на 100 тысяч населения входит в первую тройку.

Я десять лет занимался прикладными социологическими исследованиями, когда работал в НИИ комплексных социальных исследований Ленинградского университета. И по опыту знаю: то, что скрывается за словом “народ” и на что так любят ссылаться политики и журналисты, является грубой фальсификацией, не имеющей ничего общего с реальной действительностью.

Ненавижу слово «элита»! Это кто такие? Те, кто себя так называет? Новые аристократы или новые нувориши?
Есть мнение, что аристократия ещё хуже, чем фашизм, поскольку цементирует социальную структуру и не даёт развиваться талантам из низов.

Отличительная особенность развивающегося общества это возможность сделать карьеру, и общие для всех базовые ценности.
У нас нет общих ценностей. Общие ценности можно сформулировать лишь на основе солидарности. А у нас не солидарное общество. У нас каждый за себя!

Лично для меня свобода это самоограничение!
У меня нет богатства и власти, и потому я свободен.

Свобода не в материальной обеспеченности, а в самоограничении. Причем не только в отказе от существующих привязанностей, но и от привязанностей желаемых.

Наверно, прогресс можно измерять расширением человеческой свободы.
Но если человек свободен, то он свободен независимо ни от каких материальных или политических условий. А когда для свободы требуются какие-то условия, то это уже не свобода.
Если хотите, свобода свободна!

ЧИСТАЯ СОВЕСТЬ И ЕСТЬ СВОБОДА!

Властители ещё более несвободны, чем простые люди. Ведь на них лежит огромная ответственность за страну, за весь народ.
Когда я думаю, как тяжело живётся правителям, мне становится не по себе. Как они справляются с постоянным стрессом?

Никакая власть не делает человека свободнее, потому что любая власть — это несвобода. И для тех, кто этой властью обладает, и для тех, кто по наивности ждёт от неё большей свободы.

Чем больше свободы, тем тотальнее контроль!

Западное слово «свобода» – liberte – означает законное состояние гражданина, не нарушившего закон. Свобода есть ограниченное законом пространство человеческого своеволия – когда «свобода твоя да не будет несвободой ближнего твоего».

Есть мнение, что слово «свобода» возникло в самоуправляемых ремесленных поселениях, в пригородах феодальных городов, где не было крепостной зависимости. Свобода означает некий свод цеховых правил и признание того, что твой сосед имеет не меньше прав, чем ты.

Понятие «воля» исконно русское и непереводимое; оно есть только в русском языке. Связано это с географией бескрайних русских степей.
«Широк русский человек, широк как русская земля, как русские поля, – писал философ Николай Бердяев. – В русском человеке нет узости европейского человека, концентрирующего свою энергию на небольшом пространстве души, нет этой расчётливости, экономии пространства и времени, интенсивности культуры. Власть шири над русской душой порождает целый ряд русских качеств и русских недостатков».

Русская воля не знает границ. «Божья воля», «царская воля», «казацкая вольница». А вот «Казацкая свобода» это оксюморон.
Вольность это свобода от свободы!

На Западе юридическое право (Римское право) возникло в 5 веке как право свободных и равных граждан. А первый свод законов «Русская правда» возник спустя семь веков в 1280 году, и узаконивал социальное неравенство и несвободу.

Да, наша цивилизация отстаёт в развитии от западноевропейской минимум на 700 лет, и есть предположение, что в освоении свободы это отставание хроническое.

Чтобы создать европейскую модель судебной системы России потребовалось почти тысяча лет. Независимая судебная власть в России возникла всего полтора века назад в процессе судебной реформы Александра второго.

У нас до сих пор законотворчество понимается не как узаконивание открытых закономерностей человеческого поведения, а как своевольное установление желаемого.
Наши реформаторы – и Столыпин, и Ельцин – разгоняли законодательную власть (парламент), когда тот не принимал нужный им закон!
Наше законодательство – чистой воды своеволие. Вместо того чтобы открывать законы, правители их сочиняют!

В России свобода понимается не столько «для», сколько свобода «от». В том числе и от нравственности. Это и есть воля.
Показательно, к чему приводит свобода от нравственности. Шестнадцатилетняя девочка заказала зарезать собственную мать за 10 тысяч, чтобы жить в освободившейся квартире со своим любовником.

Налицо конфликт между базовыми и инструментальными ценностями. Насилие выступает как главная инструментальная ценность!

Расширение свободы в России неизбежно усиливает центробежные тенденции, и неминуемо ведёт к распаду государства.

Французская поговорка гласит: «каждый народ достоин своего правительства».
А вот идеолог модернизации глава президентского Института современного развития (ИнСоР) Игорь Юргенс судя по всему полагает, что наш народ не достоин своего правительства! Оно-де пытается модернизировать экономику, а народ как гири на ногах. Во время пресс-конференции «Что мешает модернизации России», ссылаясь на результаты экстраполяции, Юргенс сообщил, что российская общинность и архаика могут быть преодолены не раньше 2025 года».

Наши правители-реформаторы – и Пётр первый, и Ульянов Ленин – пеняли на патриархальность и архаичность русского народа. И в провалах реформ всегда винили народ. А кого же ещё? Разве власть признает, что это она виновата в развале государства. Никогда! Разве Михаил Горбачёв признает свою вину за развал СССР? Нет, он винит в этом кого угодно, только не себя.

— Свобода, независимость… — иллюзия, чушь! Все мы от кого-нибудь или от чего-нибудь зависим. К тому же, человеческую свободу необходимо ограничить, иначе никаких свобод вообще не будет. Свобода существует в рамках закона; это тебе не вольность. Безграничная свобода только вредит. Человек страдает от свободы, ему нужен порядок. Стремление к подчинению в природе человека. — Депутат многозначительно поднял вверх палец. — Человеку нужна власть, чтобы ограничить его разрушительные инстинкты. И потому закон необходим, он благо.
Власти без насилия не существует. Насилие — это плата за свободу! Без власти, без порядка люди перегрызут друг друга. Народу не нужна свобода, народу нужен порядок, а значит и власть!»
(из моего романа-быль «Странник»(мистерия) на сайте Новая Русская Литература)

Реформы нужны не народу, а правителям!
Проводя нужные им реформы, правители всегда «через колено» ломали наш народ, он всегда был для них «пушечным мясом».

Русским, возможно, более чем кому-либо, нужна свобода. Они ищут равенства, а не равноправия, свободы духа, а не свободы желаний, свободы от удобств и от выгоды, не правды, а справедливости!



Свобода духа не зависит от материального комфорта, скорее, наоборот. Не сможет всё раздать и стать свободным тот, кто постоянно печётся об увеличении имеемого. Лишь тот, кто верит, способен отказаться от накопленного, зная, что Господь его не оставит.
Другие народы уже давно нашли свою веру и сумели приспособить её к житейской выгоде. Мы же невинны как дети, и потому надеемся на то, что нас кто-то спасёт. Наверно, никакой другой народ так не ожидает Мессию, как наш. Мы, русские, подобны язычникам, которые ещё не нашли свою веру, и потому готовы с радостью принять Христа. Россия спасётся духовностью, чем удивит мир; спасёт и его и себя!»
(из моего романа «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак» на сайте Новая Русская Литература)

А ЧТО ДЛЯ ВАС ЕСТЬ СВОБОДА?

P.S. Поздравляю с праздником и прошу процитировать этот пост. Спасибо.

© Николай Кофырин – Новая Русская Литература

Метки: ,

Комментарии запрещены.