Поздравляю с праздником Рождества Христова!
Никто с точностью не может сказать, когда родился Иисус из Назарета. Уже то, что православные празднуют Рождество 7 января, а весь остальной мир 25 декабря, свидетельствует об условности этой даты.
Отмечать Рождество Христово 25 декабря отцы церкви постановили лишь в 431 году. И воспринимать этот день как день рождения Иисуса в Вифлееме означает не понимать сути той веры, что дал людям Иисус Христос.
Что нам мешает объединиться с христианами всего мира и праздновать Рождество 25 декабря?
Чувство общности, в том числе и религиозной, важнее каких-то условностей.
Надо стремиться к тому, что объединяет, а не к тому, что разъединяет!
Когда я совершал паломничество по Святой Земле, то посетил и Вифлеем, и Назарет, и Иерусалим.
Но то, что я увидел в Храме Рождества в Вифлееме, поразило до глубины души!
Да, место там намоленное, это чувствуется. И, возможно, излучает. Но главное излучение идёт изнутри тебя самого в этом месте. Не предмет освящается, а себя кодируешь, сам кодируешь себя на святость.
Делайте со мной, что хотите, но я считаю, что торговлю нужно убрать из храма, даже если это продажа свечей. По моему ощущению любая торговля портит торжественную атмосферу богослужения. Не случайно же Христос изгнал торговцев от храма. Знал бы Он, как Им будут торговать во всевозможных исполнениях, как превратят в идола, в предмет для поклонения и для продажи!..
Я ничего не имею против икон и другой атрибутики, если это помогает молитве, а не подменяет её. Как сказала одна из паломниц в Вифлееме: «если не будет на то воли Божьей, то сколько к иконе не прикладывайся, не поможет»!
Евангелия, на основании которых возникли «Иисус» и христианство, во многом напоминают символизм египетских, шумерских и вавилонских школ мистерий, связанных с солнцепоклонничеством, секретными ритуалами и прочими эзотерическими концепциями. Это одна и та же базовая история о «рождённом 25 декабря» и «умершем за человечество».
Лично для меня Иисус из Назарета это прежде всего человек, личность, и в то же время символ возрождения, начала новой жизни.
Почему-то, говоря об Иисусе Христе, чаще называют его Богом, нежели видят в нём человека. Я же хочу более увидеть не в человеке Бога, но в Боге человека.
Это по телу Иисус был как все люди, а по духовному совершенству богоподобен. И мне кажется, что божественное в Иисусе вовсе не совершаемые им чудеса, а то, что позволило ему жить в сердцах людей две тысячи лет.
Достоевский предупреждал об опасности: на смену богочеловеку идёт человекобог!
Обсудить эту тему я был приглашён на семинаре «Русская мысль» в Русской Христианской гуманитарной Академии. Дискуссия «Гуманизм и Христианство» была посвящена памяти безвременно ушедшего от нас постоянного участника семинара, священника и гуманиста отца Вениамина.
С докладами выступили Константин Константинович Иванов, Андрей Михайлович Столяров и Сергей Несторович Егоров.
Приведу наиболее интересные моменты дискуссии.
Само слово «гуманист» имеет теологические корни и происходит от утрированного акцента на человечности Иисуса Христа.
Светский гуманизм происходит из христианской теологии.
Тайна Божия настолько глубока, что может быть открыта.
Истина выходит из тайны.
По Сократу истина лишь тогда Истина, когда рождается в душе человека.
Чтобы постичь мироздание, человек должен найти основу в себе.
На человеке зиждется объективная картина мира, на его субъективности.
Математики умозрительно творят абстрактные математические модели, а потом оказывается, что реальность прекрасно вписывается в них.
Сциентизм есть основа нашего безбожия.
Откровение о Боге это откровение о человеке.
Христианство учит понимать человека, чего он действительно хочет в глубине души.
В православии акцент на человечности Иисуса Христа меньше, чем в католичестве.
Те закономерности, которые знают биологи, не дают ответа на вопрос, почему человек до сих пор существует.
Выживанию человека способствовала культура и возникновение мировых религий.
Светский гуманизм отделяет нравственность от религии, и делает её самостоятельной. Чтобы человек был свободен.
Либерализм и социализм исходят из христианства. Либерализм основывается на человеческой душе. Социализм – на равенстве всех людей.
Вера не должна подменяться «обрядоверием».
Соблюдение гуманистических правил часто происходит при отсутствии самого гуманизма.
В чём принципиальные различия гуманизма и христианства?
Гуманизм – это система принципов организации человека в обществе.
Гуманизм – иерархическая система ценностей. На вершине – отдельный человек, далее свобода, затем равноправие, затем демократия.
В гуманизме главной ценностью является человек – каждый человек.
В христианстве главной ценностью является Высшее Существо. Ибо оно спускает человеку нравственные принципы.
Является ли гуманизм противоположностью христианства?
Главное различие гуманизма и христианства состоит в определении авторитета, того, что есть добро и зло.
Христианство говорит, что Бог есть источник истины.
Гуманизм предлагает не поверить, а понять.
Христианство отрицает понимание. Верую, ибо абсурдно!
Способен ли сам человек определить, что есть добро и что есть зло?
Если нет абсолютного добра, остаются только факты – то есть сила.
Гуманизм предлагает договариваться. Свобода – да, но она должна быть ограничена.
Разрешено то, что не запрещено! – это известный гуманистический принцип.
Гуманизм учит, что свобода отдельного человек может быть ограничена в интересах свободы других людей.
В христианстве запрета на запреты не существует.
По христианству человек – греховное вместилище обязанностей.
Христианство враждебно равноправию.
Неравенство и неравноправие присуще христианству.
Устройство христианской церкви антидемократично.
Помогает ли христианство развитию демократии? Нет.
Христианство учит, что всякая власть от Бога.
Гуманизм работает с реальным, существующим человеком.
Христианская вера должна способствовать гуманизму.
Духовный уровень человека это религия. Душевный уровень это культура (идеология гуманизма).
Главный закон природы в постоянном её усложнении.
Познанию требуется скачок. А для этого нужна вера.
Истина связана с бесконечностью.
Надо не быть резонёром, но резонировать.
Максим Исповедник считал, что важнее верить, чем знать!
Русский философ Владимир Соловьёв полагал: человек один без религии прожить может, а вот общество вряд ли.
НА МОЙ ВЗГЛЯД, если признать, что человеческая жизнь и права человека важнее всего, тогда можно пожертвовать всем ради сохранения своей жизни, и никакая идея не стоит того, чтобы за неё погибнуть.
Отец Вениамин (Новик) в своих воззрениях был противоречив. С одной стороны, он был ярым противником эволюционной теории Дарвина, а с другой стороны, поборником гуманизма.
Отец Вениамин был человеком глубоко верующим, исповедовал Иисуса Христа и ценность самопожертвования ради спасения людей.
Для человека верующего высшей ценностью становится не жизнь, а идея, вера!
Великие святые подвижники жертвовали своей жизнью во имя веры. Вера ставится превыше всего, и сама жизнь человеческая есть лишь приготовление к жизни вечной.
Тот, кто хочет спасти свою душу, тот погубит её.
Ради веры можно и пожертвовать своей жизнью.
Но если ради веры можно пожертвовать своей жизнью, то почему нельзя пожертвовать жизнью другого, как, например, готов был принести в жертву сына своего Исаака библейский Авраам.
За веру в светлое будущее гибли миллионы людей. Во имя идеи приносятся в жертву миллионы жизней.
Гуманисты – это те, кто ценит больше всего жизнь, для кого никакая идея не может быть дороже жизни, даже идея прав человека. И тогда ради сохранения своей жизни человек может оправдать любую подлость.
Но и ради идеи люди совершали самые невероятные подлости.
Как разрешить это противоречие?
Я поддерживаю гуманистическую деятельность церкви по оказанию нуждающимся материальной помощи. Сам в 33 года занимался благотворительностью и руководил Ассоциацией организаций социальной помощи населению.
Возможно, именно церковь должна стать передаточным звеном согласия и взаимопомощи, мотором сотворения любви и добра. Ибо вера без дел мертва.
Я человек верующий, но не религиозный.
Вера это не религия, а религия это не церковь.
Вера – от Бога, религия – от человека.
Вера – это глубоко личный путь человека, его личный опыт, только личный.
Для многих вера превращается в ритуал, как и посещение храма – в так называемое обрядоверие.
Но если нет веры в душе, то все ритуальные действия никакого смысла не имеют.
Верит человек в Бога, а не в церковь и не в священнослужителей.
Разве от величины свечи и её цены зависит сила твоей молитвы?
– Грех, конечно, судить. Ну да не мы судить будем, а нас. Я вот какую историю слышала. Работала женщина в церкви двадцать лет; а в церкви-то работать нужно очень благоразумно. И видит она, значит, сон. Ведёт её какой-то святой проводник, подводит к дверям, которые как окно большое, и там сидит человек, записывает. Он и спрашивает женщину: где, мол, работаешь, как, да что. А она и отвечает, что, мол, в церкви работаю. Он говорит: хорошо, я сейчас посмотрю. Достал книгу, посмотрел и говорит: ни одного дня не записано. Так-то вот! Всё пишут о нас, всё! Ведь живём мы не просто так, сынок. Пишутся и добрые дела и злые. А женщина та вернулась в церковь и говорит: «я сегодня ухожу из церкви!» Матушка моя её спрашивает: «почему?» А та отвечает: «двадцать лет я в церкви проработала и ни одного дня не заработала. Так уволюся, и, может, в миру где-нибудь заработаю, чтоб пропустят сюда вот».
(из моего романа-быль «Странник»(мистерия) на сайте Новая Русская Литература
ЛЮБОВЬ ТВОРИТЬ НЕОБХОДИМОСТЬ!
P.S. Читайте другие мои статьи по данной проблеме: «Где родился Христос», «В Назарете – родине Иисуса Христа», «Как возродить веру – человека – Россию».
© Николай Кофырин – Новая Русская Литература
Метки: ИЗраиль, Иисус Христос, Назарет, Николай Кофырин, Рождество Христово, Русская православная церковь
Спасибо. В целом хороший познавательный диспут. Можно добавить к словам игумена Вениамина, что православие тоже пришло на Русь с Запада(Византия) и действует как западная институция, но он не разъяснил почему церкви Афона живут по византийскому времени(разница во времени на 14 дней), а в России православные церкви живут по гринвичу, т.е. если можно так выразиться не соблюдают единство.
Как Лесков писал: «Ежели поп прокатится на лошади, то это поруха сану», но теперь катаются