Недалеко от нашего дома находится храм Рождества, в который я часто захожу один, а иногда и с внучкой. Однажды внучка спросила меня, почему храм так называется, что такое Рождество и в чём его смысл. Чтобы ответить на этот вопрос, я долго изучал историю христианства и даже побывал на родине Иисуса Христа. То, что я узнал, стало для меня неожиданным открытием.
В первые годы существования христианства никто не интересовался датой рождения Христа. Первые христиане были евреями и не отмечали Рождество. После того, как в христианские общины вошли греки и другие народы, под воздействием эллинистических обычаев было начато празднование и Рождества Христова.
Отмечать Рождество Христово 25 декабря отцы Церкви постановили лишь в 431 году. Но сама дата выбрана не случайно. Ещё в древности люди знали, что 25 декабря это время рождения ежегодного круговорота Солнца, нового круга жизни.
Хотя никто с точностью не может сказать, когда родился Иисус из Назарета. Скорее всего это дата условная. Впервые дата рождения Иисуса в Вифлееме 25 декабря указана Секстом Юлием Африканом в его летописи, написанной в 221 году.
В христианской церкви с конца II века вплоть до IV века события Рождества вспоминались 6 января. Об этом упоминает ещё около 200 года Климент Александрийский. Празднование Рождества 25 декабря относится к середине IV века. Это было обусловлено стремлением христианской церкви вытеснить широко распространённый в Римской империи культ Непобедимого Солнца, чьё рождение отмечали 25 декабря.
Римско-католическая церковь и большинство протестантских церквей празднуют Рождество Христово по современному григорианскому календарю 25 декабря. Русская, Иерусалимская, Сербская, Грузинская православные церкви и Афон, а также восточнокатолические церкви празднуют 25 декабря по юлианскому календарю (т.н. «старому стилю»), что соответствует 7 января современного григорианского календаря.
Древневосточные церкви празднуют Рождество 6 января в один день с Крещением Господним (под общим именем Богоявления).
Библейское описание рождества Иисуса не содержит указания на дату события. В различных современных исследованиях даты рождения Иисуса находятся в интервале между 12 годом до н.э. (момент прохождения кометы Галлея, которая могла быть Вифлеемской звездой) и до 7 года н.э., когда проводилась единственная известная перепись населения.
Дату Вифлеемской звезды (парада планет) датировали астрономы НАСА расчётом на компьютере карты неба на тот период. По их расчётам это сентябрь 5-го года до н.э.
Позднее дату рождения Христа сместили на день рождения Митры 25 декабря, чтобы отсечь от греко-римлян этот ставший популярным персидский культ.
По-видимому, исторический Иисус родился между 7–5 годами до н.э. Рождение после 4 года до н.э. маловероятно по двум причинам. Во-первых, по евангелическим и апокрифическим данным Иисус родился во времена Ирода Великого, а тот умер в 4 году до н.э.
Папа Римский Бенедикт XVI утверждал: Иисус родился не 25 декабря, и не в Вифлееме, и за три-четыре года до нашей эры. «Исчисление точки отсчёта в нашем календаре, основанном на рождении Иисуса, осуществлялось аббатом Дионисием Малым, который ошибся в своих вычислениях на несколько лет. Фактическая дата рождения Христа была на несколько лет раньше, чем принято считать».
Профессор Ориель-колледжа Оксфордского университета, специалист по толкованию Священного писания Джон Бартон заявил, что учёные согласны с мнением Папы. По его словам, неизвестно даже время года рождения Иисуса: «В целом, идея празднования Его рождения во время самой тёмной части года, вероятно, связана с языческими традициями и зимним солнцестоянием».
День зимнего солнцестояния занимал важное место в культуре и религии многих древних народов. В той или иной форме этот день отмечался в большинстве известных культур. С моментом завершения периода сокращения дня обычно был связан религиозный праздник «рождения бога солнца». Его праздновали представители многих религий: германские язычники (под названием Йоль), поклонники культа Митры и др.
Согласно библейским пророчествам, мессия по родословной должен быть потомком Авраама, Исаака и Иакова, происходить из колена Иудина, быть «корнем Иессея» и потомком Давида.
Согласно пророчеству, будущий Владыка Израиля должен был родиться в Вифлееме.
Вера в то, что Мессия должен родиться от девы, основана на тексте Книги пророка Исайи.
Сергей Пивоваров выдвинул свою версию родословной Иисуса из Назарета. Он опирается, в частности, на книгу Джеймса Тейбора «Династия Иисуса. Действительная история Иисуса, его королевской династии и рождения христианства»
Джеймс Тейбор по родословным исследовал историю рода Марии – матери Иисуса. Она действительно вела своё происхождение от великих предков – от царя Давида, его сына Нафана по одной линии и первосвященника Аарона – брата Моисея, по другой.
Мария родилась в 18 году до н.э. в семье пророка (наби) Амирана иудейского государства Химьяр (современный Йемен). Мать Марии умерла при родах. Через 3 года умер отец. Он завещал передать девочку на воспитание в Храм. Два года Мария жила на правах дочери у старой бездетной четы Анны и Иоахима (по еврейскому закону бездетная жизнь считается грехом). С 5-ти до 13 лет Мария воспитывалась при Храме. В Храмовых записях про Марию всё фиксировалось: попала она туда в 15 году до н.э.
Беременность Марии началась в конце 6-го года до н.э.
Насилие якобы совершил Авдий Пантера. Авдий Пантера был греком из финикийского города Сидона и, возможно, иудейского вероисповедания. Он был не намного старше Марии.
В раннехристианских источниках I-II веков упоминался «Иешуа, сын Пантеры». Пантера – распространённое имя среди римских солдат, в переводе с арамейского означает «слуга Божий». По-гречески «пантерой» солдат мог быть назван за свои силу и ловкость. Умер Авдий в возрасте 62 лет.
Беременная Мария вначале 3 месяца скрывалась в горах Галилеи у сестры матери – тетки Елисаветы, которая сама была беременна. За 6 месяцев до родов Марии, Елисавета родила Иоаханана («угодный Богу»). Будущий Иоанн Креститель был двоюродным братом Иисуса Христа.
Догмат о непорочном зачатии впервые появился лишь в 374 году у христианского богослова Епифания. Самозачатие женского организма («партеногенез») в принципе невозможен. Без участия в зачатии двух полов рождаются на Земле лишь простейшие организмы и изредка змеи, акулы. Хотя сегодня зачатие девственницы уже не проблема.
В мифе о непорочном зачатии бога воплотилась греко-римская мифологическая традиция о происхождении всех талантливых людей от Зевса-Юпитера – подобно Гераклу, Орфею, Персею, Тезею, Ахиллу, Александру Великому и т.д.
Сам Иисус говорил в Нагорной проповеди, что «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф.5:9), что есть метафора и во множественном числе.
В христианском тексте IV века «Деяния Пилата» обвинение на суде над Иисусом у Пилата звучит так: «Ты рождён от любодеяния». Что свидетельствует о продолжительности существования обвинения в незаконном происхождении.
Противники Иисуса также пытались его очернить: «Мы не от любодеяния рождены» (в отличие от тебя). (Евангелие от Иоанна 8:41).
Мария, как известно, забеременела в момент отсутствия Иосифа. (Евангелие от Матфея 1:19-25).
34-х летний Иосиф, узнав о случившемся с представительницей знатного рода, предложил Марии выйти замуж, чтобы оградить её от позора, и признать будущего ребёнка своим сыном. Иосиф тоже восходил по предкам к другому знаменитому сыну царя Давида – Соломону.
Скрываясь от римской переписи, Иосиф и Мария двинулись в предместье Иерусалима Вифлеем. Иудеи противились переписи для налогообложения, считая её унижением, подобно счёту скота. В начале сентября 5-го года до н.э. в Вифлееме родился Иешошуа, сокращённо Иешуа («спаситель» на иврите).
Во время преследований рода Давида царём Иродом Антипой, семья Иисуса на некоторое время подалась в Египет. Когда Иисус немного подрос, они вернулись в окрестности родного Назарета.
«Назарет» означает «Ветвь». Там селились ответвления рода царя Давида, коими были Иосиф и Мария. Жителей Назарета (назареев) не следует путать с членами Кумранской общины ессеев – назОреев (по древнееврейски – «отделившиеся»).
Иисуса Христа ещё называли Назареем, поскольку «назареи» переводится, как «мессианисты» или люди Ветви, произрастающей из корня линии Давидовой – выражение пророка Исайи.
В родном Назарете Иисуса не воспринимали всерьёз, помня его историю незаконного рождения. Возможно, этим объясняются сложности характера мальчика.
Помимо Иисуса в семье у Иосифа и Марии было ещё четыре мальчика и две девочки. Об этом есть упоминание в Евангелие от Марка (первое из четырёх, написанное в 70 году н.э.).
Детей иудеи величали по отцу. Поминание по матери означало только одно – рождение вне закона. «Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли, между нами, Его сёстры?» (Саломея и Мария). (Евангелие от Марка 6:3).
Одни исследователи считают, что у Марии в браке родились дети от Иосифа. Другие полагают, что у Марии не было детей, кроме Иисуса Христа. Названные в Евангелии Его братьями лица, по мнению историков и библеистов, были либо детьми Иосифа от первого брака (т.е. сводными братьями Христа), либо двоюродными братьями (для античного Востока характерно использовать для обозначения двоюродных братьев те же слова, что и для обозначения родных).
Возникающие разночтения могут свидетельствовать либо об отсутствии чётких исторических сведений о рождении и жизни Иисуса из Назарета, либо о намеренных искажениях и подтасовках, сделанных позднее.
Евангелия, на основании которых возникли «Иисус» и христианство, во многом напоминают символизм египетских, шумерских и вавилонских школ мистерий, связанных с солнцепоклонничеством, секретными ритуалами и прочими эзотерическими концепциями. Это одна и та же базовая история о «рождённом 25 декабря» и «умершем за человечество».
Когда я был в Египте, то заинтересовался общими чертами древнеегипетской и христианской мифологии. Изучая древнюю мифологию, невольно наталкиваешься на факты, которые заставляют по-новому взглянуть на христианскую религию. Приведу некоторые из них.
В книге Логари Пужол «Иисус родился на 3000 лет раньше Христа» говорится, что уже за 3000 лет до Р.Х. фараон считался сыном Бога. Фараон был одновременно и человеком и божеством, как затем Иисус из Назарета. Фараон был посредником между богами и людьми. Фараон воскресает, как затем Иисус. Фараон возносится на небеса, как и Иисус.
Существует египетский текст, написанный демотическим письмом и датированный 550 годом до Р.Х., «Миф Сатни», рассказывающий следующее: «Тень бога предстала перед Махитускет (Mahitusket) и объявила: будет у тебя сын и назван он будет Си-Осирис!». Махитускет – «Благодатная»! А Си-Осирис означает «сын Осириса», то есть сын бога…
В египетской мифологии Сет хочет убить младенца Гора, и его мать Исет вынуждена бежать с ним, точно так же как Святое семейство бежит в Египет. Новорождённому Иисусу волхвы преподносят золото, ладан и мирра. Египтяне относились к ним как олицетворениям бога Ра: золото было его плотью, ладан – его благоуханием, мирра – его ростками.
Изображение так называемого «доброго пастыря» сотни раз встречается в египетских храмах. Обрезание – ритуал, распространённый среди египетских жрецов. В сказании Сатни, 12-летний Си-Осирис спорит с мудрецами из храма. Так же как об Иисусе нам рассказывает потом Евангелие от Луки (2:42-49). Хотя сам евангелист Лука никогда Иисуса не видел, а писал по пересказам.
Обряд крещения совершался ещё над фараоном в водах Нила. Всё это находится в старинных папирусах, египетских барельефах и рисунках. На рисунке, датированном 300 годом до Рождества Христова, Птолемей стоит напротив Исет (Исида), а Исет говорит ему: «Я подарю тебе все царства Земли». В Евангелии Сатана будет искушать Иисуса, повторив эту фразу слово в слово.
Интересна роспись скамьи, которая находится в гробнице Пахира (1500 год до Р.Х.). На ней изображено превращение фараоном воды в вино. То же чудо, что сотворил Иисус на свадьбе в Кане галилейской. Кувшинов на росписи ровно шесть. В чуде, сотворённом Иисусом, кувшинов тоже было шесть.
Теологи до сих пор спрашивают, почему именно шесть? Да потому что они были воспроизведены по египетскому рассказу.
Чудо о хлебах и рыбе сделал бог Себек, как об этом рассказывается в «Текстах Пирамид», датированных 3000 годом до Р.Х. Себек – это бог-крокодил, раздававший рыбу и хлеб людям, жившим в Фаюмском оазисе. И он ходил по воде, как Иисус по морю галилейскому.
В готических росписях со сценами волшебной ловли рыбы апостолами в море галилейском, изображённые рыбы это «tilapias niloticas», разновидность, обитающая только в Ниле.
Иисус входит триумфально в Иерусалим как «царь» – верхом на осле. То есть, как победитель зла: ослом в Египте был Сет – бог, убивший Осириса, сын которого (Гор) обращает его в осла и садится верхом.
Осирис, бог-покровитель посевов, ежегодно умирая, давал египтянам возможность есть свою плоть (хлеб). А в «Текстах Пирамид» он также называется «Господином вина». Осирис даёт испить своей крови из бокала своей супруге Исет (Исиде), чтобы та узнала его после смерти.
Что касается воскрешения и вознесения Иисуса, в Египте существовал ритуал «воскрешения» мёртвого фараона, (в нём принимали участие женщины) в результате чего правитель «возносился на небеса».
Молитва «Отче наш, Иже еси на небесах! Да святится имя Твоё…» находится в египетском тексте, датированном 1000 годом до Рождества Христова, известном как «Молитва слепого». В том же самом тексте находится то, что впоследствии станет Благодатью Иисуса. Вся теология Древнего Царства проявится затем в фигуре Иисуса … Также в Ветхий Завет (600 лет до Р.Х.) введён монотеизм фараона Эхнатона (Аменхотепа IV, 1360 г. до Р.Х.)
Евангелия были составлены эрудитами-священниками, иудеями и египтянами из храма Сераписа в Саккаре (Египет). Они слово в слово воспроизвели тексты египетских папирусов.
Чтобы понять древнеегипетские корни христианства, во время посещения Египта я побывал в Карнакском храме и даже залез внутрь пирамиды Хеопса. К моему удивлению, размер тоннеля, ведущий вглубь пирамиды, был как раз такой, как я описал в своём романе «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак».
Елена Блаватская в книге «Эзотерический характер евангелий» пишет:
Дитя, иудейское имя которого изменено в имя Иисуса, родилось в Палестине на 105 лет ранее принятой даты рождения Иисуса Христа, во время консульства Публия Рутилия Руфа и Гнея Маллия Максима. Родители его были бедны, но происходили из благородного рода и воспитывали его на еврейских Св.Писаниях. Пламенная религиозность и ранняя серьёзность отрока Иисуса побудили его родителей посвятить его религиозной и аскетической жизни. Когда ему исполнилось девятнадцать лет, он вступил в монастырь ессеев, находившийся близ горы Сербал; монастырь этот охотно посещался учёными, направлявшимися из Персии и из Индии в Египет…
Когда в 2010 году я был в Италии, то подарил свой роман-исследование об Иисусе Христе «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак» Папе Римскому Бенедикту XVI. В своей книге «Иисус из Назарета: рассказы о детстве» Бенедикт XVI утверждал: Иисус родился не 25 декабря, и не в Вифлееме, и за три-четыре года до нашей эры. В хлеву, где Иисус появился на свет, не было животных, которых обычно изображают в рождественских вертепах на праздничных картинах.
По мнению доктора филологических наук, профессора Ивана Андреевича Есаулова главным праздником в западной христианской традиции является Рождество. А в традиции восточной церкви главным является празднование Воскресения.
В западной культуре акцентируется не смерть и последующее воскресение Христа, а рождение Христа, дающее надежду для земного мира. Приход Христа в мир даёт основания надеяться на преображение этого мира.
Западной версии ближе земная сторона природы Христа (сын человеческий). В православии ближе его божественная сущность.
В русской культуре именно Пасха является главным праздником, поскольку пасхальное спасение прямо указывает на небесное воздаяние, а не земное, не преображение мира, а себя в мире!
Во время подготовки к написанию романа-исследования «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак», я изучил многие книги по истории христианства. В частности, книгу английского богослова Фредерика Фаррара «Жизнь Иисуса Христа» (1873), из которой почерпнул много исторических фактов. Например, что разбойник (зелот) Варавва и проповедник из Назарета носили одно и то же имя – Иисус. На этом я построил свою коллизию сюжета. Кто же из двух Иисусов был Христом? Почему иудеи выбрали не проповедника любви Иисуса Назарея, а Иисуса Варавву – разбойника и убийцу (хотя на самом деле борца с римлянами).
На мой взгляд, Иисус Христос был призван показать примером своего самопожертвования путь к Отцу, ведущий через соблюдение заповедей и реализацию закона любви.
Если бы Иисус показал знамение, которого от него требовали, то тем самым Он перечеркнул бы главную цель своей жизни — приблизить человека к Богу.
Никакое насильственное вмешательство и воспитательное воздействие со стороны не поможет. Люди могут только сами спасти себя, и тем изменить мир к лучшему…
Единственное спасение состоит в том, чтобы научиться ЛЮБИТЬ, ЛЮБИТЬ НЕСМОТРЯ НИ НА ЧТО»
(из моего романа «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак» на сайте Новая Русская Литература
Так что же вы хотели сказать своим постом? – спросят меня.
Всё, что я хочу сказать людям, заключено в трёх основных идеях:
1\ Цель жизни – научиться любить, любить несмотря ни на что
2\ Смысл – он везде
3\ Любовь творить необходимость.
ВСЁ ЕСТЬ ЛЮБОВЬ
Поздравляю с праздником Рождества Христова!
А по Вашему мнению, В ЧЁМ ТАЙНА РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА?
© Николай Кофырин – Новая Русская Литература
Метки: Блаватская, Вифлеем, Галилея, Иисус Христос, Назарет, Николай Кофырин