Меня всегда восхищали художники – люди не от мира сего – способные жить в нищете и жертвовать собой ради занятий искусством. Во все времена жизнь художника в широком смысле этого слова (поэта, писателя, певца, актёра, музыканта и т.п.) была нелегка. Но если раньше художников опекали, то сейчас они вынуждены выживать.
При советской власти большинство художников были включены в творческие союзы и материально поддерживались государством. А сейчас творцов отпустили на «вольные хлеба». Художники стремились к свободе – и они её получили. При абсолютной творческой свободе, творцы вынуждены строить стратегии выживания в поисках востребованности.
22 декабря 2016 года на Новой сцене Александринского театра я участвовал в дискуссии «Художник в ХХ веке. Стратегии выживания».
Как выжить художнику в наше непростое время? – А когда времена были простые?
Когда же художнику было труднее: в ХХ веке или сейчас – в веке XXI ?
Для художника актуально не только физическое выживание, но выживание и психическое, и социальное. Ради своего увлечения искусством художники готовы жертвовать всем: жить впроголодь, конфликтовать с властью, эмигрировать из страны.
В простые времена художнику жить не интересно. Именно в трудные времена создаются шедевры.
По мнению признанного знатока истории Петербурга Льва Лурье, для художника в XX веке существовало четыре основных стратегии выживания: 1\ вписаться в систему, 2\ выбрать неидеологизированные области творчества, 3\ андеграунд, 4\ встать на путь борьбы с действительностью. Большинство художников прогибались между 2 и 3 пунктом.
В начале 80-х годов прошлого века я работал в НИИ комплексных социальных исследований Ленинградского университета. Однажды к нам в лабораторию проблем молодёжи пришёл парень и предложил мне прочитать его рассказ. Для меня это было открытие андеграунда.
Ленинградские группы андеграунда в 1950-60-х годах в условиях советской тоталитарной диктатуры были очагами свободы. Чтобы решиться на творчество, которое могло быть расценено как преступление, нужен был героизм.
В нашем НИИ некоторое время работал Борис Гребенщиков. Но после одного своего выступления, его дело рассматривали на комсомольском бюро и попросили уйти из института.
Творчество рок-музыкантов было формой социального протеста. Всем нам хорошо известны имена: Виктор Цой, Костантин Кинчев, Борис Гребенщиков и другие. За своё творчество был убит Игорь Тальков.
Всем запомнились ругательные высказывания Хрущёва по поводу произведений авангардистов: «Вызывает ли это какое-нибудь чувство? Хочется плюнуть! Вот эти чувства – вызывает». «Это педерастия в искусстве! Так почему, я говорю, педерастам – 10 лет, а этим – орден должен быть?»
В марте 1963 года на встрече с интеллигенцией в Кремле Никита Хрущёв под аплодисменты большей части зала кричал, обращаясь к поэту Андрею Вознесенскому: «Ишь ты какой Пастернак нашёлся! Мы предложили Пастернаку, чтобы он уехал. Хотите завтра получить паспорт? Хотите?! И езжайте, езжайте к чёртовой бабушке. Убирайтесь вон, господин Вознесенский, к своим хозяевам!»
Из-за опубликованного на Западе стихотворения «Нобелевская премия» Пастернак в феврале 1959 года был вызван к Генеральному прокурору СССР Р.А.Руденко, где ему угрожали обвинением по статье 64 «Измена Родине». Предлагали даже лишить Пастернака советского гражданства и выслать из страны. Председатель КГБ Владимир Семичастный (по указанию Хрущёва) сказал следующее: «… как говорится в русской пословице, и в хорошем стаде заводится паршивая овца. Такую паршивую овцу мы имеем в нашем социалистическом обществе в лице Пастернака, который выступил со своим клеветническим так называемым «произведением»…» (имеется в виду роман «Доктор Живаго» – Н.К).
Когда я учился в Университете, то часто посещал неформальные выставки авангардистского искусства, дружил со многими художниками-нонконформистами. Помню общественный резонанс по поводу выставки в ДК им. И.И.Газа; помню также выставку художников в ДК «Невский» в 1975 году. Это был глоток свободы!
Началом освобождения искусства от идеологии стала так называемая «бульдозерная выставка» в Москве. Поскольку художникам-авангардистам запрещали официально выставляться, 15 сентября 1974 года они организовали неофициальную выставку своих картин на открытом воздухе на опушке Битцевского лесопарка в Беляево.
Акция была жестоко подавлена властями с привлечением большого количества милиции, а также с участием поливочных машин и бульдозеров, отчего и получила название «бульдозерная выставка». Картины ломали, художников увозили в участок, где заявляли: «Стрелять вас надо! Только патронов жалко…»
Творчество всегда было территорией свободы человеческого духа. Художники отстаивают право на инакомыслие, право быть собой. Все они обладают инстинктом свободы. В СССР некоторые за своё свободолюбивое творчество были привлечены к уголовной ответственности. Например, художник Юлий Рыбаков отсидел 6 лет. Теперь он президент «Арт-центра «Пушкинская-10», бывший депутат Госдумы РФ.
10 ноября 2014 года я был в Эрмитаже на научной конференции «Территория свободы». Цель конференции — через историю нонконформистского движения в городе на Неве показать важность сохранения в искусстве инстинкта свободы.
Я поинтересовался у самих художников, как они понимают, почему творчество часто преступление.
Куратор Анастасия Пацей считает, что искусство – это преступление против обыденности, против необразованности. Это очень мощное оружие, но которое всё-таки борется со злом во имя добра.
Доктор философских наук Николай Суворов подчеркнул, что искусство – территория свободы. Он считает, что творчество – это преступление против кровати, против «тёплого местечка», против семьи, это преступление перед традицией, потому что всякое творчество традицию хочет убить.
Валентин Самарин (Тиль) полагает, что без преступления нет творчества. Потому что нужно что-то преступить, нужно выйти в другое пространство, чтобы творить. Поэтому творчество это преступление.
Творчество – это преступление над обыденностью. В творчество художник привносить часть своей натуры. Каждый человек этим занимается.
«Гений не следует нормам, он нарушает и создаёт их», – писал Иммануил Кант.
«Каждый новый шаг вперёд необходимо является оскорблением какой-нибудь святыни, бунтом против старого, но освящённого привычкой порядка», – писал Питирим Сорокин.
Известного композитора Рихарда Вагнера преследовали как «политического преступника».
Английский писатель Оскар Уайльд, как известно, отсидел в тюрьме не просто за гомосексуальную связь, но, не в меньшей степени, за своё творчество, которое расценили как пощёчину общественному вкусу.
В декабре 1998 года художник Авдей Тер-Оганян показал беспрецедентный перфоманс – он разрубил несколько икон на выставке «Арт-Манеж». Этот перфоманс был расценён православными как оскорбление чувств верующих. Дирекция ответила, что каждый имеет право выставлять то, что хочет. Художнику предъявили обвинение по 1-й части статьи 282 УК РФ (возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды).
Может ли произведение искусства быть преступлением?
Может, если в действиях художника или в художественном произведении усмотрят возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства, призывы к свержению государственного строя, пропаганду наркомании, педофилии или оскорбление чувств верующих.
Недавно вместе с семьёй покинул родину известный художник-акционист Пётр Павленский после того, как против него было подано заявление о насильственных действиях сексуального характера. По словам скандального художника, в России его самого и сожительницу обвиняют в сексуальном насилии. Павленский назвал обвинения клеветой. Теперь он собирается просить убежища во Франции.
Известный литературовед и общественный деятель Ирина Дмитриевна Прохорова на «Прямой линии» с Президентом РФ Владимиром Путиным выразила опасение: «Начинаются какие-то гонения на современное искусство, которое начинают обвинять во всех немыслимых и мыслимых грехах».
7 января 2017 года Патриарх Кирилл в интервью телеканалу «Россия 1» сказал:
«Творчество и культура должны возвышать человеческую личность. Если постановка, фильм, произведение искусства, литературное произведение поднимает человека, если оно даёт ему силы любить, жертвовать, трудиться, уважать другого, — значит, это подлинная культура. <…> Что-то в изображениях на религиозную тематику может быть не вполне удобно для моего восприятия, но я с уважением отношусь к творчеству настоящих художников…»
Каждого сколько-нибудь настоящего художника, пытавшегося говорить правду, власть всеми способами уничтожала. Существуют версии, будто А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова убили по приказу царя под видом дуэли, а А.С.Грибоедова царь намеренно отправил в опасный Тегеран. П.Я.Чаадаев за свои «Философские письма» был официально объявлен сумасшедшим, труды его были запрещены к публикации в имперской России. К расстрелу был приговорён Ф.М.Достоевский за участие в антиправительственном заговоре. Расстрел заменили на каторгу, где писатель провёл много лет.
В России литераторы почему-то не могли заняться другим делом и потому нищенствовали. Помяловский должен был жить, как последний пролетарий. Курочкин два года жил на жалованье в 14 рублей в месяц, постоянно нуждался в самом необходимом, хворал и умер от истощения. Н.Е.Чернышев умер от нужды… Надсон даже в самый разгар своей литературной деятельности настолько был материально необеспечен, что не в состоянии был завести себе шубу.
Добролюбов буквально принёс себя в жертву ненасытному Молоху – литературе и в три года сгорел до тла… Островский страдал безотчетною пугливостью и постоянно находился в каком-то тревожном состоянии. Вс.Гаршин страдал меланхолией и острым умопомешательством. В конце концов он бросился в пролёт лестницы дома и расшибся до смерти. Батюшков сошёл с ума. Г.И.Успенский по слухам, был безнадёжно болен умопомешательством. Помяловский умер от белой горячки. Н.Успенский перерезал себе горло.
За свою эпиграмму «Кремлёвский горец» («Мы живём, под собою не чуя страны…») Осип Мандельштам был арестован и умер в пересыльной тюрьме.
В тюрьме чекисты убьют и крестьянского поэта Клюева, расстреляют писателя Пильняка.
Поэт Николай Гумилёв 3 августа 1921 года был арестован по подозрению в участии в заговоре «Петроградской боевой организации В.Н.Таганцева» и расстрелян.
По ленинградскому «писательскому делу» в октябре 1937 года был арестован Бенедикт Лифшиц, 21 сентября 1938 года расстрелян.
Михаил Кольцов в 1938 году был отозван из Испании и в ночь с 12 на 13 декабря того же года арестован в редакции газеты «Правда». 1 февраля 1940 года был приговорён к смертной казни по обвинению в шпионаже и расстрелян.
Исаак Бабель был приговорён к высшей мере наказания и расстрелян 27 января 1940 года по обвинению в «антисоветской заговорщической террористической деятельности» и шпионаже.
Спецслужбами (по одной из версий) будто бы по поручению Сталина был отравлен и Алексей Максимович Пешков, вошедший в нашу литературу под псевдонимом Максим Горький. Накануне смерти Горького заменили весь медперсонал и медсестру, дававшую ему лекарства. В момент смерти у постели писателя была только его последняя любовница – Мария Будберг, являвшаяся агентом НКВД. Не имея никакого медицинского образования, именно она дала Горькому какое-то последнее лекарство в его жизни, которое он пытался выплюнуть.
Членам творческих союзов в СССР оказывали материальную поддержку, соответственно «рангу». Авторов просто подкупали, чтобы они писали то, что было нужно властям. Союз писателей отказал Александру Грину в пенсии с формулировкой: «Грин – наш идеологический враг. Союз не должен помогать таким писателям! Ни одной копейки принципиально!»
Александр Грин страдал от алкоголизма и умер в нищете, забытый всеми. «Эпоха мчится мимо. Я не нужен ей – такой, какой я есть. А другим я быть не могу. И не хочу».
Многие не признанные на родине авторы были вынуждены эмигрировать за границу. Автор «Окаянных дней» Иван Алексеевич Бунин уехал за границу, и больше на родину не вернулся, хотя его неоднократно приглашали.
Вернувшаяся в 1939 году в СССР Марина Цветаева 31 августа 1941 года покончила с собой (повесилась).
А сколько творцов сгинуло в сталинском Гулаге?!
Показательно, что треть участников Первого съезда писателей (182 человека) погибли в течение нескольких следующих лет в тюрьмах и ГУЛАГе.
Создатель «Розы Мира» Даниил Андреев сидел в тюрьме по 58 статье, как и отец отечественного ракетостроения Сергей Павлович Королёв.
Александр Фадеев 13 мая 1956 года застрелился из револьвера. В предсмертном письме в адрес ЦК КПСС он написал: «Не вижу возможности дальше жить, так как искусство, которому я отдал жизнь свою, загублено самоуверенно-невежественным руководством партии и теперь уже не может быть поправлено. <…> Жизнь моя, как писателя, теряет всякий смысл, и я с превеликой радостью, как избавление от этого гнусного существования, где на тебя обрушивается подлость, ложь и клевета, ухожу из жизни…»
Поскольку в СССР многие художественные произведения не печатались, литераторы переправляли их на Запад. С 1958 года писатели А.Д.Синявский (под псевдонимом Абрам Терц) и Ю.М.Даниэль (Николай Аржак) публиковали за рубежом повести и рассказы с критическим настроением по отношению к Советской власти.
Когда КГБ выяснил, кто скрывается под псевдонимами, писателей обвинили в написании и передаче для напечатания за границей произведений, «порочащих советский государственный и общественный строй». Даниэль был осуждён на 5 лет лагерей по предъявленной ему статье 70 УК РСФСР «антисоветская агитация и пропаганда». Синявский был приговорён к 7 годам лишения свободы в исправительно-трудовой колонии строгого режима.
Показательна судьба поэта Иосифа Бродского. В СССР Иосифа Бродского считали бездарем и тунеядцем. После публикации в газете «Вечерний Ленинград» статьи «Окололитературный трутень» вышла подборка писем читателей, которые требовали привлечь тунеядца Бродского к ответственности. Поэта арестовали. С февраля по март 1964 года прошли два судебных процесса. В итоге поэта приговорили к пяти годам принудительного труда в отдалённой местности.
Близкий друг Иосифа Бродского Яков Гордин (главный редактор журнала «Звезда») рассказал мне, почему Бродский не был тунеядцем ни по жизни, ни по закону.
Иосиф Бродский и Александр Солженицын были высланы из СССР.
В 1970 году А.И.Солженицыну была присуждена Нобелевская премия по литературе с формулировкой «за нравственную силу, с которой он следовал непреложным традициям русской литературы». В результате Александр Солженицын был исключён из Союза писателей СССР.
Также по политическим мотивам из Союза писателей были исключены А.Синявский, Ю.Даниэль, Н.Коржавин, Л.Чуковская, В.Максимов, В.Некрасов, А.Галич, Е.Эткинд, В.Войнович, Виктор Ерофеев, Е.Попов и др.
Многие писатели и художники не выдержали тоталитарной диктатуры и покинули СССР. Некоторые просто не возвращались и оставались на Западе, как, например, Андрей Тарковский, Михаил Барышников, Рудольф Нуриев, Юрий Любимов и другие.
«Что такое, собственно говоря, искусство?» – размышлял Андрей Тарковский. – «У меня нет никакого сомнения, в том, что искусство – это долг, то есть, если ты что-то создаёшь, ты чувствуешь, что должен это сделать». «Мне кажется, мы должны использовать наше пребывание на земле, чтобы духовно возвыситься».
«У человека должны быть ограниченные материальные потребности и безграничные – духовные. Только так можно достойно прожить каждому из нас и всему человечеству», – говорил Сальвадор Дали.
В последние годы жизни Дали продавал чистые полотна со своей подписью. Он презирал «ценителей живописи», называя их «идиотами».
«Наше время – эпоха пигмеев, – говорил Дали. – Остаётся только удивляться тому, что гениев ещё не травят, как тараканов, и не побивают камнями».
«В наше время, когда повсеместно торжествует посредственность, всё значительное, всё настоящее должно плыть или в стороне, или против течения».
Известна печальная судьба художников Гогена и Ван-Гога. Недавно я побывал на выставке «Винсент Ван-Гог. Ожившие полотна». Всю жизнь он боролся с бедностью, некоторое время лечился в психлечебнице. Инсталляции картин и рассказ о гениальном художнике напомнили мне высказывание Диогена: «Я не сумасшедший. Только ум мой не такой, как у вас».
Мой учитель доктор юридических наук, профессор Я.И.Гилинский подарил мне свою новую книгу «Творчество как позитивная девиантность». Давно замечено, что негативные отклонения и позитивные взаимосвязаны, как связаны гений и сумасшествие. Творческий процесс и самого творца часто воспринимают как отклонение от нормы и даже как патологию.
По мнению американского ученого П.Хилла, творчество «можно определить как успешный полёт мысли за пределы неизвестного».
Зигмунд Фрейд понимал творческий акт как реализацию сексуальной фантазии, а творческую активность считал результатом сублимации сексуального влечения.
Эрих Фромм понимал креативность как способность удивляться, умение находить решения в нестандартных ситуациях, способность глубокого осознания собственного опыта и открытие нового.
Всякое новое есть нарушение привычного, переформатирование старого, открытие неожиданного. В результате художник может оказаться как на вершине признания, так и на дне общества.
Шопенгауэр говорил о том, что гений попадает в цель, которую никто не видит.
«Не нацеливайся на успех – чем большее ты сделаешь своей целью, тем больше шансов промахнуться, – пишет Виктор Франкл в книге «Человек в поисках смысла». – Успеха, так же как и счастья, нельзя добиваться – он должен приходить естественно… как побочный результат полного посвящения себя течению событий, большему, чем ты сам».
Художники являются некоей аномалией. Поэтому они часто выпадают из общества. Многие из них могут страдать психическими и физическими расстройствами.
Творчество часто граничит с безумием. Эмиль Дюркгейм говорил, что гений и сумасшедший очень близкие понятия.
Может ли искусство свести с ума?
Примеров тому множество. Композитор Чюрлёнис, художник Врубель, скульптор Камилла Клодель и множество других. Ги де Мопассан закончил жизнь в сумасшедшем доме. Сошёл с ума и Фридрих Ницше.
Для настоящего художника наградой является наслаждение процессом творчества, вне зависимости от результата. Утрата творчества равносильна потере смысла существования, что может привести к безумию или самоубийству.
Стоит ли искусство того, чтобы ради него жертвовать своей жизнью?
Для настоящего художника это не вопрос. «Нужно служить, отдавать себя в жертву искусству», – считал Андрей Тарковский.
Творчество имеет множество негативных последствий. Творческий процесс поглощает художника настолько, что он готов не спать, голодать, не иметь никаких социальных гарантий, и даже признания.
Многие художники так описывают состояние творческого вдохновения: «идеи падают с небес», «мысли льются», «открывается канал».
Композитор Альфред Шнитке признавал: «Кто-то диктует, а я записываю».
Ньютон в последние годы творчества писал: «…Бог пребывает всюду, также и в вещах». «Это он является посредником между телами, он соединяет воедино составляющие мир тела…»
Ньютону временами казалось, что он сходит с ума, что его преследуют.
Художники, как правило, шизоиды. Многие страдают маниакально-депрессивным психозом, а некоторые и шизофренией.
У Н.Некрасова была циклотимия – мягкая форма маниакально-депрессивного психоза.
Александр Блок, Ницше, Чюрлёнис, Хлебников, Гильдерлин, Врубель и многие другие художники страдали психическими расстройствами.
Н.В.Гоголь страдал тафефобией – боязнью быть похороненным заживо. Перед смертью Гоголь двое суток провёл без воды и пищи на коленях перед иконой. Гоголь был болен неизлечимой болезнью, и умер от нежелания жить.
Болели психическими расстройствами Ф.М.Достоевский, В.М.Гаршин, В. Ван-Гог, А.Стриндберг, Сальвадор Дали, Р Шуман и многие другие.
Ф.М.Достоевский был эпилептиком, также как Петрарка, Мольер и Флобер.
На разных этапах жизни более или менее выраженные признаки нездоровья обнаруживали Н.А.Некрасов, А.А.Фет, И.А.Гончаров, Л.Н.Толстой, А.М.Горький.
Многие художники совершали попытку самоубийства.
Афанасий Фет страдал продолжительными периодами тоски и отчаяния. «Добровольно иду к неизбежному», – написал Фет в своей предсмертной записке.
В страшных мучениях умер автор известного произведения «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н.Радищев. Он покончил с собой, выпив яд.
Писатель А.К.Толстой ввёл себе слишком большую дозу морфия (которым лечился по предписанию врача), что привело к смерти писателя.
Художник живёт на грани душевной болезни, но часто именно благодаря ей и приходит вдохновение. После прилива творческой энергии возникает чувство опустошения, упадничества, кризиса. Для воссоздания состояния вдохновения некоторые художники прибегают к таким заменителям как алкоголь, наркотики, игра в азартные игры. Пристрастием к игре в рулетку страдал Ф.М.Достоевский. А.С.Пушкин числился в полицейском списке игроков, как «известный в Москве банкомёт». По воспоминанию друзей, Маяковский страдал лудоманией.
Владимир Маяковский был невротиком, часто впадал в истерику, плакал. Ему принадлежат строки: «…Я обвенчаюсь с моим безумием» (поэма «Владимир Маяковский); «Да здравствует снова мое безумие» (поэма «Человек»). «А сердце рвется к выстрелу, а горло бредит бритвою…»
В итоге Маяковский застрелился из револьвера, подаренного ему ГПУ.
Самоубийство Сергея Есенина тоже наделало много шума. Говорят, что Есенин повесился от душевной тоски. Ещё в 1916 году он восклицал: «В зелёный вечер под окном!! На рукаве своём повешусь…» 28 декабря 1925 года Сергея Есенина нашли мёртвым в ленинградской гостинице «Англетер». Некоторые убеждены, что самоубийство было инсценировано НКВД по указанию Сталина.
По воспоминаниям близких друзей, Сергей Есенин в последние месяцы своего трагического существования бывал человеком не больше одного часа в сутки. От первой утренней рюмки уже темнело его сознание.
Алкоголизм погубил многих талантливых художников. Александр Фадеев в течение многих лет страдал алкоголизмом. В состоянии тяжёлой депрессии, вызванной очередным приступом, Фадеев покончил жизнь самоубийством.
Алкоголизм и наркомания сгубили Владимира Высоцкого. По утверждениям жены Высоцкого Марины Влади, её мужа убили наркотики, которые он употреблял по предписанию врача, чтобы излечиться от алкоголизма. Если верить последнему фильму «Высоцкий», то в смерти поэта были замешаны органы госбезопасности (КГБ).
Есть мнение, что для успешного творчества художник должен быть голоден и одинок. Преодоление страданий, дискомфорта и неустроенности стимулируют его творить. Жизнь в ужасных условиях для многих служит стимулом вызвать вдохновенные состояния. Однако игнорирование потребности в пище, во сне, в сексе, приводит не просто к физическому истощению, но и к потере сна, что грозит физическими и нервно-психическими расстройствами.
По мнению Владимира Козлова, творчество – выражение предельного эгоизма, оно сверхчеловечно! В процессе творчества человек как бы вырастает из себя и становится проводником божественных начал. В творческом процессе художник погружается в переживание вечности, он вне времени. Упоённый состоянием вдохновения, художник часто безразличен к результату творчества, ему важен лишь сам процесс.
Художники, как правило, плохие торговцы, и не могут продать результаты своего творчества. Их непрактичность часто служит предметом злорадства людей обыденных.
Художник часто сам роет себе яму неприязни, а в итоге оказывается в изоляции как непонятый всеми чужой странный непонятный необыкновенный чужак.
Лично я сел писать роман «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак», когда оказался инвалидом, брошенный всеми, фактически без средств к существованию. Творчество для меня было своеобразным преодолением страха смерти. В романе-быль «Странник» (мистерия) я подробно проанализировал различные взгляды на процесс творчества.
Но писателем я себя не считаю. Писатель тот, кто может писать на заказ. Я не могу.
9 января 2017 года в библиотеке имени Маяковского в Санкт-Петербурге (Фонтанка, 46) состоялась дискуссия «Стратегии выживания в поисках востребованности». В ней приняли участие Дмитрий Тёткин, Инна Игрунина, Катя Дар, Марина Бойко, Денис Боевич, Марко Москера (Эквадор), Павел Полянов, Софья Кочергина, Ася Шнейдерман.
Сегодня идёт непримиримая борьба за выживание. Обласканные властью художники «как сыр в масле». А неподкупные и непризнанные выживают как могут.
«Именитые мастера» захватили бюджетные средства и на них создают свою «нетлентку», которая мало кому интересна. В то время как настоящие таланты вынуждены нищенствовать и собирать деньги через краудфандинг.
Властители часто выступают заказчиками для художников, тем самым подкупая их и заставляя себе служить. Некоторые художники сами готовы служить власть держащим, и делают всё, что прикажут, лишь бы им платили. Такая, с позволения сказать, «проституция» губительно сказывается на таланте.
Подкупая «продажных» художников, власть ставит их на ключевые командные посты, чтобы через них контролировать культурный процесс. «Назначенные авторитеты» сами не подают пример создания шедевров, но решают, что есть искусство, кто художник, а кто тунеядец.
Настоящие художники, как правило, «аутсайдеры», не состоящие в творческих союзах и не дружащие с «творческой мафией». Они «исключённые», они «тунеядцы».
Сегодня есть «обойма» официально признанных «творцов», остальные составляют новый «андеграунд».
«Литературная» и прочая «мафия» превратили в личную кормушку то, что принадлежало всем. За свою лояльность они получают заказы из бюджета и успешно «распиливают» их. Эти «псевдотворцы» принимают зрителей за идиотов, которым можно втюхивать ерунду под густым слоем рекламы. «Посмотрите – чтобы поверить». Они уверены, что люди – дураки, и поверят.
Признанные «авторитеты» признают «сумасшедшими» всех, кто готов вступить с ними в соревнование. Против «неугодных» творцов инспирируются обвинения в сексуальных домогательствах и прочих компрометирующих вещах. Армия наёмных «интернет-ботов» распространяет клевету против «возмутителей спокойствия», обвиняя в несусветных вещах и тем самым подстрекая к возбуждению уголовных дел.
«Псевдокумиры» и «дутые авторитеты», не способные создать шедевр, учат других художников, как жить и творить. Влияние этих «псевдоавторитетов» определяется не их талантом (как правило, его отсутствием), а близостью к власти.
Массовая известность, особенно сегодня, это результат сделки с властью.
Власть использует писателей, писатели используют власть.
В условиях безработицы власть вербует «инженеров человеческих душ», создавая из них «легион» своих «властителей дум». Появились писатели, рождённые в кабинетах власти (так называемый «писательский проект»). Таких «пеЙсателей» награждают премиями, издают многочисленные книги, приглашают выступать на телевидение, раскручивают ботами их сайты, чтобы придать общественный вес и значимость.
Честные художники пытаются говорить правду, но власть их не любит. Искусство в руках государства всегда служило цели оболванивания масс.
Художник тем и нравится, что бросает вызов обществу своим творчеством, своим образом жизни. Ведь привлекает то, на что сам не способен. Писатель должен говорить то, в чём страшно признаться читателю. В конечном итоге, интересует даже не само произведение, а личностный подвиг его создателя, личность самого творца!
Истинное творчество — всегда восстание, истинный художник — всегда революционер.
«Русский философ – это художник», – считает доктор философских наук, профессор В.В.Савчук (мы вместе учились на подготовительном отделении Университета). 21 октября 2016 года он выступил в Русской христианской гуманитарной академии на семинаре «Русская мысль» с докладом «Русский философ как художник».
Жизнь требует искать удобства, неправдою платя за быт. Но не комфорт мне руководство, а Голос, что во мне звучит. Он требует предельно честным быть в каждом слове и в беде, и не искать тёплого места, а быть лишь искренним везде. Плевать на страхи и потери, угрозы жить мне в нищете. Я не хочу удобства цели, важнее мне не лгать себе. Свобода мне важнее денег, любовь превыше, чем расчёт. Мне нужен искренности берег. Всё остальное же — не в счёт!
Я жить хочу, а не … не выживать. Любить, пусть даже и страдать. Но быть или не жить — не выбирать. О хлебе не заботясь о насущном, но о душе — ей праздник создавать! Жить каждым днём, как будто он последний, и без оглядки отдавать, дарить. Ведь завтра… завтра может и не быть. А потому любить, любить, любить! Сквозь суету нужды осознавая то главное, зачем нам жизнь дана, и в каждом шаге Смысл постигая, и то, что свыше наша есть судьба!
Я не считаю себя поэтом, хотя мною записано 1147 вирш. Недавно я пришёл на «Чемпионат поэзии», который проводился в библиотеке Маяковского в Санкт-Петербурге – в бывшем доме голландского посланника во времена Пушкина. На мой вопрос «зачем нужны поэты» я получил весьма интересные ответы.
Чтобы творить, поэту многого не нужно:
Немного тишины, и чтобы жили дружно.
И чтоб вокруг никто его не беспокоил,
И, может быть, обед ему чтоб приготовил.
Художник мир творит, он — демиург, он — бог,
Он слышит зов Небес, он ловит Музы слог.
И требует Господь, чтоб был поэт один,
И дома, и в семье, хоть он не нелюдим.
И потому бежит поэт от лишних слов,
От пошлой суеты, семейных склок, забот,
От мыслей о еде, о сексе, шума — прочь!
Он должен быть один, его подруга — ночь.
Он тонкий инструмент божественных начал,
И требует Глагол, чтобы поэт молчал.
Художник — Музы раб, ревнует Дух его,
Кто служит — даёт всё, а прочим — ничего.
Не сотворит поэт того, что Бог ему не даст,
И должен помнить он про свой последний час.
Не выдумать того, что нет в Мире Идей,
И чтобы сотворить, любить нужно людей,
И верить в то, что Бог поэту говорит,
Ведь истинный поэт не от себя творит.
Как мало нужно чтоб творить художник мог:
Покоя для души, свободы от забот.
Но творчество всегда есть подвиг для души —
Преодолеть себя и воплотить мечты.
Художник видит то, что многим не дано,
В грядущее он зрит сквозь мутное стекло,
Пытаясь Божий Смысл в твореньи разгадать,
И миру возвестить о том, что должно стать.
Художник есть пророк, поэт — пророк вдвойне,
Он возвещает то, что хочется Судьбе.
Он жертвует собой, чтоб им Господь вершил,
Поэт живёт затем, чтоб Бог им мир творил.
Не смеет он просить, ведь он имеет дар,
Творит душою он, и тела нужд не раб.
Он просит тишины, чтоб слышать Бога глас,
И он творит мечты, что так нужны для нас.
Не нужен и комфорт — талант погубит он! —
Нужна лишь тишина, и только хлеб, да сон.
Удобства ведь не цель, а чтоб он мог творить,
Здесь деньги не важны, ведь Музы не купить,
Не вымолить стихов, не выпросить любви,
Ведь вдохновенье — Дар, упорный труд души.
Не ценится поэт, пока средь нас живёт,
Но станет знаменит, как только он умрёт.
Укором служит он для тех, кто спит душой.
Он странник на Земле, он странный, он чужой.
Поэт — слуга Небес, орудие Творца,
Бог в лицах всех творцов, и Он же без лица.
Невзгоды — хлеб души, и стимул нам расти,
И чтоб поэтом стать, ты их благодари.
Поэт — всегда борец, художник и герой.
И Бог им говорит. Он только Богу свой!
(из моего романа-быль «Странник» (мистерия) на сайте Новая Русская Литература
В детстве я учился в музыкальной школе при консерватории, и до сих пор почитаю музыку сильнейшим из искусств. Мой хороший знакомый Даниил окончил консерваторию по классу фортепиано и участвует в различных концертах. Наряду с этим он профессионально занимается фотографией и снимает по приглашению не только в стране, но и за рубежом. Недавно Даниил пригласил меня на концерт певца Карлоса Д′ОНОФРИО (Аргентина). Концерт мне понравился, и я поинтересовался у зрителей, как нужно помогать художникам в наше непростое время.
Так что же вы хотели сказать своим постом? – спросят меня.
Всё что я хочу сказать людям, заключено в трёх основных идеях:
1\ Цель жизни – научиться любить, любить несмотря ни на что
2\ Смысл – он везде
3\ Любовь творить необходимость.
А по Вашему мнению, КАК ВЫЖИТЬ ХУДОЖНИКУ?
© Николай Кофырин – Новая Русская Литература
Метки: Андрей Тарковский, Ирина Дмитриева, Лев Лурье, Николай Кофырин, Сальвадор Дали, художники