Сегодня 27 мая День рождения моего родного города и третий день работы Санкт-Петербургского международного Книжного салона. Как и всегда, я принял участие в этом празднике. По словам Сергея Степашина (президента Российского книжного союза) Петербург считается книжной столицей России: здесь вдвое больше книжных магазинов, чем в среднем по стране, и процент читающих книги составляет 70%, в то время как в среднем по стране только 50%.
Сегодня написать и издать книгу не может только ленивый. Книги пишут футболисты, стилисты, певцы, политики, журналисты, депутаты, адвокаты – все кому не лень. Писатель ныне уже не профессия, и не призвание.
Я поинтересовался у гостей и участников Книжного салона: как отличить Великого писателя в массе других авторов, гордо именуемых себя писателями?
Как-то я зашёл в большой книжный магазин и попросил продавцов-консультантов порекомендовать мне нашего современного писателя, которого можно было бы с полным правом назвать ВЕЛИКИМ. Однако, по мнению продавцов, современные авторы увлечены погоней за попсой, пишут не для вечности, а для разового употребления.
Кто-то считает, что величие писателя определяется количеством созданных им текстов. Другие полагают, что книгу можно написать одну, но чтобы она была как Библия. Третьи убеждены, что величие писателя – это мера его воздействия на общество.
Пожалуй, я соглашусь с тем, что великий писатель это мыслитель, даже философ.
Говорят, что время расставит всех на свои места. Многочисленные литературные премии тоже не могут выявить великого автора; даже Нобелевская премия по литературе.
Наверное, каждый уважающий себя автор считает себя великим. Без такой уверенности, он бы не взялся за перо. Хотя в душе, возможно, понимает, что не дотягивает до великого.
Как социолог, я пытался выделить объективные критерии, по которым писателя признают ВЕЛИКИМ.
1\ Великого писателя признают безоговорочно во всём мире.
2\ Произведения великого писателя публикуют и читают и после его смерти как на родине, так и за границей.
3\ Произведения великого писателя считаются классикой (их изучают в школе и на родине писателя, и за границей).
4\ В произведениях великого писателя поднимаются вечные вопросы смысла жизни, смерти, любви, самопознания и предназначения.
5\ По произведениям великого писателя регулярно делают постановки и экранизации как на родине автора, так и за границей.
Почему же того или иного писателя называют Великим?
Разумеется, не по количеству написанных книг. Великий писатель, на мой взгляд, тот, кто изменил привычное понимание мира и отношение к людям.
Лично для меня примером Великого Писателя является Лев Николаевич Толстой. При 90-томном собрании сочинений, он говорил, что его литературные труды являются лишь побочным результатом самопознания и самосовершенствования.
Лев Толстой за роман «Анна Каренина» получил гонорар 20 000рублей, за роман «Воскресение» гонорар 21 915 рублей. Однако в конце жизни Толстой отказался от авторских прав на свои произведения и даже от миллиона рублей золотом за передачу авторских прав.
Александр Пушкин получил гонорар за полное издание романа «Евгений Онегин» 12 000 рублей. Но умер, имея 46 тысяч рублей долга, которые оплатил за него император Николай I.
Федор Достоевский за роман «Идиот» получил гонорар 7000 рублей. Этот «литературный пролетарий» всю жизнь жил в долг.
Литература, как и всякое искусство, дело вкуса. Кому-то нравится один автор, кому-то этот же автор не нравится. Любимый писатель – понятие субъективное.
Владимир Набоков во время своих лекций по русской литературе закрывал в помещении все шторы, и говорил: «На небосклоне русской литературы вот это Гоголь», — и в конце зала вспыхивала лампа. «Вот это Чехов», — на потолке загоралась ещё одна звезда. «Это Достоевский», — щёлкал выключателем Набоков. «А вот это Толстой!» — лектор распахивал драпировку окна, и помещение заливал слепящий солнечный свет.
Многих великих писателей их современники ругали весьма язвительно: «талантливая бесталанность», «жалкое убожество мыслей» «галиматья», «полный провал» и т.п. Такими словами критики награждали произведения Гоголя, Пушкина, Достоевского, Тургенева, Гюго, Флобера, Диккенса и других писателей, которых мы сейчас называем великими.
Вот что писали о романе в стихах «Евгений Онегин».
«При её крайнем убожестве блестящая игрушка, подобная „Онегину“, всё, по крайней мере, наполняла собой ужасную её (поэзии – НК) пустоту. Видеть эту игрушку разбитою руками, её устроившими, и не иметь, чем заменить её, — ещё грустнее, ещё безотраднее».
«Ни одной мысли в этой водянистой VII главе, ни одного чувствования, ни одной картины, достойной воззрения! Совершенное падение, chute complète!».
О Николае Гоголе.
«Мы не знаем ни в русской, ни в других литературах ничего, что выражало бы так хорошо то, что называется галиматьею. … Язык, каким писана статья («Рим» г-на Гоголя), о которой говорим, может быть выставляем ученикам как язык, каким писать не должно».
«Что же сделал Гоголь, чтоб прослыть великим писателем? Написал несколько сказок, повестей и рассказов, весьма забавных, начиненных малороссийским юмором, которые могут только рассмешить собранием карикатурных портретов и чудовищных вымыслов. Самое основание сказки „Мертвые души“ — нелепость и небывальщина».
О Тургеневе.
«На первых же страницах [„Отцов и детей“] вы видите, что автор лишен всякой умственной подготовки к выполнению цели романа; он не только не имеет никакого понятия о системе новой положительной философии, но и о старых идеалистических системах имеет понятия самые поверхностные, ребяческие…»
О Гончарове.
«Влияние напускных идей и труд под гнётом чужих мыслей так очевиден во всём романе [„Обрыв“] г. Гончарова, что автору было бы гораздо расчетливее его не печатать. У всякого человека есть настолько самолюбия, чтобы не напрашиваться на фиаско».
О Достоевском.
«Лица, группирующиеся вокруг князя Мышкина, тоже если не идиоты, то как будто тронувшиеся субъекты. Тринадцатилетние мальчики у г. Достоевского говорят не только как взрослые люди, но даже на манер публицистов, пишущих газетные статьи, а взрослые люди, женщины и мужчины, беседуют и поступают, как десятилетние ребята. Словом, роман можно было бы не только „Идиотом“ назвать, но даже „Идиотами“: ошибки не оказалось бы в подобном названии».
О Чехове.
«В одном из предыдущих фельетонов я имел уже случай говорить о том жалком убожестве мыслей, какое обнаруживают наши современные молодые писатели в попытках проводить в своих произведениях идеи. То же самое мы замечаем и в г. Чехове. … Но этого мало, что мысли, проводимые г. Чеховым в последних произведениях, поражают вас своим убожеством. <…> У г. Чехова ложные мысли, к сожалению, искажают самые изображения, нарушают художественную правду и, следовательно, делают ущерб г.Чехову не только как мыслителю, но и как художнику».
О Гёте.
«Сущность его стихотворений состоит в обоготворении самого себя. Его идеалом был он сам, слабосердный, сластолюбивый, тщеславный баловень счастья. Во всех его творениях, исключая небольшое число подражаний, выказывается этот жалкий идеал, с которым он нянчится, как обезьяна со своим детёнышем».
О Бальзаке.
«Господин Бальзак довольствуется одним распутством. Разврат в его сочинениях выставлен во всей наготе; он с весёлой улыбкой простирает неблагопристойность до последней точки дерзости. Многие места его сочинений способны привести в краску любого драгуна и даже изумить извозчика».
О Гюго.
«Горько дожить до собственного падения, как дожил В.Гюго, и, опустя долу свою голову, видеть, как с каждым днём облетают листки с венка славы и попираются ногами черни, видеть — и не иметь мощи взмахнуть крылами, и снова улететь в обетованное поэтическое небо, оставив чернь, пресмыкающуюся по земле, с разинутыми ртами от изумления!»
О Флобере.
«Впечатление, остающееся после чтения романа Флобера [„Мадам Бовари“], не есть обыкновенное впечатление: это какая-то смесь отвращения и презрения, чего-то гнетущего, как кошмар, и томящего, как знойный день без капли воды для утоления жажды, чего-то оскорбляющего душу и пугающего воображение. <…> Крепок тот, кого не возмутит он до дна души!»
О Диккенсе.
«„Совершенные монстры, каких мир никогда не видел“. Это истинный смысл „простого сердца“, которое с неизменным постоянством восхваляет г-н Диккенс. Действительно, они часто перерождаются в простаков, а иногда и в простых идиотов…»
Грамматические и стилистические ошибки, фактические неточности бывают у любого автора, даже у великого. Великие писатели имеют право ошибаться: незначительная ошибка не умаляет совершенства. У Достоевского на первых же страницах романа «Преступление и наказание» внимательный читатель сталкивается с невразумительной формулировкой «круглый стол овальной формы».
В №9 за 1999 год в статье «В русском жанре» перечисляются ляпы Льва Толстого, сделанные им в романе «Война и мир». Приведу лишь некоторые из них. «… слушая, как он курил трубку за трубкой…»; «… пробравшись лесом через Днепр…»; «…подняв сзади кверху свою мягкую ногу…»; «…нравственно согнув свою старую голову…».
Описывая Кутузова, Толстой постоянно забывает о том, что у полководца один глаз. Мы встречаем такие выражения: «…губы Кутузова дрожали, и на глазах были слёзы», «…глаза его блестели глубоким, умным выражением», «…сузившимися, повеселевшими глазами взглянул на Вольцогена».
Горький писал неграмотно, его ошибки исправлял редактор. В статье «О том, как я учился писать» А.М.Горький рассказывает о некоторых ошибках в своих ранних произведениях. «А печь стоит у вас не так», – заметил ему Толстой по поводу рассказа «Двадцать шесть и одна». Огонь крендельной печи не мог освещать рабочих так, как было описано в рассказе. На другую ошибку, в «Фоме Гордееве», указал Горькому Чехов: «У неё, батенька, три уха, одно – на подбородке, смотрите!». Это было верно – так неудачно я посадил женщину к свету».
Рылеев в думе «Глинский» написал: «Лишь в полдень проникал в темницу луч денницы» – ошибка, замеченная Пушкиным.
У Короленко есть пейзаж лунной ночи под пасху, хотя пасха никогда не бывает в полнолуние. На эту ошибку обратил внимание Л. Толстой.
В повести А.С.Пушкина «История села Горюхина» встречается такое предложение: «Успехи мои хотя были медленны, но благополучны, ибо на десятом году от роду я знал уже почти всё то, что поныне осталось в моей памяти, от природы слабой и которую по причине столь же слабого здоровья не дозволяли мне излишне отягощать».
Н.М.Карамзин в «Письмах русского путешественника» пишет: «потом ввели всех в богатую залу, обитую чёрным сукном и в которой окна были затворены».
У Пушкина в «Путешествии в Арзрум» есть фраза: «Здесь один из поселян растолковал Раевскому, что дело шло о трёх тысячах волов, три дня назад отогнанных турками и которых весьма легко будет догнать дня через два».
У В.П.Катаева: «Несколько раз, таинственный и одинокий, появляется мятежный броненосец «Потемкин» в виду бессарабских берегов» (Белеет парус одинокий).
У нас очень любят идеализировать русских писателей, будто они святые. Особенно идеализируют классиков русской литературы. Хотя многие из «великих» были весьма далеки от идеала, а иногда и попросту грешники: алкоголики, наркоманы, блудодеи и садомиты.
Александр Пушкин утверждал, что «гений и злодейство – две вещи несовместные». Однако сам поэт имел огромный донжуанский список, и это при красавице жене. Читайте об этом в моей статье «ПОЧЕМУ УБИЛИ ПУШКИНА».
Известный русский поэт Фёдор Тютчев не единственный из известных, кто имел несколько жён. Это Амалия Крюднер (Адлерберг), Элеонора Петерсон (первая жена поэта) и Эрнестина фон Дернберг (вторая жена). Поэт жил одновременно со второй женой и своей неофициальной «женой» Еленой Денисьевой, от которой у него были дети.
Иван Тургенев жил в семье своей возлюбленной певицы Полины Виардо фактически третьим членом семьи.
Достоевский при живой, но уже умирающей жене Марии Исаевой, имел отношения с молодой любовницей Аполлинарией Сусловой, которая стала прототипом Настасьи Филипповны в романе «Идиот».
Фёдор Достоевский был азартный игрок, и чуть не погубил себя и свою семью из-за этой злополучной страсти. Известно, что Фёдор Михайлович был талантливым интерпретатором чужих идей. Замысел беседы великого инквизитора с Христом в романе «Братья Карамазовы», а также история бедного студента и проститутки в книге «Преступление и наказание» принадлежат не ему; как и сюжет со 100 тысячами рублей в романе «Идиот», которые Настасья Филипповна бросает в пылающий огонь. Читайте об этом в моей статье «НЕИЗВЕСТНЫЙ ДОСТОЕВСКИЙ».
1 июля в Санкт-Петербурге проводится день Достоевского. Я несколько лет посещал конференции, посвящённые творчеству великого писателя. 22 мая меня пригласили на поэтический вечер в музей-квартиру Ф.М.Достоевского. Я поинтересовался у участников встречи: что отличает великого писателя земли русской от всех прочих авторов?
Великим писателем всемирно признан Уильям Шекспир. Однако не найдено ни одной рукописи, которая бы принадлежала драматургу Шекспиру. Доказано, что необразованный ростовщик Шакспир из Стратфорда не мог создать все те великолепные трагедии, которые ему приписывают. «Драматург Шекспир» был изобретением английской тайной полиции. Ей был нужен такой человек как Шакспир из Стратфорда – необразованный ростовщик, послушный и умеющий держать язык за зубами. Шакспир был нанят главой тайной полиции сэром Ф.Уолсингемом в качестве живого псевдонима для драматических и поэтических произведений Кристофера Марло и других авторов. Читайте об этом в моей статье «КТО ЖЕ БЫЛ ШЕКСПИРОМ».
Великий писатель Ганс Христиан Андерсен не мог без ошибки написать практически ни одного слова. «Я иногда сочиняю, но никогда не лгу!» – говорил Андерсен. – «Однажды я вспомнил книгу о человеке, продавшем свою тень. Я переписал этот сюжет по-своему, так родилась сказка «Тень». Когда Андерсену заметили, что его история в точности повторяет трагедию Шекспира «Отелло», Андерсен отвечал: «Это такая прекрасная история, что я решил написать её ещё раз своими словами».
Как Андерсен переписывал чужие истории на собственный лад, так и Евгений Шварц переписал сказки Андерсена, превратив их в собственные пьесы: «Обыкновенное чудо», «Старая старая сказка», «Тень». Читайте об этом в моей статье «ЗАГАДКА СКАЗОК АНДЕРСЕНА».
Александр Дюма прославился не только обилием любовниц, но ещё и тем, что во французском суде было доказано: даже если бы Александр Дюма писал дни и ночи напролёт, он не смог бы написать сам все свои произведения.
Лев Толстой был крайне любвеобилен. Сходился он и с женской прислугой в доме, и с крестьянками из подвластных деревень, и с цыганками. Даже горничную его тётушки невинную крестьянскую девушку Глашу соблазнил. После этого Толстой дал себе обещание: «У себя в деревне не иметь ни одной женщины, исключая некоторых случаев, которые не буду искать, но не буду и упускать». Читайте об этом в моей статье «ПОСЛЕДНЕЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ ТОЛСТОГО».
Лауреат Нобелевской премии писатель Иван Бунин жил одновременно с двумя женщинами: женой (Верой Николаевной Муромцевой) и молодой любовницей Галиной Кузнецовой, которая была младше писателя на 30 лет. А писатель Леонид Зуров был влюблён в жену Бунина. Все вместе так и жили.
Михаил Юрьевич Лермонтов был известный ловелас. «Герой нашего времени» почти автопортрет. Даже друзья не смогли простить ему издевательств и насмешек. Читайте об этом в моей статье «ТАЙНА УБИЙСТВА ЛЕРМОНТОВА».
Антон Чехов всю жизнь страдал какой-то неизлечимой болезнью, которую сам не называл чахоткой. Предполагают, что сказалось раннее начало половой жизни в борделе. Читайте об этом в моей статье «СЕКРЕТ АНТОШИ ЧЕХОНТЕ».
Писатель Михаил Афанасьевич Булгаков был наркоманом. «Есть вещи и похуже морфия, но лучше нет», — говорил автор романа «Мастер и Маргарита». Когда я впервые прочитал этот роман, то был в восторге. Но когда узнал, что основные идеи романа, мягко говоря, были позаимствованы Михаилом Булгаковым у других авторов, я испытал небольшое разочарование. Читайте об этом в моей статье «ТАЙНА МАСТЕРА И МАРГАРИТЫ».
Михаил Шолохов, при всей своей успешности, не смог избежать обвинений в плагиате. Многие задавали вопрос: как мог очень молодой человек (22 года) создать такое грандиозное произведение как «Тихий Дон» в столь сжатые сроки – два первых тома за 2,5 года. Шолохов окончил только четыре класса гимназии, мало жил на Дону; в описываемые им события Первой мировой и Гражданской войны был ещё ребёнком. Читайте об этом в моей статье «ПРАВДА ТИХОГО ДОНА».
В конце жизни Михаил Шолохов страдал от алкоголизма.
Спился и Александр Фадеев, долгое время возглавлявший Союз писателей СССР. Перед тем, как застрелиться, Фадеев признался своему старому другу Юрию Либединскому: «Совесть мучает. Трудно жить, Юра, с окровавленными руками».
Борис Пастернак при живой жене имел любовницу Ольгу Ивинскую, которая «стучала» на любимого в КГБ. Недавно рассекретили документы ЦРУ и стало известно, что присуждение Нобелевской премии Борису Пастернаку за его роман «Доктор Живаго» было операцией ЦРУ, направленной против коммунистического режима в СССР.
Писатель Александр Грин страдал от алкоголизма и умер в нищете, забытый всеми. Союз писателей отказал ему в пенсии с формулировкой: «Грин – наш идеологический враг».
Эдгара Аллана ПО можно считать самым отпетым писателем-алкоголиком XIX века. Эрнест Хемингуэй был хроническим алкоголиком. Поклонники круглогодично оставляют недопитые бутылки виски и вина на его могиле в Кетчуме.
Трумен Капоте (автор «Завтрака у Тиффани») о себе говорил так: «Я — алкоголик. Я — наркоман. Я — гомосексуалист. Я — гений…»
На надгробии писателя Чарлза Буковски написано «Не пробуй».
«Чтобы стать писателем, надо соответственно организовать себя, инстинктивно делая то, что питает и тебя, и твой слог, а заодно защищает от смерти. Каждого по-своему. Для меня это однажды обернулось тяжким запоем, доведшим до точки. Он освободил мой слог, заострил его».
Чарльз Буковски признавался. «Мой Горький — пройдошливый пьянчуга. По мне, Толстой — человек, приходивший в ярость из-за пустяка… Даже представляю Достоевского страждущим маленьких девочек».
У нас очень любят присваивать эпитет «великий». Ещё при жизни великими объявляются писатели, композиторы, художники, политики. Однако после смерти многих забывают, и они автоматически перестают быть «великими».
Звание «великий писатель» конвенционально и конъюнктурно. Меняется политика – и меняется сонм «великих писателей». Тех, кого ранее причисляли к числу классиков, забывают, а неизвестные становятся популярными.
25 мая 2017 года я принимал участие в работе XVII СВЯТО-ТРОИЦКИХ чтений в Русской христианской гуманитарной академии. На секции «Духовный космос русской литературы XX века» я поинтересовался у учёных-филологов, существуют ли научные объективные критерии, по которым из плеяды авторов можно выявить ВЕЛИКОГО писателя.
По мнению Ролана Барта, культурная работа, которую раньше выполняли боги и эпосы, сегодня выполняется героями комиксов, а вовсе не авторами от литературы. Писатели перестали быть медиаторами между Небом и землёй.
Вслед за объявленной Ницше «смертью бога», Ролан Барт объявил «смерть автора». Но свято место пусто не бывает: авторов заменили скриптеры, писателей – «переписатели», а литераторов копирайтеры.
Способность к литературному творчеству является одним из показателей сакральности человека. О последствиях «смерти автора» и «смерти бога» рассказала доктор философских наук, профессор кафедры философской антропологии МГУ Наталья Николаевна Ростова в своём докладе «Проблема сакрального в философских исследованиях человека».
Меня как-то спросили:
— Вы писатель?
Я ответил:
— Писатель тот, кто может писать на заказ. Я не могу.
Я не считаю себя писателем, хотя и создал два романа. Меня скорее можно назвать исследователем.
В моём понимании, писатель – это посредник между Небом и людьми.
Задача писателя – будить совесть читающих людей.
Писатель должен говорить то, в чём страшно признаться читателю.
Настоящий писатель — не сочинитель; он лишь отражает жизнь, ибо сочинить правду невозможно, можно лишь её отразить.
Настоящее творчество – не сочинение, а изложение; это Откровение, послание к человечеству.
24 мая 2017 года я был на творческой встрече с писателем Захаром Прилепиным в магазине «Буквоед». Я поинтересовался у собравшихся, считают ли они Захара Прилепина великим писателем, и что такое вообще – ВЕЛИКИЙ писатель?
Однажды я стал свидетелем интересного разговора.
— Не понимаю, как можно быть всего лишь писателем. Это всё равно что быть любителем музыки. Писатель не профессия, а призвание и служение. Возможно, даже долг! Настоящий писатель — это Пророк, потому как его совестью Бог судит происходящее.
— Я с удовольствием прочитал вашу книгу. Это большая книга! На уровне Библии. Если бы её прочитали наши руководители, то, возможно, они бы многое поняли.
— А вы не преувеличиваете?
— Нет. Это великая книга! Я понял это уже потому, что автор писал её для себя. Как прочитал на первой странице, понял — это моё. Потому как великие книги пишутся только так. Написано хорошим литературным языком, всё понятно. Спасибо.
Слава — это от человеков, её можно купить, она как блеск от света прожекторов; тогда как лишь при вечном мерцании звёзд обнаруживается истинная ценность сотворённого.
Кому при жизни ставят памятники, тех после смерти забывают. Оценить может только Вечность. Обращение к Вечности — вот единственный повод для гениального творчества!
Писательство не развлечение, это поиск истины, забвение себя и жажда сострадания! Творчество — средство постичь свою душу, сделать её лучше. Можешь не писать — не пиши! А если пишешь, то сердцем! Слова ведь не подбирают, они приходят сами собой, как неизбежность. Это даже не слова, это образы чувств. Я чувствую, как в каждом слове, в каждом вопросе скрыт огромный смысл, и смысл этот есть Бог.
Главный итог прожитой жизни — не количество написанных книг, а состояние души на пороге смерти. Не важно, как ел и пил, важно, что в душе накопил. А для этого нужно любить, любить несмотря ни на что! Нет ничего прекраснее любви. И даже творчество — всего лишь восполнение любви.
Искусство слова — кое и есть литература — состоит в умении проникнуть в сердце, и, покорив его, заставить разум побуждать людей творить добро без оглядки, вызвать чувства, которые лучше любого доказательства убедят в необходимости любить несмотря ни на что.
Истинна лишь та литература, где фраза не аргумент, а чувство, где строчки — музыкальная партитура, а буквы — ноты, где текст не текст вовсе, а мука, радость, боль и любовь; это ключ к разгадке своей души, когда лишь слово одно способно вызвать в душе такие чувства, кои прежде человек в себе и не подозревал».
(из моего романа-быль «Странник»(мистерии) на сайте Новая Русская Литература
25 мая 2017 года писатель Эдвард Радзинский выступал в книжном клубе «Буквоед» на Невском,46. Я ранее бывал на встречах с Радзинским, и потому решился задать Эдварду Станиславовичу вопрос: что отличает Великого писателя от всех прочих авторов?
Наверное, правильнее говорить не о Великом писателе, а о великих книгах.
Чем отличаются «великие книги»? – Тем, что перечитывая их в разное время и в разном возрасте, открываешь новые смыслы, и, как правило, более глубокие.
Говорят, в жизни нужно обязательно прочитать сто главных книг. Но чтобы понять, какие это сто книг, требуется прочитать тысячу.
В 1891 году издатель Ледерле захотел составить подобный список для своих читателей. Автором первой статьи попросили стать Льва Толстого. Самая идея составлять списки лучших книг, по мнению Толстого, — затея неосуществимая. Но он попытался такой список составить.
К сожалению, в дни моего детства был книжный дефицит, и чтобы приобрести интересную книгу, нужно было сдать 20 кг макулатуры. Книги крали, обменивали, за них переплачивали, потому что в библиотеках нужную книгу было не достать. Свою библиотеку я собирал сам, экономя деньги, которые мне давала мать на завтраки в школе.
Мне не удалось прочитать всех нужных книг, но из тех, что прочитал, я составил свой список 100 книг, которые, по моему мнению, с которыми следовало бы ознакомиться. В основном это художественная литература.
Конечно, хороших книг гораздо больше, но если ограничиваться одной сотней, то я бы предложил прочитать следующие.
Библия
Лао-Цзы «Дао дэ Цзин»
Софокл «Царь Эдип»
Платон «Пир», «Федр», «Федон».
Аврелий Августин «Исповедь»
Гомер «Илиада», «Одиссея»
Сенека «Нравственные письма к Луцилию»
Данте Олигьери «Божественная комедия»
Джованни Боккаччо «Декамерон»
Мишель де Монтень «Опыты»
Блез Паскаль «Мысли»
Жан де Лабрюйер «Характеры»
Франсуа де Ларошфуко «Максимы»
Жан-Жак Руссо «Исповедь»
Омар Хайям «Рубаи»
Уильям Шекспир «Гамлет», «Ромео и Джульетта», «Король Лир», сонеты
Мигель де Сервантес «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»
Даниель Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо»
Джонатан Свифт «Путешествия Гулливера»
Иоганн Вольфганг Гёте «Фауст», «Страдания молодого Вертера»
Фридрих Шиллер «Разбойники», «Коварство и любовь»
Эрнст Теодор Амадей Гофман – сказки и истории
Стендаль «Красное и чёрное»
Виктор Гюго «Собор парижской богоматери»
Дюма Александр «Три мушкетёра»
Ганс Христиан Андерсен «Сказки и истории»
Джордж Гордон Байрон – стихотворения, поэмы
Иван Крылов «Басни»
Александр Грибоедов «Горе от ума»
Александр Пушкин «Евгений Онегин», «Повести Белкина, стихотворения, поэмы.
Оноре де Бальзак «Шагреневая кожа», «Отец Горио», «Гобсек»
Евгений Баратынский – стихотворения
Фёдор Иванович Тютчев – cтихотворения
Николай Васильевич Гоголь «Мёртвые души», «Ревизор»,
Иван Александрович Гончаров «Обломов»
Михаил Юрьевич Лермонтов «Герой нашего времени», стихотворения, поэмы.
Иван Сергеевич Тургенев «Записки охотника», «Муму», «Первая любовь» «Ася».
Лев Николаевич Толстой «Война и мир», «Анна Каренина», «Исповедь», «Смерть Ивана Ильича».
Федор Михайлович Достоевский «Идиот», «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Кроткая», «Сон смешного человека»
Чарльз Диккенс «Дэвид Копперфильд»
Гюстав Флобер «Мадам Бовари»
Жюль Верн «Дети капитана Гранта», «80 тысяч лье под водой»
Льюис Кэрролл «Алиса в стране чудес», «Алиса в Зазеркалье»
Марк Твен «Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекльберри Финна»
Томас Харди «Тэсс из рода д Эрбервиллей»
Фридрих Ницше «Так говорил Заратустра»
Ги де Мопассан «Жизнь», «Милый друг»
Оскар Уайльд «Портрет Дориана Грея»
О Генри «Рассказы»
Этель Лилиан Войнич «Овод»
Редьярд Киплинг «Книга джунглей»
Артур Конан Дойл «Записки о Шерлоке Холмсе», «Затерянный мир».
Герберт Уэллс «Машина времени», Человек-невидимка», «Война миров»
Марсель Пруст «В поисках утраченного времени»
Теодор Драйзер «Американская трагедия»,
Шри Ауробиндо, или Путешествие Сознания
Уильям Сомерсет Моэм «Бремя страстей человеческих»
Томас Манн «Волшебная гора»
Джек Лондон «Морской волк», «Любовь к жизни», «Белый клык».
Герман Гессе «Сиддхартха», «Степной волк», «Игра в бисер»
Роже Мартен дю Гар «Семья Тибо»
Ричард Олдингтон «Смерть героя»
Эрих Мария Ремарк «На западном фронте без перемен »
Эрнест Хемингуэй «Прощай, оружие!» «Старик и море»
Роберт Хайнлайн «Дверь в лето»
Альбер Камю «Посторонний»
Антуан де Сент-Экзюпери «Планета людей», «Маленький принц».
Антон Павлович Чехов – повести и рассказы
Максим Горький «Детство. В людях», «На дне», «Жизнь Клима Самгина».
Александр Иванович Куприн «Гранатовый браслет», «Поединок».
Иван Алексеевич Бунин «Тёмные аллеи», «Митина любовь», стихи.
Леонид Николаевич Андреев «Иуда Искариот».
Алексей Толстой «Гиперболоид инженера Гарина».
Франц Кафка «Процесс», «Превращение», «В исправительной колонии»
Александр Грин «Бегущая по волнам», «Алые паруса».
Александр Беляев «Человек-амфибия», «Ариэль»
Александр Блок – стихотворения и поэмы
Афанасий Афанасьевич Фет – стихотворения.
Анна Ахматова – стихи
Борис Пастернак – стихи
Михаил Булгаков «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце».
Александр Волков «Волшебник Изумрудного города»
Константин Паустовский «Рассказы»
Владимир Маяковский – стихотворения и поэмы
Сергей Есенин – стихотворения и поэмы
Владимир Набоков «Машенька».
Вениамин Каверин «Два капитана»
Николай Островский «Как закалялась сталь»
Шолохов Михаил «Тихий Дон», «Донские рассказы»
Александр Солженицын «Один день Ивана Денисовича»
Василий Макарович Шукшин «Рассказы»
Джером Дэвид Сэлинджер «Над пропастью во ржи»
Рей Бредбери «451 по Фаренгейту» (1953)
Станислав Лем «Солярис»
Колин Маккалоу «Поющие в терновнике»
Кобо Абэ «Женщина в песках»
Гарри Гаррисон «Неукротимая планета»
Братья Стругацкие «Трудно быть богом», «Пикник на обочине»
Габриэль Гарсия Маркес «Сто лет одиночества»
Ричард Бах «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»,
А что бы добавили в этот список Вы?
В некоторых списках «100 лучших книг» я видел и свой роман «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак».
Так что же вы хотели сказать своим постом? – спросят меня.
Всё что я хочу сказать людям, заключено в трёх основных идеях:
1\ Цель жизни – научиться любить, любить несмотря ни на что
2\ Смысл – он везде
3\ Любовь творить необходимость.
По Вашему мнению, КАКОЙ ПИСАТЕЛЬ ВЕЛИКИЙ?
© Николай Кофырин – Новая Русская Литература
Метки: великий писатель, Захар Прилепин, Книжный салон. Николай КОфырин