У каждой истории есть своя Матильда. Почему показ фильма «Матильда» стал главной политической темой сезона? Предполагают, чтобы отвлечь внимание общественности от столетней годовщины Великой русской революции.
Я посмотрел фильм «Матильда» в первый же день его официальной демонстрации в одном из кинозалов «Формулы кино». Перед входом в зал меня попросили показать содержимое моего рюкзака, объяснив это соображениями безопасности.
Я поинтересовался у зрителей их отношением к фильму «Матильда» ДО и ПОСЛЕ демонстрации картины. У многих после просмотра возник вопрос: зачем был нужен скандал вокруг фильма, если не с целью рекламы?
Посмотрев фильм, я могу с уверенностью сказать, что ажиотаж вокруг «Матильды» носит искусственный характер. В картине нет ничего, что бы оскорбляло меня как православного верующего.
Но известно, что скандал – наилучшая реклама! «Не хотел смотреть фильм «Матильда», даже не знал об этом фильме. Но после всей этой шумихи обязательно посмотрю», – пишут в соцсетях.
Почему же фильм называют «русофобским» и даже «антироссийским»?
Я специально приехал в бывший особняк Матильды Кшесинской, чтобы посмотреть посвящённую балерине экспозицию «Фуэте судьбы» и узнать мнение о новом фильме Алексея Учителя.
Алексей Учитель берётся за интересные темы. Но каждый его фильм оставляет во мне чувство неудовлетворённости.
Нелепо, когда в русской картине русского режиссёра о русской истории главные роли исполняют иностранные актёры. На мой взгляд, Данила Козловский гораздо больше подходит на роль Николая II (даже внешне). Данила пробовался на главную роль, но предпочтение было отдано иностранному актёру. Объяснить это можно только тем, что для проката фильма на Западе в главных ролях должны быть звёзды западного кино.
Для Козловского, видимо, специально придумали роль. Хотя Алексей Учитель уверяет, что персонаж Козловского имеет реальный прототип. На самом же деле офицер императорской армии граф Воронцов, герой Данилы Козловского — несуществующий персонаж.
Смета фильма «Матильда» составила 814 миллионов 265 тысяч рублей.
Один высокопоставленный чиновник сказал Алексею Учителю: «Вы расстроили меня. Мы ожидали увидеть много порноэпизодов, а вы показали хорошее кино».
Можно предположить, что под влиянием развязанной истерии вокруг фильма, Учитель вырезал несколько компрометирующих кадров, чтобы отвлечь от себя гнев православных верующих.
Весной 2017 года противники фильма выступали с призывами сжигать кинотеатры, нападали на офис Алексея Учителя, устраивали многотысячные акции протеста и крестные ходы, сожгли два автомобиля у офиса адвоката господина Учителя Константина Добрынина, разбросав там же листовки «За “Матильду” гореть».
Противники фильма обратились к патриарху Кириллу и подали ему 100 тыс. обращений от людей, «оскорбленных идеей фильма». 12 октября они попросили президента Владимира Путина не допустить выхода «Матильды». Ранее депутаты Госдумы, посмотревшие фильм, не нашли в нём сцен, которые могли бы оскорбить чувства верующих. Они считают, что прокат фильма вызовет в обществе интерес к истории страны.
Алексей Учитель уверяет, что женщины смотрят «Матильду» со слезами на глазах.
Но лично я этого не заметил.
«Матильда» – загадка для всех», – говорит Алексей Учитель. – «Если бы Николай II женился на Кшесинской, всё было бы по-другому».
Матильда Кшесинская – прима-балерина Императорских театров – была хозяйкой особняка на Кронверкском проспекте, оказавшемся в гуще революционных событий 1917 года. Революция вынудила Кшесинскую покинуть не только свой дом, но и страну. Особняк стал штаб-квартирой большевиков. С балкона выступал В.И.Ленин.
Во время осмотра экспозиции «Фуэте судьбы» вспомнили и юную Малечку, вскружившую голову будущему императору Николаю II, «маленькую К.», легко делавшую 32 фуэте, и страстную Матильду, «Мадам 17″, увлекавшуюся игрой в рулетку, и, наконец, княгиню Романовскую-Красинскую, верную супругу и заботливую мать. И это всё она – Матильда Феликсовна Кшесинская, которой было даровано редкое долголетие.
Матильда Феликсовна Кшесинская (31 августа 1872 года Петербург – 6 декабря 1971 года Париж). Родилась в семье артистов балета Мариинского театра: дочь поляка Феликса Кшесинского и Юлии Доминской (вдовы балетного танцовщика Леде, от первого брака у неё было пять детей).
Матильда была известна своими отношениями с августейшими особами Российской империи. В 1890—1894 годах встречалась с цесаревичем Николаем Александровичем (будущим Николаем II).
Балет, как он и задумывался во Франции, это был такой «гарем» для царствующих особ и их окружения. В книге «Матильда Кшесинская. Воспоминания» есть её признание, что она сама искала любую возможность общения с Наследником. Но ни в воспоминаниях Кшесинской, ни в дневниках Николая, нигде не сказано об их плотских отношениях. Более того, Кшесинская пишет, что не могла склонить Николая к близости, хотя она этого хотела.
Позже Матильда была любовницей великих князей Сергея Михайловича и Андрея Владимировича. 18 июня 1902 года в Стрельне у неё родился сын Владимир (в семье его звали «Вова»).
В 1896 году Кшесинская получила статус прима-балерины императорских театров (вероятно, во многом благодаря своим связям при дворе, так как главный балетмейстер Петипа не поддерживал её выдвижение на самый верх балетной иерархии).
Под прикрытием общеизвестных связей с императорской фамилией, Матильда Кшесинская принимала долевое участие в разного рода коммерческих предприятиях. В частности, через своего любовника великого князя Сергея Михайловича она оказывала воздействие на политику развития артиллерии в России.
Дворец Матильды на углу Каменноостровского проспекта и Дворянской улицы привлекал всеобщее внимание. После февраля 1917 Кшесинская, бежав из знаменитого особняка, скиталась по чужим квартирам. Летом 1917 года навсегда уехала из Петрограда, первоначально в Кисловодск, а в 1919 в Новороссийск, откуда вместе с сыном отплыла за границу.
В 1921 году в Каннах Матильда Кшесинская вступила в морганатический брак с великим князем Андреем Владимировичем, который усыновил её сына. В 1925 году перешла из католичества в православие с именем Мария.
Матильда Кшесинская скончалась 5 декабря 1971 года, не дожив несколько месяцев до своего столетия. Похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем в одной могиле с мужем и сыном.
«Шерше ля фам» (ищите женщину) – говорят французы. И отчасти они правы. Предполагают, что неосторожно сказанные слова королевы Франции Марии-Антуанетты (жены Людвига XVI) «у них нет хлеба, так пусть едят пирожные», – привели к Великой французской революции.
Современник французской революции Фридрих Гегель говорил, история повторяется, и единственная вещь, которой учит история, – то, что никто, никогда ничему у неё не научился.
Правители России вроде бы умные люди, изучали историю, но почему-то повторяют ошибки прошлого.
Почему?
Возможно потому, что человеком руководят инстинкты. Поэтому политики поступают, как им подсказывает инстинкт самосохранения.
Люди живут инстинктами. Инстинкты сильнее культуры. А если бы культура была сильнее, то мы бы, наверное, уже давно вымерли.
Для меня фильм «Матильда» не просто история любви, а психоаналитическая драма.
Николай Александрович Романов родился в день Иова многострадального. Предполагали, что день рождения определит его судьбу.
По мнению доктора исторических наук Сергея Мироненко, Николай II был безвольный и упрямый. По жизни он был очень хороший человек, очень добрый. Но он был предназначенный скорее для частной жизни. Николай вступил на престол в 24 года, и явно был не готов к царствованию. Однако он осознавал весь груз ответственности за великую страну. Хотя это бремя его и тяготило.
Николай II знал о «зело престрашном письме» монаха Авеля, в котором было пророчество о последнем российском императоре.
Жизнь трагична. А история России трагична вдвойне. Матильда Кшесинская стала частью этой трагедии. Своим романом с будущим императором Николаем II, она, возможно, как-то повлияла на трагическую историю России.
Если бы Николай Александрович женился по любви, возможно, он раньше отказался бы от трона, и тогда не было бы ни февральской революции 1917 года, ни октябрьского переворота.
Если Николай действительно любил Матильду, то как он мог отказаться от своей любви ради долга?!
Николай и младшему брату Михаилу запрещал жениться по любви. Но Михаил не послушал старшего брата и женился на Наталье Сергеевне Брасовой.
Сам же Николай отказался от любви, женился по требованию долга, и в результате погиб сам, погибла его семья и вся Российская империя.
Как поётся в известной песенке:
«Всё могут короли, всё могут короли.
И судьбы всей земли вершат они порой.
Но что ни говори жениться по любви
Не может ни один, ни один король…»
Есть логика человеческая и логика государственная. Логика государственная почти всегда не совпадает с логикой человеческой. Государственные приоритеты и ценности не совпадают с общечеловеческими.
Как мог Наследник жениться на женщине, у которой в роду мужчины были больны гемофилией? Ведь жена царя должна была родить наследника престола, поскольку по закону о престолонаследии в России, трон передавался по мужской линии.
Известно, что императрица Александра Фёдоровна имела очень сильное влияние на своего мужа – императора, а значит и на судьбу России. Александра Фёдоровна называла его «мой телёнок». Именно она убедила царя в 1915 году принять пост Верховного главнокомандующего, несмотря на то, что родственники и ведущие генералы убеждали Николая ни в коем случае не делать этого. Это был ошибочный и самоубийственный шаг.
Режиссёр Алексей Учитель признаётся: «Я с огромным уважением отношусь к Николаю II. В 1913 году наша страна была первая в Европе и вторая в мире. И это при нём было».
В СССР любили сравнивать достижения советской власти с уровней развития царской России в 1913 году. В фильме Гайдая «Операция Ы» прораб с гордостью говорит: «в построенном жилмассиве только в нём одном будет установлено 740 газовых плит. То есть в 740 раз больше, чем было во всём нашем городе до 1913 года».
Некоторые называют фильм «Матильда» «коварной клеветой» на святого императора. Известная депутат не усматривает собственной ответственности за конфликты вокруг фильма «Матильда» и полагает, что это лишь пиар-кампания создателей фильма. Она назвала просмотр фильма «грехом».
Наталья Поклонская считает: «Россия представлена в фильме как страна виселиц, пьянства и блуда. Нельзя допустить, чтобы в массовый прокат вышел фильм, являющийся сознательной антиисторической подделкой, направленной на дискредитацию, глумление и клевету над одними из самых почитаемых Святых нашей Церкви – Царя Страстотерпца Николая».
Министр культуры Владимир Мединский заявил: «Не знаю, какими соображениями руководствуется уважаемая госпожа Поклонская, затевая и поддерживая этот гвалт. Может, и от чистого сердца… Лично я фильм видел… В нём нет ничего оскорбительного ни для памяти Николая II, ни для истории российской монархии».
Президент РФ Владимир Путин 15 июня 2017 года во время «прямой линии» сказал: «Я уважаю его (Алексея Учителя) как человека, очень патриотически настроенного, насколько я представляю его взгляды, и человека, который делает талантливые вещи. Мне бы не хотелось вступать в его спор с депутатом Государственной думы Поклонской. Она тоже имеет право на свою точку зрения. Вы сказали, что пытаются запретить. Никто не пытается запретить. У неё есть позиция, она пытается эту позицию защитить».
Патриарх Кирилл на заседании Высшего церковного совета сказал:
«Возможна ли объективная оценка истории? Спорный вопрос и предмет баталий. История — очень удобная почва для идеологических спекуляций, создания выгодных мифов — как национальных, так и антинациональных. При работе с историей так легко уйти в лукавую трактовку, даже в мелочах. Но для честного человека ложь и лукавство немыслимы. Как же быть? Стремиться быть добросовестным при работе с фактами. Избегать домыслов. Особенно домыслов, которые не просто являются фальшивкой, но ещё и способны ранить огромное количество людей, как это произошло с ещё не вышедшим на экраны, но уже ставшим печально известным фильмом».
Спор, конечно, не о фильме «Матильда», а об авторитете РПЦ, причислившей царя и его семью к лику святых «царственных страстотерпцев».
Насколько царя Николая II можно считать святым?
12 сентября я принял участие в традиционном Крестном ходе в Петербурге и попытался выяснить, чем же отличается святой человек от обычного.
Святые – такие же люди, как и мы, только признаны святыми Церковью, поскольку показали пример христианской жизни для многих своих современников.
Святым признаётся не безгрешный человек, а человек, успешно боровшийся с грехами.
Святость – это посмертное признание церковью человека, которое даётся за сотворённые им чудеса. Хотя, на мой взгляд, чудеса не главный показатель святости, как и нетленные мощи. Главное – подвиг любви бескорыстной и веры нелицемерной.
Православный христианин причисляется Церковью к лику святых после смерти. Важны его страдания за православную веру, дар творить чудеса при жизни и/или после смерти как свидетельство того, что через подвижника действует Божественная Благодать; точное соответствие веры подвижника православному вероучению, нетленность мощей. Народное почитание служит поводом для рассмотрения вопроса о канонизации церковными властями.
Русская Православная Церковь не признала подлинными захороненные 17 июля 1998 года в Петропавловской крепости останки. Теперь японские учёные доказали, что останки членов царской семьи подложные. Но если трупы не нашли, может быть, царская семья чудом спаслась?
Юристы говорят: «Нет тела – нет дела».
Возможно, не случайны предположения, что царевич Алексей или принцесса Анастасия спаслись, а может быть, спаслись и все? Но если они спаслись, то как можно говорить о причислении их к лику святых царственных страстотерпцев?
Недавно, по пути в Минск, наш поезд сделал остановку на станции Дно. Я вышел из вагона и подошёл к поминальному кресту царю Николаю II. В 1917 году 1 марта в 15:00 царский поезд прибыл на станцию Дно.
Не дождавшись председателя Государственный Думы Родзянко, Николай II приказал двигаться дальше на Псков. Именно в Пскове и произошло то, что назвали отречением императора.
Но было ли отречение добровольным, до сих пор вопрос!
Сейчас императора Николая II называют человеком, не соответствующим ни времени, ни месту, «бедой русской истории». Николай II демонстрировал неспособность принимать решения как верховный главнокомандующий и «хозяин земли русской», чем раздражал всё общество и армию в том числе.
Генералы, организовавшие заговор против царя, хотели заменить одного самодержца другим: Николая II – Михаилом Романовым. Но были и те, кто предлагал конституционную монархию и даже республику.
2 марта 1917 года командующие фронтами потребовали от Николая II отречься от престола. Вначале император отрёкся в пользу сына. Но когда узнал от лейбмедика, что сын смертельно болен (гемофилией), написал отречение в пользу брата Михаила.
По закону, Николай II не мог отречься от власти ни в пользу своего сына, ни в пользу брата Михаила. Это было незаконно. Николай допустил тройное нарушение. Можно было умереть на посту, но нельзя было отречься за своего сына (наследника престола). Не мог царь отречься от трона и в пользу своего младшего брата – Михаила Александровича, который по разным причинам не мог стать императором.
Одни считают, что отречение было незаконным, другие утверждают, что отречения вовсе не было. Акт отречения Николай подписал карандашом. Историки до сих пор сомневаются в достоверности его подписи. Не указан титул императора и не проставлена императорская печать.
Совет министров Временного правительства рассматривал отречение Николая II на заседании в Петрограде 2 марта 1917 года, которое длилось с 11:30 до 14:00. Тогда как царь подписал отречение лишь в 15:00 2 марта, и сам проставил время и дату.
Спустя некоторое время бывшего царя, уже как гражданина Романова, арестовали, а впоследствии большевики расстреляли его вместе с семьёй.
Невольно задумаешься, к чему может привести в России добровольный отказ от власти.
Известно, как любил свою семью, жену и детей царь Николай II. Когда дети заболели, отец бросился из ставки к ним в Царское Село. Он выбрал любовь к семье, и написал отречение от власти.
Как человек он заслуживает одобрения. А как правитель России?
Александр Солженицын в статье «Размышления над февральской революцией» писал: «Быть христианином на троне – да, – но не до забвения деловых обязанностей, не до слепоты к идущему развалу» «…какому историческому деятелю его слабость к своей семье зачтена в извинение? Когда речь идёт о России – могли б и смолкнуть семейные чувства».
У меня лично не хватит смелости упрекнуть Николая Романова в том, что в трудный момент он выбрал любовь к семье, отказавшись от престола, от необходимости быть жёстким, жестоким, стрелять в свой народ ради удержания власти и сохранения порядка в России.
Что важнее: быть добропорядочным христианином и любящим отцом семейства, или пожертвовать своей семьёй ради сохранения самодержавной власти?
Николай Александрович Романов был прекрасным мужем и отцом семейства. И он мог бы устроить свою жизнь, если бы преобразовал Россию в конституционную монархию по примеру своих родственников в Европе. Но царь не согласился на конституционную монархию, а в результате он и его семья были расстреляны и умерли в муках на дне шахты в Алапаевске.
Когда канонизировали Николая II как страстотерпца, я спрашивал: а кто отдал приказ стрелять в народ 9 января 1905 года?
После «кровавого воскресенья» императора стали называть «Николай Кровавый».
История – бумеранг. Пули, выпущенные в народ, по закону отложенного возмездия вернулись и убили царя и всю его семью.
Возникает дилемма: либо прослыть «кровавым правителем», либо слабохарактерным; либо стрелять в свой народ, либо спасти Россию от развала.
Считают, что правитель России не имеет права быть слабохарактерным. В России царь всегда обречён на жертву. Потому что народ греховен, а царь берёт на себя его грехи.
Я часто проезжаю мимо станции «Александровская» и вижу поминальный крест. 17 октября я специально приехал на эту станцию, чтобы узнать, почему этот крест поставили и за что Россия благодарна императору Николаю II.
По моему мнению, в данной проблеме без психоанализа не обойтись.
Насколько влюблённость цесаревича Николая повлияла на его дальнейшую судьбу и судьбу всей страны? Насколько личная (в том числе интимная) жизнь правителя отражается на благополучии государства?
Иван Грозный, Пётр I, Екатерина Великая и Пётр III, Александр I, Александр II – у всех у них были многочисленные любовные связи и проблемы в семейной жизни, что повлияло на проблемы в государстве.
Зигмунд Фрейд доказал, что неудовлетворённость в любви ведёт к разрушительным действиям (войнам). Неудовлетворённая сексуальность перерастает в агрессию. Различные психические расстройства объясняются именно сексуальной неудовлетворённостью.
У российского императора Александр I были многочисленные увлечения, а отношения с женой в конце жизни были «критические». По некоторым сведениям, император «умер» (отрёкся от власти), и тем самым подтолкнул декабристов к восстанию.
Император Александр II имел две жены. Когда ещё была жива первая жена императрица Мария Александровна, страдающая чахоткой, император заключил морганатический брак с Екатериной Михайловной Долгоруковой, которая родила ему четырёх детей. Народовольцы убили Александра II в день, когда он хотел подписать уже готовую Конституцию, но поехал навестить свою вторую супругу.
Власть можно рассматривать как реализацию комплекса неполноценности. Не потому ли создавшие себя тираны часто люди маленького роста и непритязательной внешности.
Вождь мирового пролетариата Владимир Ильич Ленин некоторое время жил одновременно с двумя жёнами: законной женой была Надежда Константиновна Крупская, второй женой – товарищ Инесса Арманд.
Убийство Сергея Мироновича Кирова напрямую связано с его сексуальной связью с женой его убийцы – Николаева. У Сергея Кирова, как известно, была больная жена, с которой он не хотел разводиться.
Как Горбачёвым во многом управляла его жена Раиса, так и царём Николаевым II управляла императрица Александра Фёдоровна. Многие помнят, что в последние годы власти Ельцина страной управляла семья.
Меня всегда интересовал вопрос о роли личности в революции. Можно ли назвать конкретных виновников русской революции или революция есть результат действия объективных законов истории?
Все мы переживаем за нашу матушку-Россию: патриоты, либералы, православные и западники; каждый по-своему.
20 октября 2017 года на семинаре «Русская мысль» в Русской христианской гуманитарной академии в Петербурге слушали и обсуждали доклад ректора РХГА Дмитрия Кирилловича Богатырёва «Русская революция как проблема культурно-исторической памяти».
Николай II всю жизнь вёл дневник. 2 марта 1917 года в день отречения от престола император сделал такую запись:
«…Суть та, что во имя спасения России и удержания армии на фронте в спокойствии, нужно решиться на этот шаг. Я согласился. Из ставки прислали проект манифеста. Вечером из Петрограда прибыли Гучков и Шульгин, с которыми я переговорил и передал им подписанный и переделанный манифест. В час ночи уехал из Пскова с тяжелым чувством пережитого.
Кругом измена и трусость и обман!»
«Власть — тяжёлое бремя. Соблазнов, конечно, много, но и ответственности не меньше. Самые тяжёлые минуты, когда понимаешь, что при всей своей власти ничего не можешь сделать, что власть ничего не стоит, и ты такой же человек, как и все, только груз ответственности несравнимо больший. Это ощущение бессилия невыносимо! И хочешь помочь, и не можешь. Бюрократическая машина такая громоздкая: пока скажешь, пока выполнят, да ещё не так, как сказал… Иногда отчаяние охватывает, хоть плачь. Но я не могу позволить себе пасть духом и беру себя в руки. Я взвалил на себя этот крест, и должен нести его пока хватит сил. Я призван Богом, чтобы свершить свою миссию!
Ты думаешь, я свободен? Нет, я тоже заложник, заложник власти. Когда добиваешься власти, думаешь, что используешь её во благо людей, чтобы служить добру, а потом незаметно сам начинаешь служить власти. Власть подчиняет себе людей!
Говорят, стрелять в своих безнравственно. Но на войне, как на войне. Я вынужден был принять трудное, но необходимое решение. Бунт нужно подавлять беспощадно. Правитель должен быть беспощадным! Но и справедливым! Жестокость — необходимое лекарство! Без жестокости нет ни порядка, ни дисциплины!
Когда речь идет о сохранении государства, морали нет места. Ради государства любое зло есть добро. Да, гибнут люди. Но что поделать? Лес рубят — щепки летят. Что значат какие-то жертвы, когда на карту поставлена целостность государства! Цель оправдывает средства. Победителей не судят! Если одержана победа, народ забывает средства её достижения. Правителем становится тот, кто не боится переступить через мораль и совесть, кто способен на любые необходимые для государства меры!
О власти судят по результату. Власть требует быть гибким, и следовать необходимости, а не данному слову или представлениям о чести и морали. Успех оправдывает все средства! Народу нужен лидер, в которого можно было бы верить, который бы защитил, позаботился обо всех.
Это только кажется, что я свободен и могу поступить, как хочу. Нет, я ещё более несвободен, чем кто-либо. Чем больше ответственности, тем больше несвободы. Я вынужден подчиняться государственной необходимости и руководствоваться требованиями политической целесообразности. Я не могу поступить иначе. Такова логика власти! Я должен делать то, что требуют от меня обстоятельства! Как человек, я могу с этим не соглашаться, но как высшее должностное лицо, не вправе поступить иначе, — интересы народа требуют!
Мучаюсь, во многом раскаиваюсь, но сделанного не воротишь. Несчастный я человек! Народ меня не любит, проклинает. А ведь когда-то любил. Никто, никто меня не оправдает, потому что не знают, как это трудно — быть правителем! Но если не я, то кто же?!
Я не боюсь людского приговора, я боюсь приговора истории!
Много раз слышал, будто любыми путями буду держаться за власть. Это враньё! Дело в другом. Всё что я хотел, это чтобы мой народ был счастлив. Бессонные ночи, мучительные переживания, что надо сделать, чтобы людям хотя бы немного жилось легче и лучше, — нет у меня более важной задачи. Я пожертвовал собой ради счастья людей! Власть — это жертвоприношение!»
(из моего романа-быль «Странник»(мистерия) на сайте Новая Русская Литература.
Так что же вы хотели сказать своим постом? – спросят меня.
Всё, что я хочу сказать людям, заключено в трёх главных идеях:
1\ Цель жизни – научиться любить, любить несмотря ни на что
2\ Смысл – он везде
3\ Любовь творить необходимость
А лично для Вас кто МАТИЛЬДА РУССКОЙ ТРАГЕДИИ?
© Николай Кофырин – Новая Русская Литература
Метки: Матильда Кшесинская, Наталья Поклонская, режиссёр Алексей Учитель, фильм Матильда