КРЕЩЕНИЕ ВОДОЙ И ОГНЁМ

Реальный Иисус

18 января я побывал на празднике крещения в Юкках в храме Рождества Иоанна Предтечи. Давно я не испытывал такого радостного чувства единения! После Великого освящения воды состоялся Крестный ход до Тохколодского озера, где в крещенской проруби многие православные, в том числе и дети, совершали омовение. Все ждали президента, но он принял участие в крещенских купаниях на озере Селигер. Воодушевило, когда приехал губернатор Ленинградской области и вместе с другими окунался в прорубь, грелся у костра, ел гречневую кашу: «Нельзя нарушать традиций!»


Меня крестили, когда мне был всего год, по настоянию моей бабушки на родине предков – в Воскресенском храме Арзамаса. Я, разумеется, не помню этого, хотя всегда ощущал в себе некое таинство и хранил свой детский крестик.
«Второе крещение» – настоящее «духовное рождение» – произошло со мной в возрасте Иисуса Христа, когда я попал в автокатастрофу. Хотя были все основания погибнуть, я чудом остался жив.
В 2008 году я поехал в паломническую поездку по Святой Земле, где совершил омовение в реке Иордан. А в прошлом году, во время путешествия по Хашимитскому Королевству, я трижды окунулся в Иордан в том самом месте, где Иоанн крестил Иисуса.

Каким же был реальный Иисус из Назарета?

В журнале «National geographic» я прочитал статью археолога Кристиан Роуми «В поисках Христа истинного».
Археология оживляет предание, а предание – археологию!
«Отсутствие доказательств – это не доказательство отсутствия», – говорят археологи.

«Я не знаю ни одного историка, который сомневался бы в существовании Христа, – говорит Эрик Мейерс, археолог и почётный профессор иудаистики Университета Дьюка. – Детали обсуждаются веками, но ни один серьёзный исследователь не ставит под сомнение то, что Иисус – историческая личность».

Не все богословы разделяют убеждение, что Иисус из Назарета родился в Вифлееме. Несколько лет назад Папа Римский Бенедикт XVI доказал, что Иисус родился не 25 декабря, и не в Вифлееме, и за три-четыре года до нашей эры. В хлеву, где Иисус появился на свет, не было животных, которых обычно изображают в рождественских вертепах на праздничных картинах.

Источниковеды подозревают, что евангелисты намеренно перенесли место рождения Иисуса в Вифлеем, чтобы изобразить его тем самым Мессией, который, согласно Ветхому Завету, должен был явиться на свет именно в этом иудейском городе.

Только в двух из четырёх Евангелий говорится о рождении Христа, причём по-разному. Лука рассказывает о яслях и пастухах, а Матфей – о волхвах, избиении младенцев и бегстве в Египет.

В отличие от противоречивых рассказов о рождении Иисуса в описании его смерти все четыре Евангелия достигают почти полного согласия.
В старом городе Иерусалима сохранились места, где бывал исторический Иисус. Археологами были найдены Овчая и Силоамская купели, где Христос совершал чудеса исцеления.
Найдена пяточная кость, пробитая железным гвоздём для распятия в могиле еврея Иоханана.

В 1991 году Джон Доминик Кроссан опубликовал бестселлер «Исторический Иисус», где доказывал, что настоящий Иисус был странствующим мудрецом, чей контркультурный образ жизни и подрывные изречения имели поразительное сходство с философией киников.

Некоторые учёные рассматривают личность Христа как революционера, которого интересовало в первую очередь не спасение душ, а смена режима.
Но для истинно верующего человека важна прежде всего заповедь любви к ближнему (в том числе и к врагам своим), истинностью которой своей жизнью и смертью доказал Иисус.

Точное расположение места крещения Иисуса Христа неизвестно. Большинство ранних греческих рукописей Нового Завета называют место Крещения Иисуса Вифанией Заиорданской. С течением времени река Иордан изменила своё русло, поэтому в настоящее время место крещения Иисуса находится на суше.

Остаётся точно не выясненным, с какого берега Иисус входил в реку. На западном берегу это место называется Касир аль-Яхуд (на территории Израиля), на восточном, напротив него — Аль-Махтас (Иордания). Расстояние между Касир аль-Яхуд и Аль-Махтас не превышает десяти метров.

Когда в 2008 году мы были в Израиле и совершали омовение в местечке Иорданит, нас предупредили, что это не то самое место, где Иоанн крестил Иисуса.

В 2000 году Папа Иоанн-Павел Второй принял участие в церемонии открытия комплекса в Иордании. Когда только иорданцы стали обустраивать место Крещения на реке Иордан на своей территории, израильтяне сразу же стали возводить напротив свои сооружения.

Израильтяне убеждены, что Иисус погрузился в воды Иордана в Касир аль-Яхуд, рядом с местом, где позже был построен православный монастырь Святого Иоанна Крестителя.
Место крещения упоминается в первой главе Евангелия от Иоанна, согласно которому «это происходило в Вифаваре при Иордане, в месте, где крестил Иоанн» (Иоанн 1:28). Вифавара находится на западном берегу реки. Патриарх Иерусалимский Феофил однозначно подтвердил, что Иисус принял крещение на западном берегу Иордана.

Иордания обвинила Израиль в «подделке» места крещения Христа. Иорданцы утверждают, что подлинным местом крещения Иисуса была Вифания Заиорданская, расположенная на восточном берегу реки. Свою версию они подтверждают археологическими находками, такими, как фрагмент колонны, которая, согласно раннехристианской традиции, была установлена на месте крещения Иисуса.

Иордания даже готова пойти на конфликт с Израилем, чтобы утвердить свои права на христианскую святыню. Иорданцы открыли руины пяти церквей, построенных начиная с V века в память о Крещении Господнем.

В истории уже были примеры, когда «борьба за святыню» на самом деле была борьбой за доходы от этой святыни.

В 530 году Феодосий поведал следующее: «в пяти милях к северу от Мёртвого моря… В месте, где был крещён Господь, стоит одинокая колонна, на которой помещён железный крест. Также там стоит церковь Св.Иоанна Крестителя, построенная императором Анастасием: она умело сотворена и стоит поверх больших клетей, чтобы её не затапливало во время разливов Иордана».

Вифания за Иорданом

Река неоднократно меняла свое русло, и сегодня невозможно установить, где именно во времена Иисуса Христа располагался западный, а где восточный берег. Вряд ли удастся внести полную ясность в вопрос, с какой стороны входили в реку Иисус Христос и Иоанн Креститель.

Иоанн Креститель совершал обряд, названный крещением, проповедуя иудеям грядущего Мессию. Обряд крещения был известен задолго до Иоанна Крестителя. Освящение водой применялось во многих древних религиях (например, в индуизме). На старинных папирусах, египетских барельефах и рисунках есть изображение священника, который совершает обряд крещения над фараоном в водах Нила.

Иоанн Креститель был сыном священника Захарии и праведной Елисаветы (происходившей из рода священника Аарона – брата Моисея). Мария была родственницей Елисаветы. Согласно Евангелию, рождение Иоанна случилось на полгода раньше его родственника Иисуса.

Свою проповедь Иоанн начал в 29 году нашей эры. Он ходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение и покаяние для прощения грехов. Пришедшим из Иерусалима священникам, явившимся, чтобы проверить его, Иоанн ответил, что не является ни Илией, ни пророком. «Я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исайя».

Крещение совершалось в знак покаяния крестящегося в своих грехах. Иисус сначала не хотел идти креститься к Иоанну, о чём просили его мать и братья, возражая им: «какой грех Я совершил, что Я должен креститься от него?»
Однако Иисус всё-таки пришёл к Иоанну в Вифанию Заиорданскую с целью принять крещение, хотя, согласно христианскому учению, не имел греха.

Иоанн не имел понятия об Иисусе, хотя был его родственником. Креститель был удивлён, увидев подходящего к нему Иисуса, и спросил: «мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?»
На это Иисус ответил, что «надлежит нам исполнить всякую правду» и принял крещение от Иоанна.

Почему же богочеловек решил креститься от человека?

В Евангелии от Марка говорится: “И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение” (Мар.1:10-11).

Иоанн сказал об Иисусе: «вот Агнец Божий, Который берёт [на Себя] грех мира. Сей есть, о Котором я сказал: за мною идёт Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня. Я не знал Его; но для того пришёл крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю».

На мой взгляд, главный смысл деяний Иоанна Крестителя не в совершения крещения, а в том, что он обличал властителей, говоря правду, и призывал покаяться в грехах. За это он был заточён в темницу, а впоследствии лишён жизни.

Крещение можно рассматривать как своего рода «программирование» («кодирование») на новую безгрешную жизнь с верой в Справедливый Суд и в Царствие Божие (в то, что Мир Горний существует).

Крещение Руси связывают с князем Владимиром. Владимир понимал, что одной лишь силой удержать власть нельзя, нужна духовная опора. И эту опору он нашёл в христианстве. Ибо христианство утверждало, что вся власть установлена Богом, проповедовала терпение, смирение, всепрощение. Единобожие способствовало укреплению единоличной власти князя.

Крещение святой князь Владимир

До 988 года, официального года крещения Руси, страна не была полностью языческой. В то время во многих крупных городах уже стояли христианские храмы. Крещение приняли многие бояре, купцы, дружинники. Данные археологии подтверждают начало распространения христианства до официального акта крещения Руси. С середины Х века в погребениях знати встречаются первые нательные кресты. Нательные кресты сопровождали погребения воинов ещё в IX веке. Если понимать «крещение Руси» буквально, то оно произошло веком раньше – в 867 году.
Православие исповедовала ещё бабушка Владимира – княгиня Ольга. Владимир лишь завершил утверждение христианства на Руси.

Крещение князя Владимира в соборе

Князь Владимир крестился сам и крестил своих детей. Но дружина его оставалась языческой и поклонялась Одину. Борьба с языческими культами продолжалась на Руси вплоть до XX века.

Прежде чем крестить Русь, состоялся так называемый «выбор веры». Согласно «Повести временных лет», в 986 году к князю Владимиру прибыли послы от волжских булгар, предложившие ему перейти в ислам. Они рассказали князю об обрядах, которые необходимо соблюдать, в том числе и о запрете на питьё вина. Но «было ему нелюбо: обрезание и воздержание от свиного мяса». Ещё более Владимира отвратила от магометанства угроза введения «сухого закона». Владимир ответил знаменитой фразой: «Руси есть веселие пить: не можем без того быть»…»
От постоянного пития, лицо князя Владимира было всегда красным, за что в народе его прозвали «красно солнышко».

Крещение выбор веры

После булгар пришли иностранцы, посланные Римским Папой. Они заявляли, что «если кто пьёт или ест, то всё во славу божию». Однако Владимир отослал их, сказав им: «Идите, откуда пришли, ибо и отцы наши не приняли этого». Владимир не хотел признавать верховенства власти Римского Папы.

Следующими были хазарские иудеи, предлагавшие Владимиру принять иудаизм.
«Что у вас за закон?» – спросил их Владимир. Они же ответили: «Обрезаться, не есть свинины и заячины, соблюдать субботу». Владимир отверг их потому, что у евреев не оказалось своей родины. «Если бы Бог любил вас и закон ваш, то не были бы вы рассеяны по чужим землям. Или и нам того же хотите?»

До принятия окончательного решения Владимир посоветовался со своими ближайшими боярами. Было решено дополнительно испытать веру, побывав на богослужениях у мусульман, у немцев и у греков. Когда после посещения Константинополя посланники вернулись в Киев, они с восторгом сообщили князю: «Не ведали, где мы есть — на небе или на земле».

В 6496 году от сотворения мира (то есть приблизительно в 988 году н.э.) киевский князь Владимир Святославич принял решение креститься от Константинопольской Церкви. Это был политический выбор.

Историк Владимир Соловьёв так описывает крещение Владимиром Руси.
«Многие с радостию крестились; но больше оставалось таких, которые не соглашались на это… Видя это, князь … послал повестить по всему городу, чтоб на другой день все некрещёные шли к реке, кто же не явится, будет противником князю. … Некоторые шли к реке по принуждению, некоторые же ожесточённые приверженцы старой веры, слыша строгий приказ Владимира, бежали в степи и леса».

За всё время крещения Руси, по приблизительным оценкам, было вырезано до трети населения страны. Сопротивление крещению имело в подавляющем большинстве случаев политический, антикиевский аспект, нежели антихристианский; причём религиозный аспект играл вовсе не главенствующую роль.

Князь Владимир был братоубийцей, многоженцем, распутником, лицемером и коварным правителем. Княжение в Киеве Владимир начал с разрушения христианских церквей, на их место наставил Перунов. Но когда князь решил крестить Русь, Перунов снесли. «Из ниспровергнутых идолов одних рассекли на части, других сожгли, а главного, Перуна, привязали к лошади к хвосту и потащили с горы, причём двенадцать человек били истукана палками… Когда волокли идола в Днепр, то народ плакал».

Крещение в Днепре

Я не оспариваю культурного значения крещения Руси, которое позволило приобщиться к европейской цивилизации и выйти на более высокий уровень развития. Хотя вражды не стало меньше, люди не стали лучше. Князь Владимир Святой сумел повоевать со всеми соседними государствами. При Владимире не только расширились территории государства, но повысилась культура, пришла кириллическая письменность. Хотя до введения кириллицы была своя азбука – «глаголица».

Чужая вера в народе не прижилась сразу. До насильственного крещения наши люди поклонялись языческим богам природы, жили в гармонии с ней. Все праздники проходили на природе. И то, что сейчас мы, наряду с христианскими праздниками, празднуем языческие, говорит о неискоренимости язычества в нашем менталитете.

ПО МОЕМУ МНЕНИЮ, выбирать веру и крестить насильно противоречит самой сути веры. Вера – это дар Божий, таинство, дело сугубо личное, духовно интимное.
Вера обретается не благодаря воле монарха, а благодаря воле Господа.

Погружение в воду не является крещением, если не сопровождается духовным изменением. Нужно переродиться, стать другим человеком, для которого духовное становится важнее, чем материальное.

Принудительное крещение противоречит самой идее крещения – как добровольного, осознанного принятия. Некоторые считают, что крещение должно происходить в зрелом возрасте, когда человек осознаёт всю значимость этого ритуала, добровольно принимает на себя ответственность за все дела и меняется духовно.

Смысл обряда крещения – это «духовное рождение». В результате человек должен переродиться душой, перестать грешить и стать верующим.

Многие люди не хотят преображаться душой; им достаточно верить и соблюдать ритуалы. Но все ритуальные действия ничего не значат, если при этом ничего не происходит в душе. Как сказала одна из паломниц на Святой Земле: «если не будет на то воли Божьей, сколько к иконе не прикладывайся, не поможет».

Смысл крещения не в приобщении к таинству двухтысячелетней истории, а в постижении таинства преображения души. Погружение в воду или обливание было почти у всех народов древности. Символический смысл омовения, выражаясь современным языком, это кодировка! Ты программируешь себя на начало новой – духовной! – жизни, в которой приоритет будет всегда отдаваться духовным ценностям, а не материальным.

Когда в результате автокатастрофы я оказался на грани жизни и смерти, могу сказать, что Иисус Христос спас меня своим примером и заветом любить несмотря ни на что в том числе и врагов своих. И не только меня одного. Одним из спасённых был Фёдор Михайлович Достоевский, которому жёны декабристов в пересыльной тюрьме Тобольска подарили Евангелие. Это Евангелие Достоевский перечитывал долгие годы каторги и хранил всю свою жизнь.

Доктор философских наук Владислав Бачинин опубликовал в журнале «Нева» (№11 за 2017 год) статью «Экзистенциальная контроверза Гольбейна-Достоевского (Размышления о картине «Мертвый Христос»). «Картина, от которой вера может пропасть», – говорил герой Достоевского.

Гольдбейн мёртвых Христос

«В суждении князя о том, что от этой картины вера может пропасть, следует обратить особое внимание на словечко «может». Оно изгоняет из суждения его кажущуюся универсальную категоричность и одновременно лишает однозначной сумрачности. Да, у кого-то вера действительно может пропасть, но у кого-то и нет. Существуют номинальные псевдохристиане, чья вера (или то, что им кажется верой, что они выдают за веру) вообще непонятно на чём держится и может пропасть от малейшего пустяка и без картины Гольбейна. Но не на них христианский мир держится вот уже двадцать столетий», – полагает В.Бачинин.

Я считаю, что не может быть вера «сильной» или «слабой». Либо есть вера, либо её нет. Сомнения по сути есть диалектическое утверждение веры, потому что веры без сомнений не существует!

На мой взгляд, вера есть единственный способ приобщения к Тайне, своего рода ключ, но не для расшифровки, а скорее к запуску механизма, цель и принцип действия которого нам неизвестен. В этом и состоит ЗАКОН ВЕРЫ, когда если не поверишь, то ничего не увидишь, не услышишь и не поймёшь.
Вера не есть бегство от реальности, а, скорее, способ вернуться к ней, увидев мир под другим углом зрения и осознав, что всё взаимосвязано и случайностей не существует. Вера освещает жизнь радостью, тогда как безверие хуже слепоты.

Даже если вера есть результат самовнушения, то те добрые дела, которые творятся верой в любовь, стоят того, чтобы жить таким самообманом. Ведь, по большому счёту, у нас нет ничего, кроме веры. Всё зиждется на вере, а разворачивается вокруг любви.

Именно вера в то, что творя добро для других, ты тем самым делаешь благо своей собственной душе, — это и есть земное воздаяние за любовь!

В.Бачинин пишет: «Как это ни странно, но ныне картину Гольбейна вполне можно трактовать как провидческое проникновение в будущность христианства, где его подстерегала грозная опасность. Имя этой угрозы — великая духовная депрессия. <…> Иными словами, это неуклонное возрастание числа людей, для которых смерть — полная хозяйка мира, для кого Христос не воскрес, Бог умер окончательно и бесповоротно, а дьявол жив и здравствует».

«Объявление евангельского Христа человеком, и только человеком означало, казалось бы, торжество гольбейновской версии, в которой Иисус был переведён из трансцендентного разряда в разряд сугубо антропологический, превращён в раба тления и смерти, намертво запертого в могиле, так что ни о каком Его воскресении уже не могло быть и речи», — пишет В.Бачинин.

Мне лично важна не божественная сущность Христа (о которой мы можем лишь догадываться), но человеческая. Мне интересно, каким был Иисус из Назарета, как он жил, кого любил, какую заповедь и какой пример нам оставил. Это важно, если мы хотим уподобляться Христу, а не только лишь поклоняться Богу.

Некоторым гораздо легче купить иконку, поставить свечку, искупаться на Крещение в ледяной воде, но жить по заповедям и возлюбить врага своего им не под силу.

Люди совсем потеряли стыд и совесть. Возможно, только вера во Всевидящего Бога остепенит их. Но люди не хотят верить в Высшую Справедливость, они хотят грешить!

То, что Бог знает и видит всё, раньше казалось сказкой. Теперь, благодаря современным технологиям, это уже реальность. Что раньше казалось божественным, ныне называют технологическими инновациями.
Несколько лет назад мы и представить не могли, как возможно определять положение человека на планете. А теперь вживлённый имплантат позволяет не только отслеживать местонахождение, но и состояние человека. Благодаря нейротехнологиям допустима возможность управления человеческим поведением.

Доктор богословия и доктор медицинских наук, профессор, настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в Юкках протоиерей Григорий Григорьев 19 января 2018 года выступил в Русской христианской гуманитарной академии.
Я задал вопрос: не исключает ли божественное предопределение свободы воли человека? в каком возрасте нужно креститься?

«Да, нельзя отбирать свободу выбора, хотя она и не всегда на пользу человеку. Если уж прародители отказались от рая, то что говорить о нас! Человек не может выбрать себе во благо, а потому выбирает несвободу, отказываясь от тяжкого бремени ответственности. Жить в грехе проще и легче.

Людей укрощает даже не страх смерти, а страх неведомого. Поэтому Смерть, как и Бог, должна оставаться Тайной. И мы, посвященные, должны строго хранить эту Тайну. Ты же пытаешься передать всем то, что предназначено лишь для избранных. Но посвятив людей в тайный смысл Предопределения, Ты тем самым украдёшь их свободу. Подчинив земную жизнь жизни вечной, люди утратят выбор, зная наперёд, что их ждёт. Раскрывая перед людьми суть смерти, ты лишаешь их не только радостей земного существования, но и права умереть. Это бесчеловечно! Даже мы не делаем этого.

Если человек познает Истину, то уподобиться Богу, ибо перестанет бояться смерти. Ведь именно страх перед смертью, внезапной и неодолимой, заставляет людей грешить. Человек грешит и радуется греху, стараясь забыть о том, что ждёт его в конце жизни. Люди сознательно делают себя рабами наслаждений, поскольку, выбирая земные удовольствия, они избегают поисков смысла жизни, а значит — перестают бояться смерти. Жить в постоянном страхе люди просто не смогли бы. Ты же хочешь лишить их маленьких греховных радостей, отобрав смерть и обрекая на вечное существование. Нет, не твое царство небесное, а именно всякий грех есть избавление от страха смерти.

Зачем им обещанная тобою вечная жизнь? Еще неизвестно, есть ли она. Зато есть нужда, которая каждый день и час напоминает о себе, подчиняя человека. Разве не страшна вечная жизнь, наполненная любовью? Это все равно что питаться исключительно сладким. Счастье без слез и страданий не воспринимается.

Нужна ли вообще людям, привыкшим к страху смерти, вечная жизнь? Нет, нужно, чтобы человек был привязан к земле, к своей семье, к дому, дорожил приобретенным, а также радостями, которые дарит ему повседневность. Но если люди более всего возжелают Твоего Царства Небесного, то перестанут бояться смерти. Как же можно будет тогда управлять?! Бессмертие — вот истина, которая может сделать людей свободными. Но им не нужна свобода. Народу нужен порядок! А значит, и власть!

Для многих самым страшным открытием может оказаться именно то, что смерти нет. В действительности, люди не боятся смерти, а жаждут её, поскольку для них она конец всего: мучений, сомнений, тревог, лжи, и даже свободы. Во что превратится человеческая жизнь, если лишить её конца? Не принимая твоего царства небесного, люди не хотят лишать себя права последнего выбора. Но если смерти нет, значит, человек несвободен.

Как устроится жизнь, когда в ней не будет смерти, страха и бегства от страха, если люди перестанут ценить прелесть мимолетных мгновений, а существование будет казаться изматывающей дорогой без конца? Только смерть как конец всего, а не как переход в новую жизнь, открывает неповторимые радости земного существования.

Разве можно требовать от людей отказаться от всего того, что они имеют, ради неизвестности, столь же пленительной, сколь и сомнительной. Человек хочет наслаждаться всем, что ему доступно, и краткие мгновение земной реальности ему дороже грядущей вечной жизни, пусть даже самой распрекрасной. Люди не столько не верят, сколько не хотят верить тебе при всем своем показном желании. Земные удовольствия им ближе и слаще, чем мечтания о райской любви. В тебе мало человеческого, если ты этого не понимаешь.

Людям нужен Бог! Человек не может жить без веры! Он хочет верить в добрую и справедливую целесообразность, способную защитить его перед всевластием грядущего. Без веры в Бога трудно найти смысл своей жизни. А Бог — это Тайна…»
(из моего романа «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак» на сайте Новая Русская Литература

Так что же вы хотели сказать своим постом? – спросят меня.

Всё, что я хочу сказать людям, заключено в трёх основных идеях:
1\ Цель жизни – научиться любить, любить несмотря ни на что
2\ Смысл – он везде
3\ Любовь творить необходимость

А как лично Вы относитесь к КРЕЩЕНИЮ ВОДОЙ И ОГНЁМ?

© Николай Кофырин – Новая Русская Литература

Комментарии запрещены.