КОД РУССКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

20180309_124932

Я – русский человек, и чем больше путешествую по свету, тем более убеждаюсь в неповторимом своеобразии русских людей.
Что же отличает русских от всех прочих?
Недавно я посмотрел передачу Виктора Третьякова «Что делать?», посвящённую цивилизационному коду России. Предполагается, что такой код есть, и Россия уникальная цивилизация со своей национальной идеей.
Актёр Алексей Серебряков, переехав с семьёй жить в Канаду, заявил, что национальная идея России заключается «в силе, наглости и хамстве». Но так ли это?
В прошедшее воскресенье я побывал на празднике «Масленица» в Петропавловской крепости Петербурга, где поинтересовался у гостей и участников: что отличает русских от других народов, и существует ли код русской цивилизации?


В Самаре на встрече с женщинами-предпринимателями президент Путин заявил о наличии у нас специфического культурного кода. «Но всё-таки в нашем культурном коде есть некоторые ценности, которые, я считаю, являются для нас основополагающими: у нас женщина остаётся женщиной, мужчина остаётся мужчиной. Слава богу, у нас нет такого смешения понятий в голове, душе и в нашем культурном коде».

Разумеется, говорить о «русском культурном коде» или «коде русской цивилизации» можно лишь условно, поскольку это идеологемы, в реальности они не существуют.

Так что же входит в понятие «русский культурный код»?

В передаче Виктора Третьякова эксперты назвали следующие характеристики «цивилизационного кода России». Это:
Православие, религиозность, соборность; мессианство и самопожертвование; сострадание, отзывчивость, коллективизм, двойственность; доминирование внутреннего мира над внешним; поиски мира Горнего на земле; самодержавие, православие и народность; смирение, нестяжание; желание жить душой, а не материальным.

Одни говорят: «особенности русского человека в его духовности, в его святости, в открытости русской души; русский человек всегда искал в себе Бога».
Другие возражают: «духовность не имеет национальности; национальность это культура и менталитет».
Третьи убеждены: «русская национальная идентичность не определяется через превосходство своей культуры и веры над другими».
Четвёртые утверждают: «нет никакой русской особенности, есть универсальные законы человеческого общества».

Известный публицист С.Г.Кара-Мурза называет три устойчивых составляющих русского самосознания:
1\ Православие – оно прочно вошло в мировоззренческую матрицу русских, и никаким реформаторам его из неё не выбить.
2\ Коллективная память об исторических выборах, которые России пришлось сделать, находясь, по словам Менделеева, «между молотом Запада и наковальней Востока».
3\ Русский тип мышления, соединяющий крестьянский здравый смысл с космическим чувством. Как сказал поэт о русском уме: «он трезво судит о земле, в мистической купаясь мгле».
Это сочетание блоков русского сознания даёт ему устойчивость и гибкость. Конечно, не ко всем ударам оно готово, иначе бы задубело. Но после ударов восстанавливается быстро.

Зав.кафедрой социальной философии МГУ профессор К.Х.Момджян на конференции «Дни философии в Петербурге» в 2010 году заявил, что специфика «русского человека» есть, это факт. Но специфика не в потребностях, а в способах удовлетворения этих потребностей.
Различия национальных характеров связаны с наличием ценностей и их способами и средствами удовлетворения потребностей, которые закреплены как паттерны в культуре.
Выбор в соответствии с иерархией ценностей – вот что вызывает различия между людьми. Выбор определяется либо пониманием жизни как наивысшей ценности, либо признанием, что в жизни есть нечто большее, чем ценность самой жизни.

Как считает К.Х.Момджян, особенности российского менталитета в следующем:
1\ Русским свойственен коллективизм и общинность, микроколлективы на основе личной связанности. Внутри этого микроколлектива встречается способность «поделиться последней рубахой». Но не ради государства или всей России.
2\ У нас человека рассматривают как клеточку единого целого.
3\ Российская культура связана не с изменением мира, а себя в мире.

Особенности менталитета формируются условиями жизни.
Различие западного и российского менталитета как факт существует; различия эти серьёзные, их нельзя недооценивать.
На Западе особый рассудочный коллективизм основан на принципе «сделай благо ближнему, чтобы он сделал тебе».
Если в западном менталитете видна способность договариваться, то в нашем менталитете обнаруживается скорее противоборство.

«Западники» уверены: поскольку Россия европейское государство, то надо взять европейскую модель развития.
«Славянофилы» убеждены, что Россия это особая цивилизация и у неё своя особая «культурная матрица».
Сторонники евразийства продвигают свою идеологему: «Россия не Европа и не Азия, она сама по себе, государство-цивилизация».

Чаще всего под цивилизацией понимается совокупность материальных и духовных достижений общества в его историческом развитии. Слово «цивилизация» происходит от латинского «civilis», что означает гражданский, общественный, государственный. В XVII — XVIII веках «цивилизованность» определялась как противоположность «дикости».

Со временем понятие цивилизация стали отличать от культуры. Культура является внутренним духовным содержанием цивилизации, а цивилизация — лишь внешняя материальная оболочка культуры.

Одни учёные отождествляют понятия цивилизации и культуры, другие рассматривают цивилизацию как специфическое культурное образование, третьи — разводят понятия культуры и цивилизации.

По моему мнению, цивилизацию можно понимать как определённый способ адаптации человека к окружающей среде. А культуру как информационную матрицу данной цивилизации.
Я считаю, что культура входит в понятие цивилизации, является её духовной составляющей.
Цивилизация есть результат приспособления человека к окружающей среде. А культура – это уже плоды человеческого разума, взрастающие на природной почве.
О развитии той или иной цивилизации судят именно по памятникам культуры. В основе любой культуры лежит представление о вечном, о бессмертии, о высшей справедливости.

Н.Данилевский и О.Шпенглер в локально-историческом смысле цивилизациями называют уникальные исторические образования, ограниченные пространственно-временными рамками, (например, античная, арабская, китайская, египетская цивилизация и др.). Есть ещё две православных цивилизации (русская и византийская).

А.Тойнби понимал цивилизацию как любой отдельный (локальный) социокультурный мир. Он разработал теорию «локальных цивилизаций», которых насчитывается более 20. Это иранская, индийская, две дальневосточных, сирийская, минойская, шумерская, хеттская, вавилонская, андская, мексиканская, юкатанская, майя и др.

В русской литературе цивилизацией называют не просто культуру как таковую, а общество, которое характеризуется специфичной и достаточно развитой культурой.
Николай Бердяев говорил о цивилизации как «смерти духа культуры». «Вся ткань русской природы иная, чем ткань природы западной», – писал Николай Бердяев в работе «Философия неравенства».

Если «русский – это православный», то куда девать коряков, алюторцев, якутов с их языческими божествами? 20% россиян исповедуют ислам. Дагестанцы, чеченцы, буряты, якуты, калмыки, татары и ещё двести народностей это тоже русская нация. В сознании россиян умещается одновременно и христианство, и язычество, и атеизм.

Как-то европейские послы спросили российского императора, что же такое русский человек. Император указал на башкир, калмыков, татар. «А где же русские?» – спросили его. «А все вместе они и есть русские», – ответил император.

Термин «русская цивилизация» впервые упоминается в XIX веке в связи с распространением идей панславизма. Это понятие часто употреблялось в среде славянофилов и подчёркивало оригинальность русской культуры и истории, её отличие от культуры Запада и Востока, её национальное русское происхождение.

Н.Я.Данилевский в своём труде «Россия и Европа» (1869) пишет о «славянском культурном типе», которому принадлежит будущее, в отличие от «гниющего Запада». Западная цивилизация, по мнению Данилевского, уже пережила апогей своего развития, она исчерпала запас своих идей, является декадентской и отмирающей. Русская цивилизация должна взять самое лучшее из западной цивилизации, как последняя в своё время заимствовала самое лучшее из античной культуры.

В книге «Россия и Европа» Н.Я.Данилевский поставил вопрос так: быть Европой или быть собой – Россией?

Сейчас в странах Евросоюза большая часть жителей не считает Россию частью Европы. В сентябре 2017 года старейшая французская компания, занимающаяся изучением общественного мнения, опросила 3228 человек от 18 лет. Европейской страной Россию назвало 49% немцев, 35% британцев, 29% французов.

Так кто же мы?
Мы не «третий мир». И в то же время у нас постоянное «подозрение в своей провинциальности». Некоторые испытывают чувство ущербности от того, что мы только обеспечиваем Европу сырьём.

Россия – страна, где никогда не заходит солнце!
Мы называем себя Европой, но у нас 80% территории находится в Азии. Поэтому мы скорее Азиопа.

Согласно теории Поршнева, люди расселились по Земле, поскольку хотели жить свободно и независимо от чужого внушения. В результате сформировался механизм «контрсуггестии».
В Европе небольшие территориальные пространства требовали договариваться, а не враждовать до самоуничтожения. А в России можно было уходить на Север или в Сибирь (что и делали староверы). И сегодня на Дальнем Востоке и в Сибири о центральной России говорят – «на материке».

В 1992 году появились россияне – граждане России. Русскими себя называют 80% россиян. При этом понять, кто такие русские, весьма затруднительно.
По энциклопедии «русские – это восточнославянский народ, объединённый общей историей, культурой, языком и этническим происхождением». Численность русских в мире в настоящее время составляет 152 миллиона человек.

Достоевский говорил о «всемирной отзывчивости русского человека».
«Русский» – это понятие наднациональное, оно отвечает на вопрос «какой?», а не «кто?» и означает принадлежность к цивилизационной общности, а не национальность.
Не принято говорить: «немецкий человек», «американский человек», а вот «русский человек» звучит вполне определённо, также как «западный» или «восточный» человек.

Насколько сейчас можно говорить о «русской цивилизации»?
Полагаю, что в глобальном мире в рамках общемирового цивилизационного процесса можно говорить лишь о некоей культурной специфике, тогда как принципы современных технологий универсальны.

Я исхожу из предположения, что различные типы культур формируются на основе различных представлений о смерти. То или иное представление о бессмертии формирует и определённый тип культуры.
В православии нет понятия «чистилище», от греховности нельзя откупиться через индульгенции (как в католицизме). Человек спасается не только верой (как в протестантизме), и не только делами (без которых вера мертва), но прежде всего человек спасается любовью.

Россия – страна не для труда, а для молитвы!
Для православных главное в жизни не труд, а молитва, благодать, общение с богом. Как говорил святой Серафим Саровский: «цель жизни христианской – обретение Духа Святого».
Для нас благодать выражается не в обретении богатства. Поэтому у нас богатство не в чести, а труд лишь вынужденная необходимость ради поддержания плоти – вместилища духа. Если для протестантов богатство является проявлением благодати, то для нас это чуть ли не проклятие. «Трудом праведным не наживёшь палат каменных».

Для русского человека ощущать себя носителем единственно правильной веры (православия) всегда было утешением в этой жизни и надеждой на будущую благую жизнь после смерти. Недавно я вновь побывал в посёлке Юкки, и в храме, где служит о.Григорий, вновь ощутил ветер радости.

«Ключ политики государств, — писал Наполеон, — в их географии».
Действительно, география играет важнейшую роль в определении образа жизни, а значит и образа мыслей людей. Именно география определяет особенности национального менталитета и мировоззрения. Люди в принципе одинаковы, различия лишь в головах, в идеологии и воспитании.

Например, «английская свобода» – это инициатива и ответственность (личностная свобода в пределах закона). «Прусская свобода» – это дисциплина, повиновение, верность, служение (надличностная свобода).
«Русская свобода» определяется как своеволие, вольность. Русская вольность – это свобода от законной свободы. Понятие «воля» исконно русское и непереводимое; оно есть только в русском языке. Русская воля не знает границ.

«Россия – ледяная пустыня, по которой бродит лихой человек». Эти слова приписывают Победоносцеву или Шестову.
Россия находится в условиях рискованного земледелия, где многое зависит от природы. Это объясняет естественную веру славян в языческих богов природы. Сезонные уборки требовали героического напряжения всех сил. Зато потом были праздники, когда отдыхали что есть мочи.

В отличие от Европы, которая расположена южнее, Россия производит меньше прибавочного продукта. В Европе могут снимать два урожая и спокойно распределять избыток естественным рыночным способом.
В России, чтобы распределять ограниченный прибавочный продукт, нужна была мощная центральная власть. Московская ставка вначале собирала с податных территорий этот прибавочный продукт, а потом распределяла, – за счёт чего и выживал весь народ.

После монгольского ига на Руси была создана великая держава, построенная по монгольскому образцу и рассчитанная на экспансию. Как и у монголов, она состояла из ставки и многочисленных податных территорий. Управление было деспотическим. Но это была жизненная необходимость. Потому как иначе управлять такой огромной разнородной территорией было невозможно.

Историк Н.М.Карамзин видел в монголо-татарском иге «благо, которым обернулось несчастье». И даже то, что «Москва обязана своим величием хану». Православию будто бы грозила тогда смертельная опасность со стороны западного «латинства», от которой и спасли монголы.
Дело в том, что монголы терпимо относились к православию на Руси, в то время как латины навязывали свою католическую веру. «Обращающиеся в латинство подвержены гибели духовной», – восклицал евразиец Пётр Савицкий.
Даже Карл Маркс признавал: «Колыбелью Московии была не грубая доблесть норманской эпохи, а кровавая трясина монгольского рабства».
Историк В.О.Ключевский писал: не будь Орды, северо-восточные князья «разнесли бы свою Русь на бессвязные, вечно враждующие между собою удельные лоскутья».

С последней четверти XV века Московское княжество начинает носить официальное название Русия. А к рубежу XV–XVI веков стало распространяться название «Россия».

Россия — греческое по происхождению слово. Поскольку оно не наше, а чужое, то и двойные согласные в таких словах возможны.
Русь — это исконно русское слово, поэтому оно и пишется с одной буквой С.
Русский — это производное слово, оно образовано от слова «Русь». Одна из букв С относится к корню («рус-»), а другая — к суффиксу (-ск-), так что здесь стык корня и суффикса.

Слово же «русский» во множественном числе – русские – отдельно не употреблялось как сейчас (то есть как существительное), а только как прилагательное в сочетаниях русская земля, русский человек, русские люди, русский народ, русский язык и т.д. С середины XIX века появляется разграничение: россиянин как принадлежность к государству, и «русский» (человек, язык) как принадлежность к народу.

Современная генетика ДНК-генеология утверждает, что русский народ в генетически современном виде появился на свет на европейской части нынешней России около 4,5 тысяч лет тому назад. Y-хромосома (мужская хромосома) передаётся исключительно от отца к сыну. Поэтому можно утверждать, что скифы, сарматы, славяне это одна и та же наследственная линия по генетической группе R1A1. Обладатели группы R1A1 (это биологический маркер русского этноса) сегодня составляют 70% всего населения России, Украины и Белоруссии.

Н.М.Карамзин в труде «История государства Российского» приводит слова летописца Нестора о том, что «славяне издревле обитали в странах Дунайских и, вытесненные из Мизии болгарами, а из Паннонии волохами (доныне живущими в Венгрии), перешли в Россию, в Польшу и другие земли …»

Русские люди (поляне, древляне и пр.) были земледельцами, они не строили больших городов и крепостей, ни с кем не враждовали, кроме как между собой. Русским не нужно было государство. И то, что, согласно «норманской теории», государство в России создали приглашённые норманны во главе с князем Рюриком, это не укор русским людям в их нецивилизованности, а скорее наоборот, показатель их естественного преимущества перед так называемыми западными цивилизациями, несущими войну и смерть нехристианам.

Русский витязь

Во время учёбы в ленинградском университете, я прочитал книгу Льва Гумилёва «Этногенез и биосфера Земли». Гумилёв считал русских пассионарным этносом, способным объединять другие народы.

В 1547 году Иван IV, позднее известный под именем Грозного, впервые в истории страны венчался на царство. Великое княжество Московское объявило себя наследником всех русских земель. С тех пор монахи и летописцы писали «Русское царство».
В 1721 году царь Пётр I назвал своё государство «Российская империя», переведя на греческий язык древнее название восточноевропейских земель – Русь. Словом «империя» Пётр ставил свою страну и свой титул выше всех европейских монархов, кроме австрийского императора.

Россия возникла как империя и могла существовать только как империя. Этот процесс разворачивался за счёт экспансии и включения новых народов.
Сильное государство в России всегда было вынужденной необходимостью. При такой разбросанности населения по территории как в России, без централизованного руководства не обойтись. Иначе государство либо само развалится, либо разорвут на куски.

За 537 лет, от Куликовской битвы до первой мировой войны, Россия воевала 334 года. Из них одну войну против девяти держав, две войны против пяти держав, двадцать пять войн против трёх держав и тридцать семь войн против двух держав одновременно.

В России всегда государство патерналистски довлеет над обществом. Именно государство, как институт, сохраняет целостность страны и её независимость.
Россия не сможет существовать, если каждый будет жить по одиночке. Вся наша долгая и трудная история привела к осознанию простой идеи – СПАСТИСЬ МОЖНО ТОЛЬКО ВМЕСТЕ!

Профессор истории и политических наук Нью-Йоркского городского университета Александр Янов в статье, посвящённой истории русской идеи (“Самодержавие, православие, народность»), пишет: «Надо было найти убедительное оправдание крепостному рабству и самодержавию в условиях, когда нигде в Европе ничего подобного уже не существовало… Что сделала в этой ситуации власть, мы знаем: обзавелась собственной идеологией, смысл которой сводился бы к тому, что Россия – не Европа».

Даниил Коцюбинский также считает, что Россия это не Европа. По его мнению, Европа – это правовая цивилизация, основанная на презумпции того, что у каждого человека есть право, которое власть не может отнять. Это «своё право» касается прежде всего неприкосновенности личности, её собственности и статуса.
Русская цивилизация основывается на прямо противоположном – на торжестве силы над слабостью. Да, право есть, но оно действует лишь тогда, когда это выгодно сильному. В результате истории монгольского нашествия возникла традиция власти править не по праву наследования, а по праву назначения. Сформировалось представление, что настоящая власть – которая может попрать любое право, которая сама себя держит, является причиной себя, а не результатом холопских выборов.
Историк Карамзин говорил, что в России свобода противопоказана, причём не только политическая, но и свобода гражданская, – у нас всё государь должен определять.
Российская власть – это самодержавная власть. Поэтому, либо мы сохраняем Россию на самодержавном фундаменте, либо Россия самодемонтируется.

27 января 2018 года в пресс-центр информационного агентства «Росбалт» писатель и культуролог Андрей Столяров выступил с лекцией «Русская мечта о великой державе». А.Столяров считает, что русские чувствуют себя уверенно, когда государство может отвечать на все угрозы. Поэтому русские могут пойти на ущемление личных свобод ради сильного государства.

Русские не сдаются. Потому что если сдадутся, всё равно уничтожат.
Такой мы народ: нас унижают, уничтожают, но не побеждают!

Когда-то «железный канцлер» Германии Отто фон Бисмарк сказал:
«Не надейтесь, что единожды воспользовавшись слабостью России, вы будете получать дивиденды вечно. Русские всегда приходят за своими деньгами. И когда они придут — не надейтесь на подписанные вами иезуитские соглашения, якобы вас оправдывающие. Они не стоят той бумаги, на которой написаны. Поэтому с русскими стоит или играть честно, или вообще не играть».

Россия медведь

Часто спрашивают: в чём предназначение России? –
Никому не дать овладеть миром в одиночку, – в этом предназначение России!

Всем известна последняя фраза из трагедии Пушкина «Борис Годунов» – «Народ безмолвствует». 28 января 2018 года я пришёл в музей Пушкина на набережной Мойки, 12 (последнюю квартиру поэта), где состоялась беседа о прижизненном издании трагедии «Борис Годунов». Я поинтересовался у гостей, как они понимают код русской цивилизации.

Семён Франк в своём этюде «О задачах познания Пушкина» писал: «Пушкин был одновременно изумительным по силе и проницательности историческим и политическим мыслителем и даже «социологом».
За каждым его персонажем стоит то или иное глобальное социальное явление, либо большие группы людей и управленческие иерархии, считает доктор экономических наук Виктор Ефимов.

Товарищ, верь: взойдёт она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

Россия всегда была страной самовластья. Иначе с таким государством было не справиться. Малейшее ослабление государства российского вело к распаду и разделу страны.
Поэтому, если в Западной Европе государство для человека, то в России человек для государства.
В «западной модели» государство служит человеку, уважает его права. В «восточной модели» государство важнее отдельной личности, которая может заменяться как испорченная шестерёнка.
Россия на 2\3 азиатская страна, и потому у нас интересы единства государства объективно важнее интересов отдельной личности.

Недавно меня пригласили в банк обменять банковскую карту. Менеджер долго рассматривала мой паспорт и фотографию. Я пытался объяснить, что этой фотографии 15 лет, и я изменился. На что менеджер предложила вызвать полицию для установления личности. Но как идентифицировать личность, если к уголовной ответственности я не привлекался, а значит, в картотеке нет моей фотографии и отпечатков пальцев.

Карту мне всё-таки оформили. С помощью банковских карт правительство хочет контролировать все доходы и расходы населения. Скоро нас всех оцифруют и чипируют, привяжут к смартфонам, и – прощай свобода…

Недавно узнал, что перечисление более 4 тысяч на банковскую карту будет рассматриваться как доход, а значит, подлежит налогообложению. Возможно, именно поэтому в январе 2018 года люди сняли со своих счетов в российских банках 453 млрд рублей, что 3 раза больше, чем в январе 2017 года.

Когда я возмущаюсь какими-то недостатками нашей жизни, мне говорят: «Это же Россия…» Иногда приводят слова русского писателя Салтыкова-Щедрина: «Строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения». «Российская власть должна держать свой народ в состоянии постоянного изумления».

Салтыков_Щедрин_1

В Госдуме обсуждают вопрос о повышении возраста выхода на пенсию. В условиях дефицита Пенсионного фонда правительство прямо заинтересовано, чтобы человек выходил на пенсию попозже, а выйдя на пенсию, умирал пораньше.

Я начал работать с 17 лет и работал непрерывно, служил три года на флоте. Но когда попал в автокатастрофу и стал инвалидом, то не смог работать. Теперь я, возможно, окажусь без пенсии, потому что государство меняет правила игры как ему выгодно, и мне может не хватить баллов для начисления пенсии по старости.

Я люблю своё Отечество, но не люблю государство. Государство всегда меня обманывало и обкрадывало. В результате «шоковой терапии» только за 1992 год цены выросли в 25 (!) раз. Мои сбережения на сберкнижке превратились в ничто. В августе 1998 года государство объявило дефолт, и мои деньги опять пропали.

Сколько себя помню, властители только и делали, что врали народу. То, про коммунизм в 1985 году, то про развитой социализм, то про перестройку и каждой семье отдельную квартиру к 2000 году, то об удвоении ВВП к 2012.

Русскому человеку сколько не обещай, ему всё мало. Он привык верить.
Ложь у нас допустима и фактически разрешена. Врут не только политики. Врут все и везде. В магазине на ценниках одна цена, а на кассе иногда выбивают бóльшую.

Магазин акцияЦенник_1Ценник_2

Мы утопаем во лжи! Наше общество – общество взаимного недоверия!!

Недавно я вновь посмотрел фильм с Джимом Керри «Лжец, лжец…» и подумал: что было бы, если политики хотя бы один день не врали и говорили одну только правду?..
Страшно представить!

Сейчас много говорят о наличии у нас традиционных ценностей, но не называют конкретно, что это такое. Социологи уже давно заметили, что проведение политики «традиционных ценностей» находится в связи с экономическим кризисом и политикой жёсткой экономии. Разговоры о самобытности России, её особом пути и оригинальной русской цивилизации всегда возникали на фоне ухудшения отношений с Западом.
Русский народ умный: он, может быть, не всё знает, но всё понимает…

Никогда в России не было ни правды, ни свободы! Рабство – в нашей генетической памяти. Там, где не было рабства (на Севере и на Кавказе), люди до сих пор ведут себя независимо.

Я люблю свою родину, но не люблю государство. Система государственного устройства может меняться, но моя любовь к Отечеству не меняется в зависимости от смены политического режима.

Россия в моём сердце

Некоторые отечественные интеллектуалы считают, что демократии в России никогда не было, потому что она невозможна и не нужна. Поскольку невозможно самоуправление на таких огромных территориях, удалённых друг от друга.

Русский – это тот, кто идентифицирует себя с русской культурой и живёт по традициям русской культуры.

Думаю и говорю по-русски

«Быть русским значит не только говорить по-русски. Но значит – воспринимать Россию сердцем… – писал известный русский философ Иван Ильин. – Быть русским значит верить в Россию так, как верили в неё все русские великие люди, все её гении и её строители. Только на этой вере мы сможем утвердить нашу борьбу за неё и нашу победу…»

Академик Юрий Пивоваров считает, что «Русский человек – такой же, как все. Но он тяжело болен. Всё это столетие его так гнали, что он надорвался. …
Величие страны не только в экономике. У нас великая культура. Великий язык. И великий тип сознания. Мы действительно принадлежим к тем этносам в мировой истории, которые претендуют на то, чтобы их запомнили, как древних греков и древних римлян. …
Россия не равна Российской Федерации – ни географически, ни культурно. Она шире, она больше».

13 марта 2018 года состоялась беседа журналиста Романа Герасимова с философом Александром Секацким на тему «Индивид и общество: противоречия сосуществования». Я поинтересовался у участников: существует ли «русский культурный код»?

В нашем национальном сознании иррационального больше, чем рационального. Русские народные сказки хорошо иллюстрируют иррациональность нашего отношения к действительности.

Сказки иванушкаСказки ЛуньСказки небывальщина

Часто сталкиваешься с тем, что «в России всё через одно место».
Многим легче понять западные алгоритмы, чем свои – российские.
А почему?
Потому что мы пытаемся изобрести свой велосипед. Мы не можем (или авторское право не позволяет) скопировать совершенный иностранный алгоритм, и потому пытаемся создать несовершенный, зато свой.

Существует представление, что у России свой особый путь развития. Представление об «особом пути» может быть отнесено к одному из «вечных» и одновременно чисто «русских» сценариев национальной идентификации.

14 марта 2018 года в Европейском университета в Санкт-Петербурге состоялась презентация книги «Особый путь: от идеологии к методу». Книгу представили профессор факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ Михаил Велижев и старший научный сотрудник Центра публичной политики и государственного управления, старший преподаватель РАНХиГС Тимур Атнашев. Вёл встречу руководитель Центра исследований модернизации, профессор Дмитрий Травин.

Ещё в VII веке Ю.Крижанич «сумел заметить и подчеркнуть прямую зависимость «порчи» бытовых нравов от развития крепостнических отношений, от утверждавшегося в стране «людодерского» (тиранического) образа правления, неограниченного личного произвола в действиях самодержца и бесконтрольного всесилия его администрации… «Обычаи плохи не от природы, не из-за веры, а из-за дурных законов».

Де Кюстин

Маркиз Астольф де Кюстин, путешествовавший по России и написавший известную книгу «Россия в 1839 году», называл Россию страной варваров и рабов, страной всеобщего страха и бюрократичной тирании.

Чаадаев считал Россию аномальной страной. Он писал, что в русском народе есть что-то неотвратимое, а именно – его полное равнодушие к природе той власти, которая им управляет.
Константин Аксаков писал: «всё зло от угнетательной системы нашего правительства, оно вмешалось в нравственную жизнь народа и перешло, таким образом, в душевредный деспотизм».
Карамзин задавался вопросом: русский народ придумал таких властителей, или властители сделали таким народ?

«Россия – сфинкс», – писал Александр Блок.
Ему вторил Тютчев:
«Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить»

«Русь, куда ж несёшься ты? дай ответ, – спрашивал Николай Васильевич Гоголь. – Не даёт ответа».
В книге «Избранные места из переписки с друзьями» Гоголь пишет:
«Поблагодарите Бога прежде всего за то, что вы русский. Для русского теперь открывается этот путь, и этот путь есть сама Россия. Если только возлюбит русский Россию, возлюбит и всё, что ни есть в России. К этой любви нас ведёт теперь Сам Бог. Без болезней и страданий, которые в таком множестве накопились внутри её и которых виною мы сами, не почувствовал бы никто из нас к ней состраданья. А состраданье есть уже начало любви».

«Может быть, это мазохизм, но русская душа не может без страдания, а прежде сострадания, потому как только оно освобождает от плена наслаждения и личной выгоды. Мы готовы с радостью мучиться ради всех, находя в этом смысл своего существования. Именно жажда сострадать, причём без всякого расчёта, — вот отличительная особенность русской души. Сострадать с выгодой невозможно; это единственное, что невозможно делать с выгодой для себя.

Отличительная черта русской души — бескорыстность; ни для какого другого народа совесть не является такой мучительной проблемой, как для нашего, потому что совесть заставляет жертвовать выгодой. Русскому человеку не нужно богатство, мы даже свободны от желания достатка, потому что русский всегда более озабочен проблемами духовного голода, поиском Смысла, нежели накопительством, — в этом пренебрежении материальным заключено духовное средоточие.

Вот ведь весь мир живёт умом, только у нас от ума одно горе, — а всё потому, что русский сердцем живёт! Нажива не отличительная особенность нашего национального характера. Если на Западе люди в большей мере обеспокоены идеей личного счастья, то в России их мучит идея счастья всеобщего — как всех осчастливить, даже если для этого необходимо пожертвовать собственной жизнью.

Русский — это не национальность, это мироощущение! И не ищите в России того, что есть на Западе. Россия никогда не будет страной комфорта — ни материального, ни духовного. Она была, есть и будет страной Духа, местом его непрекращающегося поединка за сердца людей; и потому путь её отличен от других стран. У нас своя история и своя культура, а значит, и свой путь. Россия спасётся духовностью, чем удивит мир; спасёт и его и себя!»
(из моего романа «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак» на сайте Новая Русская Литература

Всем известна формула графа Уварова: «Самодержавие. Православие. Народность».
Я бы сформулировал «код русской цивилизации» иначе: «Своеволие. Самопожертвование. Сострадание». Именно эти черты составляют наш национальный характер.

Так что же вы хотели сказать своим постом? – спросят меня.

Всё что я хочу сказать людям, заключено в трёх основных идеях:
1\ Цель жизни – научиться любить, любить несмотря ни на что
2\ Смысл – он везде
3\ Любовь творить необходимость

Нашей стране и новому тысячелетию нужна новая большая идея. Я предлагаю идею, которую проверил опытом своей жизни, и даже выстрадал – ЛЮБОВЬ ТВОРИТЬ НЕОБХОДИМОСТЬ.
Кому-то эти слова кажутся лишёнными смысла. Но как расставишь знаки препинания, такой смысл и откроется.
На самом деле это метафизическая формула!
Почему?

Любовь творить необходимость!
Теперь я знаю почему.
Ведь правит миром Божья милость:
Когда я должен, что могу!
Таков Закон существованья,
Вселенский Смысл и суть Творца.
Доступно каждому то знанье,
Как каждому дана душа.
Творение имеет принцип,
И он во всём, всегда, везде:
Любовь творит необходимость
И в Космосе, и на Земле.
Необходимость жить любовью,
Необходимость мир любить,
И принимать любовь и с болью,
И даже мучаясь, творить.
Творить любовь — необходимость!
И всё подчинено тому.
Ведь всё, к чему бы ни стремилось,
Творит зачем и почему.
Зачем себя осуществляем?
И почему хотим любви?
Тем волю Бога исполняем,
Достичь желая Красоты.
Творить себя — необходимость,
Любовь нас требует себе.
Что в Космосе — и в нас вместилось,
Вселенский смысл — он и во мне! —
ЛЮБОВЬ
ТВОРИТЬ
НЕОБХОДИМОСТЬ
(из моего романа-быль «Странник»(мистерия) на сайте Новая Русская Литература http://www.nikolaykofyrin.ru

А по Вашему мнению, в чём КОД РУССКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ?

© Николай Кофырин – Новая Русская Литература

Метки: , ,

Комментарии запрещены.