Хотя все мы изучали роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени», но тема эта не «школьная», а скорее «вечная тема» – «О времена! О нравы!..»
Каждое время порождает своих героев. Какие времена – такие и герои. По масштабу героев можно судить и о временах.
17-20 мая 2018 года в Петербурге проходил XIII Санкт-Петербургский международный Книжный салон. Как и в прошлые годы, я был на торжественном открытии. Там продолжил своё социологическое исследование и задавал гостям и участникам вопрос: «Каков сегодня новый герой нашего времени?» Ответы были самые разные. Некоторые говорили, что вопрос провокационный и отказывались отвечать.
Так кто же сегодня герой нашего времени?
Я не литературовед и не претендую на исчерпывающий анализ. Моя статья не столько ответ, сколько вопрос: кто же они — новые герои нашего времени?
Понятие ГЕРОЙ пришло из греческой мифологии. Это доблестный муж, предводитель, человек исключительной смелости.
В греческой мифологии герои — дети божества, или потомки божества и смертного человека. Главное отличие героев от богов в том, что герои смертны.
Герои обладали исключительными физическими способностями, творческими дарованиями, иногда способностью к прорицаниям.
Большинство героев — воины, которые уничтожали древних чудовищ и воевали между собой. Наиболее известные: Ахилл, Геракл, Одиссей, Персей, Ясон, Орфей.
С развитием античной культуры герои, помимо традиционных воинских доблестей, стали наделяться особой мудростью, музыкальным даром или хитростью (как, например, хитрец Одиссей).
Когда мне было пять лет, я с родителями посмотрел фильм «Подвиги Геракла». Фильм произвёл на меня сильное впечатление. В последние годы я неоднократно путешествовал по Греции, побывал в местах легендарных героев, проникся греческой мифологией.
В философско-этическом понимании ГЕРОЙ — это человек, совершающий акт самопожертвования ради общего блага. В философии это понятие осмысливалось Гегелем, который трактует героя как воплощение национального духа.
Герой – это всегда борец, причём трагический; он не побеждает, он погибает, но весь смысл его жизни в борьбе, в противостоянии.
Есть мнение, что культ героев имеет свою генеалогию. Вначале возник тотемизм, потом поклонение культу предков, культ предков сменяется культом героев (предки становятся героями), а затем культ героев сменяется культом богов. Так возникает религия.
Наряду с героями-воинами, есть герой-просветитель (культурный герой). Это тип мифологического героя, великий исследователь и созидатель, часто божественного происхождения или обожествлённый впоследствии.
Важнейшая миссия культурного героя в мифологии — творческое преобразование мира, его упорядочение из состояния первобытного хаоса и дальнейшее благоустройство для жизни людей. Например, Прометей.
Образ культурного героя имеет древнее происхождение. В ряде мифологических традиций культурный герой может совпадать с демиургом и тотемным первопредком. Культурным героем может быть не только человек, но и животное, которое ведёт себя как человек (волк, койот, змея).
Культурные герои могут быть как мифические (Рама, Адам Кадмон), так и реальные исторические личности (Будда Гуатама, Моисей), и даже полулегендарные (король Артур).
Образ культурного героя может прийти из сказаний (Гильгамеш, Орфей), и даже эволюционировать к богу-творцу или мессии (Кришна, Христос, Кецалькоатль).
Черты культурного героя есть и у некоторых богов (у древних скандинавов это Один, у греков Гермес, у египтян Осирис). Такие боги не только участвуют в процессе сотворения мира, но и совершают культурные подвиги.
Культурный герой изобретает для людей орудия труда, добывает огонь, учит их ремёслам, искусствам, вводит социальную организацию, устанавливает законы, магические предписания, ритуалы и праздники.
Также культурный герой выступает борцом с природными силами, которые в мифе принимают образ чудовищ, хтонических демонов и т.п.
В разных обществах рождался свой образ героя, ему посвящались произведения искусства, поклонение герою становилось культом.
Сегодня процесс возведения человека в статус героического (порой незаслуженно) осуществляется путём массированной рекламной кампании.
В современной массовой культуре героями могут становиться как реальные представители поп-культуры (музыканты, поэты, художники и др.), так и вымышленные персонажи («бэтмен», «железный человек», «человек-паук»).
Следует различать культурного героя и героя литературного. В литературе ГЕРОЙ — это главный действующий персонаж, образ человека или животного. Нередко в литературном произведении происходил процесс формализации характеров героев, когда они превращались в «тип» какого-либо порока, страсти и т.п. (Гобсек, Плюшкин, Ноздрёв).
Недавно я провёл небольшое социологическое исследование на тему «герой нашего времени». Цели были исключительно литературные: понять, каков сегодня (после лермонтовского Печорина) современный герой нашего времени. Я опрашивал людей на акции «Бессмертный полк» и других массовых мероприятиях. К моему удивлению, многие называли героем нашего времени Владимира Путина. Я не мог понять, почему.
Недавно Президент России Владимир Путин заявил, что намерен придерживаться нормы Конституции, запрещающей одному лицу занимать должность главы государства более двух сроков подряд. «Я всегда строго придерживался и придерживаюсь Конституции Российской Федерации. В Конституции ясно прописано: не более двух сроков подряд. И сейчас у меня второй срок. Я намерен придерживаться этого правила в будущем».
Как говорится, поживём – увидим. Но то, что Владимир Путин эпический герой, подобный героям шекспировских трагедий, считаю не только я.
Масштаб личности Путина заслуживает, чтобы истории жизни этого человека было посвящено большое художественное произведение. Мне тоже интересен человек, который взвалил на себя такой крест. Наверное, многие мечтают написать роман о Путине. Я, конечно, тоже думал об этом, но материала из первых рук у меня недостаточно.
Владимир Путин признаётся: «Я читаю то, что не люблю читать. Но из того, что люблю, у меня на столе постоянно лежит Лермонтов». Президент говорит, что произведения Лермонтова помогают ему «отвлечься и попасть в другой полезный и красивый мир».
С творчеством М.Ю.Лермонтова я познакомился ещё в начальной школе, когда наша соседка, закончив педвуз, подарила мне сборник избранных произведений Михаила Юрьевича. Благодаря ценному подарку я раньше других одноклассников прочитал стихи и прозу Лермонтова. Он понравился мне своей глубиной, философией и даже мистикой.
Наш классный руководитель была родом из Пятигорска. Она много рассказывала о Лермонтове, о его творчестве и о роковой дуэли. В 2006 году я приехал в Пятигорск, побывал в музее Лермонтова и на месте дуэли.
Император Николай Павлович, прочитав роман Лермонтова, написал жене:
«Я дочитал „Героя“ до конца и нахожу вторую часть отвратительной, вполне достойной быть в моде. Это то же самое преувеличенное изображение презренных характеров, которое имеется в нынешних иностранных романах. Такие романы портят характер. …по моему убеждению, это жалкая книга, обнаруживающая большую испорченность её автора. Характер капитана намечен удачно. … однако капитан появляется в этом романе как надежда, которой не суждено осуществиться».
Император увидел настоящего героя времени в образе Максима Максимовича. Покорный капитан – идеал любого правителя. А вот критически мыслящий Печорин неугоден любой власти.
Редактор журнала «Маяк» критик С.О.Бурачок писал, что образ Печорина является клеветой на русскую действительность и русских людей, что «весь роман эпиграмма», и что Лермонтов «нарисовал свой портрет».
Студент Университета А.И.Артемьев ответил: «Стражи «Маяка» боятся, что мы все, прочитавши книгу Лермонтова, сделаемся такими же героями нашего времени, как и Печорин. … «Герой нашего времени», по крайней мере для меня, гораздо нравственнее, хотя в нём и нет огромных молитв».
Печорин «учил людей заглядывать в свою душу, судить себя, быть к себе беспощадными. Он учил людей думать. … Читая о Печорине, мы учимся ценить полноту жизни». (Н.Г.Долинина. «Печорин и наше время», 1975 г.)
«Печорин прямо ставил перед собой самые главные, «последние» вопросы человеческого бытия – о цели и смысле жизни человека, о его назначении», – признавал Б.Т.Удодов.
Лев Шестов писал: «Вам не нравится Печорин: он зол, мстителен, беспощаден. А всё-таки он лучший, всё-таки все остальные – ничтожность в сравнении с ним».
Герои своего времени Печорин, Онегин, Чацкий не были успешными людьми и к общественному признанию не стремились. Это были «лишние люди». Они были чужими для своего времени и среды.
А кто же сегодня в современной литературе герой нашего времени?
Известный писатель и поэт Дмитрий Львович Быков 17 мая 2018 года выступил в Книжной лавке писателей в Санкт-Петербурге. Я задал ему вопрос: кто же сегодня герой нашего времени в современной литературе?
Вечные герои мировой литературы Гамлет и Дон Кихот.
И.С.Тургенев в речи, произнесённой 10 января 1860 года, показал Гамлета и Дон Кихота как антиподов: «Дон Кихот – вера в добро, Гамлет – уверенность в мировом зле; Дон Кихот – утверждение идеала, Гамлет – его отрицание; Дон Кихот – альтруизм, Гамлет – эгоизм; Дон Кихот – самоотверженность, бесстрашие, непреклонная воля, Гамлет – скептицизм, безволие, рефлексия».
«Скажите, каков же ваш идеал?» – вопрошал Достоевский, обращаясь к Тургеневу. И хотя чёткого представления не имел и сам Фёдор Михайлович, однако он пытался выразить свой идеал в образе князя Мышкина.
Вопрос идеала это вопрос куда мы идём и чего хотим, какова цель нашего общества, кто герой нашего времени. – Эти вопросы до сих пор без ответа.
10 мая 2018 года в помещении новой сцены Александринского театра состоялась дискуссия, основными спикерами которой были директор Эрмитажа Михаил Борисович Пиотровский и экс-министр культуры Михаил Ефимович Швыдкой. Я задал вопрос: каков сегодня герой нашего времени?
У нашего общества нет великих целей, потому нет и героев.
Обещания постоянного повышения и улучшения ничего не стоят, поскольку непредвиденный кризис сводит все обещания на нет. Обещать прогресс в будущем – просто обман!
В условиях информационной войны объективность никому не нужна. Каждый воюет за собственную правду, как он её понимает. Истина никого не интересует.
«Истина никогда не побеждает. Просто умирают её противники», – писал Макс Планк.
«Так Вы на чьей стороне?» – часто спрашивают меня. – «Вы патриот или предатель?»
На чью же сторону вставать, если лгут все?!
Честного мыслящего интеллигента запишут либо в «экстремисты», либо в «путинисты».
Я живу в России, а значит, «между Сциллой и Харибдой». Если публикую что-то критическое, западные сайты это «продвигают», а наши «банят»; а если публикую что-то «патриотическое», то западные «банят», а наши «продвигают». Приходится лавировать между «Сциллой и Харибдой». Поэтому критика должна быть патриотической, либо патриотизм критическим.
В детстве нас воспитывали на героях гражданской и Великой Отечественной войны. В качестве примера для подражания предлагался и Павлик Морозов, ныне осуждаемый.
Лично мне всегда нравился Чацкий, Печорин, Овод. В 9 классе я написал сочинение о «лишних людях» – героях своего времени. В этом сочинении я впервые выразил собственные мысли, а не повторил из учебника. Студент-практикант поставил мне пятёрку, а учитель снизил оценку до четвёрки.
В юности моим героем (и не только моим) был Павка Корчагин (из романа Николая Островского «Как закалялась сталь»). А также Санька Григорьев – герой романа Вениамина Каверина «Два капитана».
Сейчас таких героев нет.
И это не вопрос отсутствия литературного героя, это проблема отсутствия идеала, достойного примера для подражания и воспитания подрастающего поколения.
У современной русской литературы главная проблема – отсутствие положительного героя. Нельзя же назвать таковым героя романа Сергея Минаева «Духless» топ-менеджера Макса Андреева, который с презрительной усмешкой говорит о духовности и при этом называет себя «дерьмом». Роман «Духless» был опубликован Сергеем Минаевым в 2006 году и называется «повесть о ненастоящем человеке». Сейчас «Духless» уже не актуален. «Офисный планктон» по определению не может быть героем нашего времени.
Невозможно равняться и на героя Захара Прилепина, которого за участие в боевых действиях включили в список пособников террористов.
Современный герой нашего времени это не только патриот своей страны, но и гражданин мира!
Лидеры оппозиции? – У них нет позитивной и конструктивной программы, а есть лишь желание захватить власть, даже если придётся лезть по трупам.
Несмотря на усилия правительства и подконтрольных общественных организаций, не пропадает ощущение духовного застоя. Духовных авторитетов нет, и видимо, не появятся. Нет ни нравственных идеалов, ни самой нравственности. Информационное поле зачищено, политическая сфера закрыта для посторонних.
Политикой пронизано каждое слово и действие, отчего возникает ощущение, что всё управляется из единого центра.
«Дутые авторитеты» и продажные писатели говорят красивые правильные слова, но их глаза говорят больше, чем слова.
Наши читатели умные: они понимают даже то, что не сказано.
Вообще, русский народ умный: он, может быть, не всё знает, но всё понимает.
«Не нужно много слов, чтобы сказать правду».
«Тот, кто молчит, знает в два раза больше, чем болтун».
«В этом мире слишком много говорят те, у кого вообще нет права говорить».
«Хорошо сказанное слово лучше метко брошенного топора».
«Не всегда враг является врагом, а друг – другом».
«Ты не можешь разбудить человека, который притворяется, что спит».
«Мы бедные, потому что мы честные».
«Когда умирает легенда и пропадает мечта, в мире не остаётся величия».
«Когда ты родился, ты плакал, а мир смеялся. Живи так, чтобы, умирая, ты смеялся, а мир плакал».
(мудрость североамериканских индейцев).
Кто же он – современный герой? Эдвард Сноуден или Джулиан Ассанж?
Информационная война обесценивает поиски истины и делает бессмысленным правдоискательство.
Публике интересна борьба и самопожертвование героя, на что сам читатель не способен.
Молодёжь предпочитает проще смотреть на вещи и не задумываться о сложных проблемах смысла жизни, смысла смерти. В моде лайфхаки. Люди разучились размышлять, думать о сложном. Объяснить это можно переизбытком технических новинок, постоянными обновлениями, трудностями информационного цифрового общества и т.п.
Люди склонны к уподоблению, героям в особенности.
В середине 80-х годов прошлого века героями были «интердевочка» и «маленькая Вера». В начале нового тысячелетия героем стал дауншифтер – персонаж романа Сергея Минаева «Духless». Для кого-то этот «ненастоящий человек» и сегодня пример для подражания.
15 мая 2018 года Александр Секацкий, Герман Садулаев и Павел Зарифуллин обсуждали тематику весны. Я задал им вопрос: кто же сегодня герои нашего времени?
Все мы ощущаем повсеместное отчуждение, присущее капиталистическому обществу, которое критиковали в СССР. На постороннего, и даже на клиента, глубоко наплевать; не нужны даже его деньги.
Сегодня время циничных прагматиков, ни во что не верящих, кроме золотого тельца. Поэтому героем нашего времени был и остаётся Остап Бендер и миллионер Корейко.
На Книжном салоне выступали многие писатели. Эдуард Лимонов представил свои новые книги и ответил на многочисленные вопросы читателей. В том числе и на мой вопрос о героях нашего времени.
Современной молодёжи нужны герои как предприниматель Илон Маск.
Но у нас такого быть не может. Наши так называемые бизнесмены способны только ценники переписывать, да разворовывать бюджетное финансирование (как это хорошо показано в фильме «Духлесс-2»).
В представлении людей современный герой нашего времени это:
1\ добрый и отзывчивый волонтёр;
2\ циник, прагматик, технарь;
3\ успешный, беспринципный бизнесмен;
4\ культурный, критически мыслящий, рефлектирующий субъект.
Известный тележурналист Александр Архангельский и писатель Сергей Шаргунов в рамках Книжного салона 20 мая 2018 года провели дискуссию на тему «Герои нашего времени в литературе: вчера и сегодня».
По моему мнению, герой нашего времени это человек свободный и независимый, критически мыслящий, ставящий духовные ценности выше материальных, и безусловно человек верующий.
Я считаю, что сегодня герои нашего времени это волонтёры, люди, бескорыстно оказывающие помощь нуждающимся. Как, например, доктор Лиза.
22 мая 2018 года в Европейском университете в Петербурге я был на встрече с известным писателем Леонидом Абрамовичем Юзефовичем. Я задал ему вопрос о герое нашего времени, каков он сегодня.
И сегодня актуальны размышления в романе «Герой нашего времени»:
«Пробегаю в памяти всё моё прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные… Но я не угадал своего назначения, я увлёкся приманками страстей пустых и неблагодарных: из горнила их я вышёл твёрд и холоден как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений – лучший цвет жизни…»
“Зачем вообще я живу?” — неожиданно спросил он себя, и почувствовал, что не может найти ответа. В своей жизни он не видел цели, был не особо разборчив в средствах, да и сам вопрос казался лишённым всякого смысла.
Но смысл был, и трудно было его не почувствовать. Кто-то мягко и ненавязчиво подталкивал к осознанию чего-то важного, что всегда присутствовало тайно, никогда не становясь явным, словно предлагая самому найти разгадку на вопрос, почему и зачем он живёт.
Если вопрос “Зачем” требовал ясного и конкретного ответа, который можно и нужно было практически воплотить в жизнь, то вопросу “Почему” трудно было найти рациональное решение, а ответить простым “потому” казалось невозможным. И тем не менее, именно вопрос “Почему” казался более важным, поскольку раздвигал границы его жизни, предполагая ответ, который не имел цели и не нуждался в средствах её достижения, а потому и не требовал чего-то внешнего — что не заключено было в самом человеке.
“Да, мне нужен именно ответ на вопрос “Почему”. Но он скрыт от меня тайной. Этот вопрос наполняет всё мое существо, делает жизнь осмысленной, независимо и помимо меня, в то же время показывая невозможность найти тайне рациональное объяснение. Я могу только ощущать её через доступный для моего сознания вопрос. Но что есть тайна, мне знать не дано. Для меня важно лишь то, что она присутствует во мне, задавая жизни какой-то недоступный пониманию смысл. А сам вопрос, через который тайна приоткрывается для меня, заставляет задуматься о том, что находится за границами индивидуальной жизни. И если смысл жизни есть, то он лежит за её пределами, притом, что он везде и постоянно со мной. Тайна не задаёт смысла моей жизни сама по себе, но присутствует, хотя и не во всём, что составляет моё существование. Этот смысл во мне, а не в том, что является внешним и чуждым для меня. Я родился со смыслом, моя жизнь имела смысл с момента её зарождения и даже раньше, и большую её часть я лишь пытался сформулировать сам вопрос, не требующий ответа. Я искал смысл своей жизни во всём, что окружает меня, тогда как Он был во мне”.
«Но что же мне с собой поделать? Мне нужно всё иль ничего. Я не хочу себя подделать ни под кого, ни подо что. Да, я чужой себе и людям, Странный — вот имя для меня. Я не приемлю серых буден и лжи с названием “семья”. Пусть замерзаю средь бездушья, из слёз свою броню создав. В ней одиночества удушье, и задыхаюсь весь в слезах. Как мотылёк, я засыпаю на холоде и на ветру, и очень скоро, точно знаю, без понимания умру. И если где-то в одночасье вдруг вспыхнет огонёк любви, лечу к нему сквозь все ненастья, чтоб в пламени сгореть свечи. Но лучше ль жить так, замерзая, мне в одиночестве своём? Пусть лучше, к смерти подлетая, всё лучшее в себе спасём. И вот несусь, куда не зная, чтоб в пламени любви сгореть. Пусть лучше буду жить мечтая, чем жить, чтоб только умереть. Я жить хочу, а это значит любить, страдать и всех прощать. Любовь меня всему научит — как крест нести и умирать».
(из моего романа «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак» на сайте Новая Русская Литература
Недавно я дал прочитать мой роман об Иисусе Христе «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак» настоятелю храма в Юкках протоиерею отцу Григорию Григорьеву. На Пасху я приехал в Юкки, чтобы узнать мнение о.Григория о романе.
Так что же вы хотели сказать своим постом? – спросят меня.
Всё что я хочу сказать людям, заключено в трёх основных идеях:
1\ Цель жизни – научиться любить, любить несмотря ни на что
2\ Смысл – он везде
3\ Любовь творить необходимость.
А по Вашему мнению, КТО НОВЫЙ ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ?
© Николай Кофырин – Новая Русская Литература
Метки: Александр Секацкий, герой нашего времени, Дмитрий Быков