В этом году отмечалось 200 лет со дня рождения Карла Маркса – основоположника научного коммунизма. В 1999 году Маркс был назван величайшим мыслителем тысячелетия. По данным каталога Библиотеки Конгресса США, Марксу посвящено больше научных трудов, чем любому другому человеку. Ни один человек не оказал на мир большего влияния, чем Карл Маркс в XX веке.
Прошло 150 лет после выхода первого тома основной работы Маркса «Капитал», но теория базиса и надстройки не потеряла своей актуальности и значимости. Такие явления капитализма как «отчуждение», «эксплуатация человека человеком», «классовое деление общества» и «социальное неравенство» существуют до сих пор.
Ошибался ли Маркс в оценке капитализма и неизбежности коммунизма?
5-6 октября 2018 года в Социологическом институте в Петербурге проводилась конференция, посвящённая 200-летию со дня рождения Карла Маркса «Научное наследие Карла Маркса: современная цивилизация и капитализм». Как социолог, я задавал участникам вопрос: жив ли марксизм сегодня? и действительно ли это учение всесильно, потому что оно верно?
Я вырос в СССР, когда в стране господствовал марксизм-ленинизм. Нам твердили: «учение Маркса всесильно, потому что оно верно!» В школе и в институте заставляли конспектировать «Манифест коммунистической партии» и работу В.И.Ленина «Три источника и три составных части марксизма».
Когда на уроках обществоведения учитель рассказывал о теории прибавочной стоимости и законе капиталистического развития, многое было понятно. А вот когда заставляли учить закон социалистического развития, то казалось сам учитель его не понимает.
Во время службы на флоте я самостоятельно изучал основы марксизма, повторял их в партийной школе и делал политинформации для сослуживцев.
Теорию Маркса об общественно-экономических формациях я считал истинной, через диалектическое взаимодействие базиса и надстройки рассматривал историю развития человеческого общества.
Идея коммунизма в конце 70-х годов прошлого века казалась чересчур далёкой от нашего времени. Хотя согласно III Программы КПСС в 1985 году было обещано построение в СССР коммунистического общества.
В 1980 году я пришёл к выводу, что революция неизбежна, но это должна быть прежде всего революция сознания. Тогда же задумался над изменением брежневской Конституции и всего общественно-политического строя.
После службы я поступал на философский факультет, но, разумеется, с моими революционными воззрениями меня туда не приняли. Пришлось, как и Марксу, поступать на факультет юридический (все экзамены сдал на «отлично»).
В 1990-е годы произошла революция, наши политики решили отказаться от марксизма и вернуть в Россию капитализм. Дедушка Маркс, наверное, не раз перевернулся в гробу, наблюдая происходящее на Земле (и особенно в России) – как вторично наступают на грабли, о которых он предупреждал.
В юности для меня Карл Маркс был примером для подражания. Я читал его биографию, выучил наизусть ответы его анкеты, лозунг «рыться в книгах» стал и моим любимым. Любовные отношения Маркса с Женни фон Вестфален казались мне идеальными.
В своём романе-исследовании «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак» (который стал для меня диссертацией) я попытался проанализировать основные идеи Карла Маркса. Когда был в Лондоне в 2013 году, то передал в дар библиотеке Британского музея (где когда-то Карл Маркс создавал «Капитал») свой роман. Спустя месяц получил письмо, в котором сообщалось, что мой роман помещён в раздел русской литературы библиотеки Британского музея.
По моему мнению, в анализе марксизма не достаточно учитывается личностный фактор его создателей. Я сторонник биографического метода и считаю, что «в книгу нужно смотреть через плечо автора».
Карл Генрих Маркс родился 5 мая 1818 года в городе Трир (Пруссия). Он был третьим ребёнком в семье адвоката еврейского происхождения, из рода раввинов. Мать (Генриетта) тоже из семьи раввинов.
Незадолго до рождения Карла, его отец принял христианство (протестантизм), чтобы не лишиться звания судебного советника. Его дети, в том числе сын Карл, крестились в 1824 году.
В юности у Карла было прозвище «Мавр». Он очень много дрался и пил, чуть не погиб на дуэли, разбивал уличные фонари и ходил с пистолетом.
В гимназическом сочинении «Размышления юноши при выборе профессии» в 1835 году Карл написал: «Если человек трудится только для себя, он может, пожалуй, стать знаменитым учёным, великим мудрецом, превосходным поэтом, но никогда не сможет стать истинно совершенным и великим человеком».
«Животному сама природа определила круг действий, в котором оно должно двигаться, и оно спокойно его завершает, не стремясь выйти за его пределы, не подозревая даже о существовании какого-либо другого круга. Также и человеку божество указало общую цель — облагородить человечество и самого себя…»
Когда Карлу было двенадцать лет, он познакомился с подругой его старшей сестры Софии – аристократкой Женни фон Вестфален. Несмотря на то, что красавица баронесса была старше на четыре года, Карл сумел очаровать её настолько, что Женни влюбилась в него и даже пообещала стать его женой. Она звала Карла «мой маленький дикий медведь». В 1837 году они тайно обручились.
Когда в 1838 году умер Генрих Маркс, его вдова, считая, что именно любовь сына и Женни разбила её мужу сердце, под угрозой лишения наследства запретила Карлу даже мечтать о том, чтобы жениться на дочери барона.
В письмах Маркс отзывался о матери, в основном, в снисходительном, а иногда и пренебрежительном тоне, называя её «старухой», которая не поспешила помочь сыну в тяжелые годы безденежья.
После окончания гимназии Маркс поступил в университет в Бонне, где изучал юридические науки, историю, историю искусств и философию. По своим взглядам Маркс был тогда гегельянцем-идеалистом. В 23 года он закончил экстерном Берлинский университет и получил степень доктора философии, защитив диссертацию о различиях между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура.
После окончания университета Маркс переселился в Бонн, рассчитывая стать профессором, но работы там не нашёл. Пришлось стать журналистом. «Рейнская газета» была его первым постоянным местом работы и последним окладом. В своих статьях Маркс критиковал правительство, почти открыто призывал к революционному свержению прусской монархии и замене её демократией. В результате Карла вынудили уйти из газеты. Прусское правительство решило подкупить Маркса, предложив ему перейти на прусскую государственную службу. Но Карл отказался.
Под угрозой ареста молодая семья переезжает в Париж в конце октября 1843 года, где Маркс подружился с Энгельсом.
В начале февраля 1845 года Маркс был выслан из Парижа и переехал в Брюссель. Там в 1847 году Маркс и Энгельс примкнули к тайному пропагандистскому обществу, международной организации «Союз справедливых», который позже был преобразован в «Союз коммунистов». По поручению Союза в 1848 году Маркс и Энгельс написали «Манифест Коммунистической партии».
В Манифесте Коммунистической партии Маркс выразил свою концепцию будущего. Он считал, что всё человечество неизбежно движется к крушению частной собственности, к гибели капитализма и возникновению коммунизма. Однако научной теории гибели капитализма у Маркса нет, есть лишь пророчества. Возможно, в этом проявилось мессианство его нации. Дед Карла был раввин, и ещё восемь поколений до него тоже были раввинами.
Революция 1848 года в Европе породила надежды перемен. Маркс передал на нужды революции все свои средства. Но революция захлебнулась, и Маркс остался ни с чем.
В 1850-х годах он приступил к разработке своей экономической теории. Карл стал работать в библиотеке Британского музея, фактически сбегая из дома от семейных проблем. Создание книги «Капитал» было для него в том числе и самоутверждением.
Маркс писал «Капитал» более 20 лет. Первый том вышел в свет в 1867 году. «Не думаю, что кто-либо когда-либо писал о деньгах, настолько нуждаясь в них», – говорил Маркс.
Условия эмигрантской жизни в Лондоне были крайне тяжелы. Семья Маркса жила за счёт постоянной финансовой поддержки Энгельса, небольших наследств от родственников и случайных заработков от написания статей в газеты.
В одном из писем с просьбой о денежной помощи Маркс пишет: «В течение 8-10 дней семья питалась только хлебом и картофелем. Диета не слишком подходящая в условиях здешнего климата. Мы задолжали за квартиру. Счета булочника, зеленщика, молочника, торговца чаем, мясника — все не оплачены».
В условиях крайней нужды Маркс сделал попытку продать некоторые предметы из семейного серебра фон Вестфален, но был задержан полицией. Он был так плохо одет, что его приняли за вора, принесшего сбывать краденое. Женни пришлось выручать мужа из тюрьмы. Она с документами в руках доказывала права на злосчастное серебро. Когда продавать стало нечего, пришлось заложить постельное белье, пальто Карла и даже туфли Женни.
Маркс и Женни прожили в браке почти 40 лет. Жена выполняла функции секретаря, переписывала для печати крайне неразборчивые рукописи мужа, вела переписку с рядом деятелей международного рабочего движения.
В 1850 году, во время затянувшейся болезни Женни, Маркс сблизился с экономкой их дома Ленни Демут. Ленни забеременела и весной 1851 года родила мальчика. Чтобы выгородить друга, Фридрих Энгельс благородно признал ребёнка Ленни своим, нашёл для него приёмных родителей и всю жизнь выплачивал алименты на воспитание и образование мальчика.
В своих статьях Маркс призывал к равенству людей, но сам был пленником буржуазных предрассудков. Когда однажды Энгельс пришёл в гости с женщиной из низов, Маркс и Женни возмутились и не захотели разговаривать с простолюдинкой.
Фридрих Энгельс всю жизнь содержал семью Маркса. Они метались из Парижа в Брюссель и обратно – бегали от кредиторов и властей. В Лондоне поселились в чумном квартале. Нужда была отчаянная, семья голодала. Им даже не на что было хоронить своих умерших младенцев. Из шестерых детей лишь трое дожили до взрослого возраста.
Когда умер малыш Гвидо, Карл решил судиться со своей матерью из-за доли в наследстве отца. Дело тянулось долго, но суд он выиграл. Правда, когда получил наследство, оно полностью ушло на уплату долгов.
После смерти матери Карлу и его троим сёстрам причиталось по 12 с лишним тысяч гульденов наследства, однако Карл уже истратил почти половину своей доли в кредит. Тем не менее, полученные им оставшиеся семь тысяч были по тем временам внушительной суммой.
Современные историки подсчитали, что если сложить хотя бы те из полученных Марксом денег, которые были им указаны в письмах, получится, что семья могла бы ни в чём не нуждаться. Однако Женни на хозяйство он давал самый мизер. Куда исчезало остальное, не известно. Биографы Маркса склоняются к тому, что Карл пытался играть на бирже и его регулярно постигали неудачи.
После смерти жены в декабре 1881 года, Маркс последние 15 месяцев жизни болел и умер в Лондоне 14 марта 1883 года в возрасте 64 лет.
В конце жизни Маркс всё больше ощущал интеллектуальное одиночество. Он очень скупо делился творческими планами с ближайшими друзьями и соратниками. Даже у Энгельса он не находил полного понимания
МАРКСИЗМ
Успех марксизма связывали с тем, что в нём желание верить преобладает над аргументацией; вера в теорию эксплуатации есть желания тех, кому живётся плохо. Марксизм называли подделкой под религию, обещающей рай уже при жизни.
По словам философа Сергия Булгакова: «Марксизм предсказывает наступление социализма, как астрономия — лунное затмение, и для осуществления этого лунного затмения организует партию».
Карл Ясперс назвал марксизм «мировоззрение, предающееся фантазиям». В итоге марксизм, считал Ясперс, оказался не наукой, а видом мифотворчества, основанным на вере в то, что разрушение существующего мира приведёт к рождению нового человека.
Карл Поппер считал марксистскую идеологию ошибочной, иллюзорной, по сути являющейся религией. Ненаучность марксизма он видел в догматизме мнения об отсутствии альтернатив развития. Поппер отмечал, что ни Маркс, ни его последователи не доказывали, что «социализм» или «коммунизм» являются единственной альтернативой «капитализму».
Бакунин признавал гениальность Маркса, но выступал против диктатуры пролетариата. «Если взять самого пламенного революционера и дать ему абсолютную власть, то через год он будет хуже, чем сам Царь».
Доктор экономических наук, профессор Чепуренко А.Ю. считает что социальная теория Маркса осталась красивой гипотезой, не прошедшей проверки и не получившей подтверждение на практике. «Несмотря на попытки «популяризации», диалектический метод «Капитала» не был понят ни его сторонниками, ни противниками, а «Капитал» оказался слишком сложным, чтобы стать «библией рабочего класса».
«После выхода 1 тома (1867) Маркс неоднократно предпринимал попытки завершить данный труд, многочисленные варианты 3 и особенно 2 книги «Капитала» показывают, что ему были ясны основные теоретические проблемы (анализ воспроизводства всего общественного капитала и объяснение средней нормы прибыли на основе трудовой теории стоимости), но решить их он так и не сумел», – полагает А.Ю. Чепуренко.
Карл Маркс применил диалектический метод, разработанный Гегелем, для материалистического понимания истории. Маркс утверждал, что не идеи правят миром, но сами идеи появляются из определённого материального положения. Он порвал с теологическим пониманием истории (как осуществлением божественной воли) и показал, что история человечества это объективный исторический процесс, подчиняющийся своим закономерностям. «…не критика, а революция является движущей силой истории, а также религии, философии и всякой иной теории».
По мнению Маркса, главной движущей силой истории человечества является конфликт между производительными силами и производственными отношениями. Развитие осуществляется «по спирали», в процессе развития на высших стадиях происходит частичная повторяемость некоторых черт пройденных стадий.
Существо материалистического понимания истории Маркс определял следующим образом: «Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание».
Классики марксизма своё учение диалектическим материализмом не называли. Выражение «диалектический материализм» ввёл в научный оборот И.Дицген в работе «Экскурсии социалиста в область теории познания». Выражение «диалектический материализм» часто используется как синоним марксистской философии. Однако оно не встречается у Маркса и Энгельса.
Свой основной труд Карл Маркс назвал «Капитал». В нём он подробно проанализировал сущность капитализма. Однако термин «капитализм» был введён не Марксом и даже не Адамом Смитом, которого считают отцом современной экономики (именно Адам Смит говорил о «невидимой руке» рынка).
Впервые термин «капитализм» появился в 1854 году в романе британского писателя Уильяма Теккерея. Теккерей использовал слово «капиталист» в значении «владелец капитала».
«Капитал боится отсутствия прибыли или слишком маленькой прибыли, как природа боится пустоты. Но раз имеется в наличии достаточная прибыль, капитал становится смелым. Обеспечьте 10 процентов, и капитал согласен на всякое применение, при 20 процентах он становится оживлённым, при 50 процентах положительно готов сломать себе голову, при 100 процентах он попирает все человеческие законы, при 300 процентах нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы».
Эта известная цитата Маркса в работе «Капитал» принадлежит английскому публицисту Томасу Даннингу.
Маркс не был социологом и не использовал в своих работах термин «социология». Однако в современной научной практике принято считать, что именно Карл Маркс заложил основы современной социологии.
В центре теории Маркса стоит вскрытие экономических механизмов («базиса») всемирной истории, над которыми надстраивается духовная жизнь общества (идеология). Его базовая теория общественно-экономических формаций признаётся учёными-обществоведами до сих пор.
Центральным пунктом теории Маркса, сохраняющим свою актуальность до настоящего времени, является его концепция развития отчуждения человека от продуктов его собственного труда, отчуждения человека от его собственной сущности и превращение его в капиталистическом обществе в винтик производственного процесса.
Маркс писал: «Но сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений».
«История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов», утверждал Маркс. Но не говорил, что именно он создал учение о классовой борьбе.
В письме И. Вейдемейеру 5 марта 1852 года Карл Маркс отмечал: «Что касается меня, то мне не принадлежит ни та заслуга, что я открыл существование классов в современном обществе, ни та, что я открыл их борьбу между собою. Буржуазные историки задолго до меня изложили историческое развитие этой борьбы классов, а буржуазные экономисты — экономическую анатомию классов. То, что я сделал нового, состояло в доказательстве следующего: 1) что существование классов связано лишь с определёнными историческими фазами развития производства, 2) что классовая борьба необходимо ведёт к диктатуре пролетариата, 3) что эта диктатура сама составляет лишь переход к уничтожению всяких классов и к обществу без классов».
ПРОЛЕТАРИАТ
Маркс верил в миссию пролетариата по революционному переустройству общества, хотя это прямо противоречит его же собственной теории развития общества. Классы не существуют друг без друга, и даже помогают друг другу, а не только непримиримо враждуют, как полагал Карл Маркс.
Маркс верил, что пролетариат сможет организовать эффективное производство без класса собственников. Но опыт построения бесклассового общества в СССР показал, что это невозможно, либо неэффективно. Ликвидация класса собственников в условиях усиливающегося разделения труда приводит к так называемой «азиатской» форме собственности.
Для Карла Маркса социализм является не случайным, а исторически неизбежным следствием становления пролетариата новым революционным классом.
Социализм, по Марксу, является обществом, где собственность отменена по причине переразвитости производительных сил, отчуждение ликвидировано и основной целью является свободное развитие человека.
При этом Маркс признавал: «…нельзя освободить людей, пока они не будут в состоянии полностью в качественном и количественном отношении обеспечить себе пищу и питье, жилище и одежду, «освобождение» есть историческое дело, а не дело мысли, и к нему приведут исторические отношения, состояние промышленности, торговли, земледелия и общения…».
Многих до сих пор терзает вопрос: исторический материализм Маркса и Энгельса это научный прогноз или ложное пророчество?
Марксизм по самому своему существу и происхождению есть не политическое, экономическое или философское учение, а лишь метод научного исследования. Оно даёт не готовые догмы, а отправные пункты для дальнейшего исследования и метод для него.
«Как об отдельном человеке нельзя судить на основании того, что сам он о себе думает, точно так же нельзя судить о подобной эпохе переворота по её сознанию. Наоборот, это сознание надо объяснить из противоречий материальной жизни, из существующего конфликта между общественными производительными силами и производственными отношениями», — писал Маркс.
Маркс предсказал, что небольшая группа очень богатых людей будет управлять мировой экономикой, капиталистическая система неустойчива и до смерти пугает нас своими цикличными финансовыми кризисами, а индустриализация улучшит отношения между людьми.
История подтвердила один из основных тезисов марксизма о растущей социальной поляризации в современном обществе, когда 1% населения будет принадлежать половина всего накопленного обществом совокупного мирового богатства.
По данным швейцарского банка Credit Suisse, в 2015 году впервые в истории 1% человечества стал владеть 50% всех богатств.
В 2016 году 1% населения владел уже 52% всех богатств.
В России 1% её населения владеет 72% богатств страны.
Доктор юридических наук, профессор Я.И.Гилинский полагает: «У меня давно сложилась уверенность в принципиальной невозможности создать относительно благополучное общество, без массового насилия, без страшного неравенства (социального, экономического, расового, этнического, религиозного и т.п.), без «войны всех против всех». Род человеческий не допустит свободы, равенства и братства!»
«Формирующаяся мировая экономика должна привести к положению, при котором для выполнения всей необходимой работы потребуется всего 20 процентов рабочей силы, а 80 процентов людей окажутся не у дел, т.е. бесполезными потенциальными безработными. Происходит раскол общества на две неравные части: «включённое» меньшинство и «исключённое» большинство», – полагает профессор Я.И.Гилинский.
Есть ли будущее у капитализма?
«Капитализм – это рабство наизнанку», – говорил Карл Маркс.
Ныне эксплуатация достигла невероятных масштабов, при этом рабский труд окончательно не изжит.
Цена оторвалась от стоимости товара. Теперь платят не за товар, а за бренд.
Зарплата не отражает реального вклада в стоимость.
Появился новый вид скрытой эксплуатации – инфляция. Сколько ни работай, всё равно цены растут быстрее, чем зарплата.
Есть класс собственников и класс наёмных работников, класс управляющих и класс исполнителей.
Сегодня можно говорить о следующей стадии капитализма – уже не империализм, а глобализм!
ГЛОБАЛИЗМ
Западные мыслители убеждают, что глобализация принесёт человечеству равенство и свободу. В этом, дескать, и есть её главная цель. Но на самом деле всё обстоит ровно наоборот. Футурологи прогнозируют, что в будущем общество расколется на касты. И ничем хорошим это не закончится. Искусственный интеллект оставит массы людей без работы.
Ненужность — вот с чем придётся столкнуться миллионам людей. И это страшнее, чем эксплуатация одного человека другим.
К середине столетия сформируется «бесполезный класс».
Человечество расколется на сверхлюдей и бесполезный класс.
Каждому представителю бесполезного класса будут выплачивать так называемый «безусловный основной доход» — определённую сумму денег, которая позволит сводить концы с концами («прожиточный минимум»).
Многие люди предпочтут жить в виртуальной реальности. Количество свободного времени за последние 15 лет увеличилось на 4 часа в неделю и 3 часа из этих четырёх люди тратят на видеоигры.
КОММУНИЗМ
Маркс подробно рассмотрел экономические противоречия, присущие капитализму, и обосновал неизбежность перехода к социализму, а затем к коммунизму.
Коммунизм, по мнению Маркса, закономерный этап развития общества. По мере развития производительных сил общество получает всё больше ресурсов, может позволить себе и отдельным своим членам всё больше свободы, и таким образом перейти на более высокую ступень общественных отношений.
Маркс считал, что коммунизм это полное отрицание капитализма и абсолютно принципиально новое состояние общества. Коммунизм Маркс понимал как высшую ступень развития человечества, когда уничтожено право частной собственности, отмирает государство и классовые отношения, преодолено отчуждение человека от результатов его труда. «На место старого буржуазного общества с его классами и классовыми противоположностями приходит ассоциация, в которой свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех».
Ошибался ли Карл Маркс в надежде на коммунизм, покажет время.
Маркс был убеждён, что коммунизм это не венец истории, а её начало. Человечество диалектически развивается по спирали, и оно должно прийти к тому, с чего начинало: к отсутствию частной собственности на средства производства, как в первобытном обществе, но уже на новом уровне, обусловленном высокой степенью развития производительных сил.
На высшей стадии развития коммунистического общества, утверждал Карл Маркс, общество сможет написать на своём знамени: «Каждый по способностям! Каждому по потребностям!»
В ХХI веке появилось общество нового типа: «коммунистический капитализм или «капиталистический коммунизм».
Хотя Маркс говорил, что коммунизм это далёкая перспектива, когда производительные силы достигнут такого развития, когда будет возможно распределение по потребностям.
«Человечество ставит себе всегда только такие задачи, которые оно может разрешить, так как при ближайшем рассмотрении всегда оказывается, что сама задача возникает лишь тогда, когда материальные условия её решения уже имеются налицо, или, по крайней мере, находятся в процессе становления», – писал Карл Маркс.
Основоположник марксизма никогда не считал и не писал, что с победой коммунизма наступит конец человеческой истории. Наоборот, Маркс утверждал, что с этого момента только и начнётся подлинная история человечества. Всё, что было до этого, — это лишь предыстория человеческого общества.
Маркс размышлял о будущем как обществе общественной собственности, а не государственной. Маркс понимал, законодательная отмена частной собственности не приведёт к устранению эксплуатации, а может лишь привести к возникновению ещё более «грубого» общества, чем современное ему.
Карл Маркс жёстко критиковал утопичный «грубый и непродуманный коммунизм» тех, кто просто распространял принцип частной собственности на каждого («общая частная собственность»). Грубый коммунизм, по утверждению Маркса, является порождением «всемирной зависти»: «для такого рода коммунизма общность есть лишь общность труда и равенство заработной платы, выплачиваемой общинным капиталом, общиной как всеобщим капиталистом».
Маркс создал учение о построении бесклассового общества. Он синтезировал все утопические теории в своей собственной утопии коммунизма.
В своих ранних работах Маркс, с одной стороны, осуждает философию за её умозрительное сознание, но с другой стороны, настойчиво подчеркивает необходимость воплощения философии в действительность. «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменять его».
Действительно, многие философы приходили с мыслью изменить мир, но постепенно убеждались в неизменности человеческой природы.
Маркс полагал, что изменив экономические отношения между людьми можно изменить и самих людей.
Но бытие в такой же степени определяет сознание, как и сознание бытие. Люди приспосабливаются, но не меняются. Страх, стремление к доминированию, любовь, ревность – в природе человека. Инстинкты сильнее культуры!
В своей концепции Карл Маркс рассматривал вражду индивидов не как извечно присущее человечеству качество, но как признак примитивности общества, его неразвитости и неполноценности, которая будет преодолена по мере общественного развития.
Однако попытки воспитать «нового человека» в новых общественных отношениях социалистического общества потерпели крах.
Карл Маркс мало занимался психологией и недоучёл роль человеческого фактора. Как всякий теоретик, Маркс страдал идеализацией действительности, навязывая реальности свои абстрактные схемы. Осуществлённые на практике его идеи оказались не столь привлекательными.
ПОЛИТИКА
Марксизм использовался честолюбивыми политиками как идеологическое прикрытие для замыслов и действий, далёких от идей и целей марксизма. Тщеславные политиканы и революционеры всех мастей использовали идеи Маркса для обоснования и оправдания своих действий, в том числе революционного террора.
Маркс говорил о французских «марксистах» конца 70-х годов: «Я знаю только одно, что я не марксист».
Считается, что Ленин был марксистом и проект построения бесклассового общества в России был реализацией идеи Маркса. Однако Плеханов и другие говорили, что в России не созрели условия для социализма, в ней только 10% работающих составляют пролетариат, а Ленин не марксист.
В.И.Ленин был профессиональный революционер и имел цель захват власти. Для оправдания захвата власти и установления диктатуры Ленин использовал идеи Маркса.
Ленин превратил учение Маркса в революционную идеологию. Теория прибавочной стоимости стала простейшим аргументом для оправдания «экспроприации экспроприаторов».
Социальный эксперимент построения социализма был оправданием удержания власти. Ленин был образованным человеком и не мог не знать утопий социализма, чем закончилась афинская демократия и к чему в итоге привела Великая французская революция.
Ленин хотел перепрыгнуть сразу в социализм. Хотя знал слова Маркса: «Ни одна общественная формация не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она даёт достаточно простора, и новые более высокие производственные отношения никогда не появляются раньше, чем созреют материальные условия их существования в недрах самого старого общества».
Марксизм был реализован в СССР как своего рода эксперимент. Хотя Ленин говорил, что марксизм не догма, а руководство к действию, в России учение Маркса превратили в догму, и вместо социализма построили административно-командную систему. Маркс призывал к обобществлению производства, а в России произвели всеобщее огосударствление.
В СССР критиковали Запад с марксистских позиций, называли его «загнивающий», и доказывали, что марксизм-ленинизм непременно победит во всём мире. Но победил капитализм!
Ныне мы должны критически оценить себя и капитализм в России с марксистских позиций.
Во времена Советского Союза мы полагали, что справимся со спекуляцией, с взятками, с теневым бизнесом, если избавимся от социалистической системы. Но вот сейчас в России капитализм, спекуляция называется предпринимательством, однако взятки и теневой бизнес никуда не исчезли. Капитализм оказался ничем не лучше социализма. Теневые миллионеры советских времён бледнеют перед миллиардерами нынешнего российского капитализма.
По мнению ряда историков и экономистов, попытки построить «справедливое общество» на основе классического марксизма не только не жизнеспособны и утопичны, но привели к напрасной гибели миллионов людей во всём мире. Без Маркса у Ленина и Сталина не было бы идеологии, позволившей им развязать террор против собственного народа, жертвами которого стали миллионы людей.
Директор Социологического института РАН доктор философских наук В.В.Козловский полагает: «Эмпирическая проверка идеи перераспределения национального богатства и собственности, идея эмансипации пролетариата обернулась весьма кровопролитной историей переделки мира в ХХ столетии».
Считается, что те, кто изучал Маркса, но отрицает его, просто не поняли всей глубины марксизма. История подтвердила одно из основных положений учения Маркса-Энгельса-Ленина: улучшение социального положения трудящихся пропорционально уровню их самоорганизации в борьбе за свои права.
Александр Ципко убеждён: «не может быть современной цивилизации без чувства личности, чувства особости без уничтожения её предпосылки – именно частной собственности. В этом смысле марксизм не реализуем».
Опыт развития Китая доказал, что у марксизма есть будущее. В 1978 году Дэн Сяопин нашёл путь модернизации социализма: там совместили преимущества капитализма с достижениями социализма. Председатель КНР Си Цзиньпин недавно сказал, что Китай, следуя марксистским путём, достиг тех успехов, о котором известно всему человечеству.
Ныне не принято цитировать Карла Маркса, как это было раньше. Однако наиболее известные цитаты не потеряли своей значимости.
«…Цель, для которой требуются неправые средства, не есть правая цель…»
«…Моральную силу невозможно создать параграфами закона…»
«…Воспитатель сам должен быть воспитан».
«Религия есть опиум народа».
«Народ, порабощающий другой народ, куёт свои собственные цепи».
«Отказываясь от государства ради свободы, нам нечего терять, кроме своих цепей».
«Обстоятельства в такой же мере творят людей, в какой люди творят обстоятельства».
«Всякая экономия в конечном счёте сводится к экономии времени».
«„Идея“ неизменно посрамляла себя, лишь только она отделялась от интереса масс».
«В политике ради известной цели можно заключить союз даже с самим чёртом — нужно только быть уверенным, что ты проведёшь чёрта, а не чёрт тебя».
«Гегель где-то отмечает, что все великие всемирно-исторические события и личности появляются, так сказать, дважды. Он забыл прибавить: первый раз в виде трагедии, второй раз в виде фарса».
«Писатель, конечно, должен зарабатывать, чтобы иметь возможность существовать и писать, но он ни в коем случае не должен существовать и писать для того, чтобы зарабатывать».
«Ни одна ложная теория не может просуществовать долгое время без своего создателя, и обычно исчезает с его смертью. Вечны только те идеи, которые созвучны мыслям и чувствам людей живущих. Ведь если они находят отклик в душах миллионов, значит, что-то в этих идеях есть. Людей не может объединять чья-то одна правда, поскольку каждый видит истину по-своему. Все одновременно не могут заблуждаться. Идея истинна, если в ней отражаются правды многих людей. Только такие идеи находят место в тайниках души. А кто угадает, что сокрыто в душах миллионов, тот и поведёт их за собой».
(из моего романа-исследования «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак» на сайте Новая Русская Литература
Так что же вы хотели сказать своим постом? – спросят меня.
Всё что я хочу сказать людям, заключено в трёх основных идеях:
1\ Цель жизни – научиться любить, любить несмотря ни на что
2\ Смысл – он везде
3\ Любовь творить необходимость.
А Вы лично согласны, что МАРКСИЗМ ЖИВ?
© Николай Кофырин – Новая Русская Литература
Метки: Карл Маркс, марксизм, Николай Кофырин, социологический институт, социология, философия