УГОДНИК БОЖИЙ НИКОЛАЙ

19 декабря православные поминают Святого Николая Мирликийского – Чудотворца. Я тоже ношу имя Николай, и, видимо, не случайно. В сентябре мы совершили паломничество в базилику Николая Чудотворца в городе Бари (Италия). Приехали самостоятельно на пароме с острова Корфу (Греция). То, как это случилось, для меня до сих пор загадка. Об этом я снял фильм, который приглашаю посмотреть.


Перед поездкой в Бари я посмотрел фильм «Николай Чудотворец» по 1 каналу и фильм Аркадия Мамонтова «Святой Николай Угодник» по каналу «Россия-1». Я узнал много нового, но, к своему удивлению, обнаружил разночтения в житии и деяниях святого Николая.

Многие изложенные факты не поддаются объяснению. Оказывается, нет вообще никаких исторических документов, бесспорно подтверждающих жизнь Николая из Мир Ликийских. Житие Николая основано на церковных преданиях, мифах и легендах. Протоиерей Андрей Ткачёв признаёт: «Николай жил не поймёшь где, не поймёшь когда, вообще не понимаем, как он жил…»

В фильме Аркадия Мамонтова «Святой Николай Угодник» говорится, что будущий святой родился спустя 250 лет после рождества Христова. С детства наблюдались некоторые знаки, свидетельствующие об его избранности. Во время крещения младенец стоял целых три часа. Молоко матери вкушал только во второй половине дня ограничено. Уже с детства Николай отличался смирением, добротой и состраданием ко всем людям, независимо от того, добрые они или злые.

Николай родился в богатой аристократической семье. Они жили в приморском городе Патаре (в Ликии – Малая Азия). Позже семья переехала в портовый город Миры, где святитель провёл всю свою жизнь.

Несколько иначе рассказывает историк Александр Бугаевский. «Николай ещё не был в сане, он был юношей, жил в Патаре, у него умерли родители и оставили ему наследство существенное. И он вдруг узнаёт, что один из его соседей разорился и трёх дочерей, которые у него были, решил, чтобы не умерла семья с голода, чтобы они тоже не умерли с голода, отдать их в блудилище (публичный дом – НК).
<…>
Он был воспитан как христианин, был очень благочестивым человеком, понимал всю пагубность грехопадения, которое неизбежно происходит в блудилище. И поэтому он хотел девочек, с которыми он вырос вместе, с которыми он вместе играл в детстве, хотел спасти.
<…>
Он не отдаёт всё золото, которое у него было, а ночью тайно кидает один мешочек с золотом, и смотрит, к чему это приведёт, как отец этим воспользуется. Отец отдаёт свою старшую дочь замуж, это золото ей в приданое.
После этого юноша Николай – повторяю, не дьякон, не священник, не епископ – кидает второй мешочек ночью в окно разорившегося отца трёх девиц. И отец выдаёт вторую свою дочь замуж. … Он подкараулил ночью своего благодетеля и увидел, что это юноша, который живёт по соседству. Отец начинает его сердечно благодарить. Но юноша Николай не хочет возблагодарения за это, не хочет никакой славы. И он просит отца, чтобы это осталось в тайне.
К сожалению, рассказ искажается, будто это старец бросает мешочки с золотом. На самом деле это был мальчик», – повествует в фильме Аркадия Мамонтова «Святой Николай Угодник» историк Александр Бугаевский.

Образ Николая Чудотворца использовали для создания Санта Клауса, который под рождество приносит подарки детям.
Считается, что традиция дарить подарки на Новый год пошла от благодеяния Николая, которое он совершил, когда ему было около 18 лет.
Для 18-летнего юноши вполне естественно влюбиться в девочку, с которой он дружил всё детство, и помочь ей избавиться от блудилища.

Однако, если наследство он получил после смерти родителей и раздал его в Патаре, то почему переехал в Миры?
И когда Николай переехал в Миры: вместе с родителями или после их смерти?

В виду отсутствия достоверной информации, каждый сочиняет про жизнь Николая из Мир Ликийский, как сам того хочет.
На Пасху в храме Рождества Иоанна Предтечи в Юкках я взял для внучки книжку Александра Ткаченко «Житие святителя Николая Чудотворца» (допущено к распространению Издательским советом Русской Православной Церкви Москва – Никея – 2017).

Александр Ткаченко так рассказывает детям о Николае: «Он был священником и часто общался с самыми разными людьми, которые приходили к нему в храм за советом и помощью. Несмотря на молодость, Николай был очень мудрым и внимательным к чужому горю. Каждому он был готов помочь, каждого старался утешить.
И вот однажды Николай получил наследство и стал очень богатым. … И стал раздавать полученные в наследство деньги тем, кто в них нуждался. Правда, и это он тоже делал необычным способом».

Рассказав известную всем историю о подарках трём девицам, Ткаченко спрашивает: «Почему же такой странный способ помощи избрал Николай? А всё дело в том, что бедняк этот был когда-то знатным человеком, но потом потерял всё своё богатство и дошёл до крайней нищеты. Священник просто боялся, что бывшему богатому обидно будет принимать от него милостыню. Вот он и решил помогать тайком.
<…>
Не успел Николай скрыться, но что тут поделаешь. … Бедняк упал сразу в ноги и стал благодарить, но священник велел ему подняться и взял с него клятву, что тот никому не расскажет о случившемся.
<…>
Николаю очень не хотелось, чтобы кто-то узнал о его помощи. Ведь если делаешь доброе дело напоказ, то получается, что оно не такое уж и доброе.
Но, видно, не сдержал бывший богач своей клятвы и рассказал об этой истории. Иначе: откуда бы мы узнал о ней?»

Видимо, бедняка, отца трёх девиц, расспрашивали, откуда он взял золото. И он, очевидно, не мог не рассказать о том, кто ему это золото дал и каким образом.

«Узнав, что в Патаре его стали почитать как святого, Николай сел на корабль и навсегда уплыл из родного города, – пишет Александр Ткаченко. – Избегая почестей и людской славы, он покинул родной дом и после долгих путешествий стал жить в столице, где его никто не знал».

Сегодня Миры – это территория Турции. Сейчас этот городок называется Демре, он расположен в провинции Анталия.

«Никто не знал, откуда он появился в Мирах, как его зовут и кто он такой. Зато все знали, что ежедневно чуть свет он приходит в главный храм города, становится в самый дальний уголок и молится почти до поздней ночи. Сердобольные женщины, работавшие в храме, иногда кормили его. …
Наверное, вы уже догадались, что необычным нищим был наш старый знакомый – священник из города Патары, – пишет Александр Ткаченко.
И всё-таки очень странный он был этот священник Николай. Когда ему предложили стать архиепископом, он взял и … отказался!
И согласился, лишь когда узнал, что Сам Бог избрал его на это место.
<…>
Вот таким странным человеком был святитель Николай Мирликийский, – пишет Александр Ткаченко. – Не боялся вступиться за слабых и обиженных там, где все остальные предпочитали молчать. Избегал славы, почёта и высоких званий, хотя молитвой мог усмирять бури и воскрешать мёртвых. Богатство своё раздал бедным, а сам стал жить в нищете, не имея даже крыши над головой. Действительно – странный».

Согласно церковному преданию, Николай родился около 270 года в городе Патара (Малая Азия). Дядя его, епископ Николай Патарский, поставил его за чтеца, а затем возвёл Николая в сан священника, сделав его своим помощником и поручив ему говорить поучения пастве.
По другой версии, благодаря чудесному знамению, решением собора ликийских епископов мирянин Николай сразу стал епископом Миры. В IV веке такое назначение было возможным.

В житие Святителя Николая читаем: «Когда будущий святитель совершал паломничество во Иерусалим, разразилась сильная буря. По молитве святого море утихло, а корабельщик, который упал с высокой мачты на палубу, встал невредимым.
Со слезами молился святой Николай на Голгофе. Он поклонился и другим святыням в Иерусалиме. Двери единственной в то время церкви на Сионской горе сами отворились перед святым Николаем. Он решил уйти в пустыню для безмолвных подвигов, но Господь во сне открыл Свою волю — совершать предназначенное ему служение на родине.
<…>
В Ликии угодник Божий, желая окончить свою жизнь в безвестности, вступил в братство обители, именуемой Святым Сионом. Но Господь вновь возвестил ему в видении, что ожидает от него не подвигов безмолвия, а пастырского служения людям в миру. Святой Николай, избегая человеческой славы, отправился не в Патары, где все его знали, а в Миры, главный город Ликийской области».

Конечно, путаница в рассказах о Николае не отрицает его праведной жизни. Если спустя 1700 лет миллионы людей почитают его как святого, значит не зря он жил!

В разных странах Николая Мирликийского называют по-разному, в России чаще всего – чудотворец. Его даже считают «русским святым»; в средние века иностранцы называли «русским богом». Многие искренно убеждены, что Николай был русским.

В детстве во время посещения Русского музея мне запомнилась одна картина, название и объяснение которой я не знал. И только уже в зрелом возрасте узнал, что на ней изображён Николай из Мир Ликийских, удерживающий палача от расправы над невиновными.

В деянии святителя Николая, называемом «Деяние о стратилатах», описывается спасение им трёх граждан города Миры, несправедливо приговорённых к казни, а затем трёх константинопольских военачальников.

В одном из своих морских путешествий из Миры в Александрию Николай воскресил моряка, сорвавшегося в шторм с корабельной оснастки и разбившегося насмерть.

Полагаю, воскресить умершего способен только Бог. А вот возвратить человека в сознание доступно и святому.
Хотя слишком частое упоминание о чудесах девальвирует их ценность.

В период гонения на христиан, святитель Николай вместе со многими христианами был заключён в темницу. Он стойко переносил голод и жажду, ободрял узников, убеждал их не страшиться мук и до конца исповедовать свою святую веру.

Николай боролся с язычеством, в частности ему приписывается разрушение храма Артемиды Элевтеры в Мире.
Николай ревностно защищал христианскую веру от ересей, прежде всего арианства. Грек Дамаскин Студит, митрополит Навпактский и Артский (XVI век) в книге «Θησαυρός» («Сокровище») излагает сказание, согласно которому во время Вселенского собора (325 год) Николай «ударил по щеке» своего оппонента Ария.

У меня лично этот факт никак не увязывался с представлением о Николае Чудотворце как смиренном проповеднике любви и всепрощения, образце кротости и веры.

По мнению профессора протоиерея Ливерия Воронова, это «не может быть признано истинным прежде всего потому, что оно стоит в резком противоречии с безупречным нравственным обликом великого Святителя».
Тем не менее, по его же словам, Церковь «не сомневается в действительности факта соборного суда над свт. Николаем» за этот проступок. Воронов «на основании анализа лексики церковных песнопений» подтверждает, что святой Николай назвал Ария «безумствующим богохульником».

Профессор церковной истории В.В.Болотов в «Лекциях по истории Древней Церкви» пишет: «Ни одно из сказаний о Никейском соборе, хотя бы со слабой претензией на древность, не упоминает в числе его участников имени Николая, епископа Мирликийского».
Профессор, протоиерей В.Цыпин считает, что так как в наиболее достоверных документах упоминаются имена лишь некоторых отцов Собора, то не следует принимать этот аргумент всерьёз и не доверять церковному преданию.

Фактов удара по щеке Николаем Ария и суда над Николаем нет в житии Николая, написанном Симеоном Метафрастом в X веке, хотя отмечается, что святой Николай был на Никейском соборе и «решительно восстал против ереси Ария».
В русской агиографии описание пощёчины появляется лишь в конце XVII века в Житиях святых.

Николай Угодник дожил до глубокой старости и умер в городе Миры, Ликия примерно в 345-351 годах — точная дата неизвестна. Сразу после смерти тело святителя стало мироточить и стало объектом паломничеств. Произошло несколько чудесных исцелений среди верующих, приходивших поклониться мощам святого Николая.
Над могилой в VI веке построили базилику, а в начале IX века — поныне существующую церковь Святого Николая. В ней мощи хранились до похищения их итальянцами из города Бари.

В 1087 году 62 моряка из Бари выкрали священные останки Николая и привезли в свой родной город. Моряки забрали бо́льшую часть мощей святителя, находившихся в саркофаге в Мирах (примерно 4/5), оставив все мелкие фрагменты в могиле. Хотя жители перепрятали оставшиеся мощи, но в 1099—1101 годах, благодаря пыткам стражей они были собраны венецианцами и доставлены в Венецию. Антропологические экспертизы в 1957 и 1987 годах показали, что мощи в Бари и Венеции принадлежат одному скелету.

Считается, что в Демре сохранились ещё остатки мощей Святого Николая. Это даёт мошенникам возможность торговать подделками на чёрном рынке.

Историк Александр Бугаевский говорит: «баряне и веницианцы хотели похитить его (Николая – НК) мощи для того, чтобы он стал патроном города. Конечно, это разбойное нападение, грабёж. Стали пытать одного из монахов. Под угрозой пытки он показал, где мощи святителя Николая. Они взломали крышку гроба».

Уже 930 лет останки Святого Николая (2/3) хранятся в базилике в городе Бари. Базилика принадлежит Римско-католической церкви, управляется орденом бенедиктинцев.
В 2006 году у базилики был установлен памятник Николаю Мирликийскому – работы скульптора Зураба Церетели. За памятником есть памятная доска, на которой написано, что это дар президент В.В.Путина городу Бари.

Каждый год около 70 тысяч россиян приезжают в Бари, чтобы поклониться мощам Николая Чудотворца. Базилику посещают туристы из разных стран в самых разных одеждах, они фотографируют, снимают видео, громко разговаривают (что по нормам наших православных храмов запрещено).

Но более всего меня поразило, с какой верой люди в крипте базилики пытаются дотянуться рукой до престола алтаря. Это напомнило известную фреску Микеланджело «Сотворение Адама», которую мы видели в Сикстинской капелле Ватикана.

В день нашего посещения не предполагалось открытие доступа к мощам. Однако неожиданно для каких-то высоких гостей дверь на минуту приоткрыли, и туда успела войти моя спутница. Я был занят интервью с паломниками и, к сожалению, не заметил этого.

Николая Чудотворца наиболее почитают в восточном христианстве, а в Западной Европе более почитаем Спиридон Тримифунтский. На востоке Европы Николай является покровителем путешествующих, заключённых и сирот, на западе — покровителем практически всех слоёв общества, но в основном детей.

Я, конечно, не мог не обратиться к Николаю Чудотворцу с просьбой о помощи, поскольку путь в Бари был непредсказуем. Святителя Николая считают покровителем странников и особенно путешествующих морем.

Перед поездкой я написал письмо на адрес базилики в Бари. Мне ответили: «Sig. Nikolay, ho letto la sua lettera. Il giorno 9 settembre, quando viene a Bari per venerare le Reliquie di San Nicola, possiamo incontrarci. Chieda di me alla portineria del Convento. Cordiali saluti. P. Giovanni Distante, Rettore».
Однако когда мы приехали в Бари 9 сентября, встретиться с ректором не удалось; он сообщил, что находится в отъезде.

Также я написал письмо в Патриаршее подворье. Мне не ответили. Но когда мы пришли на службу, со мной согласился поговорить русский священник. Ему я передал свой роман-исследование об Иисусе Христе «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак».
Я решился на это после того, как профессор, доктор богословия и доктор медицинских наук, настоятель храма в Юкках протоиерей отец Григорий Григорьев дал высокую оценку моему роману.

Мощи Николая Чудотворца хранятся на глубине 2-3-метров под престолом алтаря крипты. Внизу престола сделано круглое отверстие в гробницу святителя Николая, из которой один раз в год, 9 мая, с помощью опускаемого вакуумного насоса извлекают прозрачное миро.

Некоторые считают, что миро возникает как результат конденсации, поскольку мощи находятся глубоко под землёй в склепе почти на уровне моря. В 1953 году во время реконструкции мощи достали и обернули их белым полотном, поместив в вакуумный ковчег. А когда спустя несколько лет ковчег открыли, то вся ткань была переполнена благоуханным прозрачным миро. Так было доказано, что это не физическая конденсация, а чудесное мироточение.

19 июня 2016 года извлекли кость, которая 1700 лет хранилась во влажной среде склепа. Оказалось, что эта кость так же прочна, как и у живого человека, при этом источает миро.

В церковной лавке возле базилики я купил сувениры с изображением Святого Николая и капелькой миро. На обороте напечатан тропарь.

Каково же было моё удивление, когда возвратившись домой я увидел, что и в нашем храме продаётся миро мощей святого Николая из той самой базилики в Бари. Прилагался даже удостоверяющий документ о том, что миро подлинное.

Я обратился к священнику с вопросом, насколько это реальное миро. Священник рассказал мне, что в год собирается примерно 460 мл миро, его разбавляют святой водой и продают различным церквям.
В нашем храме ампула примерно 100 мл миро в шкатулочке стоит 1450 рублей. Вчера я заходил в храм – всё миро раскуплено. Но священник пообещал, что скоро привезут ещё.

На мой вопрос о несовпадениях в житии Николая Чудотворца, священник рассказал мне, что если человек пожертвовал своё состояние церкви и отличался благонравием, его принимали в монастырь, а в дальнейшем он становился священником. Согласно церковной традиции, житие сочиняли после того, как человек был признан святым.

Существует множество икон Николая Чудотворца, и лик его не везде одинаковый. Слово «икона» с греческого переводится как «образ». При вскрытии гробницы в 1953 году археологические исследования показали, что иконографический образ святого по своим чертам полностью соответствует его портретному изображению.

В 2005 году группа британских учёных-антропологов попыталась реконструировать по черепу внешний облик святого Николая: он был крепко сложен, ростом примерно 168 см; его характеризовали высокий лоб, выступающие скулы и подбородок, карие глаза и смуглая кожа.

Некоторые спрашивают: почему бы не провести генетический анализ мощей и спектральный анализ миро, чтобы любители древности не покупали подделок на чёрном рынке, а мошенников лишить возможности обманывать доверчивых граждан?

Дело, конечно, не в костях и не в миро, а в вере. Не иконы, не мощи святых творят чудеса, но ВЕРА людей в то, что желаемое может произойти. Вера творит чудеса! Вера – это то состояние, которое только и позволяет войти в контакт с Богом, чтобы твоя молитва была услышана.

Лично мне приятнее жить, веря в Высшую Справедливость, даже если на самом деле её нет. Так легче жить. Даже если вера в Высшую Силу есть результат самовнушения, то те добрые дела, которые творятся верой в любовь, стоят того, чтобы жить таким самообманом. Ведь, по большому счету, у нас нет ничего, кроме веры. Всё зиждется на вере, а разворачивается вокруг любви.

В июле 2017 года в Санкт-Петербург привезли частичку мощей Николая Чудотворца. Позолоченный ковчег был выставлен в Александро-Невской лавре. Перемещение ковчега с частичкой мощей стоило больших денег.
13 июля я был среди других, чтобы прикоснуться к ковчегу. Всего в Санкт-Петербурге пришли поклониться мощам около полумиллиона верующих.

Кто-то считает, что в сказки о нетленных мощах верят только глупые необразованные люди. Однако то, что ещё недавно казалось фантастикой, сегодня стало реальностью. Учёные научились из клетки костей восстанавливать ДНК умершего человека, что позволяет многое узнать о нём, и даже даёт возможность клонировать тело (воскресить к новой жизни).

Прикосновение к мощам есть прикосновение не столько к костям, сколько к духовному образу святого. Поклонение святому есть поклонение Свету, который есть в каждом из нас.

Ни в какой другой стране мира нет такого почитания Николая Чудотворца, как на Руси. Уже в 13 веке на Руси появляются иконы Святителя Николая, строятся храмы.

На православной выставке 1-3 ноября 2018 года мне, к сожалению, не удалось купить Житие Николая Чудотворца (всё раскупили). Пришлось ехать в Александро-Невскую лавру.
По совету священника я купил журнал «Русский дом» №9 за 2018 год. В журнале прочитал о Николе Можайском в Севастополе. Изображение Святого Николая с мечом в одной руке и с храмом в другой знают только на Руси. Меч символизирует защиту христианства, а храм – его епископство.

Признаться, меня несколько удивил Николай Чудотворец с мечом в руке. Появление Святителя Николая с мечом имеет свою историю. Существует предание о защите Можайска Николой. Когда Можайск был осаждён врагами, а жители города стали молиться Николаю Чудотворцу, в небе над собором вдруг возник Святитель Николай в грозном виде — в правой руке он держал сверкающий меч, а в левой как бы град Можай, в знак охранения его. Враги в страхе бежали. С тех пор Святой Никола считается покровителем города. Деревянный образ Николы с мечом в руке был выполнен неизвестным автором в конце XIV века.

Впервые скульптура упоминается в 1495 году в наказе великого князя московского Ивана III. А образ Николая Можайского стал основой для памятника, который установлен в Патриаршем подворье в Бари. Такую же скульптуру Николая Чудотворца высотой более 3-х метров и весом в одну тонну установили в четырёх местах на границах России: в Калининграде, на Земле Франца Иосифа, на Чукотке и Курилах.

Возвращаясь на Корфу, на пароме я долго не мог заснуть после всего пережитого в Бари. Слишком сильными были впечатления от увиденного за день. В полночь я вышел на палубу, чтобы насладиться прохладой ночного моря. Неожиданно ко мне подошла девушка, которая в базилике Святого Николая отказалась дать мне интервью. Она сказала, что сама из Киева и едет на Корфу поклониться Спиридону Тримифунтскому.
Наступала полночь. Взошла луна. Наслаждаясь морским бризом и красотой гаснущего заката мы почти два часа проговорили о Николае Чудотворце, о вере и о Боге.

Я ещё раз убедился: что бы не говорили политики о вражде православных в Украине и России, истинно верующие в Христа люди не могут испытывать неприязнь друг к другу.
Политики решают свои проблемы с помощью церкви, эксплуатируя доверие простых людей и подрывая веру во всё святое.
Смотрит на всё это Святой Николай и, наверное, плачет…

В переводе с греческого имя «Николай» означает – победоносный народ.
Русские люди надеются не только на рационализм, прагматизм и здравый смысл, но и на чудо.
1-3 ноября 2018 года я побывал на Х форуме православной общественности Петербурга и организованной выставке. Там я побеседовал с людьми об их отношении к Николаю Чудотворцу.

Там же состоялось выступление протоиерея Андрея Ткачёва. Он полагает, что «святых на Руси много, даже великих, но Угодник Божий один – Николай! Это великий человек, не гнушающийся простого человека! Житие святого это не шаблон, это откровение. Народ – он же нюхом живёт, и он пронюхал, что Николай самый добрый, что он грешника не осудит. Наверное, это и есть любовь, когда нет сложных перегородок. … Наш народ сохраняет ещё черты детскости, наивности…»

Протоиерей Андрей Ткачёв полагает: «Святость Николая это святость Христова, это подарок Иисуса Христа Николаю. То есть мы должны Христа за ним видеть. Святой прозрачен как промытое стёклышко, и за святым человеком мы видим Христа, дающего тому или иному человеку святость, благодать, помощь».

Чем же отличается святой от обычного человека?

13 декабря 2018 года я был на конференции «Бог. Человек. Мир», которая проводилась в Русской христианской гуманитарной академии в Петербурге. Участникам конференции я задал вопрос: что отличает святого человека от обычного?

На мой взгляд, святого всегда отличали аскетическая скромность и простота, молчаливость и любовь несмотря ни на что.
Святые – такие же люди, как и мы, только канонизированы Церковью, поскольку показали пример христианской жизни для многих своих современников.
Святость достигается не трудом ради обретения богатства, а добротой души и бескорыстной любовью.

«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая, или кинвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто». (1-е Коринфянам 13:1).

Святость – это посмертное признание церковью человека, которое даётся за сотворённые им чудеса. Хотя, на мой взгляд, чудеса не главный показатель святости, как и нетленные мощи. Главное – подвиг любви бескорыстной и веры нелицемерной.

В католической церкви нетленность мощей не играет никакого значения для канонизации. Главное – святая жизнь и проявление чудодейственной силы. Для канонизации требуются четыре чуда, установленные посредством показаний свидетелей и очевидцев.

В православии христианин причисляется церковью к лику святых после смерти. Важны его страдания за православную веру, дар творить чудеса при жизни и/или после смерти как свидетельство того, что через подвижника действует Божественная Благодать; точное соответствие веры подвижника православному вероучению, нетленность мощей. Народное почитание служит поводом для рассмотрения вопроса о канонизации церковными властями.

Святых людей мы можем пересчитать по пальцам рук, а миллионы людей проживают жизнь бесследно. Вполне можно допустить, что жизнь одного святого человека важнее и ценнее жизни многих миллионов людей. Жизнь одной выдающейся души иногда может служить оправданием целого поколения людей.

Может ли быть Святой идеалом для современных людей?
Вряд ли. Святой к богатству не стремится, детей не родит, карьеры не делает.
Святым поклоняются, ставят свечи, молятся, однако мало кто хочет следовать их примеру. Вряд ли кто из сегодняшних молодых прагматиков имеет своим идеалом Николая Чудотворца. Такое впечатление, что у современных людей вообще нет веры в идеал.

В протестантских храмах нет изображения святых, поклоняются только Господу. Протестанты считают, что человеку не нужны посредники для общения с Богом. Обращаться нужно непосредственно к Богу, а не к святому как посреднику.

В православии считают допустимым просить святого обратиться к Богу, и часто молятся в большей мере святым, нежели Господу. У наших святых можно просить «моли Бога о мне». Но о помощи, о спасении, о здоровье и других важнейших вещах нужно просить прежде всего Бога.

Католические священники дают обет безбрачия, поскольку считают, что надо либо думать о Боге, либо о жене. А вот научиться думать и о Боге и о жене, это трудно. Ещё труднее научиться любить. Супружеская жизнь является большим испытанием и большим опытом любви.

Мы приходим в эту жизнь с определённой целью – научиться любить, любить несмотря ни на что. Цель эта достигается через труд души («душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь»). Труд души в том, чтобы творить любовь. В этом заключается и смысл жизни, который везде и во всём.

Жизнь создана на Земле для совершенствования человеческих душ. Судьба конкретной души важнее прогресса цивилизации!

Творить любовь – необходимость и для собственной души и всего мира.
Любовь не удовольствие, не наслаждение, не забава – а именно необходимость.

Человек должен жить для Бога и творить добро для людей. Любить Бога и означает любить людей. Без любви к Богу не хватит сил любить ближнего. Ведь человек любит прежде всего себя самого. Но именно любовь к Богу даёт силы любить ближнего, а тем паче врага своего.

Лучше верить в Бога, жить любовью и творить добро, чтобы оказаться готовым к посмертному суду. Это лучше, чем ни во что не верить, творить зло и ненавидеть, то есть жить исключительно негативными эмоциями.

Почему же люди не следуют заветам святых старцев и не живут по заповедям Божьим? Почему крадут, прелюбодействуют, лжесвидетельствуют, убивают?

Может быть, потому, что люди не верят в посмертный суд, где каждому воздастся по делам его?
Люди отрицают жизнь после смерти, потому что боятся посмертного суда. Они не просто не верят, они НЕ ХОТЯТ ВЕРИТЬ (!), что за все прегрешения придётся расплачиваться.
Дело вовсе не в ответственности перед Богом за своё поведение и не в посмертном воздаянии за добрые дела. Именно вера в то, что творя добро для других, ты тем самым делаешь благо своей собственной душе, — это и есть земное воздаяние за любовь».
(из моего романа «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак» на сайте Новая Русская Литература

Так что же вы хотели сказать своим постом? – спросят меня.

Всё что я хочу сказать людям, заключено в трёх основных идеях:
1\ Цель жизни – научиться любить, любить несмотря ни на что
2\ Смысл – он везде
3\ Любовь творить необходимость.

А что для Вас значит УГОДНИК БОЖИЙ НИКОЛАЙ?

© Николай Кофырин – Новая Русская Литература

Метки: , , , ,

Комментарии запрещены.