Сегодня у меня «второй день рождения». 17 августа 1992 года в результате автокатастрофы я оказался на грани между жизнью и смертью. После перенесённой травмы стал инвалидом, но зато перестал испытывать страх перед смертью.
Что такое страх? Это внутреннее состояние, обусловленное грозящим реальным или предполагаемым бедствием. В животном мире страх — эмоция, основанная на прошлом негативном опыте, играющая большую роль в выживании особи. Психологи считают страх отрицательно окрашенным эмоциональным процессом.
Существует много видов страха: страх перед смертью, страх темноты, страх высоты, страх перед будущим, перед ядерной войной, перед экологической катастрофой, страх перед финансовым кризисом, перед космической катастрофой, апокалипсический страх конца света и другие.
Но для чего нужен страх?
17–18 мая 2019 года я участвовал в конференции «АНТРОПОЛОГИЯ СТРАХА». Она организована Европейским университетом в Санкт-Петербурге и редакцией журнала «Новое литературное обозрение». Участникам конференции я задал вопрос, что такое страх: способствующий выживанию инстинкт или что-то иное?
Страх — базовая эмоция человека, оттенки которой выражаются в языке множеством способов: страх, испуг, ужас, паника, тревога, трусость, трепет, боязнь, опасение.
Страхи бывают:
1\ биологические (связанные с угрозой жизни)
2\ социальные (несущие угрозу социальному статусу или самооценке)
3\ экзистенциальные (страх смерти, страх перед жизнью).
Страх – субъективное переживание. Объективно опасность может отсутствовать, однако страх возникает.
Страх порождается неизвестностью, неопределённостью, неуверенностью, он ограничивает стремление человека к неизвестному.
Если страх не контролировать, то в какой-то момент спасительный страх как инстинкт физического самосохранения превращается в страх, парализующий сознание и волю.
Страх может парализовать человека и сделать беспомощным, но может помочь мобилизоваться, открыть в себе ранее неизвестные способности и возможности.
Впервые я преодолел страх смерти, когда спустился в подводную лодку, на которой мне пришлось служить. Тогда я понял смысл слов memento mori (помни о смерти) и начал психологически готовиться к тому, что в любой момент можно (и нужно) будет умереть. После службы на флоте большего страха я не испытывал.
Страх как базовая эмоция человека сигнализирует об опасности. Он основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер. Страхи, возникающие в ситуациях, опасных для жизни и здоровья, носят охранительную функцию, и потому полезны.
Страхи могут быть естественными, возрастными (детские фобии) и патологическими (ужас, шок); реальными и воображаемыми.
При определённых болезнях возможна полная утрата чувства страха.
Экспериментально доказано, что страх сокращает продолжительность жизни. Поэтому страх нужно и можно контролировать. Неконтролируемый страх парализует волю и сознание, лишает действия.
Одни философы считают страх вредной эмоцией, другие – полезным состоянием, поскольку оно предупреждает об опасностях.
Страх понимается и как одно из возможных состояний человеческого бытия.
Датский философ Сёрен Кьеркегор (автор работы «Страх и трепет») полагал: чем шире «свобода выбора» у индивида, тем более он способен к творчеству и тем более вероятны сопутствующие ему переживания страха и беспокойства.
Для Кьеркегора путь к Богу лежит через страх.
В религиозной философии различали два разных страха:
1\ благодетельный, спасительный «страх Божий», страх собственного несовершенства, который укрепляет душу человека и которому нужно учиться;
2\ страх разрушительный, опасный для личности страх – трусость.
Может ли страх быть «приручённым»?
Существуют различные механизмы преодоления страха. Особые религиозные ритуалы помогали и помогают преодолеть чувство обречённости и ужаса перед смертью. Культура преодолевала страх через формирование нравственности, через объединение людей в сообщества и создание государства.
Елена Марасинова 17.05.2019 в Европейском университете в Петербурге на конференции «Антропология страха» сделал доклад «Страх Божий и суд государственный: «священник-дознаватель» в системе судопроизводства в России второй половины XVIII века»
В различных культурах существуют области, регулируемые страхом наказания, и области, регулируемые «страхом стыда». Например, в Японии страх стыда («потерять лицо») является сильнейшим. Юрий Лотман считал, что страх стыда – высшая форма отрицания страха.
Александр Марков 17.05.2019 в Европейском университете в Петербурге на конференции «Антропология страха» сделал доклад «Страх бесславия: культурные последствия данного понятия гражданского гуманизма»
Главная социальная функция страха – регулировать властные отношения.
Практически любые человеческие сообщества скреплены властными отношениями, демонстрируют властные неравенства, и очень часто элементами этого скрепления являются страх и его оборотная сторона – запугивание.
«Устрашение есть могущественный инструмент политики, и международной, и внутренней», – считал Лев Троцкий.
Есть системы государственного управления, основанные на договоре и вере. А есть системы государственного управления, основанные на принуждении страхом. Россию многие считают страной насилия и страха.
17.05.2019 д.ист.н. профессор Е.В.Анисимов на конференции «Антропология страха» выступил с докладом «Страхи человека в Тайной канцелярии XVIII века».
Один из видов страха – страх перед государством. Раньше мы боялись быть привлечёнными за антисоветскую агитацию и пропаганду, а теперь – за оскорбление власти, флага, государственных символов, за лайки и репосты.
Всякая новая власть начинается с провозглашения свобод и отмены смертной казни. Но в итоге почему-то всё сводится к диктатуре страха.
Политическая режимы, основанные на диктатуре страха, оказываются менее живучими, чем политические режимы свобод и отсутствия страха.
Страх называют самым мощным мотивационным механизмом управления людьми. Именно перед лицом грозящей опасности люди объединяются, чтобы бороться и выжить. Только угроза всемирной катастрофы может помочь правительствам преодолеть разногласия и объединиться, чтобы победить.
Андрей Тесля 17.05.2019 в Европейском университете в Петербурге на конференции «Антропология страха» сделал доклад «Поляк, иезуит, еврей, эволюция страхов позднего славянофильства»
А существует ли более мощный мотивационный механизм управления людьми?
Одни говорят, что вера и энтузиазм мобилизуют и сплачивают людей лучше, чем страх. Другие считают, что миф объединяет людей продуктивнее, нежели принуждение.
Недавно я посмотрел сериал BBC: «Мифы и чудовища». Он о генезисе страха. Давно известно: «Сон разума рождает чудовищ».
Сергей Грунтов 17.05.2019 в Европейском университете в Петербурге на конференции «Антропология страха» сделал доклад «Страх перед мертвецом и социальная стигматизация в народной культуре белорусов XIX – XX века»
Создатель жанра детектива и ужасов писатель Эдгар ПО в 30 лет стал испытывать мучительные депрессии, сопровождающиеся галлюцинациями, страхами и провалами памяти.
«Гений страха» австрийский писатель Франц Кафка в дневнике записал: «Какой кошмар у меня в голове! Но как я могу отключиться, не заглушив внутренний голос? В тысячу раз лучше избавиться от него, чем держать внутри или уничтожить во мне».
Днём Кафку преследовали страхи, а ночью ужасы. В результате он пытался покончить жизнь самоубийством.
Николай Васильевич Гоголь всю жизнь страдал тафофобией – страхом быть погребённым заживо. Он даже написал в завещании, чтобы хорошо проверили, действительно ли он умер. Когда прах перезахоранивали, труп в гробу оказался перевёрнут лицом вниз.
Фёдор Достоевский во время объявленной казни на семёновском плацу пережил страх смерти, который перевернул всю его жизнь и привёл к вере в Бога.
17.05.2019 в Европейском университете в Петербурге на конференции «Антропология страха» Алексей Козлов (Новосибирск) сделал доклад «Категория страха в мемуарах петрашевцев»
Почему некоторые люди любят фильмы ужасов и наслаждаются страхом?
Ответ на этот вопрос я попытался выяснить в очередной праздник хэллоуин.
Что может помочь преодолеть парализующий страх?
Одни считают, что преодолеть страх у человека способен личный интерес. Другие – что честолюбие и тщеславие. Желание достичь заветной цели заставляет рисковать и преодолевать панический страх.
Некоторые называют более сильной эмоцией любовь и стремление к счастью
За последние 30 лет в гуманитарных науках наметился «антропологический поворот». Этот термин используется для обозначения мощного интеллектуального тренда, набиравшего обороты на протяжении всего ХХ века.
Владислав Аксёнов 18.05.2019 в Европейском университете в Петербурге на конференции «Антропология страха» сделал доклад «Визуализация страха: фобические образы машин в годы войны и революции (1914-1817)»
Какова антропологическая функция страха?
1\ Адаптивная – помогает приспособиться к трудностям
2\ Защитная – помогает справиться с возникающей опасностью
3\ Гармонизирующая – помогает достичь гармонии с собой и окружающей средой.
На мой взгляд, антропологический принцип сегодня нельзя считать определяющим. Человек не является мерой всех вещей и не он центр мироздания. Роботизация, цифровизация и биохакинг объективно снижают значение антропологического принципа.
Является ли «Матрица» социофобией или это действительно одна из форм грядущего «цифрового рабства»?
И само «цифровое рабство» не фобия ли?
Элита пытается отвлечь внимание от важных проблем, создаёт образ врага то в лице террористов, то «групп самоубийц», то космических пришельцев или астероидов. Опять происходит нагнетание страха перед третьей мировой войной, как это было в середине 50-х и начале 80-х годов прошлого века.
Ирина Гордеева 18.05.2019 в Европейском университете в Петербурге на конференции «Антропология страха» сделала доклад «Угроза ядерной войны, наука о мире и возникновение независимого мирного движения в СССР конец 1970-х – начало 1980-х годов»
Но люди уже всё понимают, их не напугаешь ядерной войной. Всем давно ясно, что победителей в термоядерной войне быть не может, а угроза ядерного апокалипсиса нужна лишь для перевооружения армии, мобилизации населения и оправдания власти.
Однако СМИ усиленно создают моральную панику в обществе.
Впервые словосочетание «моральная паника» появилось в англоязычной прессе в 1830 году. Научное исследование этого явления началось с работы Стэнли Коэна «Народные дьяволы и моральная паника», опубликованной в 1972 году.
Моральная паника (по определению) — социальный феномен, заключающийся в распространении в обществе массовой истерии относительно чего-либо, якобы угрожающего безопасности общества и/или его моральным ценностям.
Главной характеристикой моральной паники является непропорциональность реакции на угрозу, когда события, имеющие тривиальное значение, вызывают эпизоды широко распространённого беспокойства и страха.
Моральная паника может провоцироваться умышленно с целью манипуляции массовым сознанием и формирования нужного общественного климата.
Искусственно созданная моральная паника может быть использована для сплочения общества под предлогом борьбы с общей угрозой и для отвлечения внимания от реальных проблем.
Некоторые теоретики утверждают, что моральная паника поощряется правительствами как полезное средство мобилизации политической поддержки путём создания общей «угрозы».
Все ещё помнят, как в 2012 году искусственно создавалась моральная паника в связи с «концом света».
Хороший пример моральной паники – отравление Скрипалей посредством так называемого газа «новичок». Никто не доказал применение такого газа Россией, но моральная паника возникла и до сих пор продолжается. Недавно умер один из полицейских, причастных к этому делу.
Ещё один пример – зомби, геи, педофилы, сексуальные маньяки, насильники и серийные убийцы.
Моральной паникой делается реклама буйному или антисоциальному поведению, о котором иначе мало бы кто знал.
На конференции «Антропология страха» большой интерес вызывал доклад Александры Архиповой и Анны Кирзюк о моральной панике.
Существует три способа создания «моральной паники»:
1\ апелляция к авторитету, который нагнетает страх
2\ когда носитель страха имитирует голос власти
3\ когда фабрикуются липовые документы фейки-страшилки.
Признаки моральной паники следующие:
1\ когда чувство угрозы весьма реальное
2\ когда источником угрозы выступает группа лиц (террористы, колдуны, враги народа, и т.п.)
В состоянии моральной паники, вместо решения конкретной проблемы люди начинают предпринимать действия в отношения этой группы, чтобы избавиться от исходящей от них угрозы. Происходит переосмысление моральных норм и принятие не всегда оправданных правовых актов.
Моральная паника может использоваться как провокация для принятия антилиберальных законов. Об этом сделал доклад Борис Пейгин «Фактор моральной паники в уголовном правотворчестве».
Стэнли Коэн (один из первых исследователей моральной паники) считал, что агентом моральной паники всегда являются СМИ, поскольку чаще всего именно они конструируют образ враждебной группы.
Также вызывать моральную панику могут:
1\ широкие народные массы
2\ властная элита, которая конструирует образ врага, пытаясь отвлечь внимание народа от насущных проблем.
3\ группы интересов (политические активисты, религиозные деятели и т.п.)
Наиболее известный пример – дело «врачей-убийц» 1953 года – когда страх широких народных масс сочетался с насаждением паники сверху.
Современный пример – так называемые «группы смерти». Родители, у которых дети покончили жизнь самоубийством, предположили, что в Интернете существуют люди, которые способствовали самоубийству их детей. В мае 2016 года после публикация статьи в «Новой газете» о «группах смерти» возникла моральная паника. Стали приниматься законодательные меры, проводиться родительские собрания в школах. Именно после таких собраний многие дети и родители впервые узнали о «группах смерти» в Интернете.
Ещё пример. В некоторых странах Латинской Америки возник слух, будто богатые иностранцы воруют детей ради извлечения органов для трансплантации. Якобы обнаруживали детей без почки, без глаза, с зажатой в руке денежной купюрой. В результате распространения слухов возникла моральная паника.
Сегодня специалисты уже знают, как искусственно создать моральную панику.
Во-первых, нужна апелляция к авторитету или близкому другу, пытающемуся предупредить об опасности.
Во-вторых, носитель моральной паники должен имитировать представителей власти.
В-третьих, необходима фабрикация фейковых документов .
Чтобы моральная паника была успешной, она должна быть полиагентной – то есть в ней должны пересекаться интересы различных групп.
ПО МОЕМУ МНЕНИЮ, если понимать «моральную панику» расширительно, как метафору, то сейчас наше общество находится в состоянии перманентной моральной паники. После каждого теракта или массового убийства (самоубийства) общество начинает паниковать, в СМИ начинаются обсуждения проблемы, срочно принимаются законы.
Недавние массовые протесты в Москве показали, что правители испытывают страх потерять власть. Хотя в Кремле и не увидели в московских протестах политического кризиса и грозящей опасности режиму, однако понимают, что надо что-то менять.
Никто не хочет гражданской войны: ни власть, ни оппозиция. Но людей беспокоит «транзит власти», который может быть осуществлён без их участия и согласия. Власти в очередной раз сделают рокировку, а народ поставят перед фактом.
Что бы сказал «отец российской демократии», глядя за все эти митинги, протесты и задержания? Понятие «гвардия» скомпрометировано. Правильнее называть «жандармерия». Люди устали: «ЗАСИДЕЛСЯ!» Но Путин – борец, и не из тех, кто сдаётся.
Властители инспирируют страхи: «Не будет Путина, не будет России», «Владимир Путин послан нам Богом».
Последние проведённые опросы показали, что большая часть россиян не видят никого другого на посту главы государства РФ, кроме Владимира Путина. Более 50% недавно опрошенных позитивно отзываются о нынешнем президенте России.
Лишь 38% опрошенных высказали негативное мнение о нынешнем президенте России, это на 10% больше, чем в 2018 году. На такой большой скачок повлияло принятие пенсионной реформы и невыполнение предвыборных обещаний.
Люди уже не ругают власть – они её проклинают!
Вчера в очередной раз был в Пенсионном фонде. Сказали, что заявление моё рассмотрено, но в пенсии мне отказано и дело закрыто. Невольно вспомнил поэму Гоголя «Мёртвые души». Повесть о капитане Копейкине-2 — это обо мне!
Как я могу поддерживать власть, которая обрекает меня на нищенское существование?
Жители крупных городов России заявили, что для достойной жизни нужно зарабатывать в среднем 66 тыс. рублей в месяц. Сейчас прожиточный минимум составляет 11 тысяч рублей. Поэтому протест людей против снижения жизненного уровня понятен. Прожить на пенсию в 11 тысяч рублей НЕВОЗМОЖНО! Это не «пенсия», а пособие для умирания!
Путин говорит, что нужно лучше работать, повышать производительность труда, тогда вырастут зарплаты и пенсии.
Сколько себя помню, всю жизнь нам рассказывают эту «сказку про белого бычка». А в это время одно неправильное решение власти обходится государству потерей миллиардов долларов.
Как найти компромисс народа с властью?
Для правителей главное сохранить власть денег. Или, на худой конец, власть страха.
А для народа русского важна правда и социальная справедливость. И ради этой правды люди преодолевают страх и выходят на несанкционированные митинги.
Что же делать?
Одни ратуют за расширение демократии, другие – за сохранение целостности государства любыми средствами. Однако это не всегда совместимо. Трудно представить себе Сталина – демократа, как и Горбачёва – диктатора.
Некоторые говорят, что ностальгия по сталинизму и возвращение к советским порядкам вызваны тем, что страной руководят люди с советским прошлым. Если сменится лидер, а новый будет с современными взглядами человека XXI века, то изменятся и порядки.
Но всегда ли дело в лидере, или дело в СИСТЕМЕ?
Кандидат на должность губернатора Санкт-Петербурга Владимир Бортко ратует не за смену личности, а всей СИСТЕМЫ, порождающей коррупцию. Об этом он заявил на теледебатах 13 августа 2019 года.
Если люди примут активное участие в выборах 8 сентября губернатора Санкт-Петербурга, то питерцы покажут москвичам пример цивилизованного транзита власти.
Диктатуре страха можно противопоставить только диктатуру Закона!
В своём романе-исследовании «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак» я как юрист и социолог представил спор двух героев по данной проблеме.
«Что будет, если люди перестанут соблюдать Закон? Закон важнее всего, поскольку именно он гарантирует покой, порядок и уверенность в завтрашнем дне, без которой страх смерти давно бы сглодал человеческое стадо.
Народ не хочет и не должен знать всей правды. Зачем простым людям это тяжкое бремя? В неведении они находят желанный покой. Пусть знают лишь те, кто несёт ответственность за народ.
Если человек познает Истину, то уподобиться Богу, ибо перестанет бояться смерти. Ведь именно страх перед смертью, внезапной и неодолимой, заставляет людей грешить. Человек грешит и радуется греху, стараясь забыть о том, что ждёт его в конце жизни. Люди сознательно делают себя рабами наслаждений, поскольку, выбирая земные удовольствия, они избегают поисков смысла жизни, а значит — перестают бояться смерти. Жить в постоянном страхе люди просто не смогли бы.
Нужна ли вообще людям, привыкшим к страху смерти, вечная жизнь?
Нет, нужно, чтобы человек был привязан к земле, к своей семье, к дому, дорожил приобретённым, а также радостями, которые дарит ему повседневность.
Но если люди более всего возжелают Царства Небесного, то перестанут бояться смерти. Как же можно будет тогда управлять?!
Если смерти нет, значит, человек несвободен. Как устроится жизнь, когда в ней не будет смерти, страха и бегства от страха, если люди перестанут ценить прелесть мимолётных мгновений, а существование будет казаться изматывающей дорогой без конца?
Бессмертие — вот истина, которая может сделать людей свободными. Но им не нужна свобода. Народу нужен порядок! А значит, и власть!
Люди живут в страхе и должны жить страхом.
Людей укрощает даже не страх смерти, а страх неведомого. Поэтому Смерть, как и Бог, должна оставаться Тайной. И мы, посвящённые, должны строго хранить эту Тайну.
Человеку нужна Тайна, чтобы он чувствовал свою ничтожность перед её непостижимостью. В страхе перед сокрытым в Тайне могуществом маленький человек находит своё место в этом мире, обретая смысл в вере в Высшую Справедливость, имя которой Бог».
(Из моего романа-исследования «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак» на сайте Новая Русская Литература)
Закончилась конференция «Антропология страха» бесстрашным путешествием на теплоходе по Неве и Финскому заливу.
Так что же вы хотели сказать своим постом? – спросят меня.
Всё что я хочу сказать людям, заключено в трёх основных идеях:
1\ Цель жизни – научиться любить, любить несмотря ни на что
2\ Смысл – он везде
3\ Любовь творить необходимость.
А по Вашему мнению, ЗАЧЕМ НУЖЕН СТРАХ?
© Николай Кофырин – Новая Русская Литература
Метки: антропология страха, антрпология. Николай Кофырин, Владимир Бортко, Владимир Путин, Ирина Прохорова, Новая Русская Литература, новое литературное обозрение, страх