С Днём ВМФ! У нас принято говорить о героических победах русского флота и одновременно замалчивать его трагические поражения, коих было немало. Я служил в ВМФ СССР в 1977-1980 годах шифровальщиком на подводной лодке в Николаеве, Севастополе, Полярном. И не понаслышке знаю о трагедиях на флоте, информация о которых проходила под грифом «секретно». Небоевые потери флота в мирное время особенно удручают.
Каждый год в последнее воскресенье июля празднуется День Военно-морского флота. В этом году военно-морской парад руководством Петербурга предложено смотреть по телевизору. Я был на военно-морском параде, который принимал президент России В.В.Путин. И у многочисленных флотских товарищей поинтересовался, почему люди стремятся служить в ВМФ.
Официальным днём рождения регулярного военно-морского флота России, считается 30 октября 1696 года, когда боярская дума обсудила рапорт Петра I о Втором Азовском походе и решила начать строительство военно-морского флота.
С 1704 года Флот принимает энергичное участие в обороне Петербурга, где шла деятельная работа по постройке судов на только что заложенной верфи, на месте нынешнего главного адмиралтейства. На первых порах роль флота была исключительно оборонительная.
Новая книга известного российского писателя-мариниста Владимира Шигина «Неизвестная трагедия Русского флота 1807 г.» посвящена драматическим событиям в истории российского флота в 1807-1808 гг. Действовавшая тогда в Средиземном море против французов и турок эскадра вице-адмирала Д.Н.Сенявина, одержав блестящие победы в сражениях при Дарданеллах и Афоне, неожиданно оказалась в западне. Император Александр I, заключив Тильзитский мир с Францией, объявил войну Англии, а единственную русскую военно-морскую базу на острове Корфу вернул французам. Отныне российские корабли были предоставлены сами себе, без баз, без союзников, окружённые со всех сторон огромным британским флотом. Но вице-адмирал Д.Н.Сенявин сделал невозможное, сохранив России и моряков, и корабли.
Во время Первой Крымской войны 11 сентября 1854 года поперёк фарватера Севастополя были затоплены семь устаревших кораблей, чтобы заградить вход неприятельским судам на рейд и тем самым спасти Севастополь. Огонь береговых батарей и затопленные корабли делали Севастопольскую бухту недоступной для англо-французского флота. И почти 6 месяцев, до самого перемирия неприятельские армии не могли продолжить наступление.
В 1905 году в Севастополе был сооружён памятник затопленным кораблям. Это событие приурочили к 50-летию Первой обороны Севастополя.
10 сентября 1857 года при переходе на зимнюю стоянку из Ревеля в Кронштадт линейный корабль «Лефорт» попал в жестокий шторм, перевернулся и затонул. Из 843 человек бывших на борту не спасся никто. Корабль погиб в мирное время, и по количеству жертв это была крупнейшая катастрофа Российского военного флота.
В октябре 1859 года в Амурском заливе погиб тендер «Камчадал» со всем экипажем. А в 1861 году в Индийском океане без вести пропал русский клипер «Опричник».
К началу русско-турецкой войны 1877—1878 годов. Россия не имела на Чёрном море полноценного флота. В мае 1877 года эскадра из 5 турецких броненосцев беспрепятственно подошла к Сухуму, подвергнув его сильной бомбардировке, вследствие чего русские войска были вынуждены оставить город вплоть до конца августа.
8 февраля 1904 года японцы напали на корабли русской Тихоокеанской эскадры Балтийского флота, стоявшие на внешнем рейде Порт-Артура без охранения; торпедами были повреждены 2 новейших русских броненосца и 1 крейсер. В итоге большинство русских кораблей 1-й Тихоокеанской эскадры было затоплено ко времени сдачи Порт-Артура японцам 20 декабря 1904 года. О подвиге крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» узнал весь мир. До сих пор моряки поют «Врагу не сдаётся наш гордый Варяг, пощады никто не желает…»
Самой известной трагедией русского флота является Цусимское морское сражение 28 мая 1905 года, в котором российская 2-я эскадра флота Тихого океана под командованием вице-адмирала З.П.Рождественского потерпела сокрушительное поражение от Императорского флота Японии. Русская эскадра была полностью разгромлена. Большая часть кораблей была потоплена противником или затоплена собственными экипажами, часть капитулировала, некоторые интернировались в нейтральных портах, и лишь четырём удалось дойти до русских портов.
После Цусимского разгрома общество стало требовать отставки главного начальника флота и Морского ведомства Великого Князя Алексея Александровича Романова. Девиз Алексея Александровича был неизменен: «мне на всё наплевать!» Когда его любовница французская балерина Элиза Балетта вышла на сцену вся в бриллиантах, публика закричала: «У неё в ушах наш флот!», «На каждом её пальце по крейсеру!», «Вон из России!» Глядя на болонку мадмуазель Балетта в ошейнике из рубинов и изумрудов, честные люди плевались, говоря, что всё это куплено кровью русских моряков.
Царь Николай II отшучивался: «…Великий Князь Алексей пожертвовал бы всем русским флотом, только бы его не разлучали с Зиной…»
Ещё в 1903 году выяснилось, что половина бюджета военного флота России (30 миллионов рублей!) исчезли, но ни один новый корабль не был построен. При этом у Алексея Александровича появился особняк в Париже.
Царь сказал своему дяде: «Лучше бы ты, дядя, крал в два раза больше, но делал бы броню в два раза толще!» и уволил его в отставку.
20 октября 1916 года, примерно в 6 часов 15 минут утра, в бухте Севастополя раздался мощный взрыв. Над линкором «Императрица Мария» поднялся огромный 300-метровый столб чёрного дыма. В пожаре погибли более 225 моряков, сотни были ранены.
О гибели линкора «Императрица Мария» я впервые прочитал в повести Рыбакова «Кортик». Неожиданная гибель — не в бою в открытом море, а дома, на собственной базе, в родной Севастопольской бухте – стала поводом для конспирологических теорий.
Погибла «Императрица Мария» в той же Севастопольской бухте, что и позднее линкор «Новороссийск».
В 1930-е годы на юге СССР была раскрыта тайная шпионская организация, которую возглавлял некто Виктор Эдуардович Верман. На допросах в ОГПУ разведчик не скрывал, что по его указанию работавшие в Севастополе на доводке «Императрицы Марии» Феоктистов и Сбигнев совершили диверсию, за что им было обещано по 80 тыс. рублей золотом. Сам Верман за руководство диверсией был награжден не только деньгами, но и Железным крестом 2-й степени.
«Новороссийск» затонул в ночь на 29 октября 1955 года в Севастопольской бухте после чудовищного взрыва. По последним данным, которые озвучил главный редактор «Вестника архива президента России» Сергей Кудряшов, причина гибели – старая немецкая мина. А итальянские диверсанты, на которых грешили эксперты многие десятилетия, не имеют отношения к гибели советского линкора.
Трагедия с линкором «Новороссийск» по масштабу и жертвам входит в число самых драматических катастроф нашего военно-морского флота. Погибли сотни матросов и офицеров. Часть команды оказалась заблокированной внутри отсеков, где были воздушные подушки. По воспоминаниям водолазов, замурованные и обреченные на смерть моряки пели: «Врагу не сдаётся наш гордый «Варяг». Только на третьи сутки водолазы перестали слышать стуки. Число жертв по разным источникам – от 607 до 829 человек. Ранены – 139. Спасти из отсеков затопленного корабля удалось лишь девять человек: семь вытащили через прорезанное в кормовой части днища отверстие, ещё двух вывели водолазы.
После Октябрьской революции 1917 года Черноморский флот окончательно утратил боеспособность. По Брестскому миру 3 марта 1918 года Россия должна была разоружить флот. Однако часть кораблей была переведена в Новороссийск. 2 мая немцы вошли в Севастополь и потребовали вернуть корабли Черноморского флота из Новороссийска. Большевистское правительство во главе с Лениным приняло решение затопить корабли в Новороссийске, чтобы не допустить их захвата немцами. Однако некоторые корабли во главе с линкором «Александр» («Воля») не подчинились и вернулись в Севастополь. Эти вернувшиеся новейшие эсминцы немцы увели в турецкие порты.
7 ноября 1941 года немецкий торпедоносец атаковал в Черном море теплоход «Армения». Судно затонуло за четыре минуты. В живых остались всего 8 пассажиров. О числе погибших историки до сих пор спорят, называя цифры от 4,5 тыс. до 10 тыс. Погрузка на «Армению» шла в спешке, списков не было. Перевозили раненых, медперсонал 23 госпиталей, сотрудников «Артека».
Серьёзным ударом по Черноморскому флоту стал распад СССР. С августа 1992 года Черноморский флот существовал как объединённый флот России и Украины.
12 июня 1997 года на кораблях российского Черноморского флота был поднят исторический Андреевский флаг.
Раздел флота стал настоящей трагедией для страны и преданных ей моряков!
В декабре 1952 года дизель-электрическая лодка С-117, готовящаяся к учениям в составе Тихоокеанского флота, потерпела катастрофу в Японском море. Из-за поломки правого дизеля лодка шла в назначенную точку на одном двигателе. Через несколько часов по докладу командира неисправность была устранена, но экипаж больше на связь не выходил. Причина и место гибели подводной лодки до сих пор неизвестны.
21 ноября 1956 года вблизи Таллина (Эстония) подводная лодка М-200, входящая в состав Балтийского флота, столкнулась с эскадренным миноносцем «Статный». Спасти удалось 6 человек. 28 погибли.
Еще одна авария в Таллинском заливе произошла 26 сентября 1957 года, когда дизельная подводная лодка М-256 из состава Балтийского флота, затонула после начавшегося на борту пожара. Хотя изначально её удалось поднять, спустя четыре часа она ушла на дно. Из 42 членов экипажа спасти удалось 7 человек.
27 января 1961 года в Баренцевом море затонула дизельная подводная лодка С-80. Она не вернулась на базу с полигона. Поисковая операция результатов не дала. Только спустя семь лет С-80 была найдена. Причиной гибели стало поступление воды через клапан РДП в её дизельный отсек.
4 июля 1961 года в ходе учений «Полярный круг» произошла утечка радиации на вышедшем из строя реакторе подводной лодки К-19. Экипаж смог самостоятельно устранить неисправность, лодка осталась на плаву и смогла вернуться на базу. От сверхвысоких доз облучения погибло восемь подводников.
14 января 1962 года на военно-морской базе Северного флота в городе Полярный взорвалась дизельная подводная лодка Б-37 из состава Северного флота. В результате взрыва боезапаса в носовом торпедном отсеке погибли все, кто находился на пирсе, на подводной лодке и на торпедно-технической базе – всего 122 человека.
8 августа 1967 года в Норвежском море на АПЛ К-3 «Ленинский комсомол», первой атомной подводной лодке ВМФ СССР, в подводном положении произошёл пожар в 1 и 2 отсеках. Пожар был локализован и потушен способом герметизации аварийных отсеков. Погибло 39 членов экипажа, спаслись 65 человек. Корабль своим ходом вернулся в базу.
8 марта 1968 года погибла дизель-электрическая ракетная подводная лодка К-129 из состава Тихоокеанского флота. ПЛ несла боевую службу в районе Гавайских островов, а с 8 марта перестала выходить на связь. Лодка затонула на глубине 6000 метров. Причина катастрофы неизвестна. На борту лодки обнаруженной в 1974 году американцами, которые неудачно пытались её поднять, было 98 человек.
12 апреля 1970 года в Бискайском заливе в результате пожара в кормовых отсеках затонула АПЛ К-8 проекта 627А из состава Северного флота. Погибли 52 человека, спаслись 73. Лодка затонула на глубине более 4000 метров. На борту находилось два ядерных боеприпаса. Два ядерных реактора перед затоплением были заглушены штатными средствами.
24 февраля 1972 года при возвращении на базу с боевого патрулирования в Северной Атлантике на АПЛ К-19 проекта 658 произошёл пожар в девятом отсеке. Позже огонь перекинулся в восьмой отсек. В спасательной операции приняли участие более 30 кораблей и судов ВМФ. В условиях сильного шторма удалось эвакуировать большую часть экипажа К-19, подать на лодку электричество и отбуксировать её на базу. Погибли 28 моряков, спаслись 76 человек.
13 июня 1973 года в заливе Петра Великого (Японское море) произошло столкновение АПЛ К-56 проекта 675МК с научно исследовательским судном «Академик Берг». Лодка ночью шла в надводном положении на базу после выполнения учебных стрельб. На стыке первого и второго отсеков образовалась четырехметровая пробоина, в которую стала поступать вода. Чтобы предотвратить окончательное затопление К 56, командир лодки принял решение о посадке субмарины на береговую отмель в районе мыса Гранитного. Погибли 27 человек.
21 октября 1981 года в Японском море затонула дизельная средняя подводная лодка С-178 проекта 613В в результате столкновения с большим морозильным рыболовным траулером «Рефрижератор-13″. Авария унесла жизни 31 моряка.
24 июня 1983 года. АПЛ К-429 затонула недалеко от Камчатки. До этого она проходила ремонт, но была в срочном порядке отправлена на торпедные стрельбы без проверки на герметичность. Корабль затонул при погружении, после того как через вентиляционную систему затопило четвертый отсек. Погибли 16 человек, 104 смогли покинуть АПЛ. Гибель корабля произошла по причине преступной халатности командования, приказавшего неисправной подводной лодке с нештатным экипажем выйти в море на стрельбы. Экипаж покинул затонувшую лодку через торпедные аппараты.
6 октября 1986 года в районе Бермудских островов в Атлантическом океане на глубине 400 метров в результате взрыва ракеты в шахте затонула АПЛ К-219 проекта 667АУ. Оба ядерных реактора были заглушены штатными поглотителями. На борту находились 15 баллистических ракет с ядерными боеголовками и два ядерных боеприпаса. Погибли 4 человека. Остальные члены экипажа были эвакуированы на подошедшее с Кубы спасательное судно «Агатан».
7 апреля 1989 года на глубине 1680 метров в 180 километрах к югу от острова Медвежий в Норвежском море затонула АПЛ К-278 «Комсомолец» проекта 685 «Плавник». Из 69 находившихся на субмарине человек 42 погибли. Катастрофу спровоцировал пожар в седьмом отсеке субмарины. К-278 «Комсомолец» принадлежит рекорд погружения (1027 метров). Субмарина имеет ядерную силовую установку (ЯСУ) и две торпеды с плутониевыми боевыми частями.
До сих пор точно не ясно, что привело к гибели подводной лодки «Комсомолец». Согласно недавно уточнённым данным, максимальный уровень радиации в районе вентиляционной трубы реакторного отсека затонувшей советской атомной подводной лодки (АПЛ) К-278 «Комсомолец» в 800 тысяч раз превышает норму, сообщает Институт морских исследований (Норвегия).
12 августа 2000 года атомный подводный ракетный крейсер «Курск» затонул в Баренцевом море в 175 км от Североморска во время учений. Спасательная операция длилась несколько дней, в течение которых часть экипажа, состоявшего из 118 человек, оставалась в живых. Тяжелые погодные условия и недостаточная оснащённость необходимыми спасательными средствами привели к тому, что один из отсеков лодки был открыт только 21 августа. Все находившиеся на борту подводники погибли. Следствие пришло к выводу, что причиной аварии стал взрыв учебной торпеды внутри четвертого торпедного аппарата, что привело к детонации остальных торпед.
30 августа 2003 года АПЛ К-159 затонула при буксировке в город Полярный, где должна была быть утилизирована. Девять из десяти находившихся на борту моряков погибли. Причиной аварии стал шторм, который привел к отрыву понтонов, с помощью которых проводилась буксировка. Руководил операцией командующий Северным флотом адмирал Сучков. Я служил в 1978 году на ПЛ проекта Б-641 под командованием кап 3 ранга Сучкова. После аварии с АПЛ К-159 Сучков был снят с должности командующего Северным флотом.
В ноябре 2004 года на подводной лодке К-223 «Подольск» произошёл взрыв, причиной которого стала неисправность неразборного редукционного клапана, отвечающего за регулировку давления в емкости с пресной водой. В результате аварии погиб один матрос. Виновным в халатности, приведшей к взрыву, был признан командир минно-торпедной боевой части.
8 ноября 2008 года во время заводских ходовых испытаний в Японском море произошла авария на атомной подводной лодке «Нерпа», построенной на судостроительном заводе в Комсомольске-на-Амуре и ещё не принятой в состав ВМФ России. В результате несанкционированного срабатывания системы пожаротушения ЛОХ (лодочная объёмная химическая) в отсеки лодки стал поступать газ фреон. Погибли 20 человек, ещё 21 человек был госпитализирован с отравлением. Всего на борту АПЛ было 208 человек.
1 июля 2019 года в Баренцевом море потерпела аварию российская атомная глубоководная станция проекта 10831 АС-31 «Лошарик». Согласно данным Минобороны она занималась проведением батиметрических измерений. Объект, где произошла трагедия, секретный. Официально он назван научно-исследовательским глубоководным аппаратом. Фактически это атомная подводная лодка с характеристиками сверхглубоководного батискафа. Ею управлял экипаж из 25 офицеров. 9 членов команды спаслись (те, кто был на вахте).
Непрофессионалы строят догадки: будто бы «Лошарик» имел цель на повреждение подводных кабелей. Хотя, скорее всего, на защиту кабелей и трубопроводов от подводных диверсантов.
Официальная информация о подлодке «Лошарик» засекречена. Министр обороны Сергей Шойгу сообщил, что огонь начал распространяться из аккумуляторного отсека. В борьбе за живучесть корабля погибли четырнадцать старших офицеров.
Указом президента Путина «Золотой Звездой» Героя Российской Федерации посмертно награждены капитаны первого ранга Андрей Воскресенский, Константин Сомов и Денис Опарин, а также капитан второго ранга Дмитрий Соловьев. Десять подводников посмертно награждены орденами Мужества.
На Морском салоне в Санкт-Петербурге 14 июля 2019 года я поинтересовался у посетителей, почему в мирное время гибнут наши боевые подлодки.
Хотя я служил в Видяево не на атомных субмаринах, а на дизель-электрических проекта Б-641, однако хорошо представляю, как это могло произойти. По опыту моей службы могу сказать (я располагался именно в 4 отсеке с аккумуляторными батареями Б-641 проекта), что именно в аккумуляторном отсеке скапливается водород, который может взорваться от малейшей искры. Для тушения пожара в отсек пускают газ фреон (ядовитый). И если не успел надеть ИДА (индивидуальный дыхательный аппарат), отравишься фреоном.
В годы моей службы, особенно известной была трагедия на подлодке «К-19″. Там произошла авария в отсеке ядерного реактора. Моряки ценой своей жизни спасли ПЛ от взрыва. Об этом есть хороший фильм «К-19″, к сожалению, американский. Наш фильм «72 метра» не произвёл на меня положительного впечатления.
Я отслужил срочную службу три года в военно-морском флоте. Полгода был в учебке Черноморского флота в Николаеве, стажировался в Севастополе, остальные 2,5 года служил шифровальщиком на подводной лодке и плавбазе Северного флота в Полярном. До сих пор храню свою бескозырку и флотские награды.
На подлодке я прошёл крещение водой (забортной), огнём (борьбы за живучесть) и медными трубами (пролезал через торпедный аппарат). Но главным достижением считаю преодоление страха смерти. Серьёзные испытания и ответственность сделали меня мужчиной.
В 2000 году я приехал в Севастополь посмотреть места, где когда-то проходил водолазную подготовку: подгружался на дно, всплывал с глубины, боролся за живучесть, пролезал через торпедный аппарат. На знакомом месте оказалась учебка украинского флота. В тот же день я узнал о трагедии с подлодкой «Курск».
Я не поверил официальной версии причины гибели «Курска», – торпеды самопроизвольно не взрываются. А то, что это могла быть атака американской подлодки, я знал по собственному опыту. Во время учений в Баренцевом море нам приходилось вступать в близкий акустический контакт с американской подлодкой.
Как писали позднее, «Курск» был атакован американской подводной лодкой «Мемфис». Как только «Курск» поставили в док, все сразу обратили внимание на идеально круглое отверстие у границы разрыва обшивки. В её диаметр идеально входит американская торпеда Mark-48, которая способна проходить стальную обшивку субмарин. От этой торпеды спастись почти невозможно: она самостоятельно осуществляет поиск, захват и атаку цели – с первого или второго захода.
«Курск» вероятно и сам пытался атаковать. Крейсер «Петр Великий» 13 и 14 августа принимал сигналы о помощи с иностранной подводной лодки. Спустя несколько дней, после переговоров президентов РФ и США, американцы отказались от разворачивания ПРО, простили России большой долг и даже подкинули кредит на 10 миллиардов долларов.
В день подводника 19 марта 2017 года мы побывали на подводной лодке С-189, которая пришвартована у Набережной Лейтенанта Шмидта в Петербурге. Нам удалось поговорить с командиром подлодки, который высказал своё мнение об обстоятельствах гибели подлодки «Курск».
Новый фильм «Курск» от Люка Бесона я посмотрел уже после трагедии на подлодке «Лошарик». Возник резонанс. Было больно вдвойне. Люди в зале плакали.
В детстве я много раз смотрел по телевидению фильм «Нейтральные воды»; да и сейчас часто пересматриваю на DVD. Фильм основан на реальных событиях. Подвиг шифровальщика запал мне в душу. Ценой собственной жизни он спас секретные документы.
Волею судьбы я стал шифровальщиком, а мой флагманский специалист рассказывал, как он снимался в фильме «Нейтральные воды» во время боевой службы в Средиземном море.
Ещё в годы моего детства часто смотрел фильм «Командир счастливой Щуки». В фильме показана база Северного флота времён войны – Полярный. В Полярном я служил на подводной лодке проекта Б-641. Это был самый успешный проект того времени. Правда спальных мест на всех матросов не хватало. Приходилось спать и между аккумуляторными батареями в родном четвёртом отсеке, и в седьмом торпедном, и в первом на торпедах, и даже в трюме на кандейках из-под регенерации. При этом я всегда был готов расшифровать присланное радио. За автономку во время учений Северного флота я был награждён жетоном «За дальний поход». Дослужился до звания главный корабельный старшина.
Наша подлодка Б-641 проекта была самая «тихая», и потому могла близко подойти к авианосной группе. Её называли «убийца авианосцев». Задача была сделать залп из всех торпедных аппаратов (если понадобиться, то и двумя ядерными торпедами) и залечь на дно. Американцы называли нас самоубийцами, потому что после первого залпа лодку, как правило, накрывали.
Через полтора года службы после болезни мне предложили комиссоваться, но я решил дослужить до конца. Меня перевели на плавбазу «Магомед Гаджиев», носящую имя славного подводника времён второй мировой войны.
Магомету Гаджиеву приписывают фразу: «Нигде нет такого равенства, какое существует на подводной лодке, где все или побеждают, или погибают». 12 мая 1942 года подводная лодка «К-23», на которой находился Гаджиев, атаковала конвой, а затем вступила в бой с охранявшими суда тремя противолодочными кораблями. Силы оказались неравны, и попытавшаяся уйти в подводном положении лодка, оставлявшая на поверхности след соляра, была потоплена глубинными бомбами противника.
Наша плавбаза несла боевую службу в Средиземном море, обеспечивая снабжение подводных лодок. У ВМФ СССР были базы в Александрии (Египет), в Дубровнике (Югославия), в Тунисе, в других средиземноморских странах. Наши подлодки ремонтировались в сирийском городе Тартус, флотские экипажи ходили в увольнение. У меня до сих пор хранится авторучка фирмы «паркер», которую привезли из Тартуса. Сейчас за Сирию и нашу базу в Тартусе идёт самая настоящая война, как когда-то в годы моей службы в Севастополе.
В 2015 году я приехал в Севастополь и посетил места своей боевой службы.
На флоте до сих пор хранят память о героях-подводниках: Александре Маринеско, Магомеде Гаджиеве, Иване Колышкине, Фёдоре Видяеве и других.
В Санкт-Петербурге на Кондратьевском проспекте в качестве экспоната «Музея Подводных Сил им. А.Маринеско» стоит рубка подлодки проекта Б-641 – такой же, на которой служил я сорок лет назад.
Когда я слышу рассуждения какого-нибудь псевдопатриота, всегда хочется спросить: где вы служили срочную?
Не многие наши руководители государства могут похвастаться, что служили в военно-морском флоте.
Когда бываю в Сестрорецке, то посещаю православный храм святых апостолов Петра и Павла, где сохраняется память о подводниках, погибших во время войны и несения боевой службы. Несколько лет назад побывал в Кронштадте и посетил Морской Никольский собор.
Ни один суперсовременный подводный крейсер не может обойтись без хорошо обученного и слаженного экипажа. «Моряки-подводники – наш золотой фонд. Его надо уважать, беречь, лелеять и готовить ему смену», – считает адмирал В.Комоедов.
Нам чужды зависть, тяга к славе,
Бессмертья мрамор и гранит.
Но тем, кто воевал в подплаве,
Завидуй! – сердце говорит.
Так что же вы хотели сказать своим постом? – спросят меня.
Всё, что я хочу сказать людям, заключено в трёх главных идеях:
1\ Цель жизни – научиться любить, любить несмотря ни на что
2\ Смысл – он везде
3\ Любовь творить необходимость
4\ Всё есть любовь.
Поздравляю с праздником – Днём Военно-Морского Флота России. Слава ВМФ!
А по Вашему мнению, почему происходят ТРАГЕДИИ РУССКОГО ФЛОТА?
© Николай Кофырин – Новая Русская Литература
Метки: ВМФ России, Николай Кофырин, подлодки, президент Владимир Путин