РЕЛИГИЯ ИНАКОМЫСЛИЯ

С праздником Рождества Христова!
На Рождество 7 января 2021 года Русская православная церковь рекомендовала не посещать храмы, особенно пожилым. Но в нашем храме Рождества Христова верующие бесстрашно пришли на Крестный ход.

Рождество крестный ход_2Рождество ходРождество в храме

В 2008 году я побывал на родине Рождества — совершил паломничество по Святой Земле Израиля, посетил Вифлеем, Назарет — там, где родился и вырос Иисус Христос.

Ковид осложнил церковную жизнь и чуть не привёл к расколу церкви: одни священники поддержали требование властей на Пасху и совет Патриарха молиться дома, другие призывали людей в храмы. На этом фоне арест монаха Сергия Романова, лишение сана Андрея Кураева, возбуждение уголовного дела против Сергея Торопа (Виссариона) — всё это наводит на мысль о борьбе с инакомыслием в церкви.


Почти всякий основатель новой религии был инакомыслящим по отношению к религии господствующей. Древнеегипетский фараон-реформатор Эхнато́н из XVIII династии, известный до 5-го года своего правления как Аменхоте́п IV («Амон доволен»), был религиозный реформатор. Он правил 17 лет и скончался приблизительно между 1336 и 1334 годами до н. э. Аменхотеп установил новый культ бога Атона. По сути фараон был религиозный диссидент.

Диссидентом по отношению к действующей религии был и основатель иудаизма пророк Моисей. Путешествуя по Египту, я совершил незабываемое восхождение на «гору Моисея» и многое понял. Когда Моисей вернулся с горы со скрижалями Божиими, одна из заповедей которых «не убий», он приказал убить всех инакомыслящих, кто поклонялся золотому тельцу. «Убивайте каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего» (Исход 32:23). А было их три тысячи!

Основатель христианства Иисус из Назарета хотя формально и не выступал против действующего закона Моисея, но воспринимался книжниками и фарисеями как инакомыслящий, за что и был осуждён на смерть.

Появление новых религий, взглядов и течений является вполне нормальным, хотя часто первоначально трактуется как сектантство и ересь.
Книга Папы Римского Бенедикта XVI из цикла об Иисусе Христе в прошлые века могла быть названа ересью, и даже сегодня, если бы её написал простой человек. Бенедикт XVI утверждает: Иисус родился не 25 декабря, и не в Вифлееме, и за три-четыре года до нашей эры. В хлеву, где Иисус появился на свет, не было животных, которых обычно изображают на праздничных картинах и в рождественских вертепах. В средние века за подобную ересь, без сомнения, инквизиция сожгла бы на костре.

Инакомыслие всегда воспринималось как ересь и сектантство. Еретиков сжигали или отлучали от церкви. Некоторые считают, что и христианский богослов Ориген (185-254 гг.) был еретиком. Хотя это был один из первых религиозных философов. Я прочёл его книгу «О началах» и считаю, что взгляды Оригена были развитием философии. Во время очередной волны антихристианских репрессий при императоре Деции, Ориген был брошен в тюрьму и подвергнут пыткам, от которых вскоре умер.

Августин Исповедь

В 2000 году в одиночестве путешествуя с палаткой от Коктебеля до Фороса, я прочёл книгу Августина Аврелия «Исповедь». В ней Августин (354-430 гг.) рассказывает, как он пришёл к вере в Христа. Блаженный учил, что Бог постигается человеком в глубинах собственной души. И я согласен с Августином.

Угодник Божий Николай Мирликийский (270-345 гг.) в период гонений на христиан вместе со многими был заключён в темницу. Позже Николай боролся с язычеством, в частности ему приписывается разрушение языческого храма Артемиды. Николай ревностно защищал христианскую веру от ересей, прежде всего арианства.

Католический святой Франци́ск Асси́зский (1181-1226 гг.) учредитель названного его именем нищенствующего ордена — ордена францисканцев, вызывал подозрения Папы Римского в ереси и ненужных улучшениях.

Джордано Бруно

Монах-доминиканец Джордано Бруно (1548-1600 гг.), из-за своей склонности к чтению сочинений, считавшихся католической церковью подозрительными, навлёк на себя подозрения в ереси, был арестован в Венеции и выдан инквизиционному суду в Риме. Поскольку Джордано отказался отречься от своих учений, после семилетнего тюремного заключения был сожжён на костре как еретик.

Жанна

Жа́нна д’Арк — национальная героиня Франции, была осуждена как еретик и сожжена на костре 30 мая 1431 года на площади Старого Рынка в Руане. На голову Жанны надели бумажную митру с надписью «Еретик, вероотступница, идолопоклонница» и повели на костёр. «Епископ, я умираю из-за вас. Я вызываю вас на Божий суд!» — с высоты костра крикнула Жанна и попросила дать ей крест. Палач протянул ей две скрещённые хворостины. Когда огонь охватил её, Жанна крикнула несколько раз: «Иисус!» В 1920 году Жанна была канонизирована и причислена католической церковью к лику святых.

Инициатор Реформации и основатель протестантизма монах и богослов Мартин Лютер (1483-1546) тоже воспринимался католической церковью как еретик. В 2002 году я приобрёл и прочитал книгу из серии ЖЗЛ «Лютер» (автор Иван Гобри).
Мартин Лютер книга ЖЗЛ

31 октября 1517 года Мартин Лютер приколотил на дверях Замковой церкви в Виттенберге 95 тезисов против Папской буллы об отпущении грехов и продаже индульгенций. Слух о тезисах распространился молниеносно, и Лютера вызвали в 1519 году на суд, потом, смягчившись, на Лейпцигский диспут, где он выражал сомнение в праведности и непогрешимости католического папства. В итоге папа Лев X предал Лютера анафеме. Лютер публично сжёг во дворе Виттенбергского университета папскую буллу об отлучении его от церкви и в обращении «К христианскому дворянству немецкой нации» объявил, что борьба с папским засильем является делом всего немецкого народа.

Опровергая Божественность папы, Лютер ссылался на греческую, то есть православную, церковь, которая также считается христианской и обходится без папы и его безграничных полномочий. Лютер утверждал непогрешимость Священного Писания, а авторитет Священного Предания и соборов ставил под сомнение.

Лютер объявил несостоятельным католический догмат о том, что церковь и духовенство являются необходимыми посредниками между Богом и человеком. Единственным путём спасения души для христианина является вера, дарованная ему непосредственно Богом.

Основной целью Лютера было показать, что священники не являются посредниками между Богом и человеком, они должны лишь направлять паству и являть собой пример истинных христиан. «Человек спасает душу не через Церковь, а через веру», — писал Лютер.

Борьба с инакомыслием присуща любой церкви, в том числе и РПЦ. Многие истинно верующие вначале воспринимались как инакомыслящие, а впоследствии были названы святыми. Это и Серафим Саровский, и Серафим Вырицкий, и Иоанн Кронштадский, и др.

Новаторская деятельность патриарха Никона привела к расколу церкви. Протопоп Аввакум (1620-1682) был не согласен с реформами Никона. В результате конфликта в сентябре 1653 года патриарх велел лишить Аввакума церковного сана. За свою религиозную деятельность протопоп был сослан, заточён в тюрьму и в итоге казнён. В старообрядчестве на протяжении всей его истории почитается как исповедник и священномученик.

Аввакум сожгли

Во второй половине XVII — начале XVIII века преследование старообрядцев, отделившихся от Церкви в результате раскола после реформ патриарха Никона приобрело уголовный характер. Вплоть до XVIII века по российскому законодательству «отступление от православия» каралось «вечным заточением» в земляной тюрьме.

Русский историк и государственный деятель В.Татищев (1686-1750) писал в 1733 году: «Никон и его наследники над безумными раскольниками свирепость свою исполняя, многие тысячи пожгли и порубили или из государства выгнали».

Наказания в виде сожжения заживо в срубе за «богохульство» стало обычным при Патриархе Иове, (1589-1605), который сам в одном из своих сочинений одобрял казнь языческих жрецов.
В 1590-1591 годах по приказу царя Федора Иоанновича были сожжены колдуны в Астрахани. В сочинениях Аввакума сохранились сведения о сожжении ещё около ста староверов.

Еретиков казнил царь Иван Грозный и царь Пётр Первый. Иностранец в записках начала XVIII века так писал о царе Петре: «Как ни был он жесток и неистов, однако ж не преследовал и не ненавидел за веру никого, кроме жидов, которые не хотели креститься и исповедовать Христа: их он либо сжигал живых, либо вешал и бросал в воду».

Вплоть до 1917 года в законодательстве Российской империи имелись нормы, по которым выступление против православной церкви считалось кощунством и наказывалось тюрьмой или ссылкой в каторжные работы. Также ссылкой или каторгой наказывался переход из православия и неправославная религиозная пропаганда.

С 1842 по 1852 год за «религиозные преступления» было привлечено к суду около 40 тыс. человек.
В 1702 году за колдовство и богоотступничество сожгли монаха Саввино-Сторожевского монастыря Дионисия.
29 ноября 1714 года в Москве на Красной площади в срубе сожгли еретика Фёдора Иванова, изрубившего икону.
В 1721 году за богохульство по императорскому указу был сожжён дьякон Василий Ефимов, устроивший поддельное чудо.

В 1757 году Синод потребовал «приостановить» научную деятельность Ломоносова, придать сожжению его произведения, и отослать Ломоносова в Синод «для увещания и исправления».

Русское духовенство выступало с критикой гелиоцентрической системы мира вплоть до начала XX века. Труды Чарльза Дарвина иногда уничтожались.
В 1866 году был наложен арест на книгу русского физиолога и мыслителя И.М, Сеченова «Рефлексы головного мозга», отчасти противоречившую религиозным представлениям о человеке и его душе. Петербургский митрополит Исидор попросил Синод сослать Сеченова «для смирения и исправления» в Соловецкий монастырь.

В 1874 году по требованию Синода было полностью уничтожено российское издание книги Т.Гоббса «Левиафан, или о сущности, форме и власти государства», которую признали «противной священному писанию и православной церкви».
В 1830-х годах по требованию Святейшего Синода сожгли 5000 экземпляров Пятикнижия Моисея, переведённого на русский язык и изданного Библейским обществом.
В 1840-х годах в список запрещённых по религиозным мотивам книг внесены сочинения Г. Р. Державина, А. Д. Кантемира, А. С. Пушкина, В. Г. Белинского, М. Шенье, В. Гюго, О. Бальзака и многих других.

Говорят, в каждом веке есть своё средневековье. Похоже, в России оно уже наступило. Принят Закон о защите чувств верующих (ст. 148 УК РФ). Но, во-первых, не понятно, как отличить истинно верующего от неверующего. Во-вторых, как определить чувства оскорблённые? В-третьих, любое инакомыслие в религиозных догматах и обычаях церковной жизни может быть истолковано как оскорбление чувств верующих.

В 2001 году Вологодская епархия объявила Деда Мороза языческим божеством.
В 2001 году в городе Кириллове Вологодская епархия закрыла уникальный сказочный музей бабы Яги. Епископ Максимилиан сказочную героиню обвинил в сатанизме.
Псковская епархия в 2009 году запретила показ постановки рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда».
Пытались даже возбудить уголовное дело против Льва Николаевича Толстого за его будто бы экстремистские публикации.

Что важнее: традиции или обновление? Ещё в студенческие годы я написал статью, которая была опубликована в журнале «Вестник ЛГУ» о традициях и новаторстве.
Свержение авторитетов почти всегда приводит к бунту и впоследствии к войнам. Реформация привела к длительной череде крестьянских войн, которые продолжались почти 30 лет.

После развала СССР в России появилось множество миссионерских деятелей и представителей различных церквей. В частности, «Свидетели Иеговы» (ныне запрещённые). После того, как в результате автокатастрофы я оказался на инвалидности один, меня навещали мормоны, даже подарили свою священную книгу.

Пока РПЦ боролась с сектантами, появились неоязычники. Если с сектантами-христианами ещё как-то можно общаться, открыв Библию, поспорить о её толковании, то с язычниками не о чем спорить.
«Появление неоязычества также говорит о нашей слабости как христианских священнослужителей, значит, мы плохо проповедуем. Мы должны посмотреть на себя – какие мы христиане, и понять – почему, когда наши соотечественники смотрят на нас, у них порой возникает отторжение», — считает отец Михаил Гапоненко.

Что же происходит в нашей родной Русской православной церкви?
Об этом размышляли учёные-религиоведы в Русской христианской гуманитарной академии в Петербурге. В декабре 2020 года я участвовал в работе секции, посвящённой проблемам религии.

29 декабря 2020 года епархиальный суд Москвы лишил сана отца Андрея Кураева. Суд установил в заявлениях протодиакона Андрея Кураева признаки хулы на церковь. В решении суда также говорится о признаках клеветнической деятельности протодиакона Андрея Кураева, в частности, обвинениях Русской православной церкви в «организации раскола».

Андрей Кураев

В декабре 2002 года на одной из своих лекций Андрей Кураев рассказывал присутствующим, что истинно лишь христианство, все нехристианские учения — ложь, а все люди, не согласные с этим, — сектанты. Спустя два месяца Патриарх Московский и всея Руси Алексий II наградил Андрея Кураева орденом преподобного Сергия Радонежского 3-й степени.

Монах Сергий

3 июля 2020 года церковный суд Екатеринбургской епархии принял решение о лишении бывшего настоятеля Среднеуральского женского монастыря отца Сергия священного сана. Чтобы задержать отлучённого отца Сергия, спецназ 29 декабря предпринял ночью штурм Среднеуральского женского монастыря. В результате Сергия увезли, и теперь планируют предъявить обвинение в склонении к самоубийству.

Виссарион за решёткой

22 сентября 2020 года в Красноярском крае задержаны руководители религиозной организации «Церковь последнего завета». Возбуждено уголовное дело. Глава секты Сергей Тороп (Виссарион) называл себя сыном божьим Христом. В 1992-1994 годах Виссарион неоднократно приезжал в Петербург, где выступал в ДК Ленсовета и ДК Выборский. Наша личная беседа состоялась на квартире одной из последовательниц Сергея Торопа, которая считала его вторым пришествием Христа. Я одним из первых начал записывать беседы Виссариона и воспроизвёл их в романе-исследовании «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак». В 1996 году я побывал в Сибири в общине Виссариона и описал это в романе-быль «Странник»(мистерия).

Говорят, что в РПЦ отсутствует интеллектуальная богословская жизнь. С этим не во всём можно согласиться. Например, митрополит Илларион Алфеев считает, что идея Третьего Рима уже не актуальна. Своими оригинальными выступлениями и книгами прославился протоиерей Андрей Ткачёв.

Н. А. Бердяев в своей статье «О фанатизме, ортодоксии и истине» высказывает мнение, что хотя фанатики и ортодоксы, обличающие инакомыслие, и думают, что защищают истину, но на самом деле, они «истину ставят выше свободы». Философ называет такое состояние сознания «заблуждением» и «самообольщением». Н. А. Бердяев считал: «Человек, помешанный на отыскании и обличении ересей, на отлучении и преследовании еретиков, есть человек, давно обличённый и осуждённый Христом, хотя он этого не замечает».

«Инакомыслящим» можно назвать и Фёдора Михайловича Достоевского. Особенно в его «Легенде о великом инквизиторе». Если Бога нет, то всё дозволено. Если Бога нет, то какой же я после того капитан?

Без инакомыслия нет развития. Но богословские споры это чаще вопрос не об истине, а вопрос о власти!
Как отмечал Зигмунд Фрейд, сами действия, запрещаемые религией, совершаются во имя религии; даже с убийством можно смириться, если оно совершено во имя религии.

В Российской империи Синод и РПЦ выполняли функции идеологического министерства, контролирующего настроения в умах. Священники были обязаны доносить в полицию о рассказанном на исповеди готовящемся или совершённом преступлении. Многие об этом знали, и потому критически относились к батюшкам и религии.

«Для христианина требование правительства есть требование людей, не знающих истины», — писал Л.Н.Толстой в трактате «В чём моя вера», опубликованном 22 января 1884 г.
«Мы плывём, не зная куда. Мы живём и делаем эту свою жизнь и решительно не знаем, зачем. А нельзя плыть и грести, не зная, куда плывёшь, и нельзя жить и делать свою жизнь, не зная, зачем».

Перечитав недавно трактат. я был удивлён актуальностью и злободневностью написанного Толстым почти полтора века назад.
«В наше время жизнь мира идёт своим ходом, совершенно независимо от учения церкви. Учение это осталось так далеко назади, что люди мира не слышат уже голосов учителей церкви. Да и слушать нечего, потому что церковь только даёт объяснения того устройства жизни, из которого уже вырос мир и которого или уже вовсе нет, или которое неудержимо разрушается».

«Церковь, на словах признавая учение Христа, в жизни прямо отрицала его. Вместо того чтобы руководить миром в его жизни, церковь в угоду миру перетолковала метафизическое учение Христа так, что из него не вытекало никаких требований для жизни, так что оно не мешало людям жить так, как они жили. Церковь раз уступила миру, а раз уступив миру, она пошла за ним».

«Жизнь наша до такой степени удалилась от учения Христа, что самое удаление это становится теперь главной помехой понимания его».
«И я убедился, что церковное учение, несмотря на то, что оно назвало себя христианским, есть та самая тьма, против которой боролся Христос и велел бороться своим ученикам».

С конца 1880-х годов ряд церковных иерархов обращались к Синоду и к императору с призывом наказать Льва Толстого и отлучить его от Церкви. Однако император отвечал, что «не желает прибавлять к славе Толстого мученического венца». Но 24 февраля 1901 года, с одобрения царя Николая II, было опубликовано Определение с посланием святейшего синода №557 от 20-22 февраля того же года об отпадении графа Льва Толстого от Церкви.

4 апреля 1901 года Лев Толстой написал «Ответ Синоду», в котором подтвердил свой разрыв с церковью. «То, что я отрёкся от церкви, называющей себя православной, это совершенно справедливо. Но отрёкся я от неё не потому, что я восстал на Господа, а напротив, только потому, что всеми силами души желал служить ему».
«Если бы Он пришёл теперь и увидел то, что делается Его именем в церкви, то ещё с большим и более законным гневом, наверное, повыкидывал бы все эти ужасные антиминсы, и копья, и кресты, и чаши, и свечи, и иконы, и всё то, посредством чего они, колдуя, скрывают от людей Бога и Его учение».

В 2009 году была проведена судебная экспертиза, в заключение которой приведена цитата из «Ответа Синоду» Льва Толстого: «Я убедился, что учение [Русской православной] церкви есть теоретически коварная и вредная ложь, практически же собрание самых грубых суеверий и колдовства, скрывающее совершенно весь смысл христианского учения».
Эта фраза была охарактеризована экспертами как «формирующая негативное отношение к Русской Православной Церкви», сам Л.Н.Толстой назван «противником Русского Православия».

Лев Толстой

В мыслях своих и даже во внешнем облике Лев Толстой во многом походил на старца. Как многие старцы и раскольники, Толстой воспринимался РПЦ как лжеучитель и еретик. А Толстой просто говорил правду о церкви, правду о власти и о властителях. За это его и отлучили!

Помню, как поразила меня «Исповедь» Толстого. На всю жизнь Лев Николаевич стал для меня духовным авторитетом, и я решил пойти по его пути.
В сентябре 2006 года в день рождения Льва Толстого я посетил усадьбу Ясная Поляна, где познакомился с правнуком графа – Владимиром Толстым – ныне управляющим музеем-усадьбой великого писателя и советником президента Путина по культуре. Я узнал, что правнук направил письмо к Патриарху Алексию II с просьбой пересмотреть решение об отлучении от церкви великого русского писателя. В ответ на письмо в Московском Патриархате заявили, что решение об отлучении Льва Толстого от Церкви, вынесенное ровно 105 лет назад, пересмотреть невозможно.

В ноябре 2010 года президент Российского книжного союза С.В.Степашин обратился с письмом к Патриарху Кириллу с просьбой проявить к Толстому сострадание. В ответе на письмо Степашина архимандрит Тихон (Шевкунов) заявил, что «поскольку примирение писателя с Церковью так и не произошло (Л.Н. Толстой публично не отказался от своих трагических духовных заблуждений), отлучение, которым он сам себя отверг от Церкви, снято быть не может».

В сочельник 6 января 2021 года патриарх Кирилл сказал о божественном разуме, позволяющем отличать добро от зла. «Именно этот божественный разум часто заставляет нас идти против общего течения. И как часто бывало в истории, те, кто шёл против этого течения, не просто чувствовали на себе силу давления этой мутной воды, но ещё и оставались в меньшинстве».

Патриарх Кирилл

«Факт неверия, феномен неверия, присутствует, и он всегда опасен. Очень опасно, когда люди не верят в Бога. Смертельно опасно! Так же, как сегодня опасно, если люди не верят в распространение инфекции и не предохраняют себя от неё». «Но мы, верующие люди, знаем, что не только эти люди глупые в мире существуют, но ведь существует множество людей, которые и в Бога не верят», — сказал патриарх Кирилл.

Взаимоотношения церкви и государства — сложная тема. Отношения русского общества и русской православной церкви всегда были непростыми. Государство пыталось опереться на церковь, используя православие в качестве официальной идеологии и национальной идеи. В самые трудные периоды русской истории и правители, и народ обращались к вере православной. Так было и перед битвой с ханом Мамаем, когда Дмитрий Донской просил благословения у Сергия Радонежского, так было и в 1612 году, и в 1812 году, и в 1914, и в 1941 году.

Интеллигенция всегда относилась к государственной церкви критически. Со школы запомнились строки из письма Белинского Гоголю:
«Что Вы подобное учение опираете на православную церковь – это я ещё понимаю: лона всегда была опорою кнута и угодницею деспотизма. Но Христа, Христа-то зачем Вы примешали тут?! Что Вы нашли общего между Ним и какою-нибудь, а тем более православною церковью? Он первый возвестил людям учение свободы, равенства и братства и мученичество запечатлел, утвердил истину своего учения. И оно только до тех пор и было спасением людей, пока не организовалось в церковь и не приняло за основание принцип ортодоксии. Церковь же явилась иерархией, стало быть, поборницей неравенства, льстецом власти, врагом и гонительницею братства между людьми, – чем продолжает быть до сих пор».

В 1901-1903 годах Д.С.Мережковский, З.И.Гиппиус, В.В.Розанов организовали религиозно-философские собрания, где обсуждались проблемы взаимоотношений общества, церкви и государства. Хотя в них и участвовали представители РПЦ, но после нескольких заседаний, собрания были закрыты по распоряжению обер-прокурора Синода К.Победоносцева. «Если надо объяснять, то не надо объяснять», – говорила Гиппиус.

Некоторые полагают, что религия это прибежище неграмотных людей, и наука рано или поздно всё объяснит. Но почему-то многие учёные и философы были и остаются глубоко верующими людьми.

Существует теория, по которой вместе с развитием общества и демократии религия отмирает, становится не нужной.
Но можно ли представить мир без религии?

Человек испытывает потребность в переживании трансцендентного, в опоре на трансцендентное, чтобы оправдать своё конечное существование, преодолеть свою смертность.
Человек испытывает потребность в вере. Если отобрать идею Бога, человек всё равно будет выдумывать структуры, которые замещают его потребность связи с трансцендентным миром.
Даже если завтра традиционные религии исчезнут, на смену им придут другие религии, удовлетворяющие потребность человека в трансцендентном, в чуде, в вере. На смену поклонению Будде, Христу, Магомету придёт поклонение какому-либо вождю. На смену Богу придёт сверхчеловек, опирающийся исключительно на свою волю и свой разум.

Религия – это связь человека с Богом. Пока есть человек и есть Бог, религия тоже будет существовать. Опора лишь на разум, полная свобода может легко перерасти во вседозволенность и анархию.

Бог — единственное оправдание бытия, мучительного и непонятного в своей цели. Если бы Бога не было, его стоило бы выдумать!

Раньше считалось, что религия порождается недостатком знаний. И если знаний будет достаточно, то вера будет не нужна. Но вера основана не на недостатке знаний. Возможно, это некий феномен сознания, обуславливающий нашу связь с Высшим. От нас требуется не знание, а наша способность верить.

Все люди — верующие, только каждый верит в своё. Человек религиозный верит в Бога, нерелигиозный верит в то, что Бога нет. При этом, вера в Бога не является доказательством существования Бога. Нельзя говорить «Бога нет», если ты не можешь доказать Его отсутствие.

Доказать существование Бога невозможно. Никакие умозрительные доказательства не заставят неверующего поверить в существование Бога. Атеист не хочет верить, но и не может убедиться в том, что недоступно его органам чувств. Атеист говорит: «Я не верю, что бог существует». Агностик возражает: «Я не знаю, существует бог или нет». Игностик: «Я не понимаю, что вы имеете в виду, когда говорите „Бог существует“».

Вера — это ключ к постижению Тайного. Не надев очки веры, вы никогда не увидите истины и не прочитаете того, что она гласит. Быть может, это даже закон такой (Закон веры), когда нужно первоначально поверить. Проще говоря, пока не поверишь — не поймёшь.

Верить нельзя ни научить, ни научиться! Вера — это благодать Божия!
Мне обрести веру помогла, как ни странно, катастрофа, когда я оказался между жизнью и смертью. Спасла меня от самоуничтожения любовь. Я описал это в романе «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак».

Я хочу верить в добрую и справедливую силу, способную защитить меня перед всевластием грядущего. Верить и надеяться лучше, чем чувствовать себя одиноким и беззащитным. А вдруг ТАМ действительно что-то есть. Тогда правильнее готовиться к встрече с неведомым, нежели оказаться неподготовленным.

Не стоит смешивать понятия Церковь, Вера и Бог.
Церковь – это организация единоверцев, а сегодня и общественный институт.
Вера – явление субъективное, имманентное психологическое чувство, оказывающее мобилизующее воздействие даже без обращения к Всевышнему.
Религиозная вера – частный случай веры, превращённая форма эмоциональной трансцендентальной сущности человека.

Вера – глубоко личное, я бы даже сказал, интимное свойство.
Верование – это «технология» соединения человека с объектом веры.
Термин «религия» происходит от латинского глагола religare, означающего связывать, соединять. Поэтому религию можно определить как союз благочестия человека с Богом.

Религий много (около 4 тысяч), вера – одна! Вера от Бога, религия от человеков. История знает массу примеров, когда религия менялась по прихоти церковных и светских властей. Люди меняют религиозную принадлежность, но не изменяется их вера.

Мой знакомый священник отец Вениамин Новик отличался честностью и принципиальностью. 12 августа 1992 года решением Священного Синода он был назначен инспектором Санкт-Петербургских духовных академии и семинарии с возведением в сан игумена. Но в сентябре 1997 года он был уволен из Академии из-за несогласия с новым федеральным законом «О свободе совести и религиозных объединениях», предоставлявшим многочисленные преференции традиционным конфессиям в России. Умер Вениамин Новик 14 сентября 2010 года в Санкт-Петербурге. 17 сентября в храме святителя Николая на Большеохтинском кладбище монашеский чин отпевания совершил не менее незаурядный богослов Георгий Митрофанов.

Я неоднократно слушал выступления отца Георгия. Профессор духовной академии отец Георгий Митрофанов считает: «Бездуховные, обездушенные христиане выступают в церкви как в последней цитадели тоталитарной идеологии, которая есть в нашей стране. И вот это и есть самый «двойник» церкви, в которой есть всё: и паникадила, хоругви, крестный ход, но нет Христа. Христос совершенно не востребован. Христос мешает. А место Христа занимают разного рода выдающиеся светские святые, связанные по преимуществу с государственной политической историей…»

В том идейном вакууме, в котором мы живём сегодня, многие испытывают потребность создать новую идеологию с опорой на русскую православную церковь. Однако попытка вернуть церкви прежние функции является достаточно опасной. До 1917 года РПЦ фактически была государственным институтом, и этим себя дискредитировала. Церковь не должна подменять государство. У церкви своя власть – без насилия, власть духовного авторитета.

По моему мнению, церковь должна сохранять дистанцию, быть нравственным и духовным авторитетом, и не сближаться с государством, что неминуемо ведёт (как показывает история) к подчинению церкви государству.
Деятельность церкви следует измерять не количеством возрождённых монастырей и построенных церквей, а улучшением нравственного состояния общества.

Некоторые полагают, что верующие — просто наивные люди; нынешняя церковь учреждение со всеми пороками бюрократизма, а не мистическое тело христово.
Да, для многих вера превращается в ритуал, как и посещение храма. Но если нет веры в душе, то все ритуальные действия смысла не имеют.

Одна из моих читательниц пишет: «Я не верю в то, что истинная вера нуждается в золотых крестах, исповедальнях и постах. Смысл веры не в страхе, что ты ответишь за зло, которое совершил, и не в том, чтобы тупо грешить и каяться. Смысл веры в том, что ты можешь сделать этот мир лучше…»

Представители различных религиозных конфессий имеют общую главную мысль: человек вторичен по отношению к Богу и должен служить ему.
В этом вопросе скрыт глубокий метафизический смысл.
Если главное в мире ИДЕЯ (Бог), то мы живём ради этой Идеи, и должны пожертвовать всем ради неё, в том числе и своей жизнью, а значит, при необходимости, и жизнью чужой.
А если главное в мире это ЧЕЛОВЕК (гуманизм), то всё должно быть средством для достижения счастья человека, ибо он «мера всех вещей».

Если мир был сотворён Богом, то надо жить по божественным законам, любить ближних и помогать слабым.
Но если наш мир есть результат долгой эволюции, то жить надо по природным законам естественного отбора, где выживать надо любой ценой, и ради личного выживания допустима любая подлость, даже преступление!

По каким же законам жить: бороться за выживание любой ценой или жертвовать собой ради любви к ближнему?

Биологический закон требует выживать, даже жертвуя другими, а духовный закон предлагает благородно жертвовать собой ради других.
Но если жизнь даётся только раз и бессмертия не существует, то стоит ли жертвовать своей жизнью во имя чего-либо?

Заслуживает ли какая-нибудь идея, чтобы отдать ради неё свою единственную жизнь? Что важнее: жизнь или идея?

Если важнее жизнь, то ради сохранения своей жизни можно пожертвовать любыми идеалами, пойти на любое преступление.
Если важнее идея, то ради высокой идеи можно пожертвовать своей жизнью, а если потребуется, то и жизнью других людей.

Стоит ли вообще ради чего-либо жертвовать своей единственной жизнью?

Если после смерти ничего нет, то надо выживать любой ценой!

Так как надо жить: жертвовать собой ради счастья других или выживать за счёт другого?

Христос пожертвовал собой. Но разве человечество стало лучше за 2 тысячи лет?

Лично я верю в заповедь Иисуса Христа о необходимости любить ближнего своего и даже врагов своих. Это спасало меня неоднократно. На личном опыте я убедился в истинности этой заповеди. Я описал это в романе-исследовании об Иисусе Христе «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак».

«На самом деле, ты просто не любишь людей, Иисус, не любишь свой народ. Я не питаю к тебе ненависти, как полагают многие. Мне не за что тебя ненавидеть. Мы, священники, несём людям слово божие и олицетворяем собою Закон, являясь оплотом веры. Ты же, восстанавливая народ против священников, выступаешь не только против Закона, но и против власти вообще. А народу нужна власть, потому что без неё нет порядка. Мы взяли на себя груз ответственности, в котором больше проклятий, чем славы, и не можем отказаться, поскольку отвечаем за весь народ, а не только за самих себя, как обычные люди. Ты обвиняешь нас в лицемерии, но мы не можем руководствоваться простой человеческой моралью и следовать заповеди “не убий”, когда интересы народа требуют расправы над непокорными. У власти своя логика и правила, и они не всегда связаны с моралью. Здесь нет любви к ближнему, а только ненависть и страх; здесь, как на войне — победа важна любой ценой, и все средства достигнуть её хороши. Нас считают жестокими и коварными, даже бесчеловечными. А всё потому, что никто не хочет понять одной простой истины: мы должны делать то, от чего простой человек может оказаться. Ради общего блага я обязан поступить законным образом, даже если лично мне это неприятно. Я хотел бы отпустить тебя. Но не могу. Что подумают люди и что станет с порядком? Если простить одного, то прощения потребуют и другие. Закон превыше всего — даже человеческой жизни! Соблюсти его важнее, даже если для этого потребуется невинная жертва. Закон — главное в жизни, потому что именно он обеспечивает свободу. А потому, чтобы сохранить порядок и тем самым оградить людей от страха перед завтрашним днем, нужно безжалостно искоренять всякую ересь, всякое инакомыслие. Никакие благие изменения и дополнения не смогут поколебать сути: всякий пытающийся изменить культ стремится уничтожить его! Ты совершил самое тяжкое преступление, попытавшись улучшить то, что не нуждается в улучшении. Плата за это — смерть!»
(из моего романа-исследования об Иисусе Христе «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак» на сайте Новая Русская Литература

Незаурядный священник — настоятель храма в Юкках протоиерей Григорий Григорьев (его проповеди пользуются большой популярностью, его лекции весьма оригинальны) — доктор богословия и доктор медицинских наук, декан факультета психологии и философии человека в Русской христианской гуманитарной академии в Петербурге прочёл на Пасху мой роман-исследование об Иисусе Христе и дал свой отзыв.

Так что же вы хотели сказать своим постом? – спросят меня.

Всё что я хочу сказать людям, заключено в трёх основных идеях:
1\ Цель жизни – научиться любить, любить несмотря ни на что
2\ Смысл – он везде
3\ Любовь творить необходимость.
4\ Всё есть любовь

А по Вашему мнению, может ли быть РЕЛИГИЯ БЕЗ ИНАКОМЫСЛИЯ?

© Николай Кофырин – Новая Русская Литература

Метки: , , , , ,

Комментарии запрещены.