2 апреля 2021 года в Президентской библиотеке имени Б. Н. Ельцина в Петербурге кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета Дмитрий Александрович Богач прочитал лекцию «Семейные ценности в мировоззренческом опыте Ф. М. Достоевского».
Система ценностей является показателем состояния общества и личности (благополучия или неблагополучия). В XXI веке получили официальное признание и легализацию нетрадиционные ценности однополой любви, однополой семьи и однополого брака.
Как бы отнёсся Ф.М.Достоевский к нынешним нетрадиционным семьям?
Я задал докладчику и участникам вопрос: сохранились ли ценности Достоевского в XXI веке?
Несмотря на обилие книг о Достоевском, мы не знаем многих тёмных сторон его жизни, о которых он и сам предпочитал умалчивать. До сих пор его личная жизнь остаётся тайной, особенно с момента признания первого романа «Бедные люди» и до казни на Семёновском плацу. Куда он тратил огромные по тем временам гонорары, как распоряжался взятыми в долг суммами, в кого был влюблён, и был ли влюблён?
Достоевский был сложным, противоречивым человеком, в чём-то даже порочным. Он тщательно скрывал неприглядные страницы своей биографии. И жизнь его во многом продолжает оставаться тайной. Вторая жена писателя Анна Григорьевна Сниткина старательно вымарывала из писем Достоевского строки его откровенных признаний. Этим она пыталась сохранить нравственный облик классика русской литературы.
Десять лет назад я купил книгу «Три любви Достоевского». Автор Марк Слоним. Я прочитал и даже проштудировал эту книгу. Марк Слоним рассказывает о том, как и кого любил Достоевский, каким он был любовником и мужем. Слоним пишет и об увлечениях Федора Михайловича: о Марфе Браун, о сёстрах Корвин-Круковских Анне и Софье (будущая Софья Ковалевская).
По словам Слонима, Достоевский не знал простых чувств, любовь разрывала на части его душу и тело; писатель, умевший передать “все изгибы ума и сердца своих многочисленных и сложных героев, не находил слов, когда ему приходилось говорить о собственных переживаниях”.
По мнению Слонима, интерес к эротизму Достоевского возникает оттого, что в своих романах автор так “взволнованно говорил о тайнах, провалах и безумиях пола”, что хочется понять, откуда пришло к нему такое знание “чудовищной эротики его распалённых героев и героинь”?
Очевидно, что лучшие герои романов Достоевского созданы из собственного опыта писателя. Например, Настасья Филипповна из романа «Идиот» во многом воплощение Аполлинарии Сусловой. А герой романа «Игрок» и его любовные отношения — личный опыт самого Фёдора Михайловича.
Первая часть книги Марка Слонима “Первая любовь” — о первой жене, Марье Дмитриевне Исаевой. “Она была первой интересной молодой женщиной, которую он встретил после четырёх лет каторги, и он овеял её всеми чарами неудовлетворённых желаний, эротической фантазии и романтических иллюзий”. Любовь к Марье Дмитриевне была жертвенной любовью, необходимостью облегчения страданий той, “ради кого он был готов решительно на всё”.
“Больше всего Достоевский любил её, когда расставался с нею”, — отмечает Слоним. То, что “было пламенем гения в Достоевском, у Марьи Дмитриевны полыхало болотными огоньками тяжёлого недуга”.
Истеричная Катерина Ивановна Мармеладова в романе «Преступление и наказание», Настасья Филипповна в «Идиоте», Катерина Ивановна Верховцева в «Братьях Карамазовых» — все эти героини отчасти скопированы с Марии Дмитриевны.
«Будем всегда глубоко благодарны за те дни и часы счастья и ласки, которые дала нам любимая нами женщина. Не следует требовать от неё вечно жить и только думать о вас, это недостойный эгоизм, который надо уметь побороть», — говорил Достоевский.
На следующий день после кончины жены Достоевский написал в «Записной книжке»: «16 апреля. Маша лежит на столе. Увижусь ли с Машей? Возлюбить человека, как самого себя, по заповеди Христовой, — невозможно. Закон личности на земле связывает. Я препятствует. Один Христос мог, но Христос был вековечный от века идеал, к которому стремится и по закону природы должен стремиться человек».
17 апреля, уже через день после смерти жены, Достоевский написал письмо своей любовнице Аполлинарии Сусловой и сразу же отправил письмо в Париж. Видимо, хотел приехать. Но Апполинария ничем утешительным не ответила.
Об Аполлинарии Сусловой рассказывает вторая часть книги Слонима “Подруга вечная”.
Достоевского всегда тянуло к очень молодым женщинам (это нашло отражение и в его романах). Писатель страстно влюбился в Суслову, которая была моложе его на двадцать лет.
“Аполлинария была очень хороша собою, в каждом её движении сквозила та неуловимая, раздражительная сила, которую американцы называют «призывом пола“, а французы — «обещанием счастья”. “В том, что плотское притяжение было основой интереса Достоевского к Аполлинарии, сомневаться не приходится, — пишет Слоним. — Она сразу возбудила в нём желание — неизменно нараставшее и перешедшее в телесную страсть”.
Аполлинария была страстная, умная, гордая и экзальтированная девушка. Она ощущала в Достоевском похожую на себя натуру мучителя и жертвы. Три года длился их роман, состоящий из ссор и измен. Достоевский изменял своей больной жене и переживал эту первую в своей жизни страстную любовь как тяжёлое потрясение.
В то время, как жена умирала от чахотки, Достоевский путешествовал с Аполлинарией Сусловой по Европе. Трагический вопрос возле гроба первой жены – «Увижусь ли с Машей?» – мучил Достоевского всю жизнь.
Слоним пишет: «В Аполлинарии не было той женственности, связанной со слабостью, которая у Достоевского всегда ассоциировалась с его детством и матерью. В ней увидал он нечто от амазонки. Это была иная порода, для него непривычная, тот новый тип своевольной властительницы, с каким ему ещё не приходилось встречаться”.
Достоевский предлагал Аполлинарии руку и сердце, но тем только её сердил, о чём она раздражённо писала в своём дневнике: «Когда я вспоминаю, что я была два года назад, я начинаю ненавидеть Д[остоевского], он первый убил во мне веру». И ещё: «Мне говорят о Ф[едоре] М[ихайловиче]. Я его просто ненавижу. Он так много заставлял меня страдать, когда можно было обойтись без страдания. Теперь я чувствую и вижу ясно, что не могу любить, не могу находить счастья в наслаждении любви, потому что ласка мужчин будет напоминать мне оскорбления и страдания».
Даже когда они расстались, Аполлинария осталась в памяти Достоевского навсегда. После разрыва Достоевский скажет Надежде Сусловой: «Я люблю её ещё до сих пор, очень люблю, но я уже не хотел бы любить её. Она не стоит такой любви».
Характер Аполлинарии нашёл отражение в героинях романов Достоевского: в Полине («Игрок»), в Настасье Филипповне («Идиот»), в Катерине Ивановне («Братья Карамазовы»).
Третья часть книги “Счастливый брак” — о второй жене Достоевского — Анне Григорьевне Сниткиной (Достоевской). С ней он нашёл не только любовное и семейное, но и писательское счастье. Они познакомились во время создания романа «Игрок». Фактически стенографистка спасла писателя от долгового рабства. Это хорошо показано в фильме Александра Зархи «26 дней из жизни Достоевского» (1980 г).
Анна Григорьевна также была моложе писателя более чем на двадцать лет. Но им помогало то, что они были воспитаны в одних ценностях, и в плане литературы как бы «смотрели в одну сторону».
«Счастья ещё не было. Я его жду», — говорил уставший от жизни Достоевский. Но рядом с Анной он вдруг почувствовал: «со мной она может быть счастлива».
“…Она и Достоевский были людьми разной конструкции и душевного строя, — пишет Марк Слоним, — но она не впутывалась в его психологию, не вмешивалась в его внутреннюю жизнь. Она не желала влиять и исправлять — …и это «невмешательство” внушало ему доверие к ней, усиливало его чувство свободы”.
Федор Михайлович признавался, что они с женой «срослись душой». «Ты — единственная женщина, которая меня поняла», — повторял Достоевский своей Ане, и именно ей посвятил свой последний, гениальный роман «Братья Карамазовы».
О сексуальности и эротичности Достоевского можно судить по его письмам к жене Анне Григорьевне, наиболее нескромные места из которых она тщательно вымарывала, чтобы не дискредитировать великого писателя.
Первые годы совместной жизни были особенно непростыми. Иногда даже Анна Григорьевна думала о разводе: «Слишком много упований на счастье было возложено мною на союз с Федором Михайловичем и так горько было бы мне, если бы эта золотая мечта не осуществилась!»
Когда умер муж, Анне Григорьевне было всего 34 года, но о другом замужестве не могло быть и речи. «Да и за кого можно идти после Достоевского? — шутила она. — Разве за Толстого!»
В разговоре с Львом Толстым, Анна Григорьевна поделилась (правда, не о себе — о муже): «Нигде так не выражается характер человека, как в обыденной жизни, в своей семье».
«Постоянное духовное общение с мужем сможет создать ту крепкую и дружную семью, о которой мы мечтали».
«… мой добрый муж и я — мы оба чувствовали себя свободными душой… Эти-то отношения с обеих сторон и дали нам обоим возможность прожить все четырнадцать лет нашей брачной жизни в возможном для людей счастье на земле».
Толстой говорил, что Достоевскому очень повезло с женой, которая была верной союзницей писателя в его непростых издательских и семейных делах. «Многие русские писатели чувствовали бы себя лучше, если бы у них были такие жены, как у Достоевского».
Показательны строки из писем Достоевского 1875—1876 годов, в дни, когда он уезжал по делам в Петербург, а семья оставалась на даче в Старой Руссе.
«Анька, Ангел ты мой, всё мое, альфа и омега! А, так и ты видишь меня во сне и, “просыпаясь, тоскуешь, что меня нет”. Это ужасно как хорошо, и люблю я это. Тоскуй, ангел мой, тоскуй во всех отношениях обо мне — значит, любишь. Это мне слаще мёду. Приеду, зацалую тебя»; «Но как я проживу без тебя и без деток это время? Шутка ли, целых 12 дней».
Когда Достоевский умирал, он сказал жене: «Помни, Аня, я тебя всегда горячо любил и не изменял тебе никогда, даже мысленно!»
В дневнике Анна Григорьевна написала: «Я отдала себя Федору Михайловичу, когда мне было 20 лет. Теперь мне за 70, а я всё ещё только ему принадлежу каждой мыслью, каждым поступком».
«Нет в жизни ничего более ценного, как любовь. Больше прощать следует — вину в себе искать и шероховатости в себе сглаживать…»
Во всех романах Достоевского практически нет ни одного счастливого семейства. Несчастны и семья Мармеладова в романе «Преступление и наказание», и «случайное семейство» в романе «Братья Карамазовы», и даже семья генерала Епанчина в романе «Идиот». Видимо, у Достоевского не было модели счастливой семьи. И даже собственную семейную жизнь Достоевский не считал примером для подражания.
Семья Достоевских не была примерной. Отец писателя – Михаил Андреевич – был врачом Мариинской больницы для бедных и строгим воспитателем своих детей. Мать Мария Фёдоровна была человеком редкой доброты и чуткости, Федя безмерно её любил и уважал. После смерти жены Михаил Андреевич стал попивать, его характер испортился, но детей никогда не бил. Умер он при загадочных обстоятельствах. Существует версия, что он был убит собственными крестьянами из-за сексуальных домогательств к крестьянским жёнам.
В психологии есть такое понятие как «Карта любви». Термин введён американским сексологом Джоном Мани для описания сексуальных предпочтений человека. Это образ идеального любовника, а также оптимальной сексуальной активности с ним, который жёстко запечатлён в мозге. Она уникальна у каждого человека, как отпечаток пальцев.
Какова же «карта любви» Фёдора Достоевского? — вопрос до сих пор не исследованный.
Критическим периодом в формировании «карты любви» считается возраст от пяти до восьми лет. Перенесённые ребёнком неблагоприятные события в этот период времени, а также вредные психологические условия могут разрушить его карту любви. Всю последующую жизнь человек пытается восстановить эту разрушенную «карту любви» и жить по ней. Насилие над ребёнком может привести к формированию у него «садо-мазохистского комплекса».
В детстве Федя пережил сильное эмоциональное потрясение, когда была изнасилована и убита неизвестным дворовая девочка, с которой Федя часто играл.
Людмила Сараскина в книге из серии ЖЗЛ «Достоевский» так описывает это происшествие. «Ему не было и десяти, когда произошла трагедия, навсегда поселившая в его сердце чувство острого ужаса — столь наглядным было крушение добра, столь страшной оказалась гибель красоты. В больничном дворе он играл с девочкой-сверстницей, дочкой кучера или повара. …
И, как рассказывал писатель в конце 1870-х в салоне А. П. Философовой, «какой-то мерзавец, в пьяном виде, изнасиловал эту девочку, и она умерла, истекая кровью… Меня послали за отцом в другой флигель больницы, прибежал отец, но было уже поздно. Всю жизнь это воспоминание меня преследует, как самое ужасное преступление, как самый страшный грех, для которого прощения нет и быть не может, и этим самым страшным преступлением я казнил Ставрогина в “Бесах”».
Эта трагедия настолько сильно отпечаталась в сознании, что в дальнейшем Достоевский в своих произведениях часто касался этой темы. И в романе «Преступление и наказание», и в романе «Братья Карамазовы». В романе «Бесы» в главе «У Тихона» Ставрогин исповедуется в совершённом грехе – совращении Матрёши. Даже настроенные доброжелательно к Достоевскому Майков А.Н. и Страхов Н.Н. сочли сцену «чересчур реальной».
Н.О. Лосский в книге “Достоевский и его христианское миропонимание”, касаясь интимных сторон биографии классика, писал о “карамазовской напряжённости его сексуальных переживаний”.
Сегодня уже трудно понять слово «сладострастие». Достоевский понимал это хорошо и достаточно часто употреблял это слово. Вот как в романе «Братья Карамазовы» Ракитин описывает сладострастие Алёше: “влюбится человек в какую-нибудь красоту, в тело женское, или даже только в часть одну тела женского”.
“Я это понимаю”, — вдруг брякнул Алёша.
Отношения Достоевского с женщинами не исследованная до конца тема. 25.05.2019 года на XXXIV Международных Старорусских чтениях «Достоевский и современность» бурно обсуждался доклад Анастасии Олеговны Шатохиной «Особенности вербализации концепта страсть в романе Ф.М.Достоевского «Игрок».
По моему мнению, главными ценностями жизни Ф. М. Достоевского были: Бог (Христос), русский народ (Россия) и семья (любовь). «Созидается же семья неустанным трудом любви», — говорил Достоевский.
Понятие любви развивалось у Достоевского постепенно, от роману к роману. Герой романа «Игрок» Алексей Иванович убеждает себя, что смысл его жизни в великом и светлом чувстве, которое носит гордое название «Любовь».
Иван Карамазов считает любовь исторически сложившейся формой моралистического лицемерия. «Клейкие весенние листочки, голубое небо люблю я, вот что! Тут не ум, не логика, тут нутром, тут чревом любишь, первые свои молодые силы любишь… Понимаешь ты что-нибудь в моей ахинее, Алёшка, аль нет? – засмеялся вдруг Иван.
- Слишком понимаю, Иван: нутром и чревом хочется любить, – прекрасно ты это сказал, и рад я ужасно за то, что тебе так жить хочется, – воскликнул Алёша. – Я думаю, что все должны прежде всего на свете жизнь полюбить».
В уста старца Зосимы Достоевский вкладывает свою заветную мысль о всепокрывающей любви. «Любовью всё покупается, всё спасается… Любовь такое бесценное сокровище, что на неё весь мир купить можешь, и не только свои, но и чужие грехи ещё выкупишь».
Как бы отнёсся Достоевский к сегодняшним однополым бракам, к перемене пола, к трансгендерам, к однополым семьям с родителем №1 и родителем №2 ?
По мысли Достоевского, разрушение семьи является признаком абсурдного мира. В «Дневнике писателя» Достоевский пишет: «У нас есть бесспорно жизнь разлагающаяся. И семейство, стало быть, разлагающееся» «если с самого первого детства своего эти дети встречали в семействах своих один лишь цинизм, высокомерное и равнодушное <…> отрицание; если слово «отечество» произносилось перед ними не иначе как с насмешливой складкой <…>; если великодушнейшие из отцов и воспитателей их твердили им лишь об идеях «общечеловеческих»; если еще в детстве прогоняли их нянек за то, что те над колыбельками их читали «Богородицу», – то скажите: что можно требовать от этих детей?»
Можно ли представить, чтобы Фёдор Михайлович захотел написать роман о любви трансгендеров, или о насилии родителей над детьми, требующими сменить пол, или об разнополой семье трансгендеров?
Традиционная семья для Достоевского – духовно-нравственный, ценностный императив, этическое пространство, в котором царит любовь. Это то «охраняющее начало», которое поможет преодолеть духовный кризис человечества. Восстановление семьи должно начинаться, по мысли Достоевского, с восстановления роли отца, восстановления утраченных связей между отцами и детьми: «Их маленькие детские души требуют беспрерывного и неустанного соприкосновения с вашими родительскими душами, требуют, чтобы вы были для них <…> всегда духовно на горе, как предмет любви, великого нелицемерного уважения и прекрасного подражания. Наука наукой, а отец перед детьми всегда должен быть как бы добрым, наглядным примером всего того нравственного вывода, который умы и сердца их могут почерпнуть из науки» (т. 25, с. 189–190).
В письме одному критику Фёдор Михайлович утверждал, что счастливая семейная жизнь и рождение детей — это три четверти счастья, которое человек может испытать на земле.
В первом браке с Марией Дмитриевной у Достоевского не было своих детей. От брака с Анной Григорьевной было четверо детей. Дочь Софья родилась в Женеве в 1868 году и через несколько месяцев скончалась. Достоевский очень переживал. По воспоминаниям Анны Григорьевны, Фёдор Михайлович «рыдал и плакал, как женщина, стоя пред остывавшим телом своей любимицы, и покрывал её бледное личико и ручки горячими поцелуями. Такого бурного отчаяния я никогда более не видала».
Вторая дочь Любовь родилась в Дрездене в 1869 году (умерла в 1926 году в Италии).
Сын Фёдор родился в Петербурге в 1871 году (стал продолжателем рода Достоевских).
Последний сын Достоевского – Алексей – родился в Старой Руссе в 1875 году (умер в 1878) от унаследованной от отца эпилепсии.
Потомки Достоевского и ныне живут в Санкт-Петербурге. Я лично знаком с правнуком писателя Дмитрием Андреевичем, часто общаюсь с ним.
Анна Григорьевна писала, что муж как никто другой умел «войти в детское мировоззрение», понять ребёнка, увлечь его беседой, и был в такие моменты сам как ребёнок».
Не случайно, что именем Достоевского называли школы, детские фонды и приюты. Я был участником Фонда им.Достоевского в 1992 году. В детстве прочитал книгу «Республика ШКИД» о школе имени Достоевского.
А.Г. Деменев в статье «Проблема ценности жизни в философии Ф.М. Достоевского» пишет:
«Достоевский связывал возможность любви человека к человеку с верой в Бога и в бессмертие души. Без всеобщей веры любовь к человечеству невозможна. …
Отсутствие бога нельзя заменить любовью к человечеству, потому что человек тотчас спросит: для чего мне любить человечество?
В природе человеческой не заложена любовь к себе подобным. Она становится возможной лишь при условии веры в бессмертие. Исчезнет вера – исчезнет и любовь, и нравственность и смысл жизни».
Достоевский призывает полюбить жизнь прежде её смысла. «Без высшей идеи не может существовать ни человек, ни нация. А высшая идея на земле лишь одна и именно — идея о бессмертии души человеческой, ибо все остальные „высшие“ идеи жизни, которыми может быть жив человек, лишь из неё одной вытекают, — писал Фёдор Михайлович.
В своём романе-быль «Странник»(мистерия) я попытался представить разговор с Достоевским из XXI века.
— Откуда в людях столько жестокости? Отчего одна индивидуальность желает подавлять другую, а один народ эксплуатировать другой? Только из-за того, чтобы доказать свое превосходство? Что это: естественная конкуренция или противоестественное самоуничтожение?
— «Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей».
— Но что я могу сделать один среди засилья зла, когда каждый за себя, когда власть продажна и за деньги можно подкупить кого угодно, когда…
— «Но нельзя сидеть сложа руки, иначе окончательно дойдёшь до самооправдания, до сознания собственного бессилия перед властью обстоятельств: при чём я, эпоха виновата, время-то, мол, какое! — нероново!..»
— Мне нужна истина, а не благие выдумки. Между альтруизмом и эгоизмом побеждает эгоизм — это факт! Совесть, возможно, и оказывает сдерживающее воздействие, однако тело берёт верх! Абсурд заключается в том, что все понимают нежелательность такого порядка вещей, но это и есть реальность.
— «Или действительно высший смысл именно в этой бессмысленности: и страсти духовные, муки совести, полёт мысли, порывы творческого вдохновения, неколебимость веры не более чем чудовищная ухмылка над бедным человечеством, пустая игра воображения, чтобы хоть на краткий миг забыться, отвлечься от жуткой неминуемости этой последней правды, от этого вселенского, паучьи ненасытного бога — чрева?»
— Не могу, не хочу в это верить! Как же тогда жить, если и в самом деле тело над душой берёт верх? Или главный закон жизни — выживай?
— «Лучше уж гнуться, чем переломиться; согнёшься да выпрямишься, прямее будешь».
— Я не могу равнодушно смотреть на людскую боль, как люди желают себе смерти. Всё окружающее кажется абсурдом, лишённым какого-либо смысла.
— «Подумаешь — горе, раздумаешь — воля Господня».
— Куда ни глянь, везде господствует сила. И все призывы к любви и добру не останавливают злых людей, любовь не побеждает ненависти, добро не уничтожает зла.
— «Красота спасёт мир».
— Но как?! Я жизнью готов пожертвовать, лишь бы понять смысл происходящего, что есть человек.
— «Человек есть тайна. Её надо разгадывать, и ежели будешь её разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком».
(из моего романа-быль»Странник»(мистерия) на сайте Новая Русская Литература
Так что же вы хотели сказать своим постом? – спросят меня.
Всё что я хочу сказать людям, заключено в основных идеях:
1\ Цель жизни – научиться любить, любить несмотря ни на что
2\ Смысл – он везде
3\ Любовь творить необходимость.
4\ Всё есть любовь
P.S.Когда в Париже я снимал фильм о любви и смысле жизни, то невольно вспоминал Достоевского с Аполлинарией Сусловой.
А Вы согласны с СЕМЕЙНЫМИ ЦЕННОСТЯМИ ДОСТОЕВСКОГО?
© Николай Кофырин – Новая Русская Литература
Метки: Фёдор Достоевский