БИОЭТИКА ТРАНСГУМАНИЗМА

Постчеловек робот

22 апреля 2021 года в Русской христианской гуманитарной академии в Петербурге я участвовал в работе научно-богословской конференции «Трансгуманизм и вопросы биоэтики: философские и религиозные аспекты научного поиска».
На конференции обсуждались вопросы: «Трансгуманизм» как новая религия и идеология современности; научно-технический прогресс и десакрализация мира; этические ценности и технологические возможности; «Биоэтика» как этический дискурс современности.
Я поинтересовался у участников конференции: чем отличается бессмертие, обещанное трансгуманистами к 2050 году, от бессмертия, в которое предлагал верить Достоевский? какой будет новая биоэтика человека бессмертного? готовы ли люди соблюдать права человекоподобных биороботов?


Первый человек появился примерно 2,5 млн лет тому назад. Человек разумный Homo sapiens появляется на африканском континенте в районе 100-150 тысяч лет назад. Расовое разнообразие людей сформировалось около 10 тысяч лет назад. Принципиально вид Homo sapiens не меняется, но меняется в зависимости от обстоятельств, окружения, культуры.

С древних времён говорили о несовершенстве человека и предлагали различные пути, как его улучшить. Однако на протяжении тысячелетий человек в принципе не менялся, инстинкты брали верх над культурой.
Сегодня 4-я технологическая революция позволила говорить о биотехнологическом улучшении человека. Внедрение в человеческое тело имплантантов, чипов и прочих роботизирующих инноваций с искусственным интеллектом ставит вопрос: Будет ли человек конца ХХI века привычным нам Homo sapiens?

«Возможно, мы одно из последних поколений Homo Sapiens», — утверждает израильский учёный Юваль Ной Харари в своей книге «Краткая история будущего» (2018). Искусственный интеллект и биотехнологии дадут нам богоподобные возможности, мы даже сможем создавать абсолютно новые формы жизни. Результатом может стать раса очень умных и очень дисциплинированных людей, которым при этом будет не хватать сочувствия, умения творить и духовной глубины.

Доктор исторических наук Сергей Перевезенцев считает, что человечество вступило в новую эпоху. Гуманизм окончательно низвергнут, он рухнул, как тот самый колосс, стоявший на глиняных ногах. Именно крах гуманизма определяет собой лицо нового мира, новой эпохи в истории человечества.

Заканчивается эпоха гуманизма, и наступает эпоха трансгуманизма. Конец эпохи гуманизма окончательно наступит с возникновением человека-андроида. Уже сегодня человек может жить 100-120 лет. Генная инженерия делает жизнь практически бесконечной. Технологии позволяют усовершенствовать человека, сделать его фактически бессмертным.

Многие трансгуманисты убеждены, что непрерывно ускоряющийся технический прогресс уже к 2050 годам позволит создать пост-человека. Следует использовать новинки технологий для улучшения умственных и физических возможностей человека, и с целью устранения страданий, болезней, старения и смерти. Трансгуманисты обещают обывателю сделать его «человекобогом» (Homo Deus).

Автор термина «трансгуманизм» Джулиан Хаксли считает: «Коль скоро найдётся достаточно людей, которые смогут твёрдо сказать: «Я верю в трансгуманизм», — род человеческий достигнет порога новой формы существования, и она будет столь же отличной от нашей, как наша отлична от пекинского человека. Тем самым человечество наконец-то приступит к осознанному выполнению своего подлинного предназначения».

Жак Аттали охарактеризовал трансгуманизм как переход к эпохе «нового рабства» и «искусственных людей», а также «индустриального каннибализма»: «Человек превратится в товар. Благодаря невероятному прогрессу нанонаук все будут рассчитывать на пересадку своего мозга в другое тело, захотят получить двойника, копии любимых. <…> Некоторые даже попытаются превозмочь человека, создав другую, высшую форму жизни и разума».

В 1999 году был опубликован манифест трансгуманизма.
«Трансчеловек — некто, активно готовящийся стать постчеловеком».
«Постчеловек (posthuman) — это потомок человека, модифицированный до такой степени, что уже не является человеком».
«Постлюди могут оказаться полностью искусственными созданиями (основанными на искусственном интеллекте) или результатом большого числа изменений и улучшений биологии человека или трансчеловека. Некоторые постлюди могут даже найти для себя полезным отказаться от собственного тела и жить в качестве информационных структур в гигантских сверхбыстрых компьютерных сетях».

Один из первых ключевых идеологов трансгуманизма Ф.М. Эсфендиари («FM-2030″) считает, что примерно к 2030 году должно совпасть тотальное введение единого технологического контроля над людьми во всех сферах жизни и закончены социобиологические трансформации общества.
Согласно «FM-2030″, — основные признаки транслюдей бесполость и искусственное размножение. Трансгуманисты обещают, что трансчеловек сам будет принимать решение, когда покинуть этот мир. Однако, скорее всего, это будет делать «сверхразум». Пост-человек должен будет подчиняться «сверхразуму».

Трансгуманисты возлагают большие надежды на гибридизацию человека и робота — киборгизацию. Идеалом пост-человека объявляется избавление от биологического тела, полная виртуализация загруженного на искусственный носитель сознания.
Британский кибернетик Кевин Уорвик (первый «человек-киборг») предупредил: «Отказавшихся улучшаться и решивших остаться человеком новый технически улучшенный вид будет рассматривать как низших существ, точно так же, как люди сейчас рассматривают обезьян или коров».

«Папа трансгуманизма» Рэймонд Курцвейл — изобретатель и футуролог, технический директор компании Google, — предсказывает:
в 2036 году человечеству удастся запрограммировать клетки для лечения болезней;
в 2037 году будет разгадана тайна работы головного мозга человека;
в 2039 году наномашины будут имплантироваться прямо в мозг человека;
в 2042 году первая реализация бессмертия благодаря нанороботам, которые будут вычищать болезни;
в 2043 году человеческое тело сможет принимать любую форму благодаря нанороботам;
в 2044 году небиологический интеллект станет в миллиарды раз более разумным, чем биологический.

Главное — какую философию и мораль породит трансгуманизм? какой будет новая биоэтика постлюдей?

Доктор философских наук Силуянова И.В. сделала доклад «Европейский нигилизм» и трансгуманизм: исторические и логические связи».

Массовый человек сохраняет уверенность, что он сам принимает решение, но принимает решение уже не он. Достижения науки позволили успешно манипулировать большими массами людей. Наука и практика уверяют вас, что вы сами себя не контролируете. Свободы воли на самом деле нет, потому что моё желание сделать движение рукой фиксируется в моём мозгу до того, как осознаю, что я принял самостоятельно это решение. На уровне современных знаний мы начинаем убеждаться, что человек – «машина».

Ещё мистик Г.Гурджиев утверждал, что люди представляют собой «машины», не осознающие себя. Их поведение и деятельность автоматизированы, алгоритмизированы, заданы социальными программами и генетическим потенциалом.

До сих пор не утихают споры между эволюционистами-дарвинистами и креационистами, считающими, что человека создал Бог по своему образу и подобию.
Эволюционисты убеждены, что необходимость выживания, размножения и доминирования была основой эволюции. В результате борьбы, конкуренции и соперничества побеждал тот, кто быстрее и лучше приспосабливался к постоянно меняющемуся миру.
Однако некоторые виды не эволюционируют, а промежуточных видов до сих пор не найдено. Муравьи живут на нашей планете около 130 млн лет. Для сравнения, предполагаемый срок эволюции вида человека разумного – 7 млн лет.

За последние 5 тысяч лет Homo sapiens биологически не эволюционирует, размер мозга всё тот же, – считает доктор биологических наук А.В.Марков (автор книги «Эволюция человека»). «Со времён Дарвина принято считать, что случайные наследственные уклонения (которые мы сегодня называем мутациями) бывают либо полезные, либо вредные, и они либо поддерживаются, либо отбраковываются отбором. Но выяснилось, что большинство изменений нейтральны. … Происходит «изменение частот генетических вариантов под воздействием не отбора, но случайности».

Эволюция развивается не путём конкуренции и борьбы за существование, а путём поиска симбиоза – наиболее выгодных для всех форм существования.

Сейчас на планете Земля 7,5 миллиардов человек. Население растёт в геометрической прогрессии. Все хотят всего и сразу. При этом ссылаются на «права человека». Но ресурсов Земли на всех не хватит. Олигархи захватили наилучшее «место под солнцем» и не хотят никому его уступать. Мир разделился на «включённых» (которые имеют всё) и «исключённых» (которые не имеют ничего).

В человеческом сообществе действуют те же законы джунглей, что и среди диких зверей: господствует право силы, а не сила права, выживает сильнейший, и сильнейший всегда прав. На мораль и право плюют, если всего можно добиться силой.
Режиссёр Андрей Кончаловский убеждён: «Этика может рухнуть в один прекрасный момент, даже сейчас. И сейчас может появиться абсолютно нацистское государство».

Философы отказались от идеи усовершенствования человека, поскольку ни к чему хорошему эти идеи не приводят. Последний социальный эксперимент по созданию «нового человека» в ХХ веке закончился Второй мировой войной.
Современные философы полагают: поскольку человека изменить невозможно, то можно и нужно приспособить его к меняющимся условиям окружающего мира. Человек не меняется, но приспосабливается. Именно благодаря адаптации к новым условиям жизни человек и выживает.

Капитализм приспособился к человеческой природе и приспособил её к себе. А коммунистическая идеология, которая хотела создать «нового человека», потерпела крах. Коммунистическое воспитание не дало желаемых результатов, частнособственнические инстинкты оказались сильнее.
Инстинкты сильнее культуры. А если бы культура была сильнее, то мы бы, наверное, уже вымерли в результате различных «культурных экспериментов».

Коммунистический эксперимент по воспитанию «нового человека» не дал положительных результатов, а в чём-то дал результат отрицательный. Как и тысячи лет назад, человек всё так же лжив, завистлив, ревнив, корыстолюбив, эгоистичен. И эти качества, как и преступность, неискоренимы.

В философии до сих пор не решён вопрос о природе и статусе человеческого интеллекта. С появлением первых систем искусственного интеллекта вновь актуализировались фундаментальные вопросы о том, ЧТО ЕСТЬ ЧЕЛОВЕК.

«Нас всех учили в школе, что человек возник как высшая ступень эволюции в земном мире. Теперь учёные говорят: человек несовершенен биологически, надо идти дальше. Наконец нашли ответ на вопрос, в чём смысл жизни. Оказывается, в том, чтобы выйти за пределы самого себя, создать постчеловека», – говорит специалист в теории познания Владислав Лекторский.

В Изборском клубе был опубликован доклад «Трансчеловек против человека». Основные авторы доклада: Виталий Аверьянов, Сергей Баранов, Алексей Комогорцев, Константин Черемных.
Авторы доклада считают: «Настоящими выгодоприобретателями и заказчиками трансхомо-технологий, с большой степенью вероятности, должны считаться т.н. «хозяева истории» (термин Б. Дизраэли), в первую очередь представители крупного транснационального капитала.
Цель заказчиков трансгуманизма — приведение социальной структуры современного общества в соответствие с базовой для гностицизма трёхчастной иерархической моделью управления («пневматики»–«психики»–«гилики», то есть «духовные»-«душевные»-«материальные»).

Олдос Хаксли, написавший в 1932 году антиутопию «Этот прекрасный новый мир», утверждал, что она основана на реальных планах тогдашней элиты. «Задача управляющей олигархии, которая всегда существовала и всегда будет существовать, заставить людей полюбить своё рабство».

В книге “Ответы на большие вопросы” физик Стивен Хокинг предсказывал «политические проблемы с неусовершенствованными людьми». Однако, по мнению Хокинга, эти проблемы в конечном счёте разрешатся через вымирание этих самых людей. Их заменит «самоорганизующаяся раса», наращивающая свою мощь со всё возрастающей скоростью.

Член совета директоров Фонда Рокфеллера авторитет в области евгеники Фредерик Осборн считает: «В конечном счёте, гораздо проще и разумнее изготовить абсолютно нового человека с самого начала, используя правильно выбранное сырьё, чем пытаться придать человеческую форму тем жалким пережиткам, что остались».

У учёных возникает соблазн воспользоваться современными технологиями и откорректировать геном человека, избавив вначале его от болезней, а потом, возможно, и от нежелательных свойств. Некоторые хотят не просто отредактировать геном, а тем самым «отредактировать человека», усовершенствовать «божье творение».
Но имеем ли мы право «модернизировать» человека, который считается «венцом творения»?

Если человек будет наполовину состоять из встроенных наночипов и всевозможных искусственных заменителей, то в какой мере можно будет говорить, что это человек?

Среди молодёжи уже находятся те, кто не откажется от усилителя интеллекта, даже если это будет нейропротез для коры головного мозга с подключением к искусственному интеллекту — глобальному мозгу всей планеты.

ИИ в подключке

К 2030 году нынешний Интернет Web 2.0. сменится новым Web 4.0. (Нейронет) – где связь будет осуществляться на принципах нейрокоммуникации – связи мозга одного человека с другим мозгом посредством компьютера. Уже разработан нейро-компьютерный интерфейс — система для обмена информацией между мозгом и электронным устройством.

Нейронет объединит на базе нейротехнологий человеческие (и не только) разумы, коллективы, позволяя обмениваться мыслями, чувствами и знаниями, содержащимися во внутреннем мире участников. В основе будет лежать принцип прямого информационного воздействия на мозговые центры, минуя органы чувств.

Израильский учёный Юваль Ной Харари считает, что самое важное изобретение – биометрический сенсор, переводящий биохимические процессы в нашем теле и мозге в электронные сигналы, которые может анализировать компьютер. Расшифровав эти алгоритмы, можно создать существ, лучше чем люди.
«Взламывая» организмы (биохакинг), элиты получат возможность перестроить будущее жизни. И это будет величайшая революция в истории не просто человечества, а всего живого на Земле. Если не урегулировать этот вопрос, крошечная группа людей, элита, получит к ней доступ и будет определять будущее жизни на Земле.

Американский физик японского происхождения Митио Каку уверен: «Вполне реально, что до 2050 года будет создан сверхразум, значительно превосходящий лучшие умы человечества практически во всех областях. … Обучение больше не будет основываться на запоминании. Дипломы исчезнут за ненадобностью — прежде всего потому, что образование перестанет ограничиваться какими-либо временными и пространственными рамками. … Мозговые чипы, обеспечивающие непрерывную подачу информации, — технология недалёкого будущего. … Совсем скоро не останется людей на фабриках, зато появится много новых специальностей в интеллектуальной сфере».

Шнуренко И.А. сделал доклад «Трансгуманизм в России: практика и узлы сетевой власти».

Можем ли мы познать свой собственный мозг? И да, и нет.
Наше тело умнее и совершеннее, чем мы думаем.
Согласно теореме Курта Гёделя, система определённой сложности не может познать систему, равную себе по сложности, либо более сложную.

В 2001 году Минздравом РФ была принята Программа по биоэтике. Биоэтика определяет, какие действия по отношению к живому с моральной точки зрения допустимы, а какие недопустимы.
Впервые термин биоэтика употребил Фриц Яр в 1927 году.
В отношении новой отрасли науки термин «биоэтика» впервые употребил американский биохимик В.Р. Поттер (1969). По Поттеру, биоэтика призвана соединить «факты» и «ценности», ликвидировать разрыв между всё возрастающими техническими возможностями и знаниями, накопленными человечеством, и не таким активным осмыслением серьёзности влияния прогресса на общечеловеческие ценности.
Выступая в Коста-Рике в марте 1999 года В.Р. Поттер сказал: «Я прошу вас понимать биоэтику как новое этическое учение, объединяющее смирение, ответственность и компетентность, как науку, которая по своей сути является междисциплинарной, которая объединяет все культуры и расширяет значение слова „гуманность“».

Биоэтика имеет философскую направленность, оценивает результаты развития новых технологий и идей в медицине и биологии в целом. В узком смысле понятие биоэтика обозначает весь круг этических проблем во взаимодействии врача и пациента.
Ключевые вопросы биоэтики это клонирование, пересадка органов, прижизненное изъятие органов, использование органов от умерших людей, пересадка органов от животных к человеку, евгеника, суррогатное материнство, аборт, эвтаназия.

Эвтаназия в России запрещена. Разрешена эвтаназия в нескольких странах, причём только для неизлечимо больных. Всякая другая помощь может быть квалифицирована как убийство.
А если человек не смертельно болен, а хронически, если он не хочет жить как «овощ» и быть обузой для своих близких, имеет ли он право умереть?

Пищикова Л.Е. сделала доклад «Трансгуманизм. Этические проблемы эвтаназии»

С 2002 года эвтаназия разрешена в Нидерландах и Бельгии. C 2009-го помощь в совершении самоубийства разрешили в Люксембурге, в 2015-м — в Колумбии, Германии и Канаде. Кроме того, ассистированное самоубийство разрешено в шести штатах США: Орегон, Вашингтон, Колорадо, Вермонт и Калифорния получили его путем изменения законодательства, а Монтана — по решению суда. В этих штатах право на уход из жизни с помощью врачей имеют пациенты старше 18 лет, жить которым остаётся не больше полугода. Смертельный диагноз должны подтвердить два независимых врача, а своё желание умереть пациент должен высказать трижды.

Около миллиона россиян страдают смертельными заболеваниями. Треть из них задумывается о добровольном уходе из жизни. Руководитель отдела суицидологии московского НИИ психиатрии Евгений Любов пояснил, что не менее трети всех тяжело больных склонны к суицидам, но решается на них лишь малая часть. По его оценке, только около 5 % суицидов в России происходит из-за неизлечимых болезней, гораздо опаснее — психологические проблемы. «Большинство призывающих смерть депрессивны, ощущают обременённость собой, одиноки и физически страдают. И им нужно помочь», — сказал Евгений Любов.

Россия находится в лидерах по числу самоубийств. Около 60 тысяч человек ежегодно сводят счёты с жизнью. Они не видят своего будущего. Они устали от боли и беспомощности. Они не хотят быть обузой для своих близких. Они хотят умереть.

Есть ли у человека право на смерть?
Дело в наличии легального права при желании покинуть этот мир по собственной инициативе, не дожидаясь мучительной болезни или каких-либо трагических обстоятельств.
Почему, признавая право человека на жизнь, отказывают ему в праве на смерть? Отрицание «права на смерть» вступает в противоречие с основополагающим принципом свободы. Свободен человек выбирать, жить ему или умереть, или не свободен?

Значительная часть проблем биоэтики связана с потенциальной возможностью принятия тех или иных решений на основании данных о геноме человека, или же отдельных результатов биометрических тестов.
Возможность пренатальной диагностики определённых характеристик эмбриона (пол, наследственные заболевания и др.) сегодня реально обеспечивает путь к изменению пула естественных генов человека.

В 2017 году в Калифорнии была произведена первая в мире процедура по «редактированию» генома взрослого человека внутри его тела. Пациентом стал мужчина с мукополисахаридозом II типа (синдромом Хантера).
Власти Китая подтвердили рождение первых в истории человечества генно-модифицированных младенцев Лулу и Наны.

Одно из перспективных, но ещё малоизученных направлений биоэтики, это взаимоотношения человека с искусственными организмами. Когда человекоподобные роботы (андроиды) станут малоотличимы от людей (а в чём-то и превосходить их), актуализируется проблема этических отношений с андроидами. Уже сейчас некоторые люди предпочитают общение с роботами (в том числе интимное), нежели с людьми.

ИИ любовь

Но готовы ли люди признать за андроидами равные права?

Ещё несколько десятилетий назад никто и не помышлял о правах животных, а сейчас права животных защищены законом. Полагаю, очень скоро возникнет проблема защиты прав андроидов. Необходимо будет разработать этику взаимоотношений с искусственными организмами.

Как именно будут выглядеть будущие хозяева планеты? Это будут решать те, кто владеет информацией. В руках тех, кто будет её контролировать, будет контроль за жизнью на планете, что позволит мировым элитам сделать нечто еще более радикальное, чем цифровая диктатура.

Недавно известные политологи в здании Госдумы обратились к философской общественности (и в особенности в политическим философам) с предложением обдумать новый социальный проект на ближайшие 100 лет. Проект, который был бы не возвращением в социализм и не продолжением капитализма, а что-то принципиально новое.

Ректор РХГА, доктор философских наук, профессор Д.К. Богатырёв Д.К. сделал доклад «Ленинизм и трансгуманизм: этапы большого пути сбывающейся утопии».

Недавно я прочитал, будто бы через двадцать лет учёные откроют ген бессмертия, и вечная жизнь станет реальностью. Но если бессмертие действительно станет реальностью, то неизбежно начнётся разделение на тех, кто достоин стать бессмертным, а кто не достоин.

Бессмертие создаёт принципиально новую этику, меняется представление о добре и зле, о смысле жизни и смысле смерти, о наказании и преступлении. Так называемая НОВАЯ ЭТИКА это не абьюз и не харассмент, и не cancel culture. А прежде всего это мораль бессмертного человека среди смертных людей.

Если человек будет жить вечно, это означает, что рушится вся система ценностей, гуманность, сострадание, сочувствие становятся не нужны, время теряет всякий смысл. Если человек никогда не умрёт, зачем жертвовать собой?.. Смысл жизни и смысл смерти — взаимосвязанные вещи. Если смерть теряет смысл, то и жизнь теряет смысл.

Смысл жизни человека не в том, чтобы выжить, а чтобы сделать что-то, то есть в творчестве и в любви.

Технологии делают жизнь человека комфортнее, но не счастливее. Спасение человечества не в технологиях, а в материальном самоограничении и духовном развитии человека.

Жизнь — это труд, труд по улучшению окружающего мира, но прежде всего труд по совершенствованию собственной души. Конечная цель — научиться любить несмотря ни на что, жить в состоянии любви ко всему.

Митрополит Петрозаводский и Карельский Константин, к.мед. наук, кандидат богословия, профессор, выступил на конференции в Русской христианской гуманитарной академии 22.04.2021.

Доклад епископа Петергофского Силуана «Идеология трансгуманизма и её научное обеспечение: возможности и пределы развития»

И.В.Аксёнов сделал доклад «Прогресс и благо человека

«Эх, человек, человек. Ты возомнил себя царём природы, и на всех глядишь свысока. Но чего ты стоишь без своих машин? Хрупкую конструкцию человеческого существа сломал утяжелившийся собственным тщеславием разум. Опьянённые техническими достижениями, вы ушли от естественной жизни, тем самым лишившись изначально заложенного в вас Смысла. Отвергнув Абсолют в поисках чего-то более высшего, человечество испугалось собственного всесилия, увидев, какое зло могут принести достижения разума. Чем ты можешь гордиться, человек? Тем, что испоганил всё вокруг и убиваешь безо всякой нужды? Разве Человек — это звучит гордо?!

Ты устремляешься в дальние миры, не желая замечать того, что творится под носом; ты создал цивилизацию машин и стал их заложником; ты раб электричества и тепла, невольник систем жизнеобеспечения и транспорта; ты связан по рукам и ногам средствами коммуникации и связи, и шагу не можешь ступить без машины.

Но машины не облегчили вашу жизнь, а только лишь усложнили. Вам кажется, что свобода увеличивается вместе с возможностью планировать развитие событий. Но обилие информации не сделало жизнь проще и предсказуемее. Напротив, свобода — это непредсказуемость. Ведь никогда никто не может знать наверняка, что произойдёт в следующее мгновение. А потому строить планы глупое занятие. Подчиняться естественному ходу событий — вот высшая мудрость.

Ваша цивилизация навязывает неестественные формы существования, потому человек и чувствует себя везде и всегда несчастным. Часы и деньги — две самые вредные игрушки, изобретённые человечеством. Что может быть абсурднее лозунга “время — деньги”. Это столь же глупо, сколь и показательно для тех, кто пытается измерить свою жизнь количеством заработанных денег. Даже то, что не имеет цены, вы пытаетесь оценить. Бедные люди!»
(из моего романа «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак» на сайте Новая Русская Литература.

5 декабря 2018 года я участвовал в работе общероссийской научной конференции «Философско-религиозные проблемы биотехнологического улучшения человека». Я поинтересовался у участников конференции: насколько биотехнологическое улучшение человека сделает его счастливее, духовнее и нравственнее?

Так что же вы хотели сказать своим постом? – спросят меня.

Всё, что я хочу сказать людям, заключено в главных идеях:
1\ Цель жизни – научиться любить, любить несмотря ни на что.
2\ Смысл – он везде.
3\ Любовь творить необходимость.
4\ Всё есть любовь.

А по Вашему мнению, какой будет БИОЭТИКА ТРАНСГУМАНИЗМА?

© Николай Кофырин – Новая Русская Литература

Метки: , , ,

Комментарии запрещены.