Есть мнение, что семья учит тому, что было двадцать лет назад; улица учит тому, что сейчас; а школа должна учить тому, что будет через двадцать лет.
А кто из нас знает, каким будет будущее через двадцать лет?!
Я согласен с Альбером Камю, который говорил: «школа учит жить в мире, которого не существует».
Задача образования создать образ человека будущего.
Какой будет наша школа, таким будет и наше будущее.
Сегодня в нашей стране 56727 школ, в которых учатся 13361258 учеников. Нигде не учатся, согласно официальной статистике, 300 тысяч подростков, а неофициально бездельничают около одного миллиона!
Школу постоянно реформируют, проводят эксперименты над нашими детьми.
Сейчас школе предлагают на выбор: либо быть госучреждением и финансироваться из госбюджета, либо выбрать самостоятельность и самоокупаемость.
Не секрет, что за этим проглядывается желание переложить на родителей заботы о финансировании обучения своих детей.
Если в советские времена взращивание одного ребёнка до совершеннолетия обходилось семье в среднем по стоимости автомашины «волга», то сегодня сумма затрат составляет чуть более 140 тысяч долларов – стоимость небольшой квартиры в Москве; причём государство вкладывает лишь десятую часть необходимого.
Опыт моей работы в школе показал, что за всеми этими «экспериментами» скрывается просто желание педагогов заработать побольше. Те, кто действительно хочет передать свои знания и опыт детям, делают это бесплатно в свободное от основной работы время.
А тем, кто работает с детьми и при этом их не любит, нужно платить большую зарплату, потому что они вынуждены покупать за деньги то, что любящие детей получают даром.
Я пришёл работать в школу, чтобы осуществить на практике идею – создать «школу радости»: когда дети идут в класс с радостью, а уходят с сожалением.
Чего не хватает в отношениях учащихся и учителей — так это веры. Но более недостаёт детям любви. На уроках ученики находятся в состоянии нервного напряжения, душевного дискомфорта, и в целом радости от жизни не испытывают. Наверно, поэтому частыми становятся эксцессы с выстрелами в школе.
Когда я был учителем в школе, там проходило сразу аж два(!) эксперимента. Первый назывался «Экология и диалектика» (им руководила завуч). Второй – по нравственно-правовому воспитанию – им руководил я, создав для этого лабораторию социальной и психологической помощи, где проводил тестирование и различные исследования. Однако под давлением родителей учащихся руководство школы отказалось от этих экспериментов. Интересы взрослых оказались важнее интересов детей!
Я согласен, что надо искать, пробовать, экспериментировать. Весь вопрос КАК!
Сегодня одной из лучших в мире считается финская школа. Финны с гордостью заявляют, что они учат детей прежде всего тому, что может пригодиться в жизни. При этом, финны привлекают умные головы молодых учёных из других стран, в том числе и из России.
Сегодня Россию считают «рудником мира», в то время как США – всемирной лабораторией, а Китай – общемировой фабрикой.
Надо признать, что культурная революция в СССР дала возможность выявить множество талантов, благодаря чему и стал возможным технологический рывок.
После полёта в космос Юрия Гагарина американцы стали спешно перестраивать своё образование.
В Японии в тридцатые годы прошлого века был сделан заказ на анализ опыта СССР в плане перспектив будущего развития страны восходящего солнца. В результате образование сегодня в Японии не только начальное и среднее, но и высшее стало бесплатным и общедоступным. А у нас в России, оно, напротив, становится недоступным для талантливых детей из малообеспеченных семей. Ломоносовы при таких условиях вряд ли появятся.
Образование должно быть БЕСПЛАТНЫМ не только для одарённых детей!
Нужно создавать расширенную систему стипендий, что позволит находить и взращивать таланты!
Если в результате бесплатного образования появится хотя бы один новый Эйнштейн, затраты будут оправданы!
Образование служит ещё и цели воспитания. Конечно, знание не делает человека лучше, но в целом поднимает культурный уровень.
В школе мы приобретаем не только знания, а иногда и друзей на всю жизнь.
Тесты ЕГЭ на общие знания ничего не значат при сегодняшней доступности информации и скорости её обновления. Сегодня любую информацию можно легко получить из Интернета. Проблема в том, что ускорение научно-технического прогресса достигло таких масштабов, что знания устаревают, не успев попасть в учебник. Невозможно научиться по учебнику интернеттехнологиям, поскольку они меняются чуть ли не ежедневно.
Как источник информации школа в современном мегаполисе находится лишь на 4 месте! Если в конце прошлого века информация обновлялась раз в пятнадцать лет, то сейчас она обновляется каждые пять лет, а то и чаще.
Современные учащиеся подчас знают больше своих учителей. Что делать в такой ситуации?
В бытность студентом, я опубликовал в «Вестнике Ленинградского университета» статью «Проблема молодёжи в свете понятия «традиции» и «новаторство», в которой доказывал, что темпы научно-технического прогресса напрямую влияют на характер межпоколенных отношений, то есть на взаимоотношения отцов и детей.
Раньше главенство старших обосновывалось наличием у них опыта и знаний. Теперь скорость обновления информации столь велика, что старшие уже вряд ли могут чему-то научить молодёжь, скорее есть чему поучиться у молодёжи.
Извечный конфликт отцов и детей в информационную эпоху это очевидное превосходство «детей» над «отцами» в плане освоения новых возможностей.
Уже не старики учат молодёжь, а молодёжь учит своих родителей обращению с мобильными телефонами и компьютерами.
Сегодня учатся все, кто не хочет оказаться без работы. Обучение должно быть непрерывным на протяжении всей жизни, и не заканчиваться в школе или даже с выходом на пенсию.
Основная проблема состоит в стимулах труда, в стимулах роста – зачем, ради чего учиться?
Материальные потребности людей насыщаемы, а вот потребность в саморазвитии и самосовершенствовании не имеет предела. Поэтому стимулами обучения и труда должны стать не хорошая зарплата (хотя, и она тоже), а прежде всего реализация своего смысла жизни.
Ныне большинство выпускников школ ставит перед собой вполне прагматичные цели достижения материального достатка, причём всеми доступными средствами.
Молодёжь предпочитает жить здесь и сейчас: не жертвовать собой в ожидании светлого будущего, а наслаждаться настоящим!
Сегодня быть современным означает иметь деньги, много денег, очень много денег. Налицо явный перекос в сторону материальных ценностей.
Прагматизм и утилитаризм современной молодёжи в перспективе могут привести к духовному кризису, когда повзрослевшие люди удовлетворят все свои витальные потребности и встанет вопрос, чем жить дальше, и ради чего жить.
Знаем ли мы сами ответы на вопросы, чему хотим научить своих детей?
Когда я проводил ознакомительную встречу с первоклассниками, то предлагал посредством игры в «тепло» и «холодно» сформулировать «золотое правило нравственности» (которому, кстати, 5 тысяч лет). Так вот, первоклассники находили ответ гораздо быстрее, чем их родители. Это доказывает справедливость слов Сократа, что ЗНАНИЕ ЕСТЬ ВОСПОМИНАНИЕ!
Известно, что выдающиеся открытия были сделаны в молодом возрасте. Все революции совершаются молодыми. Поэтому науку надо возвращать в университеты, по примеру США.
Сегодня умным является не тот, кто знает больше других, а тот, кто умеет производить новое знание.
Нужно дать больше свободы для самореализации. Сегодня важно не знания передать, а НАУЧИТЬ УЧИТЬСЯ, развиваться и совершенствоваться.
Творчество, творчество и ещё раз творчество! – вот что должно быть основой обучения в школе.
Не усвоение устаревающих знаний, а получение целостного представления о законах природы и человеческого общества. И непременно с нравственной основой!
Задача школы – научить думать и понимать, творить, а не повторять!
Но сегодняшняя школа формирует послушных исполнителей, а не творцов.
Людей, стремящихся образовываться, не более 6 процентов!
Сегодня надо учить профессиям, которые ещё реально не существуют, но появятся в недалёком будущем. Надо не штамповать послушных исполнителей (которые часто наиболее востребованы работодателем), а выявлять и лелеять нестандартных творцов – новых эйнштейнов.
Никто не знает, что может вырасти из вздорного троечника, над которым все насмехаются. Альберта Эйнштейна в школе преподаватели считали ленивым, медлительным и малоспособным. «Из вас, Эйнштейн, никогда ничего путного не выйдет», – говорил учитель немецкого языка.
Когда я учился, то думал, что по мере накопления сведений они сами по себе перейдут из количества в качество и сделают меня мудрым. Я учился, но чувствовал, что умнее не становлюсь, а масса приобретенной информации не только не помогает, но даже мешает найти свой ответ. И вдруг в какой-то момент выяснилось, что все, чему нас учили об устройстве общественной жизни, была ложь. Так оказавшись один на один с реальностью, пришлось искать собственное объяснение происходящему в себе и вокруг…
Меня всегда привлекало то, что давало свободу для собственного осмысления, а потому я предпочитал рыться в книгах, а не учить заданные уроки. Преподаватели не могли не замечать моих пристрастий, хотя это невольно ставило их перед выбором: оценивать формально требуемые знания или же мою способность самостоятельно мыслить и находить то, что другим было недоступно или попросту не нужно». (из моего романа «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак» на сайте Новая Русская Литература.
А ЧТО ДАЛА ШКОЛА ВАМ?
© Николай Кофырин – Новая Русская Литература – http://www.nikolaykofyrin.ru
Метки: Николай Кофырин, образование, реформа, школа, эксперименты