РОЖДЕСТВО – БОГОСЛОВИЕ И ФИЛОСОФИЯ

31 декабря 2022 года скончался папа Римский Бенедикт XVI, который доказал, что Иисус Христос родился не 25 декабря, и не в Вифлееме, и за три-четыре года до нашей эры. В хлеву, где Иисус появился на свет, не было животных, которых обычно изображают на рождественских открытках. Однако многие упорно продолжают верить в сказку.
Так где же истина?
Накануне Рождества в Просветительском центре Феодоровского собора в Петербурге состоялась публичная дискуссия «Философия и теология: возможности диалога». Участники пытались ответить на вопросы: помогает философия и богословие научному познанию или мешают ему? это взаимоисключающие дисциплины или взаимодополняющие?


В советское время философия считалась обязательной для преподавания в высших учебных заведениях. Марксистко-ленинская философия считалась единственно истинной, а богословие лжеучением. В 1990-е всё перевернулось: многие философы остались без работы, зато открылись богословские факультеты и университеты. Хотя кто-то считает богословие мракобесием, а нынешнее время «новым средневековьем».

Кандидат философских наук Игорь Зайцев считает, что философия и богословие это две практики постижения Абсолюта. Если мы возьмём чужой язык, то тем самым возьмём и другое мировоззрение. Философия не царица наук и не общая теория познания, не она воспитывает гражданина и критическое мышление.

Протоиерей кандидат богословия и кандидат физико-математических наук Кирилл Копейкин полагает, что философский язык не адекватен религиозному опыту. Теология даёт санкцию на власть, именно для этого она и нужна.

Кандидат философских наук Денис Игнатьев убеждён, что истины философии и богословия не пересекаются. Сегодня вновь актуален вопрос: зачем нужна философия, если она ничем не помогает? Философия не может быть прибавлением к чему-то. У Канта философский факультет являлся не высшим, а подготовительным, базовым. Сегодня задача философии — научить критическому мышлению.

14-16 декабря 2022 года в Москве проходили «Алёшинские чтения», посвящённые 30-летию философского факультета РГГУ, под общим названием «Философия — как способ жить». Во время обсуждения возник вопрос: это точно про философию, а не про богословие?
Доктор философских наук, профессор Виктор Игоревич Молчанов спросил: что же это такое – философия?
Аристотель с самого начала объявил философию бесполезной с точки зрения общественной и практической значимости.
На самом деле философия одна из самых используемых практических наук, но делается это не наилучшим образом.
Начиная с пифагорейцев и Гераклита философия это производство общих (социальных) идей.
Философы производят общие идеи для общества, а для этого выбирают особую деятельность, которую трудно назвать профессией, но выражается она в единичном уме.
Философские учения могут порождать идеи, ведущие к противоестественным формам существования.
Философ Франц Брентано утверждал, что естественный источник нравственности — структура человеческого сознания.
У Гуссерля философское дело предстаёт почти как сверхестественное; естественное как нечто противоположное философскому.

Почему же религиозно-мировоззренческую рефлексию называют философией?

Есть мнение, что под видом философии происходит легитимация религиозных и секулярных установок с помощью философской терминологии. Всякая наука (-логия) движется от начал к результатам, философия же «эпистрофична», движется от концов к началам, к первичности, к до-первичности, туда, где ни Бога, ни мира, ни человека, ни имён, ни понятий. Где они ещё только возможны. Но лишь в замысле.

Богословие — от греческого σοφία (София – мастерство, мудрость) — (или теология) представляет собой комплекс дисциплин, занимающихся изучением, изложением, обоснованием и защитой вероучения о Боге, а также связанных с ним учениях о нравственных нормах. Различают также философию религии и религиоведение.

Слово «теология» утвердилось с первой половины XIII века после появления книги Абеляра «Христианская теология» и открытия в Парижском университете теологического факультета.
Первоначально теологами назвали древнегреческих поэтов, которые записали предания о богах: Орфея, Гесиода, Гомера. Позже богословами стали называть толкователей древних мифов.
У Аристотеля теология часть философии — «учение о божественном».
Стоики интерпретировали философскую теологию как изучение божественного откровения об устройстве мира.

Блаженный Августин понимал под истинной теологией «теорию, дающую объяснение о Боге».
Ориген называл первым богословом Иисуса Христа.
Климент Александрийский разъяснял, что философия для язычников дала им то же, что Закон Божий дал иудеям. «Закон и пророки в надлежащее время даны были иудеям, а греки получили философию, которая должна была подготовлять их к слушанию Евангелия». По отношению к богословию философия только «служительница» и «является подготовкой для тех, кто ищет веру через доказательства». Климент Александрийский считал, что «философия – служанка богословия».

Философы были для своего народа тем же, чем пророки для евреев. При этом в каждой философской системе содержится только часть истины, а в богословии находится вся её полнота.

Часто у святых отцов есть отрицательные высказывания о философии.
Как же святые отцы и христианские писатели понимали философию?

Для эллинистической эпохи всякая философия религиозна. И даже те, кого в то время называли «атеистами», не есть атеисты в современном понимании.

В чём различие и в чём общность богословия в сравнении с наукой и философией?

Библейские ветхозаветные мужи стояли у истоков лучших идей языческой мысли.
Отцы Церкви восприняли и переосмыслили опыт античной учёности, старались выразить положения христианской веры на языке, понятном современным им людям, и пользовались философскими и риторическими методами.
Хотя теология не может обойтись без философского понятийного аппарата, она по сути своей отлична от философии, в том числе, и от религиозной философии. Теология авторитарна; в этом смысле она является отрицанием всякой автономной мысли, в том числе и философии.

Альберт Великий и Фома Аквинский, зная о гелиоцентрической системе, считали правильным для обычных христиан верить в геоцентрическую, чтобы не подрывать авторитет Аристотеля и «вечной философии».

В средние века монополия на образование находилась в руках церкви, а само образование приняло преимущественно богословский характер. Богословами были Исаак Ньютон (1643—1727), Лейбниц (1646—1716). Имели теологическое образование Чарльз Дарвин (1809—1882), Альберт Швейцер (1875—1965), Мартин Лютер Кинг (1929—1968) и другие.

Теология была основным предметом и светской, в том числе и высшей школы. С тех пор по-прежнему за пределами России к богословию относятся как к гуманитарной дисциплине наравне с философией.

С начала XIX века в университетах появились кафедры богословия, всеобщей церковной истории, русской церковной истории, канонического права, которые чаще всего возглавляли священнослужители — кандидаты, магистры и доктора богословия, церковной истории и церковного права. Однако в XIX веке взаимодействие духовной и светской высших школ оставалось весьма ограниченным. Герцен в воспоминаниях отмечал, что в Московском университете только выпускники богословских школ хорошо и правильно понимали философию.

«Польза философии не доказана, а вред от неё возможен», утверждали в 19-м веке власти России. В 1850 году министр народного просвещения князь Ширинский-Шихматов совсем запретил преподавание философии в университетах. Философия как дисциплина, и в первую очередь западноевропейская философия, рассматривались как источник крамолы.

К началу XX века философы и богословы перестали не только понимать, но и слышать друг друга: они говорили на разных языках, пользовались разным понятийным аппаратом, апеллировали к разным авторитетам.

В советский период коммунисты объявили единственной истинной марксистско-ленинскую философию и критиковали всякую философию, кроме исторического и диалектического материализма.
За время советской власти в СССР было уничтожено преподавание богословия и церковной истории в светских высших учебных заведениях. Но сейчас появилась светская богословская специальность под названием «теология». В МГУ открыта кафедра церковной истории. Для специальности «Филология» была введена теологическая специализация с присвоением квалификации: «Филолог со знанием основ теологии».

В современной России теология долгое время не входила в государственный перечень научных специальностей. Представители православия и других конфессий добивались её включения в этот перечень.
В феврале 2008 года 225 докторов и кандидатов наук выступили за официальное признание теологии отдельной отраслью науки.
17 января 2011 года министр образования и науки России А.А. Фурсенко издал Приказ №49 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 033400 Теология (квалификация (степень) „магистр“)».

Сейчас в России 36 вузов, в том числе 21 государственный, где выдают дипломы бакалавров и магистров теологии. В Санкт-Петербурге с 1989 года работает частное образовательное учреждение «Русская христианская гуманитарная академия», где можно получить и религиозное образование. Там я поинтересовался: что отличает философию от богословия?

30 мая 2016 года приказом Министерства образование и науки Российской Федерации создан объединённый диссертационный совет «пo защите диссертаций на соискание учёной степени кандидата наук, на соискание учёной степени доктора наук Д 999.073.04 по научной специальности 26.00.01. — Теология (исторические науки, философские науки)».
В конце мая 2017 года в России была защищена первая диссертация по теологии.

Иногда кажется, что богословие даёт готовые ответы на главные философские вопросы и тем самым делает ненужными усилия философии. Другие воображают, что в христианском режиме философия становится «служанкой богословия».
В действительности богословие имеет свои предмет, подход, метод, целиком отличные от тех, какими располагает философия. А богословие укоренено в вере, оно ссылается на авторитет слова, являющего собой Откровение, её предмет — само Откровение, которое пытаются объяснить с позиций разума.
Святой Фома Аквинский признавал, что без помощи Откровения философы остались бы в неведении относительно наивысших истин или же заметили бы их с большим трудом.

Схоластики используют философию как инструмент истины, чтобы сделать выводы не философские, а богословские, и тогда философия выступает в качестве дисциплины, обслуживающей богословие.

Святые отцы часто называли богословие «нашей философией». Но категорически отрицали возможность чисто рассудочным путем получить какое-либо точное ведение о Боге. Они отвергали философию как метод религиозного познания.

«Верую ибо абсурдно». Это приписываемое Тертуллиану выражение того, что если невозможно познать, остаётся только верить. Тертуллиан обращается к «свидетельству души» самого человека, которое «действеннее любого учения, доступнее любого издания; оно больше, чем весь человек, — хотя оно и составляет всего человека.

Философия – это не просто любовь к мудрости, но система мировоззрения, включающая в себя богословие, этику, политику. С помощью рациональных средств философия создаёт обобщённую картину мира и места в нём человека.
Богословие исходит из факта – из Откровения. Философия же, рассуждающая о Боге, исходит не из факта, а из рассудочных предпосылок.
Для некоторых философов идея Бога является необходимой для того, чтобы их система была последовательной.

Различие между богословием и философией великолепно выразил Блез Паскаль в своём известном афоризме, что христианский Бог – это «Бог Авраама, Исаака и Иакова, а не Бог учёных и философов».

Философия – это не сама истина, а средство, инструмент для её понимания. Если мы попытаемся понять пути и мысли Бога, опираясь на человеческие концепции, то будем разочарованы.

По мнению Павла Флоренского, в процессе познания участвуют интуиция и рассудок. Рассудок человека с целью приближения к истине преобразуется в Разум, а интуиция, в свою очередь, преобразуется во вдохновение. Философ призывал обогащать разум интуицией, «сердечным знанием».

Сергий Булгаков был убеждён в том, что философия включает в себя компоненты веры и даже соприкасается с трансцендентным и запредельным.

Мистические откровения дело интимное. Яков Бёме пережил такие откровения и рассказал о них. Однако поверили лишь те, кто сам испытал нечто подобное. Если ты веришь в Бога, то Он для тебя существует (хотя бы субъективно).


Современный философ Григорий Померанц полагал: «Богопознание — поиск реальности, в которой все мы составляем единое целое. Есть ли оно, это целое, не расчленённое на части, то, от чего мы не можем отделиться, не умерев? Если мы ответили на этот вопрос «да» — тогда для нас есть Бог. У Бытия есть общий центр. Мы открыли его внутри себя и, открыв его, перестали быть только собой, а причастились всему мировому целому. Мы чувствуем «и в поле каждую былинку, и в небе каждую звезду…»

В XIII веке епископ Римской католической церкви Фома Аквинский на основе трудов Аристотеля сформулировал пять признаков Бога (доказательств).
Первый признак — через движение. Поскольку у каждого движения есть то, что движет, значит, должен существовать Перводвигатель.
Второй признак — причинный. У каждого явления есть причина, а значит, у всех явлений должна существовать Первопричина.
Третий признак — всё случайно существующее может и не существовать. Следовательно, должен быть Регулировщик.
Четвёртый признак — качественный. Раз есть различные формы Совершенства, Красоты, Добра, то должны быть и абсолютное Совершенство, Добро и Красота.
Пятый признак — целесообразность. Всё разумное и неразумное в мире направлено к целесообразности. Значит, должен быть Руководитель.

Позднее Фома Аквинский опроверг свои аргументы, ссылаясь на то, что человек не может познать природу Бога. Люди не могут познать природу Бога и, поэтому не могут себе его представить. Если Бог всемогущ, то он может создать существо со свободной волей (человека); а если Он всеведущ, то должен точно знать, что такое существо будет делать.
Парадокс всемогущества формулируют в виде вопроса: «Может ли Бог создать камень, который он сам не сможет поднять?»

Первое онтологическое доказательство бытия Бога было предложено философом и богословом Ансельмом Кентерберийским в 1078 году. Ансельм описал Бога, как «нечто, лучше которого ничего нельзя вообразить», аргументируя это тем, что оно существует в нашем разуме. Если более идеальное существо могло бы быть в нашем разуме, то оно также должно существовать и в реальности.

Французский философ Рене Декарт (1596-1650) опубликовал несколько вариантов своих аргументов, каждый из которых основан на том, что существование Бога непосредственно выводится из любой «ясной и отчётливой» идеи о высшем совершенном существе.

В начале восемнадцатого века Готфрид Лейбниц (1646-1716) дополнил идеи Декарта в попытке доказать, что «высшее совершенное» существо представляет собой определённую стройную концепцию.

Иммануил Кант изучал теорию пространства с физической точки зрения и доказывал существование Высшего Разума, от которого берут начало все явления жизни. Учёный считал, что, если есть материя, значит существует Бог.
При этом Кант утверждал, что доказать существование Бога невозможно: «…Мне пришлось ограничить знание, чтобы дать освободить место вере…».
Кант признавал: «На долю человеческого разума в одном из видов его познания выпала странная судьба: его осаждают вопросы, от которых он не может уклониться, так как они навязаны ему его собственной природой; но в то же время он не может ответить на них, так как они превосходят возможности человеческого разума».

Недавно специалиста по философии Иммануила Канта заведующего сектором этики Института философии РАН д.ф.н., профессора Рубена Апресяна причислили к иноагентам.
Я познакомился с Рубеном Апресяном в 2019 году на конференции «Дни философии в Петербурге», провёл с ним интервью, послушал его доклад о категорическом императиве Канта.
Институт философии РАН заявил: «В последнее время имели место попытки группы псевдопатриотов обвинить Институт в антигосударственной политической деятельности, русофобии и работе на иностранные спецслужбы….»

Помогает философия и богословие научному познанию или мешают ему?

Многие учёные признали, что исторически и археологически находят подтверждения многие положения Библии. Более того, положения Библии помогают найти подход к решению многих нерешённых проблем.

Многие выдающиеся учёные, признанные мировые авторитеты, лауреаты Нобелевской премии, были людьми глубоко верующими. Вера помогала им в познании. Любое познание без веры в собственную гипотезу невозможно.

Альберт Эйнштейн писал:
«Распространённая идея о том, что я атеист, основана на большой ошибке. Тот, кто так интерпретирует мои научные теории, не понял их.
Я не атеист. Затронутая проблема слишком обширна для нашего ограниченного разума. Мы находимся в положении маленького ребёнка, который входит в огромную библиотеку, заполненную книгами на многих языках. Ребёнок знает, что кто-то должен был написать эти книги.
Интеллект мало что может сделать на пути к открытию. Происходит скачок в сознании, назовите это интуицией или как хотите, и решение приходит к вам, а вы не знаете, как и почему.
Чем больше я узнаю о физике, тем больше меня тянет к метафизике.
Что касается материи, мы всё время ошибались. То, что мы называли материей, – это энергия, чья вибрация которой была понижена настолько, что стала воспринимаемой органами чувств. Материя – это дух, редуцированный до стадии видимости. Материи не существует.
Время и пространство – это не условия, в которых мы живём, но способы, какими мы мыслим. Физические концепции являются свободными творениями человеческого рассудка и не обусловлены, как бы это ни казалось, внешним миром.
Времени не существует – мы его выдумали. Время – это то, что показывают часы. Различие между прошлым, настоящим и будущим – лишь упрямо повторяющаяся иллюзия.
Реальность – это всего лишь иллюзия, хотя и очень стойкая.
Я думаю 99 раз и ничего не нахожу. Я перестаю думать, плыву в безмолвии, и истина приходит ко мне.
Мы – души, облачённые в священные биохимические одежды, а наши тела – инструменты, с помощью которых наши души играют свою музыку.
Когда вы изучаете жизнь самых влиятельных людей, которые когда-либо ходили среди нас, вы обнаруживаете одну нить, которая проходит через всех них. В первую очередь они согласовывались со своей духовной природой и только потом с физическим «я».
Истинную ценность человека можно найти в той степени, в которой он достиг освобождения от самости.
За долгую жизнь я понял одно: вся наша наука, соотнесённая с реальностью, примитивна и ребячлива. Мы до сих пор не знаем и тысячной доли процента того, что открыла нам природа. Вполне возможно, что за восприятием наших органов чувств скрыты миры, о которых мы даже не подозреваем.
Всё предопределено, каждое начало и конец, силами, над которыми мы не имеем контроля. Это предопределено как для насекомого, так и для звезды. Люди, овощи или космическая пыль – все мы танцуем под таинственную мелодию, которую наигрывает вдалеке невидимый волынщик.
Всё есть энергия, и это всё, что есть. Соответствуйте частоте той реальности, которую вы хотите, и вы не сможете не обрести эту реальность. Иначе и быть не может. Это не философия. Это физика.
Религия будущего будет космической религией. Она превзойдёт личного Бога и обойдётся без догм и теологии».

Другой признанный гений физик и космолог Стивен Хокинг говорил:
«Если принять во внимание все возможные константы и законы, которые должны были для этого возникнуть, то понятно, насколько малы шансы того, что Вселенная могла случайно породить такую жизненную форму как мы… Я думаю, что мысль о религии возникает всякий раз, когда мы начинаем обсуждать вопросы возникновения Вселенной».

Известный британский философ-атеист профессор философии Энтони Флю заявил «Бог есть!» По словам учёного, современные данные о строении молекулы ДНК неопровержимо свидетельствуют о том, что она не могла возникнуть сама по себе, а является чьей-то разработкой.

Фрэнсис Крик, который один из первых описал спиральную структуру молекулы ДНК, считает: «В свете знаний, которые доступны нам сегодня, единственное заключение, к которому может прийти непредвзято мыслящий человек — это признание того факта, что жизнь является результатом некоего чудесного творения, а иначе, как же можно объяснить удивительно точное взаимодействие огромного количества факторов, необходимых для зарождения жизни и её развития…»

Другой известный космолог Роджер Пенроуз, говоря лишь об одном параметре Вселенной, необходимом для поддержания в ней жизни, определяет вероятность его самопроизвольного возникновения величиной 1:( 10\10)\ 123-дробью в знаменателе которой находится число 10 , возведенное в десятую степень, а затем возведенное в 123 степень. Такие числа отрезвляют. Подумайте теперь о вероятности самопроизвольного возникновения разумной жизни. С этой точки зрения не представляется невероятной дерзостью воображать, будто за возникновением Вселенной и жизни не стоял Бог или акт творения. Наука пока не представила ни одного доказательства ложности утверждений о существовании творца.

ПО МОЕМУ МНЕНИЮ, Бог не может быть понят умозрительно и доказан логически.
Некоторые считают, что доказательств нет и быть не может, потому что о Боге можно говорить только апофатически: Он не то, и не это, и не то…

Часто приходится слышать: «Лично я ни в какого бога не верю, поскольку его существование не доказано наукой».

Поскольку Бога познать невозможно, остаётся только верить. Если ты веришь в Бога, то Он для тебя есть. Однако субъективная потребность и моральная необходимость в признании Бога ещё не доказывает, что Он существует.

Если атеист говорит «Я не верю в Бога», это означает лишь субъективное отношение к непознанному (не верю), но не отрицание этого непознанного.
Если вы говорите о Боге, но отрицаете факт Его существования («бога нет»), это отрицание есть косвенное утверждение. Ибо если Вы так утверждаете, значит, Вы точно знаете, ЧТО ТАКОЕ ЕСТЬ БОГ. А если не знаете, то как Вы можете утверждать, что Его нет?

Если Бог есть сущность другого измерения и нам трансцендентен, то вряд ли он будет доказан наукой, поскольку человеку доступны только три измерения. Поэтому невозможно ни отрицать, ни утверждать существование Бога.

Доказать существование Бога невозможно, можно лишь выразить своё отношение к данной проблеме: верю или не верю. Один хочет верить, что Бог как Высшая Справедливость есть. Другому удобнее верить, что никакого Бога как Высшей Справедливости не существует, а значит, и отвечать ни за что не придётся.

Отрицает ли атеист существование Бога? Нет, он отрицает не факт, а лишь чужие мнения, поскольку в области разума никаких умозрительных доказательств существования Бога быть не может. Постичь Бога умом невозможно, это результат Откровения. Постижение БОГА есть априорное трансцендирование, оно не может быть другим, потому что БОГ не доказуем и общение с Ним исключительно личный опыт.

«Ветер Радости» – так выразил своё понимание Бога доктор богословия и доктор медицинских наук, профессор, психотерапевт, заслуженный врач Российской Федерации протоиерей Русской Православной Церкви, настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в Юкках Григорий Игоревич Григорьев.
Я давно знаком с отцом Григорием, неоднократно бывал на его выступлениях, не раз причащался у него в храме. У нас много общего: мы ровесники, ленинградцы, служили на флоте на подводной лодке Б-641 проекта, написали литературные произведения, верим в Господа Иисуса Христа.
8 августа 2021 года я в очередной раз приехал в Юкки, чтобы причаститься и побеседовать с отцом Григорием о его новой книге «Ветер Радости», а также о целях, ценностях и смысле жизни. Недавно отец Григорий подарил мне вторую свою книгу «Ветер Радости. Что приносят нам сны».

На протяжении тысячелетий многие люди ощущали присутствие некой Силы. Её называли по-разному: Святой Дух и пр. Те, кто не чувствует этой силы, не верит в её существование. Эта вера личный опыт каждого.

Есть ли в этом мире Высшая Сила справедливости, добра и любви, которая сохраняет баланс жизни на Земле?

Скептики говорят, что раз они не видят действия этой силы, значит её нет.
Но всегда ли мы способны увидеть действие той или иной силы?
Увидеть невидимое нельзя теми же глазами, которыми мы видим физические явления или даже трансфизические, как нельзя услышать ультразвук обычными ушами.

Сейчас мы можем общаться с помощью гаджета с любым человеком в любой точке мира, да ещё и с космонавтами на орбите, а через спутник управлять происходящим на Земле. Древние иудеи посчитали бы нас богами.

Если предположить, что Святой Дух это нечто вроде «вселенского Интернета», то Откровение есть информация, получаемая в результате контакта с божественным информационным полем. Каждый из нас обладает способностью контакта (в каждом есть «божественная искра»), но не всякий умеет и хочет ею пользоваться.

Я могу привести немало случаев присутствия в моей жизни воздействия внешней ВЫСШЕЙ СИЛЫ. На что скептик, поскольку сам подобного опыта не имел, заявит: «Это всё выдумки или неправильные интерпретации».
После автокатастрофы, в результате которой чуть не умер, я стал записывать чудесные необъяснимые случаи своей жизни и окончательно оформил в романе-исследовании «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак».

«Вот я учёный-астрофизик, но это не значит, что я атеист, — напротив! Я верю в то, что все наши действия контролируются единым началом. Человек, занимающийся наукой, не менее достойный, чем занимающийся верой. Есть вера религиозная, и есть вера философская. Необходима трансформация религии посредством перехода от догматизма к творчеству, возврат к первоначальной вере и очищение от всего того, что встало между богом и человеком. А слепое принятие религиозных догм, не понимая их и не стараясь понять, может затормозить процесс, потому что этим могут воспользоваться те представители церкви, которые, как мне часто приходилось убеждаться, сами ни во что не верят.

Перед кончиной каждый задает себе один и тот же вопрос — для чего я жил? Наиболее умный спрашивает себя об этом раньше: для чего я живу? Недавно со мной произошло событие, после которого во мне все перевернулось: я ушел от чужого в себе, став чужим для других. Связь жизней постиг я своих и тайну второго рожденья, поняв вдруг, что нету чужих, средь тех, в ком ищу я спасенье. В любви скрыт Закон Божества, и в ней же есть ключ Воскресенья. Во всем есть следы торжества и Путь по следам Вознесенья. Будь верным себе самому, — мне дух без конца повторяет, — и не уступай никому, глас божий в душе сохраняя. Нет, не уходи от людей, но будь среди них, удивляя их силой любви ты своей, и злость добротой побеждая. Пусть буду для них я чужим, любви свой завет повторяя, в душе сохраню только мир, изгнанье людей принимая».
(из моего романа-исследования «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак» на сайте Новая Русская Литература

Накануне Рождества 6 января я приехал в Вырицу (посёлок Гатчинского района Ленинградской области, где часто бывают летом), чтобы посетить храм Петра и Павла и помянуть Серафима Вырицкого.

А лично Вам ближе ФИЛОСОФИЯ ИЛИ БОГОСЛОВИЕ?

Так что же вы хотели сказать своим постом? – спросят меня.

Всё что я хочу сказать людям, заключено в основных идеях:
1\ Цель жизни – научиться любить, любить несмотря ни на что
2\ Смысл – он везде
3\ Любовь творить необходимость.
4\ Всё есть любовь

© Николай Кофырин – Новая Русская Литература

Метки: , , , , , , , ,

Комментарии запрещены.