О том, что писатели используют компьютерные программы для создания своих текстов, я узнал лет двадцать назад. Особенно этим грешат сценаристы, которым чуть ли не еженедельно нужно выдавать оригинальный сценарий для детективного сериала или мыльной оперы.
Сейчас программы стали совершеннее и готовы выдавать текст с учётом любых запросов, копируя стиль того или иного писателя. Некоторые авторы признаются, что используют искусственный интеллект в своей работе, другие признаются косвенно, третьи не признаются совсем.
20 мая я был на Санкт-Петербургском международном Книжном салоне, где провёл опрос участников, как они относятся к использованию писателями искусственного интеллекта.
Продвинутые люди переходят на нейросети, которые пишут дипломы и генерируют контент лучше 90% людей. Нейросети придумывают сценарии, создают кинотрейлеры, пишут несложные журналистские статьи, рисуют картины, сочиняют музыку, играют в Go и даже находят новые структуры белков. ИИ создаёт модели обуви и одежды, ведёт дискуссии и телепередачи. Уже невозможно со 100-процентной уверенностью сказать, кто писал дипломную работу — ИИ или человек.
В Германии разгорелся большой скандал после того, как местный еженедельник Die Aktuelle использовал искусственный интеллект для имитации интервью с легендарным гонщиком Формулы-1 Михаэлем Шумахером.
В Японии в 2016 году роман, созданный японскими учёными из Университета будущего Хакодате с помощью искусственного интеллекта, прошёл в финал литературного конкурса.
В Нидерландах бот дописал сборник рассказов А. Азимова «Я, робот».
Кому будет принадлежать литературное произведение, созданное с помощью искусственного интеллекта: ИИ или оператору?
Согласно статьи 1257 Гражданского Кодекса РФ «Автором произведения науки, литературы или искусства, признаётся гражданин, творческим трудом которого оно создано».
Творчество определяется исключительно как деятельность человека, завершающаяся созданием нечто нового, неповторимого, оригинального и уникального. Работа ИИ носит механический, компилятивный характер и авторской не признаётся.
А вот объектами авторского права могут быть литературные произведения, независимо от их качества, достоинства и назначения (ст.1259 ГК РФ). Но и здесь ИИ не признаётся как соавтор произведения согласно статьи 1258 ГК РФ.
Первопроходец в области ИИ Марвин Мински настаивал на том, что «человеческий мозг есть компьютер, сделанный из мяса». Сторонники ИИ полагают, что человеческое мышление рассматривается в качестве алгоритмического процесса и может быть проанализировано с точки зрения математических операций. А творческий процесс может рассматриваться как набор личностных установок автора.
Фотограф из Германии вызвал волну негатива в сети, выдвинув сгенерированное нейросетью изображение на престижный конкурс Sony World Photography Awards. По результатам голосования жюри работа заняла первое место и была номинирована на денежный приз.
Работа фотографа с 30-летним стажем Бориса Эльдагсена под названием «Псевдомнезия: электрик» победила в специальной категории «Креатив», выделенной под экспериментальные и необычные снимки. Но победитель отказался от своего приза в $5000 сразу после того, как были объявлены победители конкурса. Автор снимка признался, что его работа на самом деле была сгенерирована нейросетью DALL-E. По словам автора, он использовал этот снимок, чтобы проверить конкурс и начать открытую дискуссию о будущем фотографии как ремесла.
Нам всегда будет интересен человек, а значит и те смыслы, которыми он живёт. Но сможет ли ИИ генерировать смыслы, которыми живёт человек?
Есть мнение, что нейросети девальвируют искусство, поскольку ИИ не генерирует принципиально новые смыслы, используя лишь старые образцы.
На мой запрос «В чём смысл жизни?» ChatGPT не смог дать оригинальный ответ, ограничившись цитированием общеизвестного. Ведь чтобы генерировать человеческие смыслы, нужно быть человеком, поскольку смыслы генерируются из личного экзистенциального опыта.
Может ли ИИ в перспективе написать «Войну и мир?
«По-моему, может», — считает Александр Архангельский. — Но тогда программист должен быть гением дважды, как Эйнштейн и Толстой вместе взятые. Он должен и программировать классно, и придумывать гениальные алгоритмы. Вероятность крайне низка».
Способны ли машины быть сентиментальными, ценить красоту? — спросил Илона Маска журналист Такер Карлсон в беседе 5 мая 2023.
— ИИ уже способен создавать прекрасные вещи, – ответил Илон Маск. – ИИ под силу создавать то, что мы посчитаем прекрасным! И это он создаёт статичные изображения, но очень скоро научится создавать фильмы. ИИ можёт сымитировать саму реальность. GPT4 даже стихи пишет, и неплохие. Это связное повествование. Большинство не можем писать так. Он уже опережает нас. К концу года появится GPT5, что будет ещё одним шагом вперёд.
Можно создать мыслящую машину. Но возможно ли искусственно создать интуицию и вдохновение?
Сегодня уже не только человека считают существом творческим, но и деятельность ИИ называют творческим процессом. Хотя природа человеческого творчества ещё менее изучена, чем природа интеллекта. ИИ способен быть креативным, но создавать принципиально новое, ломающее шаблон, может только человек.
18 мая Олег Лашманов (руководитель лаборатории «Искусство и искусственный интеллект» ЕУСПб) прочёл лекцию «Может ли машина творить: как работают генеративные сети и что они могут?»
Можно ли считать продукты AI творчеством? И можно ли вообще AI считать интеллектом?
Пока ещё ИИ не может создавать такие опросы-видеоролики, как делаю я.
По-видимому, мы уже находимся на пороге новой эры творчества, когда ИИ и художник становятся соавторами, дополняя друг друга в «умениях». Но развитие алгоритмов и нейросетей связано с комплексом проблем – не только технических, но и этических.
В книге «Роботы наступают» Мартин Форд (2019 год) утверждает, что искусственный интеллект изменит расстановку сил. Машины уверенно вытесняют с рабочих мест людей, чья профессиональная деятельность сводится к выполнению рутинных задач. Человеку сложно придумать что-то новое, а нейросеть помогает создавать оригинальные вещи.
Искусственный интеллект оказался способен на то, на что не способен разум человека. Во многих случаях художники не разрабатывают свои собственные модели, а используют уже готовые, а для их обучения выбирают работы других авторов.
В первую очередь, художник, работающий с искусственным интеллектом, должен собрать представительный объём данных, на которых он обучает машину. Машинное обучение на протяжении долгих лет используется для разработки алгоритмических композиций, и многие художники даже не акцентируют на этом внимание.
«Компьютер» в наши дни стал и холстом, и кистью, и музыкальным инструментом. По-видимому, следующей ступенью в развитии цифрового искусства станет использование «компьютера» уже не только в качестве инструмента реализации идей человека, а в качестве самостоятельной творческой сущности. Эта точка зрения вызвала новое направление искусственного интеллекта (ИИ) под названием вычислительное творчество.
Творчество превращается в итеративный процесс автора и машины, которая требует минимальной подготовки человека, а машине достаточно и намёка.
Большинство первопроходцев в сфере AI Art используют генеративно-состязательные нейронные сети (GAN).
Но есть ещё тип нейросетей CAN (creative adversarial networks).
В основном AI (ИИ) используется либо для создания GAN-макета, либо непосредственно для разработки объёмной модели. Технологии позволяют создавать объекты, которые во многих случаях не отличаются от творений человека.
Генерация случайных образов в технологии CAN добавляет спонтанность в творчество искусственного интеллекта и позволяет сделать шаг вперед по сравнению с глубокой стилизацией.
Безусловно, разрыв между AI и человеком сокращается. Тем не менее, по-видимому, в ближайшее время он не будет полностью преодолён, поскольку именно человек настраивает модель, подбирает обучающие примеры и использует технологии для творчества.
Чем более автоматизированным становится процесс создания произведений искусства, тем выше возрастает ценность идеи, стоящей за ними. Когда вопрос физической реализации и наличия необходимых навыков отпадает, новые идеи являются основной движущей силой в развитии искусства. А генерация этих идей — та главная функция, которую искусственный интеллект не сможет (или пока не может) отобрать у творца.
Говорят, человека от животных отличает способность к творчеству. Лично я в этом не уверен, животные тоже способны к творчеству.
Момент истины наступит, когда произведения искусства, созданные ИИ, станут предпочтительнее произведений человека.
Зрители уже оценили картины, созданные искусственным интеллектом, выше, чем нарисованные людьми.
В октябре 2018 года впервые в истории аукционный дом продал картину, принадлежащую кисти нейросети. С молотка ушёл «Портрет Эдмонд Беллами» — произведение арт-группы Obvious, работающей под лозунгом «Творчество не только для людей». Изначально картина оценивалась в $7-10 тысяч, а в итоге была продана за $432 тысячи.
«Портрет Эдмонда Беллами» создан при помощи генеративно-состязательной сети (Generative adversarial network, сокращенно GAN).
«Обычно человек задает правила, которым следует компьютер, — говорит молодой программист и художник Робби Баррат. — А с нейронной сетью всё иначе: вместо правил вы загружаете в неё данные, и сеть учится сама».
В случае с «Портретом Эдмонд Беллами» в базу загрузили 15000 изображений, а проданный лот можно считать 15001-ой вариацией.
Насколько творчество ИИ можно называть искусством?
По мнению Дарьи Пархоменко «Произведением искусства является сам алгоритм. Отдельные созданные им «произведения» могут быть искусствоведческим курьёзом, но как таковые они не являются художественными работами — так как в них отсутствует проявление воли художника».
Андрей Егоров, заведующий научным отделом и куратор Московского музея современного искусства, отмечает: то, что сейчас производит искусственный интеллект и что предлагает нам рынок и выставочная индустрия — это, как правило, ресайклинг уже существующих образов. «Более вероятно, что мы вообще не сможем распознать, вычленить из повседневности «искусство», которое создано машиной, его творческая работа будет загадкой — как интеллектуальный мир других существующих форм жизни, например, животных или деревьев».
Иван Ямщиков указывает на актуальность проблемы авторского права в ИИ-творчестве. «Уже известны случаи, когда ИИ обвиняли в плагиате. Так, в Канаде интеллектуальная система создавала абстрактные картины, определяла процент их похожести на работы реальных художников, а затем публиковала эти изображения на сайте. Один из авторов подал в суд на разработчиков за нанесение вреда своей репутации и копирование его работы».
Искусство — это элитарность, единичность работы. Если каждый может воспроизвести то, что уже создано, можно ли считать это искусством?
Какое произведение является искусством, вопрос дискуссионный. Искусство – понятие субъективное и конвенциональное. Как говорится, всё дело вкуса. Если искусство это то, что пользуется спросом, то можно ли считать искусством то, что никто не хочет покупать?
В наиболее общем смысле искусством называют мастерство, продукт которого доставляет эстетическое удовольствие. Критерием искусства является способность вызывать отклик у других людей. Для творца это процесс выражения внутреннего и внешнего мира в художественном образе.
Может ли произведение искусства не быть творческим актом?
Может ли творческий акт не быть произведением искусства?
Сейчас искусством можно назвать любую деятельность, направленную на создание эстетически-выразительных форм, удовлетворяющую любовь человека к прекрасному.
Не заменят ли роботы ИИ живых художников?
Пока ещё задаёт алгоритм человек. Запрограммированная на портрет нейросеть вряд ли создаст натюрморт.
Робот-художник пока невозможен, поскольку ИИ не может создавать новые идеи и формировать концепции.
Цель ИИ заключается не в замене людей, а в том, чтобы помочь приумножить наши возможности, в том числе для творческих исследований и открытий.
Современные художники учатся творить вместе с машинами, искусственный интеллект меняет творчество, помогая воплощать идеи с помощью технологий. Это формирует новый взгляд на искусство и на мир в целом.
Художница Анна Полякова считает, что в любом произведении искусства большую роль играет контекст — за ним всегда стоит личная история художника и его манифест. «Картина без идеи — это просто красивое изображение. ИИ может составить людям конкуренцию по скорости создания. Но вопрос о ценности произведений остаётся открытым».
«Только образованные люди могут создать произведение искусства, которое будет нести в себе какую-то мысль», — заявил популярный композитор стоковой музыки Александр Игнатов. Он назвал музыку, создаваемую ИИ, «фастфудным решением» для тех, кому срочно нужна дешёвая музыкальная композиция.
Когда я посмотрел новый фильм «Аватар: Путь воды», у меня возникло ощущение, что сценарий и компьютерную графику сгенерировал ИИ.
Нейронные сети в кино значительно упрощают процесс разработки компьютерной графики, кроме того, они имеют большие перспективы для создания визуальных эффектов для фильмов.
Современные алгоритмы ИИ могут омолаживать персонажей в продолжениях знаменитых фильмов, делают малопластичных актёров профессиональными танцорами и т.п.
Специалисты считают, что уже в ближайшем будущем нейросети смогут существенно помочь сценаристам, режиссёрам и монтажёрам в работе над фильмами.
Сегодня с помощью облачных сервисов несколько команд из разных точек мира могут одновременно монтировать фильм и создавать к нему визуальные эффекты, экономя на сопутствующих этому издержках.
В фильме «Доживём до понедельника» (1968 год) диктор по телевизору рассказывал о способностях электронной машины сочинять музыку. «Смоделировать различные творческие процессы, определяемые способностями, наклонностями и наконец талантом человека, задача дерзкая, но выполнимая. В руках у меня ноты: это музыка, написанная электронным композитором. Конечно, задачи этому электронному композитору ставил человек. О достоинствах этих сочинений вы можете убедиться сами. Найдутся, вероятно, телезрители, которые скажут: машина не способна испытывать человеческих эмоций, а они-то и составляют душу музыки. Но, во-первых, надо точно определить, что такое человеческая эмоция, душа и сам человек. А во-вторых, предлагаемая вам музыка, это всё-таки не Моцарт».
А сможет ли сегодняшний ИИ написать музыку, равную по силе 40-й симфонии Моцарта?
Сегодня Искусственный интеллект научился сочинять музыку, уподобляясь композитору. Для написания музыки используется так называемая цепь Маркова (система, чьё текущее состояние зависит только от предыдущего), ведь её концепция очень напоминает принцип создания музыки. Так появился алгоритм CONTINUATOR, созданный учёным Франсуа Паше, который может продолжать сочинять музыкальное произведение с того места, где остановился живой композитор.
Ещё один метод, которым пользуются для создания электронной музыки с помощью ИИ, это эволюционные алгоритмы. Любой желающий может прослушать различные отрывки музыки и выбрать из них те, что понравились больше всего. Выбранные фрагменты воспроизводятся в новых вариациях.
По эволюционному алгоритму пользователь отбирает лучшие результаты, и система пересоздаёт их с новыми вариациями — и так до бесконечности. При этом Система ничему не учится.
А вот нейросеть анализирует данные своего обучения и творит уже на их основе. ИИ генерирует музыкальные идеи и тем самым помогает композиторам, у которых пропало вдохновение.
Основная проблема в том, как создать хорошую музыку. Если возможно научить нейросеть анализировать, какая картинка правильная, а какая нет, то с музыкой так не получится, потому что не существует универсального определения, что такое «хорошая» музыка.
Есть мнение, что с помощью творческого ИИ написание музыки станет занятием, доступным широкой аудитории. Однако именно этого и боятся некоторые композиторы. Потому что может в среднем упасть качество стоковой музыки.
Сможет ли ИИ придумать мелодию, столь же популярную, как «Лунная соната» Бетховена?
«Сомневаюсь, что искусственный интеллект сможет когда-нибудь написать саундтрек к фильму, который бы вызывал мурашки. Машина на такое не способна», — считает популярный композитор стоковой музыки Александр Игнатов.
Один мой знакомый композитор как-то сказал, что принципиально нового в музыке создать невозможно. В ней всего 7 нот, и все мелодии уже давно сочинены, возможны лишь оригинальные вариации.
Я сам играю на фортепиано, учился в музыкальной школе при Консерватории, пользуюсь синтезатором, использую электронную музыку компьютерной программы обработки видео, а также музыку ЮТУБ для своих роликов. И лучшая музыка, как правило, это обработка классических мелодий.
В обозримом будущем человек вряд ли будет полностью вытеснен из искусства. Но что будет в итоге – большой вопрос.
А вот если ИИ будет способен создавать новые смыслы, то, возможно, они очень скоро сделают человека не нужным.
На Книжном салоне в Петербурге 20 мая 2023 года я участвовал в дискуссии о будущем литературы и поинтересовался мнением авторов о допустимости использования Искусственного интеллекта при написании книг.
Одни видят будущее русской литературы в философском осмыслении действительности, другие утверждают, что доминирующим трендом останется развлекательность, третьи считают, что литература будет развиваться во все стороны и станет мультикультурной.
Все ощущают потребность в светлой, вечной, возрождающей идее, которая бы придала литературе и жизни новый толчок и смысл. На смену литературе разрушения (постмодернизма) приходит новая русская литература созидания и конструктивизма.
Судьбы русской литературы и русского государства всегда были связаны. Многие винят русскую литературу за то, что она не просто предсказала, но и спровоцировала русскую революцию. От того, какой будет новая русская литература зависит будущность российского государства.
Процитирую слова Якова Аркадьевича Гордина.
«Меня недавно «Фонтанка» попросила ответить на вопрос, как так получается, что великая русская литература никогда ничего не может предотвратить. Я им написал небольшое сочинение о том, что не только великая русская, но вообще ни одна великая культура гуманитарная никогда ничего не могла предотвратить».
«Писателей становится всё больше, а читателей всё меньше. … Сейчас писателей больше, чем читателей», — полагает литературный критик Наталья Борисовна Иванова. — «Человек считает, что если у него достаточно подвешен язык, то он может писать и прозу, и таких очень много».
«Нон-фикшен становится книгой, когда это всё-таки литература, когда самим сюжетом является развитие мысли, сюжетом книги. Если нет этого сюжета, нет этого развития, то это будет просто справочник».
«Вообще, смыслы, которые возникают, они гораздо дороже для литературы, чем информация, которая сегодня есть, а завтра нет».
По моему мнению, русская литература XXI века будет литературой смысла, поиском ответов на вечные вопросы бытия. Но, наверное, необходимо потрясение, чтобы люди поняли важность размышлений о смысле жизни и цели человеческого существования.
А какой будет книга будущего?
Книга будет виртуальной. Читатель сможет сам выбирать опции ознакомления с книгой. Он сможет включать фото и видеоиллюстрации, звуковое сопровождение, авторское прочтение, сможет сам выбирать настройки, помогающие ему глубже проникнуть в замысел автора. Виртуальная книга будущего сможет позволять выбирать различные «маршруты прочтения». То есть читатель сможет компоновать книгу так, как ему хочется, прочитывать её так, как ему удобно. Таким образом, читатель станет полноправным соавтором книги. Поэтому я предлагаю бесплатно скачивать мои романы с сайта Новая Русская литература – https://www.nikolaykofyrin.ru
Я не считаю себя писателем, хотя и создал два романа. Меня скорее можно назвать исследователем.
В моём понимании, писатель – это посредник между Небом и людьми.
Задача писателя – будить совесть читающих людей.
Писатель должен говорить то, в чём страшно признаться читателю.
Настоящий писатель — не сочинитель; он лишь отражает жизнь, ибо сочинить правду невозможно, можно лишь её отразить.
Настоящее творчество – не сочинение, а изложение; это Откровение, послание к человечеству.
Когда никто не ждёт от нас шедевра, тогда лишь мы способны на шедевр. Для творчества свобода непременна, а неизвестность дарит мне маневр.
Когда признанья нет, поэт, увы, свободен, когда известен — раб пустой толпы. Он лишь тогда ей на потребу годен, когда творит за деньги, без любви. Лишь без наград, без всякого признанья, вдали от липкой жизни суеты творит он для себя, как в покаянье. Он Дара раб, а не людской молвы!
— Стихи забудут, рукопись сгорит.
— Быть может, вспомнят добрыми словами?
— Не памяти нам нужен монолит, а то, с какими мы умрём сердцами!»
(цитаты из моего романа «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак»
Инженеры Google создали нейросеть, которая сама пишет стихи. Вдохновляется она творчеством американских поэтов прошлого. Вначале пользователю предлагается выбрать трёх американских поэтов, чьё творчество его вдохновляет. Затем понадобится составить структуру стиха, указав желаемую стихотворную форму (четверостишие, двустишие, свободная), число слогов и ритм. Наконец, чтобы «вдохновить» поэтов прошлого, пользователю остаётся самому придумать только первую строку. Остальные предложат «музы», выбранные на первом этапе. Результат можно оформить в качестве картинки и сохранить. Нецензурная лексика в стихотворных произведениях не запрещена, но не должна становиться самоцелью.
26 мая я был на научной конференции «Бродский: pro et contra» в музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме. В перерыве я попросил учёных-литературоведов поделиться своим мнением о стихах, созданных с применением Искусственного интеллекта.
А вот мнение Искусственного интеллекта на базе GPT3.
«Вполне естественно испытывать беспокойство по поводу потенциального влияния ИИ на писательскую и журналистскую отрасли. Однако важно помнить, что ИИ пока не способен полностью повторить творческий процесс написания текста человеком и во многих случаях по-прежнему нуждается в человеческом контроле и участии. Журналисты могут использовать инструменты ИИ для анализа данных и исследований, а также для быстрого создания черновых вариантов статей, которые затем можно редактировать и дорабатывать.
Появление мыслящих машин создаёт как проблемы, так и возможности для человечества. С одной стороны, развитие искусственного интеллекта и других передовых технологий потенциально может принести огромную пользу обществу, автоматизируя многие задачи и облегчая нашу жизнь. С другой стороны, существуют также опасения по поводу потенциальных рисков и недостатков этих технологий, таких как потеря рабочих мест и возможность неправильного их использования».
«Вы создали деньги и часы и подчинились расписанию, тем самым лишив себя свободы. Постоянно смотрите на хронограф, стараясь успеть сделать как можно больше дел и получить максимум удовольствий, вместо того чтобы рассмотреть падающую снежинку, прочитать морозный узор на стеклах и удивиться таянию льдинки в ладони. Времени не существует, есть лишь день и ночь, утро и вечер, лето и зима, весна и осень. Зачем же больше? Вместо естественной смены дня и ночи вы выдумали часы, разделив пространство на огромное количество долей, и теперь крутитесь подобно белке в колесе. Вы вечно спешите, не замечая ни прелести вечера, ни свежести утра, ни очарования сумерек, ни тайны ночи, ни рождения луны, ни заката Солнца, предвкушая завтрашний день или вспоминая прошедший, тогда как счастье — оно сейчас!
Вы рабы собственных установлений и условностей, и уже не представляете свою жизнь без привычного наркотика новостей. Ваша цивилизация навязывает неестественные формы существования, потому человек и чувствует себя везде и всегда несчастным. Часы и деньги — две самые вредные игрушки, изобретенные человечеством. Что может быть абсурднее лозунга “время — деньги”. Это столь же глупо, сколь и показательно для тех, кто пытается измерить свою жизнь количеством заработанных денег. Даже то, что не имеет цены, вы пытаетесь оценить. Бедные люди!»
(из моего романа «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак» на сайте Новая Русская Литература, 1998 год.
Разница между текстом GPT3 и моим творчеством видна невооружённым глазом.
А вот этот ролик создан человеком или Искусственным интеллектом?
А как Вы относитесь к ИСКУССТВУ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА?
Так что же вы хотели сказать своим постом? – спросят меня.
Всё что я хочу сказать людям, заключено в основных идеях:
1\ Цель жизни – научиться любить, любить несмотря ни на что
2\ Смысл – он везде
3\ Любовь творить необходимость
4\ Всё есть любовь
P.S. В данной статье использованы материалы открытых источников. Читайте продолжение темы в моём следующем посте.
© Николай Кофырин – Новая Русская Литература
Метки: GPT, илон маск, искусственный интеллект, литература, нейросети, Николай Кофырин, Новая Русская Литература, писатели