17 сентября 2024 года был опубликован проект Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации «Об утверждении профессионального стандарта «Писатель». Настоящий приказ вступает в силу с 1 марта 2025 г. и действует до 1 марта 2031 г. Объясняется это тем, что литература в России сегодня «становится делом государственной важности, поскольку оказывает прямое влияние на решение важнейших проблем в жизни страны, на духовно-нравственное, культурное воспитание людей».
28 сентября 2024 года я был на презентации новой книги «Порядок слов» в магазине «Буквоед» в Петербурге. Автор — известный актёр и театральный режиссёр, лауреат многочисленных литературных и театральных премий, музыкант, телеведущий и писатель Евгений Гришковец. Перед началом я провёл небольшой опрос: нужен ли «стандарт писателя»?
https://vk.com/video1243120_456243936
Проект Закона разработала Ассоциация союзов писателей и издателей России. Участвовали также Литературный институт имени Горького, Союз писателей России, союзы писателей Москвы и Санкт-Петербурга и ряд других организаций.
Спрашивается, ЗАЧЕМ?
Председатель Ассоциации союзов писателей и издателей России, первый зампред Комитета Госдумы по культуре писатель Сергей Шаргунов объясняет: «Становясь лидерами общественного мнения, ведя важную работу по воспитанию читателей, писатели нуждаются в выстраивании действенной поддержки современного литературного творческого процесса, в повышение престижа профессии писателя в обществе».
В соответствии со «стандартом писателя», прозаики, поэты, драматурги и литературные критики в России должны иметь высшее образование, уметь находить интересные темы и развивать их, использовать богатство русского или родного языка, знать особенности литературного процесса, а также историю России и всеобщую историю.
Несколько раз поднимался вопрос о проверке знаний и прохождении некой государственной аттестации на соответствие профессиональному стандарту.
Все ли называющие себя «писателем» будут соответствовать «стандарту»?
Сергей Шаргунов говорит, что у стандарта «рекомендательный, а не обязательный характер», он нужен не для прохождения аттестаций, а для работодателя, который сможет опираться на стандарт как на минимальные требования к соискателю. Профессиональные стандарты писателя дадут «возможность более широко решать вопросы социальной защиты писателя, стажа, пенсий, пособий, льгот и т. д. Сегодня писатель социально не защищен, это надо исправлять».
В Национальном реестре профессиональных стандартов, который утверждается правительством, 80 страниц. Там есть разные профессии, нет только ПИСАТЕЛЯ.
С принятием профстандарта прозаики, поэты, драматурги и прочие литературные деятели впервые смогут рассчитывать на трудоустройство по специальности «Писатель», а значит, смогут получать социальные гарантии, например выплаты по больничным, пенсии.
Предлагается разделить писателей на несколько категорий в зависимости от жанра письма: прозаиков и поэтов, драматургов и деятелей в области словесного искусства и литературного творчества.
Многие признанные писатели прокомментировали идею «профстандарта».
Писатель-фантаст Сергей Лукьяненко считает новый стандарт в существующем виде «бюрократической глупостью». «Нашумевший документ — удивительное порождение бюрократии государственной и творческой, симулякр (люблю это слово) сталинских «творческих союзов», которые, к слову, были куда полезнее и разумнее устроены, чем наши нынешние. …
Я вообще с иронией огромной отношусь к попыткам регулировки творческой деятельности с помощью бюрократических методов. Я понимаю, что любому бюрократу и чиновнику очень хочется зарегулировать всё и вся. К счастью, такого не бывает. Это понимала даже советская власть, и при том, что именно в Советском Союзе был создан Литературный институт, никаких принципиальных требований к писателям не было. … И я знаю огромное количество людей, закончивших литинститут и не создавших ничего, хотя бы в малой мере являющегося литературным произведением, творчеством».
У самого Сергея Лукьяненко профильного высшего образования нет — по профессии он врач.
Михаил Булгаков тоже был врач, как и Антон Павлович Чехов.
Лев Толстой «по стандарту» тоже вроде бы не соответствует званию Писатель, поскольку Университет не закончил.
Михаил Шолохов вообще с четырьмя классами образования.
Иосиф Бродский не закончил восемь классов, но стал Нобелевский лауреатом по литературе. Когда на суде Бродского спросили: «Кто причислил вас к поэтам?», Иосиф ответил: «А кто причислил меня к роду человеческому?»
В фильме «Асса» есть эпизод, когда директор ресторана спрашивает Виктора Цоя его специальность. Друг за него отвечает: «Он поэт, он на белом свете живёт».
Ректор Литературного института им. Горького, писатель Алексей Варламов, возглавивший рабочую группу по подготовке стандарта, заявил: «Звучит ужасно — “писательский стандарт”. Режет ухо любому здравомыслящему человеку», — говорит Варламов. Однако добавляет: «Законы у нас таковы, что если нет стандарта — нет профессии, если нет профессии — нет социальных прав».
Писатель Павел Басинский полагает: «Меня вполне устраивает запись в моём дипломе выпускника Литинститута – «литературный работник». Вопрос, на самом деле, очень простой. Быть профессии «писатель», как есть профессии «артист», «художник», «композитор», или – не быть? Мне кажется, ответ на него очевиден. Надо только нос поменьше к потолку задирать».
Главный редактор издательства «Альпина Паблишер» Сергей Турко считает, что не сильно важно, есть у автора высшее образование или нет. «Если речь идёт о художественной литературе, писателю не нужно высшее образование. Нужен только талант. Чтобы оценить талант, достаточно видеть текст автора и более ничего. Если речь идёт о нехудожественной литературе, автору нужно иметь знания и опыт, тут высшее образование не помешает. Но тоже не обязательно. … Разработка подобного стандарта — классический пример излишнего регулирования сферы, которая в регулировании не нуждается».
Писатель Евгений Сидоров (первый секретарь Союза писателей Москвы): «Cамо слово «стандарт» исключает «индивидуальность», и их содружество, конечно, является нонсенсом в философском смысле, но бывает простой и бедной правдой в бытовой жизни».
Писатель Евгений Водолазкин: «На мой взгляд, обсуждаемый документ не должен содержать требований, предъявляемых к писателю. Например, необходимость иметь высшее образование: за плечами Лескова было лишь четыре класса орловской гимназии. Это первое. Второе: подтверждение принадлежности к профессии писателя не должно носить обязательного характера. К нему могут прибегать лишь те, кто в этом заинтересован».
Главный редактор журнала «Роман-газета» писатель Юрий Козлов: «Бессмысленно спрашивать, нужен или не нужен профстандарт у коммерчески успешных авторов, каких в России сегодня единицы. Они вспомнят Сталина, цензуру и преследования Иосифа Бродского. Профстандарт необходим добывающим хлеб «в поте лица своего» в различных организациях писателям для защиты их трудовых прав и положения в обществе. В то же время хочу заметить, что это только первый шаг. На очереди – возвращение утраченного имущества Литфонда, принятие закона о творческих союзах, разработка базового издательского договора, обеспечивающего достойные гонорары писателям».
Но чтобы получать «достойные гонорары» и прочие льготы, писателям нужно будет высказывать мнения, которые требует работодатель или власть, даже если расходятся с собственным мнением — расплачиваться идеологической лояльностью.
08\10\2024 я провёл интервью с главным редактором журнала «Нева» писателем А.М. Мелиховым. Нужен ли писателю стандарт? зачем, кому это нужно?
ПО МОЕМУ МНЕНИЮ, называть квалификацию литератора словом «стандарт» уничижительно. Писатель гордится тем, что мыслит оригинально. Сказать об авторе, что он «стандартный писатель» – это оскорбление!
Бездарность, как известно, пишет по прописям, а великий всегда идёт против течения.
Какие вообще «стандарты» могут быть в вопросе художественного творчества? Главное – было бы вдохновение. Каждый художник тем и ценен, что своеобразен и неповторим. Гениальность вне стандартов!
Введение «стандарта писателя» это по сути первый шаг к разделению литературы на официальную и неофициальную, как это было в 1930-х с появлением Союза писателей СССР.
Вновь появились «литературные генералы», желающие руководить литературной жизнью и направлять литературный процесс в нужную им сторону.
Не хочется думать, что профстандарт «писатель» нужен для того, чтобы трудоустроить выпускников Литературного института. Если слово «писатель» приобретёт формально-юридическое значение профессии, то для многих людей других профессий, пишущих книги (например, для философов или юристов) называть себя писателем будет неудобно.
Я вот не считаю себя писателем, хотя создал два больших романа и 1154 вирши. Мне не нужно это звание – я по сути исследователь. Вот уже двадцать лет веду в интернете «Дневник НЕписателя» на сайте Новая Русская Литература.
Создаётся впечатление, что цель «профстандарта писателя» – обеспечить жизненный и бытовой комфорт прихлебателей, а вовсе не выведение литературы на высокий уровень.
Очевидна цель – сделать «послушных писателей», которые будут писать то, что им прикажет власть.
Разумеется, бюрократы «продавят» стандарт для писателей. Очевидно желание властителей поставить под контроль литературный процесс, чтобы они могли властвовать над умами читателей. Государство-левиафан хочет подчинить всех и вся. Такие попытки уже были в СССР, и крах их всем известен.
В СССР писателя хотели сделать работником по строительству социализма. К чему это привело – общеизвестно. Зачем же опять наступать на грабли и повторять неудачный опыт СССР?
Некоторые ещё помнят всех этих сартаковых и марковых, издававших свои писания стотысячными тиражами, которые потом всучивались в качестве «нагрузки» читателям в «книжных наборах». Они прямиком отправлялись в макулатуру, поскольку за 20 кг сартаковых можно было получить 1 подписной томик Михаила Зощенко или Джека Лондона, или «Королеву Марго».
Хорошая иллюстрация разложения советских писателей дана в фильме Глеба Панфилова «Тема», где главную роль исполнил Михаил Ульянов. Потратив полученный аванс, незадачливый писатель всеми способами безуспешно пытается найти тему для написания книги.
Сегодня писателем может назвать себя каждый, опубликовавший свой опус за собственные средства. Издавшие пару книг авторы гордо именуют себя «коучами» и за большие деньги начинают читать лекции и вести курсы, как стать гениальным писателем и написать шедевр – этакие «Остапы Бендеры от литературы». Предприимчивые прохвосты и бездари всеми правдами и неправдами вступают в союзы писателей, чтобы потом показывать удостоверение – смотрите, я, мол, писатель.
Настоящему Писателю не нужно удостоверение его профессии, это нужно бездарям. Вспоминается эпизод из романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», когда Коровьев и Бегемот решили пройти в писательский ресторан.
– Ваши удостоверения, граждане, – сказала гражданка.
– Помилуйте, это, в конце концов, смешно, – не сдавался Коровьев, – вовсе не удостоверением определяется писатель, а тем, что он пишет! Почем вы знаете, какие замыслы роятся у меня в голове? Или в этой голове?
– Чтобы убедиться в том, что Достоевский – писатель, неужели же нужно спрашивать у него удостоверение? Да возьмите вы любых пять страниц из любого его романа, и без всякого удостоверения вы убедитесь, что имеете дело с писателем. Да я полагаю, что у него и удостоверения-то никакого не было! Как ты думаешь? – обратился Коровьев к Бегемоту.
– Пари держу, что не было, – ответил тот, ставя примус на стол рядом с книгой и вытирая пот рукою на закопченном лбу.
Михаил Булгаков в романе «Мастер и Маргарита» очень красочно живописал ту «литературную мафию» в лице председатель Берлиоза, критика Латунского, литератора Лавровича, Аримана и многих других, которая жива и сегодня.
В сентябре 1998 года, прогуливаясь в посёлке Репино, я набрался смелости зайти в полуразрушенное здание дома отдыха писателей. Первым, кто мне повстречался, был Максим Горький. Обветшалый памятник скорбно стоял у входа – он единственный сторожил руины когда-то созданного Дома отдыха для писателей. После распада СССР дом отдыха пришёл в запустение. Все 90-е годы прошлого века дом безжалостно разрушался, пока здание и прилегающую территорию не купил предприниматель. Памятник Горькому новые хозяева снесли. После реставрации бывший дом отдыха писателей стал СПА-отелем Residencе 5 звёзд. Если бы члены союза писателей отдыхали в таком комфорте, они бы каждый год, наверное, выдавали шедевр масштаба «Война и мир» или «Братья Карамазовы».
Помню, как в конце 1990-х меня агитировали вступать в Союз писателей. Обещали публикацию книг, хорошие заработки, отдых в санатории. Вступление в союз гарантировало, что твой опус опубликуют, получишь приличный гонорар, а твою книгу через коллектор распространят по всем библиотекам страны. На самом деле это была синекура для бездарей.
Мнения писателей, издателей и читателей о гениальности писателей на Книжной выставке 04.03.2021 в Петербурге
Сегодня никто не рассматривает писательство как самопожертвование. Никто уже не ставит себе целью, чтобы его читали через 100 лет.
Сто лет назад Дмитрий Мережковский в статье «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» писал:
«Есть два средства овладеть вниманием толпы: во-первых, написать истинно гениальное произведение. Но на это способны один или двое в целом поколении, да и те работают почти всегда бескорыстно. Другое, столь же верное и более легкое: угождать низшим потребностям толпы. И чем ниже потребности, удовлетворяемые книгой, тем обширнее круг читателей, тем быстрее почти волшебное обогащение людей, продавших толпе даже самый крошечный талант. Таким образом гонорар становится настоящей платой за самый унизительный из родов проституции – платой, посредством которой публика и автор взаимно друг друга развращают».
25 мая 2017 года на XII Санкт-Петербургском международном Книжном салоне я провёл соцопрос на тему «Как выявить великого писателя».
Что принципиально новое могут сегодня сказать писатели?
Я спрашивал у многих, какова главная идея их творчества. Очень не многие могли кратко сформулировать свой mеssage – послание миру. У большинства нет новых конструктивных идей, это так называемые «переписатели».
23.05.2019 на Книжном Салоне в Петербурге я провёл опрос среди читателей, писателей, издателей о современности писателей.
Очень скоро Искусственный интеллект заменит большинство литераторов, поскольку будет быстрее и качественнее создавать тексты. Некоторые авторы признаются, что используют искусственный интеллект в своей работе, другие признаются косвенно, третьи не признаются совсем. Искусственный интеллект может создать текст быстрее и лучше многих авторов, причём в манере любого классика. В Японии в 2016 году роман, созданный японскими учёными из Университета будущего Хакодате с помощью Искусственного интеллекта, прошёл в финал литературного конкурса.
20\05\2023 мнения на Книжном салоне о писателях, использующих Искусственный интеллект.
Весной этого года мы побывали в Доме творчества писателей «Комарово». Время здесь, кажется, остановилось. Я удручённо рассматривал залежалые книги, которые превратились в макулатуру.
Меня тоже как-то спросили:
— Вы писатель?
Я ответил:
— Писатель тот, кто может писать на заказ. Я не могу.
Я не понимаю, как можно быть всего лишь писателем. Это всё равно что быть любителем музыки. Писатель не профессия, а призвание и служение. Возможно, даже долг.
Писатель должен говорить то, в чём страшно признаться читателю.
Настоящий писатель — не сочинитель; он лишь отражает жизнь, ибо сочинить правду невозможно, можно лишь её отразить.
В моём понимании, писатель – это контактёр, посредник между Небесами и людьми.
Задача писателей – будить совесть читающих людей.
Настоящий писатель — это Пророк, потому как его совестью Бог судит происходящее.
Настоящее творчество – не сочинение, а изложение; это Откровение, послание к человечеству.
Талант писателя и состоит в умении разглядеть в случайном закономерное, выделить в суетном неизменное, чтобы перевести временное в вечное.
Всякая книга — плод страданий и раздумий автора, и она должна иметь для читателя ценность практическую. Поэтому писать нужно и можно лишь то, что самолично пережил и выстрадал. Причём если не уверен, что твои произведения будут читать через сто лет, не стоит и бумагу марать. Можно опубликовать тома, а на слуху останутся только строчки. Так что справедливо, когда настоящий талант оценивается после смерти. Купить посмертную славу невозможно. Только Вечность даёт истинную оценку.
Писательство — не развлечение, это поиск истины, забвение себя и жажда сострадания! Творчество — средство постичь свою душу, сделать её лучше. Можешь не писать — не пиши! А если пишешь, то сердцем!
Настоящий писатель — не сочинитель; он лишь отражает жизнь, ибо сочинить правду невозможно, можно лишь её отразить.
Мало написать правду, нужно ещё в правде разглядеть Истину, понять смысл её.
Моя задача не учить читателя, а побудить его вместе разгадывать Тайну. И для меня счастье, если читатель откроет в тексте больше смыслов, нежели открыл я.
Я хочу помочь человеку задуматься, создаю пространство для размышлений, не навязывая своего мнения, поскольку каждый должен сам постичь себя и загадку мироздания. Нужно научиться не только смотреть, но и видеть, не только слышать, но и различать.
— Каким же образом ты творишь?
— Для меня самого это тайна. Откровение всегда тайна. Когда пишу от сердца — получается всё, когда от головы — ничего! Я не придумываю, а лишь подчиняюсь вдохновению, пытаясь понять, что должно быть написано и как; стараюсь не столько объяснить, сколько выразить, и даже не столько выразить, сколько отразить, уловить замысел, который обнаруживается в логике преследующей меня мысли, помогаю ему выкристаллизоваться. Творения создаются сами, с моей лишь помощью. Книга не самоцель, а лишь побочный продукт размышлений и наблюдений; и она не самоценна. Для меня написание романа лишь инструмент познания мира и себя.
Главный итог прожитой жизни — не количество написанных книг, а состояние души на пороге смерти. Не важно, как ел и пил, важно, что в душе накопил. А для этого нужно любить, любить несмотря ни на что! Нет ничего прекраснее любви. И даже творчество — всего лишь восполнение любви…»
(цитаты из моего романа «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак» и из романа-быль «Странник»(мистерия) на сайте Новая Русская Литература
28 сентября 2024 года на презентации новой книги «Порядок слов» в магазине «Буквоед» Евгений Гришковец заявил, что считает себя примером стандарта писателя.
https://vk.com/video1243120_456243935
Так что же вы хотели сказать своим постом? – спросят меня.
Всё что я хочу сказать людям, заключено в основных идеях:
1\ Цель жизни – научиться любить, любить несмотря ни на что
2\ Смысл – он везде
3\ Любовь творить необходимость
4\ Всё есть любовь
А по Вашему мнению, нужен ли СТАНДАРТ ПИСАТЕЛЯ?
© Николай Кофырин – Новая Русская Литература
Метки: Александр Мелихов, евгений гришковец, литература, Николай Кофырин, сергей шаргунов, стандарт писателя