Существует ли русское чудо? Наверное, это зависит от веры. Для верующего чудеса существуют. А для неверующего?
Недавно я участвовал в работе семинара «Русская мысль» в Русской Христианской Гуманитарной академии. Свою книгу «Русские чудеса» представлял доктор философских наук, профессор Александр Леонидович Казин.
Он считает, что по всем рациональным выкладкам экономического, политического порядка Россия уже как бы не должна существовать. За 537 лет от Куликовской битвы до первой мировой войны Россия воевала 334 года. Из них одну войну против девяти держав, две войны против пяти держав, двадцать пять войн против трёх держав и тридцать семь войн против двух держав одновременно.
Профессор Казин А.Л. полагает, что первое чудо в том, что Россия всё ещё существует.
Совокупный капитал двухсот самых богатых бизнесменов России оценивается примерно в 500 млрд.долларов – что почти совпадает с внешним долгом российского государства.
90 процентов наших (российских) предприятий уже давно не наши – они уже давно проданы, заложены.
Есть мнение, что одним из самых опасных врагов для России являются российские патриоты. Они выступают против России – они выступают за русское государство. Хотя русские всегда были универсальной, а не этнической нацией. Любой мог назвать себя русским. Если мы потеряем качество универсальности (к чему клонит патриотический дискурс), мы потеряем Россию.
Кто такие русские и откуда произошла Русь, до сих пор остаётся спорным вопросом исторической науки. Найти ответ мешала и до сих пор мешает политизация этого вопроса: могли русские сами создать своё государство или не могли?
Я не претендую на истину в последней инстанции. Но всё же в аспекте глобализма и мультикультурализма, хотелось бы понять свои корни.
По энциклопедии «русские – это восточнославянский народ, объединённый общей историей, культурой, языком и этническим происхождением».
Численность русских в мире в настоящее время составляет 150 миллионов человек. На 1 января 2011 года в России из 141 миллиона населения около 80% составляют русские.
Русские – единственные, которые определяют свою национальную принадлежность именно по нации, а не по стране проживания, региону и т.д. Русские – везде именно русские, между тем как многие нации имеют внутреннее деление на «подвиды» (например, немцы/пруссы, итальянцы/сицилийцы).
Русским можно оставаться и будучи немцем, и американцем, и даже африканцем. Потому что «русский» – это прилагательное (как и слово «хороший»). А значит, и башкиры, и татары, и калмыки, и чукчи – всё это хорошие русские люди!
Древнерусское прилагательное русьскъ(-ыи) образовано от корня рус- с помощью суффикса -ьск-, который образовывает производные от названий местности. Рус(с)ы, россы, россияне, великорусы.
Ещё в арабских и греческих источниках IX века встречается краткая форма рус/росс. Под влиянием же греческого языка в XVI—XVII веках в русском языке возникает книжная форма россы (прилагательное росский). В XVIII веке слово россы получает окончательное оформление в «русифицированной» форме россияне (другие редкие варианты: российцы, российщики, и прилагательное российский). Однако это слово обозначало не жителей или подданных Российской Империи, а отмечало именно этническую принадлежность к русскому народу.
Даль говорил, что национальность человека определяется по языку, на котором он думает.
Если вспомнить слова Мартина Хайдеггера о том, что «язык – это дом бытия», то неслучайно, что лишь русский – прилагательное, тогда как остальные нации – существительное.
Русский язык является четвёртым по распространённости в мире. 300 миллионов считают его родным.
В XVIII—XIX веках был введён новый коллективный этноним русские, которым обозначали сразу все три восточнославянских народа. Русь – было одновременно названием государства восточных славян.
Согласно Г.Вернадскому, термин «русь» является заимствованным из аланского языка VIII века, где «рухс» обозначает «светлый».
Можно отметить следующие признаки, отличающие русских от западноевропейских популяций: более светлая пигментация; доля светлых и средних оттенков волос и глаз повышена, доля тёмных— снижена; пониженный рост бровей и бороды; умеренная ширина лица; преобладание среднего горизонтального профиля и средневысокого переносья; меньший наклон лба и более слабое развитие надбровья.
В большинстве мировых языков используется корень рус-. (Русь, русин, русак, русский). Поэтому правильнее было бы назвать страну РУссия, что и делают иностранцы.
Государство Киевская Русь во главе с Рюриковичами (потомками норманна Рюрика) родилось из симбиоза пришлых варягов (русов) со славянским населением. Через волго-донской волок русы спускались в Каспийское море. На протяжении двух столетий они воевали и торговали с Византией, заключив с ней несколько договоров.
За редким исключением арабо-персидские авторы описывают русов отдельно от славян, помещая первых вблизи или среди славян. А западноевропейские и византийские авторы идентифицируют русь как шведов или норманнов.
Согласно летописному преданию «Повести временных лет» (созданному в XI — начале XII веках), название РУСЬ произошло от варягов племени русь, призванных славянскими и финно-угорскими племенами (чудь, словене, кривичи и весь) в 862 году.
В историографии дискутируется вопрос о существовании на землях восточных славян более раннего государства, получившего условное название Русский каганат.
Автор словаря русского языка С.И.Ожегов пишет, что «варяги в Древней Руси: выходцы из Скандинавии, объединявшиеся в вооруженные отряды для торговли и разбоя, нередко оседавшие на Руси и служившие в княжеских дружинах».
Варяги это не народ и не нация, это каста военных, в которую входили немцы, датчане, шведы, англичане и многие другие, а также славяне, которых было подавляющее большинство. Викинг – слово западное, варяг – слово славянское, балтийское море называли «варяжьим» морем. Варягов нанимали для охраны судов с товарами; естественно они не брезговали и грабежами.
Знаменитый памятник древней русской литературы «Повесть временных лет» к 862 году приурочивает призвание варягов-русь с побережья Балтийского моря на княжение для прекращения междоусобиц между племенами восточных славян и финно-угров. «И сказали себе словене: „Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву“. И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, — вот так и эти».
Рюрик пришёл со всем своим родом, называемым русь, этническая принадлежность которого продолжает дискутироваться. По мнению историка В.Н.Татищева варяг Рюрик происходил от норманского князя, правящего в Финляндии, и дочери славянского старейшины.
Есть мнение, что «Рюрик» означает сокол, имя это эпитетное, но принадлежало оно и славянам тоже. Многие города скандинавские и европейские были основаны славяно-руссами.
Одни историки считали русов балтийскими славянами, другие, наоборот, подчёркивают их южное происхождение.
Ломоносов утверждал, что Рюрик был родом из полабских славян, которые имели династические связи с князьями ильменских словен (этим и было обусловлено его приглашение на княжение).
Автор «Задонщины», поэтического творения конца XIV века, прославляет Рюрика как первого русского князя:
Исходя из того, что в русских летописях Рюрик назван варягом, а варяги-русь по различным источникам ассоциируются с норманнами или шведами, сторонники норманской концепции считают Рюрика, как и всю его дружину, варягами-викингами из Скандинавии.
Скандинавское происхождение Рюрика косвенно подтверждается одной из версий этимологии слова РУСЬ. Согласно ей РУСЬ есть славянское произношение финского названия шведов. Как полагают, в IX веке финны называли так всех викингов-варягов, собиравших дань с местного населения.
Историк Б.А.Рыбаков полагает, что один из набегов варягов увенчался успехом, и предводитель скандинавской дружины захватил власть в Новгороде; летописец же представил дело так, что новгородцы сами призвали варяжскую власть, чтобы править ими.
По другому мнению И.Я.Фроянова, в действительности имело место приглашение варяжского конунга с дружиной с целью оказания военной помощи. По мнению историка, после окончания военных действий варяжский конунг Рюрик свергнул словенского князя Вадима Храброго и захватил власть.
По Ипатьевской летописи варяг князь Рюрик сел сначала княжить в Ладоге, и только после смерти братьев срубил город Новгород и перебрался туда. Через новгородские земли в страны Скандинавии шёл также путь «из варяг в персы», который как бы продолжил путь «из варяг в булгары» в страны Востока.
В 2008 году в Старой Ладоге на реке Волхов археологами обнаружены предметы эпохи первых Рюриковичей. При археологических исследованиях слоёв IX—X веков обнаружено значительное количество находок военного снаряжения и одежды викингов, что свидетельствует о присутствии выходцев из Скандинавии в Новгородских землях во времена зарождения русской государственности. В деталях описан обряд захоронения знатного руса сжиганием в ладье (как это делали викинги) с последующим возведением кургана (около 922 года).
Древнерусские летописцы, самый ранний из которых монах начала XII века Нестор, просто отмечают, что «с тех варяг прозвалася Русская земля».
Происхождение слова РУСЬ до сих пор дискуссионно. Одни считают русов славянами, другие – выходцами из Скандинавии, третьи – ираноязычными кочевниками, четвёртые — другими германскими племенами.
Русский этнос в основном формировался из потомков следующих восточнославянских племён: ильменские словене, кривичи, вятичи, северяне и радимичи.
В XVII—XIX веках русскими называли совокупность великорусов, малороссов и белорусов.
Слово РУСЬ использовалось для обозначения всех жителей древнерусского государства. А для конкретного человека использовалось слово «русин», которое встречается впервые в договорах русских князей с греками в X веке. Этим словом до XVIII века обозначали славянское православное население Северо-восточных княжеств и Московского государства, особенно в противопоставлении с татарин, бусурманин, жидовин, немчин, латин и т.д.
Слово же «русский» во множественном числе – русские – отдельно не употреблялось как сейчас (то есть как существительное), а только как прилагательное в сочетаниях русская земля, русский человек, русские люди, русский народ, русский язык и т.д.
Одновременно с «русин» было в ходу слово русак (сравните поляк, словак).
В единственном числе представитель народа Русь именовался «русин», а житель Руси именовался «руський» или «руский».
Если в русско-византийском договоре 911 года (договор Вещего Олега) не вполне ясно, назывались ли русью все жители Руси, или только варяги-русь, то в русско-византийском договоре 944 года (договор Игоря Рюриковича) название русь распространяется на «всех людий Руское земли».
В «Записках о Московии» 1549 года Герберштейн пишет: «Но каково бы ни было происхождение имени «Руссия», народ этот, говорящий на славянском языке, исповедующий веру Христову по греческому обряду, называющий себя на родном своем языке Russi, а по-латыни именуемый Rhuteni, столь умножился, что либо изгнал живущие среди него иные племена, либо заставил их жить на его лад, так что все они называются теперь одним и тем же именем «русские».
«Поэтому ошибочно называть их московитами, а не русскими, как делаем не только мы, живущие в отдалении, но и более близкие их соседи. Сами они, когда их спрашивают, какой они нации, отвечают: Russac (русак), то есть русские, а если их спрашивают, откуда, они отвечают: is Moscova — из Москвы, Вологды, Рязани или других городов». («Записки капитана Маржерета» 1607 года).
В большинстве мировых языков используется корень рус-. Однако в византийских источниках употребляется и рос-, откуда в конечном счёте название Россия.
С последней четверти XV века Московское княжество начинает носить официальное название Русия. А к рубежу XV—XVI вв. первоначально как простонародное и церковно-книжное, затем в официальных документах, стало распространяться название «Россия».
Как-то европейские послы спросили российского императора, что же такое русский человек. Император указал на башкир, калмыков, татар. «А где же русские?» – спросили его. «А все вместе они и есть русские», – ответил император.
Если на территории Российской империи проживал каждый седьмой житель планеты, то сейчас в России проживает каждый пятидесятый!
С середины XIX века получает развитие разграничение россиянин как принадлежность к государству, и русский (человек, язык) как принадлежность к народу. Также в XVII—XIX веках оформляется теория о делении русского народа на три ветви: великорусов (великороссов), малороссов, белорусов. С 1920-х гг. русскими стали обозначать лишь великорусов.
Сегодня русских трудно определить как нацию. Есть лишь россияне (граждане России) – кто живёт в границах России, знает и воспроизводит язык, культуру, историю и традиции данного государства.
Президент Дмитрий Медведев признаёт необходимость превращения России в государство русских. Цель – создание унитарного моноэтнического государства русских, независимо от этнической принадлежности граждан.
Известный немецкий философ ХХ века Мартин Хайдеггер, разделявший идеи национал-социализма, в 1943 году говорил про Россию: «Мы (немцы) никогда не победим русских, пока не осознаем их метафизическую тайну. А тайна в том, что они являются землёй будущего. Русские – это не понятая самими собой, никем другим, тайная земля будущего… История земли будущего содержится в ещё не освобождённой для себя самой сущности русскости».
Профессор А.Г.Дугин в своей четвёртой лекции о Мартине Хайдеггере, посвящённой «русскому дазайну», говорит: «Русский народ состоит ли из русских людей? Конечно, нет. Русский человек вторичен по отношению к русскому народу. Русский может утратить, променять, рассеять свою русскость… Не из русских людей состоит русский народ. Это сборный народ, сочетаемый, открытый народ, включающий в себя совершенно разнообразные этнические потоки. Русский народ это не эксклюзивный народ, это народ инклюзивный, он всех вбирает в себя. Инклюзивность русского народа не позволяет связать его с биологическими характеристиками».
«Россия была, есть и будет страной Духа, местом его непрекращающегося поединка за сердца людей; и потому путь ее отличен от других стран. У нас своя история и своя культура, а значит, и свой путь.
Русским, возможно, более чем кому-либо, нужна свобода, они ищут равенства, а не равноправия, свободы духа, а не свободы желаний, свободы без удобства, свободы от удобств и от выгоды.
Мы, русские, не хотим согласиться с приоритетом материального над духовным, хотя и не в состоянии абсолютно освободиться от бытовых проблем. Выживание по типу “пойду на всё, но никогда не буду голодать!” чуждо нашей культуре, проповедующей ценность самопожертвования. Прагматизм никогда не был и никогда не будет чертой русской души.
Если на Западе люди в большей мере обеспокоены идеей личного счастья, то в России их мучит идея счастья всеобщего — как всех осчастливить, даже если для этого необходимо пожертвовать собственной жизнью. Выживать за счет спекуляции — вряд ли это может быть идеалом русского человека, который, напротив, готов сознательно пойти на материальные лишения, дабы ощутить духовную свободу.
Таинство русской души иноземцы склонны объяснять сумасшествием, только потому, что не в состоянии понять и объяснить странные поступки ненормальных русских. А объяснить не могут, потому что не могут принять. Поэтому и Достоевского называют сумасшедшим, и Ивана Грозного. Мы же, не ища никакой выгоды для себя, мечемся из стороны в сторону в поисках Бога, Веры, Любви».
(из моего романа «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак» на сайте Новая Русская Литература
А как Вы считаете, ЧУДО ли то, что РОССИЯ до сих пор существует?
© Николай Кофырин – Новая Русская Литература
Метки: Николай Кофырин, Россия, чудеса