Последние кинопремьеры российских режиссёров вызвали разочарование, если не сказать больше. «Цитадель», «Высоцкий», «Елена», «Жила-была одна баба», «Фауст», «Овсянки», «Эйфория» – эти фильмы полны безысходности и безнадёжности.
Громкий успех немого чёрно-белого ретро-фильма «Артист» доказывает, что люди истосковались по простым человеческим эмоциям любви и добра. Я посмотрел этот фильм несколько раз. Невольно вспомнились наши великие комедии: «Весёлые ребята», «Волга-Волга», «Цирк»…
Почему же наши современные фильмы лишены надежды, и так ли безнадёжно российское кино?
Эйзенштейн говорил, что кино – это идеальный сейсмограф, оно точно диагностирует состояние общества. Когда общественная жизнь и культура в упадке, даже у великих художников ничего не выходит.
За последние 20 лет не снято ни одной стОящей комедии. Потому что снять хорошую комедию гораздо труднее, чем длиннющий сериал.
По сериалам мы впереди планеты всей. Качество их низкое, зато по прибыльности и эффекту воздействия их можно сравнить с оружием и наркотиками.
«Весёлые ребята» смешат до сих пор. А вот над чем смеяться в фильме «Гитлер капут», не понятно и сейчас. Хотя сегодня смеяться и не обязательно: смех уже вставлен в контекст как звуковой шум.
В фильмах последнего десятилетия нет ни надежды, ни оптимизма.
За год снимают 200 фильмов, до зрителя доходят 60, остальные не видит никто, кроме авторов. Сюжетные ходы до примитивности просты и банальны. Фильмы делают технически хорошие, но интеллектуально и духовно пустые.
Скажут: какова жизнь – такое и кино. Но кино – это волшебная сила! Оно способно преображать жизнь. Какой мы себе жизнь представляем, такой мы её и творим!
Произведения искусства обладают магическим свойством: они могут убедить в реальности невозможного и разуверить в абсолютно реальном.
Когда-то ругали Госкино за цензуру и худсоветы, якобы сковывающие свободу художника. Но именно худсоветы уменьшали количество халтурных фильмов. Сейчас полная свобода творчества художника – а в результате халтура и шлак.
Сегодня отсутствие идей пытаются компенсировать ремейками знаменитых фильмов. Но результат, как правило, плачевный – эти ущербные ремейки являются насмешками над великими картинами прошлого. Как, например, фильм «Ирония судьбы-2».
Хорошо что ещё не придумали «Москва слезам не верит-2».
Последние настоящие комедии – это фильмы Гайдая. В праздники показывают только их. Ничего более доброго и хорошего за последние двадцать лет не сделано. Актёры, может быть, и есть, а режиссеров, таких как Гайдай, почему-то нет.
Сегодня посмотришь любой сериал – и жить не хочется.
Как-то взял программу передач, чтобы выбрать какой-нибудь фильм. «Убийство — это просто», «Выбор оружия», «Убийство: курс для начинающих», «Глаза смерти», «Она написала убийство», «Ночной убийца», «Предвидение убийства», «Убей меня!»
Количество «чернухи» на экранах превышает все психологически допустимые пределы. Если только, конечно, не цель – зомбирование людей…
Информационные передачи на 90 процентов состоят из негативной информации. Маньяки, киллеры, педофилы, самоубийцы… Кинофильмы всё это дублируют. Психически здоровый человек естественно противится просмотру таких картин. Зато маньяки и педофилы множатся.
Да, конечно, наша жизнь не без проблем. Но неужели в ней не осталось ничего светлого, доброго, чистого?..
Как и Достоевский, «я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей».
Данте Алигьери назвал своё великое драматическое произведение комедией, потому что, несмотря на трагический Ад, финал полон оптимизма и Любви – «что движет солнце и светила». Бокаччо добавил к названию «божественная», получилась «Божественная комедия».
Гениальные, но трагические фильмы не всегда хочется пересматривать. А вот «В джазе только девушки» смотрели, смотрят и будут смотреть, как «Серенаду солнечной долины» и «Поющие под дождём».
От всех этих «матриц» можно сойти с ума. Зато хорошая комедия оказывает лечебно-профилактическое воздействие. Смех, как известно, лечит.
Если общество перестало смеяться – оно больно. По смеху можно судить о здоровье общества.
Но если послушать, над чем нам сегодня предлагают смеяться, то можно утверждать, что наше общество больно хронически. Диагноз неутешительный.
По мнению учёных, смех — это выработанный людьми «социальный рефлекс», поскольку, видя смеющегося или улыбающегося человека, другие люди тоже приходят в хорошее настроение. Естественный смех успокаивает нервы, расслабляет мышцы, улучшает самочувствие.
До сих пор помню, как я покатывался со смеху во время первого просмотра фильма «Бриллиантовая рука». Посмотрел этот фильм более сотни раз!
Интересно было слушать сценариста Костюковского, рассказывавшего о том, с каким трудом создавались гайдаевские комедии. Сейчас такое невозможно. О легендарной троице Никулин, Вицин, Моргунов до сих пор рассказывают анекдоты, даже создали музей.
А сейчас так называемые «комедии» с участием лиц «наша раша» смотреть невозможно. Все шутки ниже пояса.
Назвать известные «юмористические» передачи телевидения комедийными не поворачивается язык. Смеяться над ними, значит показывать свой дебилизм. Да и смеются за нас с вами. Вставляют «обязательный смех», поскольку смеяться не над чем.
В очернении прошлого дошли, кажется, «до ручки». Ну не было всё так плохо при советской власти. Да и комедий было больше, нежели сейчас. А сегодня, кажется, только о деньгах способны думать, ни о чём большем.
А может быть, талантов не стало, коль думают художники только о деньгах, а не о славе?
Они не для зрителя делают кино, они «бабло рубят» на производстве фильмов. Наплевать им на зрителей, да и на рейтинг. Рекламой на ТВ они отобьют любые бабки.
В таких условиях искусство не существует. Нельзя служить двум богам!
Где жизнеутверждающие фильмы?
Или, быть может, я просто их не знаю? Тогда подскажите мне радостный фильм, который бы хотелось смотреть и пересматривать, как, например, «Кубанские казаки».
Да, «Кубанские казаки» были почти сказкой. Но они вдохновляли людей, побуждали трудиться и жить. И сейчас каждый праздник показывают не «Гитлер капут», а именно «Кубанские казаки».
Конечно, не было после войны такого благополучия, как показано в фильме «Кубанские казаки», но люди верили и стремились. У человека должен быть светлый идеал, он должен верить в победу добра и справедливости. Потому как если не верить, тогда и жить нет ни сил, ни желания.
А что мы видим сейчас? Победу дарвиновского капитализма, где побеждает сильнейший и сильнейший всегда прав.
Ленин называл кино самым важным из искусств. Сталин, как известно, любил смотреть фильмы. Особенно ему нравились комедии. Вождь даже заказал Григорию Александрову сделать кинокомедию. Так появились «Весёлые ребята», потом «Волга-волга».
Да, в советское время кинокомедии снимались на заказ. А сейчас и на заказ снять не могут.
Когда Хрущёв потребовал делать комедии, появился Эльдар Рязанов и создал «Карнавальную ночь» (которую, кстати, до сих пор каждый год смотрю с большим удовольствием). Потом появился Гайдай и «Операция Ы».
Советская система отбора кадров давала свои результаты. Сейчас проникнуть в сферы высокого кино можно только по блату. Это раньше во ВГИК мог поступить Шукшин. Сейчас всё сплошь сынки «новой элиты». У них и таланта нет, а туда же – лезут в актёры и режиссёры. Оттого и появляются фильмы, которые невозможно смотреть. Потому и отправляют в Голливуд «Цитадель» Михалкова.
Последняя комедия, которую я посмотрел в кинотеатре, – американский фильм «Как украсть небоскрёб».
Как бы ни ругали Голливуд, но великий американский кинематограф построен на великой американской мечте – она почти в каждом фильме.
И можно ли упрекать Голливуд за традиционный «хэппи-энд»?
Кино – великая иллюзия. Но именно она помогла американцам пережить «великую депрессию», именно кино помогло поверить в свои силы!
Отечественный фильм последний раз я смотрел в Доме Кино с проектора – творение Андрея Смирнова «Жила-была одна баба». Фильм хороший. Но жить после него не хочется.
Режиссёр Андрей Смирнов признался, что не запускался с фильмом «Жила-была одна баба», пока не придумал «хэппи-энд» о великом граде Китеже – как «великий потоп» смывает всю нечисть с русской земли.
Андрей Смирнов говорит о том, что люди ходят в кино не для того чтобы потом удавиться, но именно такие мысли возникают после просмотра его последнего фильма.
Даже если сравнить первый фильм «Белорусский вокзал» и последний «Жила-была одна баба», то сравнение явно не в пользу последнего. Хотя и тот, и другой фильм – драма, но в «Белорусском вокзале» есть великое обнадёживание. Когда фронтовики поют «Нам нужна одна победа…» я всегда плачу!
Все фильмы режиссёра Андрея Звягинцева («Возвращение», «Изгнание», «Елена») – трагедии, гимн безысходности и безнадёжности.
«Летят журавли», «Судьба человека», «Баллада о солдате» – тоже трагедии, но это «оптимистические трагедии»!
Почему же наше нынешнее кино столь безрадостно? В чём причины?
Быть может, всё дело в том, что великое советское кино было искусством великого народа, несущего миру великую идею справедливого общества?
Я вырос во времена, когда мы гордились нашей страной, своим прошлым и будущим.
А сейчас?
2012 год назван годом русской истории, годом памяти отечественной войны 1812 года. Но невозможно даже предположить, что сейчас может быть создан фильм, равный великой эпопее Бондарчука «Война и мир».
Да, во времена советского кино затраты на фильм (к примеру, «Война и мир») были политическим решением. Но зато мы имеем шедевр, который не сопоставим с последними зарубежными сериалами «Война и мир».
Нас воспитывали в чувстве национальной гордости, что мы великий народ, несущий миру светлые идеи равенства, братства. А сейчас нас опустили донельзя… и мы живём с чувством униженности и национальной ущербности.
Может, потому и нет оптимистических фильмов, что нет великой идеи, нет ценностей, нет светлых идеалов, есть только деньги, много денег, больше денег…
А без идеалов, без системы ценностей, без смыслов, какой может быть патриотизм?!
У нас нет цели, и потому нет веры и нет надежды. А стремление заработать как можно больше денег, не может быть целью, достойной человеческого существования.
В нашей сегодняшней жизни нет метафизики, нет Бога! Есть только «жёлтый дьявол», золотой телец, которому нас заставляют поклоняться.
Впору поставить комедию про царя Мидаса или по сказке «Золотая антилопа». Пусть подавятся приХватизированными деньгами. Не в деньгах счастье!
21 марта 2012 года на 93-м году жизни умер известный итальянский сценарист и поэт Тонино Гуэрра. Я познакомился с Тонино 5 апреля 2002 года на встрече в Актовом зале Санкт-Петербургского университета. Тогда же я подарил ему в память об Андрее Тарковском (Тонино Гуэрра с ним работал) мой первый роман «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак».
Тонино Гуэрра написал сценарии таких известных фильмов, как «Амаркорд», «И корабль плывёт…», «Репетиция оркестра», «Казанова 70». Все эти фильмы глубоко драматические, некоторые с трагическим исходом. Но все они полны великой надежды, все они побуждают жить, любить, творить.
«Я стараюсь быть поэтом. Я не знаю, откуда это приходит. Я сегодня пытался объяснить вам, что первое условие, чтобы начать писать – это не смотреть мимолетом, а видеть глубину».
Тонино Гуэрра вместе с Андреем Тарковским написал сценарии фильмов «Время путешествий» и «Ностальгия». Он назвал Тарковского «Микеланджело Буонарроти в кино».
С Андреем Тарковским я встречался тридцать лет назад 12 декабря 1981 года в том же Актовом зале Университета, где проходила творческая встреча знаменитого кинорежиссёра. Мне удалось задать Андрею Арсеньевичу вопрос и услышать его оригинальный ответ, который я помню до сих пор.
«Кроме художественного произведения, – говорил Андрей Тарковский, – человечество не выдумало ничего бескорыстного, и смысл человеческого существования, возможно, состоит именно в создании произведений искусства, в художественном акте, бесцельном и бескорыстном. Возможно, в нём как раз проявляется то, что мы созданы по подобию Бога».
Кино – это бизнес или это искусство? Сложный вопрос.
Если кино это бизнес, тогда важна прежде всего прибыль от проката. Если искусство – то создаваться оно должно душой, от души, для души, а не ради заказа на патриотизм.
Давно известно, что деньги не влияют на качество созданного кинопроизведения. А вот отсутствие идей влияет напрямую.
Такова магия искусства: превращать бескорыстные творения в шедевры и корыстные в шлак.
«Сегодня часто на кино смотрят только как на статью доходов, когда главное – немедленное обогащение, а в хорошем кино элемент промышленности подчинён искусству», – считает директор Музея кино Наум Клейман. – «Если что-то внушает человечеству идею Гармонии, показывает, что в этом мире есть место каждому явлению, каждому существу и между ними не только борьба, но и гармоническое согласие, то это Искусство».
Лично для меня кино – это искусство! А всякое настоящее искусство держится на Идеях. Нет Идеи – нет произведения искусства!
А какая у нас сейчас идея? Украсть побольше?
Нацию, сосредоточенную исключительно на материальном обогащении, неминуемо ждёт крах.
Потому что у человека есть ДУША! И душа требует жить для Духа, а не для тела!
Пока режиссёры будут снимать кино ради заработка, а продюсеры будут думать прежде всего о размере полученной прибыли, никакого качественного произведения не получится.
Нельзя служить двум богам. Кесарю – кесарево!
Сегодня художники пребывают в духовном вакууме. Последние киноработы обнаруживают духовную нищету их создателей.
Отсутствие больших идей и замыслов вынуждает режиссёров самим писать сценарии, которые в итоге при всех затратах выливаются в «пшик».
И не помогут здесь никакие премии, которые, как известно, легко покупаются в целях рекламной кампании.
Не спасает и распиаренный имидж, всевозможные звания и награды. Гора родит мышь!
После премьеры фильма «Глянец» Андрей Кончаловский признался: «чем больше занимаешься кино, тем твёрже убеждаешься, что ты жулик, а вовсе не гений, каким считал себя когда-то».
Если показывать всю правду жизни без обнадёживания, то жить не захочется.
Чернухи и так хватает. А кино должно вдохновлять жить и творить.
Как известно, если человека постоянно называть свиньёй, то он и захрюкать может…
Кино, если это искусство, должно вселять веру и силы, а не отбивать желание жить.
Россия всегда держалась на Вере, и выживала благодаря Вере!
Есть ли в наших фильмах мораль?
Её нет ни в фильмах, ни в жизни! Полная смерть морали! Деньги, деньги и только деньги! – вот лейтмотив современных кинокартин.
Поэтому закономерно падение количества и качества зрительской аудитории.
А киноиндустрию без зрителя не реанимировать. Нужно восстанавливать разваленную систему кинопроката и снижать цены на билеты. Без этого зрителей в кинотеатры не вернуть.
А ещё говорят о пиратстве. Да за просмотр наших «фильмов» нужно не только не брать денег, а ещё и приплачивать зрителю!
Шутку «сердце не бьётся, а пульс есть» можно перефразировать – «фильмы снимают, а Кино нет».
Вот ведь французское кино процветает, а у нас боятся обложить налогом просмотр зарубежных фильмов.
Чтобы проводить политику в кино, надо строить кинотеатры.
А то ведь чьи кинотеатры – такой прокат.
В девяностые годы почти все кинотеатры приватизировали и позакрывали. Новые сети кинотеатров и прокатные компании почти все принадлежат американскому бизнесу, который, естественно, показывает свои фильмы.
Искусством можно и нужно воспитывать совесть!
Искусство должно дарить надежду, вдохновлять жить. Иначе зачем оно?
Да, кино – великая иллюзия. Но слава тому, кто «навеет человечеству сон золотой»!
Пора, пора объявить конкурс на лучшую комедию.
К жизни нужно относиться с юмором, иначе просто не выжить.
Вспомните слова Мюнхгаузена из одноимённого фильма: «Улыбайтесь, господа!»
Болит душа, болит. И нет фильмов, способных понять болезнь нашей души, способных вылечить наши души!
Пока в нашем кинематографе не появятся новые таланты, у нас будет коррупция, а не кино!
P.S. Посвящаю этот пост родившемуся 4 апреля Андрею Тарковскому.
А по Вашему мнению, ПОЧЕМУ РУССКОЕ КИНО БЕЗНАДЁЖНО?