Недавно я побывал на творческом вечере Андрея Кончаловского. Знаменитый режиссёр театра и кино, сценарист, продюсер и писатель отмечает в Санкт-Петербурге свой юбилей: 75 лет и 50 лет начала творческой деятельности. В кинотеатре «Родина» проходит ретроспектива фильмов Андрея Кончаловского.
На творческую встречу с режиссёром в Большой зал Санкт-Петербургской филармонии пришли люди культуры обеих столиц. Мне удалось задать Андрею Сергеевичу несколько вопросов: «Вы действительно считаете, что деньги в кино решают всё? Почему предпочитают снимать фильмы, где насилие и смерть, а не добрые оптимистические фильмы?»
Андрей Сергеевич содержательно ответил на оба моих вопроса.
Я сделал видеоролик творческой встречи. Андрею Сергеевичу мой ролик понравился; он поблагодарил и разместил его на своих сайтах.
Андрей Сергеевич Кончаловский родился 20 августа 1937 года в Москве, в семье известного писателя Сергея Михалкова (1913-2009 гг) и поэтессы, переводчицы Натальи Кончаловской (1903-1988 гг).
Прадед по материнской линии — русский художник Василий Суриков. Дед — художник Пётр Кончаловский. Младший брат — кинорежиссёр Никита Михалков.
В 1952 году Андрей окончил Центральную музыкальную школу, в 1957 году – музыкальное училище при Московской консерватории. В 1957-1959 годах учился в Московской консерватории по классу фортепьяно.
После того как посмотрел фильм «Летят журавли», Кончаловский решил, что его призвание это кино. В 1965 году он окончил режиссёрский факультет ВГИКа (мастерская М.И. Ромма).
Во время учёбы Кончаловский снялся как актёр в эпизодических ролях: «Иваново детство» (1962), «Суд сумасшедших» (1961), «Мне двадцать лет» (1964).
Вместе с Андреем Тарковским написал сценарий к фильмам «Иваново детство» и «Страсти по Андрею».
За свою творческую жизнь Андрей Кончаловский написал 33 сценария, снял 25 фильмов, сделал девять нашумевших театральных постановок, в том числе 5 опер, несколько массовых представлений, опубликовал 6 книг и больше ста публицистических статей, получил множество премий, наград, званий.
Вдохновлённый творчеством Акиры Куросавы в 1965 году Кончаловский снимает фильм «Первый учитель» по повести Чингиза Айтматова. В роли главной героини Алтынай режиссёр снял молодую балерину Наталью Аринбасарову, на которой потом женился.
Следующим фильмом была «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж» (1966), которую широкий зритель увидел только в 1988 году.
В 1969 году режиссёр обратился к классике, поставив «Дворянское гнездо» по Ивану Тургеневу, а в 1970 году фильм «Дядя Ваня» по пьесе А.П.Чехова.
Большой зрительский успех (40 млн. зрителей) и Гран-при в Карловых Варах сопутствовал фильму «Романс о влюблённых», который вышел на экраны в 1974 году.
Кинопоэма «Сибириада», охватывавшая почти целое столетие жизни России, в 1979 году была удостоена специального приза жюри Каннского кинофестиваля.
В 1980 году, получив звание Народного артиста РCФCР, Кончаловский уезжает на Запад, работает в Голливуде. Именно там он снимет фильмы, ставшие позднее классикой и вошедшие в мировые киноэнциклопедии: «Возлюбленные Марии» (1985), «Поезд-беглец» (1985), «Гомер и Эдди» (1990), а также американский блокбастер «Танго и Кэш» (1989) с Сильвестром Сталлоне и Куртом Расселом в главных ролях.
После возвращения на Родину, Кончаловский снял фильм «Ближний круг» (1991), размышление о природе сталинизма на материале судьбы «маленького человека» – киномеханика Сталина.
А также фильм «Курочка Ряба» (1994), гротескное продолжение судьбы Аси Клячиной в посткоммунистической России.
Поставленный Кончаловским в 1997 году зрелищный сериал «Одиссея» с Армандом Ассанте в главной роли с успехом прошёл по телевизионным экранам мира. Этот проект стал самой дорогой в мире на то время телепродукцией и получил в США высшую телевизионную награду – «Эмми».
В 2002 году на 59 Венецианском кинофестивале лента Кончаловского «Дом дураков» – история обитателей сумасшедшего дома близ границы с Чечней во время первой чеченской войны – была удостоена Гран-при Жюри.
В 2007 году в прокат вышел новый фильм «Глянец», где главную роль сыграла супруга режиссёра Юлия Высоцкая. В фильме «Щелкунчик» 2010 года Юлия также сыграла одну из ролей.
После премьеры фильма «Глянец» Андрей Кончаловский заявил: «Когда фильм заканчивается, ожидаешь полного провала. Что люди наконец-то поймут: Кончаловский – жулик. Но нет – всем нравится, и понимаешь, что в очередной раз обманул окружающих. Причём чем больше занимаешься кино, тем твёрже убеждаешься, что ты жулик, а вовсе не гений, каким считал себя когда-то». (Цитируется по «Панорама» Петербург. 34(735)2007 год.)
Кончаловский работает не только в кино, но и в театре. Он осуществил несколько нашумевших театральных постановок за границей. В 2004 году Кончаловский поставил спектакль «Чайка» в театре имени Моссовета. В 2005 г. – «Мисс Жюли» в театре на Малой Бронной. В декабре 2009 года в рамках празднования 150-летия со дня рождения А.П. Чехова на сцене театра Моссовета состоялась премьера спектакля Кончаловского «Дядя Ваня».
В 1997 году в честь празднования 850-летия Москвы Кончаловский поставил музыкальное действо «Наша древняя столица» на Красной Площади. Спустя шесть лет он ставит подобное же зрелищное шоу в Санкт-Петербурге на балюстраде возрождённого Константиновского дворца к 300-летнему юбилею города.
Андрей Кончаловский – автор множества статей и книг, таких как «Парабола замысла» (1977), «Белая сирень» (2001, в соавторстве с Ю.Нагибиным), «Низкие истины» (1998), «Возвышающий обман» (1999), «Низкие истины: 7 лет спустя» (2006), сборника «На трибуне реакционера» (2007).
Также он автор ярких, острых статей в центральных изданиях, ведущий блогов в популярных Интернет-СМИ.
Андрей Кончаловский был пять раз женат. У него 7 детей и 7 внуков.
В настоящее время Кончаловский проживает с семьёй как в России, так и за границей (в Италии) в равной степени, в зависимости от того, где работает. Имеет гражданство Франции и России.
В 2003 году режиссёр основал «Продюсерский Центр Андрея Кончаловского».
В апреле 2006 г. на телеканале «Культура» прошла премьера его авторского документального цикла «Культура – это судьба» (12 серий).
Он продолжает снимать политический документальный цикл «Бремя власти» (2004, 2005), героями которого уже стали Ю.Андропов и Г.Алиев.
С 2003 года в эфир канала «Культура» выходят его фильмы о великих русских композиторах (С.Прокофьев, С.Рахманинов, Д.Шостакович, А.Скрябин, И.Стравинский) – из цикла «Гении».
Андрей Кончаловский сложный и потому интересный человек. Он из тех, кого можно назвать «духовный аристократ». Таких людей в России единицы!
На мой вопрос: «Вы действительно считаете, что деньги в кино решают всё?» Андрей Сергеевич ответил: «деньги решают всё, когда есть талант. А когда таланта нет, то ничего не решают».
Кончаловский считает, что кино – жанр грубый; по сравнению с музыкой это искусство вульгарное.
Большой режиссёр в кино возвращает ценность образа.
Важно не то, что показано, а то, что не показано.
В порнографии показано всё, а чувства не возникает.
Я не считаю, что в искусстве нужно думать.
Искусство – это то, что возбуждает в вас чувства.
Задача художника – возбудить в вас чувство: сострадание, либо ужас, либо смех.
Художник – это тот, кто волнует, кто заставляет увидеть прекрасное и передать это прекрасное!
Сегодня искусством называется то, что можно продать.
Искусство следует отличать от маркетинга.
На самом же деле, искусство это то, что невозможно повторить.
Я человек беспринципный.
Я не верю в то, что красота спасёт мир.
Всё на свете относительно. Авраам сказал, что «всё оттуда» и указал на Небо. Моисей сказал, что «всё оттуда» и указал на голову. Христос сказал, что «всё оттуда» и указал на сердце. Маркс сказал, что «всё оттуда» и указал на желудок. Фрейд сказал, что «всё оттуда» и указал на половой орган. Эйнштейн сказал, что всё относительно…
Зло неизбежно. Зло перерастает в добро, добро в зло. Без зла не было бы добра, как без тени не было бы света.
Одна из привилегий человека это возможность созерцать. Созерцание – необходимая часть гармоничной жизни человека. По нынешним временам это большая роскошь. Посидеть в тишине на горе, наслаждаясь закатом, это доступно очень немногим, преимущественно богатым людям.
На вопрос «к какой жизни вы готовите своих детей?» Кончаловский ответил: «К тяжёлой. Чем тяжела жизнь? Тем, что часто говорит «нет». Надо быть готовым получить отказ. Всё в этой жизни надо зарабатывать».
У меня в коллекции есть почти все фильмы Андрея Кончаловского, и я периодически их пересматриваю. Из советских фильмов мне наиболее нравится «Романс о влюблённых». Мой любимый фильм американского периода творчества это «Возлюбленные Марии» (с Настасьей Кински в главной роли).
К сожалению, последние киноработы Мастера не такие хиты, как «Сибириада» и «Поезд-беглец».
Хотя мне понравился сюжет в фильме «У каждого своё кино». Эпизод «В темноте» – хорошая иллюстрация того, зачем и для чего молодёжь ходит в кино.
Почти во всех последних фильмах Андрея Кончаловского отчётливо ощущается желание заработать. Одни называют Кончаловского талантливым коньюктурщиком, другие бездарным халтурщиком…
Многие завидуют Кончаловскому, и не без оснований. Мужчины хотели бы быть такими же успешными, моложавыми и любимыми женщинами, а женщины хотели бы иметь в мужьях такого «мачо» как Кончаловский.
Поэт в России больше чем поэт, как, впрочем, и художник, и кинорежиссёр.
На своём сайте Кончаловский ведёт блог, где делится размышлениями о жизни и России.
«Для меня это способ выразить то, что я думаю и что-то изменить. Быть гражданином важно, но совсем не обязательно выражать это в поэзии. По моим взглядам, я – консерватор и считаю, что культура определяет политику, а не политика культуру. Что традиции слишком сильны, что революция никогда не приведёт к свободе. Мне кажется, что такая консервативная, реакционная точка зрения больше отвечает сегодняшней реальности».
В своих многочисленных интервью и выступлениях на телевидении Андрей Кончаловский заявляет о фактическом отсутствии демократии в России.
«Россия к демократии не готова. В России не созрели исторические предпосылки для демократии, поэтому глупо говорить о зажиме демократии в стране, где её нет».
«Люди почему-то уверены, что если будут свободные выборы и к власти придёт человек, который действительно этого заслуживает, то в стране люди перестанут пакостить, брать взятки, и начнётся всё самое хорошее. Это социальная ошибка! Люди в нашей стране не хотят быть гражданами. Делать сейчас упор на реформы образования – это причёсывать больного. Болеет человек, а его причёсывают, одеяла ему красивые меняют, за внешним видом следят. А он болен! Ему кровь надо менять!»
«Я убеждён, что Россия делится на две нации. Одна нация – коренная Русь, московская Русь, единоверие, абсолютный центризм, противостояние закону. Другая нация возникла в России с Петром, её целью было завоевание Европы, стремление учиться у неё. Таким образом, она породила ту культуру, которой мы сейчас гордимся, почти не задумываясь о происхождении. Мы гордимся Пушкиным, забывая, что он был рабовладельцем».
«В России пока очень низкая общая культура. Русский человек с этой культурой, приобретая большое количество денег, становится разрушителем и самого себя, и окружающей среды».
«Население нашей огромной страны не любит и не хочет сомневаться. Люди хотят, чтобы всё было так, как есть, хотят, чтобы их оставили в покое. А почему? Потому что они не понимают, что могут сделать и как повлиять на ход событий. Ведь свободу не дают. Свободу берут. Если человек не берёт свободу, то ему никто её никогда не даст. В России ещё не родилось то поколение, которое поймёт, что оно может и хочет влиять на правительство и власть, которому это будет, по крайней мере, интересно».
«…поскольку русские люди свободу воспринимают как волю, человек ответственности не чувствует».
«Русская культура пытается стремиться к своей самобытности, но всё же она целиком зависит от Европы. Та эрозия, которая происходит на западе, приходит сюда. Эту эрозию предвещал Солженицын, говоря о том, что западное искусство поглощается рынком. То, что сейчас происходит в искусстве, можно назвать утилитарностью. Надо сначала понять, что нужно строить. К этому мы ещё не пришли».
«В России очень любят людей бескомпромиссных, принципиальных… Те, кто никогда не пойдут на компромисс, — герои. Те, кто идут на компромисс, — слабаки. В этом смысле русской ментальности абсолютно не свойственна демократия».
«К сожалению, мы находимся на периферии западной цивилизации. Не имея очень сильных культурных корней, русская аудитория чрезвычайно податлива на западную пропаганду, в отличие, например, от китайской, индийской, или зрителей мусульманских стран. Поэтому Голливуду наш рынок чрезвычайно интересен в силу того, что наша молодёжь легко американизируется – а это значит, что кинорынок, кинопрокат находится уже в очень цепких объятиях Голливуда. Но предложения формируют зрителя, и вот уже наш молодой кинозритель становится киноамериканцем, ему не интересно русское кино в силу того, что его интересует стимуляция, а не искусство».
«Искусство не мысль. В первую очередь, искусство – это чувство. Искусство не должно заниматься политикой».
«К сожалению, российская культура не относится к числу тех, что активно принимают изменения. Изменения – это дисбаланс, ответственность и нестабильность. Таким вещам русский человек предпочитает стабильное безобразие. Стабильный беспорядок – нестабильному порядку. Культура передаётся из поколения в поколение, и чтобы у следующего поколения был хоть какой-то шанс избавиться от крестьянского сознания, культура должна быть открыта для изменений, и нужна политическая воля».
«Я ощущаю себя русским европейцем».
«Европа действительно катится к закату. Это связано не с буржуазией, а с развитием Европы. Буржуазия была, есть и будет гегемоном западного образа жизни. Можно назвать этот класс буржуазией, можно – технократией, белыми воротничками. Буржуазия – это люди, которые свою финансовую независимость конвертируют в политическую независимость. Можно быть богатым, но при этом зависеть от власти. Такой человек не может считаться буржуа».
«У русского человека нет чувства эгоизма, а значит, чувства ответственности. А так как у русского человека нет чувства ответственности, то разговор с ним может быть только один: вдарил палкой ему по голове, и он присел».
«Главная претензия к русскому кинематографу, которая может быть, – это отсутствие внимания к русскому зрителю. Со стороны правительства в первую очередь. Русский зритель брошен на съедение Голливуду. Он стал таким… киноамериканцем. А киноамериканцу безразлична история своей страны».
«Кино безжалостно, потому что слишком конкретно. Задача режиссёра в кино – оставить пространство для фантазии».
«О смерти кино я писал ещё пять лет назад. Но скорее в шутку, это эмоциональная вещь. Думаю, кино будет жить в других форматах. Интерактивное кино, кино, снятое на «айфон». Всё зависит от формы доставки. Режиссёр, который может заработать деньги на кино – будет снимать кино. Значит, в новых средствах доставки (интернет, мобильная связь) нужно сделать так, чтобы кино не воровалось».
«Настоящий режиссёр – режиссёр, который не кино снимает, а понимает людей. Во всяком случае, пытается их понять, потому что понять людей, конечно, невозможно».
Я спросил Андрея Кончаловского: «Почему предпочитают снимать фильмы, где насилие и смерть, а не добрые оптимистические фильмы?»
– Это очень сложный вопрос, что такое оптимизм, – ответил мне Кончаловский. – Можно снять очень добрую оптимистическую картину, где все будут хорошие, но вам будет абсолютно до лампочки, что там происходит. Ведь мы любим людей не за то, что они хорошие. Вообще, люди, как правило, очень не хорошие. Я даже считаю, что доброта вообще чужда… Я не удивлюсь плохому поступку человека, никакому, а вот хорошему удивлюсь. Мы часто любим людей, которые делают массу гадостей, но мы всё равно их любим. Мы страдаем, оттого что люди делают гадости, но мы их любим. Потому что любовь связана, не с тем, что человек хороший….
Если режиссёр или писатель говорит об ужасных вещах, но вы чувствуете его страдание, тогда это восторг. А когда насилие и смерть просто, и вы смотрите на человека, который снимает, и он не испытывает страдания, тогда пропадает желание жить. Желание жить возникает в кино, мне кажется, не от того, что все люди хорошие, а оттого, что художник сумел вас заставить полюбить его героев, которые могут быть не очень хорошими людьми… Насилие и смерть – мы без этого жить не можем – наша жизнь так устроена. Но у человека, который делает кино, художника должна быть физическая, внутренняя боль, если он это показывает…»
Когда я слушаю Андрея Кончаловского, то всегда вспоминаю Андрея Тарковского, их спор о путях развития киноискусства.
Кончаловский и Тарковский это две судьбы и два пути в искусстве.
Вначале два Андрея весьма успешно сотрудничали: вместе написали сценарий фильма «Иваново детство» и «Андрей Рублёв». Потом их пути разошлись.
Андрей Тарковский и Андрей Кончаловский – это две жизненные философии и две философии кино. Условно, Кончаловский – это искусство развлечения, а Тарковский – это искусство посвящения!
С Андреем Тарковским я встречался тридцать лет назад 12 декабря 1981 года в Актовом зале Ленинградского Университета, где проходила творческая встреча знаменитого кинорежиссёра. Мне удалось задать Андрею Арсеньевичу вопрос и услышать его оригинальный ответ, который я помню до сих пор.
«Кроме художественного произведения, – говорил Андрей Тарковский, – человечество не выдумало ничего бескорыстного, и смысл человеческого существования, возможно, состоит именно в создании произведений искусства, в художественном акте, бесцельном и бескорыстном. Возможно, в нём как раз проявляется то, что мы созданы по подобию Бога».
Если Андрей Тарковский был человеком верующим, то Кончаловский так себя не позиционирует. Более того, Кончаловский говорит, что он человек беспринципный и циник. Его книга «Низкие истины» стала иллюстрацией его жизненной философии.
Когда оба Андрея жили и творили за границей, Тарковский предупреждал Кончаловского о гибельности для художника коммерциализации киноискусства. А Кончаловский призывал Тарковского вернуться на родину. Андрей Тарковский подозревал, что Кончаловский работает на государство.
Какое-то время Кончаловский был «наш человек в Голливуде» – «агент влияния» в хорошем смысле этого слова.
Что лучше: сгореть как Тарковский или прожить долгую творческую жизнь как Кончаловский?
Кто из них прав: тот, кто и сейчас живёт припеваючи, или тот, кто принёс себя в жертву искусству?
Режиссёр Андрей Кончаловский считает, что «в искусстве сейчас без денег никуда не деться».
А вот кинорежиссёр Павел Лунгин убеждён: «деньги не могут решить всё».
Кино это бизнес или это искусство?
Если кино это бизнес, тогда важна прежде всего прибыль от проката. Если искусство – то создаваться оно должно душой, от души, для души!
Директор Музея кино Наум Клейман считает:
«Кино становится искусством при двух условиях. С одной стороны, автор должен найти общий язык со зрителем и у него должно быть достаточно воли, чтобы создавать нечто индивидуальное, авторское и противостоять тенденции штамповать ленту за лентой. Иначе получится продукт, что мы часто и наблюдаем. Конечно, кино не только искусство, но и промышленность, без этого оно не могло бы осуществлять свои грандиозные замыслы. Но сегодня часто на кино смотрят только как на статью доходов, когда главное – немедленное обогащение, а в хорошем кино элемент промышленности подчинён искусству».
На мой взгляд, сейчас не снимают оптимистических фильмов потому, что нет великой идеи, нет ценностей, нет светлых идеалов, есть только желание иметь как можно больше денег.
Но стремление заработать как можно больше денег не может быть целью, достойной человеческого существования.
В нашей сегодняшней жизни нет метафизики, нет Бога! Есть только «жёлтый дьявол», «золотой телец», которому нас заставляют поклоняться.
Кончаловский признался: «В чём смысл жизни, я не могу вам сказать. Ищите сами. Вообще, человек не может жить без поисков смысла жизни.
Смысл человеческого существования в том, чтоб постараться понять жизнь, а в конце её сказать: «Я так и не понял». В этом есть всё величие. Попытка, что в своих догадках ты провалился, но всё равно пытаться достичь истины.
Я не знаю, в чём смысл жизни. Если кто-то знает, в руки ему флаг».
А по Вашему мнению, В ЧЁМ ИСКУССТВО ЖИЗНИ КОНЧАЛОВСКОГО?
© Николай Кофырин – Новая Русская Литература
Метки: Андрей Кончаловский, Андрей Тарковский, Николай Кофырин, Юлия Высоцкая