Некоторые считают, что «духовные скрепы» это такая же выдумка политтехнологов, как «развитой социализм», «перестройка», «россияне» и т.п. Всё это на самом деле ни что иное как симулякры для управления народом.
«Духовные скрепы» невозможно выдумать, высосать из пальца. Это плод тяжелейших духовных испытаний, и даже страданий.
Но если «духовные скрепы» России назвать ещё как-то можно, то назвать то, что скрепляет современное российское общество, весьма затруднительно.
Раньше «духовные скрепы» были общеизвестны: «православие, самодержавие, народность» – теория графа Уварова. Теперь такой теории нет, идеология по Конституции запрещена, национальная (русская идея) не найдена.
Каковы же «духовные скрепы» современной России?
Впервые о «духовных скрепах» сказал президент наш Владимир Путин. Наверху наконец-то заметили, что «сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп: милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи – дефицит того, что всегда, во все времена исторические делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились».
Некоторые считают, что Россия, как раковый больной, живёт в ожидании неминуемого конца. Другие полагают, что Россия только начинает возрождаться. Для третьих очевидно, что Россию ждёт война в той или иной форме.
По всем рациональным выкладкам экономического, политического порядка Россия уже как бы не должна существовать. За 537 лет, от Куликовской битвы до первой мировой войны, Россия воевала 334 года. Из них одну войну против девяти держав, две войны против пяти держав, двадцать пять войн против трёх держав и тридцать семь войн против двух держав одновременно.
Сможет ли Россия сохранить свою целостность и отстоять право на десятую долю мировых природных богатств, при том что силы слишком не равны?
Россия должна быть сильной, или не будет России.
Если мы не сможем ничего предложить глобальному миру, то расчленят Россию (как это было с СССР) и вырвут «ядерные клыки».
В настоящее время численность русских в мире составляет 150 миллионов человек. На 1 января 2011 года в России из 141 миллиона населения около 80% составляли русские.
Человек – существо программируемое. В какой культуре он вырастет, тем и будет себя называть, независимо от цвета кожи. Яркий пример – русский поэт Александр Пушкин.
Марина Цветаева писала: «Родина не есть условность территории, а непреложность памяти и крови».
«Быть русским значит не только говорить по-русски. Но значит – воспринимать Россию сердцем… – писал известный русский философ Иван Ильин. – Быть русским значит верить в Россию так, как верили в неё все русские великие люди, все её гении и её строители. Только на этой вере мы сможем утвердить нашу борьбу за неё и нашу победу… Без веры в Россию нам и самим не прожить, и её не возродить».
Недавно в передаче «Что делать?» её ведущий Виталий Третьяков пригласил обсудить духовные скрепы России, как возродить духовность и моральные устои страны. Однако найти основу для новой морали не удалось. Прежде надо понять, какое общество мы строим, каковы наши идеалы, цели и ценности?
Сейчас один идеал – заработать или украсть как можно больше и быстрее.
Криминальная революция 1990-х годов привела к воровской морали.
Никто уже не скажет сегодня, что «самый правильный поступок – это моральный поступок». Категории «доходности» вытеснили категории «добра».
Не может сегодня моральный человек быть успешным, скорее наоборот.
Если на Западе протестантская этика постулирует: богатый человек – человек моральный. То в православии прямо наоборот: святые люди как правило нищие, юродивые.
Умные люди понимают, что все эти призывы к морали есть ни что иное как признание несостоятельности. Нас опять хотят одурачить. Одни будут обогащаться аморальными способами, а другие будут моральными, но нищими.
Все понимают, что Россия опять идёт по кругу, что капитализм не приживётся в этой «ледяной пустыне». В нашей стране индивидуализм и эгоизм капитализма неприемлем, потому что здесь одному не выжить!
Россия не сможет существовать, если каждый будет жить поодиночке. Вся наша долгая и трудная история привела к осознанию простой идеи – так называемой «Русской Идеи»: СПАСТИСЬ МОЖНО ТОЛЬКО ВМЕСТЕ!
Это, пожалуй, единственная реальная «скрепа» – осознание того, что выжить в России можно только сообща.
Я понимаю желание правителей сплотить нацию. Но они не могут предложить ценностей, вокруг которых могли бы сплотиться все люди, как богатые, так и бедные, кроме идеи патриотизма.
В условиях глобализма понятие «патриотизм» размывается. Люди предпочитают жить и работать там, где им больше платят. Они обоснованно рассуждают: «где мне хорошо, там и Родина».
Патриотизм критиковался ещё в Древней Греции. Диоген первым описал себя как космополита, то есть «гражданина мира».
И сегодня отношение к патриотизму не однозначное. Одни связывают патриотизм с трепетным отношением к Родине. Другие полагают, что человек в одинаковой мере связан нравственными узами со всем человечеством.
«Патриотизм есть, главным образом, уверенность в том, что данная страна является лучшей в мире, потому что вы в ней родились. Вы никогда не будете жить в спокойном мире, пока не выбьете патриотизм из человеческого рода». (Бернард Шоу)
«Патриотизм» — чувство безнравственное потому, что, вместо признания себя сыном Бога, как учит нас христианство, или хотя бы свободным человеком, руководящимся своим разумом, — всякий человек, под влиянием патриотизма, признаёт себя сыном своего отечества, рабом своего правительства и совершает поступки, противные своему разуму и своей совести». (Л. Н. Толстой)
Говорят, «патриотизм – последнее прибежище негодяя». Но если рассмотреть эту фразу в контексте, то окажется: возможно, для негодяя последнее прибежище, чтобы спасти свою душу, это патриотизм.
«Патриотизм — это свирепая добродетель, из-за которой пролито вдесятеро больше крови, чем от всех пороков вместе». (А. И. Герцен)
Недавно я посмотрел немецкий художественный фильм «Сталинград» – взгляд на трагедию войны глазами простых немецких солдат – хорошая прививка от «псевдопатриотизма».
Патриотизм – это любовь к Отечеству, а не к государству!
У меня дед погиб под Сталинградом. Вечная ему память!
Недавно умерла моя тётя – ангельской души человек! В 15 лет в блокаду она осталась без родителей и вынуждена была пойти на завод, где всю блокаду Ленинграда работала и жила. Вчера её похоронили.
«Любовь к отеческим гробам» разве это не «духовные скрепы»?
В известном письме Чаадаеву А.С.Пушкин пишет: «клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков».
Может быть, общая история сможет удержать Россию от распада?
Однако постоянные переписывания истории в угоду правителям сводят усилия историков на нет.
Может быть, общественная мораль скрепит страну?
Осмелюсь предположить, что у нас нет никакой общественной морали. Есть мораль конкретного индивида, которую политики пытаются применить на всё общество.
Я убеждён, что мораль существует только на индивидуальном уровне. Пытаться мораль индивида внедрять для всех это неверно. Как нет общественной совести, так не может быть и общественной морали.
У нас нет общественной морали, потому что мораль – это по сути «общественный договор», о котором писал Ж-Ж.Руссо.
Сегодня в России нет «общественного договора» и нравственного кодекса поведения, как нет и общественной нравственности.
Сегодня Госдума стала кузницей законов и морали. Но всякий ли закон можно назвать моральным?
Есть ли у нас сейчас духовные авторитеты?
Нет у нас сейчас моральных авторитетов, людей совести.
У нас есть воровские авторитеты, а духовных авторитетов нет!
Власть не заинтересована иметь в обществе людей – независимых духовных авторитетов.
Канонизация Серафима Саровского, превращение обычного пустынника в святого, не спасла царизм.
Может, сегодня православная церковь станет духовным скрепом для общества?
Но ведь у нас многоконфессиональная страна, к тому же светское государство, где церковь отделена от государства.
Может быть, общество объединит общественная мораль?
Мораль основана на справедливости. Без представления о справедливости не может быть ни морали, ни законопослушности. Но справедливо ли общество, которое мы строим?
В обществе, где всем правят деньги, совесть – мешающий рудимент.
Нравственного капитализма быть не может. Капитализм руководствуется выгодой, а не моралью. Мораль капиталистам не нужна, она даже мешает.
Кризис советской цивилизации был связан с неэффективностью советской экономики. Просто нечего стало жрать. Спас капитализм. Но чтобы насытить желудок, для этого пришлось забыть о совести.
Задачей реформ 1990-х годов было разгосударствление экономики с целью привлечения иностранных инвестиций. В результате прихватизации народные предприятия были частично разграблены, частично распроданы.
Сегодня совокупный капитал двухсот самых богатых бизнесменов России оценивается примерно в 500 млрд.долларов – что почти совпадает с внешним долгом российского государства. При этом 90 процентов наших (российских) предприятий уже давно не наши – они уже давно проданы, заложены.
Вопрос: можно ли считать вывод капиталов из России успехом реформ?
Бытие определяет сознание. В условиях рыночной экономики прежние ценности девальвировались. При социализме мы мечтали, чтобы всё можно было купить. Теперь можно купить и честь, и совесть.
Деньги становятся универсальной ценностью. Вместо совести люди предпочитают деньги, вместо морали предпочитают деньги, вместо искусства предпочитают деньги.
Нужно равновесие между духовным и материальным, между душой и телом. Равновесие и есть справедливость!
Я не идеализирую человека. Человек в основе своей животное. Духовного начала в человеке самая малость. Очень немногие люди выбирают духовность, отказываясь от богатства.
Человек мне кажется несовершенным созданием, готовым ради собственной выгоды на что угодно, вплоть до убийства многих людей.
В передаче «Что делать?» социолог Николай Лапин привёл данные соцопроса населения России. Сегодня каждый пятый считает нормальным по собственному усмотрению убить другого человека. Если порядок как ценность стоит на третьем месте, то мораль на двенадцатом.
До какой же степени «озверели» люди, что даже в балетной труппе Большого Театра выяснение отношений кончается тем, что плещут в лицо кислотой!
Наш Патриарх призывает творить добро. Но как творить добро в обществе социальной несправедливости, где «волки» не дружат с «овцами»? Призывать «олигархов» делиться с бедными всё равно что призывать выпить море. Какая может быть мораль в отношениях с сильным и наглым бандитом, олигархом или чиновником?
Сегодня для многих очевидна относительность «добра» и «зла». «То, что хорошо для одного, вовсе не может быть непременно хорошо и для другого». Что для волков добро, для овец – смерть!
Сегодня нет ни добра, ни зла – есть конфликт интересов.
Насилие становится универсальным средством разрешения споров.
Быть агрессивным и злым, работать кулаками без оглядки на окружающих, не задумываясь о последствиях – вот идеал современного человека.
Доброта сегодня кажется симптомом регресса.
Миром правит её величество Ложь!
Никто не хочет договариваться. Налицо господство Силы во всех вопросах.
Сегодня на мораль и право плюют, если всего можно добиться силой.
В обществе, где всё продаётся, какова цена морали?
В СССР мораль была лицемерная, но она была. Сегодня многие молодые люди даже не знают, что такое мораль.
Нынешнее молодое поколение растёт без представлений о добре и зле.
Молодёжь отравлена цинизмом и уже не стремится к истине и справедливости.
Люди предпочитают быть бессовестно богатыми, нежели бедными, но честными.
Что сегодня может консолидировать наше общество, вокруг каких ценностей все могут объединиться?
С кем и во имя чего объединяться? С Абрамовичем, у которого шикарная яхта и подруга живёт на Карибских островах в собственной вилле?
В век торжествующего прагматизма, нет и не может быть общей морали, как и никаких общих представлений о добре и зле. У олигархов своя мораль, у народа – своя.
Единая система ценностей невозможна вследствие неустранимой субъективности.
Нельзя навязывать мораль для всех одну. Один живёт по заповедям Христа, а другой по заповедям Будды, третий – по Торе.
До сих пор спорят, что именно возрождать: христианство, с корнями в иудаизме, или родное ведичество?
Нужно не возрождать прошлое, а развиваться в сторону будущего универсализма!
Возможно ли сохранить Россию в глобальном мире?
Какие можно назвать «духовные скрепы» России?
1\ русский язык; 2\ обычаи и традиции; 3\ история; 4\ культура; 5\ религия.
Если всё это обобщить, то квинтэссенцией будет ни что иное как великая русская литература.
Во многом именно благодаря русской литературе Россия была признанной великой державой.
Когда Томас Манн говорил, что «достойная преклонения русская литература и есть та самая святая литература», то имелся в виду опыт философском мудрости, породивший литературу не только как текст, но и как жизнь.
Мартин Хайдеггер говорил: «Язык – дом бытия».
Не сохраним язык – не сохраним и культуру, не сохраним культуру – не сохраним страну.
Французы борются за свой французский язык, потом что именно язык формирует нацию и культуру.
Главным «духовным скрепом» для любой нации является прежде всего язык, для нас это русский язык. На русском языке сейчас говорят порядка 300 млн.человек по всему миру.
«Главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной лёгкости, с которой всё выражается на нём – отвлечённые мысли, внутренние лирические чувствования, «жизни мышья беготня», крик негодования, искрящаяся шалость и потрясающая страсть», – писал А.И. Герцен.
«Не знаю, в какой другой литературе показали стихотворцы такое бесконечное разнообразие оттенков звука, чему отчасти, разумеется, способствовал сам поэтический язык наш». Н.В.Гоголь.
Русский язык не существует изолированно, он пришёл из литературы, он часть литературы. Поэтому я считаю, что русский язык и литература должны изучаться вместе как «русская словесность».
Сегодня в России 47 тысяч школ. Из 10 учителей 8 уже предпенсионного возраста. При этом количество педагогических вузов сокращают. Даже на филологическом факультете Санкт-Петербургского госуниверситета идут большие сокращения.
Говорят, что по новому образовательному стандарту роман «Война и мир» будут изучать в 5 классе, как и «100 лет одиночества» Маркеса.
Книги «золотого века русской литературы» не для детского понимания. Изучение литературы в школе часто отбивает желание читать Достоевского и Толстого даже в зрелом возрасте.
Я поддерживаю кампанию «Время читать», продажу книг в киосках союзпечати, создание списка из 100 книг, рекомендуемых для внеклассного чтения.
Список составлялся по инициативе В.В.Путина, в том числе с помощью интернет-опроса. Позже документ согласовывался с Минобразования, Министерством культуры и администрацией президента.
Руководитель проекта в СПбГУ, профессор Елена Казакова отметила, что согласование списка с органами власти «превратилось в бурный политический процесс».
100 рекомендованных книг для внеклассного чтения это ещё пока что не образовательный стандарт, не список для обязательного чтения. Но от того, что будет в обязательном списке, зависит, будут ли нас скреплять Гоголь, Куприн, Толстой, Симонов и другие.
В предлагаемом списке, к сожалению, мало философской литературы. Это список для вбивания простых мыслей. Похоже, министерские чиновники оставили попытки поместить большие идеи в маленькие головы, решив, что маленькие головы предназначены для маленьких идей, а от больших голов надо избавиться.
В годы моего детства достать хорошую книгу было трудно, а некоторые вообще были под запретом. Чтобы купить хорошую книгу, нужно было сдать 20 кг макулатуры, или заплатить втридорога спекулянтам.
Помню, как на уроках читал, спрятав под партой, взятую книгу из школьной библиотеки «Робинзон Крузо». Учитель заметил, но книгу не отобрал.
Потом были «Приключения Гулливера», «Волшебник изумрудного города», «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна», «Три мушкетёра», «Республика Шкид», «Гиперболоид инженера Гарина», «Аэлита», «Туманность Андромеды», «Дочь Монтесумы», «Шагреневая кожа»…
Я прочитал полное собрание сочинений Александра Беляева, почти всего Жюль Верна, Конан-Дойля, Герберта Уэллса. Книги читал даже в автобусе по дороге в музыкальную школу.
Я был влюблён в книги. На деньги, которые мне давала мать на завтраки, я покупал книжки. Выменивал книги в книгообмене, покупал на чёрном рынке. Когда учился в 9 классе, целую ночь отстоял в очереди на Литейном проспекте, чтобы подписаться на трёхтомник Михаила Светлова.
Я единственный из мальчишек посещал в 9 и 10 классе факультатив по литературе. До сих пор благодарен моему учителю по литературе в 9-10 классе, которая рекомендовала мне массу полезных книг.
За три года службы на подводной лодке я прочитал много русской и зарубежной классической литературы. Мог бы прочитать и больше, но рядом не было умного советчика, кто бы подсказал нужные книги.
Чтобы стать грамотным человеком, нужно прочитать всего несколько книг. Но чтобы найти эти книги, нужно прочитать сотни других. Список «золотых книг» должен быть, чтобы на него ориентироваться, чтобы было из чего выбирать. Я в детстве мучился от отсутствия такого списка, пытался его составить.
Кто-то считает, что 100 книг это очень мало, но лично я считаю, что это даже много. Лучше меньше, да лучше. Человека сопровождают по жизни не более десятка любимых книг.
Дело, разумеется, не в количестве прочитанных книг, а в их качестве. Ведь главная цель – изменение духовного качества человека, расширение его сознания, облагораживание души.
Книга должна развивать умение самостоятельно думать и делать осознанный выбор.
Искусство и литература должны понуждать задумываться над своей жизнью. Молодому человеку необходимо научиться реально оценивать окружающий мир и адекватно реагировать на вызовы окружения и времени. Литература должна учить жизни и учить делать правильный выбор. Именно в момент выбора человек становится sapiens.
Сегодня время не только и не столько текста. Не всё уже есть текст, как уверял Жан Бодрияр.
Доктор философских наук Валерий Александрович Подорога считает, что «Интернет – это новая литература, абсолютная литература».
Интернет предлагает активное чтение, когда прочитанное тут же можно обсудить с другими читателями и даже с самим автором. А нам предлагают вернуться к классике, то есть к пассивному чтению. Хотя, разумеется, лучше читать, чем не читать вовсе.
Литература будущего это литература «ON-LINЕ»!
Книга будущего будет представлять собой сложное творение, содержащее текст, фотографии, видео, аудиозапись и компьютерные спецэффекты.
Лев Толстой в последние годы своей жизни составлял список душеполезной литературы «Круг чтения». Он писал: «Надо, чтобы искусство было просто, ясно, доступно всему народу и, вместе с тем, захватывало струи жизни. Должно писать, чтобы забирать душу, и ясно».
«Задача литературы — формировать новые идеалы, вспоминая Вечные истины, доказывать их необходимость и возможность!
Искусство слова — кое и есть литература — состоит в умении проникнуть в сердце, и, покорив его, заставить разум побуждать людей творить добро без оглядки, вызвать чувства, которые лучше любого доказательства убедят в необходимости любить несмотря ни на что.
Литература, если она настоящая, способна изменять сознание людей, а значит и саму жизнь.
Литература — это крик, зов к человеку, призыв к лучшему в человеке!
ЛЮБОВЬ ТВОРИТЬ НЕОБХОДИМОСТЬ!»
(из Декларации Новой Русской Литературы – в моём романе-быль «Странник»(мистерия)
А как Вы считаете, КАКИЕ «ДУХОВНЫЕ СКРЕПЫ» СПАСУТ РОССИЮ?
© Николай Кофырин – Новая Русская Литература
Метки: 100 книг рекомендованных, духовные скрепы России, Николай Кофырин, Президент В.В.Путин