Помню, в школе на уроках истории нас учили сравнивать успехи советской власти с 1913 годом, когда царская России была в наивысшей точке своего развития.
Прошло 100 лет. Сейчас мы живём в 2013 году. Могли ли век назад русские люди представить, какой будет Россия через 100 лет? Вряд ли. Хотя многие проблемы нашей жизни не изменились. А люди вообще по сути своей не меняются.
В 1913 году внешнеполитическая обстановка была столь же тревожной. Правительство выделяло деньги на перевооружение армии, но они разворовывались.
Многие люди, как и сто лет назад, задаются вопросом: ЧТО ЖДЁТ РОССИЮ?
Если сравнивать население Российской империи в 1913 году и нынешней России, то окажется, что нас стало меньше на 31 миллион человек (174 миллиона против 143 миллионов). Правда, и территория уменьшилась.
В 1913 году по ВВП на душу населения Россия отставала от США примерно в 3-3,5 раза и уступала большинству развитых стран Европы. Как и сейчас, страна была примерно на шестом месте в мире.
А вот по темпам роста промышленного производства Россия твёрдо удерживала первенство. Если бы так продолжалось и дальше, то менее чем за 10-12 лет она стала бы мировым лидером.
Российский рубль в 1913 году был дешевле доллара, правда, всего в два раза.
Историки дают за рубль 1913 года от 250 до 1100 современных рублей.
Для сравнения, депутат Государственной Думы в 1906 году зарабатывал в месяц 350 тогдашних рублей (или 175000 нынешних); провинциальный учитель в женской гимназии – не более 105 рублей (52500); заведующий земской больницы – 125 рублей (62500); фельдшер – не больше 55 рублей (27500).
Отметим, что в марте 2012 года средняя российская зарплата была 26440 рублей.
В 1913 году россияне выпивали по 8 литров водки на человека, а в 2011 году более 30 литров водки.
Сто лет назад россиянин потреблял в год в три раза меньше мяса, чем сейчас, а пива меньше почти в 12 раз.
Поездка на московском трамвае в 1913 году стоила 5 копеек (25 рублей), железнодорожный билет 1 класса от Москвы до Петербурга стоил 16 рублей (8000), 3 класса – 6 рублей 40 копеек (3200). В наши дни самый дешёвый плацкарт обойдётся в 1080 рублей, поездка же в люксе – почти в 10 тысяч.
В 1913 году самый дорогой билет в Большой театр стоил 31 рубль 50 копеек (15750), самый дешёвый – 30 копеек (150). Сейчас самый дешёвый билет стоит 100 рублей, а самый дорогой может стоить более 20 тысяч.
Русскую культуру начала ХХ века считали одним из «чудес света». Это был «серебряный век» русской литературы. Во всем мире славилась музыка Чайковского, Мусоргского, Римского-Корсакова, Рахманинова, Стравинского. Писатели Чехов, Бунин, Толстой, Блок считались классиками мировой литературы. Искусство Шаляпина, Собинова, Павловой, Кшесинской, труппы Дягилева в рекламе не нуждалось.
В 1914 году в России выходило 916 газет и 1351 журнал на 35 языках народов Империи.
Сто лет назад полицейских в России в расчёте на душу населения было в семь раз меньше, чем в Англии, и в пять раз меньше, чем во Франции. Преступность в России тоже была значительно меньше, чем в Западной Европе.
В 1913 году крестьяне составляли более 80% населения страны. Избыток сельского населения приводил к брожению в деревне безземельных крестьян и переселению их в города. Крестьяне были убеждены, что освободили их «не по-божески», то есть без земли.
Люди жили с ощущением глубокой несправедливости. И были правы.
Премьер-министр П.А. Столыпин в 1906 году начал масштабные реформы. «Дайте нам 20 мирных лет и вы не узнаете России», – говорил он.
Ленин признавал, что при успехе Столыпинских реформ революция будет невозможна. Если бы реформы были завершены, констатировал Троцкий, «русский пролетариат ни в каком случае не смог бы прийти к власти в 1917 году».
История повторяется дважды: в одном случае как трагедия, в другом случае как фарс.
Сегодня в России назрела новая революционная ситуация, считает писатель и аналитик Андрей Михайлович Столяров. Недавно в Русской Христианской гуманитарной академии А.М.Столяров сделал доклад «Россия и революция: ретроспективы и перспективы».
Он выделил три закономерности развития политической ситуации.
Первая закономерность – неуклонное движение от автократии к демократии. Автократией А.М.Столяров называет то, что невозможно изменить свободным волеизъявлением граждан.
В основном движение от автократии к демократии происходит через революцию. Автократическая власть сама не может демократизироваться, и потому революции неизбежны.
Революция происходит в несколько этапов. Основная (базовая) революция не решает сразу все насущные вопросы. Для этого нужны ещё 1-2 дополнительные революции, чтобы демократия утвердилась окончательно.
К революции всегда не готовы не только власть, но и народ. В постреволюционный период велики настроения возврата к прошлому порядку – реставрации.
Режим Путина это реставрация, – считает А.М.Столяров. – И значит, будет продолжение революции.
Вторая закономерность – «авторитарный тупик». Никакая власть никогда не хочет реформ, поскольку любые реформы это риск для самой власти. Любое движение к демократии смертельно опасно для авторитарного режима.
Третья закономерность – «политический астигматизм». Автократическая власть живёт во власти иллюзий. Информация фильтруется и передаётся руководителям страны в искажённом виде.
Революции предшествует тотальная дискредитация власти, порочащие слухи, взрыв коррупционных дел.
Политический идиотизм власти выражается в принятии непопулярных законов.
Президента поддерживает пассивное большинство. А революцию всегда делает активное меньшинство, преимущественно молодёжь.
Для полной и окончательной победы нужен постепенный переход, чтобы демократия перестала быть инновацией, а стала традицией.
«В чём опасность для правителей демократии» – пишет Фридрих Ницше в книге «Странник и его тень» (1879).
«Демократия имеет возможность, не прибегая к насилию, а только употребляя постоянное, вполне законное давление, довести своих правителей до роли нуля. Но нуль этот сохраняет своё обычное значение, т.е. ничего не знача сам по себе, он, будучи поставлен в правую сторону какого-либо числа, увеличивает значение последнего в десять раз. Президенты остаются украшением на простой, целесообразной одежде демократии, прекрасным излишеством, которое она позволяет себе, остатком исторической почтенной одежды предков, пожалуй, даже символом самой истории. В этом отношении они представляют собой нечто такое, что может иметь чрезвычайно большое влияние, но, конечно, в том только случае, если они, подобно нулю, поставлены на надлежащем месте, а не особняком. Во избежание опасности превратиться в ничто президенты всеми силами держатся за своё звание военных правителей: им нужны войны, т.е. исключительные ситуации, так как в этих случаях приостанавливается медленное законное давление демократии».
Исторические даты (да и цифры вообще) обладают каким-то магическим свойством. Складывается впечатление, что каждые сто лет история в основных своих чертах повторяется.
В начале XVII века после правления Бориса Годунова началась «великая смута» (по сути гражданская война), вторжение в Россию вначале наёмников, затем польско-литовского войска.
В начале XVIII века во время правления царя Петра I шведский король Карл XII вторгся в Украину, украинский гетман Мазепа предал Россию, но закончилось всё разгромом оккупантов под Полтавой.
Начало XIX века ознаменовалось наполеоновскими войнами и великим нашествием в 1812 году коалиции европейских войск на Россию. Закончилось это бегством Наполеона из России.
XX век начался трагически с Первой мировой войны, в результате которой в России произошла в 1917 году февральская революция, а затем октябрьская революция, приведшая к гражданской войне и гибели более 10 миллионов русских людей.
Сто лет назад, как и сейчас, власть России стояла перед выбором: либо продолжать модернизацию, либо «консервировать» ситуацию и откладывать реформы на неопределённую перспективу. Как и всегда, ради сохранения власти, руководство страны выбрало второй вариант – «русский консерватизм».
После революции 1905 года была созвана Государственная Дума. Власть ловко манипулировала парламентскими партиями для принятия нужных законов. Эсеры переживали кризис после разоблачения руководителя боевой группы Азефа, который был тайным агентом правительства.
Многие понимали, что монархия ведёт страну к катастрофе. Некоторые упрекали царя за слабоволие. Однако вспомним, что Николай II в начале своего правления прочитал в «зело престрашной книге» монаха Авеля предсказание о судьбе России на много веков вперёд. Этим во многом объясняется мистицизм последнего императора, его безвольность и покорность трагической судьбе.
В 1913 году национальный вопрос в российской империи казался неразрешимым. Василий Шульгин писал: «Если … на вопрос о народности будущие обитатели южной России будут отвечать: “Нет, мы не русские, мы – украинцы”… наше дело будет проиграно».
В искусстве и философии в 1913 году господствовал декаданс. Философ Николай Бердяев писал: «В нашу эпоху есть не только подлинное возрождение мистики, но и фальшивая мода на мистику… Быть немного мистиком ныне считается признаком утончённой культурности, как недавно ещё считалось признаком отсталости и варварства».
В год 300-летия царствующей династии Романовых положение монархии и православной церкви казалось как никогда прочным. Хотя и тогда привлекали к уголовной ответственности за святотатство. Церковь почти полностью смыкалась с государством.
«Как мучительно ужасна наша православная жизнь! – писал Николай Бердяев. – Православная церковь не указывает никаких путей жизни, путей духовного развития».
Настроения той поры хорошо отразил Алексей Толстой в романе «Хождение по мукам». Общество было наполнено апокалипсическими предчувствиями. Все говорили о наступлении «конца времён» и неизбежности грядущей революции.
Накануне первой мировой войны Владимир Ульянов (Ленин) не предчувствовал катастрофы. Известно публичное заявление Ленина в январе 1917 года в Швейцарии, что он не рассчитывает дожить до революции, но что её увидит молодежь.
Говорят, Россия – страна, которую постоянно сотрясают революции.
Сторонники психоанализа объясняют склонность русских к революциям тем, что детей в России очень крепко пеленают, и потому так сильна тяга русского человека к воле.
Я против революций. Любая революция порождает смуту, террор и репрессии. Я за эволюционный путь развития.
Никто не хочет революции, кроме отчаянных смутьянов, желающих пробраться к власти по чужим трупам.
Согласно этимологии, слово революция означает возвращение общества к самому себе.
Если революции случаются, значит они неизбежны. И виновата в этом прежде всего власть, поскольку народное возмущение есть следствие ошибок правящего режима.
Революция – это результат резонанса воздействия внешних сил и причин внутренних.
Моя бабушка родилась в 1891 году и жила в Питере во времена трёх революций.
На фотографии мой дед – Николай Кофырин – командир отряда революционных рабочих и солдат.
В школе по истории я был отличником и до сих пор помню три основных признака революционной ситуации: 1\ когда верхи не могут управлять по-новому, а низы не хотят жить по-старому; 2\ обострение выше обычного нужд и бедствий трудящегося класса; 3\ рост революционной активности масс.
Ещё в школе я недоумевал, почему арестованных министров временного правительства через несколько дней выпустили из Петропавловской крепости. Оказывается, штурму Зимнего Дворца предшествовала негласная договорённость о передаче власти Советам. Временное правительство не смогло решить насущные проблемы революции, и передало власть большевикам. А инсценировка штурма Зимнего Дворца была осуществлена позже.
Плеханов предупреждал Ленина, что уровень российского общества не достиг «высокого уровня сознательности», и планы большевиков по «модернизации» русского общества могут обернуться кровавой диктатурой и в результате культом личности.
Марксисты утверждали, что всякая революция есть отчаянная попытка разрешить болевые вопросы общественной жизни. И тот, кто эти проблемы не чувствует и не пытается устранить (например, острейшее имущественное расслоение), тот неминуемо окажется погребённым под разрушительным торнадо революции.
Многие предупреждали царя о неминуемой революции. Но Николай II не смог отказаться от власти и сделать Россию парламентской республикой. В результате лишился всего и погиб вместе со своей семьёй.
История Россия – это трагедия абсолютной власти!
Как и век назад, Россия беременна парламентской республикой, опять православие, самодержавие, народность.
Как и век назад, западные страны пытаются помешать дальнейшему развитию России, провоцируя войну и революцию.
Нас ждёт революция, если мы не решим назревших проблем общественной жизни.
Сегодня люди боятся уже не столько ядерной войны, сколько войны гражданской.
Всякая революция есть проявление необходимости восстановить нарушенную справедливость, то есть равновесие в обществе.
Сегодня Россия занимает 1 место в мире по абсолютной величине убыли населения. За последние 20 лет в России вымерло более 7 млн. русских. По этому показателю мы опережаем Бразилию и Турцию на 50%, а Европу – в несколько раз.
В год от водки погибают 70 000 человек. 30 тысяч россиян ежегодно гибнет от наркотической передозировки (население небольшого городка). Плюс 30 тысяч гибнут на дорогах.
У нас от 2 до 5 миллионов беспризорников (после Великой Отечественной войны их было 700 тысяч). Россия занимает 1-е место в мире по числу детей, брошенных родителями.
По уровню коррупции за 2011 год Россия в списке из 178 стран находится на 154 месте, соседствуя с Гвинеей-Бисау и Кенией. (Из блога Андрея Кончаловского).
Лев Гумилёв в своей работе «Этногенез и биосфера Земли» обращал внимание на необходимость учёта географического фактора при анализе исторических событий, в том числе и формы государственного устройства. В одних условиях лучше демократия, в других условиях наиболее оптимальной формой государственного устройства является авторитарная монархия.
Россия – государство с самой протяжённой территорией от Калининграда до Камчатки. И представить, что столь удалённые территории с весьма специфическим населением могут управляться по единому образцу, просто невозможно. Везде разные условия жизни. И потому не может быть одной универсальной модели демократии, применимой как для мегаполиса Москва, так и для оленеводов Чукотки.
Форма управления меняется в зависимости от географии места, культуры, традиций и даже религии. Поэтому демократия в разных местах специфическая.
Специфика «русской демократии» в том, что самоуправление коллектива сочетается с назначаемым сверху начальником. Демократия в России всегда назначалась сверху, а не снизу.
Ныне власть в России называют авторитарной. Но дело в том, что география нашей страны требует авторитарного управления. Иначе страна развалится. Поэтому вертикаль власти необходима.
Вертикаль власти не прихоть президента, а жизненная необходимость удержать столь удалённые территории (и даже анклавы) от естественных центробежных тенденций. Поэтому центральная власть в России должна быть сильной и подчинять местное самоуправление.
Чтобы избежать революции, нужно избегать сильного имущественного расслоения и вопиющей социальной несправедливости. По данным Института социологии РАН в 2011 году 59% населения России – бедняки, а так называемый «средний класс» всего 6-8%.
Известный историк Юрий Сергеевич Пивоваров считает, что главный урок 19 века для нас, живущих в 21 веке, состоит в том, что элита не должна быть над народом; представители элиты не должны ездить на «мерседесах» в то время как народ толчётся в душных электричках. Ситуация непременно взорвётся.
Русский философ Иван Ильин полагал, что цель власти – путём воздействия на людей (их объединения или разъединения) противостоять деструкции, упадку, всевозможным кризисам и конфликтам, а также совершенствование общества и упрочение его стабильности.
И слабая власть плохо, и слишком сильная тоже плохо.
Какой же должна быть власть, чтобы избежать революции?
Власть должна быть справедливой!
Власть не самоцель. Она лишь средство защитить граждан страны и сделать их жизнь лучше.
Людям нужна не демократия, а хорошая жизнь. Другое дело, что хорошая жизнь лучше всего обеспечивается именно демократией.
Демократия возникает как потребность власти в участии народа в делах государства, особенно когда надо заменить один общественно-политический строй другим.
Чтобы власть не отрывалась от реальности и оставалась самокритичной, общество время от времени должно напоминать о месте и роли власти в государстве.
Демократия это не только власть большинства, но и учёт мнения меньшинства.
Нельзя допускать противостояния, когда одна половина общества «за», другая «против».
Любая власть до тех пор признаётся людьми, пока она поддерживает диалог со своим народом. А когда перестаёт идти на контакт с гражданским обществом, то теряет легитимность и доверие людей.
Власть не существует отдельно от народа. Власть существует для народа, даже самая тираническая!
Это власть зависит от народа, а не народ от власти. Даже самый отъявленный тиран думает об интересах народа. А если перестаёт думать, то его ждёт участь Нерона.
Когда власть перестаёт слышать свой народ, случается гражданская война.
Единственное, что может спасти нас от революции и гражданской войны это СОГЛАСИЕ!
Власть – это не насилие, власть – это СОГЛАСИЕ!
Неужели мы опять наступим на «грабли» и прольётся кровь?
Мы не просто на грабли наступаем, а чувство такое, будто эти грабли работают в режиме дробилки. И всё по нашей многострадальной общенациональной голове.
Достаточно вспомнить самые драматические моменты нашей истории, чтобы понять очевидную истину: наша сила в единстве – в единстве многообразия!
СПАСТИСЬ МОЖНО ТОЛЬКО ВМЕСТЕ! – такова «Русская Идея», рождённая горьким опытом нашей истории.
Россия сильна не сильным волевым царём, а сплочённостью всего народа.
Но когда сохранение личной власти становится значимее интересов народа и государства, когда преданность чиновников становится важнее их профессионализма, тогда и случаются революции.
Однако подлинная причина революций не в социальном устройстве общества, а в природе человеческой.
Чтобы пробраться к власти, революционеры соблазняют народ обещаниями свободы. А после захвата власти создают ещё большую несвободу.
Все эти «революции» напоминают смену одной группировки элиты другой группировкой в борьбе за место под солнцем.
Кажется, соперничество сидит в наших генах. Не хотят люди жить спокойно. Им нужно соревноваться и развиваться.
Война, кажется, у нас в крови! Любое малейшее преимущество используется для того, чтобы подавить соперника.
История, похоже, никого не учит. Глядя на происходящее, невольно удивляешься, насколько всё повторяется!
Но главное – несмотря на революции, ничего не меняется. Салтыков-Щедрин писал: «Если я умру, а проснусь через сто лет и меня спросят, что сейчас происходит в России, я отвечу: пьют и воруют».
По всем рациональным выкладкам экономического, политического порядка Россия уже как бы не должна существовать. За 537 лет, от Куликовской битвы до Первой мировой войны, Россия воевала 334 года. Из них одну войну против девяти держав, две войны против пяти держав, двадцать пять войн против трёх держав и тридцать семь войн против двух держав одновременно.
Когда-то нас пугали планами империалистов превратить нашу страну в сырьевой придаток. Так и случилось. Дело, оказывается, не в идеологии, а в природных богатствах России.
Сможет ли Россия отстоять право на десятую долю мировых природных богатств при том, что русских всего 2 процента населения Земли?
Почти сто лет назад Николай Бердяев в октябре 1915 года писал: «Если Россия хочет быть великой Империей и играть роль в истории, то это налагает на неё обязанность вступить на путь материального технического развития. Без этого решения Россия попадёт в безвыходное положение. Лишь на этом пути освободится дух России и раскроется её глубина».
Новейшие расшифровки предсказаний Нострадамуса говорят о том, что с 2014 года начнётся стремительное вхождение России в Золотой Век. В России наступит: “то, что будет, никогда не было таким прекрасным… второй век Сатурна – Золотой Век. Создатель увидит мучения своего народа и между Богом и людьми будет заключён мир. Впереди начало Новой Эры. Перед этим будут большие беды, однако после того на Земле воцарятся Справедливость и Добро”. (Нострадамус, ц.9, к. 26: 66).
Недавно глава синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества, протоиерей Всеволод Чаплин высказался за возрождение в России монархии: «…монархия, это более религиозно обусловленная форма правления, чем республика. Для России всегда была свойственна и будет свойственна сильная персонифицированная власть».
Премьер-министр России Дмитрий Медведев в интервью европейским СМИ предложил оценить развитие демократии в стране через 100 лет. «Если пройдёт 100 лет, и будут какие-то проблемы, значит, тогда что-то не так происходило в эти годы».
«Всякие революции — всего лишь попытки восстановить баланс справедливости. Но человеческую природу не переделаешь. Станут ли люди добрее, если дать им то, что они хотят? Нет. Так что дело не в условиях и обстоятельствах, а в самой природе человека.
Ни условия быта, ни характер исторической эпохи, ни экономический или политический строй не меняют нас по существу. Мы всё те же, что были и две, и три, и пять тысяч лет назад. Времена меняются, а люди остаются неизменными.
Даже в рамках своей ограниченной жизни легко заметить, что ничего не меняется. Революции и войны тоже ничего по существу не меняют, а лишь создают ненужное для всех беспокойство. Законы существования невозможно изменить никакими благими пожеланиями. Одни правители сменяют других, пытаются что-то преобразовать, как они уверяют, “к лучшему”, но всё рано или поздно возвращается на круги своя».
(из моего романа «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак» на сайте Новая Русская Литература
А по вашему мнению, ЧТО БУДЕТ С РОССИЕЙ ЧЕРЕЗ 100 ЛЕТ?
© Николай Кофырин – Новая Русская Литература
Метки: андрей михайлович столяров, Николай Кофырин, Новая Русская Литература, президент путин в.в, премьер-министр д.а.медведев, революционная ситуация в россии, революция, Россия, русская христианская гуманитарная академия