ШКОЛЬНЫЙ УЧИТЕЛЬ НАВСЕГДА

Уважение к своим учителям кажется мне показателем общей культуры личности.
Поздравляю учителей с праздником! Но не тех, кто избивает и унижает своих учеников, как это бывает в некоторых школах.
Школьный учитель – друг или враг?
Мне посчастливилось, в моей жизни был любимый Учитель – наш классный руководитель Наталья Васильевна. Она была для нас «второй мамой»: подсказывала ответы на волнующие вопросы и направляла на истинный путь. Глядя на Наталью Васильевну, мы учились понимать, что такое подлинно интеллигентный человек. Она осталась для нас учителем жизни навсегда!
«Никто тебе не друг, никто тебе не враг, но каждый человек тебе учитель», – любила повторять Наталья Васильевна.
По её примеру я пошёл работать в родную школу, где проучился десять лет, и где ранее учился мой отец. Впоследствии обо всём произошедшем со мной в школе я написал роман-быль.


С 1 сентября 2013 года стал действовать новый Закон об образовании. В результате студенты столкнулись с ростом стоимости проживания в общежитии, а родители школьников с дополнительными расходами. Основное образование (русский язык, литература, математика) остаётся бесплатным, но теперь школа может предложить ученикам платные углублённые занятия.
Новый закон даёт активным родителям больше прав — они смогут влиять на жизнь школы наравне с администрацией, например, изменять образовательную программу или увольнять неугодных учителей.

Сегодня в России свыше одного миллиона учителей работают в 44 тысячах школ. Они обучают почти 13,5 млн. детей. В этом году из-за недобора детей закроются 733 школы, в том числе 252 школы в сельской местности.

Одни считают, что школы созданы для образования детей. Другие уверены, что школа финансируется государством для формирования законопослушных граждан.
Сегодня социальный запрос общества противоречит миссии школы – нужны исполнительные работники и послушные потребители, а не творцы и всесторонне развитые личности.
«Мозги» утекают из России в поисках лучшего применения и оплаты. В результате в стране мало «креативного класса» и желающих стать предпринимателями.

Нынешние дети зависимы от Интернета и гаджетов, мало читают, у многих рассеянное внимание и неспособность концентрироваться. Молодые говорят преимущественно простыми предложениями, не способны анализировать и синтезировать информацию, делать сложные логические умозаключения.
Память у современных детей вырабатывается только очень кратковременная (оперативная). Они мыслят «блоками» и время от времени «стирают» всё лишнее, чтобы не перегружаться.

Как-то в электричке я разговорился с сидящей рядом девочкой, спросил её, хочет ли она в школу. Девочка ответила, что хочет пойти в школу, чтобы учить английский и готовить домашние задания. Я был приятно удивлён.

Когда я учился в школе, то думал, что по мере накопления сведений они сами по себе перейдут из количества в качество и сделают меня умным. Я учился, но чувствовал, что умнее не становлюсь, а масса приобретённой информации не только не помогает, но даже мешает найти свой ответ.
В какой-то момент выяснилось, что всё, чему нас учили об устройстве общественной жизни, было ложь. Так оказавшись один на один с реальностью, пришлось искать собственное объяснение происходящему в себе и вокруг…

Было ли свободомыслие в советской школе? Было, но в жёстких идеологических рамках.
Мне всегда было интересно слушать то, о чём не говорилось в учебнике; я всегда интересовался тем, чего не было в школьной программе, всегда выходил за рамки.
Там, где требовалось собственное осмысление, я проявлял чудовищную, по средним меркам, активность, при этом плохо успевая там, где требовали заучивать написанное в учебнике или повторять сказанное учителем.
Меня всегда привлекало то, что давало свободу для собственного осмысления, а потому я предпочитал рыться в книгах, а не учить заданные уроки. Просиживая вечера в школьной библиотеке, роясь в энциклопедиях и справочниках, я подготавливал обзоры и делал на их основе сообщения.
Я до сих пор признателен библиотекарю школы Клавдие Викентьевне, которая помогала мне «рыться в книгах», подготавливая очередной доклад по истории, литературе, географии или физике.

Преподаватели не могли не замечать моих пристрастий, хотя это невольно ставило их перед выбором: оценивать формально требуемые знания или же мою способность мыслить самостоятельно.

Когда необходимо было организовать диспут, то всегда оппонирующей стороной выбирали именно меня. При этом, как ни странно, мне удавалось склонить на свою сторону даже учителей, обычно придерживающихся официальных позиций.

В школе я любил литературу, но плохо писал сочинения. Писать сочинения, как того требовали, я не мог, и писал неправильно, но зато как хотел. Раз сочинение, значит нужно что-то сочинить, — наивно полагал я, и пытался придумывать, вместо того, чтобы переписать из учебника, как это делали почти все одноклассники.

Раньше мотивация прочитать «Войну и мир» Л.Н.Толстого была в том, чтобы понять мир и себя в мире. Сейчас – лишь бы сдать ЕГЭ.
После школы я дважды перечитывал «Войну и мир», и благодарен нашему учителю по литературе Александре Николаевне за то, что она пробудила интерес к творчеству Льва Толстого и к литературе в целом.

Учитель – это всегда личное общение, личный контакт. Такой контакт был у меня с учителем литературы Александрой Николаевной, которая пригласила меня на свой факультатив, привлекла в театральный кружок; с ней мы обменивались книгами.
Учитель истории Елена Георгиевна открыла для меня Центральный лекторий, куда мы с ней каждое воскресенье ездили слушать лекции о положении в стране и в мире. Спустя десять лет я сам выступал с лекциями на этой площадке.

Сейчас учителя для многих заменил Интернет. Но настоящего Учителя ничто не может заменить.
В древности Учителя ничего не записывали, потому что понимали незаменимость личного контакта. Только для этого и нужен Учитель, а вовсе не для передачи знаний. Знания человек может взять сам, а вот получить опыт, которому можно верить, – только от Учителя. Поэтому слово Учитель для таких людей писалось с большой буквы.

Изучение истории и литературы всегда было не только приращением знания, но прежде всего воспитанием. Знание, конечно, не делает человека лучше, но в целом поднимает культурный уровень.

На мой взгляд, нельзя разделять русскую словесность на литературу и отдельно русский язык. Русская литература не существует вне языка, а язык вне литературы.

Задача литературы – научить самостоятельно мыслить и выражать свои мысли!
Поэтому я считаю, что экзаменационное сочинение нужно вернуть обязательно, также как экзамен по истории нашей родины. Если, конечно, мы хотим научить людей думать.
Список обязательной литературы нужен, но должен существовать и альтернативный список.

Спустя три дня после опубликования моей статьи «Искусство власти», в Кремле был собран совет при президенте по культуре и искусству. В частности, обсуждался вопрос о необходимости вернуть в школе устный экзамен по истории и по литературе.

Экзамен по истории нашей родины нужно вернуть обязательно!
Знание истории своей страны делает человека гражданином!

Помню, как по ночам писал конспекты и готовился к зачётам по истории. Сейчас понимаю, что пришлось запоминать много лишнего. Поэтому я против единого учебника истории, но за «единообразный» – в котором одни и те же события трактуются с разных точек зрения.

После школы я поступал в пединститут на исторический факультет, но получил двойку за сочинение. После срочной службы закончил юридический факультет Ленинградского университета и пошёл работать в родную школу.
Я всегда хотел возвратиться в родную школу и зажигать сердца детей любовью.

Во время учёбы я работал в НИИ комплексных социальных исследований Ленинградского университета, а также сотрудничал с Детским фондом имени Ленина и Детским фондом имени Достоевского. У меня был накоплен опыт научно-исследовательской работы по изучению отклоняющегося поведения и правовому воспитанию молодёжи.

Ещё будучи студентом, по результатам своих исследований я написал статью «Системный подход к правовому воспитанию», которая была опубликована в «Вестнике Ленинградского университета» (1986 год серия 6 выпуск №4). В школе я решил воплотить в жизнь свои практические рекомендации.

Целью моей работы было создать «школу радости»: чтобы дети приходили в школу с радостью, а уходили с сожалением. Я старался создать то, чего сам был лишён в школьные годы.

Одним из первых в Санкт-Петербурге я пытался осуществить эксперимент по нравственно-правовому воспитанию. С этой целью создал лабораторию социальной и психологической помощи. Однако вскоре натолкнулся на аморализм и волюнтаризм директора школы. В то время как я вещал в классах о необходимости соблюдения Законов, директор издавал незаконные приказы, принуждая учащихся делать уборку в туалетах. Ученики спрашивали меня об этом, и я называл эти действия директора противоправными. Директор часто появлялся в школе в нетрезвом виде, и в конце концов его сменил другой.

Я пришёл к печальному выводу: в школе не учителя существуют для детей, а дети для учителей.
Чего не хватает в отношениях учащихся и учителей — так это веры. Но более недостаёт детям любви. Современные дети ходят в школу как на зону, это место, где над ними постоянно ставят эксперименты, своего рода «ад».

У меня под окнами здание школы, и я каждый день наблюдаю, как учащиеся идут на уроки. Надо признать: в школу дети идут отнюдь не с радостью, а уходят без сожаления. На уроках ученики находятся в состоянии нервного напряжения, душевного дискомфорта, и в целом радости от жизни не испытывают.

В школу я пришёл не деньги зарабатывать, а учиться любить детей. Но не подозревал, что там, где сеют разумное, доброе, вечное, царит наушничество и клевета. Некоторые учителя унижали учеников, издевались над ними, даже били.
Тем, кто работает с детьми и при этом их не любит, нужно платить большую зарплату, потому что они вынуждены покупать за деньги то, что любящие детей получают даром.

Есть два способа общения с детьми: первый – когда вы приходите и рассказываете им то, чего они не знают. Второй – когда вы приходите и делитесь с ними тем, что знаете Вы.

Я старался подавать пример, как нужно творить добро и быть справедливым. На своих уроках правоведения мне приходилось объяснять детям, что законы это то, что должно осуществляться независимо от нашего отношения – как закон всемирного тяготения.

Хотя я юрист (законник), однако понимаю, что не всё в этой жизни управляется юридическими нормами. Да и сами правовые законы произошли из норм морали. Но даже учителя не знали, что такое «хорошо» и что такое «плохо», что добро и что зло.

Как-то я проводил ознакомительную встречу с первоклассниками, и предложил посредством игры в «тепло» и «холодно» сформулировать «золотое правило нравственности» (которому, кстати, 5 тысяч лет). Первоклассники находили ответ гораздо быстрее, чем их родители.

Какова наша школа, таким будет и наше будущее.
Альбер Камю говорил: «школа учит жить в мире, которого не существует».
Задача образования – создать человека будущего.
Есть мнение, что семья учит тому, что было двадцать лет назад; улица учит тому, что сейчас; а школа должна учить тому, что будет через двадцать лет.

Возможно, я идеализирую школу нашего прошлого, но все в мире признавали, что советская школа была одной из самых лучших.
И в советской школе был разрыв между воспитанием и реальной жизнью, но не настолько сильный, как сейчас.
Сегодня, к сожалению, в школе (как и в целом в обществе) господствуют меркантильные настроения. Учителя вынуждены думать о том, как прокормить семью, а не о том, чтобы оставаться допоздна в школе для беседы по душам с детьми.
Поэтому повышение зарплаты учителям я считаю делом давно назревшим и правильным!

Раньше школа худо-бедно занималась воспитанием. В нынешней все думают только о ЕГЭ.
Я понимаю, что ЕГЭ это средство демократизировать школу и высшее образование. Но не надо средство превращать в самоцель. Ещё древние говорили, что многознание не есть мудрость.

Лично для меня ЕГЭ сродни зазубриванию, практиковавшемуся в школе два века назад. Требуют знать, а не понимать. Когда я учился, требовали понимать, учили думать самостоятельно.
Сейчас людей отучают думать, самим искать ответы на вопросы. Нужны не творцы, а послушные потребители.

Сегодня важно не вызубрить ЕГЭ, а НАУЧИТЬ УЧИТЬСЯ, развиваться и совершенствоваться.
Умным является не тот, кто знает больше других, а тот, кто умеет производить новое знание. Поэтому нужно дать больше свободы для самореализации.

Творчество, творчество и ещё раз творчество! – вот что должно быть основой обучения в школе.
Не усвоение устаревающих знаний, а получение целостного представления о законах природы и человеческого общества – именно это должно быть основой школьного образования.

Надо не штамповать послушных исполнителей (которые наиболее востребованы работодателем), а выявлять и лелеять нестандартных творцов – новых эйнштейнов. Один академик Келдыш дал стране столько открытий, что стоимость их окупила вложение во всю систему образования!

Никто не знает, что может вырасти из вздорного троечника, над которым все насмехаются. Альберта Эйнштейна в школе преподаватели считали ленивым, медлительным и малоспособным. «Из вас, Эйнштейн, никогда ничего путного не выйдет», – говорил ему учитель немецкого языка.

Многие гениальные люди были самоучками. Может быть, потому что не были отштампованы школой?

Школа должна помочь человеку найти себя, понять своё предназначение.
Задача школы – научить думать и понимать, творить, а не повторять.
Но сегодняшняя школа формирует послушных исполнителей, а не творцов. Людей, стремящихся образовываться, не более 6 процентов!

Сегодняшний школьник с планшетом знает подчас больше своих учителей. Практически любые сведения можно получить здесь и сейчас. Как источник информации школа в современном мегаполисе находится лишь на 4 месте.

Если в конце прошлого века информация обновлялась раз в пятнадцать лет, то сейчас она обновляется каждые пять лет, а то и чаще. Сегодня знания устаревают, не успев попасть в учебник.

Учащийся не должен знать всё, но он должен знать, где это можно узнать!

Многие школьники домашние задания списывают из Интернета. Есть сайты по каждому предмету. Списывают прямо на уроках, используя планшеты и смартфоны. Повторяют, не думая!
Один мальчик горячо доказывал, что Пушкин стрелялся на дуэли с Лермонтовым, и Лермонтов убил Пушкина…

Недавно я посмотрел фильм Михаила Сегала «Рассказы». Там есть сюжет о взаимоотношениях сорокалетнего мужчины и двадцатилетней девушки. Их отношения расстроились из-за того, что девушка не знала, кто такой Дзержинский и ЧК, путала Ленина и Сталина, число жертв сталинских репрессий измеряла двумя десятками тысяч, не знала, сколько погибло в великой отечественной войне, но знала, что «немецкие танки почти до «ИКЕИ» дошли».

Выпускной

Нынешняя молодёжь предпочитает жить здесь и сейчас: не жертвовать собой в ожидании светлого будущего, а наслаждаться настоящим.
Сегодня быть современным означает иметь деньги, много денег, очень много денег. Налицо явный перекос в сторону материальных ценностей.

Сталкиваясь с реальностью, молодые начинают понимать, что жизнь управляется по совсем иным законам, нежели те, о которых им рассказывали в школе и дома.
У знакомой сын в 14 лет заявил: «мама, нет смысла учиться, в нашей стране можно только воровать, чем больше украсть, тем легче «отмазаться»…»

Основная проблема – зачем, ради чего учиться?
Ныне большинство выпускников школ ставит перед собой вполне прагматичную цель – достижение материального достатка. Им важнее не теорему Пуанкаре доказать, а получить миллион долларов, причём любыми способами (желательно, не работая).

Прагматизм и утилитаризм современной молодёжи в перспективе могут привести к духовному кризису, когда повзрослевшие люди удовлетворят все свои материальные потребности и встанет вопрос, ради чего жить.

Материальные потребности людей насыщаемы, а вот потребность в саморазвитии и самосовершенствовании не имеет предела. Поэтому стимулами обучения и труда должны стать не хорошая зарплата (хотя, и она тоже), а прежде всего реализация своего смысла жизни.

Проблема смысла жизни – это и проблема преемственности поколений.
Надо признать, уважать старшее поколение особо не за что – развалили великую страну!
Как верно заметил Лев Толстой: воспитывать можно и нужно личным примером!

Сейчас родителям нет времени воспитывать, они приползают с работы усталые и разбитые, хорошо, если найдут время расписаться в дневнике своего ребенка.
По данным опроса Левада-Центра, по сравнению с 2009 годом на 7% выросло количество тех, кто считает, что необходимо наказывать детей физически. 29% опрошенных относятся нормально к применению физической силы при воспитании детей.
В результате в 2012 году 20 тысяч детей сбежали из дома и находятся в розыске; покончили жизнь самоубийством 1,5 тыс. детей!

«Без детей нельзя было бы так любить человечество», – говорил Достоевский.
«Дети видят чудеса, потому что они в них верят»!

Работая в школе, я впервые увидел себя и учителей глазами учеников, и понял, что взрослые — это поглупевшие дети. Дети ещё не научились скрывать своих чувств, не разучились любить, и не боятся любить, — это и отличает их от взрослых.
Ничто не может определить человека истиннее, чем детское сердце!

Основная проблема в том, что педагоги не знают, чему и как воспитывать, нет моральных норм и принципов воспитания. Сейчас уже никто не скажет, что самый правильный поступок это бескорыстный поступок.
В нашем обществе нет высоких нравственных идеалов, нет общей консолидирующей идеи. Рост благосостояния не может быть целью жизни человека, равно как и возвеличивание страны.

Президент Путин В.В. призывает всех к участию в разработке национальной идеи.
Предложенная национальная идея – «жить по совести и ради своей страны» – весьма неопределённа, и уж очень напоминает американский призыв: «Не спрашивай, что может сделать для тебя страна, спроси, что ты можешь сделать для страны».

На мой взгляд, национальная идея это не государственная идеология, с помощью которой дурачат людей. Национальная идея – это наше понимание перспектив развития человека, и прежде всего духовного развития человека и человечества!

Надо отметить, что современные юноши и девушки более свободны, нежели «дети застоя и перестройки». Знают они больше, но морально инфантильны.

Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно…
М.Ю.Лермонтов

Конечно, проблема «отцов и детей» была всегда. Ещё в древних текстах египетских пирамид находили тексты следующего содержания: «Нынешняя молодежь привыкла к роскоши, она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших».

Разве человечество поумнело за последние три тысячи лет? Нисколько! Люди стали больше знать. Но эти знания не смогли предотвратить сделанных человечеством глупостей.
Человеком управляют инстинкты, а разум только обслуживает желания!

Альберт Эйнштейн высказывал обеспокоенность: «Я боюсь, что наступит день, когда технологии превзойдут простое человеческое общение. И тогда мир получит поколение идиотов».

Человечество в целом морально и интеллектуально деградирует. Эффект роста энтропии сказывается и на человеческом обществе.
Я родился, когда население Земли составляло 3,5 миллиарда человек. Сейчас одно удвоилось, и составляет уже 7 миллиардов.
Человечество не знает, что делать с переизбытком населения. Чтобы обеспечить всех работой, изделия изготавливаются на срок гарантийного ремонта. После этого их нужно выбрасывать, чтобы обеспечить работой производителей.

Современная цивилизация, поглощённая материальным потребительством, уже не ставит перед собой духовных целей. Проблему Любви свели к проблеме «гомолюбви», любовь к детям – к педофилии. Извращение стало нормой жизни. Извращённые умы везде видят извращение.
Кто-то и в этой статье увидит извращённую любовь и «саморекламу». Что ж, каждый судит о других в меру собственной испорченности!

Я считаю, что школа должна учить универсальным законам жизни и таким вечным ценностям как дружба, товарищество, взаимопомощь. В школе мы приобретаем не только знания, а иногда и друзей на всю жизнь. Знания забудутся и устареют, а вот школьная дружба никогда!

Необходимо вернуть слову Учитель исконный смысл наставника и духовного авторитета.
Сегодня нашему обществу как никогда нужны духовные авторитеты – совесть нации! – каким был академик Д.С.Лихачёв.

Лихачёв_1

Я был знаком с Дмитрием Сергеевичем, и даже подарил ему свой первый роман «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак».

«Совестью нации» в XIX веке в России был Лев Николаевич Толстой. Тогда говорили, что в России два царя: Николай II и Лев Толстой.
Духовные авторитеты должны быть сдерживающим фактором для политиков, которые в своей беспринципности и аморализме преступили все пределы.
Но нужны ли беспринципной власти духовные авторитеты?

Трудно убеждать детей соблюдать правила, когда администрация показывает пример беззакония.
Вы не поверите, но администрация школы советует учителям ставить двойки тем, кого готовят к отчислению.
Невозможно учить детей соблюдать законы, и в то же время нарушать закон.
Как учить детей справедливости, когда некоторые педагоги несправедливо занижают оценки, таким образом напрашиваясь на репетиторство?!
Разумеется, тот, кто учит детей защищать свои права, повсеместно нарушаемые учителями, неугоден школе.
Опыт любви к детям привёл меня к поразительному выводу: чем больше любви отдаёшь, тем больше её становится. Главное отличие любви от её миражей в том, что она возвращается тебе с избытком.

331 школа учитель

«Я вас люблю! Спасибо за любовь! За краткие мгновения блаженства. За ощущение душою Совершенства. За счастье, мне открывшееся вновь. И пусть в глазах нормальных сумасшедшим кажусь я — странный, непонятный и чужой. Но без любви себе не вижу места. Ведь счастье — это быть самим собой! Я вас любил, люблю, любить я буду наперекор расчёту и молве. Глаза, уста и лица не забуду. Вы навсегда останетесь во мне. И в трудный час, когда придёт сомненье, я вспомню, как любил вас в эти дни, и сердце переборет искушенье. Воспоминанием меня спасёте вы!»
ЛЮБОВЬ ТВОРИТЬ НЕОБХОДИМОСТЬ!
(из моего романа-быль «Странник»(мистерия) на сайте Новая Русская Литература

P.S. Поздравляю с праздником всех ныне здравствующих моих учителей: по математике Светлану Викторовну, по английскому языку – Олимпиаду Ивановну, по физике – Валентину Степановну, по химии – Елену Михайловну, по истории – Елену Георгиевну. Вечная память нашему классному руководителю – Куркумели Наталье Васильевне!

А у Вас был ЛЮБИМЫЙ ШКОЛЬНЫЙ УЧИТЕЛЬ?

© Николай Кофырин – Новая Русская Литература

Метки: , , , , , , , , ,

Комментарии запрещены.