«Философия – это приглашение на казнь», считают некоторые современные философы. 18 апреля 2014 года я участвовал в работе международной конференции «ИДЕНТИФИКАЦИЯ ФИЛОСОФИИ» на философском факультете Санкт-Петербургского госуниверситета.
В последние годы в учебных заведениях повсеместно сокращается преподавание философии. Лекционное время уменьшают, преподавателей философии увольняют, а кое-где и вовсе ликвидируют философию как предмет. Философы вынуждены думать не только о том, как сохранить философию, но и как элементарно выжить в новых условиях.
В то время, как политики никак не могут договориться и поделить сферы влияния, страдают простые люди: им воду перекрывают, их сжигают, их убивают.
Что могут сделать философы в условиях творящегося безумия и победы над разумом?!
Л.В.Шиповалова полагает, что философия – это риск, это приглашение на казнь. Цель философии – создание публичного пространства свободного рассуждения. Философствовать – значит выступать против всего формализованного юридического знания. Философия имеет власть формировать свободу. Всякий стандарт преподавания есть негативный стандарт. Возможность выше философской полезности. Хотя философия – это бесполезное занятие.
К.С.Пигров полагает, что философия – возможность человеку причаститься к вечному. Философия – это призвание, а не профессия. Не обязательно думать, что философ это профессионал. Профессионал в любви к мудрости это оксюморон, как и профессионализм в любви. Главный герой философии – не профессионал, а философ-любитель. Каждый настоящий философ это художник, он не может не думать о предвечных основах бытия, о сакральном. Философия существует в мерцании эмоционального и рационального. Генеральная задача дисциплины философии – воспитание читателей философских книг, любителей мудрости. Философия даёт понимание личной ответственности каждого за судьбу мира.
В.Ю.Сухачёв придерживается мнения, что философия не бывает нацистской, демократической или социалистической. Она сама по себе. Человеку массы философия не нужна. Философия – это точная наука. Нужно создавать традицию философствования в обществе через телевидение, Интернет. Нужно защищать философию от государства, массового общества, от политики, религии, идеологии. Философам нужно становиться видимыми.
А.Б.Паткуль полагает, что роль философии не сводится к обслуживании науки. Философ это не тот, кто воспроизводит определения, а кто начинает науку с самого начала, с основ. Если наука легитимизируется через практический результат, то как происходит легитимизация философии?
Кант противопоставлял философию и философствование. Философии научить нельзя, обучать можно только философствованию.
Б.Г.Соколов выступил с сообщением «Фэйк мысли». Философия – это фэйк? Сегодня необходима апология философии. Иногда становятся умными и вопреки обучению философии.
Н.А.Грякалов выступил с сообщением «Практики признания истины». Он предлагает понимать философию как чистую деятельность, не погружённую в ползучий эмпиризм.
Г.Мажейкис полагает, что в нынешних условиях диплом философа это приглашение к смерти. Философия – это клуб самоубийц. Философия – одинокая трагическая деятельность. Возможна ли вообще философия после Аушвица?
А.Н.Исаков выступил с сообщением «Границы философии». Он полагает, что философия с её бесконечным вопрошанием есть выбор небытия. Философию отличает особая свобода мышления. Философия не производит истину, а работает с истиной. Философия в значительной части это философия языка.
Сила философии в её открытости. Философ работает не с истиной, а со смыслом бытия истины.
Философия зарезервировала себе свободу по отношению к истине откровения.
Философия – это свобода по отношению к свободе.
Философия – это прежде всего авторская мысль; это и мысли поэта, и жреца, и государя. Свобода философской мысли следует за свободой поэтической мысли.
Литература бывает философичнее самой философии. В отличие от философии, литература не знает ложной записи. Литература тоже своего рода откровение; литератор тоже открывает некую истину.
Е.Г.Соколов выступил с сообщением «Философическая заграница или философия, вынесенная за скобки».
Е.В.Малышкин выступил с сообщением «О необходимости и единственности языка философии». Он полагает, что даже когда мы молчим, мы занимаемся философией. Дело философии – придумывать континуумы, обладающие софиологической значимостью.
А.А.Грякалов считает, что задача философии – преобразование человека и существования.
Политическое стало ближе к философии, чем эстетическое. Все философские теории подтверждали свою истинность реальными политическими практиками. Философа отличает метафизическая чувствительность. Можно ли говорить об определённости философии при всей неопределённости места философии?
А.К.Секацкий выступал на другой площадке, но, как и всегда, его сообщение было глубоко и загадочно.
Немецкий философ Петер Слотердайк считает: «На протяжении века философия лежит на смертном одре и не может умереть, ибо задача её не исполнена. Поэтому конец вынужденно мучительно затягивается. Она или похоронила себя, предавшись пустой игре в мысли, или пребывает в агонии, во время которой её посещают откровения и она высказывает то, что забывала сказать на протяжении всей жизни. Перед лицом смерти ей хочется быть честной и открыть свою последнюю тайну. Она признаёт: все великие темы были сплошь уловками и полуправдой. Прекрасные, но тщетные взлёты мысли: Бог, Универсум, Теория, Практика, Субъект, Объект, Тело, Дух, Смысл, Ничто — всего этого не существует. Всё лишь словечки для юнцов, профанов, клерикалов да социологов».
Если в СССР философию включали в вузовское образование, то сейчас философию постепенно выводят из системы образования. Почему? Потому что марксистско-ленинская философия была служанкой государственной идеологии и способствовала воспитанию. Сейчас открытое шельмование невозможно. Не только философы, но и простые люди понимают суть происходящего. Но инстинкт самосохранения заставляет молчать. Такая позиция приводит к полной нищете философии. Поэтому не случайно появляются высказывания, что «философия для реальной жизни нужна как мастурбация для секса».
В России со времён гоголевского «Вия» слово «философ» звучит как насмешка. Философия в России всегда была изгоем; её не любили ни светская власть, ни власть церковная. Философствовать в России дозволялось в рамках государственной идеологии и с оглядкой на изречения правителей.
Быть философом в России всегда было опасно для жизни. Судьба Чаадаева, Радищева, Чернышевского, Герцена, Огарёва, Белинского, Николая Бердяева и других русских мыслителей весьма показательна. В 1922 году многих русских философов выслали из России на так называемом «философском пароходе». Как объяснил Лев Троцкий: «расстрелять их не было повода, а терпеть было невозможно».
А в нашей сегодняшней жизни нужна ли философия? – спросил я у доктора философских наук, профессора Константина Семёновича Пигрова, заведующего кафедрой социальной философии философского факультета Санкт-Петербургского госуниверситета. Он ответил:
«Философия просто необходима. Каждый человек в сущности философ. Философия составляет основное содержание нашей жизни».
В России никогда не относились серьёзно к философии. Последнее слово всегда оставалось за «государем». Слишком активных философов, вроде Чаадаева, Чернышевского, Соловьёва, Бердяева власти преследовали. Чернышевского отправили в заключение на двадцать лет, Чаадаева за его «философические письма» объявили сумасшедшим.
Известный русский философ Владимир Соловьёв, чей портрет висит в коридоре философского факультета, прочёл лекцию, в которой просил о милости к убийцам императора Александра II. После этого ему пришлось уволиться из университета. Всю последующую недолгую жизнь Владимир Соловьёв вынужден был скитаться и жить на «вольных хлебах».
Насколько нынешние преподаватели философии способны последовать примеру Владимира Соловьёва и ради своих убеждений готовы лишиться работы в Университете?!
Фридрих Ницше тоже покинул кафедру, когда решил, что не сможет свободно отстаивать свои философские воззрения в университете.
Философ Александр Зиновьев после выхода своей книги «Зияющие вершины» был вынужден эмигрировать на Запад. Эмигрировал в Лондон и известный философ А.М.Пятигорский.
Настоящий философ – как Фридрих Ницше – должен оставаться потусторонним!
Становится видимым и выходить на авансцену политической жизни это соблазн. Поскольку неизбежно подчинение философии политике. Ещё Платон мучился этой проблемой и никак не мог построить гармоничные отношения со своим попечителем – тираном Сиракуз Дионисием младшим.
Некоторые философы предлагают активнее выступать в средствах массовой информации, включаться в политическую деятельность, писать открытые письма Президенту – то есть, вести себя так, как ведут себя философы, например, во Франции. Там к мнению философов относятся с уважением, многие из них государственные служащие; философию преподают не только в вузах, но и в школах.
То, что подлинная философия – это приглашение на казнь, доказал своим примером ещё Сократ. Для Сократа философствовать означало жить сообразно своим убеждениям. Когда перед ним встал выбор: умереть или отказаться от убеждений, Сократ выбрал смерть.
«Те, кто подлинно предан философии, заняты, по сути вещей, только одним – умиранием и смертью», – говорил Сократ.
Две тысячи лет назад во время штурма Сиракуз римский воин убил размышляющего над чертежами Архимеда. И сейчас никто не слушает трезвомыслящих философов. Ни призывы к разуму, ни призывы к любви не действуют – люди предпочитают выяснять отношения, размахивая дубинами. Природа людей неизменна.
Специалисты по античной философии полагают, что термин «философия» в качестве названия особой сферы знания впервые употребил Платон. Платон считал чистое философское созерцание идей – высшей формой познания, способом восхождения к высшим идеям.
Буквальное значение слова «философия» = от греч. phileo – люблю + sophia – мудрость, – любовь к мудрости. У древних греков это слово означало «стремление к пониманию», «стремление к знанию», «жажду знания». Следовательно, любовь – это философия во всей полноте смысла этого термина. София – мудрость, ею владеет лишь бог.
Аристотель писал: «Люди, философствуя, ищут знание ради самого знания, а не ради какой-то практической пользы».
В.И.Вернадский говорил: «Можно быть философом, и хорошим философом, без всякой учёной подготовки, надо только глубоко и самостоятельно размышлять обо всём окружающем, сознательно жить в своих собственных рамках. В истории философии мы видим постоянно людей, образно говоря, «от сохи», которые без всякой другой подготовки оказываются философами» («Размышления натуралиста. Научная мысль как планетное явление». Кн. 2. М, 1977. С.73).
Кандидат философских наук, доцент РГПУ им. Герцена Андрей Николаевич Муравьёв считает:
Философ есть гений человечества, в ком каждую историческую эпоху человеческий дух приходит к абсолютному самосознанию. Не философия собственность философа, а философ собственность философии.
Нужно чтобы философия перестала быть предметом замкнутого круга жрецов от философии; чтобы философия стала понятна многим людям.
Доктор философских наук, профессор Владимир Владимирович Варава полагает, что сегодня философия опять служанка. То она была служанкой науки, потом служанкой религии, а сегодня она служанка политтехнологий. «Философия не должна быть ни чьей служанкой (ни религии, ни науки), но лишь помощницей; и в качестве помощницы она избавляет и религию, и науку, и литературу от лишнего, ненужного, от того, что вредит им».
Философия понимается как движение вперёд. Это личный опыт разумного освоения фундаментальных проблем бытия. Занятие философией захватывает всю личность, а не только разум. Окончательной догмы в философии не будет, иначе философия как процесс бесконечного познания остановится и умрёт.
ПО МОЕМУ МНЕНИЮ, философия – это расшифровка первоначального удивления, той самой первоначальной интуиции, которая приходит в качестве неосознанного образа, какой была ИДЕЯ у Платона.
Философия, на мой взгляд, существует в индивидуальных интерпретациях, в которых только и живёт Дух.
Мне кажется, философия это состояние души, состояние сознания, не только деятельность ума, но и деятельность всего существа человека.
Вряд ли философией можно считать лишь деятельность рацио (ума). Философия это любовь к мудрости, а не любовь к знанию. Многознание, как известно, мудрости не научает.
Философствование есть некая медитация, вовсе не имеющая цель, чтобы её восприняли и поняли посторонние.
Цель философа прежде всего постичь эту истину собой, запечатлеть её, расшифровать и самому измениться.
Постижение границ человеческой жизни, границ человеческого познания и границ человеческой свободы – вот что делает философа философом.
Если верно, что «философы читают послание Бога в подлиннике», то, по моему мнению, философы рационально осмысливают послание, которое приходит в форме некой интуиции. Философия занимается рефлексией первоначального откровения. Разум постигает то, что знает душа!
Сегодня философия, как и прежде, политически ангажирована. Ну не могут философы сказать всю правду о власти.
Миссия философа – всегда оставаться критически настроенным по отношению к действительности, даже при всеобщем воодушевлении и оптимизме.
Далеко не все философы живут в соответствии с провозглашаемыми принципами. Не будет человек отстаивать позицию, с которой не согласен и которую своим жизненным опытом отрицает. Всякая авторская философия есть в какой-то степени объяснение и оправдание своей собственной жизни.
Задача философии состоит в примирении сознания с действительностью. Поскольку сознание вторично, а действительность первична. Сознание адаптируется к жизни, изменяя её.
Человек не может жить в состоянии отрицания. Рано или поздно настроения отрицания погубят его.
Истинное мужество состоит в том, чтобы знать правду жизни и продолжать жить.
Вся-то задача – жить в гармонии с окружающей природой и своей собственной.
Говорят, надо жить по Канту, как если бы твоя собственная воля была законом Вселенной.
Но сегодня, очевидно, побеждает дарвинизм; повсеместно сделана ставка на силу и принуждение. Об идее Христа – «возлюби врага своего» – никто не вспоминает.
Философы, сидя каждый в своей «пещере», создают иллюзии, называя их философскими системами. Для многих занятия философией это не поиск истины, а своего рода «игра в бисер», интеллектуальное развлечение. Очень часто за сложными предложениями, обилием научных терминов и красивыми словесными оборотами не стоит никакого смысла. Каждый старается придумать свой «– изм», считая это чуть ли не высшим достижением.
Сегодня ощущается дефицит больших идей. При очевидном избытке информации, люди испытывают потребность в Знании.
Однако нынешние философы не хотят изменить мир, нет у них таких Идей. А ведь мир, согласно Платону, изменяют именно Идеи (с большой буквы).
В мире по сути всего две Идеи:
Первая – мир был сотворён Богом и надо жить по божественным законам, любить ближних и помогать слабым.
Вторая – наш мир есть результат долгой эволюции, и жить надо по природным законам естественного отбора, где выживает сильнейший, а слабый погибает, где каждый за себя и выживать надо любой ценой.
Если жить по закону Бога, то нужно жертвовать собой из любви к ближнему.
Но если жизнь даётся только раз, то стоит ли жертвовать своей жизнью во имя чего-либо?
Заслуживает ли какая-нибудь идея, чтобы отдать ради неё жизнь?
Что важнее: жизнь или идея?
Если важнее жизнь, то ради сохранения своей жизни можно пожертвовать любыми идеалами, пойти на любое преступление.
Если важнее идея, то ради высокой идеи можно пожертвовать своей жизнью, а если потребуется, то и жизнью других людей.
Предполагают, Бог есть абсолютное бытие, абсолютная свобода.
А может быть, Бог это своего рода вселенский Интернет?
Чтобы понять, что такое Бог, нужно умереть как человек. Познание Бога возможно, лишь когда откажешься от человеческих свойств. Но тогда есть возможность, что сойдёшь с ума. Потому что Бог человеческим разумом не постижим.
Всякая человеческая деятельность, в том числе и философия, есть выражение жизненной необходимости.
Философия аккумулирует опыт многих жизней, формулируя полезные правила, помогая человеку жить и чувствовать себя счастливым.
В конце концов, человек хочет понять, зачем он живёт. Когда он найдёт ответ на свой вопрос, возможно, он будет счастлив.
Смысл жизни не в том, чтобы выжить, а чтобы что-то сделать, то есть в творчестве и в любви.
Если и есть смысл в существовании человечества, то лежит он за пределами самого человечества.
Философия существует не только и не столько в философских текстах, сколько в опыте жизни конкретного человека, которого можно называть философом.
Философ должен своей жизнью давать ответ на вопрос о смысле бытия, – и таким образом сущность философии проявляется в конкретной жизни человека.
Философская истина должна быть понятна простому человеку и доступна для «употребления», она должна быть одновременно и проста и глубока, быть ясной и в то же время скрывать в себе глубинные смыслы.
Сегодня мир нуждается в конструктивной позитивной философии, готовой ответить на главные вопросы бытия. Идёт процесс поиска синтеза вертикального и горизонтального мировосприятия, что должно привести к созданию нового нарратива.
Мне часто говорят: «В твоих мыслях нет логической стройности и законченности философской системы». Но истина постоянно развивается, и всякие попытки распять её, живую, в интересах какого-то одного учения, превращают истину в мёртвую догму.
Человек – частичка голограммы Мироздания. Без самосознания человек просто животное. Именно самосознание объединяет человека со всей Вселенной.
Хрупкую конструкцию человеческого существа сломал утяжелившийся собственным тщеславием разум. Опьянённые техническими достижениями, мы ушли от естественной жизни, тем самым лишившись изначально заложенного в нас Смысла.
Потусторонний иль трансцендентальный… Смысл — он во всём!
Он — я, ты, люди все, вечный Вопрос — он же Ответ сакральный:
Откуда в нас стремленье к красоте?
Ответ везде, Закон универсален для камня, для цветка, для муравья.
Гармония во всём, и каждый уникален.
Всё предназначено: и мы, и ты, и я.
Всё что даётся — к нашему же благу, что происходит — надобно понять.
Всё принимать должны мы как награду, и ни на что на свете не пенять.
С тобою мы вселенная Вселенной, и космос внешний в нас внутри сокрыт.
Гармония бывает бесконечной, когда Любовь миры свои творит.
Закон Бытия универсален — Как, Почему, Зачем творю?!
Возможно, Он парадоксален. Ведь я не думая, дышу.
Небытиё рождает звёзды, чтоб вновь когда-то их убить.
Зачем даруются мне мысли? Зачем не можем не любить?!
Нет! Почему! люблю, творю я. Творение имеет смысл!
Себя же этим развлекая, Вечность играет Театр — Жизнь.
Закон творения любого — Закон Творца, и Он во всём!
Творю для развлеченья Оно, ведь Бытия спектакль в том».
(из моего романа-быль «Странник»(мистерия) на сайте Новая Русская Литература
А по Вашему мнению, ФИЛОСОФИЯ – ЭТО ПРИГЛАШЕНИЕ НА КАЗНЬ?
© Николай Кофырин – Новая Русская Литература
Метки: идентификация философии, философия