МОЛОДЁЖЬ XXI ВЕКА

Выпускной

Молодёжь XXI века называют не иначе как «цифровое поколение» или «интернет-поколение». 22 тысячи выпускников школ и 10 тысяч выпускников училищ и колледжей Санкт-Петербурга были приглашены в этом году на шоу «Алые паруса». В ожидании обещанного шоу стоимостью 17 миллионов рублей, я простоял два с половиной часа в окружении молодых людей. Кто-то предложил поиграть «в города», но юные девушки предпочли играть «в слова» (подбирать не название городов, а любые существительные по последней букве!)
Я вслух заметил, что современным Ассоль трудно будет найти своего капитана Грея. На что стоящий рядом приезжий парень лет двадцати пяти спросил у меня: «А какое отношение имеет ассоль и капитан Грей к алым парусам?»
Если молодёжь это наше будущее, то какова же наша молодёжь и каким будет наше будущее?


Каждое поколение отделяет примерно 15 лет. Было «потерянное поколение», было поколение «шестидесятников», было поколение «хиппи», потом «панки». В конце восьмидесятых годов XX века появилось поколение «яппи» (успешных молодых людей). В начале XXI века социологи заговорили о появлении «Z» – поколения цифровых технологий. На Западе их называют “digital natives”.

По заказу компании 3М исследователи подготовили отчёт о новом поколении — “Z Generation Focus Group Report”. К поколению «зэтов» учёные причисляют подростков и молодых людей в возрасте от 11 до 20 с небольшим лет. Это «интернет-поколение», они чуть ли не «родились с гаджетами». Для них выйти из дома без мобильника всё равно что выйти на улицу голым.

Как заключают авторы отчёта 3М, новое поколение придерживается принципа “живи настоящим”. Они хотят получать удовольствие от жизни и ни о чём при этом сильно не беспокоиться. Главная цель жизни — “быть счастливыми”. Причём счастье для них связано прежде всего с физическим и психологическим комфортом, а также персональной свободой.

У них много запросов, но мало желания брать на себя ответственность, а делать работу жизненным приоритетом ещё меньше. Они не живут, чтобы работать, а работают, чтобы жить.
Эти люди считают себя гражданами мира, и поэтому путешествия по миру является одной из главных их ценностей. Вторая по значимости ценность – сохранение здоровья и физической формы. Далее – социальная активность и модные хобби. Они также заботятся об охране окружающей среды, интересуются искусством и инновациями, с удовольствием принимают чужие идеи, чтобы генерировать собственные.

Зэты_1

Себя представители поколения “зэтов” характеризуют как “творческие”, “изобретательные”, “амбициозные” и “дружелюбные”. У них «активная жизненная позиция» (о которой говорилось на последнем съезде КПСС).

Мечтают «зэты» о работе в крупной международной компании, чтобы был гибкий график работы и высокая оплата труда, и при этом никаких ограничений по дресс-коду. Они готовы смело браться за самые трудные задачи, и стремятся стать лучшими в компании или в профессии.
Их кумир – Стив Джобс.
Они способны выполнять одновременно большое количество заданий, поскольку с детства привыкли и слушать музыку, и загружать контент, и набирать текст, и читать ленту соцсети, и болтать по чату с друзьями, и при этом поглощать свой обед.

«Зэты» очень ценят своё время. В работе они ищут не только возможности карьерного роста, но и дополнительные отпуска; предпочитают работать фрилансерами.
Многие из них уже не могут жить без общения в социальных сетях и даже требуют от работодателя разрешения на общение в Интернете во время работы.
Мои знакомые познакомились с молодой парой, которые живут на одном из филиппинских островов. После окончания работы по контракту в Южной Корее, полетели к этим друзьям. Те подрабатывают модным фридайвингом (погружением под воду без акваланга), а работают фрилансерами на фирму в Москве, выполняя обязанности системного администратора через Интернет. Домой возвращались через Гонконг, поскольку нашли дешёвые авиабилеты.

Фридайвинг_1

«Зэты» – поколение потребителей. Они легко зарабатывают деньги и легко их тратят. Но прежде чем что-либо купить, долго выясняют соотношение цены и качества товара. Покупки предпочитают совершать в интернет-магазинах.
Они хотят наполнить свою жизнь смыслом. Но вот каким?

Недавно я участвовал в работе международной конференции в Балтийском институте экологии, политики и права. Там, в частности, обсуждалась проблема трудоустройства выпускников вузов. У студентов педагогического университета «профвыжиг» (разочарование в профессии) наступает уже после первой практики в школе, и мало кто возвращается работать в школу после окончания вуза.

Необходимо возвращать распределение выпускников вузов. Это поможет молодому специалисту приобрести необходимый опыт работы, а государству решить проблему нехватки кадров. Также требуется возвратить и профориентацию в школах.

Родители советуют своим детям становиться врачами и предпринимателями; менее – госслужащими, учёными, политиками и журналистами; и менее всего – военнослужащими, полицейскими, учителями, священнослужителями.

Сами молодые люди предпочитают учиться на финансистов, юристов и программистов. 10% абитуриентов хотят обучаться аудиту и бухучёту; 8% – изучать менеджмент; 8% – экономику; 6,4% – юриспруденцию; 4,4% – управление.

А работодатели прежде всего ждут продавцов (22%); затем рабочих (11%) и специалистов в промышленности (11%); специалистов в сфере транспорта (9%); строителей, маляров, плиточников (6%). Почти не требуются специалисты информационных технологий, врачи, фармацевты и ветеринары.
Работодателей интересует наличие у молодых специалистов опыта работы (45%), а качество образования для них на третьем месте.

Сегодня невозможно спрогнозировать, какая профессия будет востребована через 5 лет. Нужно уметь адаптироваться в изменяющейся ситуации, учиться и переучиваться. Нужно относиться к жизни как эксперименту над самим собой: уметь выживать в ситуации когда «жизнь – катастрофа».

Кому-то не нравится большое количество гастарбайтеров. Но ведь молодые россияне не спешат устраиваться работать дворниками, не идут на стройку.

Я думал, что такое понятие как «блат» было присуще лишь эпохе «развитого социализма». Но, по мнению молодых людей, «блат» неискореним и стал частью нашего менталитета.

Возможно, жить стало кому-то лучше, но вряд ли веселей.
В этом году девиз праздника «Алые паруса» был «Вместе с Россией».
Сегодня Россия занимает 1 место в мире по количеству самоубийств среди детей и подростков. В 2012 году в России покончили жизнь самоубийством 1,5 тыс. детей; 20 тыс. детей сбежали из дома и находятся в розыске. Россия занимает 1 место в мире по числу разводов и детей, рождённых вне брака; 1 место в мире по числу детей, брошенных родителями.

Британский политтехнолог Саймон Анхолт и бельгийский эксперт по репутации стран Роберт Говерс в сотрудничестве с целым рядом академиков опубликовали рейтинг государств по их «полезности для всей планеты». Из 125 стран Россия оказалась на 95-м месте после Гондураса, но впереди Конго. Россию обошли даже Казахстан и Белоруссия. Украина на 99 месте.

Кто-то считает, что нынешняя молодёжь это романтики, верящие в добро и справедливость. Мы тоже в 70-е годы прошлого века верили, что в мире побеждает добро и торжествует справедливость. Но оказалось, что миром правит Её Величество Ложь; справедливости нет и в помине, а добро хотя иногда и побеждает, зато зло господствует. Мир жесток, люди живут по «законам джунглей».

Молодёжь сейчас не хуже и не лучше, чем была раньше; она просто другая.
Ещё 2,5 тысячи лет назад Сократ сетовал: «Нынешняя молодежь привыкла к роскоши, она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших. Дети спорят с родителями, жадно глотают еду и изводят учителей».

Когда в 80-е годы прошлого века я учился в Университете, то работал в НИИ комплексных социальных исследований в лаборатории проблем молодёжи и занимался изучением негативных явлений в молодёжной среде. За время работы у меня накопилось более 40 научных публикаций, некоторые были переведены за рубежом.

Отвечая на популярный в те времена вопрос «легко ли быть молодым?», можно сказать: сегодня у молодых так много возможностей, что быть молодым гораздо легче, чем двадцать лет назад. Благодаря развитию цифровых технологий развивается заочное обучение и гораздо больше талантливых детей из глубинки могут получить хорошее образование.

Молодёжь предпочитает жить здесь и сейчас: не жертвовать собой в ожидании светлого будущего, а наслаждаться настоящим.
Быть современным сегодня означает иметь деньги, много денег, очень много денег, и не важно каким способом. Налицо явный перекос в сторону материальных ценностей при утрате ценностей духовных.
Место морали заняли целесообразность и цинизм. Деньги подменили душу. Везде культ успеха, красоты и секса. В условиях конкуренции незачем помогать слабому, считается целесообразным его вытолкнуть.

Последние социологические исследования показали, что у молодежи нашей страны произошло изменение системы ценностей. Значительно ослабло уважение к таким ценностям, как «дисциплина», «выполнение долга», «самообладание», «бескорыстие», «самоотверженность». Возросло положительное отношение к ценностям «свобода от авторитетов», «признание личности», «автономия», «самореализация», «личная неприкосновенность».

«Современной молодежи дали возможность потреблять больше, чем мы в своё время. И она рада этому. Молодежь в общей массе превращают в быдло, которое будет довольно жратвой, телеком и сексом».
Такое вот мнение я получил в качества комментария.
«У меня у знакомой сын в 13-14 лет ей заявил: мама, нет смысла учиться, в нашей стране можно только воровать, чем больше украсть, тем легче «отмазаться».

Доктор юридических наук профессор Яков Ильич Гилинский считает, что подростки и молодёжь современной России делятся на две неравные части: «включённое» (included) меньшинство, успешно вписавшееся в российский «дикий» капитализм в силу принадлежности к современной правящей элите (властной, экономической, криминальной) или же исключительных личных качеств (образованность, сила, находчивость, умения и др.), и «исключённое» (excluded) большинство.

«Подростки и молодежь – основной контингент и резерв организованной преступности. Молодежь составляет большую часть наркопотребителей и наркоманов. Подростки и молодежь совершают порядка 70% всех преступлений, связанных с наркотиками. Россия занимает 1 место в мире по объёму потребления героина (21% мирового производства).

Подростками совершается каждое десятое тяжкое преступление, каждое четвёртое вымогательство, каждое пятое неправомерное завладение автомобилем без цели хищения, каждый шестой грабёж, каждое восьмое преступление в сфере компьютерной информации.

Чтобы уменьшить преступные проявления энергии молодёжи, нужно направить эту энергию в конструктивное русло, давая каждому возможность самому добиться желаемого, уменьшая социальные разрывы между богатыми и бедными, между народом и властью, создавая «социальные лифты» для карьеры.

Молодёжь особенно остро нуждается в социальном признании при недостаточных возможностях самореализации. Неудовлетворенная потребность в самоутверждении приводит к попыткам реализовать себя не только в творчестве (что достаточно сложно), но и в негативных формах активности («комплекс Герострата») – насилии, преступлениях (это «проще»), или же приводит к ретретизму («уходу» – в алкоголь, наркотики, из жизни).

Сегодня молодёжь совсем другая, чем те, кто жил двадцать лет назад. Произошла цифровая революция. Мы перешли от логоцентричной к цифровой цивилизации. Это предсказывал ещё Пифагор, когда говорил, что всё можно выразить цифрой.

С 90-х годов прошлого века появилось совершенно новое поколение молодых людей – «цифровое поколение» или «поколение-Интернет».
Интернет размыл государственные границы и сделал возможным общение on-line со всем миром. Никогда прежде люди столько не читали и не писали, как они сейчас делают благодаря Интернету.
Но для того, чтобы найти интересующую информацию и собеседников в Интернете, нужно обладать интеллектуальными способностями. Главное, сохранить способность думать самому, а не думать, как того требует кто-то, пусть даже программа компьютера.

Сейчас в мире идёт борьба за «креативный класс». Зарубежные компании переманивают к себе талантливых молодых людей, предлагая стажировки, стипендии, высокооплачиваемую работу. И даже самые патриотично настроенные россияне уезжают туда, где могут себя реализовать за хорошие деньги. «Рыба ищет где глубже, а человек где лучше».

Размер первой зарплаты молодого специалиста в Германии от 2 тысяч евро в месяц, в США от 2 тысяч долларов. В России зависит от региона и специальности: например, программист может получать 40 тысяч рублей, учитель – 10 тысяч рублей в месяц.

В России год обучения в платном вузе стоит от 50 тысяч до 400 тысяч рублей. В США образование платное, в среднем 20 тысяч долларов за семестр. В Германии в 11 из 16 федеральных земель образование бесплатное, в остальных стоит до 500 евро за семестр.

В России взрослеют совсем не так, как за границей. Например, в Германии молодые люди начинают жить отдельно от родителей с 18 лет. В США студенты обязаны первые два года жить в кампусе. В России половина студентов продолжают жить с родителями.

Мы живём во времена подлинной революции, когда появляется человек совершенно нового качества. Человека постепенно сменит киборг – возможно, тот самый «сверхчеловек» Ницше.
Через 20 лет наступит эпоха нейронета – возможность ментального подключения в сеть. Таким образом мозг одного человека становится частью мозга всего человечества.

Современный темп жизни формирует клиповое мышления. Дети мыслят блоками и общаются смсками. Тестирование достигло такого предела, что молодые люди уже умеют лишь выбирать из предложенного, и не способны сами искать собственный путь.

Программирование лишает человека необходимости думать, как поступить в непредвиденной ситуации. Многие разучились анализировать информацию и синтезировать логические выводы. Не способны увидеть за внешним хаосом закономерности жизни.

Если взять всю информацию, которой человечество обладало от начала до 1900 года за единицу, то к 1956 году количество информации удвоилось. В конце прошлого века информация обновлялась раз в пятнадцать лет, а сейчас обновляется каждые пять лет, а то и чаще. Сегодня знания устаревают, не успев попасть в учебник.

Современный школьник с планшетом знает подчас больше своих учителей. Практически любые сведения можно получить здесь и сейчас в Интернете. Как источник информации школа в современном мегаполисе находится лишь на 4 месте.

Я работал в школе учителем, и могу сказать, что умный нынче не тот, кто знает больше других, а тот, кто умеет производить новое знание.
Нужно дать больше свободы для самореализации, развивать систему стипендий для талантливых учеников. Школа должна помочь человеку найти себя, понять своё предназначение, НАУЧИТЬ УЧИТЬСЯ!

Творчество, творчество и ещё раз творчество! – вот что должно быть основой обучения в школе.
А сейчас молодых людей разучают самим искать ответы на вопросы.
Ответьте: зачем вбивать в голову справочные знания по текстам ЕГЭ, если любую справочную информацию можно получить по Интернету почти всегда и везде?

Школа должны учить жить в мире, которого ещё не существует. Сегодня надо учить профессиям, которые появятся в недалёком будущем. Надо не штамповать послушных исполнителей (которые часто наиболее востребованы работодателем), а выявлять нестандартных творцов.

Целью обучения в школе должно быть не усвоение устаревающих знаний, а получение целостного представления о законах природы и человеческого общества. И непременно с нравственной основой!

Но проблема в том, что наше общество не имеет нравственной основы. Педагоги не знают, чему и как воспитывать, потому что нет принципов воспитания и нет моральных норм. Сейчас уже никто не скажет, что правильный поступок это бескорыстный поступок.

В нашем обществе нет высоких нравственных идеалов, нет общей консолидирующей идеи. Рост благосостояния не может быть целью жизни человека, равно как и возвеличивание страны.

Современную молодёжь на идеологической мякине не проведёшь, патриотизмом не накормишь. Многие молодые люди мечтают жить и работать за границей.

Благополучие страны зависит не от природных ископаемых, а прежде всего от «человеческого капитала» – наличия умных людей в стране. Именно люди делают настоящее и будущее страны. И от того, сколько в стране умных людей, зависит прогресс общества и страны в целом.

Подростки и молодежь быстрее и лучше адаптируются в быстро меняющемся мире, нежели взрослые. Извечный конфликт отцов и детей в информационную эпоху это очевидное превосходство «детей» над «отцами» в плане освоения новых возможностей. Уже не старики учат молодёжь, а молодёжь учит своих родителей обращению с мобильными телефонами и компьютерами.

XXI век – век глобального человечества. В век нанотехнологий наука ушла вперед, оставив далеко позади моральные добродетели. Человек оскудевает, грубеет, теряет душевную тонкость, личность растворяется в массовом обществе. Многие ощущают одиночество и внутреннюю раздвоенность.

В плане духовности XXI век – это смерть морали.
Современные молодые люди в массе своей лишены комплексов совести, интеллигентности, вины. Прагматизм и утилитаризм современной молодёжи в перспективе могут привести к духовному кризису, когда повзрослевшие люди удовлетворят все свои витальные потребности и встанет вопрос, чем жить дальше, и ради чего жить.

Студентов III курса факультета филологии и журналистики Балтийского федерального университета им. Иммануила Канта попросили ответить на вопрос, что они ждут от XXI века.
Многие хотят только одного: «Чтобы всё честно было»!

«Будущее наше полно надежд, но отечество их неизвестно».
«В наше время, если ты талантлив, это не означает, что ты успешен».
«Бездуховность и падение нравов — основной источник наших бед».

«Жду окультуривания людей, в особенности дворовой, «лавочной» молодежи с сигаретой и бутылкой пива. Прекращения манипуляций и зомбирования народа политикой и рекламой».

«Наши политики пиарят проблему и думают, как бы побольше с неё заработать».

«Поработав на выборах 13 марта, познакомившись с некоторыми политическими деятелями, я увидела, что их политика, слова и высказывания — лишь «голые» обещания и красные пространные рассуждения. Так, пообщавшись с одним из бывших депутатов, я поняла, что ждать подачек от жизни и от правительства — это только зря потраченное время и надежды. Нужно добиваться всего самой».

«Ощущается кризис власти, грядущие перемены, которые должны произойти в ближайшее десятилетие. Наблюдаю разложение подрастающего поколения, незаинтересованность в культуре, эстетике и частичное отсутствие моральных качеств».

«Мы зависим от власти, и пока эта самая власть не поменяется, жить нам и дальше так же. И я имею в виду не глобальные изменения, а изменения буквально на бытовом уровне – внимание к человеку, который живёт в твоей, политик, стране!» — написал один из студентов Балтийского института.

«Влиятельные взрослые создают обществу врага в лице непримиримых юношей и девушек, не желающих приспосабливаться к устоявшимся традициям и быть конформистами.
Молодые люди, выступающие против лжи и лицемерия, становятся чужаками в своей семье, в школе, в собственной стране, всё более противопоставляя себя обществу и даже вступая с ним в открытый конфликт. И хотя они не борются за власть, однако на деле борются против власти.
Возникающая агрессивность подростков проистекает от неприятия ими лицемерного общества, которое не может правильно сориентировать молодого человека в жизненной реальности, сохранив при этом его веру в усвоенные в процессе воспитания идеалы.
Сталкиваясь с реальностью, молодые начинают понимать, что жизнь управляется по совсем иным законами, нежели те, о которых им рассказывали в школе и дома. Но даже самый совершенный закон можно выхолостить и превратить в набор внешних ритуалов, а при необходимости использовать как оружие против бунтовщиков, желающих изменить мир к лучшему».
(из моего романа-исследования «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак» на сайте Новая Русская Литература

А какой лично Вам видится МОЛОДЁЖЬ XXI ВЕКА?

© Николай Кофырин – Новая Русская Литература

Метки: , , ,

Комментарии запрещены.