2015 год в России объявлен Годом литературы. Президент Владимир Путин подписал указ ещё в декабре 2013 года.
Полагаю, с учётом геополитических изменений 2015 год будет не просто Годом литературы, а годом Новой Русской Литературы.
Руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Михаил Сеславинский разъяснил: «планируется провести масштабные и интересные мероприятия, среди которых Международный писательский форум «Литературная Евразия», проект «Литературная карта России», «Библионочь – 2015″, проекты «Книги в больницы» и «Лето с книгой», пилотный проект «Всемирный День Книги», конкурс «Литературная столица России».
Всего на мероприятия федерального характера Роспечать запросила у Минфина в рамках формирования федерального бюджета дополнительные 300 млн. рублей!
Министр культуры Владимир Мединский провёл заседание, на котором было принято решение о создании Дома российской литературы в здании «Шефского дома» – где сегодня находится Союз писателей России.
В конце прошлого тысячелетия я как-то прогуливался по Репино и зашёл в полуразрушенный Дом творчества писателей. Перед входом стоял обветшалый памятник Максиму Горькому. И так стало мне грустно от этого вида. Вспомнились слова «человек – это звучит гордо!»
Россия была великой державой во многом благодаря великой русской литературе.
Почему сегодня русская литература перестала быть великой?
Литература отказалась от статуса великой, потому что народ наш перестал чувствовать себя первопроходцем, отказался от «русской идеи», забыл о своей пассионарности.
Происходящие в литературе процессы являются отражением процессов, происходящих в обществе, и даже с некоторым пророческим опережением.
Мудрый правитель понимает, что время эпохи его правления сохранится в памяти потомков не благодаря его достижениям, а благодаря художественным произведениям. Поэтому-то Сталин так заботился о писателях, опекал Максима Горького и Михаила Булгакова, ожидая от них романа, посвящённого ему – вождю народов.
Владимир Путин тоже регулярно проявляет внимание к писателям.
Для достойного человека интересы общества и государства важнее личных интересов. Он не может не думать о том, каким останется в памяти потомков.
Почти каждый хочет оставить после себя добрый след, и чтобы этот след как можно дольше сохранился.
Самое лучшее хранилище человеческой памяти – это художественное произведение. Достаточно вспомнить Данте Алигьери, который в своём величайшем произведении «Божественная комедия» дал яркие характеристики изгнавшим его недругам, поместив каждого в надлежащий круг Ада.
А у нас некоторые писатели до сих пор задаются вопросом: допустимо ли писателю в России иметь точку зрения, не совпадающую с властью?
«Что касается того, ругать власть хлеще или, наоборот, помягче, это уже не самоцель ругать власть, – ответил Владимир Путин писателям. – Это должно быть сделано талантливо, любая критика должна быть талантливой, и самое главное, на мой взгляд, чтобы этот процесс был лишён – никого не хочу обидеть – самолюбования, чтобы это было по существу, заинтересовано, тогда наверняка будет реакция».
Как-то я участвовал в работе международного научно-практического семинара «Русская литература в XXI веке: ориентиры и ориентации». Заседания проходили в Российской национальной библиотеке и в рамках Санкт-Петербургского международного книжного салона. С докладами выступали известные литературные критики и эксперты по современной русской литературе.
Марина Петровна АБАШЕВА, д.ф.н., профессор ПГПУ (Пермь) считает, что курс нынешней отечественной словесности это курс на массовость, на историю («story»), на приключения, на карнавальность… Для прозы последних лет характерен «журнализм». Успех книги в сетевой среде обеспечивается сходством с компьютерной игрой. Ориентация на образцы западной литературы вполне заметная сейчас тенденция – тенденция к универсализму, космополитизму.
Татьяна Михайловна КОЛЯДИЧ д.ф.н., профессор МПГУ (Москва) полагает, что закончилась эпоха высокой моды, наступила пора литературы для повседневной носки. Нет возможностей и способов воспитания сегодняшнего читателя. Но такой читатель придёт, когда мы уйдём от коммерциализации литературы. Интерес к определённым авторам сохраняется именно потому, что в их произведениях поднимаются общечеловеческие проблемы.
Мария Александровна ЧЕРНЯК – д.ф.н., профессор РГПУ им. А.И.Герцена (Санкт-Петербург) привела любопытные данные опроса «Что такое современная литература?»
«Современная литература – это попытка автора описать нашу сумбурную действительность, сдобрить нетривиальными героями с породистыми тараканами и приправить всё это извечными проблемами». «Современная литература – это краеугольный камень непрофессионализма со скороспелостью, жаждой наживы». «Современная литература больше разобщает, чем воспитывает; чтиво на один раз». «Это большая помойка, но и на ней иногда удаётся найти гениальные цветы жизни».
Да, сегодня писатель уже не учитель жизни, а литература не квинтэссенция мудрости, – в лучшем случае «чтиво», способное развлечь во время поездки в транспорте.
Писатели ныне – «производители литературы». Литературный процесс превратился в бизнес, мало чем отличающийся от прочих видов бизнеса, где главную скрипку играет потребитель, то есть читатель.
Я не считаю себя писателем на фоне огромного количества самопровозглашённых поэтов и писателей. Если Ксюша Собчак – писатель, и Юлия Высоцкая – писатель … то я в таком случае – НЕписатель!
Я обыкновенный человек. И не хочу делать из себя писателя, я хочу быть собой! Я не могу писать об одном, а жить иначе! Настоящий писатель — не сочинитель; он лишь отражает жизнь, ибо сочинить правду невозможно, можно лишь её отразить. Правда выше вымысла! А выше правды Поэзия правды!
Я видел Тайну, и хочу, чтобы её увидели другие. Моя задача не учить читателя, а побудить его вместе разгадывать Тайну. И для меня счастье, если читатель откроет в тексте больше смыслов, нежели открыл я. Я хочу помочь человеку задуматься, создаю пространство для размышлений, не навязывая своего мнения, поскольку каждый должен сам постичь себя и загадку мироздания. Нужно научиться не только смотреть, но и видеть, не только слышать, но и различать.
Я не понимаю, как можно быть всего лишь писателем. Это всё равно что быть любителем музыки. Писатель не профессия, а призвание и служение. Возможно, даже долг! Настоящий писатель — это Пророк, потому как его совестью Бог судит происходящее.
Я разделяю точку зрения французского писателя Пьера Мишона, что адресат нашего творчества – БОГ!
И согласен с Борисом Пастернаком: «Цель творчества – самоотдача!»
Период игр постмодернизма заканчивается и встаёт вопрос о том, в какую же сторону будет развиваться современная русская литература. Все ощущают потребность в светлой, вечной, возрождающей идее, которая бы придала и литературе, и жизни новый толчок и смысл.
По моему мнению, русская литература XXI века будет литературой смысла, поиском ответов на вечные вопросы бытия.
На смену литературе разрушения (постмодернизма) приходит новая русская литература созидания и конструктивизма.
Новая Русская Литература – это продолжение и развитие традиций великой русской литературы.
Новая – потому что по-новому пытается ответить на «вечные вопросы» бытия.
Русская – потому что написано по-русски, о «русских мальчиках» (Достоевский), в традициях великой русской литературы.
Литература – потому что не развлекательное чтиво, а предлагающая размышлять и действовать, постигать истину и совершенствовать себя, свою душу.
Новую Русскую Литературу отличает:
1) духовность (религиозность);
2) реализм в Высшем смысле;
3) бескорыстность мотивов творчества.
Для меня литература – это живое слово, способное выразить сокровенное и преобразить человека.
Литература, если она настоящая, способна изменять сознание людей, а значит и саму жизнь.
Писательство не развлечение, а поиск истины, забвение себя и жажда сострадания.
Творчество — средство постичь свою душу, сделать её лучше.
Можешь не писать — не пиши! А если пишешь, то сердцем!
Высшее достоинство писателя — не искать славы, умерщвлять своё тщеславие.
Искусство — это способ спасения души, очищение, катарсис.
Художник не может без правды, его интересует Истина.
Мало написать правду, нужно ещё в правде разглядеть Истину, понять смысл её.
Всё в человеке, все тайны мироздания, и постигать себя значит постигать Бога.
В каждом слове, в каждом вопросе скрыт огромный смысл, и смысл этот есть Бог.
Задача литературы — формировать новые идеалы, вспоминая вечные истины, доказывать их необходимость и возможность!
Долг литературы и её предназначение — сердцем Истину постигать! любовью в душу проникая, вызывать в ней сострадание, уча при этом мудрости милосердия, пророчествовать, призывая к добру, и, постигая причину зла, наставлять людей Пути к Богу!
Искусство слова — кое и есть литература — состоит в умении проникнуть в сердце, и, покорив его, заставить разум побуждать людей творить добро без оглядки, вызвать чувства, которые лучше любого доказательства убедят в необходимости любить несмотря ни на что.
Истинна лишь та литература, где фраза не аргумент, а чувство, где текст не текст вовсе, а мука, радость, боль и любовь; это ключ к разгадке своей души, когда лишь слово одно способно вызвать в душе такие чувства, кои прежде человек в себе и не подозревал.
Литература — это крик, зов к человеку, призыв к лучшему в человеке! И потому всякое слово должно быть от Бога, и слово это должно быть Бог! Другие слова ничего не стоят!
(Декларация Новой Русской Литературы в романе-быль «Странник»(мистерия).
Слова не подбираются. Каждое слово, если оно то самое, оно неизбежно, оно и только оно, и никакое другое, потому что слова это прежде всего настроение. Знаете ли вы, как строчку диктует чувство? Я ощущаю её как некое волнение, как музыку, которую пытаюсь выразить с помощью слов. С помощью слов человек пытается передать не столько смысл, сколько своё ощущение, и потому интонация бывает важнее. Слова непереводимы, потому что это попытка выразить чувство, образ, который существует неповторимо только в данной культуре, в языке данного народа. Чувства — они между слов. Каждое стихотворение это космогония, — а потому неповторима и непереводима!
Писать надо о том, что сам лично пережил, выстрадал, — всё остальное ложь! Дело не в литературных изысках, а в постижении сокровенного! Хуже всего, если скажут: раньше он писал вдохновенно, а теперь красиво, талант превратился в мастерство. Творчество — это прежде всего чувства, а мысли и слова — они из чувств. Чувства, настроение художника не пустое, это игра вдохновения, лабиринты творческого процесса. Вдохновение иррационально. Без вдохновения нет творчества. Но оно требует веры!
Не может сколько-нибудь стоящий художник не верить в Бога, ну, или во Вдохновение, в Музу, — дело не в названии, а в чувстве, которое побуждает не спать ночами и творить, творить, творить… Ведь творит художник не потому, что надеется быть понятым, а от неустроенности, преодолевая страдание, а вовсе не от душевного комфорта. Для него творчество — самоспасение! Именно потому истинное творчество бескорыстно. Таково назначение художника — превращать страдания в произведения искусства. Главная же цель — чистота души, постижение Истины и обретение покоя.
Цель моего творчества не других переделать, а себя создать! Я могу устроиться на работу и зарабатывать деньги, много денег. Но зачем? Чтобы жрать? Но тогда не будет главного, ради чего собираюсь зарабатывать. Нет, я должен, должен делать то, ради чего был спасён! В этом и заключается сложность жизни и её назначение: в нахождении компромисса духовного с телом, в определении приоритетов. Главное — преодолеть дурной задор суеты и разорванное, разодранное, замусоренное сознание современных людей.
Если, скажем, предопределено мне стать великим писателем, то что в моей власти? Не писать я не могу, но и лучше не в силах — выше головы не прыгнешь. Это, наверное, и есть судьба — когда нет выбора! Если бы кто-то сказал мне, что как писатель я ничто, или же, наоборот, я гений, — ни то, ни другое не остановило и не изменило бы моих намерений. Я ведь не цель какую-то достигаю, а просто не в силах побороть себя! Меня побуждает действовать ни тщеславие, ни корысть, — я просто не могу иначе! Я не могу не творить! Такой уж у меня характер.
Я делаю то, что в моих силах, что считаю необходимым, что считаю своим предназначением, и предел этого — мой талант. Если нет таланта, то и делать что-либо бесполезно, а если есть, то и беспокоиться нечего — результат неминуемо будет! Если роман — от Бога, то нечего и переживать, сам пробьётся. А если не от Бога, то никакая реклама не поможет. Истинный талант знает себе цену и потому творит без оглядки на критиков; он идёт собственным путём, он и есть свой путь! Чувствую, всё идёт как должно, хотя всего и не понимаю. Чувствую своё будущее и готовлюсь к нему как к испытанию!
Главный итог прожитой жизни — не количество написанных книг, а состояние души на пороге смерти. Не важно, как ел и пил, важно, что в душе накопил. А для этого нужно любить, любить несмотря ни на что! Нет ничего прекраснее любви. И даже творчество — всего лишь восполнение любви.
Любовь есть подвиг в нашей сложной жизни, как, впрочем, и в былые времена. Презреть расчёт, жить с чувством укоризны, — ведь для того лишь только жизнь дана. Жить для другого, для других бесплатно, даря всё без остатка, что имеешь, и жертвовать собой без принужденья, — тогда лишь скажешь: «прожил не напрасно!» Проблемы выживанья не всесильны. Я жить хочу, а не … не выживать. Любить, пусть даже и страдать. Но быть или не жить — не выбирать. О хлебе не заботясь о насущном, но о душе — ей праздник создавать! Жить каждым днём, как будто он последний, и без оглядки отдавать, дарить. Ведь завтра… завтра может и не быть. А потому любить, любить, любить! Сквозь суету нужды осознавая то главное, зачем нам жизнь дана, и в каждом шаге Смысл постигая, и то, что свыше наша есть судьба!
Чтобы творить, поэту многого не нужно:
Немного тишины, и чтобы жили дружно.
И чтоб вокруг никто его не беспокоил,
И, может быть, обед ему чтоб приготовил.
Художник мир творит, он — демиург, он — бог,
Он слышит зов Небес, он ловит Музы слог.
И требует Господь, чтоб был поэт один,
И дома, и в семье, хоть он не нелюдим.
И потому бежит поэт от лишних слов,
От пошлой суеты, семейных склок, забот,
От мыслей о еде, о сексе, шума — прочь!
Он должен быть один, его подруга — ночь.
Он тонкий инструмент божественных начал,
И требует Глагол, чтобы поэт молчал.
Художник — Музы раб, ревнует Дух его,
Кто служит — даёт всё, а прочим — ничего.
Не сотворит поэт того, что Бог ему не даст,
И должен помнить он про свой последний час.
Не выдумать того, что нет в Мире Идей,
И чтобы сотворить, любить нужно людей,
И верить в то, что Бог поэту говорит,
Ведь истинный поэт не от себя творит.
Как мало нужно чтоб творить художник мог:
Покоя для души, свободы от забот.
Но творчество всегда есть подвиг для души —
Преодолеть себя и воплотить мечты.
Художник видит то, что многим не дано,
В грядущее он зрит сквозь мутное стекло,
Пытаясь Божий Смысл в твореньи разгадать,
И миру возвестить о том, что должно стать.
Художник есть пророк, поэт — пророк вдвойне,
Он возвещает то, что хочется Судьбе.
Он жертвует собой, чтоб им Господь вершил,
Поэт живёт затем, чтоб Бог им мир творил.
Не смеет он просить, ведь он имеет дар,
Творит душою он, и тела нужд не раб.
Он просит тишины, чтоб слышать Бога глас,
И он творит мечты, что так нужны для нас.
Не нужен и комфорт — талант погубит он! —
Нужна лишь тишина, и только хлеб, да сон.
Удобства ведь не цель, а чтоб он мог творить,
Здесь деньги не важны, ведь Музы не купить,
Не вымолить стихов, не выпросить любви,
Ведь вдохновенье — Дар, упорный труд души.
Не ценится поэт, пока средь нас живёт,
Но станет знаменит, как только он умрёт.
Укором служит он для тех, кто спит душой.
Он странник на Земле, он странный, он чужой.
Поэт — слуга Небес, орудие Творца,
Бог в лицах всех творцов, и Он же без лица.
Невзгоды — хлеб души, и стимул нам расти,
И чтоб поэтом стать, ты их благодари.
Поэт — всегда борец, художник и герой.
И Бог им говорит. Он только Богу свой!
(из моего романа-быль «Странник»(мистерия) на сайте Новая Русская Литература
Поздравляю с наступающим Новым годом – годом Новой Русской Литературы!
© Николай Кофырин – Новая Русская Литература
Метки: 2015 год - год Литературы, Николай Кофырин, Новая Русская Литература