АНТИГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ

Духлесс_постер

Не хотел я смотреть фильм «Духless 2», но таки посмотрел. В целом фильм мне понравился: профессиональная работа режиссёра и оператора. Если бы не возникающее недоверие к происходящему на экране, кинокартину можно было бы назвать удачной. Как бы там ни было, но такие фильмы нужны – они вселяют хоть какую-то пусть даже призрачную надежду.
Ранее я прочитал интервью с исполнителем главной роли в фильме «Духless 2» Данилой Козловским, где его называют героем нашего времени. Данилу ещё именуют «секс-символом» и «лицом нового поколения».
Однако после просмотра фильма «Духless 2» я вышел с твёрдым убеждением написать статью об антигерое нашего времени.
Каков же он – нашего времени антигерой?




Два года назад я написал рецензию на первый фильм «Духless», снятый по книге Сергея Минаева. Я писал о том, что главная проблема – в отсутствии героя нашего времени. Нельзя же назвать таковым топ-менеджера Макса Андреева, который с презрительной усмешкой говорит о духовности и при этом называет себя «дерьмом».

Нелишне будет напомнить, что роман Сергея Минаева «Духless» имеет подзаголовок: «повесть о ненастоящем человеке».
Макс Андреев человек действительно гнилой: пьёт, курит, балуется наркотиками, ведёт беспорядочную половую жизнь, нарушает закон и готов на любые махинации, чтобы добиться успеха. Он с лёгкостью подвергается вербовке и становится «стукачом». Новоявленный сексот входит в доверие к своему начальству, чтобы собрать компромат на него, а когда требуется, сдаёт своего босса, чтобы потом без лишних вопросов занять его место.
Человек без принципов! – это ли «герой нашего времени»?

Великая русская литература говорит об обратном. Ни Чацкий, ни Онегин, ни Печорин не были успешными людьми и к общественному признанию не стремились. Они были чужими для своего времени и среды. Наиболее часто употребляемые слова для характеристики тех «героев нашего времени»: чужой, странный, непонятный, необыкновенный, чужак.

Макс Андреев не такой. Это скорее антигерой своего времени.
Или «герой нашего времени» это завербованный провокатор и сексот?

Духлесс_3

Меня тоже пытались завербовать, но я выскользнул из цепких лап коррупционеров.
«То, что вы на свободе, не означает, что вы невиновны, это лишь следствие нашей недоработки, – сказал следователь. — Бороться с системой бесполезно. С правоохранительными органами нужно сотрудничать. Мы вас если не так, то иначе, но всё равно посадим, если захотим.
— Я знаю, вы можете на любого сфабриковать дело, особенно если человек «заказан».
— Мы хотим всё по закону.
— А привезли вы меня сюда по закону? Или, может быть, по закону выудили у меня объяснения?
— Если вы всё понимаете, зачем противиться судьбе? — Следователь издевательски улыбнулся. — Не вы первый, не вы последний.
— Наверное, невозможно оставаться честным человеком, работая в этой системе?
— Если бы вы вели себя порядочно и признались во всём, мы бы, возможно, и не арестовали вас.
— Значит, вы арестовали меня за то, что я вел себя не порядочно?
Следователь только ухмыльнулся».
(из моего романа-быль «Странник»(мистерия) на сайте Новая Русская Литература

Для государства мы все преступники! «Божоле (компромат – Н.К.) есть на всех», – говорит московский адвокат в фильме «Левиафан».

Самая интересная тема фильма «Духless 2» это коррупция. «Вчера был «за стеной», – говорит генерал полиции, отвечающий за борьбу с коррупцией и требующий 20% за «крышевание». Кому-то этот продажный генерал и его подчинённая (по совместительству любовница) напоминают Сердюкова с Васильевой.

В последние годы своей жизни А.А.Собчак говорил: «Наша правоХРАНИТельная система превращается в правоХОРОНИТельную».

Всё борются с коррупцией, борются, но никак победить не могут. Недавно по подозрению в коррупции арестовали сахалинского губернатора Александра Хорошавина.

Почему же коррупция в нашей стране непобедима?

Хороший ответ дан в одной из новелл фильма Михаила Сегала «Рассказы». Коррупция стала составной частью жизнедеятельности всей системы общественного организма!
Размышляют об этом и учёные-криминологи, участники Санкт-Петербургского международного криминологического клуба.



Мало описать историю болезни – нужно показать пути выздоровления!

Каждый правитель строит систему власти по своему образу и подобию.
Фильм «Духless 2», можно сказать, о всесильных спецслужбах и о системе власти в России, а также о всеведущем президенте. В рекламном ролике, разумеется, об этом ничего нет.

Судя по съёмкам кортежа с «синими ведёрками», фильм получил благословение на самом высоком уровне. В картине несколько раз появляется «самый главный» (имя даже не произносится), роль которого исполняет Лев Прыгунов, известный людям старшего поколения по фильму «Сердце Бонивура».

События «Духless 2» разворачиваются через три года после событий, показанных в первом фильме. В начале Макс – типичный дауншифтер, ценящий превыше всего личную свободу и не желающий жить по чужим правилам.

Данила Козловский_Духлесс_1

Но это на Бали можно жить, а в России нужно выживать!

В итоге Максу оказались важнее не свои принципы, а возможность стать частью системы. Получив предложение, от которого невозможно отказаться, вначале он становится сексотом, а потом агитирует на митинге за власть. Некоторые видят в этом пародию на Навального. Возможно, и Навальному будет сделано последнее предложение, от которого он не сможет отказаться.

Фильм «Духless 2» называют «суперпатриотичным». Но что же тогда такое патриотизм?

«У нас слово патриотизм приобретает государственно-властный характер, – заявила недавно Л.Б.Нарусова. – То есть, любить власть – это патриотизм, критиковать власть – это не патриотизм».

Наш питерский депутат Виталий Милонов недавно заявил, что приравнивает участие в конкурсе «Евровидение» к предательству родины!

Эйзенштейн говорил, что кино – это идеальный сейсмограф, оно точно диагностирует состояние общества.
Лично для меня кино – это искусство, способное изменять сознание и жизнь людей.

Фильм «Духless 2» трудно назвать искусством. Слишком уж видно стремление заработать.
Конечно, понятно желание режиссёра снять новое кино, а членов киногруппы отдохнуть на Бали. Потому и требуют продолжения (хоть сиквела, хоть приквела), – главное, чтобы деньги на картину дали. На фильм «Духless 2» дали целых 4 миллиона долларов!

Духлесс_Бали

В фильме много «натяжек», не заметных неискушённому зрителю. Но у знающего зрителя всё это вызывает недоверие к происходящему на экране.
Показательно, что литературной основы у фильма «Духless 2» нет. Сергей Минаев с товарищами сразу написал сценарий, «высосав его из пальца». Очевиден заказ на оптимистичный сценарий с преображением главного героя. В фильме уверяют, что «Москва — столица мира», а «Россия – страна возможностей».



Никакой внятной идеи в новом фильме нет. Поверить в преображение главного героя трудно, практически невозможно. Очевидна пропагандистская подоплёка данного «шедевра». Фильм рассчитан на аудиторию лишённых жизненного опыта подростков.

Молодёжи более чем кому-либо свойственно уподобление киношным героям. Красивые девушки, спортивные модные кары, серфинг на Бали – всё это мечта любого современного молодого человека, зомбированного рекламой. Вот только, чем за всё это приходится расплачиваться? – об этом мало кто думает.

Человек существо программируемое. Поведение людей зависит не только от их животной природы, но и от окружающих условий (в том числе социальных). Программируя человека на соответствующие поступки, можно таким образом изменить и социальную действительность.
Многочисленные психологические эксперименты доказывают, что при определённых условиях каждый человек может стать злодеем и преступником.

Я не ожидал нетривиального сценария, но интрига в фильме есть, хотя и предсказуемая. От скуки спасают лишь красивые пейзажи и роскошные волны на Бали. Фильм даже может быть расценен как реклама туристического бизнеса. И не только туристического… Некоторые считают, что фильм вообще снят на деньги рекламодателей. Если в первом фильме была более менее реальная история топ-менеджера, то в выдуманном сиквеле всё притянуто за уши, от начала и до конца.

Снят фильм красиво – вполне качественная сказка! Даже дарит заряд позитива, который, правда, улетучивается после выхода из кинозала. Запомнилась строка из «рэпа» — «Убей в себе идиота».

На самом деле «Духлеss 2» о России как государстве, где всё совершается лишь затем, чтобы «распилить» госбюджет.
Нет ощущения искренности, которым был пронизан первый фильм. Второй фильм уже не бунтарский и провокационный, а прагматичный и патриотичный. В нём открытым текстом говорится всем оппозиционерам и бунтарям о непобедимости властей нашей страны. «Они тебя заживо сожрут!» – предупреждает Макса его начальник.

Духлесс_сексот

Лично у меня Макс Андреев не вызывает ни малейшего сочувствия. Какой-то он наивный сексот: верит, что спецслужбы его отпустят, да ещё заграничный паспорт выдадут.
По сценарию, такой герой не может не победить. Хотя по правде, честный герой в конце фильма должен погибнуть.

В России остаётся лишь один честный и неподкупный человек – подлинный герой нашего времени! Ему за державу обидно! Он и делает последнее предложение, от которого невозможно отказаться…

В результате, как и заказывали, фильм получился до тошноты пропагандистский. В конце всё спасает «самый главный», при этом как бы напоминая: «Большой брат следит за тобой…»

В этой связи вспомнился легендарный фильм «Призрак замка Моррисвиль», где «призрак видел и слышал всё», но вмешался только в последний момент.

«Духлеss 2» слегка опоздал. Сейчас актуальна другая тема. В фильме нет глубокого осмысления ситуации в стране и современной действительности. Нет ни единого размышления о смысле жизни, о цели человеческого существования, о законах бытия… Словно герой уже нашёл ответы на все вопросы. Или, возможно, этих ответов не знает Сергей Минаев с компанией.



Роман «Духless» был написан Сергеем Минаевым в 2006 году. Сейчас он уже не актуален. «Офисный планктон» по определению не может быть героем нашего времени.

Сергея Минаева относят к разряду «писательский проект». Очевидно, что под этим именем могут писать «литературные негры», – настолько неразличим авторских стиль.
Минаев напоминает мне писателя в исполнении Брэдли Купера в фильмах «Область тьмы» и «Слова».

Я встречался с Сергеем Минаевым 18 февраля 2007 года в Санкт-Петербургском Доме Книги, где он представлял свой очередной «бестселлер». Настоящий его бизнес это торговля вином, а литература – хобби. Понятно, почему у торговца вином такая «литература».

Сергей Минаев относится к писательскому труду как менеджер по продажам – те же маркетинговые приёмы продвижения товара. Сценарий написан так, что, судя по всему, будет продолжение «Духless 3,4,5 …». Ожидают даже приквел «Духless 02, 03, 04 …».

Первый фильм режиссёра Романа Прыгунова «Духless» по книге Сергея Минаева – это «калька» с французского фильма «99 франков» и с фильма «Американский психопат». Мне запомнился лишь «бэтмэн» с внешностью путина, призывающий не курить анашу, а сходить в Кунсткамеру.

Если в первом фильме на лице главного героя в исполнении Данилы Козловского ещё были какие-то эмоции, то во втором фильме его лицо напоминает восковую маску, непроницаемую для эмоций. Похоже, актёр не хотел сниматься, а просто зарабатывал деньги. В фильме «Мы из будущего», он ещё был живым человеком. В последнем фильме это просто «зомби» из «Академии вампиров».

За Данилой Козловским закрепилось амплуа положительного героя, героя-любовника, покорителя женских сердец. Моя знакомая призналась, что Козловский — её идеал.
Данила Козловский – красавчик; он даже слишком красив, что уже мешает раскрыть глубину образа персонажа.

Данила Козловский_1

«Вот, меня опять за мою рожу в кино взяли», – говорил актёр БДТ Вадим Медведев.
«Надеюсь, меня берут не «за рожу» или не только за неё, – признаётся Данила Козловский, – хотя «рожа» в кино имеет значение – такое уж это искусство. Главное, чтобы она не становилась главной причиной».

Даниле Козловскому скоро 30 лет – возраст страстей христовых! Сможет ли актёр сыграть Христа? Или так и останется героем-любовником и суперагентом?

В рекламных роликах «Chanel» Данила вместе с Кирой Найтли выглядит как новое воплощение Бонда. Не удивлюсь, если его пригласят на эту роль. Вот только согласится ли Данила играть героя, враждебно настроенного к его родной стране?

«Если будет действительно стоящее в художественном смысле предложение, тогда это будет мне интересно, – говорит Данила Козловский. – В противном случае я откажусь так же, как отказался от большого количества сценариев, которые мне предлагали после выхода «Академии вампиров» и рекламной кампании «Chanel». Просто так бежать сломя голову в западное полушарие абсолютно бессмысленно, потому что моя страна здесь, я русский артист, как бы многозначительно и громко это ни звучало, и мой основной зритель здесь».

Актёр, даже самый красивый и гениальный, не может быть воплощением героя нашего времени; в лучшем случае лишь его отражением.
Герой времени это не конъюнктурный тип, а вечный герой, ищущий ответ на вопрос о смысле жизни!



В одном из последних интервью Данила Козловский сказал:
«Одна из основных тем – тема личного участия в жизни своей страны, а также тема бегства от проблем, от самого себя, тема самообмана, когда люди уезжают из своей страны, пытаются начать новую жизнь, каким-то образом спрятаться, в том числе от самого себя.
– А ты сам убегаешь от себя?
– Я убегаю от самого себя настолько, насколько мы все это делаем. Бывают ситуации, когда мы боимся быть честными с самими собой. … Но невозможно ведь убежать от самого себя, правда?»

“Зачем вообще я живу? Пытаясь убедить своих оппонентов в иллюзорности так называемого успеха, я задавал им один и тот же вопрос: неужели они не видят тщетности усилий по обретению душевного комфорта через комфорт материальный? Разве можно путём приобретения вещей достичь душевного равновесия? Ведь богатство чаще всего стоит утраты совести, а за роскошь приходится платить ложью, приспособленчеством и нравственным падением. И разве цель жизни в обретении всё большего комфорта? Но они не хотели признать очевидного. Опыт Фауста никого не убеждал!

Однажды я увидел могильный камень и с горькой иронией подумал: “Кто-то не добежал до счастья.” Эпитафия на камне гласила:
В душе он жаждал лишь покоя,
Его обрёл здесь наконец.
Подумай, у могилы стоя,
Зачем тебе побед венец…
(из моего романа о герое нашего времени «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак». Основан на реальных событиях).



А по Вашему мнению, кто он – АНТИГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ?

© Николай Кофырин – Новая Русская Литература

Метки: , , ,

Комментарии запрещены.