Валаам – самый большой из 50 островов Валаамского архипелага, расположенного в северо-западной части Ладожского озера. Валаамский монастырь — один из самых почитаемых в России — в прошлом называли «Северный Афон».
В день своего рождения я решил в очередной раз посетить Валаам. Хотя на острове уже был пять раз, однако желание приехать и открыть что-то новое не пропадает. Каждую поездку я рассматриваю как командировку с целью постичь сокровенное и подарить своё открытие людям.
В прошлом году наш теплоход «Святая Русь» не пошёл на Валаам по причине плохих погодных условий. В этом году я очень просил, чтобы погода была хорошей, поскольку это необходимо для съёмки фильма о Валааме. Среди дождливых дней июля погода во время нашего посещения острова была на редкость хорошей.
Круиз на Валаам – популярное туристическое направление и место паломничества верующих людей. Многие православные мечтают посетить остров, где отдыхает сам Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Если в XIX веке Валаам ежегодно посещали около 8 тысяч человек, то к концу XX века их число достигло уже 130 тысяч и продолжает расти. Одни предлагают ограничить поток туристов, другие – сделать Валаам мировым туристическим центром.
Какая же судьба ждёт остров Валаам?
Длина острова Валаам 9,6 км, ширина 7,8 км; расстояние до ближайшего берега — 22 км. Остров покрыт в основном хвойными лесами (около 65% — сосна). Сохранились сады с более чем 150-летними плодовыми деревьями. На территории острова насчитывается более 480 видов растений, многие были культивированы монахами.
Летом на Валааме солнечных дней на 30-35 больше, чем на материке. Средняя температура июля +17°. На острове есть два внутренних озера и девять небольших лесных озёр-«ламб», а также разветвлённая сеть мелиоративных канав.
Природа Валаама вдохновляла гениев творчества и науки. Это и художники И.И.Шишкин, А.И.Куинджи; писатели и поэты Н.С.Лесков, Ф.И.Тютчев; композиторы П.И.Чайковский, А.К.Глазунов и многие другие. Остров посетил даже писатель Александр Дюма-отец.
Нынешний круиз на теплоходе «Санкт-Петербург» был не обычным. Возможно, благодаря тому, что более половины туристов составляли наши друзья китайцы. Нас встречали с хлебом и солью, отплытие отмечали шампанским и запуском цветных шариков. Китайским товарищам бармен наливал полную мерку текилы, а нашим, как всегда, не доливал.
Название острова «Валаам», возможно, происходит от финно-угорского слова «валамо» — высокая (горная) земля. Возможно, оно смешалось с именем пророка Валаама. Остров ещё называют «Северный Афон». Валаам действительно чем-то похож на греческий Афон. Когда я путешествовал по Греции, то смог в этом убедиться.
Предание гласит, что основатели монастыря на острове – преподобные Сергий и Герман – были греческими миссионерами и пришли на ладожские земли в первой половине X века. Современные исследователи относят основание монастыря к началу XIV века. Уже к XV-XVI вв. монастырь стал широко известен на Руси. Из числа валаамского братства вышли знаменитые подвижники и основатели многих монастырей на русской земле.
Валаамский монастырь издавна являлся оплотом православия на севере Руси. Валаамские подвижники желали превратить свою обитель в Новый Иерусалим.
Сейчас на Валааме есть около десятка скитов, относящихся к Спасо-Преображенскому Валаамскому мужскому монастырю.
Монастырь не только был местом богослужений, но служил оборонительной крепостью. За свою историю, острова неоднократно подвергались набегам шведских войск. В 1163 году, предвидя нападение шведских войск, монахи перевезли мощи святых в Великий Новгород, а в 1179 вернули их на остров, закопав на вершине скалы. В 1240 году шведы полностью уничтожили оборону на островах. Шведов остановил князь Александр Ярославович, которого после битвы на Неве прозвали Невским.
В 1611 году шведы вновь осадили северо-запад Руси. Шведские полки стерли с лица земли обитель на Валааме, братия практически вся погибла. В 1617 году острова перешли во владение шведам.
После сражения со шведами в 1715 году, по приказу Петра I Монастырь восстановили. Тогда же была построена деревянная Спасо-Преображенская церковь, колокольня и хозяйственные постройки.
В середине XVIII века Монастырь дважды горел, а затем его земли были переданы в государственную казну. В результате двадцать лет Валаамский Монастырь простоял в забвении, когда наконец в 1785 году его было решено возродить. На этот раз он должен был стать каменным.
Главным архитектором строительства назначили Назария, иеромонаха Саровской Пустыни. Его помнят на Валааме не только как руководителя строительства, но и как автора самого строгого Монастырского Устава, прослужившего до 1944 года. Устав не позволял попавшим на остров, покидать его. Поэтому до начала ХХ века Валаам использовали в качестве места ссылки для духовных лиц.
Расцвет Монастыря начался в XIX веке, когда на пост настоятеля назначили отца Дамаскина. При нём за 42 года было возведено 18 часовен, основаны рыбный и конный заводы, пристани, проложено 126 км дорог.
Отец Дамаскин провёл некоторые реформы, в частности, отменил отшельничество.
В своё время Монастырь владел крепостными крестьянами, работавшими на подворьях. При отце Дамаскине практически все работы в Монастыре выполняли сами монахи. Своими руками выращивали они на неплодородных валаамских землях фрукты, овощи и даже арбузы. Во времена правления отца Дамаскина были разбиты великолепные фруктовые сады, любоваться которыми можно и по сей день.
Монастырь напоминал небольшое государство в государстве, этакий русский Ватикан. Здесь был свой самодержец, карательные органы, велось хозяйство, торговля, были собственные финансы.
К ХХ веку на острове насчитывалось около 1000 постоянных жителей. После революции, в 1918 году, острова вошли в состав Финляндии. Это позволило монахам избежать репрессий 20-30 годов ХХ столетия. На острове разместились части финской армии. В 1925 году в Монастыре стали проводиться службы на финском языке.
К России острова Валаамского архипелага вновь отошли в 1940 году после зимней русско-финской войны. Вместе с финнами остров покинули и монахи, увозя с собой из Монастыря всё самое ценное. В Финляндии монахи основали Нововалаамский мужской православный Монастырь.
В 1940 году на Валааме открыли школу боцманов Военно-морского флота СССР.
В 1941 году после начала войны остров вновь захватили финны, которых выбили оттуда в 1944 году.
Сейчас на южной оконечности острова размещена воинская часть Министерства обороны РФ.
После войны, в 1952 году, в бывшей зимней гостинице при Монастыре, открыли Дом для инвалидов войны. Обратно на материк Дом инвалидов перевели лишь в 1984 году.
В 80-е годы прошлого века на Валаам сбегали непризнанные писатели и художники, несостоявшиеся актёры и просто неудачники. Однажды мне довелось побеседовать с одним таким человеком. Я вставил этот разговор в мой роман-быль «Странник» (мистерия).
«Настоящий художник тот, кто предпочитает голодать, потому что не может отказаться от захватившей его идеи! Вот я нарисовал икону для своего друга, показал ему, а он на меня начал молится. Это смешно. Мы знаем друг друга девять лет, а он начал крест с себя снимать, мне пытаться на голову одеть. Поехали, говорит, на Валаам, там посты, молитвы, служба. Я ему ответил, что времени терять не хочу. Ходить там с крестом, а потом идти в церковь замаливать грехи, чтобы снова грешить, это вдвойне глупо, нежели я не буду носить крест. На мне крест мой, невидимый, который я несу в душе. Как-то разговаривал с церковнослужителем, а он мне говорит: надо ходить в храм. Я ему отвечаю: может быть у меня в душе больший храм, чем тот, в котором вы служите, и больше икон, чем у вас здесь вывешено. Я ничего никому не должен, и обязан лишь перед Богом, а ни перед кем. И счастлив, поскольку делаю то, что велит мне Господь».
Где человек ближе к божественным энергиям – в «святых местах» или в любом месте?
Полагаю, всё зависит от настроя и веры самого человека; не от места, в которое он совершает паломничество, а от состояния его сердца. Отшельники (пустынники) молятся в лесу где придётся. Главное – жить в состоянии молитвы, всегда быть обращённым к Богу, всегда находиться в контакте с Ним.
Я повидал много разных монастырей на Святой Земле, православные монастыри в Иерусалиме, в Греции посетил монастырь Метеоры, бывал в Псково-Печерском монастыре, в Троице-Сергиевой лавре, ездил в Соловецкий монастырь, в Оптину Пустынь и др.
В Валаамском монастыре в 1977 году службы на церковно-славянском языке прекратились, а в 1981 умер последний русский монах.
14 декабря 1989 года первые шесть иноков прибыли на остров для возрождения монашеской жизни. В 1991 году Спасо-Преображенскому Валаамскому монастырю присвоен статус ставропигиального – то есть подчинённого непосредственно патриарху Московскому.
Пароходы на Валаам стали ходить уже в 1840-х годах. А с 1960-х годов на остров стали приходить первые теплоходы с туристами. В 1979 году на территории организован музей-заповедник, началась реставрация памятников.
Почти семьдесят лет Валаамский монастырь стоял в руинах, и только в 1989 году жемчужину Ладоги начали возрождать. В 1992 году всему Валаамскому архипелагу и Монастырю указом Бориса Ельцина был придан статус единой особо ценной историко-культурной и природной территории России и Карелии.
Помимо монахов сейчас на Валааме официально живёт и мирское население, которое желает, чтобы их посёлок получил официальный статус сельского поселения. Это даст возможность участвовать в муниципальных выборах. Законность их требований подтвердил и Верховный суд Республики Карелия.
Однако руководство монастыря противится этому, затягивая процесс присвоения официального статуса мирскому поселению. В июле 2006 года вмешался Патриарх Алексий II. Дело в том, что церковные власти намереваются превратить Валаам в административно-территориальное образование по образу и подобию греческого Афона. Даже устав Святого Валаама составлен по типу Афонских монастырей, и повелевает «ничего не предпринимать настоятелю без совета братии».
Нынешний настоятель епископ Троицкий Панкратий предложил создать правовые механизмы паломничества в Валаамский монастырь, поскольку, по его мнению, природа архипелага не выдерживает 100-тысячного людского натиска за три летних месяца. За основу регулирования предложено взять порядок пребывания в Афонских монастырях. Там чётко определено число паломников, которые могут посетить Святую Гору, каждому из них выдаётся своеобразная виза — особое письменное благословение — диамонитирион.
В Греции, для того чтобы совершить полноценное паломничество на Афон необходимо получить визу (диамонитирион), которая готовится более двух месяцев, стоит очень больших трудов и всего 25 евро. Однако во время нашей морской экскурсии на Афон, гид во всеуслышание сообщил, что визу могут изготовить любому желающему мужчине за два дня, но стоить она будет уже 125 евро.
Женщины на Афон не допускаются. Это строжайшее запрещение действует с древних времён. Статья 186-я Статута гласит: «В соответствии с древним обычаем, запрещается для любого женского существа ступать на полуостров Святой Горы»..
Говорят, даже птицы женского пола на полуострове гнёзда не вьют.
Категорически запрещена видеосъёмка и фотографирование внутри монастырей. Фотографировать храмы можно только с разрешения.
Трудно понять, почему в католических и протестантских храмах, даже в мечетях и синагогах фото и видеосъёмка разрешены, а в православных храмах требуется разрешение батюшки.
Мой день рождения на Валааме совпал с шестидесятилетием настоятели монастыря – епископа Троицкого Панкратия. Согласно его данным в Валаамском Спасо-Преображенском монастыре в 2011 году общее количество насельников составляло 217 человек. Каждый второй, пытающийся начать здесь свою монашескую жизнь, покидает остров. Из каждых двадцати приезжающих в монастырь трудников впоследствии остаётся в обители и принимает постриг только один.
У монахов, которые постоянно живут в обители, есть потребность в уединении, чтобы сосредоточиться духовно. Сейчас в монастырских гостиницах могут быть размещены одновременно до 200 паломников.
Реализуемая ныне 10-летняя программа возрождения Валаама предусматривает восстановление разрушенных храмов, приведение в порядок общественных зданий в монастыре. Стоимость всех работ оценивается примерно в 500 млн. рублей.
Для Монастыря это огромные деньги. Поэтому восстановление храмов происходит при поддержке правительства России. Владимир Путин неоднократно был на острове Валаам. В 2014 году на Валааме президент России Владимир Путин принял участие в заседании попечительского совета Русского географического общества.
За неделю до нашего паломничества на Валаам, остров 10 июля 2015 года посетил Патриарх Кирилл. Он призвал закрыть торговые ряды на острове. По словам предстоятеля, очень бросается в глаза, когда «с первых шагов человека по святой валаамской земле погружает его в немонастырскую атмосферу». «Поэтому очень важно, чтобы мы приняли соответствующее решение о том, чтобы не было этих торговых рядов. Монастырь – не то место, где надо торговать», – подчеркнул Патриарх Кирилл.
В чём же причина такого заявления патриарха?
В Большой Никоновской бухте, где швартуются туристические теплоходы, на пирсе всегда стояла и стоит монастырская лавка. Теперь рядом с ней расположился торговый ларёк. Я зашёл туда присмотреть сувенир, и пока выбирал, разговорился с хозяином. Он рассказал мне, что платит арендную плату фирме, которой принадлежит пирс. А все другие павильоны, которые встречают туристов на площади, платят арендную плату в размере 20 тысяч рублей в месяц паломнической службе монастыря. В общей сложности все владельцы палаток платят в год 3 млн. рублей.
Я обошёл почти все торговые палатки, и признаться, не обнаружил торговли «неправославными» товарами, за исключением, быть может, пива и «кока-колы».
Если убрать эти торговые точки, то монастырь лишится дохода в 3 млн. рублей только от Никоновской бухты.
Патриарх Кирилл предложил наделить Соловки и Валаам особым статусом «религиозно-исторического места», на территории не должно быть посторонней торговли, кемпингов, слётов и фестивалей.
Один из экскурсоводов поведал мне, что на Валааме создаются предприятия, которые используют славу монастыря, но ничего монастырю не отчисляют. Если будет принят закон об особом статусе Валаамского монастыря, то вся земля на Валааме будет формально принадлежать монастырю, и значит, он будет сдавать землю в аренду всем предприятиям на острове и от всех получать арендную плату.
Монастыри всегда богатели за счёт паломников и пожертвований. Деньги – ахиллесова пята любой церкви.
Чем больше я странствую по «святым местам», тем более у меня усиливается впечатление, что хотя здесь когда-то и была истина, сейчас это на 99 процентов хорошо налаженный бизнес. Нельзя не заметить, на каких лимузинах ездят иерархи, какие носят часы и мобильные телефоны…
Когда я посещаю русские православные монастыри, у меня всегда вызывает недоумение торговля в храме и прейскурант на предоставляемые церковные услуги. 0чередь в церковную лавку подчас длиннее, чем к священнику на исповедь. Часто шум торгующих в храме заглушает богослужение и мешает сосредоточиться на молитве.
О каком священнодействии в таких условиях можно говорить?
Когда я был в Греции и посещал монастыри, то обратил внимание, что, в отличие от наших церквей, никакой торговли в самом храме нет. Церковная лавка (если она есть), находится рядом, но не в самом помещении храма. Свечи лежат безо всяких ценников. Каждый может взять и поставить сколько хочет. Есть только чаша для добровольного пожертвования. Встречается такое и на Валааме, но не везде.
Сохранилась ли духовность в монастырях, открытых для туристического паломничества?
Когда туристы ведут себя не надлежащим образом в монастыре, монахи это терпят. Хотя некоторые полагают, потому что монастыри «кормятся» туристами.
Трудно представить, как можно монашествовать среди такого огромного туристов.
«Нужно защитить монашеский образ жизни законом, – сказал патриарх Кирилл на заседании попечительского совета по восстановлению Валаамского монастыря, – не гонять людей, которые пристают к берегам Валаама, разводят костры и музыку включают, а на законных основаниях защищать образ жизни людей, которые здесь живут и молятся».
Я, пожалуй, соглашусь с Патриархом в том, что Валаам должен стать для нас северным Афоном. Для торговли и развлечения туристов существует специально построенный фольклорный центр на острове Мандроги.
Какая же судьба ждёт Валаам? Участь туристической мекки или северный Афон?
Если Валаам станет таким же закрытым административно-территориальным образованием как греческий Афон, вход на остров будет открыт только паломникам и закрыт многотысячным толпам туристов. Кто же тогда будет спонсировать жизнь на острове? Куда денут его мирских жителей?
Планируется, что в ходе расселения мирских жителей Валаама для 24 из них в городе Сортавала построен 18-квартирный дом, на очереди – 36-квартирный дом, который планируется сдать к февралю 2016 года.
А если миряне не захотят добровольно переселяться и покидать Валаам?
Экскурсовод рассказал, что миряне (потомки обслуживающего персонала дома инвалидов) получили в собственность квартиры в Сортавале, но не прописались там. Квартиры продали и вернулись жить на остров. Хотя условия проживания здесь далеки от комфортных, уезжать с острова на материк никто не хочет.
По мнению патриарха Кирилла, Валаам может стать не только важным паломническим объектом, но и туристическим центром мирового значения. Нужно «обязательно подумать о том, чтобы усилились паломнические потоки, чтобы наши монастыри действительно прирастали благочестием нашего народа».
Паломничество по монастырям сегодня стало доходным бизнесом. Существуют туристические центры, специализирующиеся на организации паломнических туров по святым местам. Почти в каждом православном храме можно найти прайс с предложением туров для паломников.
Само по себе это не плохо, если рассматривать эти экскурсии как напоминание, что нужно думать о душе больше, чем о теле. Люди, заботящиеся о спасении своей души, всегда уходили из мира, ища уединения в глухих местах, где могли бы очиститься и приобщиться к святости – чтобы чИстота души соответствовала чАстоте божественных энергий.
Поклонение святым местам показывает, что у человека есть ещё в жизни нечто высокое, кроме заботы о хлебе насущном. Верующий человек или человек, попавший в тяжёлую жизненную ситуацию и не знающий, где ему искать выход, как правило, направляется к религиозной мистической точке как паломник.
Монастыри – последние островки духовности в нашем безбожном и циничном мире. Люди сбегали в монастыри, чтобы отрешиться от мира и быть ближе к Богу. Кто-то забирался в глухие леса, кто-то поднимался высоко в горы, кто-то скрывался на островах.
В метафизическом смысле монастырь можно рассматривать как прообраз Царства Небесного, мира Горнева, где царствует любовь и справедливость, куда уйдут после смерти наши души.
Монастырь – это религиозная община монахов или монахинь, имеющая единый устав, а также принадлежащий ей единый комплекс богослужебных, жилых, хозяйственных построек.
Родиной монастырей является Египет, известный своими отшельниками и пустынниками, которые селились вдали от мира и его соблазнов.
Один из древнейших непрерывно действующих христианских монастырей в мире – монастырь Святой Екатерины на Синае, что возле горы Моисея. Посещение его произвёло на меня самое сильное впечатление.
Монашество в переводе буквально означает «уединённое, одинокое жительство». Монахи-отшельники, как правило, избирали для своего поселения места, удалённые от человеческого жилья. Постепенно вокруг этих мест селился народ, и таким образом возникал посёлок, разраставшийся впоследствии в крупное поселение. Многие города современной Европы возникли на месте монастырей. Например, Мюнхен, означающий в переводе «монах».
Хотя обет нестяжания запрещает иметь частную собственность, постепенно в руках церкви и монахов скапливались громадные богатства и земельные владения. В монастырях хранились сокровища церкви. Именно на базе монастырей возникла система банков.
Монастыри использовались и как тюрьмы для инакомыслящих (иногда там казнили – как, например, митрополита Филиппа). В монастыри ссылали на вечное заточение, насильно постригая в монахи. Таким местом заточения неугодных был и монастырь на острове Валаам.
Я не очень верю в монашество, хотя сам долгое время жил как монах. Природа наградила человека потребностями, которые следует уважать. Игнорирование их ведёт к болезням. Насколько правильно отказываться от своей природы (телесной), в особенности женщинам, которым предназначено рожать детей?
На мой взгляд, правильнее научиться подчинять тело духу, чтобы тело служило духу, а не наоборот!
Недавно я побывал в Дивеевском монастыре у святого Серафима Саровского. «Истинная цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святого Божия», – говорил святой Серафим Саровский.
Стоит ли сбегать от мира? Ведь и в монастыре можно погибнуть, и в миру спастись.
Считается, что в монастырь люди уходят для обретения внутренней гармонии и совершенствования души. Миряне посещают монастырь ради получения совета и наставления монахов, как правильно жить в мирской жизни. Но чему может научить тот, кто сбежал от мира?
Православное монашество призвано не только уходить от мира и его соблазнов, но и просвещать, — спасать этот мир.
Игумен Синайской горы Иоанн Лествичник в своём поучении «Лествица» писал: «Все, усердно оставившие житейское, без сомнения, сделали это, или ради будущего царствия, или по множеству грехов своих, или из любви к Богу. Если же они не имели ни одного из сих намерений, то удаление их из мира было безрассудное».
Я бывал во многих действующих монастырях различных стран, и везде туристам и паломникам разрешено фотографировать и снимать видео (для этого, собственно, их и допускают). А у нас почему-то делать фото и видео на территории монастыря запрещается, хотя в скитах разрешается. Быть может, потому что это может потревожить покой монахов? А разве тысячные толпы туристов в храмах и на самом острове не нарушают уединение и не мешают молитве?
Мы прошли пешком по лесным дорогам Валаама, посетили почти все доступные скиты: Воскресенский, Гефсиманский, Коневский, Никольский скит, Спасо-Преображенский собор, часовню Вознесения. Однако нигде не повстречали ни одного пешего монаха. Зато мимо нас с ветерком проносились монашествующие на большом джипе «мицубиси».
На причале возле Никольского скита была пришвартована шикарная яхта «Валаам».
Когда я бываю в чужой стране, я всегда стараюсь посетить местный монастырь. Монастыри – это душа народа. Душой каталонского народа в Испании, безусловно, является Монтсеррат. Монастырь находится в 50 км от Барселоны в горах на высоте 721 метров над уровнем моря. Гёте писал: «Человек найдёт себе покой лишь в своём собственном Монтсеррате». Каталонский поэт перефразировал эти слова следующим образом: «Когда меня гложет тоска, я понимаю тот Монтсеррат, который ношу в себе».
Монастырь каждого – в его сердце!
Храм – он в душе!
Нельзя не радоваться, глядя, как возрождается былая красота монастырей. Однако, на мой взгляд, успех церковной жизни следует измерять не количеством возрождённых монастырей и построенных церквей, а прежде всего улучшением нравственного состояния общества.
Ибо «если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая, или кинвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто. И если я раздам всё имение своё и отдам тело моё на сожжение, а любви не имею, – нет мне в том никакой пользы». (1-е Коринфянам).
«Любовь — ведь в ней все тайны мира заключены, как будто в божестве. Нет без любви мне в жизни этой пира, и счастья нет на грешнице земле. Зовут её по-всякому, быть может, но суть одна, я в этом убеждён, — мир без любви был просто б невозможен. К чему стремиться, если не влюблен?
Хотим любить, любви мы страстно жаждем, стремясь понять, к чему же нас влечёт, но повстречав в толпе её однажды, поток людской нас мимо пронесет. Так и живём, дни лени посвящая средь суеты ненужных нам вещей. Чего хотим, уж точно и не знаем, и предаём давнишних мы друзей. В приобретеньях чуждых забывая всё то, к чему с тоской зовёт душа. Как поздно мы, однако, понимаем, зачем же жизнь нам всё-таки дана.
БЫТЬ МОЖЕТ, ЦЕЛЬ ЖИЗНИ СОСТОИТ В ТОМ, ЧТОБЫ НАУЧИТЬСЯ ЛЮБИТЬ, ЛЮБИТЬ НЕСМОТРЯ НИ НА ЧТО!»
(из моего романа «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак» на сайте Новая Русская Литература
А по Вашему мнению, КАКАЯ СУДЬБА ЖДЁТ ВАЛААМ?
© Николай Кофырин – Новая Русская Литература
Метки: Николай Кофырин, остров Валаам, паломничество, патриарх Кирилл, православие, Президент В.В.Путин