ИДЕАЛЬНЫЙ СЕЙСМОГРАФ ОБЩЕСТВА

Год кино 2016

2016 год в России объявлен годом кино. Эйзенштейн говорил, что кино – это идеальный сейсмограф, оно точно диагностирует состояние общества. Если судить по нашему кино, то состояние общества удручающее. Последние фильмы российских режиссёров («Левиафан» Андрея Звягинцева, «Родина» Петра Буслова, «Духless 2» Романа Прыгунова и другие) вызвали разочарование, если не сказать больше.
Художники всегда были идеальными сейсмографами общества. Андрей Тарковский говорил: «Художник ощущает будущее как пророк, как собака, которая начинает выть при приближении землетрясения…»
В новогодние праздники я посмотрел фильм «Страна чудес». Заинтриговал подзаголовок фильма: «Мы такие одни во вселенной». Россия – страна чудес. С этим, пожалуй, трудно не согласиться. Мы смогли в этом убедиться, встречая Новый Год 2016 на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге.


Писатель и главный редактор «Литературной газеты» Юрий Поляков считает, что год литературы в России прошёл позорно; для литературных премий важно «отчизноедство».
Поэтому понятно желание переключить внимание общественности на проблемы кино. Как будто других более насущных проблем у нас нет.

На «Гайдаровском форуме 2016» экономисты в нынешних трудных условиях видят два способа выхода из кризиса: фантастический и реалистический. Реалистический – если придут инопланетяне и наведут порядок. Фантастический – если люди перестанут враждовать и начнут сотрудничать. Так, во всяком случае, говорят экономисты.

А как себе представляют выход из кризиса кинематографисты?

В фильме «Страна чудес» мне наиболее понравился сюжет про пришельцев-ассенизаторов из созвездия Альфа Центавра. Герою сюжета – Валере – предстоит решить трудную задачу: спасать человечество от очередного всемирного потопа или улететь с пришельцами на их Альфа Центавра.

– Ну как там у вас, – спрашивает Валера.
– Везде одно и то же, – с сочувствием говорит пришелец.
– Так зачем прилетели?
– Закрывать вас будут. Эксперимент признан неудачным. Послезавтра потоп.

Перепуганный Валера сообщает эту новость главе местной администрации. А тот соглашается:
– Утопить всех как котят. И начать всё заново. Тогда у страны будет шанс. Я бы так и сделал. Лучшие уцелеют. … Им же ресурсы наши нужны. Наша нефть, наш газ. Сомали, может быть, и не всплывёт. Но мы всплывём, точно.

– Да ассенизаторы мы во вселенной, – объясняет инопланетянин Валере, собравшемуся улететь на Альфа Центавра. – Говно из чёрных дыр выкачиваем и вам доставляем. А у вас из этого нефть получается.

Зрители смеялись редко. Сценаристы, похоже, совершенно не думали о реакции зрителей. Авторы сценария даже не смогли связать воедино все сюжеты. Они высасывают из пальца абсурдные истории, и, похоже, думают только о том, чтобы им побольше заплатили.

Вот что говорят зрители о фильме:
«Грязная стряпня из историй анекдотического свойства, подобранных в «забегаловках». На протяжении всего сеанса пьяные физиономии и сцены употребления спиртного. Похоже, нам, россиянам, навязывают представление о рамках нашего чуда и счастья – безудержные пьянки, разгулье без границ, мздоимство, полная иррациональность поведения и принятия решений».

Страна чудес

– Страна у нас прекрасная. Народ прекрасный. А вот люди говно», – говорит один из героев фильма «Страна чудес».
Новоиспечённый полицейский Саня, используя своё служебное положение, начинает собирать «дань», чтобы потом отдать деньги в качестве взятки врачу, который будет принимать роды у жены Сани.

«А ничего, если о России как раз и будут судить по таким вот кинофильмам? Там и так уже расхожий стереотип нашего народа – водка, матрёшка, медведь. Смотреть здесь точно нечего, а детям вдобавок ещё и вредно. Как мне кажется, такую откровенную мерзость можно снять только по заказу. Авторы фильма! Где ваша совесть и кто вам всё это заказал?» – пишут зрители о фильме «Страна чудес».

Любой кинематографист подтвердит, что залог хорошего фильма это крепкий литературный сценарий, желательно основанный на реальных событиях. Сценарист гайдаевских комедий Леонид Костюковский вспоминал, с каким трудом рождались сценарии фильмов Гайдая. Это серьёзные истории, просто рассказанные с юмором.

В новогоднюю ночь я в 1001 раз посмотрел фильм Эльдара Рязанова «Ирония судьбы или с лёгким паром». Когда-то люди пели под гитару, декламировали стихи, говорили о духовном, о вечном. А сейчас, кажется, проблемы у людей исключительно материального свойства: как побольше украсть и кого для этого надо убить.

Владимир Путин на заседании Совета при Президенте по культуре и искусству 25 декабря 2015 года сказал: «Наш зритель ждёт талантливые, сильные российские фильмы, которые в лучших традициях отечественного кинематографа отразят и помогут осмыслить современную жизнь страны и наше место в мире, честно расскажут о важнейших исторических событиях и о настоящих героях».

«Русские! Мы говно!» – кричит в толпу туристов русский парень Макар из Новосибирска. Это из фильма Петра Буслова «Родина», созданного при финансовой поддержке Фонда Кино. Худшего антипатриотического кино я не видел. В фильме показана жизнь русских наркоманов в Индии, не желающих возвращаться на родину.
Хочется спросить: чем руководствуется Фонд Кино, финансируя такие фильмы?

Созданный в 1995 году государственный Фонд Кино занимается поддержкой коммерческого кино. Ранее 50% средств необходимо было возвращать после создания картины. В 2016 году Министерство культуры приняло решение выделить Фонду Кино средства на производство фильмов на безвозвратной основе.
Интересно, каким фильмам будут выделяться деньги?

В советское время кинокомедии снимались на заказ. А сейчас и на заказ снять не могут. Когда Хрущёв потребовал делать комедии, появился Эльдар Рязанов и создал «Карнавальную ночь» (которую, кстати, до сих пор каждый год смотрю с большим удовольствием). Как и всегда, в эти новогодние праздники по телевидению показывали гайдаевские комедии.

Чем отличается российское кино от советского? Нет духовности. А в СССР, по признанию ООН, в 80-х годах прошлого века была самая высокая культура среди населения.

На президентском совете по культуре советник президента Владимир Толстой сказал: «… культура, по сути, это свод нравственных, моральных, этических ценностей».

Чуть позже по телевидению показали, как один высокопоставленный чиновник говорил, что в короткий список литературной премии попали талантливые писатели, и он очень рад, потому что многие из списка его друзья.

Карен Шахназаров (директор киноконцерна «Мосфильм») говорит: «… в условиях Интернета вообще запретить ничего нельзя, просто невозможно ничего запретить. Это совершенно уникальная ситуация, которой никогда до нашего времени не было. Поэтому это определённый вызов и власти, это определённый вызов и художнику».

Что важнее: преданность таланту или преданность руководителю?
Могут ли руководить искусством люди, не подающие пример создания шедевров?

Всякий подлинный художник идёт против течения, это всегда возмутитель спокойствия.
Гениальные произведения создаются вопреки рынку, вопреки системе, потому что художественный акт это протест, это революция, а всякий художник – революционер!

Фильм Звягинцева «Левиафан» The New York Times оценила как «фильм волнующий, который, кажется, воплотил в себе, в самом полном смысле, определение русского фильма». «Восхитительно сделанный русским режиссёром Андреем Звягинцевым фильм, в лучших традициях классического российского кинематографа».
Хотя некоторые соотечественники считают, что этот фильм – «очернение» российской действительности.

Фильм «Духless 2» я смотреть не хотел, но таки посмотрел. Никакой внятной идеи в фильме нет. Очевидна пропагандистская подоплёка данного «шедевра». Фильм рассчитан на аудиторию лишённых жизненного опыта подростков. Поверить в преображение главного героя практически невозможно.
Главный герой фильма Макс Андреев – антигерой нашего времени: пьёт, курит, балуется наркотиками, ведёт беспорядочную половую жизнь, нарушает закон и готов на любые махинации, чтобы добиться успеха. Он с лёгкостью становится «стукачом».

Фильм «Духлеss 2» о России как государстве, где всё совершается лишь затем, чтобы «распилить» госбюджет. Как и заказывали, фильм получился до тошноты пропагандистский. В фильме нет глубокого осмысления ситуации в стране и современной действительности. Хотя некоторые считают, что это патриотичное кино.

«У нас слово патриотизм приобретает государственно-властный характер, – считает Людмила Борисовна Нарусова. – То есть, любить власть – это патриотизм, критиковать власть – это не патриотизм».

Когда общественная жизнь и культура в упадке, даже у великих художников ничего не выходит. За последние 20 лет не снято ни одной стОящей комедии. Потому что снять хорошую комедию гораздо труднее, чем длиннющий сериал.

Если общество перестало смеяться – оно больно. По смеху можно судить о здоровье общества.
Смех, как известно, лечит. Хорошая комедия оказывает лечебно-профилактическое воздействие. Но если послушать, над чем нам сегодня предлагают смеяться, то можно утверждать, что наше общество хронический больной.

В фильмах последнего десятилетия нет ни надежды, ни оптимизма. Технически фильмы делают хорошие, но интеллектуально и духовно пустые.

Скажут: какова жизнь – такое и кино. Но кино – это волшебная сила! Оно способно преображать жизнь. Произведения искусства обладают магическим свойством: они могут убедить в реальности невозможного и разуверить в абсолютно реальном.
Какой мы себе жизнь представляем, такой мы её и творим!

Человек существо программируемое. Поведение людей зависит не только от их животной природы, но и от окружающих условий (в том числе социальных). Программируя человека на соответствующие поступки, можно таким образом изменить и социальную действительность.

Сегодня количество «чернухи» на экранах превышает все психологически допустимые пределы. Да, конечно, наша жизнь не без проблем. Но неужели в ней не осталось ничего светлого, доброго, чистого?

У человека должен быть светлый идеал, он должен верить в победу добра и справедливости. Потому как если не верить, тогда и жить нет ни сил, ни желания.
А что мы видим сейчас? Победу дарвиновского капитализма, где побеждает сильнейший и сильнейший всегда прав.

Есть ли в наших фильмах мораль?
Её нет ни в фильмах, ни в жизни! Деньги, деньги и только деньги! – вот лейтмотив современных кинокартин.
Стремление заработать как можно больше денег, не может быть целью, достойной человеческого существования.
В нашей сегодняшней жизни нет метафизики, нет Бога! Есть только «жёлтый дьявол», золотой телец, которому нас заставляют поклоняться.

Почему же наше нынешнее кино столь безрадостно? В чём причины?
Быть может, всё дело в том, что великое советское кино было искусством великого народа, несущего миру великую идею справедливого общества.
Нас воспитывали в чувстве национальной гордости, что мы великий народ, несущий миру светлые идеи равенства, братства.

Может, потому и нет оптимистических фильмов, что нет великой идеи, нет ценностей, нет светлых идеалов, есть только деньги, много денег, больше денег…
А без идеалов, без системы ценностей, без смыслов, какой может быть патриотизм?!

Нет фильмов, способных понять болезнь нашей души, способных вылечить наши души. Потому что у нас нет цели, и потому нет веры и нет надежды.

Если кино это искусство, то оно должно способствовать формированию нравственных идеалов и ценностей.
Лично для меня кино – это искусство, способное изменять сознание и жизнь людей. Искусство должно не только развлекать, но и воспитывать.

Всякое настоящее искусство держится на идеях. Нет идеи – нет произведения искусства.
Нацию, сосредоточенную исключительно на материальном обогащении, неминуемо ждёт крах.
Без цели, без смысла, без идеалов и духовных ценностей не может быть смысла человеческой жизни.
Потому что у человека есть ДУША. И душа требует жить для Духа, а не для тела!

А сейчас что?.. Цивилизация в опасности! Ни идеи, ни идеалов… Ну скажите вы мне, где они, представители нашей первоклассной аристократии? Пушкины где, Лермонтовы, Гоголи, Гончаровы, Тургеневы?.. Катастрофа надвигается! И перед лицом этой катастрофы, пока не поздно, мы должны объединиться и ударить дружно против нашего общего врага…
(из фильма «Неоконченная пьеса для механического пианино» Никиты Михалкова). 10 декабря 2015 года Никита Михалков награждён орденом «За заслуги перед Отечеством» 1 степени.

Да, Россия — «страна чудес»! Россия — страна невозможного. Только русский может летать над пропастью, оказавшись в полном безденежье, и при этом жертвуя всем ради захватившей его идеи. С точки зрения западного обывателя это безумие, но только такое состояние позволяет создавать гениальные творения.

Считается, что идеальным сейсмографом общества являются социологические опросы общественного мнения. 26-27 декабря 2015 года Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) предложил 1600 россиянам в 130 населённых пунктах 46 регионов страны ответить на вопрос:
«Как вы в целом оцениваете ситуацию, сложившуюся в стране/ личной жизни?»
Десятая часть опрошенных (12%) считают ситуацию в стране хорошей;
по мнению 16% респондентов, обстановка в стране плохая.
Более половины респондентов (52%) считают, что самые тяжелые времена относительно экономического кризиса в стране «еще впереди».

Социологи делают вывод: оптимизм в отношении перспектив России сегодня ниже, чем был в аналогичные периоды предыдущих лет.

Я десять лет работал социологом в Институте комплексных социальных исследований ленинградского университета, участвовал в проведении опросов общественного мнения, и могу сказать – я не доверяю данным опросов.

Кто-то считает, что «пора валить», многие уже свалили. Но лично я валить не собираюсь. Родину и родителей не выбирают.

Традиционные средства массовой информации (радио, телевидение, газеты и журналы) уже давно перестали быть сейсмографом общества. Всё куплено и всё под контролем. О независимой журналистике в традиционных СМИ пора забыть.

Путин мистика судьбы

Есть мнение, что идеальным сейсмографом общества является Интернет. Якобы, дискуссии в свободном пространстве Интернета правдиво отражают проблемы общества. Возможно, и так. Но Интернет стал сегодня ареной ожесточённой информационной войны. Прикрываясь многоникостью и анонимностью, люди оскорбляют друг друга, клевещут, распространяют грязные инсинуации, пытаясь скомпрометировать другого. При этом они не испытывают никаких угрызений совести, без стеснения демонстрируют, какова их подлая человеческая сущность. Их ничто не останавливает, ничто!

Появившиеся в огромном количестве политологи утверждают, что они лучших всех понимают суть происходящих в стране и в мире процессов. На конференции «Дни философии в Петербурге 2015» я участвовал в дискуссии на кафедре политологии философского факультета Санкт-Петербургского университета. Интересным было выступление студента-политолога, предложившего своё видение ситуации власти в России.

По традиции, идеальным сейсмографом общества считаются философы. Поскольку они способны глубоко проникнуть в суть происходящего и понять закономерности циклических процессов в природе и обществе.
12 января 2016 года в книжном магазине «Хувентуд» в Санкт-Петербурге свою новую книгу «Миссия пролетариата» представлял известный философ Александр Куприянович Секацкий. Автор объяснил, почему исторически восходящие силы рано или поздно теряют свой позитивный обновляющий настрой и становятся господствующим классом, а также почему революция – это коллективная нирвана пролетариата.

Сегодня многие считают идеальным сейсмографом общества мнение экспертов и экономистов. «На Гайдаровском форуме 2016» министр финансов РФ Антон Силуанов заявил: если мы не приведём бюджет к новым реалиям — повторится 1998 год. Все расходы, как это было в 1998 году, лягут на население.

Глава Сбербанка Герман Греф включил Россию в список стран-дауншифтеров. По мнению Грефа, Россия оказалась в числе стран, «которые проигрывают», которые не успели адаптировать собственную экономику и всю социальную систему к новой реальности.

Бывший министр финансов Алексей Кудрин назвал социальное государство в РФ утопией в текущих условиях. По его словам, необходимо повышать пенсионный возраст. Мы попали в замкнутый порочный круг. Уже не знаю, с чего снимать расходы. В 2015 году на 3 млн. выросло число бедных.

«Пенсия маленькая, прожить на неё трудно. Лекарств нигде не купишь, а если и есть, то такие дорогие, что не подступишься. А ведь и молоко надо купить, и колбаски хочется, и шоколадку внучка просит. А денег нет совсем. И ноги, ох, как болят, – рассказала со слезами мне однажды престарелая женщина.
– Вот так живёшь, работаешь, ничего не требуешь. Я ведь всю жизнь проработала, тридцать пять лет у меня трудового стажа. Работала на химкомбинате, там и болезнь свою получила. Ушла на пенсию по инвалидности. А теперь что делать?

Однажды я понял: то, что скрывалось за словом “народ” и на что так любили ссылаться политики и журналисты, было грубой фальсификацией, не имеющей ничего общего с реальной действительностью. Те цифры, по которым предлагалось судить, о чем народ думает, ничего не говорили о том, почему люди думают так, а не иначе. Мало кто задумывался над тем, что скрывается за тем или иным ответом. А может быть, так было и нужно? Зачем знать о бедах каждого, если можно судить о ситуации в целом. Но всякий раз, интервьюируя кого-либо, убеждался, что за каждым ответом скрывается истина, такая же живая и конкретная, как и сам человек».
(из моего романа «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак» на сайте Новая Русская Литература

А что лично для Вас ИДЕАЛЬНЫЙ СЕЙСМОГРАФ ОБЩЕСТВА?

© Николай Кофырин – Новая Русская Литература

Метки: , ,

Комментарии запрещены.