Соловецкие острова – архипелаг в Белом море на входе в Онежскую губу; состоит из 6 больших и около ста малых островов. История Соловецких островов начинается не с момента основания Соловецкого монастыря в 1436 году, а гораздо раньше. Существуют свидетельства пребывания саамов и карелов на острове Анзер в средневековый (домонастырский) период.
Первые стоянки первобытного человека со следами каменных орудий на Соловецком архипелаге датируются серединой VI тысячелетия до нашей эры. На островках Муксалма найдены сверлёные каменные топоры и керамические предметы II и I тысячелетия до н.э.
Одной из загадок Соловецких островов являются каменные спиралевидные лабиринты диаметром до 25 метров. Считается, что это один из памятников пребывания древнего человека на Соловках.
Соловки относятся к территории Крайнего Севера, до Полярного круга 165 километров. Природа Русского Севера суровая и скупая, но одновременно загадочная – в особенности чудная природа Соловков.
Площадь Соловецких островов 347 кв.км. Самый крупный – Большой Соловецкий остров занимает территорию 246 кв.км. В архипелаг также включены Анзерский остров (47 кв.км), Большая Муксалма (17 кв.км), Малая Муксалма (0,57 кв.км), Большой Заяцкий остров (1,25 кв.км), Малый Заяцкий остров (1,02 кв.км). И это не считая более ста малых островков.
Есть мнение, что Соловки чуть ли не самое пригодное для жизни человека место на Земле. Прогрессирующее потепление климата привело к тому, что обычно сплошное ледяное поле от материка до Соловецких островов не формируется.
Благодаря окружённости морем, климат на островах умеренно тёплый, но переменчивый. Температура воды Белого моря вблизи берегов летом может достигать 18—20°C.
«…здесь такой недопустимо тёплый климат, что можно ходить и без тёплого: на дворе температура лишь немногим ниже нуля и иногда почти на нуле», – писал философ Павел Флоренский 22 ноября 1936 года, находясь в заключении на Соловках.
На Соловках нет рек, и почти нет ручьёв, родников наперечёт. Однако пресной воды на острове много – в озёрах, которых более четырёхсот. Соловецкие монахи соединили каналами 52 озера, всего было проложено более 200 каналов. В озёрах островов обитает 20 видов пресноводных моллюсков.
Возле Соловков наблюдается более 190 видов птиц. Одних только бабочек насчитывается 34 вида.
У берегов Соловецких островов обитает белуха.
В 1822 году на Большом Соловецком острове архимандритом Макарием был основан Ботанический сад. Площадь, занимаемая садом, составляет 5 га. В парниках росли арбузы, дыни, персики.
В 1880 году на Большом Соловецком острове была размещена биологическая станция.
География (климат места жительства) определяет не только политику государства, но прежде всего то, что называют «национальный характер» – образ жизни людей и образ их мыслей (менталитет).
Север заставлял людей выживать в самых неблагополучных условиях. И потому характеры северян всегда были сильные, волевые, упорные.
Влияние природы русского севера легко усмотреть в научных интересах М.В.Ломоносова – помора по рождению.
Рассказывают, что Ломоносов, когда плыл морем, возвращаясь в Россию, видел вещий сон. Ему приснилось, что его отец, потерпев кораблекрушение, выброшен мёртвым на берег необитаемого острова в Белом море. Остров не имел названия, но Ломоносов хорошо его помнил, так как однажды буря прибила к нему их судно. Возвратившись в Петербург, он вскоре узнал, что отец его пропал без вести. Тогда Ломоносов послал письмо к знакомым рыбакам, в котором сообщал им, где искать труп его несчастного отца, и умолял, найдя его, предать погребению. Рыбаки, следуя советам Ломоносова, вскоре нашли именно на этом острове мёртвое тело Василия Дорофеевича и там же похоронили его.
Мои предки тоже с Русского Севера – прадед был учителем в селе на берегу Онежского озера.
Русский север понятие не столько географическое, сколько культурно-историческое. Существует поговорка: «Север начинается с Вологды» – старинного русского города на реке того же названия, впадающей в полноводную реку Сухону.
Предки моей супруги с вологодчины – из старинного села Усть-Толшма на реке Сухона.
Население Русского Севера преимущественно состоит из финнов и русских. Земледелие здесь могло прокормить только саму семью, работавшую на этой земле. Поэтому здесь не было крепостничества, как в центральной России. Однако пушные богатства, рыба, морские животные – всё это привлекало людей к Белому морю.
Каков же гений места Соловков?
Я думаю, это удалённость от мира, отъединённость.
Меня всегда интересовало, почему люди сбегали жить в суровые необжитые места.
Лично я приехал на Соловки затем, чтобы взглянуть на этот мир глазами потустороннего. Кажется, небеса здесь ближе, чем на материке. Возникает ощущение, что живёшь в небесах, а не на грешной земле.
Что можно и важно понять здесь – где небеса ещё ближе?
Что бы мы не создали в этой жизни, всё самое лучшее (и самое худшее) забираем с собой в своей душе. А если посмертия нет, то тогда всё не имеет значения.
На Соловках я ощутил вкус тишины. Говорят, нужно научиться дышать небом, здесь, на земле, чтобы не задохнуться, когда попадёшь сам на небеса.
Некоторые выражают надежду, что Соловки станут великой духовной лечебницей для наших людей.
Делает ли религия человека хуже? – Определённо, нет.
Писатель Михаил Кураев полагает: «Это такая соловецкая аномалия. Магнитная. И этот магнетизм, конечно, духовного свойства. Потому что на Соловки за барышом, за заработком, за поживой люди не идут. Здесь я увидел то, что искала душа. Это то изначальное, простое, чистое, освобождённое от каких бы то ни было наслоений. Вот это, вот земля, этот храм, это небо и ты».
Жизнь в этом суровом месте – испытание. Это место крайностей природы, где свет и тьма перемешаны не только в природе, но и в душе человеческой. В июне продолжительность светового дня достигает 21,5 часа, в декабре — около 4 часов.
Чтобы выжить здесь, нужно верить и полагаться не только на себя, но и на Высшую силу.
Неверно думать, что до христианства на Руси жили дикие невежественные племена. Древние люди верили во всевозможных духов, которые присутствуют в живом и неживом, и в этом смысле были духовнее нас – современных людей.
Они чувствовали мир в единстве, даже больше, чем мы сейчас.
Древние везде чувствовали присутствие Высшей Силы, хотя и называли её по-своему.
Язычество не примитив и не культурная отсталость. Мы до сих пор верим в духов, домовых, празднуем масленицу и другие языческие праздники.
Религия древних славян заслуживает уважения не меньше, чем религия древних иудеев и само христианство, проникшее на земли древних ариев.
Принятие христианства на Руси отнюдь не было гладким. Многие сопротивлялись новой чужеземной религии, старались сохранить свои верования и корни.
В детстве на меня сильное впечатление произвёл фильм «СНЕГУРОЧКА» – о жизни племени берендеев. И никакая «норманнская теория» не может отрицать того факта, что до возникновения на Руси государства, созданного Рюриками, у славянских племён была своя культура и своя вера. Они поклонялись солнцу, верили в духов, чувствовали душу земли, травы, деревьев, цветов и даже камней.
Будучи солнцепоклонниками (бога Ра), эти древние племена называли себя русами, русичами, русскими. Страна русов стала называться Русь, Рос, Россия – то есть «страна бога Ра».
«Последние арийцы – мы», – записал в своём дневнике поэт Александр Блок.
Есть гипотеза, что во времена индоевропейской (арийской) цивилизации существовал единый праязык. И древнерусский язык ответвление индоевропейского языка. Дочь закончила филологический факультет СПбГУ, где до сих пор изучают древнерусский язык и его историю.
Недавно я купил книжку «История русской азбуки», из которой узнал много нового. Древняя русская азбука называлась ГЛАГОЛИЦА (буквица, руны, абевега). В ней каждая буква имела смысл. Все буквы в русской азбуке имели числовое обозначение (1 – азъ, 2 – веди, 3 – глагол, 4 – добро …).
Создатель «кириллицы» монах Кирилл изучил «роуськие письмена», добавил несколько греческих букв, и выдал за новую, им созданную азбуку.
Можно не соглашаться, можно ругать правителей. Но ругать свою землю, свою страну, всё равно что ругать себя самого!
Буддисты упрекают христиан за варварское отношение к природе. Хотя цель и христиан тоже – делать материю духовной, а духовное материальным.
Природа не объект, а субъект. Мы часть природы, и не должны противопоставлять себя ей. Только в единстве с Природой, мы поймём назначение человека на Земле.
Независимые гиды на Соловках проводят экскурсии на мысе лабиринтов, рассказывая об истории их возникновения и версиях происхождения.
В Скандинавии на побережье Балтийского моря находится более 600 каменных лабиринтов. На берегах Белого моря обнаружено около 40 лабиринтов, из них 35 на Соловецких островах. На местном диалекте их называют «вавилоны». Все они созданы из местных валунов.
Точное время постройки лабиринтов на Соловецких островах пока неизвестно, однако большинство учёных относят их к I—II вв. до н.э.
Первое описание соловецких лабиринтов встречается в описании монастыря, составленном архимандритом Досифеем.
Начало исследованиям лабиринтов на Соловках положил в 1920-х годах Н.Н.Виноградов.
Назначение каменных лабиринтов, которые встречаются повсеместно на Севере, не известно. Большинство археологов связывают лабиринты с культом мёртвых. На Большом Заяцком острове археологами под некоторыми каменными кучами обнаружены пережжённые кости человека и каменные орудия.
Кто же, и главное, ЗАЧЕМ сооружал эти каменные лабиринты?
Павел Флоренский в 1935 году писал:
«Тут, на островах Соловецкого архипелага, существуют замечательные сооружения, называемые в археологии лабиринтами, а в народном языке «вавилонами». Это — выполненные из камней, преимущественно валунов, величиною с голову, иногда меньше, до кулака, узорные дорожки с запутанным ходом; в одних случаях промежутки между каменными лентами идут непосредственно к центру, в других же случаях — разветвляются и приводят к тупику. Попав в центр обыкновенно не сразу можно выбраться оттуда и после прохождения некоторого пути приходишь на старое место…»
Изучавшие лабиринты учёные по-разному отвечали на вопрос об их назначении.
Основным предположением, является гипотеза о том, что они, возможно, символизировали границу между миром живых и миром духов, и лабиринты при этом использовались для конкретных ритуалов, чтобы помочь душам умерших совершить своё путешествие в другой мир.
Н.Н.Виноградов считает, что «лабиринты есть не что иное, как Saivo, священные горы, где живут души усопших, наслаждаясь блаженством. Самый вид гребней лабиринтов уже даёт представление о хребтах каменных гор».
Мариуш Вильк в книге «Волчий блокнот» утверждает, что саамы верили в переселение душ после смерти на соседние острова — острова архипелага Кузова. По мнению Вилька, лабиринты нужны для того, чтобы душа не могла вернуться из райского загробного мира в мир живых — при таком возвращении душа должна заблудиться в лабиринте и вернуться обратно на Кузова.
В схеме лабиринта можно различить две спирали, обозначающие клубок из двух свернувшихся змей.
Одна из гипотез утверждает, что лабиринты это «ловушки для рыбы».
Предполагают, что лабиринт – это магический инструмент шаманов.
В.Токарев считает, что древние лабиринты – резонаторы живой клетки природы и человека. Разработанные по Единому Плану, древние люди положили каменные гряды-спирали, для почитания своих Богов. Подобные узоры называли Силой или Чистилищем Рода, по-современному пониманию – это были молельные Дома-Храмы.
Специалистов удивляет невероятная заданность построения, глубокая включённость данных сооружений в глубины древнейшего знания о Космосе и о месте Человека в нём.
Построенные, согласно представлениям древних, на границе двух миров — «среднего» и «нижнего» — лабиринты, скорее всего, символизировали либо собственно нижний (потусторонний) мир, населенный мёртвыми и враждебными человеку духами, либо запутанный путь в него.
В различных странах мира я встречал подобные мегалитические сооружения: в Скандинавии, в Ирландии и во Франции. Лабиринты я видел и в Египте, в Греции и в Италии. Возможно, это является свидетельством того, что на данных территориях очень давно жила единая цивилизация.
Находясь в заключении на Соловках, Павел Флоренский писал:
«Думают, что устройство лабиринтов связано с культом умерших и назначено для воспрепятствования душе умершего, похороненного в центре, выйти наружу, — первоначально по крайней мере. Впрочем, эти предположения, хотя и более вероятные, — дело тёмное. Кромлехи, менгиры, кэрки и, наконец, древний Критский лабиринт — вероятно родственны между собою и с Лабиринтами Соловков…»
Когда я побывал на Крите, то посетил Кносский дворец, более известный как лабиринт царя Миноса. Этот известный из мифологии лабиринт имел 1100 комнат.
Историк Плиний отмечал, что жители Крита построили свой лабиринт в одну сотую величины египетского лабиринта. Считалось, что лабиринт с его запутанной системой переходов защищал бога-царя в этой и следующей жизни от врагов и даже от самой смерти.
Согласно легенде, в лабиринте обитал страшный полубык получеловек названный Минотавром. Греческий герой Тесей, сын правителя Афин Эгея, вознамерился убить Минотавра. На Крите Тесей очаровал дочь Миноса Ариадну. Влюбившаяся девушка перед входом в лабиринт дала Тесею клубок ниток, которые он разматывал, когда продвигался все глубже и глубже в лабиринт. В страшном бою герой победил чудовище, и вернулся по нити Ариадны к выходу. В обратный путь он отправился уже вместе с Ариадной.
Майкл Эртон, который предложил свою модель критского лабиринта, пишет: «Жизнь каждого человека — лабиринт, в центре которого находится смерть, и, может быть, даже после смерти, прежде чем окончательно перестать существовать, человек проходит последний лабиринт».
Согласно формуле французского учёного Люсьена Леви-Брюля: «древний человек соучаствует в событиях окружающего мира, а не противопоставляет себя ему».
Шведский учёный-мистик Эммануэль Сведенборг считал, что древний мир вселенского первочеловека заключал в себе память о глубочайшей интуиции единения человека и Бога.
Раньше люди жили как бы в двух мирах: мифическом и реальном, и между ними не было непреодолимого барьера, миры находились рядом и были проницаемы.
Профессор философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета Роман Светлов считает, что «архаический миф – это «теофания истины». Миф не «конструирует», но раскрывает онтологическую структуру Космоса.
Лабиринт меня заинтересовал как Идея. Откуда пришла идея лабиринта, с юга или с севера?
Мы лишь вспоминаем те идеи, которые существовали и будут существовать до и после нашего рождения, считал Платон.
В широком смысле слова лабиринт может представлять тупиковую ситуацию или дело, из которого очень сложно найти выход.
И человеческая жизнь, и человеческая история скорее напоминают лабиринт, чем спираль.
На мой взгляд, лабиринт это не просто спираль, это Лента Мёбиуса. Многие считают, что лист Мёбиуса является прародителем символа бесконечности.
Модель ленты Мёбиуса может легко быть сделана: для этого надо взять достаточно длинную бумажную полоску и склеить противоположные концы полоски, предварительно перевернув один из них.
Для древних, лабиринты – это модель мироздания. В строении лабиринтов можно проследить трехъярусную «картину» Вселенной, где между «верхним» и «нижним» мирами находился мир людей. Эта картина отлична от бинарной «картины» «мира мёртвых-живых», типичной для Древнего Египта и Эллады.
Во время путешествия по Египту, я посетил Долину Мёртвых. А когда влезал в пирамиду Хеопса, меня предупредили, чтобы я шёл строго по прямой. Известно, что в пирамидах строили лабиринты. Проход в пирамиде был такой, что я руками мог коснуться стен.
Древние почитали лабиринты как врата в потусторонний мир.
Спирали лабиринтов – как нить жизни, закрученная в клубке всеобъемлющего познания тайн мироздания.
Центр лабиринта – своего рода контейнер, содержащий зародыши (души). Ему приписывали ответственность за все рождения и связь душ с божественным – когда Душа с Богом говорила (как считают некоторые исследователи).
Лабиринты использовались для проведения культовых обрядов и ритуалов целительства.
Древнее название лабиринтов – сурады. Это особое устройство для пробуждения в человеке определённых качеств сознания и трансформации личности.
Лабиринты также использовались для инициации посвящения: входил в лабиринт учеником, выходил – посвящённым.
Христианские церкви использовали лабиринты для того, чтобы показать жизнь христианина в рамках канонов мифологии, придуманной древними египтянами. А также для инсценировки походов крестоносцев на Иерусалим. Достичь центра лабиринта означало достичь Иерусалима и добиться спасения.
Китайцы верили, что злые духи могут летать только по прямой, поэтому они строили входы в виде лабиринтов, чтобы уберечь свои дома и города от злых духов.
Лабиринтом некоторые считают и знаменитый Стоунхендж.
По мнению профессора археологии из Университета города Шеффилда Майка Паркера Персона Стоунхендж с самого начала своего существования и до расцвета в третьем тысячелетии до нашей эры рассматривался обитателями Англии как территория для погребения мёртвых.
В 1963 году астроном Джеральд Хокинс назвал Стоунхендж обсерваторией, а также календарём, вычисления по которому позволяли предсказывать астрономические события.
Безусловно, Стоунхендж – это храм посвящённых. Более того, Стоунхендж можно рассматривать как закодированное мифологическое послание.
Мы смотрели на древние камни Стоунхенджа, а у меня было чувство, что это камни смотрят на нас.
Камни смотрели на нас!
Кто-то даже пытался с ними разговаривать…
Камни – безмолвные свидетели былого. Целительная сила различных камней известна, хотя природа этого непонятна. Считается, что камни молчат. Но это только для тех, кто не умеет с ними разговаривать. Камни – они живые!..
Согласно мифологии многих северных народов, в камень превращались эпические персонажи, включая людей и животных. Древние люди верили в переселение душ и в жизнь после смерти.
Фридрих Ницше писал: «В каждом сердце есть стремление выше. Тяга людей заглянуть по ту сторону самого дальнего предела, перешагнуть черту, рождается вместе с полноценным человеческим существом. Если люди перестанут вдохновлять тягой к иному, они рухнут и превратятся в терзаемую энтропией пыль».
«Ответ, как этот мир устроен, знать может только Бог один. Взгляни на мир глазами камня, и ты увидишь в нём себя. Во мне и в нём бушует пламя. Он брат, а я твоя сестра.
— Брат камень?
— Точно! Все мы части Единого Целого, все мы родственники. Если тебе удобнее, можешь звать меня Пётр. У камня тоже есть душа. Я вижу, чувствую, слышу. И даже понимаю! Правда, я красив? Немногие замечают это.
— Брат камень… Брат камень…
— Трудно в это поверить? Но это так. Я в тебе, а ты во мне.
— Я – камень?..
— Между нами нет большой разницы, как это может показаться на первый взгляд. Все мы состоим из единых первоэлементов, и всё разнообразие мира есть лишь различие связей между первичными сущностями, все мы проявление Единого первоначала, все сконструированы по Единому Принципу.
Бытиё так велико, что вряд ли возможно представить. Но устроено всё на удивление просто. Всё дело в масштабе. Есть миры внутри миров. Одна вселенная заключена в другую как матрёшки. Сложное — лишь иерархически упорядоченное простое. И ты микрокосм, и клетка твоего организма вселенная. Всё живое. Даже то, что кажется неживым.
Мы, камни, некое подобие вечности, вместилище богов. Я и есть непроявленный бог. Во мне можно разглядеть, при желании, всё. Я — хранилище жизни. Всё вышло из меня и в меня возвратится. В конце концов, всё становится камнем. Исчезнет всё на этой планете, останусь лишь я. Вся твоя цивилизация построена на мне. Во мне ты нашёл железо, во мне ты нашёл энергию атома. Я основа основ. По мне можно изучать Вселенную, я чудо Космоса, я топка тяжёлых звёзд.
Взгляни, перед тобой космос. Во мне есть всё для того, чтобы появилась жизнь, появился ты. Всё во мне, и я во всём! Я такой же микрокосм, как и ты. Во мне тоже идёт процесс, я тоже дышу и тоже могу родить целый мир. Я ничем не хуже цветка, я мужчина и женщина одновременно. Я то, что ты бы назвал богом.
Когда-то я упал на эту планету и принёс на себе из космоса частицы микроорганизмов, из которых и зародилась жизнь. Благодаря мне возникли вы — люди, и вся жизнь на этой планете. Я плод истории Земли, во мне живут остатки бактерий, которым миллионы лет. Но я не только прошлое Земли, во мне и её будущее…
Жизнь комара и моя в чём-то схожи, также как Солнце и пламя костра. Всё в этом мире на что-то похоже, всё отражение воли Творца. Прихоть Его в каждом вздохе Вселенной, в радуге и в моросящем дожде, в страсти и жажде любви совершенной. Кто усомнится в Его красоте? Это покажется странным, наверно, но, безусловно, что воля Его скрыта во всём, чаще нам незаметно, смысл придавая движенью всего. Мы огорчаемся, плачем, тоскуем, жаждем проникнуть в иные миры. И не понять нам причину простую, что побуждает желать красоты, что заставляет не спать до рассвета, и в темноте, лишь при свете костра, вдруг открывать в себе словно поэта и неизвестного мне мудреца».
(из моего романа-быль «Странник» (мистерия) на сайте Новая Русская Литература
Кратко главное сформулировано в трёх основных тезисах:
1\ Цель жизни – научиться любить, любить несмотря ни на что.
2\ Смысл – он везде
3\ Любовь творить необходимость.
ВСЁ ЕСТЬ ЛЮБОВЬ!
P.S. Читайте продолжение в следующих постах: «СЛОН соловецкий», «Соловки Обитель Разоблачение», Тайна Соловецкого монастыря
А в чём по Вашему мнению ЗАГАДКА СОЛОВЕЦКИХ ОСТРОВОВ?