1-го сентября я повёл внучку первый раз в первый класс. Она уже умеет читать, писать, считать, изучает английский, печатает «слепым методом», умеет обращаться с Интернетом.
Когда полвека назад я пошёл в первый класс, такими навыками я не обладал.
В этом году, по данным Минобразования, в школу пошли более 14 миллионов учеников. Примерно 1 млн 600 тысяч из них — в первые классы. Это на 150 тысяч больше, чем в прошлом году.
Сегодня каждый десятый гражданин России – школьник. При этом говорят: дети – это наше будущее.
Каково же наше будущее сегодня, и какое будущее нас ждёт завтра?
«Во времена всеобщей лжи говорить правду – это экстремизм!», – говорил Джордж Оруэлл.
Сейчас, в период предвыборной кампании, все обещают светлое будущее.
Но какое нас может ждать будущее в условиях необъявленной войны?!
Проходя мимо агитационных плакатов, невольно слышишь обрывки разговоров неравнодушных и пенсионеров. «Да кому мы нужны? Пройдут выборы и забудут о нас!» «Все их обещания ничего не стоят. Потому что нет закона, по которому нужно отвечать за данные обещания». «Ну дайте же человеку пожить! Растить детей, воспитывать внуков, наслаждаться жизнью…»
Судя по тому, что прежний министр образования Ливанов Д.В. отстранён от должности, а защитник всех детей Павел Астахов ушёл не по собственному желанию, положение с детьми у нас не совсем благополучное.
В школе по закону учебники должны быть бесплатными, но в некоторых регионах продолжают собирать с родителей деньги на книги.
ЕГЭ привёл к тому, что в вузы приходят слабые студенты, которые просто научились заполнять тесты. А обществу нужна креативная молодежь, которая мыслит не шаблонами и стандартами. Творческий человек всегда идёт против течения, он борется со старым, он не удобен и не угоден.
ЕГЭ не отменят, но обещают реформировать до неузнаваемости.
«Мы – та удивительная страна, где любые реформы, которые в других странах занимают столетия, проходят в очень короткий срок. Вот так, наверное, у нас было с ЕГЭ», – признала новый министр образования и науки Ольга Васильева.
Директор школы Николай Яворский считает, что сегодня самая важная задача – повысить мотивацию детей к учебе, а педагогов – к преподаванию.
«Если ученик не хочет учиться, никакой учитель не сможет втолкнуть в него знания. Учиться и хорошо учить можно только с интересом, и нужно многое сделать для того, чтобы учительский корпус был нацелен на это».
Новый министр образования и науки Ольга Васильева даёт обнадёживающие обещания. «Приоритетом для меня являются учителя: их положение, их состояние, отношение к ним общества. Профессия учителя – это не профессия в полном смысле слова, это служение и миссия. От того, как живёт учитель, зависит очень многое».
Сколько себя помню, всё время говорят о повышении зарплаты учителям. Ещё генсек К.У.Черненко на первом съезде учителей обещал, что зарплата педагогов в школе будет не ниже, чем в промышленности. Но воз и ныне там.
Когда я работал в школе учителем, для меня главным была не зарплата, а возможность общаться с детьми. Кто хотел большую зарплату, подался из учителей в предприниматели.
По мнению директора школы Николая Яворского, важно не то, какая зарплата у педагога, а как он учит. На бумаге идёт большая работа с учительским корпусом. «В школе много формальностей, но учителей, которые зажигают детей, становится всё меньше», – признал директор школы.
Наконец-то «наверху» поняли, что образование в школе это наполовину воспитание будущих граждан, а собственно получение знаний – вторая половина.
«Из образования должно уйти слово услуги! Здесь не может быть никаких услуг: мы не оказываем услуги, а обучаем и воспитываем будущие поколения российского народа!» – провозгласила министр О.Васильева.
Сейчас в школе возвращают занятия по труду под новым названием «технологии».
«Нынешнее положение закона о том, что всё, что делается в школе вне программы, может осуществляться только с согласия ребенка или его родителей, представляется мне чрезмерной мерой», – заявила Васильева.
Лично я вспоминаю уроки по труду как абсолютно ненужные. А вот добровольная работа летом в комсомольско-молодёжном лагере одно из самых светлых воспоминаний.
Не могу забыть свою первую учительницу Тамару Васильевну. Каждый год мы встречаемся с одноклассниками и ходим на могилу нашей любимой учительницы – классного руководителя с 5 по 10 класс.
«Никто тебе не друг, никто тебе не враг, но каждый человек тебе учитель», – любила повторять наш классный руководитель Наталья Васильевна Куркумели.
И полвека назад и сейчас, для меня очень важным остаются воспоминания о школе, о моих учителях, об одноклассниках. Возможно, сказываются гены – мой прадед почти век назад был сельским учителем на Русском Севере.
Не знаю, кому как, а мне лично повезло с народом, со страной, в которой родился, вырос и получил бесплатное образование.
Когда я учился в школе, то думал, что по мере накопления знаний они сами по себе перейдут из количества в качество и сделают меня умным. Я учился, но чувствовал, что умнее не становлюсь, а масса приобретённой информации не только не помогает, но даже мешает искать самому свой ответ.
В характеристике за 10 класс мне написали «излишне активен», и пытались безуспешно перевоспитывать.
Мне всегда было интересно слушать то, о чём не говорилось в учебнике; я всегда интересовался тем, чего не было в школьной программе, всегда выходил за рамки. Там, где требовалось собственное осмысление, я проявлял чудовищную, по средним меркам, активность, при этом плохо успевал там, где требовали заучивать написанное в учебнике или повторять сказанное учителем.
Меня всегда привлекало то, что давало свободу для собственного осмысления, а потому я предпочитал рыться в книгах, а не учить заданные уроки. Просиживая вечера в школьной библиотеке, роясь в энциклопедиях и справочниках, я подготавливал обзоры и делал на их основе доклады.
Преподаватели не могли не замечать моих пристрастий, хотя это невольно ставило их перед выбором: оценивать формально требуемые знания или же мою способность мыслить самостоятельно.
После окончания юридического факультета я вернулся в родную школу и организовал эксперимент по нравственно-правовому воспитанию. Целью моей работы было сделать так, чтобы дети приходили в класс с радостью, а уходили с сожалением. Я старался создать «школу радости» – чего сам был лишён в школьные годы. Мне всегда хотелось возвратиться в родную школу и зажигать сердца детей любовью.
Когда я работал в школе (преподавал правоведение и руководил службой социальной и психологической помощи), то неоднократно сталкивался с детьми, которые поражали меня своими высказываниями, и которых я про себя назвал «дети-индиго». Я был для них учитель, а на самом деле учился у них.
Приятно, когда спустя двадцать лет бывшие первоклашки узнают тебя на улице, подходят и благодарят за приятные переживания детства!
Лица некоторых первоклассников восхитили меня своей вдумчивой одухотворённостью. Невольно возникла мысль: а соответствуют ли таланты наших детей талантам наших правителей? Готова ли наша система воспринять смелых, креативных людей, всегда идущих против течения?
Сегодня молодёжь совсем другая, чем те, кто жил двадцать лет назад. Произошла цифровая революция. Мы перешли от логоцентричной к цифровой цивилизации. Это предсказывал ещё Пифагор, когда говорил, что всё можно выразить цифрой. Через 20 лет наступит эпоха нейронета – возможность ментального подключения в сеть Интернет. Таким образом мозг одного человека становится частью мозга всего человечества.
В начале XXI века социологи заговорили о появлении «Z» – поколения цифровых технологий. На Западе их называют “digital natives”. К поколению «зетов» учёные причисляют подростков и молодых людей в возрасте от 11 до 20 с небольшим лет. Эти люди способны выполнять сразу большое количество заданий, поскольку с детства привыкли одновременно и слушать музыку, и загружать контент, и набирать текст, и читать ленту соцсети, и болтать по чату с друзьями, и при этом поглощать свой обед.
Если взять всю информацию, которой человечество обладало от начала до 1900 года за единицу, то к 1956 году количество информации удвоилось. В конце прошлого века информация обновлялась раз в пятнадцать лет, а сейчас обновляется каждые пять лет, а то и чаще. Сегодня знания устаревают, не успев попасть в учебник.
Современный школьник с планшетом знает подчас больше своих учителей. Практически любые сведения можно получить здесь и сейчас в Интернете. Как источник информации школа в современном мегаполисе находится лишь на 4 месте.
Задача школы – научить думать и понимать, творить, а не повторять.
Творчество, творчество и ещё раз творчество! – вот что должно быть основой обучения в школе.
Как заметил К.С.Станиславский: «возбудить желание говорить трудно, а убить его – легко».
Целью обучения в школе должно быть не усвоение устаревающих знаний, а получение целостного представления о законах природы и человеческого общества. И непременно с нравственной основой.
Психолог Вильям Джеймс сказал, что «знания, которые мы никогда не сможем приобрести, оставаясь теми, кем мы являемся на данный момент, – могут оказаться вполне доступными, если мы разовьём в себе более высокие способности и достигнем более высокого уровня нравственного развития».
Сегодня умным является не тот, кто знает больше других, а тот, кто умеет производить новое знание. Поэтому нужно дать учащимся больше свободы для самореализации. Надо не штамповать послушных исполнителей, а выявлять и лелеять нестандартных творцов – новых эйнштейнов.
Никто не знает, что может вырасти из вздорного троечника, над которым все насмехаются. Альберта Эйнштейна в школе преподаватели считали ленивым, медлительным и малоспособным. «Из вас, Эйнштейн, никогда ничего путного не выйдет», – говорил ему учитель немецкого языка.
Уже став лауреатом Нобелевской премии, Альберт Эйнштейн сказал: «Я боюсь, что наступит день, когда технологии превзойдут простое человеческое общение. И тогда мир получит поколение идиотов».
Программирование лишает человека необходимости думать, как поступить в непредвиденной ситуации. Многие разучились анализировать информацию и делать логические выводы, не способны увидеть за внешним хаосом закономерности жизни.
В 1982 году философ Нэнси Энн Тэпп написала книгу, в которой рассказала о том, что стали появляться люди с аурой цвета индиго. Для детей-индиго характерно не только высокая выживаемость, но и развитый с младенчества интеллект. Они индивидуалисты, плохо приспосабливаются, они не конформисты и не идут на компромиссы. Их поведение оценивают часто как гиперактивное, и начинают наказывать или лечить.
Любое отклонение от привычного, как в негативную, так и в позитивную сторону, обычно настораживает родителей и воспитателей. Нарушение средних норм поведения и мышления воспринимается чуть ли не как патология. Родители от страха тащат своих детей к психологу, чтобы их сделали нормальными. Папы и мамы просто не знают, как вести себя с ребёнком, который оказывается умнее их.
Что делать с запредельно одарёнными детьми, не знает никто. Это дети, но уже со способностями, которыми обладают не все взрослые люди. Детям-индиго не интересно с отстающими одноклассниками; их коэффициент интеллекта значительно превышает норму. Они не просто знают больше учителей, они мудрее многих взрослых.
Как-то я проводил ознакомительную встречу с первоклассниками, и предложил посредством игры в «тепло и холодно» сформулировать «золотое правило нравственности» (которому, кстати, 5 тысяч лет). Первоклассники находили ответ гораздо быстрее, чем их родители.
Работая в школе, я неоднократно замечал, что сообразительные умные дети, как правило, у ответственных и умных родителей; и наоборот, отстающие и двоечники чаще всего из неблагополучных семей. Преемственность интеллекта была очевидна, и даже видна на лицах. Как гласит народная мудрость: «От осинки не родятся апельсинки».
В западной криминологии существует учение о наследственной предрасположенности человека к преступному поведению. В советской криминологии считалось, что человек есть совокупность общественных отношений, изменив общество, можно изменить человека, а значит и перевоспитать преступника.
По моему мнению, личность человека более чем наполовину определяется его наследственностью; остальное – влияние окружающей среды и воспитания. «Контрольный пакет» за генетической предрасположенностью.
Каждый поступает в соответствии со своим здоровьем, характером, интеллектом и воспитанием. В одних и тех же условиях, при одинаковых обстоятельствах один человек совершает преступление, другой сдерживается.
Австрийский антрополог Френсис Гальтон (1822-1911) в работе «Наследственность таланта» отмечал, что гениальность представляет комбинацию трёх черт: интеллекта, рвения и трудолюбия. При этом генетически наследуемым фактором является не гениальность, а талант. Одним из талантов, наиболее чётко обнаруживающих генетический детерминизм, является способность к живописи и музыке. Поэтический талант наследуется гораздо реже.
В своих исследованиях Ф.Гальтон приходит к выводу о необходимости генетического отбора наиболее приспособленных, талантливых и одарённых. Составляя генеологические деревья различных родов, он показал, что таланты передаются из поколения в поколение, имея тенденцию к равномерному повышению и достигая определённого предела, идут на спад и угасают.
Таким образом, по мнению Гальтона, человеческий род может быть улучшен, аналогично тому, как выводятся породы лошадей и собак.
Предложенная им наука получила название «эвгеника». К сожалению, позднее эвгеника была скомпрометирована антигуманными опытами в фашистской Германии. Однако до сих пор научно она не опровергнута.
В.П.Эфроимсон в труде «Генетика гениальности» показывает генетическую предрасположенность гениальности. Он выделяет «потенциальный гений», «развившийся гений» и «реализовавшийся гений».
С точки зрения генетики, частота появления в популяции потенциальных гениев должна быть постоянной, вне зависимости от государства, нации и других параметров.
«Частота потенциальных гениев, развившихся настолько, чтобы так или иначе обратить на себя внимание в качестве потенциальных талантов, вероятно, исчисляется цифрами порядка 1:100000». То есть один гений на сто тысяч.
В.П.Эфроимсон писал: «Изучение биографий и патографий гениев всех времён и народов приводит к неумолимому выводу: ГЕНИЯМИ РОЖДАЮТСЯ!
Развитие гения – проблема биосоциальная. Реализация гения – проблема социобиологическая».
Количество реализовавшихся гениев невелико из-за потерь за счёт неблагоприятной социальной среды (семья, образование и воспитание, социальные барьеры).
Доктор биологических наук, профессор, руководитель отдела НИИ морфологии человека С.В.Савельев в работе «Изменчивость и гениальность» на результатах конкретных исследований убедительно доказывает, что у людей имеются морфологические различия в строении коры головного мозга, причём отличия в десятки раз. «У одних представителей человечества неокортекс может выполнять уникальные функции недоступные другим людям».
Сергей Савельев пишет: «Существует два принципиально различных подхода к проблеме. Первый, наиболее популярный. Подход предполагает, что все люди более или менее одинаковы, а способность и талант получают из внешней среды. Считается возможным получение таланта в виде божественного дара или посредством блестящего воспитания и образования.
…
Второй, менее лестный для человечества, подход подразумевает, что все способности получены по наследству, являются индивидуальным внутренним свойством мозга и могут только развертываться в процессе жизни. В этом случае в задачи образования и воспитания входит раскрытие врождённых способностей».
С.В.Савельев предлагает ввести отбор потенциальных гениев. Олдос Хаксли хорошо описал в антиутопии «О дивный новый мир» к чему может привести такая селекция, когда все будут равны, но «некоторые более равны».
С.В.Савельев признаёт: «Особи с нестандартным мышлением, и что намного хуже, поведением обречены на скрытое преследование и уничтожение. Заветная мечта ленивого и завистливого человечества – обнаружить природу гениальности. Если бы этот секрет удалось найти, то новые гении перестали бы появляться. Их просто истребляли бы заранее как источник потенциальной опасности и усиление внутривидовой конкуренции. Этот закон стабилизации примитивных сообществ действует и среди современных людей».
Французский философ Мишель Фуко в монографии «Надзирать и наказывать: рождение тюрьмы» ввёл понятие «дисциплинарного общества». В «дисциплинарном обществе» контроль осуществляется не только за поведением, но и за мышлением. С помощью тщательно фильтруемых знаний определяется, о чём можно знать и говорить, а чего знать не следует и о чём говорить не принято.
В таком обществе любые биологические задатки гениальности нивелируются. Всё, что не поддаётся рациональному объяснению, надзору и контролю, все формы поведения, имеющие характер неупорядоченных и хаотичных, определяются как источник социального зла.
Английский писатель Джон Фаулз в книге «Аристос» (1968 г.) пишет: «Система образования организована государством так, чтобы продлить существование государства; а поиск и обнаружение собственного «я» зачастую означает и обнаружение подлинной сущности государства».
«Наши нынешние образовательные системы – полувоенные. Их цель – поставлять верных слуг и солдат, которые беспрекословно подчиняются и заведомо принимают навязываемую им подготовку как наилучшую из всех возможных. Наибольшего успеха в государстве добиваются те, кто наиболее заинтересован в том, чтобы продлить существование государства в неизменном виде».
Не существует общества, в котором бы отсутствовал социальный контроль. Но как верно заметил социолог Т.Парсонс, система функционирует наилучшим образом, где социальный контроль используется умеренно. В системе всегда есть внутренний ресурс для колебаний или отклонений. Социальный контроль выступает второстепенной оборонительной линией, которая может использоваться для привития конформности индивиду.
Наш так называемый реальный мир лишь устоявшееся представление, своего рода результат общественного соглашения о том, каким является мир. На самом деле мир может быть совсем иным.
Чтобы увидеть нереальность реального, нужно остановиться и замолчать. Тогда, возможно, вы увидите реальность нереального.
Гения отличает способность взглянуть на обыденное под другим неожиданным углом зрения. Гений – это взгляд извне.
Человек знает только то, что он хочет знать.
Знания рождаются не в результате дедуктивного мышления, а в результате творческого инсайта.
Разделение на субъект и объект неверно; надо погрузиться в объект, стать им. Знания и знающий едины.
Как объяснить необъяснимое?! – Нужно расправить крылья восприятия, и взглянуть на мир глазами восхищённого ребёнка!
Как-то в школе с детьми мы обсуждали проблему добра и зла.
— Добро победит, — категорично заявила второклассница Ирочка, – оно всегда побеждает. Потому что сильнее. Потому что Бог помогает добрым делам, а не злым.
— А что такое Бог? — спросил я.
— Это главный дух, помогающий людям творить добро. Победить зло можно только добром».
ЛЮБОВЬ ТВОРИТЬ НЕОБХОДИМОСТЬ!
(из моего романа-быль «Странник»(мистерия) на сайте Новая Русская Литература
Так что же вы хотели сказать своим постом? – спросят меня.
Всё что я хочу сказать людям, заключено в трёх основных тезисах:
1\ Цель жизни – научиться любить, любить несмотря ни на что
2\ Смысл – он везде
3\ Любовь творить необходимость.
Окончить школу это не проблема.
Проблема состоит в том, чтоб понять,
Что школа – Жизнь, длиной не в четверть века,
И учимся всегда, чтоб выбирать.
И каждый человек тебе учитель,
И всё вокруг: комар и ручеёк,
И даже камень – мудрости хранитель.
Всё учит, чтобы ты себя сберёг.
Учиться надо, чтобы стать собою,
Понять себя и реализовать,
И сотворить, что все зовут судьбою,
И ни на что на свете не пенять.
Всё в помощь лишь тому, кто понимает,
Что ни добра, ни зла нет – мудрость всё!
Ведь никогда никто из нас не знает,
К чему нам что судьбой предрешено.
Кто знает, что по сути он не знает –
На свете самый мудрый человек.
Ведь знание – мираж. Любовь нас манит
Исполнить то, зачем и дан нам век!
А как Вы считаете, каково НАШЕ БУДУЩЕЕ СЕГОДНЯ?