ГОРЬКАЯ ПРАВДА СОЛОВКОВ

Гулаг Броневой

С 5 по 9 августа на Соловецких островах вот уже 29 лет проводятся Дни Памяти жертв политических репрессий. На памятные мероприятия приезжают гости из разных стран. В прошлом году в первых числах августа я вновь побывал на Соловках. У меня было много интересных встреч и бесед с паломниками, сотрудниками музея и монастыря, с людьми, постоянно живущими на Соловках.
Русский человек умный; он, может быть, не всё знает, но всё понимает. Люди на Соловках поразили меня своей искренностью и чисто русской открытостью. Их горькая правда о жизни на острове стала для меня откровением. И я посчитал своим долгом передать широкой общественности рассказ старожила о горькой правде Соловков.


Постоянное население Соловецких островов не превышает 1 тысячи человек. Из них 150 работают в музее, ещё столько же в монастыре, остальные делают бизнес на туристах. Туристам жильё сдают чуть ли не по тысяче рублей в день. Доходы от туризма за сезон достигают нескольких миллиардов рублей, но деньги «уплывают» на материк, где зарегистрированы все турфирмы.

15 лет назад на Соловках было большое агаровое производство, масштабная добыча водорослей, деревоперерабатывающий комбинат. Сейчас нет ничего.
Пять лет закрыта на ремонт поселковая баня; разрушен и не отстроен заново поселковый Дом культуры.
Во многих домах отсутствует канализация, в результате чего потери воды в местном водопроводе доходят до 80 процентов.
Остров крайне нуждается в качественной питьевой воде.
На Соловках полностью отсутствует система очистных сооружений. Сейчас всё содержимое канализации свободно изливается в море. Когда я встал в 4 утра, то сполна ощутил это «благовоние».

Многих туристов, приезжающих на Соловки, поражает контраст между красотой, духовной силой островов и тем фактом, что здесь пытали, мучили и массово убивали людей. Те, кто сажал, ещё живы. А те, кто сидел, почти вымерли.

В середине 80-х годов прошлого века после посещения Соловков со съёмочной группой телевидения, Д.С.Лихачёв вспоминал: «Соловки – монастырь, Соловки – тюрьма ещё более отступили в царство забвения. Один памятник для всех сотен могил, рвов, ям, в которых были засыпаны тысячи трупов, открытый уже после моего последнего посещения Соловков, должен, как мне представляется, ещё более подчеркивать обезличивание, забвение, стёртость прошлого. Увы, тут уже ничего не сделаешь. Надо призвать свою память, ибо помнить прошлое Соловков стало уже больше некому».

Лихачев_1

В сентябре 1998 года в Пушкинском Доме я встречался с Д.С.Лихачёвым и подарил ему свой роман-исследование «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак».
В июне 2016 года на Соловках проводилась конференция, посвящённая памяти Д.С. Лихачева. На камне в лесу он выбил своё имя. Однако сегодня тропу к камню могут найти лишь немногие.

Во время Дней Памяти в 2013 году в Савватьевском скиту «Мемориалом» был установлен памятный знак заключённым социалистам, погибшим от пуль охраны 19 декабря 1923 года. Через несколько дней после установки, памятник был демонтирован неизвестными. Гранитную плиту до сих пор не нашли.

«Наши пути с «Мемориалом» разошлись». Так считает директор музея и одновременно настоятель монастыря отец Порфирий (в миру — Виктор Шутов). «В глазах Церкви — это прежде всего страница мученичества и исповедничества. В этом смысле 20-30-е годы продолжают духовную историю православной обители. С точки же зрения природы власти, та власть была диаметрально противоположной монастырской, были порядки христианские, стали антихристианские».

В 2016 году уже второй год в августовских Днях памяти не принимает участие ни администрация поселка Соловецкий, ни Соловецкий государственный музей-заповедник. Не было и представителей Русской православной церкви, ежегодно до этого проводящей крестный ход.

Татьяна Фокина, директор Соловецкого музея-заповедника (1997-2000), ныне независимый гид, полагает: «Что осталось в музее от Дней памяти – это конференция, и уклон только лишь в сторону освещения здесь православных религиозных деятелей, которые находились в лагере. …
И вообще движение идёт в совершенно худшую сторону: сейчас страшный пресс идёт на всю территорию Соловецкого архипелага, которая будет передаваться в огромных количествах гектар церкви. Но не просто для того, чтобы восстанавливать скит, рыболовную тоню или часовню. Но восстанавливается совершенно другое: двадцать поселков площадью полторы тысячи гектар с гостиничными комплексами. А будет там место Дням памяти? Сомневаюсь. Если снизу не будет движения, не будет ничего, на мой взгляд».

С 1 января 2016 года в Соловецком государственном музее-заповеднике, возглавляемом наместником местного монастыря РПЦ отцом Порфирием, упразднили отдел ГУЛАГа. Теперь паломникам и туристам предлагают новую, «благочестивую» версию того, что происходило на Соловецких островах в 1920—1930-х гг.
При Советах власти вытесняли с островов церковников; теперь происходит с точностью наоборот.

В этом году 80-лет с начала Большого террора. Только за 1937-й и 1938-й годы было осуждено по политическим статьям около 1,3 миллиона человек, из них около 700 тысяч было приговорено к смертной казни.

«К сожалению, мы снова возвращаемся к тоталитарному времени. Это наша общая трагедия. И то, что День памяти музей попытался заменить, — наша общая беда. Сейчас история лагерей вообще никому не нужна, это установка и светской, и монастырской власти, – признаёт Юрий Бродский автор книги «Соловки. 20 лет Особого Назначения». –
«То, что сегодня происходит на Соловках, завтра будет происходить в России; так всегда бывало: и раскол, и революция, и тюрьма для инакомыслящих — всё это сначала появлялось на Соловках, потом по всей России».

Во время очередного визита на Соловки в 2014 году патриарх Кирилл выдвинул мегаидею: превратить архипелаг в главный Церковно-научный центр по изучению и увековечиванию новомучеников российских — православных священнослужителей и некоторых благочестивых мирян, пострадавших в годы репрессий 1920—1930-х. Дед нынешнего патриарха (Василий Гундяев) провёл в заключении на Соловках около пяти лет.

Служители церкви не могут забыть, как в Соловецком лагере особого назначения уничтожали православных священников со всей России. Из 15 000 обитателей соловецких лагерей в 1920-е гг. только 250 были представителями духовенства. Именно они в 1928 году составили Соловецкое послание, отвергавшее курс митрополита Сергия на подчинение власти Советов.

На мой взгляд, духовный подвиг заключённых СЛОН (Соловецкого лагеря особого назначения) не меньше, чем духовный подвиг соловецких монахов-отшельников, живших на Соловках 550 лет. Подвиг монахов продлился в подвиге мучеников. Ныне 50 человек, в том числе и светских, причислены к лику новомучеников.
Однако слово «мученик» не имеет по своему происхождению никакого отношения к глаголу «мучить». «Мученик» – это эквивалент греческого «мартюс» или латинского testis, что означает «свидетель».

Конечно, история Соловецкого монастыря намного больше, чем Соловецкого лагеря особого назначения, и намного трагичнее.
Экскурсоводы, проводящие обзорную экскурсию по монастырю, избегают рассказывать об истории Соловецкого лагеря особого назначения (СЛОН). По мнению некоторых экспертов, ныне применяется методика «активное забывание». Строения Соловков, хранившие сотни надписей, оставленных узниками, разобраны на дрова. Архив тюрьмы скрыт неизвестно где.

Старший научный сотрудник Ольга Бочкарёва (создатель сайта «Виртуальный музей ГУЛАГа») в интервью «Новой газете» сказала: «Монастырь вообще старается выжить с острова обычных туристов, местных жителей, хочет подмять всё под себя, чтобы единолично распоряжаться всем».

Я не собираюсь защищать церковь (она и не нуждается в моей защите). Но мне лично кажется, что в сегодняшней ситуации отсутствия официальной идеологии, церковь восполняет духовный вакуум и выполняет задачу воспитания. В России нет официальной идеологии, и нет идеалов, нет положительных примеров, на которых можно было бы воспитывать подрастающее поколение. Духовно-нравственное воспитание выполняет церковь, предлагая в качестве образцов для подражания многочисленных святых русской земли.

В июле 2016 года на 40-й сессией Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО была принята резолюция, в которой высказана озабоченность относительно неуместного расположения строящегося нового здания музейного комплекса.
20 августа 2016 года на Соловках под председательством Патриарха Кирилла состоялось совещание по сохранению и развитию Соловецкого архипелага.
Министр культуры Российской Федерации Владимир Мединский, участвовавший в совещании, сообщил, что новый проект музейного комплекса на Соловках направлен на согласование ЮНЕСКО.

Доктор исторических наук Вл.Мединский считает, что исторические мифы играют важную роль в сплочении нации, и должны интерпретироваться с точки зрения национальных интересов.
Политолог Дмитрий Орешкин напоминает: «Мифология является основополагающей скрепой, которую трогать нельзя. Система государственного мифотворчества играла большую роль в советские времена, сейчас эти мифы восстанавливаются, но с большей циничностью: они признают, что это миф, но развенчивать его нельзя, поскольку на нём держится номенклатура. Разрушают его враги, а ведь миф важнее, чем правда».

Действительно, сознание людей мифологично. Но лично я считаю, что нацию сплачивают не красивые мифы, а правда факта, какой бы жестокой она ни была.
К сожалению, наша страна не покаялась в преступлениях, творившихся на её земле. Поэтому многих мучает вопрос: не повторится ли история в России?

«Мы клевещем, доносим. И опять хотим в клетку». С таким заявлением выступил 24 октября 2016 года руководитель театра «Сатирикон» Константин Райкин. «Я сейчас вижу, как на это явно чешутся руки кого-то — это изменить и вернуть обратно. Причём вернуть обратно не просто во времена застоя, а ещё в более давние времена — в сталинские времена».

В начале ХХ века была весьма модная идея – создание нового человека. Считали, что человеческое существо не совершенно, но его можно, а значит и нужно сделать более совершенным через новые условия жизни.

«Советская власть не карает, а исправляет» – говорили на Соловках.

Но возможно ли исправить человека?

Боюсь, что человека исправить невозможно. Во всяком случае, все попытки оканчивались неудачей. Природа брала верх над безумными экспериментами, и, можно сказать, спасала от самоуничтожения.

Эксперименты по воспитанию «нового человека» привели к созданию ГУЛАГа. Стоило одному заключённому получить пусть даже небольшую власть над другими сотоварищами, как он начинал издеваться над подчинёнными. «Соловецкие Франкенштейны» породили садистов и убийц, которые стали мстить своим «создателям».

На Соловках по отношению к заключённым применялись разнообразные пытки и унижения. Заключённых заставляли: считать чаек, громко кричать Интернационал, перетаскивать камни или брёвна с места на место.

Почему же мечта о справедливом обществе получила такое чудовищное воплощение?

Революционеры надеялись, что посредством изменения устройства общества они смогут сделать человека лучше. Но оказалось, что человека перевоспитать невозможно, инстинкты сильнее культуры.

Перед тем, как вновь побывать на Соловках, я прочитал роман Захара Прилепина «Обитель» о Соловецком лагере особого назначения. На Соловках книга Прилепина была воспринята неоднозначно. Многие в художественном вымысле автора усмотрели отступление от исторической правды.

Лично мне роман Захара Прилепина показался интересным, но не убедительным.
На мой взгляд, правдиво и убедительно о лагерной жизни может написать лишь тот, кто самолично её пережил и выстрадал. Пусть даже коряво изложенная правда ценнее искусного вымысла.

Правда – это твой честный взгляд на истину. Поэтому правда у каждого своя.
Но имеет ли право писатель в художественном произведении отступать от истины, ведь искажение исторической правды хуже лжи?

Если роман «Обитель» написан «на заказ» для последующей экранизации, то цель ясна: показать ужасы прошлой жизни при коммунистах, чтобы все ощутили, как хорошо живётся сейчас.
Прилепин пишет: «Соловки – это отражение России, где всё как в увеличительном стекле – натурально, неприятно, наглядно».

Критик Роман Арбитман в пух и прах раскритиковал роман «Обитель».
«Прилепин выпускает объёмный роман «Обитель» в сомнительном для писателя-сталиниста жанре «лагерной прозы». … Читателю внушается нехитрая мысль о том, что «большой террор» в СССР был начат до Иосифа Виссарионовича, а продолжался не соратниками усатого вождя, но его политическими противниками. … Отдадим должное Прилепину: скотство лагерных конвоиров и муки подконвойных он описывает в подробностях, со всеми тошнотворными нюансами».

«Как только художник захочет отвернуться от истины, тотчас же станет бездарен. … Искусство, без сомнения, ниже действительности. … Чего бы вы ни написали, что бы ни вывели, что бы ни отметили в художественном произведении, — никогда вы не сравняетесь с действительностью», – утверждал Фёдор Михайлович Достоевский.

«В поэзии нужна страсть, нужна ваша идея, и непременно указующий перст, страстно поднятый. Безразличие же и реальное воспроизведение действительности ровно ничего не стоит, а главное — ничего и не значит…» — завещал Фёдор Достоевский.
(из моего романа-быль «Странник» (мистерия) на сайте Новая Русская Литература

Так что же вы хотели сказать своим постом? – спросят меня.

Всё, что я хочу сказать людям, заключено в трёх главных идеях:
1\ Цель жизни – научиться любить, любить несмотря ни на что.
2\ Смысл – он везде.
3\ Любовь творить необходимость.

А по Вашему мнению, в чём ГОРЬКАЯ ПРАВДА СОЛОВКОВ?

© Николай Кофырин – Новая Русская Литература

Метки: , , , , ,

Комментарии запрещены.