25-28 сентября 2017 года я участвовал в работе международной философской конференции «РУССКИЙ ЛОГОС: ГОРИЗОНТЫ ОСМЫСЛЕНИЯ». Конференция посвящена традициям русской мысли и приурочена к 100-летию Великой русской революции. Философы, социологи, религиоведы, педагоги и юристы пытались найти ответ, в чём своеобразие русской мысли.
Я поинтересовался у участников конференции, существует ли специфический «русский логос», и в чём его отличие от других интерпретаций этого универсального понятия.
Понятие Логос имеет множество переводов и смыслов.
Ло́гос (от греч. λόγος — «слово», «мысль», «смысл», «понятие», «число») — термин древнегреческой философии, означающий одновременно «слово» (высказывание, речь) и «понятие» (суждение, смысл).
В философский обиход термин ввёл Гераклит (544 – 483 гг. до н.э.).
Логосом он называл «вечную и всеобщую необходимость», устойчивую закономерность. Гераклит использовал этот термин, чтобы иронически подчеркнуть огромную разницу между логосом как законом бытия и пустыми человеческими речами.
Хотя позже значение этого термина неоднократно изменялось, тем не менее, под логосом понимают наиболее глубинную, устойчивую и существенную структуру бытия, наиболее важные закономерности мира.
Космический Логос (слово), говорит греческая философия, «обращается» к людям, которые, даже «услышав», неспособны его понять. Обыденное человеческое сознание считает свой частный произвол выше «общего» законопорядка.
Логос понимают ещё как разумный принцип, управляющий миром – Закон законов.
По Гераклиту, Логос – и ум, и Слово – имеет функцию управления (вещами, процессами, космосом).
У Гераклита читаем: «Не мне, но Логосу внимая мудро признать, что всё – едино».
«Мудрость в том, чтобы знать всё как одно».
«Мудрым можно считать только одно: Ум, могущий править всей Вселенной (всем через всё)».
Гераклит считал, что огонь есть первоначальная материальная причина мира. Существуют периодические эпизоды мирового пожара, когда космос самоуничтожается, чтобы возродиться вновь. Всё течёт, всё изменяется. Борьба противоположностей есть их единство. Всё взаимосвязано со всем и всё едино.
Согласно Гераклиту, в свете космического Логоса мир есть гармоничное целое. Внутри этого всеединства «всё течёт», вещи и даже субстанции перетекают друг в друга согласно ритму взаимоперехода и законосообразностью. Но Логос остаётся равным себе.
Описанная Гераклитом картина мира, будучи динамичной, сохраняет стабильность и гармонию. И эта стабильность сохраняется в Логосе.
Учение Гераклита о Логосе схоже с учением Лао-цзы о ДАО.
Логос Гераклита – это словочисло, власть единства и порядка, всеобщий Закон бытия. Гераклит объявил сущностью судьбы Логос: пронизывающий субстанцию вселенной. Это – эфирное тело, сперма рождения вселенной и мера назначенного круга времени.
У Гераклита и стоиков Логос это мировой разум, идентичный с безличной, возвышающейся даже над богами закономерностью Вселенной.
Логос это и организующий принцип, и смысл всякой вещи и всякого существа, огненное семя всех вещей.
Стоики описывали Логос как мировую разумно-творческую субстанцию, состоящую из тонкой материи (эфирно-огненную) душу космоса, обладающую совокупностью формо-создающих потенций («семенных Логосов»). От них происходит «сотворение» вещей в инертной материи. Логос наполняет каждую часть природы своей организующей силой.
Стоики понимали материю как периодическое воплощение Логоса, как «творческий огонь». Логос пронизывает всю природу и человека, его психологию и биологию.
Творение материального мира есть истекание Логоса из платоновского мира идей, процесс преображения хаоса в космос.
Стоики различали внутренний Логос (мышление) и внешний, произнесённый (речь). С одной стороны, Логос означает «мысль» и «слово» («слово, речь, если они искренни, суть та же „мысль“, но выпущенная наружу, на свободу»). А с другой стороны, Логос — это «смысл» (понятие, принцип, причина, основание) вещи или события.
В иудаизме «Логос» переводится как творческое начало слова Божьего.
Термин «Логос» был переосмыслен как слово личного и живого Бога, который «окликает» словом (Логосом) вещи и тем самым вызывает их из небытия. Логос — это образ Бога, как бы «второй Бог», посредник между потусторонностью Бога и посюсторонностью мира.
Логос является как вечно свойственная Богу сила разума, слово и вечная мысль Бога, которая в качестве Логоса создала мир и которая пронизывает его и связывает; он является как перворождённый сын Бога, как посредник между Богом и человеком.
В христианстве Логос (Слово) — это единородный Сын Божий, который воплощается и рождается: становится Богочеловеком Иисусом Христом. В христианской Троице Логос (Слово) или Сын Божий это вторая ипостась единого Бога, который вместе с Богом Отцом и Богом Духом Святым сотворил мир видимый и невидимый.
В Евангелие от Иоанна говорится: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». То есть, указывается на прямое присутствие Бога в мире и Его нераздельное (хотя и неслиянное) единство с человеческой природой («И Слово стало плотию»).
Как первая эманация Бога Логос объединяет собой весь мир идей, которые служат образцами творения.
Бог содержит в себе свой внутренний Логос как разум и замысел мира, но также излучает Логос вовне, творя и одушевляя им мир. Это согласуется с образом библейского Бога, который творит мир словом.
В сотворённом мире Логос присутствует как внутренняя оживляющая сила и судьба. Логос присутствует и в индивидуальной душе, будучи её внутренней силой и внешним руководителем-посредником, возвращающим душу к Богу.
Гераклит считал, что «личность – божество человека».
Философы творят концепты: Гераклит выдумал концепт Логос, Платон – Идею, Лейбниц – монады…
«Любой концепт неизбежно является парадоксальным», – утверждает Делёз.
Если следовать каноническому христианству, то Логос это вторая эманация Бога – Иисус Христос. Но тогда вряд ли можно говорить о «русском логосе», как о «русском иисусе христе».
Если следовать исходной интуиции Гераклита (а её можно лишь предполагать), то Логос это, конечно же, не человек, а некая субстанция, которую можно сравнить с ДАО – миропорядок и всепроникающий закон гармоничного существования.
Идеи, о которых говорил Платон, они из невидимого информационного поля, которое окружает Землю и наполняет всю нашу вселенную. Эту связь с Высшей Силой ощущали многие пророки и провидцы, они умели входить с ней в контакт.
«Духовные силы, неизменно бодрствующие над человечеством, всегда окружают нас, но покров, отделяющий нас от них, разрывается лишь в великие часы и только для редких избранников», – пишет в книге «Великие посвящённые» Эдуард Шюре.
Многие выдающиеся учёные и мыслители свидетельствовали, что их открытия приходили к ним как откровения, во сне, помимо их собственных интеллектуальных усилий, как готовый ответ, то есть как бы извне. Одни называют это интуицией, другие «ангелом-хранителем». Но суть одна: человек получает необходимую информацию не путём собственных умозаключений, а как ответ на свой запрос, причём ответ истинный.
Что такое поэзия? Настоящая поэзия не просто рифмоплётство, а некое откровение, когда поэт не подбирает рифмы, а просто записывает то, что, как ему кажется, кто-то «надиктовывает». Поэт Сергей Есенин говорил «я божья дудка».
Логос можно представить как всеобщую творящую и управляющую информационно-энергетическую всепроникающую Систему, обладающую истинным знанием обо всех происходящих во вселенной процессах.
Аристотель называл это термином Нус (Ум).
Логос можно сравнить со Святым Духом. Это божественный вселенский Интернет, причём «активный». «Активный» — означает, что он может посредством информации и вибраций влиять на нас, на наши мысли и чувства, и на всё происходящее на Земле.
Возможно, вера есть состояние настройки мозгового wi-fi, соединяющего нас с Ноосферой и с Навигатором (GPS). Вступать с ним в контакт можно посредством умно-сердечной молитвы, когда чИстота твоих чувств и мыслей соответствует чАстоте духовного мира. «Блаженны чистые сердцем, ибо они узрят Бога» (Матф. 5:8).
«Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам». (Ин.16:7-15).
Возможно, Дух истины – это «божественный навигатор», который помогает оказаться в нужное время в нужном месте и говорить то, что является необходимым.
«Когда же поведут предавать вас, не заботьтесь наперед, что вам говорить, и не обдумывайте; но что дано будет вам в тот час, то и говорите, ибо не вы будете говорить, но Дух Святый». (Евангелие от Марка 13 стих 11)
Лично я верю в Высшую Силу, которая контролирует происходящее на Земле. Сто лет назад не могли и представить, как можно по миниатюрному «мобильнику» общаться с космонавтами на орбите, а через Интернет on-line с людьми на всей планете Земля. Ещё недавно это казалось чудом, как и глобальная навигация и дистанционное управление бытовыми приборами. Сегодня «вселенский Интернет» уже не кажется чем-то невозможным.
Недавно Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сравнил «подключение» к духовному миру с мобильной связью. «Нас окружает невидимое энергетическое поле, и через телефончик мы с этим полем соединяемся. Точно так же Святой дух — это духовная энергетическая сила, которая объемлет всю вселенную», — сказал патриарх.
Для меня очевидно, что всё наше тело — антенна, а мозг — приёмник-передатчик, позволяющий телепатически взаимодействовать не только с людьми, но и с Космосом. И не нужно вживлять в мозг никакие электронные наночипы (как делают некоторые испытатели); в нас всё есть, нужно только научиться пользоваться тем, что в нас вложила природа.
Если, как утверждает профессор И.И.Евлампиев, «сознание не имеет отношения к работе мозга», то можно сравнить наш мозг с компьютером, не имеющим подключения к Интернету, а сознание – как работу мозга при наличии связи с вселенским Интернетом.
У некоторых русских философов-идеалистов термин «Логос» употребляется для обозначения цельного и органического знания, для которого свойственно равновесие ума и сердца, наличие анализа и интуиции.
«Русская философия – это утопия. То, что у нас неточно называют философией, по справедливости следует назвать её преддверием», – считает кандидат философских наук Пётр Юрьевич Нешитов. –
«Если русская мысль действительно хочет быть философской и занять в истории какое-то место, она первым делом должна научиться знать своё место, то есть воздерживаться от привычных невоспитанному русскому чувству националистических замашек».
«Вопрос о том, чтó есть философия, есть вопрос мировоззренческий, – считает руководитель семинара «Русская мысль» доктор философских наук, профессор А.А.Ермичёв. – И поэтому навязывать трактовку философии, как она принята в прекрасной Германии для нас – ну точно также как навязывать русскую трактовку философии каким-нибудь англичанам или французам. Ну не пойдёт!»
Гегель говорил, что задача философии – примирение сознания с действительностью.
Философия идёт от жизни. Какая жизнь – такая и философия.
В книге Ж.Делёза и Ф.Гваттари «Что такое философия?» говорится, что «Декарт, попав в Россию, сходит с ума…».
Русская философия всегда была в изгоях; её не любили ни светская власть, ни власть церковная. Возможно, поэтому в России не появились философы такого масштаба как Гегель, Кант, Фихте. Философствовать в России дозволялось в рамках государственной идеологии и с оглядкой на изречения правителей.
Настоящие философы – это «люди трансцендентности».
Миссия философа – всегда оставаться критически настроенным по отношению к действительности, даже при всеобщем воодушевлении и оптимизме.
«Нам не хватает сопротивления настоящему», – считают Делёз и Гваттари.
«Поклонение фетишу современности достигло небывалых в истории пределов».
Точкой опоры в «сопротивление настоящему» признаётся вера.
Кто-то считает, что религиозная философия это «деревянное железо». Но кто-то убеждён, что религиозная (христианская) философия отнюдь не «круглый квадрат».
Недавно в журнале «Вопросы философии» я прочитал статью доктора философских наук В.В.Сербиненко «О присутствии и отсутствии русской метафизики».
Сербиненко считает, что «как раз на российской почве европейский «идиот» с его «естественным» (не профессорским) рационалистическим вопрошанием обретает подлинно экзистенциальный облик. Русский же философ Шестов, несомненно, достойный пример подобного философского сумасшествия».
«Философия ставит диагноз, и он либо верен, либо нет. Философ не рассуждает о том, что «лучше» или «хуже», он определяет то, что есть. И речь, конечно, идёт не о констатации происходящего, а о понимании смыслов».
Термин «философия» впервые употребил Платон, который считал чистое философское созерцание идей высшей формой познания, способом восхождения к высшим идеям.
ПО МОЕМУ МНЕНИЮ, философия есть состояние души, состояние сознания, деятельность не только ума, но и всего существа человека.
Философия занимается рефлексией первоначального откровения. Разум постигает то, что знает душа.
Философия – это расшифровка первоначального удивления, той самой первоначальной интуиции, которая приходит в качестве неосознанного образа, какой была ИДЕЯ у Платона.
Человек существует в мире Идей = смыслов.
По Гегелю, личность – это наличное бытие Абсолютного Духа.
Философствование есть некая медитация, вовсе не имеющая цель, чтобы её восприняли и поняли посторонние.
Цель философа прежде всего постичь эту истину собой, запечатлеть её, расшифровать и самому измениться.
Я отказался от написания классической диссертации и выбрал форму философского романа для исследования мира в себе и себя в мире. Я как бы на грани между философией и поэтикой, и не хочу сходить с этой грани. В отличие от литературы, в философском языке невозможна поэзия, которая часто является наиболее адекватным средством выражения глубины предмета до апофатических вершин.
Если философия сложно говорит о простом, то литература просто о сложном.
«Философии нужна понимающая её не-философия, ей нужно нефилософское понимание, подобно тому как искусству нужно не-искусство, а науке – не-наука», считал Бахтин. «Диалог со «свободным», «самораскрывающимся» (Бахтин) бытием – это важнейшее, может быть, даже определяющее условие самого человеческого бытия».
Настоящий мыслитель (художник, философ, поэт) тем и отличается, что не столько скользит по горизонтали времени, сколько сопротивляется историческому времени и строит свою картину мира, путешествуя по вертикали вечности вверх или вниз.
«Самая же глубокая и творчески эффективная попытка «разрешения исторических противоречий, так сказать, по вертикали вневременного смысла» принадлежит Достоевскому», – считал М.Бахтин. –
«По художественной мысли Достоевского, подлинная жизнь личности совершается как бы в точке этого несовпадения человека с самим собою, в точке выхода его за пределы всего, что он есть…» [Бахтин 1979, 69].
«В историю русской философии Достоевский входит не потому, что он построил философскую систему, – писал Г.В.Флоровский, – но потому, что он широко раздвинул и углубил самый метафизический опыт…»
Философ-метафизик Владимир Соловьев полагал, что сужать человека – значит не понимать его. Соловьёв считал, что одним из важнейших отличительных свойств человека как живого существа является устремленность к истине, «потребность метафизического познания»; те же, «у которых эта потребность отсутствует абсолютно, могут быть рассматриваемы как существа ненормальные, монстры».
Отличие русской философии в том, что это не абстрактное теоретизирование, а практическое переживание конкретного человека, для которого философствовать означает жить сообразно своим убеждениям.
Я считаю, что русская философия это не территориальное образование, а мировоззренческое, также как и русский это не национальность, а миропонимание. Вначале нужно быть философом, а потом уже русским философом.
По моему мнению, не совсем верно говорить «русский логос». Логос – универсален. Правильнее говорить, о русском понимании Логоса.
На мой взгляд, можно выделить следующие особенности нашего национального понимания универсального Логоса:
1\ Антропокосмизм – человек является частью космоса (его творением), а не центром мироздания.
2\ Аксиологизм – стремление жить по «божьей правде», то есть в соответствии с Логосом.
3\ Допущение иррациональной интуиции наряду с рациональным познанием мира. «Верующий разум» – когда вера дополняет разум, помогая исследовать то, во что пока можно только верить.
«Русские философы доверяют интеллектуальной интуиции, нравственному и эстетическому опытам, раскрывающим нам высочайшие ценности, но прежде всего они доверяют мистическому религиозному опыту, который устанавливает связь человека с Богом и Его Царством» (Н.О. Лосский)
«Русский правдолюбец хочет не меньшего, чем полного преображения жизни, спасения мира», – утверждал Николай Бердяев.
«Русский логос это не хор, а хоровод», – полагают некоторые.
Я считаю, что «Русский Логос» – это Логос революции. Русскому сознанию свойственно желание переделать мир не путём долгой эволюции, но путём революции.
Некоторые люди упрекают философов в оторванности от реальной жизни, в абстрактном кабинетном умозрительном существовании. Я решил спросить философов, на что способна современная философия и может ли она объяснить такое явление как терроризм.
Гераклит писал: «Но хотя этот Логос существует вечно, люди оказываются непонимающими его и прежде, чем вслушаться в него, и вслушавшись однажды. Ибо хотя все /люди/ сталкиваются лицу к лицу с этим Логосом, они выглядят незнакомыми с ним даже когда пытаются понять такие слова и дела, о каких толкую я, расчленяя их согласно природе и ясно выражая, каковы они. Что же касается остальных людей, то они не осознают того, что делают наяву, подобно тому, как они пребывают в забытьи о том, что делают во сне».
«Ваш разум видит во всём противоречия, оттого что противоречит сам себе и противопоставляет себя всему, дабы доказать своё превосходство. На самом же деле, противоречие — это всего лишь непознанная гармония! Вы спорите о первичности Духа и Материи, тогда как ВСЁ первично. Вы просто запутались в словах. Всё существует как Единое! Дух — это Материя, а Материя — это и Дух тоже. Материальный мир — это мир определённых частот, где всё живое, только плотность различная. Всё пронизано вибрациями. Цвета, звуки, тела — это всё определённая частота волновых колебаний, различаемых вашими органами чувств. И Дух это та же вибрация определённой частоты. Он Везде и Сейчас!
Творение имеет принцип,
И он во всём, всегда, везде:
Любовь творит необходимость
И в Космосе, и на Земле.
Необходимость жить любовью,
Необходимость мир любить,
И принимать любовь и с болью,
И даже мучаясь, творить.
Творить любовь — необходимость!
И всё подчинено тому.
Ведь всё, к чему бы ни стремилось,
Творит зачем и почему.
Зачем себя осуществляем?
И почему хотим любви?
Тем волю Бога исполняем,
Достичь желая Красоты.
Творить себя — необходимость,
Любовь нас требует себе.
Что в Космосе — и в нас вместилось,
Вселенский смысл — он и во мне! —
ЛЮБОВЬ
ТВОРИТЬ
НЕОБХОДИМОСТЬ
(из моего романа-быль «Странник»(мистерия) на сайте Новая Русская Литература.
Так что же вы хотели сказать своим постом? – спросят меня.
Всё, что я хочу сказать людям, заключено в трёх главных идеях:
1\ Цель жизни – научиться любить, любить несмотря ни на что
2\ Смысл – он везде
3\ Любовь творить необходимость
А в чём для Вас ФИЛОСОФИЯ РУССКОГО ЛОГОСА?