1 апреля родился русский писатель украинского происхождения Николай Васильевич Гоголь — пожалуй, самая загадочная фигура в истории отечественной литературы. Сам он так писал о себе в одном из писем: «Никто не разгадал меня совершенно…»
Гоголь не дожил до 43 лет один месяц. Он почти никогда не служил, путешествовал, прожил большую часть жизни в Италии, имел доход с малороссийского имения, и потому его столь укороченная жизнь представляет собой загадку.
Уже несколько поколений исследователей творчества писателя не могут прийти к однозначному ответу: почему Гоголь не был женат, зачем он сжёг второй том «Мёртвых душ» и какая болезнь погубила гениального писателя.
«Гоголь пришёл, чтобы победить зло», – кричали заголовки кинокартины «Гоголь. Начало». В фильме будущий писатель показан страдающим припадками; в полуобморочном состоянии он общается с потусторонним миром, откуда черпает сюжеты своих произведений.
Когда я посмотрел фильм «Гоголь. Начало», то пришёл к памятнику писателя на Невском проспекте и поинтересовался у прохожих, в чём для них загадка Николая Гоголя.
В 2007 году супруга подарила мне книгу Игоря Золотусского «Гоголь», вышедшую в серии ЖЗЛ (пятое издание). Тогда же я с интересом проработал эту книгу, поскольку со школьных лет очарован загадочностью личности Гоголя.
Помню, как впервые читал поэму «Мёртвые души» в летние каникулы на родине моих предков – в Арзамасе. И смех, и удовольствие, и упоение от чтения не могу забыть.
В 8 классе на меня сильное впечатление произвели «Петербургские повести», и в особенности «Невский проспект» и «Портрет». Тогда мне показалось, что Гоголь описал похождения Пискарёва и Пирогова на основе личного опыта. Он прекрасно видел, как часто встречаются в жизни женщины, весьма далёкие от идеала. В «Невском проспекте» писатель весьма выразительно нарисовал страшную картину гибели красоты «в когтях разврата».
«Такая красавица, такие божественные черты — и где же? в каком месте!..»
«В самом деле, никогда жалость так сильно не овладевает нами, как при виде красоты, тронутой тлетворным дыханием разврата. Пусть бы еще безобразие дружилось с ним, но красота, красота нежная… она только с одной непорочностью и чистотой сливается в наших мыслях».
Мне всегда казалось, что это переживания самого Гоголя, а не художника Пискарёва.
Для любого художника, а тем более писателя, любовь является одной из главных движущих сил и чуть ли не основным мотивом творчества. Поэтому удивительно, что у такого романтического писателя как Гоголь эта тема почти не прослеживается.
Неизвестно ни одного романа Гоголя с женщинами (не считая позднего сватовства к графине Анне Михайловне Виельгорской).
Розанов писал, что Гоголь ни разу не взглянул на женщину с каким-нибудь интересом.
Сам Гоголь признавался Данилевскому, что никогда не испытывал чувства любви к женщине. «Это пламя превратило бы меня в прах в одно мгновение».
Фрейд бы сказал, что это выражение страха перед женщинами, которые все ведьмы, и расплата за секс с ними – смерть.
Это и выразил Гоголь в своём известном произведении «Вий».
Внешне Гоголь асексуален, но в повести «Вий» очень даже эротичен. Весьма выразительны слова в тексте: «… и вот она опрокинулась на спину, и облачные перси её, матовые, как фарфор, не покрытый глазурью, просвечивали пред солнцем по краям своей белой, эластически-нежной окружности».
Недавно в передаче Игоря Волгина «Игра в бисер» обсуждалась повесть «Вий». Литераторы считают, что в сцене борьбы Хомы Брута со старухой завуалированно показан половой акт (сначала ведьма на нём, потом философ на ведьме). «Ох, не могу больше!» — произнесла она в изнеможении и упала на землю».
Литературоведы высказывают предположение, что «Вий» – это ключ к пониманию творчества Гоголя. Показано бессилие человека перед силами зла. Силы ада сильнее силы божьей церкви и веры; верующего христианина не спасает ни крест, ни молитва.
Сегодня «Вий» назвали бы мистическим эротическим триллером.
Произведения Гоголя, напичканные мистикой и чертовщиной, до сих пор будоражат умы читателей и привлекают внимание режиссёров и сценаристов.
5 апреля выходит новая экранизация повести «Вий». Помню, как в детстве смотрел экранизацию 1967 года с Натальей Варлей. Тогда этот фильм произвёл на меня сильное впечатление. Я и сейчас его изредка пересматриваю.
Николай Васильевич Гоголь родился 1 апреля (20 марта) 1809 года в Сорочинцах, на границе Полтавского и Миргородского уездов. Николаем его назвали в честь Святителя Николая. Согласно семейному преданию, он происходил из старинного казацкого рода. Хотя ряд исследователей считают, что происхождение Гоголя могло быть сфальсифицировано Афанасием Демьяновичем для получения им дворянства, так как священническая родословная была непреодолимым препятствием для приобретения дворянского титула.
Отец Гоголя был замечательным рассказчиком и писал пьесы для домашнего театра. Это определило интерес и сына к театру. Помимо Николая в семье было ещё одиннадцать детей: пять мальчиков и шесть девочек. Гоголь был третьим ребёнком. Отец Гоголя умер, когда сыну было 15 лет.
Мать боготворила Николая, считала его гениальным, и потому отдавала ему последнее из своих скудных средств. Влиянию матери приписывают задатки той религиозности и того мистицизма, которые к концу жизни овладели всем существом Гоголя.
Обучался Гоголь в Нежинской гимназии высших наук. Прилежным учеником он не был, но обладал прекрасной памятью, за несколько дней готовился к экзаменам и переходил из класса в класс. Николаю плохо давалось изучение иностранных языков, зато делал большие успехи в русской словесности.
Вместе с друзьями в гимназии Гоголь вёл рукописный журнал, где много писал в стихах. Одноклассники дали ему прозвище «таинственный карла». Вместе с интересом к литературе развивалась и любовь к театру. Николай был участником театральных постановок.
После окончания гимназии в декабре 1828 года Гоголь переехал в Санкт-Петербург. Он пробовал поступить на сцену, хотел отдаться литературе, но его ожидало жестокое разочарование. В 1829 году под псевдонимом В.Алов Гоголь издал на свои средства романтическую идиллию, содержащую автобиографические черты, «Ганц Кюхельгартен». Критика отнеслась неблагосклонно к его произведению, и Гоголь сам уничтожил весь тираж.
Скромных средств не хватало для жизни в большом городе. Благодаря протекции Фаддея Булгарина Гоголь поступил на службу в III Отделение (жандармов). Потом служил в департаменте уделов до 1832 года. Но жизнь чиновника была Гоголю глубоко противна. Он выразил это в известной повести «Шинель».
В повести «Записки сумасшедшего» Гоголь весьма резко критикует чиновничество. «А вот эти все, чиновные отцы, их, вот эти все, что юлят во все стороны, и лезут ко двору, и говорят, что они патриоты, и то, и сё: аренды, аренды хотят эти патриоты! Мать, отца, бога продадут за деньги, честолюбцы, христопродавцы!»
В 1831 году Гоголь сблизился с кругом Жуковского и Пушкина. Личность Пушкина произвела чрезвычайное впечатление и навсегда осталась предметом поклонения. Служение искусству стало для Гоголя высоким и строгим нравственным долгом.
Матери он писал: «Тем более вы не должны на меня надеяться, жизнь моя ни для себя, ни для вас, близких моему сердце, она есть для всего мира…»
Как известно, основной сюжет «Ревизора», а позднее и сюжет «Мёртвых душ», был сообщён Гоголю Пушкиным. Но Пушкин не совсем охотно уступил ему своё достояние. В кругу своих домашних поэт говорил, смеясь: «С этим малороссом надо быть осторожнее: он обирает меня так, что и кричать нельзя».
Гоголь использовал известное положение Пушкина в своих целях. Своим знакомым и маменьке он приказал присылать ему письма по адресу «на имя Пушкина в Царское Село». Александр Сергеевич этого не разрешал. Гоголь сделал это без ведома Пушкина, на свой страх и риск – ради эффекта. Невольно вспоминаются Хлестаков и 35 тысяч курьеров…
Когда гуляю по Невскому проспекту, в районе Владимирской и Сенной площади, всегда думаю о том, что здесь мог прогуливаться Гоголь. На мозаичном панно ст. метро «Сенная площадь» можно разглядеть характерный гоголевский профиль, а на Вознесенском проспекте увидеть памятник носу майора Ковалёва.
В петербургском обществе Гоголь обнаружил живой интерес к Малороссии. Николай постоянно обращался к матери, когда ему требовались новые бытовые подробности для его повестей. Он просил присылать ему сведения о малорусских обычаях, преданиях, «записок, ведённых предками какой-нибудь старинной фамилии, рукописей стародавних» и пр.
«Литературная мафия», похоже, существовала уже во времена Гоголя.
На встрече Гоголя у Некрасова с молодыми писателями, он (Гоголь ) «сказал им что-то общее насчёт того, что надо творить в тишине и не спешить печататься.
— Но надобно и на что-то жить, Николай Васильевич, – возразил Некрасов.
— Да, действительно, – сказал Гоголь, и, как вспоминает описавший эту сцену Панаев, кажется, смутился. …
И ещё одно смущало его: борьба эта как-то тесно сращивалась с капиталом. Завелись бесчисленные редакции, в редакциях — бесчисленные сотрудники, печатный станок воевал за просвещение, стоял за идеи, но и давал доход.
Ему (Гоголю) даже пришла в голову мысль, а не сделать ли Чичикова писателем. Ведь это повыгоднее, чем скупать мёртвые души. Это и благороднее, чем подделывать завещания. Павел Иванович неглуп, хитёр, сноровист и обладает фантазией. Кроме того, он в сем случае оправдает так неоправданно присваиваемое ему звание «образованного человека». (цитируется по книге «Гоголь» Игорь Золотусский с.467-468).
Повесть «Портрет» стала своего рода творческим завещанием автора: нельзя торговать своим талантом, нельзя творить ради денег. Как только художник начинает продавать свой талант, так сразу же он становится ничтожным.
«Слава не может дать наслажденья тому, кто украл её, а не заслужил; она производит постоянный трепет только в достойном её».
Художника Чарткова (в повести «Портрет») литературоведы сравнивают с Венециановым, с которым Гоголь познакомился в конце тридцатых годов. А прототипом художника, удалившегося в Италию для совершенствования своего таланта, называют А.А.Иванова (автора картины «Явление Христа народу»).
В 1839 году в Риме Гоголь схватил сильнейшую болотную лихорадку (малярию). Ему чудом удалось избежать смерти, но тяжёлая болезнь привела к прогрессирующему душевному и физическому расстройству здоровья. Как пишут некоторые исследователи жизни Гоголя, болезнь поразила мозг писателя. У него начали случаться припадки и обмороки, что характерно для малярийного энцефалита. Но самым страшным для Гоголя были видения, посещавшие его во время болезни.
Доказано, что Гоголь страдал тафефобией – боязнью быть похороненным заживо. Этот страх был столь силён, что писатель неоднократно отдавал письменные поручения хоронить его только тогда, когда появятся явные признаки трупного разложения.
С детства Гоголь страдал маниакально-депрессивным психозом (биполярное аффективное расстройство личности). Весёлое и задорное настроение юного писателя резко сменялось депрессией, ипохондрией и отчаянием. Психологическая болезнь и страх ранней смерти стали проявляться у драматурга с юношеских лет.
В Петербурге Гоголь познакомился с семьёй Виельгорских. По утверждению Зеньковского, издатель писем и биограф Гоголя Шенрок «высказывал мысль на основании рассказов, которые не поддаются нашему анализу за их отсутствием, — что Гоголь делал предложение А.М.Виельгорской». Может быть, Гоголь в самом деле был влюблён в Нозиньку, но на своё предложение получил отказ.
Ещё в 1831 году Гоголь опубликовал в «Литературной газете» небольшую статью «Женщина». Там он пишет: «Мы зреем и совершенствуемся; но когда? Когда глубже и совершеннее постигаем женщину». «Душа жены — хранительный талисман для мужа, оберегающий его от нравственной заразы».
Гоголь не только никогда не женился, но, по всей видимости, оставался до конца жизни девственником. Николай подавлял свою сексуальность и испытывал ужас перед любовью, предчувствуя её страшную, разрушительную силу над своей душой. «Такая страшная, сверкающая красота!»
В 1829 году Гоголь внезапно уехал из Петербурга в Любек. Почему? Зачем?
Маменька, получив от сына взбаламученное письмо с сообщением о том, что он влюбился в богиню, а теперь вот вдруг едет в Любек, решила, что её Никоша подцепил дурную болезнь и помчался лечиться у немцев.
Если Гоголь действительно подхватил «любовную болезнь» и всю жизнь мучился её последствиями, то этим можно объяснить его страх перед женщинами.
Фрейд обнаружил бы в его жизни следы неудачного визита в публичный дом.
В письме матери Гоголь так объясняет свой визит в Любек.
«Я видел её… нет, не назову её… она слишком высока для всякого, не только для меня. Я бы назвал её ангелом, но это выражение некстати для неё. Это божество, но облачённое слегка в человеческие страсти… В порыве бешенства и ужаснейших душевных терзаний я жаждал, кипел упиться одним только взглядом, только одного взгляда алкал я… Но ради Бога, не спрашивайте её имени. Она слишком высока, высока!»
О ком же писал Гоголь?
Голову ему вскружила божественная «ласточка Розетта». «Любовь, связавшая нас с вами, высока и свята. Она основана на взаимной душевной помощи, которая в несколько раз существеннее всяких внешних помощей», – писал Смирновой-Россет Николай Васильевич.
Сохранилось около сотни писем Гоголя к Александре Россет. Впервые имя этой 22-летней фрейлины Николай Гоголь упомянул в письме к Жуковскому в сентябре 1831 года: «Насилу мог я управиться со своею книгою и теперь только получил экземпляры для отправки вам повестей». (Речь шла о «Вечерах на хуторе близ Диканьки»). Один собственно для вас, другой для Пушкина, третий с сентиментальной надписью – для Розетты…»
Именно ей, Розетте, одной из немногих, Николай Васильевич читал свои произведения до публикации. Именно ей, единственной, он предложил прочесть новую главу из второго тома «Мёртвых душ» и просил никому не рассказывать содержание рукописи.
Многие склонны считать, что между ними была всего лишь платоническая любовь – единение двух одиноких душ. Однажды она сказала ему: «Послушайте, вы влюблены в меня…» Он рассердился и убежал. Три дня не ходил к ней!
«Гоголь, несмотря на свою духовную высоту и чистоту, – вспоминал Сергей Тимофеевич Аксаков, – на свой строго монашеский образ жизни, сам того не ведая, был несколько неравнодушен к Смирновой, блестящий ум которой и живость были тогда ещё очаровательны».
В письме к Василию Андреевичу Жуковскому 10 января 1848 года Гоголь признаётся, что не должен, как ему кажется, связывать себя никакими узами на земле, в том числе и жизнью семейной.
Жуковский вспоминал: «Настоящим его призванием было монашество. Я уверен, что если бы он не начал свои «Мертвые Души», которых окончание лежало на его совести и всё ему не давалось, то он давно бы стал монахом и был бы успокоен совершенно, вступив в ту атмосферу, в которой душа его дышала бы легко и свободно».
Художнику А.А.Иванову Гоголь говорил, что для него едва ли позволительны мечты о женитьбе. «Вы нищий, – говорил он ему, – и не иметь вам так же угла, где приклонить главу, как не имел его и Тот, Которого пришествие дерзаете вы изобразить кистью! А потому евангелист прав, сказавши, что иные уже не свяжутся никогда никакими земными узами» (из письма от 24 июля (н. ст. ) 1847 года).
Были дамы, что влюблялись в Гоголя. Но, как уверяют исследователи, он опасался сближаться с женщинами. Они казались ему существами колдовской породы – порочными и без души. В произведениях писателя женщина чаще отрицательный персонаж, чем положительный.
С. Родзевич в статье: «К истории русского романтизма» (Э.Т.Гофман и 30 – 40 гг. в нашей литературе) указывает на ряд мотивов из художественных произведений Гоголя, которые легко найти и у Гофмана. Например, «мотив о художнике, погубившем свой талант», т.е. мотив Гоголевского «Портрета» встречается у Гофмана в «Элексирах Сатаны».
В «Невском Проспекте» образ художника Пискарёва и отдельные детали обстановки, его окружающей, кажутся Стэндер-Петерсену близкими к образу мечтателя Анзельма из новеллы Гофмана «Goldener Kopf».
Повесть Гоголя «Нос» сравнивается с новеллой Гофмана «Mann ohne Spiegelbild».
Сам Гоголь так говорил о свойствах своего таланта: «У меня только то и выходило хорошо, что взято было мной из действительности, из данных, мне известных».
По мнению профессора Воропаева, главная идея «Ревизора» в том, что бояться нужно не Хлестакова и не ревизора из Петербурга, а «Того, кто ждёт нас у дверей гроба»; это идея духовного возмездия, а настоящий ревизор — наша совесть.
Поэму «Мёртвые души» я прочитал с упоением трижды в разные годы своей жизни. Но если первый том вызывает восторг, то второй разочаровывает. Сразу видно, что первый том Гоголь писал по вдохновению, а второй «на заказ». И как честный художник, он потому и сжёг рукопись второго тома, поскольку понял, что сочинил ложь.
Однако не всякая выдумка есть ложь. Бессмертная поэма пример того, что и вымысел может быть правдой. Хлестаковых, Ноздрёвых, Коробочек, Плюшкиных и Собакевичей мы встречаем и в наши дни. Бессмертные слова Гоголя о птице-тройке Русь актуальны и сегодня.
«Русь, куда ж несёшься ты? дай ответ. Не даёт ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо всё, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства…».
Мне лично особенно ценны слова о двух типах писателей в начале 7 главы.
«Другая судьба писателя, дерзнувшего вызвать наружу всё, что ежеминутно пред очами и чего не зрят равнодушные очи, – всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь, всю глубину холодных, раздробленных, повседневных характеров, которыми кишит наша земная, подчас горькая и скучная дорога, и крепкою силою неумолимого резца дерзнувшего выставить их выпукло и ярко на всенародные очи!..»
Летом 1845 года Гоголь пережил душевный кризис. Он решил уйти в монастырь и стать монахом. Но монашество не состоялось. Тогда он решает служить Богу на поприще литературы. Ему вдруг представилось содержание книги, просветлённое и очищенное; он понял, как надо писать, чтобы «устремить всё общество к прекрасному».
Когда Гоголь понял, что вся жизнь человека должна стать стремлением к Богу, совершенствованием себя ради Бога, он стал относиться к писательству как к определённому служению. В своих произведениях Гоголь старался отразить личный духовный опыт. Об этом он писал в «Авторской исповеди»: «Я поместил кое-что из этих проделок над самим собой из желания добра».
Высокое представление о своём таланте и лежащей на нём обязанности привело его к убеждению, что он творит нечто провиденциальное: для того, чтобы обличать людские пороки и широко смотреть на жизнь, надо стремиться к внутреннему совершенствованию, которое даётся только богомыслием.
«Скажу вам покуда только то, — писал Гоголь А.М.Виельргорской — что я убеждаюсь ежедневным опытом всякого часа и всякой минуты, что здесь, в этой жизни, должны мы работать не для себя, но для Бога. Опасно и на миг упустить это из виду…»
Гоголь решает собрать в одну книгу всё писанное им в последние годы к друзьям и поручает издать эту книгу Плетнёву. В 1947 году вышли «Выбранные места из переписки с друзьями».
Писателя подозревали, что свою книгу он издал на деньги правительства.
Не отвергая целесообразности социального переустройства, основную цель Гоголь видел в духовном самосовершенствовании.
Многие критики и литераторы отрицательно оценили «Выбранные места из переписки с друзьями». Наиболее резко отозвался о книге Белинский. «Вы глубоко знаете Россию только как художник, а не как мыслящий человек, роль которого Вы так неудачно приняли на себя в своей фантастической книге».
Гоголь неоднократно посещал Оптину пустынь, наиболее тесное духовное общение имел со старцем Макарием.
В начале 1848 года писатель побывал в Палестине. Однако пребывание в Иерусалиме не произвело того действия, какого он ожидал.
«Ещё никогда не был я так мало доволен состоянием сердца своего, как в Иерусалиме и после Иерусалима, — говорит он. — У Гроба Господня я был как будто затем, чтобы там на месте почувствовать, как много во мне холода сердечного, как много себялюбия и самолюбия».
Протоиерей Матфей Константиновский, с которым Гоголь познакомился в 1849 году, стал единственным прижизненным читателем рукописи 2-го тома поэмы «Мёртвые души». Возвращая её автору, он высказался против опубликования ряда глав, «даже просил уничтожить» их (ранее, он также давал отрицательный отзыв на «Выбранные места …», назвав книгу «вредной»).
В ночь с 8 на 9 февраля 1852 года Гоголь слышал голоса, говорившие ему, что он скоро умрёт. Он пытался отдать рукопись второго тома «Мёртвых душ» графу А.П.Толстому, но тот не взял, чтобы не укреплять Гоголя в мысли о скорой смерти.
В 3 часа ночи с понедельника на вторник 11-12 (23-24) февраля 1852 года, Гоголь разбудил слугу Семёна, велел ему открыть печные задвижки и принести из шкафа портфель. Вынув из него связку тетрадей, Николай Васильевич положил их в камин и сжёг. Наутро он рассказал графу Толстому, что хотел сжечь только некоторые вещи, заранее на то приготовленные, но под влиянием злого духа сжёг всё.
После 12 февраля состояние Гоголя резко ухудшилось. Несмотря на увещевания друзей, Гоголь продолжал строго соблюдать пост. 18 февраля совсем перестал есть и слёг в постель. Всё это время друзья и врачи пытались помочь писателю, но он отказывался от помощи. В бреду всё бормотал фразы из «Записок сумасшедшего».
Что же привело к смерти Николая Васильевича Гоголя?
Есть три основные версии:
1\ самоубийство
2\ врачебная ошибка
3\ летаргический сон.
В то время врачи не могли распознать психическое заболевание Гоголя. Одни считали это наследственным помешательством типа шизофрении, другие – маниакально-депрессивным психозом. Тогда заболевание не поддавалось чёткой классификации.
Врачи, выявившие у него воспалительные заболевания кишечника, вероятный тиф и несварение желудка, в итоге поставили писателю диагноз «менингит» и назначили принудительное, опасное для его здоровья кровопускание, которое только ухудшило душевное и физическое состояние Николая Васильевича.
Утром 21 февраля 1852 года Гоголь умер в особняке графа Толстого в Москве.
По одной легенде, писатель умер во сне; по другой, его последними словами были: «Как сладко умирать».
Похоронили Гоголя на кладбище Свято-Данилова монастыря. Сразу после смерти писателя по городу поползли жуткие слухи, что классик погребён заживо. Гоголь был подвержен обморочным и сомнамбулическим состояниям, и потому опасался, как бы в один из припадков его не приняли за мёртвого и не похоронили.
По легенде, Гоголь проснулся в гробу. Когда тело литератора перезахоранивали, удивлённые присутствующие увидели, что голова покойника была повернута набок.
Уже после смерти Гоголя предпринимались попытки установить диагноз его болезни. Традиционно считается, что это было сильное психическое расстройство. Официальная версия гласит, что Николай Васильевич Гоголь умер от последствий малярии, которой заразился в 1839 году в Италии. Осложнения после болезни вызвали у писателя частые обмороки, припадки и галлюцинации.
Доктор филологических наук В.Н.Захаров (Москва) в своём докладе в Санкт-Петербурге рассказал о слухах вокруг болезни Гоголя и сплетнях возле Достоевского.
Был ли Гоголь действительно болен или просто не хотел жить?
И если не хотел жить, то почему?
Игорь Золотусский так пишет об этом: «Жить, чтобы просто жить, чтоб тянуть дни и ожидать старости, он не мог. Жить и не писать (а писать он был более не в силах), жить и стоять на месте значило для него при жизни стать мертвецом».
«Верный своей вере в то, что жизнь даётся человеку для того, чтобы сделать своё дело и уйти, он и ушёл от них, всё ещё думавших, что имеют власть над ним».
«Муки Гоголя перед смертью были муками человека, которого не понимали, которого вновь окружали удивлённые люди, считавшие, что он с ума сошёл, что он голодом себя морит, что он чуть ли не задумал покончить с собой» (с. 477).
Игорь Золотусский убеждён, что Гоголь не страдал шизофренией. Споры о том, был ли Гоголь мистиком или нет, неосновательны. Гоголь был «верующий в лоне Церкви христианин, и понятие мистического не приложимо ни к нему самому, ни к его сочинениям».
Опись имущества Гоголя показала, что после него осталось личных вещей на сумму 43 рубля 88 копеек. Предметы, попавшие в опись, представляли собой совершенные обноски и говорили о полном равнодушии писателя к своему внешнему облику в последние месяцы его жизни. Единственно ценной вещью в имуществе, оставшемся после Гоголя, были золотые карманные часы, ранее принадлежавшие Жуковскому как память об умершем Пушкине: они были остановлены на 2 часах и ¾ пополудни — времени кончины Пушкина. Библиотека Гоголя составляла 234 тома.
«Я просто стараюсь не заводить у себя ненужных вещей, — пишет Гоголь в Васильевку 3 апреля 1849 года, — и сколько можно менее связываться какими-нибудь узами на земле. От этого будет легче и разлука с землёй. Довольство во всём нам вредит. Мы сейчас станем думать о всяких удовольствиях и весёлостях, задремлем, забудем, что есть на свете страданья, несчастья. Заплывёт телом душа — и Бог будет позабыт».
31 мая 1931 года могилу Гоголя вскрыли, и его останки перенесли на Новодевичье кладбище. И тут обнаружили, что из гроба покойного украден череп. С могилы исчезли и крест, и Голгофа. Вполне возможно, что их выбросили в каменоломню Новодевичьего кладбища. Говорят, что один из камней могилы Гоголя подобрала жена Булгакова Елена Сергеевна и поместила на могилу мужа.
Когда я иду по Невскому проспекту и прохожу по Малой Конюшенной, то всегда подхожу к памятнику Гоголю. Он стоит один – чужой странный непонятный необыкновенный чужак.
При всей своей славе, Гоголь был глубоко несчастный человек. Он кажется мне непонятым и одиноким. Его никто не любил. И он не любил никого.
Пожалуй, я соглашусь с мнением, что Гоголь это мистическая жертва невыполнимой миссии, метущийся дух страдания, скрытый смехом.
Да, он прятался за смехом. И это был смех над самим собой! Достаточно вспомнить последнюю фразу в комедии «Ревизор»: «Над кем смеётесь? Над собой смеётесь!»
За смехом Гоголь скрывал ад, который царил в его душе.
Ад – это жизнь без любви!
Гоголь не смог преодолеть ад в своей душе. А потому и не смог предложить положительного идеала, какой от него, как от русского писателя, ожидали. Он понимал это, и мучился. В этом смысле рассказ «Нос» это аллегория – о человеке, потерявшем себя, постоянно ищущем что-то утраченное в себе.
Для меня очевидно – творчество художника во многом определяется его личной жизнью.
Личная жизнь Гоголя малоизвестна. Но определённо, она не была счастливой.
Гоголь не был поэтом любви. Описания любви у Гоголя не получались, видимо, потому, что в его жизни не было большого прекрасного чувства.
Никакое творчество, даже самое гениальное, не восполняет отсутствие любви. Ибо творчество есть сублимация любви, это жажда любви, это воспевание любви, даже если эта любовь трагична!
Для меня Гоголь – это человек без любви!
«Наше дело: любим ли мы?.. А платит ли нам кто за любовь любовью, это не наше дело… Наше дело любить. …» (Гоголь из письма сестре весной 1850 года).
«Я «Странник» — писал Гоголь 29 мая 1850 года — и моё дело — только временный отдых на тёплой станции!»
«Вполне спокойным может быть теперь только тот, — пишет он Данилевскому, — кто стал выше тревог и волнения и уже ничего не ищет в мире, или же тот, кто просто бесчувственен сердцем и позабывается плотски».
«Дело в том, — писал Гоголь, — что пришлось нам спасать нашу землю, что гибнет уже земля наша не от нашествия двадцати иноплеменных языков, а от нас самих … И никакой правитель, хотя бы он был мудрее всех законодателей и правителей, не в силах поправить зла… покуда не почувствовал из нас всяк, что он та же, как в эпоху восстанья народа вооружался против врагов, так должен восстать против неправды».
По моему мнению, Гоголь находился в неразрешимом нравственном противоречии, из которого так и не смог выйти. С одной стороны, он чувствовал свою миссию говорить людям правду, а с другой стороны, зависел от царя и правительства. Второй том «Мёртвых душ» создавался как ответ на запрос о положительном идеале и потому приукрашивал российскую действительность.
Весьма показателен текст завещания, которое написал Гоголь в 1845 году. Позднее этот текст был включён в прижизненное издание книги «Выбранные места из переписки с друзьями» (1847 год).
«Находясь в полном присутствии памяти и здравого рассудка, излагаю здесь мою последнюю волю.
I. Завещаю тела моего не погребать до тех пор, пока не покажутся явные признаки разложения. Упоминаю об этом потому, что уже во время самой болезни находили на меня минуты жизненного онемения, сердце и пульс переставали биться… Предать же тело мое земле, не разбирая места, где лежать ему, ничего не связывать с оставшимся прахом; стыдно тому, кто привлечется каким-нибудь вниманием к гниющей персти, которая уже не моя: он поклонится червям, ее грызущим; прошу лучше помолиться покрепче о душе моей, а вместо всяких погребальных почестей угостить от меня простым обедом нескольких не имущих насущного хлеба.
II. Завещаю не ставить надо мною никакого памятника и не помышлять о таком пустяке, христианина недостойном… Кто после моей смерти вырастет выше духом, нежели как был при жизни моей, тот покажет, что он, точно, любил меня и был мне другом, и сим только воздвигнет мне памятник… никто… в минуты своей тоски и печали не видал на мне унылого вида, хотя и тяжки бывали мои собственные минуты, и тосковал я не меньше других.
III. Завещаю вообще никому не оплакивать меня, и грех себе возьмет на душу тот, кто станет почитать смерть мою какой-нибудь значительной или всеобщей утратой… Не унынью должны мы предаваться при всякой внезапной утрате, но оглянуться строго на самих себя, помышляя уже не о черноте других и не о черноте всего мира, но о своей собственной черноте. Страшна душевная чернота, и зачем это видится только тогда, когда неумолимая смерть уже стоит перед глазами!
IV. Завещаю всем моим соотечественникам… завещаю им лучшее из всего, что произвело перо мое, завещаю им мое сочинение, под названием „Прощальная повесть”… Оно было источником слез, никому не зримых, еще от времен детства моего… Клянусь: я не сочинял и не выдумывал ее, она выпелась сама собою из души, которую воспитал Сам Бог испытаньями и горем…
V. Объявляю также во всеуслышанье, что, кроме доселе напечатанного, ничего не существует из моих произведений: все, что было в рукописях, мною сожжено, как бессильное и мёртвое, писанное в болезненном и принуждённом состоянии…»
Текст завещания особенно сильно читается наряду с другими текстами в книге «Выбранные места из переписки с друзьями».
«Вы ещё не любите Россию: вы умеете только печалиться да раздражаться слухами обо всём дурном, что в ней ни делается, в вас всё это производит только одну чёрствую досаду да уныние. Нет, это ещё не любовь, далеко вам до любви, это разве только одно слишком ещё отдалённое её предвестие.
Нет, если вы действительно полюбите Россию, у вас пропадёт тогда сама собой та близорукая мысль, которая зародилась теперь у многих честных и даже весьма умных людей, то есть, будто в теперешнее время они уже ничего не могут сделать для России и будто они ей уже не нужны совсем; напротив, тогда только во всей силе вы почувствуете, что любовь всемогуща и что с ней возможно всё сделать.
Нет, если вы действительно полюбите Россию, вы будете рваться служить ей; не в губернаторы, но в капитан-исправники пойдёте, — последнее место, какое ни отыщется в ней, возьмёте, предпочитая одну крупицу деятельности на нём всей вашей нынешней, бездейственной и праздной жизни. Нет, вы ещё не любите Россию. А не полюбивши России, не полюбить вам своих братьев, а не полюбивши своих братьев, не возгореться вам любовью к Богу, а не возгоревшись любовью к Богу, не спастись вам».
«Бог уберегает Россию от сытого самодовольства, заставляя страдать и тем самым искать истинный путь. Наша неустроенность — это плата за нежелание духа раствориться в материальном комфорте, это перманентное состояние высвобождения ото всего, что может сковать духовную жизнь. Даже повышение материального достатка мы не можем покупать ценой уступок нравственности.
Россия — страна невозможного. Это место борьбы духа и плоти. Россия всегда была сильна духом. Она пример того, как наперекор всем логическим доводам Дух Жив! В этом её главная особенность и отличие от других стран. У нас всё не как у людей. А потому, что Россия – рулетка! Здесь нет обычных законов, здесь всё случай, здесь всё игра. Это место – где познаётся Судьба».
(из моего романа «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак» на сайте Новая Русская Литература
Так что же вы хотели сказать своим постом? – спросят меня.
Всё, что я хочу сказать людям, заключено в трёх главных идеях:
1\ Цель жизни – научиться любить, любить несмотря ни на что
2\ Смысл – он везде
3\ Любовь творить необходимость
P.S. Что бы написал сегодня Гоголь о трагедии украинского и русского народа? где бы жил? к чему призывал бы великий писатель?
А по Вашему мнению, в чём ЗАГАДКА НИКОЛАЯ ГОГОЛЯ?
© Николай Кофырин – Новая Русская Литература
Метки: Вий, Игорь Волгин, Игорь Золотусский, Николай Васильевич Гоголь, Николай Кофырин