Сегодня политика становится всё более бескультурной. Политики хамят, лгут, оскорбляют людей, публично ругаются матом, винят друг друга во всевозможных грехах.
А ведь это люди, от которых зависит судьба мира!
Как же случилось, что политика оторвалась от культуры?
3 апреля 2018 года в НИИКСИ (где я работал с 1981 по 1991 год) в гостях у Центра изучения гражданского общества и прав человека был Глеб ПАВЛОВСКИЙ – президент Фонда эффективной политики. Он выступил с докладом «Политика культуры и культура политики в современной России».
Я задал вопрос участникам встречи: почему политика становится всё более бескультурной, неужели культура и политика несовместимы?
Я живу в России, а значит «между сциллой и и харибдой»!
Как социолог, вынужден констатировать, что люди стали неохотно отвечать на вопросы, боятся говорить на камеру.
Страх возвращается. Мракобесие торжествует!
Я не политолог. Меня не интересует политика, меня привлекает вечность.
Да и что такое политика? – конъюнктурное следование своим эгоистическим интересам?!
По определению, политика – понятие, включающее в себя деятельность органов государственной власти и государственного управления, а также вопросы и события общественной жизни, связанные с функционированием государства.
В трактате «Политика» Аристотель писал: «Нужно, чтобы граждане имели возможность заниматься делами и воевать, а в ещё большей степени — хранить мир и пользоваться досугом, исполнять необходимые и полезные дела, в особенности же — прекрасные».
Участникам дискуссии в НИИКСИ предварительно были предложены тезисы.
«Недостроенное Российское государство после каждых выборов президента начиная с 1991 года вступает в новый политический и управленческий режим. Поскольку власти не были готовы соотносить свои действия с существующей Конституцией, они предпочитали технически опираться на конфигурацию политики, найденную в ходе последних выборов президента. Каждое из этих состояний оказывалось нестабильным.
Сегодня мы вступаем уже в седьмой такой режим. Каждый из президентских сроков (периодов между выборами) можно рассмотреть как специфический режим государственности РФ. В ходе этих режимов менялись практики власти, практики оппозиции, поведение избирателей. Это можно сказать и про то состояние, в которое мы вступаем сейчас. Оно является переходным.
Сегодня российская общественность и управленческий класс находится перед двойным вызовом. Предстоит договориться по повестке необходимых перемен и при этом опознать то фактическое переходное состояние, в которое вступает страна».
Глеб Павловский считает: «Политика может дать возвращение людей в отнятое у них – или потерянное ими, так тоже правильно сказать – политическое поле, поле правил, законов и Конституции. Как верно говорит Екатерина Шульман, сейчас мы имеем дело с замороженным конституционным государством: все институты есть, они просто не работают. А почему не работают? Потому что вокруг несменяемого президента сложилась несменяемая когорта «пользователей», которые от его имени тормозят институты или используют их для своего обогащения. … А вы думаете – они чем занимаются? Презрение к народу у них зашкаливает. Это, кстати, и приведёт их со временем к финалу. И политизация 2017 года как раз подвела нас к порогу нормальной политики».
Доминирование той или иной «команды», получившей власть через легитимные выборы или нелигитимный захват, приводит к тому, что эти люди никого не слушают, и делают, как хотят. Захватив власть, они навязывают своё представление о верном пути, заставляя жить по собственным представлениям об истинном и неистинном других членов общества.
Проблема в том, что власть могут захватить. Значит, нужно сделать так, чтобы власть не была тем, что можно своевольно захватить. То есть власть должна быть не вертикалью, а горизонталью.
Психология любого профессионального политика и чиновника такова, что он в своей деятельности всё подчиняет интересам собственного выживания и продвижения.
Чтобы понять тайный смысл запутанных действий властителей, нужно осознать, что все свои действия и реформы они проводят прежде всего в своих собственных интересах.
Суть любых реформ прежде всего в том, чтобы прийти к власти или сохранить власть. Ведь если не сумеешь удержать власть, значит, не будет возможности и сделать что-то.
Правящую элиту заботит лишь сохранение власти. Потому что, как только они потеряют власть, их «сожрут» конкуренты. Сохранение личной власти становится значимее интересов народа и государства, а преданность важнее профессионализма.
«Политика – это крайняя форма обезьяньей доминантности», – считает доктор биологических наук Сергей Савельев.
В лекции «Социальная эволюция мозга человека» он сказал:
«Мы все хотим хорошего, но всегда получается по-плохому. Потому что мы являемся участниками биологической эволюции, и когда надо принимать решение, поступаем как бабуины 65 миллионов лет назад, и никак иначе. И отбор у нас такой. Кто идёт по иерархической лестнице и достигает максимальных вещей? Самые интеллектуалы? Нет. Редко, случайность. Самые ответственные социально? Нет. У нас отбор негативный. Мы отбираем худших, а не лучших».
С.Савельев убеждён: «Любой политик оценивает биологическую опасность и биологические выгоды. Если биологические выгоды доминируют над опасностью, он вас будет использовать; если опасность будет превышать, он вас уничтожит. Управление – для себя лично, а не для страны».
Многие убеждены, что политика — грязное дело и порядочный человек не будет заниматься политикой. Ведь соглашаться со злом, даже если оно неизбежно, значит самому стать безнравственным человеком.
Политика уже давно оторвалась от нравственности (если когда-нибудь была моральной). В политике цель всегда оправдывала средства.
Сегодня политика — это аморализм в его крайних формах, который столь же рьяно прикрывается моралью.
27 марта 2018 года в Европейском университете в Петербурге состоялся батл по поводу новой книги «Российский путь» с участием авторов Дмитрия Травина и Андрея Заостровцева. Я задал участникам вопрос, в чём же главная беда России помимо общеизвестных двух?
Напомню, что сам термин «культура» происходит от слова изменять, возделывать, облагораживать. Поэтому «навязывание» культуры считаю оправданным, как и лозунг «культуру – в массы». Собственно, воспитание и есть окультуривание, что сегодня повсеместно отсутствует.
Люди – это животные, которым нужно постоянно напоминать, что каждый из них человек. Культурная оболочка очень тонка, и человек звереет быстро. Поэтому нужно постоянно подниматься самому и тянуть других к вершинам духа, даже если это сизифов труд.
Почти забытое понятие «интеллигентность» определялось не полученным образованием, а именно отношением к окружающим.
То же можно сказать и о культурном человеке, – это человек, который не позволит себе унизить другого, он уважает чужое мнение, помнит и реализует на практике «золотое правило нравственности» – как хочешь, чтобы с тобой поступали, так и с другими поступай.
Невозможно заставить быть культурным, как и бесполезно заставлять читать, но можно и нужно раскрывать перед человеком (тем более растущим) все грани опыта человечества, начиная с «золотого правила нравственности» и не заканчивая «непротивление злу насилием».
«Утверждение нравственных ценностей как основания жизни и деятельности людей во всех сферах их бытия — это ответ на общую заботу о благополучном будущем наших народов», — сказал патриарх Кирилл, выступая 24.01.2018 на открытии XXVI Международных Рождественских образовательных чтений.
«Всё чаще звучат призывы к пересмотру нравственных ценностей, в том числе имеющих евангельское основание, и даже к полному отказу от них. Несмотря на то, что многие люди не разделяют и не считают правильными подобные призывы, законодательства целого ряда государств последовательно идут по пути утверждения так называемых свобод, вступающих в противоречие с основополагающими нравственными постулатами», – сказал патриарх Кирилл.
Я считаю, что культура входит в понятие цивилизации, является её духовной составляющей. О развитии той или иной цивилизации судят именно по памятникам культуры.
Культура это не просто книги, музеи, библиотеки, это прежде всего СОСТОЯНИЕ НРАВОВ! Именно по нравственной атмосфере общества можно судить о его культуре. Если в обществе «человек человеку волк», то можно говорить об отсутствии культуры.
Американский журнал New York Magazine разместил на обложке нового номера президента США Дональда Трампа в образе свиньи. «Дело не в тайном сговоре. И не в безграмотной политике. Не в жестокости. А в коррупции, глупец», — гласит надпись на обложке журнала.
Американский президент уже не впервые появляется на обложке журнала в карикатурном образе. Ранее журнал The New Yorker посвятил обложку очередного выпуска высказыванию Дональда Трампа о том, что все мигранты прибывают в США из «грязных дыр». Издание использовало изображение, на котором из большой чёрной ямы видна голова человека с прической, как у американского президента. Также New Yorker изображал Трампа в виде появляющегося из леса клоуна.
Неприкрытая животная борьба за власть только и обеспечивает «место под солнцем». А разговоры о культуре в устах политиков выглядят просто насмешкой. Пора бы политикам посмотреть на себя, а потом уже упрекать народ в правовом нигилизме и отсутствии политической культуры.
Сегодня призывы быть культурным сопровождаются лицемерием и ложью. Что толку, если государство тратит огромные деньги на театры, книги, заказное кино, а люди относятся друг к другу всё хуже. Мы кичимся нашей культурой, а в повседневности «жрём» друг друга. Можно ли в таком случае говорить о культурной нации?
Культура это не механизм, за который можно дёрнуть и получить желаемый результат. Культура – это ценности и цели, это выработка смыслов, объединяющих членов сообщества.
Культура – это квинтэссенция человеческого опыта духовного и материального, это собрание человеческой мудрости. И тот, кто хочет быть человеком, не может не приобщаться к культуре.
Культура измеряется не количеством учреждений культуры (музеев, библиотек, театров и пр.), а нравственным состоянием общества!
Нравственность не находится в прямой зависимости от экономического роста. Нравы не улучшаются вместе с экономическим процветанием, зато ухудшаются в состоянии кризиса.
Конечно, культуру надо поддерживать материально. Но не столько деньгами (хотя ими, разумеется, тоже), сколько примером взаимоотношений власти с народом. Как власть относится к народу – такая у нас и культура!
Культура это не только встречи властителей с писателями, это прежде всего общение людей друг с другом. И по содержанию этого общения можно судить об уровне культуры, как когда-то беседы с Сократом сформировали греческую философию и культуру.
Политики призывают к культуре, но сами не всегда показывают образцы культурного поведения. По телевидению мы постоянно видим драки среди депутатов, взаимные оскорбления и циничную ложь политиков.
Станет ли когда-нибудь политика культурной?
Сомневаюсь.
Международное право растоптано. Торжествует не сила права, а право силы!
Цинизм властителей обнажил давно известную истину «Закон что дышло»: с одной стороны право наций на самоопределение, с другой стороны целостность государства.
Оказывается, всё дело в словах: достаточно назваться «революционером», и тебе можно всё, потому что ты борец и герой. Но если тебя назвали «террористом», тебе нельзя ничего – ты преступник.
Лицемерие просто зашкаливает!!!
Причина, на мой взгляд, в том, что политики не уважают и обманывают народ: то бирками, то пробирками…
Власть всегда покоилась на лжи. Пирамида государства рухнет, как только рядовые граждане, составляющие основание пирамиды, перестанут верить верхушке.
Выборная демократия давно превратилась в фикцию, ею легко манипулируют так называемые политтехнологи.
Политика давно вышла за рамки не только морали, но и закона. «Закон, как известно, не всем писан. По крайней мере, для наших британских коллег, это, судя по всему, не закон», – заявил недавно министр Лавров.
Как же вернуть политиков в рамки закона?
Этот вопрос я задал юристам – участникам криминологической конференции.
Политики с лёгкостью манипулируют людьми, устраивая революции и мобилизуя призывников на войну. Они с лёгкостью жертвуют человеческими жизнями – умирать ведь приходится не им.
Всё зло в мире от беспринципных политиков, неуёмное тщеславие которых делает их невосприимчивыми к урокам истории. Политики запутались в своём циничном прагматизме. Их аморализм подталкивает мир к войне и в конечном итоге к мировой катастрофе.
Очевидно, нужны независимые духовные авторитеты, которые бы удерживали безумных политиков. Но что могут сделать проповедники любви с теми, для кого главным инструментом является сила?!
«Высшее уважение заслуживает не тот, кто отнимает или удерживает своё от других и кому служат другие, а тот, кто больше отдаёт своё и больше служит другим», – писал Лев Толстой. – «Быть искушаемым на каждом шагу употребить власть против обмана, лжи, варварства и, не употреблять её, обойти обман — штука!»
«Не делать различия между своим и чужим народом и не делать всего того, что вытекает из этого различия – не враждовать с чужими народами, не воевать, не участвовать в войнах, не вооружаться для войны, а ко всем людям, какой бы они народности ни были, относиться также, как мы относимся к своим».
«О власти судят по результату. Власть требует быть гибким, и следовать необходимости, а не данному слову или представлениям о чести и морали. Успех оправдывает все средства! Народу нужен лидер, в которого можно было бы верить, который бы защитил, позаботился обо всех.
Чтобы прийти к власти, надо обещать всё, что народ хочет. Люди хотят верить! Нужно доказать свою необходимость, а для этого нет ничего лучше, чем критиковать своего предшественника и проводить вначале противоположную политику, чтобы люди почувствовали надежду. Легче всего запудрить мозги счастливой перспективой, чтобы люди ждали, надеялись.
Такова логика власти! Без обмана во власти не обойтись. Необходимо, чтобы люди верили. Власть даже обязана врать! Когда невозможно убедить, необходимо заставить поверить! Власть требует, как держать слово, так и отступать от него. Всё обман, права только сила. Любое насилие и любой обман во имя нации есть благо. Надо создавать видимость перемен, чтобы народ верил, верил в лучшее будущее и терпел!
Люди хотят перемен, хотя по большому счету они им не нужны. Ничего по существу не меняется, потому что изменить по сути ничего невозможно. Элита хочет выжить и меняет лидера на противоположного, создавая видимость перемен. Как бы не менялись правители, чиновники должны выживать, — без них нет государства!
В политике обиды никто никогда не забывает. Даже если на словах прощает, при удобном моменте обязательно отомстит. В политике предательство не предательство, а целесообразность или необходимость. Иначе нельзя — или ты, или тебя. Такова формула власти».
(из моего романа-быль «Странник»(мистерия) на сайте Новая Русская Литература
Так что же вы хотели сказать своим постом? – спросят меня.
Всё, что я хочу сказать, заключено в трёх основных идеях:
1\ Цель жизни – научиться любить, любить несмотря ни на что.
2\ Смысл – он везде.
3\ Любовь творить необходимость.
P.S. Вчера исполнился год с момента теракта в петербургском метро. Я чуть не стал жертвой этого теракта. На следующий день я провёл опрос о причинах теракта в Петербуге. Все скорбят и думают только о том, чтобы трагедия не повторилась.
А по Вашему мнению, ПОЧЕМУ ПОЛИТИКА СТАЛА БЕСКУЛЬТУРНОЙ?
© Николай Кофырин – Новая Русская Литература
Метки: Глеб Павловский, политтехнолог