МИФ О РУССКОЙ НАЦИИ

5 апреля 1242 года произошло «Ледовое побоище», в котором войска Александра Невского одержали победу над рыцарями Ливонского ордена. По результатам опроса россиян в 2008 году Александр Невский был выбран «именем России».
С конца ХХ века 5 апреля отмечают неофициальный праздник – День Русской нации – призванный стать датой единения всех патриотических сил. Но кто такие русские до сих пор вопрос дискуссионный.
Известно, что сознание людей мифологично, люди в большей степени верят мифам, чем исторической правде. Один из устойчивых мифов в общественном сознании – это миф о русской нации. Кто такие русские? Как они возникли? Сегодня этот исторический вопрос превратился в вопрос политический.
«Здоровая нация так же не замечает своей национальности, как здоровый человек – позвоночник…», – писал Бернард Шоу.
Русский и американский историк и этнограф Юрий Львович Слёзкин окончил МГУ, в конце 1970-х работал переводчиком с португальского языка в Мозамбике, с 1982 года в Лиссабоне. Из Португалии эмигрировал в США в 1983 году. Ныне Юрий Слёзкин профессор исторического факультета Калифорнийского университета в Беркли (США), директор Института славянских, восточноевропейских и евразийских исследований этого университета.
29 марта 2019 года Юрий Слёзкин в Европейском университете в Санкт-Петербурге представил плоды своего двадцатилетнего труда – исследование народов СССР – сагу о русской революции «Дом правительства».


В советской историографии Ледовое побоище считалось одной из крупнейших битв за всю историю. Численность войск на Чудском озере оценивалась в 10—12 тыс. человек у Ливонского ордена и 15—17 тыс. человек новгородцев и их союзников. Русские преследовали бегущих по льду врагов на протяжении 7 вёрст.

Петербургский историк Клим Жуков назвал Ледовое побоище самым известным и самым мифологизированным событием русского Средневековья. Ни Новгородская и владимирская Лаврентьевская летописи, ни «Житие Александра Невского», ни орденские «Хроника гроссмейстеров» и «Старшая Ливонская рифмованная хроника» не упоминают о том, что кто-либо проваливался под лёд.

Немецкий историк Дитмарр Дальман пишет, что Ледовое побоище сыграло свою роль в формировании русского национального мифа, в котором Александру Невскому отводилась роль «защитника православия и земли Русской» перед лицом «западной угрозы»; победа в битве считалась оправданием политических шагов князя в 1250-е годы.

Особенно актуализировался культ Александра Невского в сталинскую эпоху, служа своеобразным наглядным историческим примером для культа самого Сталина. Краеугольным камнем сталинского мифа об Александре Ярославиче и Ледовом побоище стал фильм Сергея Эйзенштейна.

В 1938 году Сергеем Эйзенштейном был снят художественный фильм «Александр Невский», в котором экранизировано Ледовое побоище. Именно этот фильм во многом сформировал у современного зрителя представление о битве.
Ведущий знаток русского Средневековья Михаил Тихомиров консультировал фильм «Александр Невский», который сам же назвал «издёвкой над историей».

Полководческую карьеру Александр начал в 16 лет в битве со шведами на Неве, завершил в 24 года. В дальнейшем он воевал только с соотечественниками, подавляя антиордынские выступления в Суздале, Новгороде и других городах Руси.
В 1251 году Александр Невский принял в Новгороде двух папских легатов. Согласно летописцу, он подробно пересказал им всю историю Руси и закончил словами: «От вас учения не принимаем».

В исторической науке нет единой оценки деятельности Александра Невского. Доктор исторических наук, академик РАН Валентин Янин считает: «Александр Невский, заключив союз с Ордой, подчинил Новгород ордынскому влиянию. Он распространил монгольскую власть на Новгород, который никогда не был завоёван монголами. Причём выкалывал глаза несогласным новгородцам, и много за ним грехов всяких».

В 1248 году Александр Невский получил ярлык на великое княжение. Став великим князем владимирским, Александр сделал исторический выбор в пользу покорности Орде и заимствования её политической модели. Избрав союз с Ордой, Александр даже изгнал из страны родного брата и заточил сына, придерживавшихся иных взглядов. Формула его правления была такова: слушайтесь меня беспрекословно, не то придут татары, и будет еще хуже.
У Александра Невского не было выбора. Сопротивление татарам в середине XIII века привело бы к самоуничтожению нации.

В 1262 году Александр Невский жестоко подавил восстание против ордынских сборщиков дани, выведших народ из терпения насилиями и издевательствами. Александр приказал рубить головы, сечь кнутами, отрезать носы и языки. В городах были сняты вечевые колокола.

Князь Александр угрожал новгородцам Ордой. Он не забыл, как новгородцы дважды выгоняли его из города, несмотря на военные заслуги. С Батыем у Александра было полное взаимопонимание. Монгольская конница даже участвовала в походах против Литвы. А вот причастность монголов к отравлению князя весьма сомнительна.

Александр с полным основанием может считаться отцом российского самодержавия и антизападничества. Те русские княжества, которые не пошли на союз с Ордой, были захвачены Литвой и Польшей.

Современная генетика ДНК-генеология утверждает, что русский народ в генетически современном виде появился на свет на европейской части нынешней России около 4,5 тысяч лет тому назад. Y-хромосома (мужская хромосома) передаётся исключительно от отца к сыну. Поэтому можно сказать, что скифы, сарматы, славяне это одна и та же наследственная линия по генетической группе R1A1. Обладатели группы R1A1 (это биологический маркер русского этноса) сегодня составляют 70% всего населения России, Украины и Белоруссии.

Уже во II веке обширные области вокруг Киева и в белорусском Полесье были населены племенами, которые археологи относят к Черняховской культуре.
Римляне называли племена, жившие по берегам Днепра, латинским словом rusticus (что можно перевести как поляне или селяне).

Версию, что предки полян стали ядром будущего русского народа, никто не оспаривает. В «Повести временных лет» летописец Нестор говорит: «А славянский народ и русский един, от варягов же прозвались русью, а прежде были славяне, хоть и полянами назывались, но речь была славянской».

Согласно гипотезе английского археолога Гаррета Гелленталя, русские племена вначале обитали на территории Германии и Польши, но были вытеснены на Валдайскую равнину и территорию нынешней Украины и Белоруссии.

Греки считали народ рус (или рос) населением всей Древней Руси. По византийским источникам русы совершили поход на Константинополь в 860 году.
Согласно ромейским хроникам, русы и их набеги на Византию фигурируют задолго до Рюрика. В 790 году «поход на славян, которых объединил вождь мощного племени ругов», совершил Карл Великий. Около 830 года «великое войско русов» во главе с князем Бравлином разграбило Сурож.

Согласно летописному преданию Нестора «Повесть временных лет» (созданному в XI – начале XII века) в переводе Д.С.Лихачёва читаем:
В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а ещё иные готландцы, — вот так и эти. Сказали руси, чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Приходите княжить и владеть нами».
И избрались трое братьев со своими родам, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля».

Крещение варяги на Руси

Автор «Задонщины» (поэтического творения конца XIV века) прославляет Рюрика как первого русского князя.
По мнению историка В.Н.Татищева варяг Рюрик происходил от норманского князя, правящего в Финляндии, и дочери славянского старейшины.
Ломоносов утверждал, что Рюрик был родом из полабских славян, которые имели династические связи с князьями ильменских словен (этим и было обусловлено его приглашение на княжение).

Историк Б.А.Рыбаков полагает, что один из набегов варягов увенчался успехом, и предводитель скандинавской дружины захватил власть в Новгороде; летописец же представил дело так, что новгородцы сами призвали варяжскую власть, чтобы править ими.

По другому мнению И.Я.Фроянова, в действительности имело место приглашение варяжского конунга с дружиной с целью оказания военной помощи. По мнению историка, после окончания военных действий варяжский конунг Рюрик свергнул словенского князя Вадима Храброго и захватил власть.

По Ипатьевской летописи варяг князь Рюрик сел сначала княжить в Ладоге, и только после смерти братьев срубил город Новгород и перебрался туда. Через новгородские земли в страны Скандинавии шёл также путь «из варяг в персы», который как бы продолжил путь «из варяг в булгары» в страны Востока.

Чтобы выяснить, существовал ли Рюрик, в свой день рождения я поехал в Великий Новгород, где, как утверждают, сохранилось «Рюриково городище» – место, где стояло поселение и жил легендарный князь Рюрик.

Помню, как в НИИКСИ ЛГУ (где я работал с 1981 по 1991 год), приходил с исторического факультета профессор Р.Г.Скрынников и рассказывал о своей новой книге. Скрынников считал, что на Руси во второй половине начала X века участвовали десятки викингов предводителей. Но исторические документы донесли до нас лишь несколько из них: Рюрика, Аскольда, Дира, Олега и Игоря. Князя Олега Скрынников превращает в Хелгу, княгиню Ольгу в Елгу, Игоря в Ингвора, Святослава в Свентослава, Малушу в Малфреду.
Р.Г.Скрынников доказывал тождество руси и норманнов, ссылаясь при этом на свидетельства Иоанна Дьякона, Епископа Кремонского Лиутпранда, Константина Багрянородного, а так же русско-византийские договоры 911-944 гг., которые всегда служили норманнистам основными доказательствами тождества руси и норманнов.

Когда в советское время я учился в университете, преподаватели доказывали лживость и несостоятельность «норманнской теории». В 90-е годы, наоборот, утверждали, что государство на Руси создали норманны во главе с князем Рюриком.
В 2010-2011 годах я побывал в Норвегии, Швеции, Дании, где интересовался историческими корнями «норманнской теории».

«Потомков викингов» находят не только в северных, но и в южных городах. По данным генетической лаборатории Roewer, опубликованным в 2008 году до 18% русских являются потомками выходцев из Северной Европы. Это обладатели гаплогруппы I1, обычной для Норвегии и Швеции, но нетипичной для России.

Профессор Анатолий Колесов на основании ДНК-генеологии полагает, что «Рюрик был славянином, а не скандинавом».
На Руси скандинавов знали как варягов, русов и колбягов. В это время на Западе в ходу было лишь название норманны – «северные люди».
С древненорвежского языка слово «викинг» переводится как «люди из бухты». Кроме того, викингами были славяне-поморы и куршские балты, державшие в страхе всю Балтику VIII-IX веков.

Существует мнение, что государство Киевская Русь во главе с Рюриковичами (потомками норманна Рюрика) родилось из симбиоза пришлых варягов (русов) со славянским населением. Через волго-донской волок русы спускались в Каспийское море. На протяжении двух столетий они воевали и торговали с Византией, заключив с ней несколько договоров.

Варяги

Автор словаря русского языка С.И.Ожегов пишет, что «варяги в Древней Руси: выходцы из Скандинавии, объединявшиеся в вооружённые отряды для торговли и разбоя, нередко оседавшие на Руси и служившие в княжеских дружинах».

По одной из гипотез, русы были шведским племенем. Обычаи и внешность русов подробно описывались арабскими историками и подозрительно похожи на образ жизни и облик шведских викингов. Поселения русов раскинулись по главным водным артериям – Волге, Днепру, Западной Двине и Ладоге.
Основными занятиями русов были работорговля, грабежи местных племён и нападения на купцов. В IX веке русы были самым ненавидимым племенем. Они одолевали византийцев на Чёрном море и грозили арабам.

Варяги упоминаются в русских летописях, прежде всего, не как народ, а как военное сословие «заморского» происхождения. Под именем «варанги» (или «веринги») служили Византии и помогали охранять её границы от набегов своих же соплеменников – русов.
На Руси упоминания о варягах исчезают из летописей уже к XIII веку, а русы растворяются в славянском русском народе.

Как-то мы посетили исконно русскую деревню Верхние Мандроги, что на берегу реки Свирь, ниже города Подпорожье. Там мне вспомнились слова А.С.Пушкина: «Там русский дух … там Русью пахнет». В 1996 году здесь построили фольклорный центр, куда привозят иностранцев и прочих туристов.

Есть гипотеза, согласно которой русские произошли от скифов. В «Повести временных лет» говорится: «907 год. Пошёл Олег на греков, оставив Игоря в Киеве. Взял же с собой множество варягов, и славян, и чудь, и кривичей, и древлян, и родимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, дулебов и тиверцев … этих всех греки называли «великая скифь».

Составительница первой византийской энциклопедии Анна Комнина действительно называет русов XI века скифами. Определяя народность неприятеля, осадившего царь-град (Константинополь), их называют росами – народом скифского происхождения.

Скифию называли прародиной славян. Русских называют скифами в многочисленных исторических источниках. Внешне скифы и древние славяне похожи. Скифы, изображённые на предметах, найденных в захоронениях, европеоиды. Поразительно схожи погребальные обряды скифов и славянорусов.

Н.М.Карамзин в труде «История государства Российского» приводит слова летописца Нестора о том, что «славяне издревле обитали в странах Дунайских и, вытесненные из Мизии болгарами, а из Паннонии волохами (доныне живущими в Венгрии), перешли в Россию, в Польшу и другие земли …»
«…по собственному Несторову сказанию (славяне) жили в России уже в первом столетии…». «Кроме народов славянских, по сказанию Нестора, жили тогда в России и многие иноплеменные…»

В летописях, когда рассказывают о событиях XI-XIII веков, часто встречаются выражения «поехали в Русь», «вернулись в Русь» и т.п., причём под Русью подразумевается тут только часть территории, заселённой древнерусской народностью.

Советский историк Б.А. Рыбаков очертил эту летописную Русь как левобережье Среднего Днепра, бассейны Десны и Сейма, а также небольшой участок правобережья Днепра с Киевом. На этом основании он построил гипотезу, что название государства Русь происходит от племенного союза с этим именем, который населял указанные земли ещё в VI-VII вв., и связывал с ним название реки Рось.

Русь — это исконно русское слово, поэтому оно и пишется с одной буквой С.
Русский — это производное слово, оно образовано от слова «Русь». Одна из букв С относится к корню («рус-»), а другая — к суффиксу (-ск-), так что здесь стык корня и суффикса.
Россия — греческое по происхождению слово. Поскольку оно не наше, а чужое, то и двойные согласные в таких словах возможны.

Форма «русский» как самоназвание народа – довольно поздняя, впервые появляется не ранее XVII века. До этого времени слово русский было прилагательным, производным от названия страны Русь. Например, «русская (первоначально – руськая или роуськая) земля», «русское государство» и т.д.

В «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина (начало XIX века) также ещё никаких русских нет, там действуют «россияне» – производное от названия государства.
Только с середины XIX века официальная этнография внедряет слово «русский» для обозначения всей общности православных подданных всероссийского императора, говорящих на славянских языках. Так «появились» великороссы, малороссы и белорусы. Само население никогда себя так не называло. Всегда ранее использовались только слова «русин» (повсеместно), также «украинец» (в Украине-«Малороссии») и «литвин» (в Белоруссии).

С середины XIX века появляется разграничение: россиянин как принадлежность к государству, и «русский» (человек, язык) как принадлежность к народу.
Слово же «русский» во множественном числе – русские – отдельно не употреблялось как сейчас (то есть как существительное), а только как прилагательное в сочетаниях русская земля, русский человек, русские люди, русский народ, русский язык и т.д.

В XVIII веке русские по-прежнему не знали, что они русские. Термин РУССКИЕ в российской империи не употреблялся вообще. Простонародью было всё равно, единого самосознания, кроме общего подданства царю, у него не было.

Как-то европейские послы спросили российского императора, что же такое русский человек. Император указал на башкир, калмыков, татар. «А где же русские?» – спросили его. «А все вместе они и есть русские», – ответил император.

В допетровской России русский этнос был един: единая вера православная, единый уклад жизни, единый язык. Пётр I стал разрушителем традиций. Он ввёл правило: браки царствующей семьи заключать только с немецкими (позднее «иноземными») принцессами. Произошло разделение русского этноса на «дворянский» и прочий. Осталась лишь вера. Русскими считались только православные. Поэтому иноземная принцесса, чтобы стать русской царицей, должна была принять православие.

До революции 1917 года русские были суперэтносом. Суперэтнос состоит из нескольких этносов, комплементарных друг другу. Если государство допускает существование отдельных этносов, которые не являются комплементарными основному государственному этносу, это создаёт риск существованию государства.

В Российской империи русскими считались как нынешние русские, так и украинцы (малороссы), и белорусы. С 1917 года русскими называется только тот народ, который до революции официально именовался великороссами (великорусами). Помню, в школе мы изучали работу В.И.Ленина «О национальной гордости великороссов».

Бывший министр по делам национальностей РФ, один из основных авторов концепции «российской нации» академик РАН В.Тишков считает, что русского народа как нации вообще не существует: «Возьмите русских из Архангельской области, из Ставропольского края или с Камчатки, к примеру, и вы получите три совершенно разных «народа», общим у которых будет только язык, и, если они верующие, то православие».

Если, как призывают некоторые националисты, «Россия для русских», «русский – это православный», то куда девать коряков, алюторцев, якутов с их языческими божествами и шаманами, а также нефтью, газом и алмазами их исконной земли?

Упрямо встаёт вопрос: дагестанцы, чеченцы, буряты, якуты, калмыки, татары и ещё двести народностей — это русская нация?

Русским можно оставаться и будучи немцем, евреем, американцем, и даже африканцем. Потому что «русский» – это прилагательное (как и слово «хороший»). А значит, и башкиры, и татары, и калмыки, и чукчи – всё это хорошие русские люди!

Профессор А.Г.Дугин считает: «Не из русских людей состоит русский народ. Это сборный народ, сочетаемый, открытый народ, включающий в себя совершенно разнообразные этнические потоки. Русский народ это не эксклюзивный народ, это народ инклюзивный, он всех вбирает в себя. Инклюзивность русского народа не позволяет связать его с биологическими характеристиками».

Русские всегда были универсальной, а не этнической нацией. Любой мог назвать себя русским. Русский может и не быть россиянином. А не россиянин может быть по духу, по ментальности русским. Если мы потеряем качество универсальности, мы потеряем Россию.

Писатель Андрей Михайлович Столяров, с которым мы знакомы почти двадцать лет, подарил мне свою новую книгу «ПРИЗРАК НАЦИИ: русский этнос в постсовременности». (Издательство «Страта», СПб: 2018). Книга о том, как исторически возник русский национальный характер.
А.Н.Столяров полагает: «Основой существования любого этноса является миф. Миф – это малая этническая космогония, легенда о сотворении данной нации, представление этноса о самом себе – о своих лучших и худших чертах, выражающихся в конкретных поведенческих практиках». (с. 165)
«Русский этнос, в отличие от многих других, никогда не имел сугубо этнической идентичности – он всегда был включён в идентичность более высокого уровня». (с.119)
«Русским мог считать себя каждый, кто принимал российское подданство и строил свою жизнь в соответствии с ним – этот термин обозначал опять-таки не столько национальность, сколько гражданство». (с.121)
«Фактически нынешняя Россия представляет собой разнородный этнокультурный конгломерат, по-настоящему не интегрированный в единую нацию и потому потенциально готовый к различным геополитическим метаморфозам». (с.183)

Сегодня русских трудно определить как нацию. Есть лишь россияне (граждане России) – кто живёт в границах России, знает и воспроизводит язык, культуру, историю и традиции данного государства.
Европейская политическая мысль всегда называла нас русскими – «russians». Ельцинский термин «россияне» оказался не воспринятым. Только в Германии стали использовать термин «русляндиш».

Так кто же такие русские?

По энциклопедии «русские – это восточнославянский народ, объединённый общей историей, культурой, языком и этническим происхождением». Численность русских в мире в настоящее время составляет 152 миллиона человек. В России проживает 146 миллионов. На русском языке в мире говорит около 300 миллионов человек.

«Быть русским значит не только говорить по-русски. Но значит – воспринимать Россию сердцем… – писал известный русский философ Иван Ильин. – Быть русским значит верить в Россию так, как верили в неё все русские великие люди, все её гении и её строители. Только на этой вере мы сможем утвердить нашу борьбу за неё и нашу победу…»

Русский – это тот, кто идентифицирует себя с русской культурой и живёт по традициям русской культуры.
Одни говорят: «особенности русского человека в его духовности, в его святости, в открытости русской души; русский человек всегда искал в себе Бога».
Другие возражают: «духовность не имеет национальности; национальность это культура и менталитет».
Третьи убеждены: «русская национальная идентичность не определяется через превосходство своей культуры и веры над другими».
Четвёртые утверждают: «нет никакой русской особенности, есть универсальные законы человеческого общества».

Профессор Европейского университета в Петербурге Дмитрий Яковлевич Травин считает, что у России нет никакого особого пути развития. Он доказывает это в своих многочисленных книгах и лекциях.

Нации – одна из тайн человеческой истории. Одни считают, что нация это выдумка властителей для управления своим народом; другие полагают, что это природное чувство идентификации «свой-чужой»; третьи убеждены, что «нация это то, что Бог о ней задумал».
Национальный вопрос один из сложнейших. Он может или сплотить страну и обеспечить ей победу, или же разрушить государство, превратив в набор враждующих племён.

Нация (от латинского слова nation – племя, народ) — это исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе: общности происхождения, языка, территории, общности (единства и целостности) сферы общественного самоуправления, психического склада, проявляющегося в общности культуры.

Есть ещё понятие «политическая нация» – это сообщество людей, устойчиво, осознанно и единообразно ассоциирующее себя с определённой территорией и историей.
Синонимом нации может быть народ, страна. В международном праве нация является синонимом государства.

Понятие «национальность», выражая этническую общность, представляет собой лишь один из факторов нации и народности. Поэтому оно является более узким, чем понятие «нация».

Ранее 1750 года зачатки национализма обнаружить сложно. Национализм заключается в обособлении и вычленении отдельной нации из общего числа народностей, проживавших до возникновения нации на определённой территории.

Один из первых исследователей национализма Бенедикт Андерсон назвал нацию «воображаемым сообществом», поскольку оно создаётся и удерживается не личным знакомством членов, а силой их воображения, их братских чувств.

Нация может быть однородной и многонародной. Обычно нация включает в себя большое количество этносов. Например, русская нация включает в себя много народов. Американцы вообще не имеют этнической характеристики.
Советский народ был полиэтнической нацией. Так же как и американский.

Галина Старовойтова (известный политик и социолог, с которой я был лично знаком по работе в Ленинградском Университете), сравнивала создание единой общности «советский народ» и «американский народ» с процессом варки супа, когда в итоге всё равно получится винегрет (то есть полного растворения в единую общность не получается). Каждая нация стремится сохранить свою неповторимость и уникальность.

Сейчас по данным ООН в мире насчитывается около 200 государств, в которых проживает приблизительно 5 тысяч этнических групп. В 2/3 стран проживает более одной национальной или религиозной группы, которые составляют не менее 10% населения.

Понятие «национальность», выражая этническую общность, представляет собой лишь один из факторов нации и народности. Поэтому оно является более узким, чем понятие «нация».

Нацию как кирпичики образуют этносы, скрепляемые общностью языка, культуры и родной земли. Обычно нация включает в себя большое количество этносов.
Этнос первичен по отношению к нации, а нация по отношению к государству.
Нация это феномен скорее культурный, нежели этнический. Нация это во многом язык, на котором говорят люди данной национальной принадлежности.

В середине XI века русский митрополит Иларион в своём замечательном «Слове о Законе и Благодати», писал, что все народы равноправны и все совершают общее дело для человечества.

Русский историк С.М.Соловьёв в начале седьмой книги своей «Истории России с древнейших времен» утверждал: «Неприятное восхваление своей национальности… не может увлечь русских…»

Академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв в книге «Заметки о русском» отмечает:
«Узкая национальность не в духе русском. <…> Национализм — это проявление слабости нации, а не её силы. Заражаются национализмом по большей части слабые народы, пытающиеся сохранить себя с помощью националистических чувств и идеологии».

ПО МОЕМУ МНЕНИЮ, понятие «нация» — это идеологический конструкт, специально придуманный для лучшего управления подчинённым народом. Если этносы это реальность, то нации и национальные государства – выдумка правящих элит для эксплуатации народов, проживающих на данной территории.

Под знаменем идеи «национального (расового) превосходства» уничтожались другие народы. Немецкие фашисты уничтожали все нации, которые казались им неполноценными.

На самом деле существуют группы людей, объединённые родством, интересом, местом проживания. Если этносы это реально существующие группы, то «нация» – понятие выдуманное.

Национальность, в метафизическом смысле, вещь проходящая. На Страшном Суде не будет ни эллина, ни иудея.

Чем больше я путешествую, тем более ощущаю себя гражданином мира.
Теперь нет графы национальность в паспорте (у меня было записано «русский»), а указывается только гражданство. Для определения гражданства существует «принцип земли» (по месту рождения) и «принцип крови» (по гражданству родителей).
Так что я теперь не русский, а россиянин.

Когда мне говорят, что я не очень похож на русского, не знаю, что и ответить. Иногда говорят, что я похож на татарина, другие спрашивают, не еврей ли я.
Да так ли это важно, русский я, татарин или еврей. Если верить, что арап Петра Великого из царского эфиопского рода, ведущего свой род от царицы Савской, которая жила с царём Соломоном, то, возможно, Пушкин был еврей.
Сами же Пушкины выводили себя от Ратши, «из немец», служившего Новгородскому князю Александру Ярославичу.

Известна поговорка: «поскреби русского – найдёшь татарина».
Великий русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов родом из шотландского клана ЛермОнтов. Скульптор Клодт, граф Бенкендорф, Нессельроде, Тотлебен, Лефорт, Ганнибал, Остерман, Бирон, Миних, Витте, Даль, — все эти служившие России иноземцы считали себя русскими.

«Русский» – понятие наднациональное, оно отвечает на вопрос «какой?», а не «кто?» и означает принадлежность к цивилизационной общности, а не национальность.
Не принято говорить «немецкий человек», «американский человек», а вот «русский человек» звучит вполне определённо, также как «западный» или «восточный» человек.
Так что может быть русский немец, и русский испанец, и русский американец.

Образ страны во многом формирует национальное мышление и внешнюю политику. Поэтому так важно создание благоприятного положительного имиджа страны. Сейчас у России образ медведя-шатуна. И было бы хорошо, если бы образом России стала медведица (как на картине Шишкина «Утро в сосновом лесу»). Этот имидж более соответствует духу нашей многонациональной страны.

В России проживает 192 этноса. Поэтому без объединяющей идеи никак невозможно. Россия не сможет существовать, если каждый будет жить по одиночке. «Русская идея» – это объединяющая идея.

«Русский — это не национальность, это мироощущение! У нас душа ребёнка! По сравнению с другими нациями мы словно застряли в детском возрасте. Понять нас трудно, как трудно взрослому вернуться в детство. И не ищите в России того, что есть на Западе. Россия никогда не будет страной комфорта — ни материального, ни духовного. Она была, есть и будет страной Духа, местом его непрекращающегося поединка за сердца людей; и потому путь её отличен от других стран. У нас своя история и своя культура, а значит, и свой путь. Быть может, судьба России в том, чтобы страдать за всё человечество, освобождая народы от засилья зла на земле».
(из моего романа «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак» на сайте Новая Русская Литература

Однажды по телеканалу «Культура» показали фильм Владимира Хотиненко «Наследники». Большая часть действия происходит в студии ток-шоу, где политолог, историк и патриот во главе с ведущим обсуждают вопросы русской истории.
– Наша задача – научить людей гордиться своей историей, – говорит политолог.
– Быть русским – это значит встать перед непобедимым врагом и выстоять! – утверждает патриот.
– Да не было в 14 веке никакого русского народа, – утверждает историк. – Нацию русскую раньше 16 века искать бессмысленно.
– Кому полезна эта ваша истина?! – возмутился патриот. – Много найдётся желающих покопаться в нашем грязном белье. Но самим-то зачем ворошить? Народ должен гордиться своим прошлым!
– Гордиться придуманным прошлым или настоящим? – недоумевает историк. – Я всегда считал, что для наших патриотов-государственников народ это ребёнок, причём ребёнок умственно неполноценный.
– Всякая власть хочет, чтобы её облизывали, – говорит ведущий. – И чем она самоуправней, чем она беззаконней, тем больше нуждается в подтверждении, что всякая власть от Бога. И церковь уже тысячу лет как откликается на этот запрос».

«Согласен, что нынешнее наше духовенство отстало. Хотите знать причину? Оно носит бороду, вот и всё. Оно не принадлежит к хорошему обществу. Что же касается нашей исторической ничтожности, то я решительно не могу с вами согласиться…» – писал Пушкин Чаадаеву 19 октября 1836 года. –
«Действительно, нужно сознаться, что наша общественная жизнь – грустная вещь, Что это отсутствие общественного мнения, это равнодушие ко всякому долгу, справедливости и истине, это циничное презрение к человеческой мысли и достоинству – поистине могут привести в отчаяние. Вы хорошо сделали, что сказали это громко. Но боюсь, как бы ваши исторические воззрения вам не повредили».

После принятия закона о безусловном уважении власти, критиковать власть стало опасно. Никаких общественных дискуссий нет. Ни у кого не должно быть сомнения в правильности курса. Всякие сомнения есть проявления неуважения к власти. Поэтому никакой критики – только аналитика. 28.03.2019 аналитик Сергей Шелин выступил в информационном агентстве РОСБАЛТ с лекцией «Большой скачок при Сталине и при Путине. Почему не удастся повторить?»

P.S. Данная статья не содержит оскорблений государственной власти России.

Так что же вы хотели сказать своим постом? – спросят меня.

Всё что я хочу сказать людям, заключено в трёх основных идеях:
1\ Цель жизни – научиться любить, любить несмотря ни на что
2\ Смысл – он везде
3\ Любовь творить необходимость.

А по Вашему мнению, РУССКАЯ НАЦИЯ – ЭТО МИФ?

© Николай Кофырин – Новая Русская Литература

Метки: , , , ,

Комментарии запрещены.