ПУШКИН НЕИЗВЕСТНЫЙ

Пушкин статут

Сегодня 6 июня 2019 года исполняется 220 лет со дня рождения «солнца русской поэзии» — Александра Сергеевича Пушкина. Но впечатление, что власти просто забыли об этом. Хотя «Пушкин — наше всё!», как заявил в XIX веке известный критик и поэт Аполлон Григорьев.
Во времена моего детства существовал молочный шоколад «Сказки Пушкина». У многих пенсионеров сохранились фарфоровые статуэтки молоденького Пушкина с пером за письменным столом. По телевидению часто показывали фильм «Волшебная сила искусства»; одна из новелл была посвящена Пушкину и снималась на площади Искусств.
Недавно я пришёл на площадь Искусств к памятнику Пушкина и поинтересовался, насколько ещё помнят любимые строки поэта. Несмотря на огромное количество пушкинских праздников и юбилеев, знание стихов Александра Сергеевича становится всё хуже и хуже. В результате моего опроса я убедился: для многих сегодня Пушкин — позабытый.


В 1937 году решили отпраздновать 100-летие смерти А.С.Пушкина. Устроили пышные торжества, литературоведам заказали сочинить миф о свободолюбивом поэте борце с самодержавием.
Когда я учился в школе, на уроках литературы нам рассказывали, что Пушкин был другом многих декабристов, но те, осознавая масштаб пушкинского дарования, делали всё, чтобы огородить Александра Сергеевич от опасности участия в заговоре.
Однако сегодня мы знаем, что в те годы Пушкин был признан далеко не всеми и не считался «нашим всё».

У Пушкина был имидж «вольнолюбивого поэта». Он хотел войти в круг декабристов, но ему отказывали, якобы «оберегая поэта». Хотя поэт Кондратий Рылеев был одним из руководителей Северного общества и за участие в восстании декабристов был повешен.

А может быть, друзья-декабристы знали о том, где и кем служил Александр Пушкин и опасались его болтливости?

Один из близких друзей Пушкина, князь Пётр Андреевич Вяземский так объяснял, почему друзья-декабристы не спустили поэта в своё тайное общество.
«Многие из них были приятелями его, но они не находили в нём готового соумышленника, и, к счастию его самого и России, они оставили его в покое, оставили в стороне. Этому соображению и расчёту их можно скорее приписать спасение Пушкина от крушений 25-го года, нежели желание, как многие думают, сберечь дарование его и будущую литературную славу России. Рылеев и Александр Бестужев, вероятно, признавали себя такими же вкладчиками в сокровищницу будущей русской литературы, как и Пушкин, но это не помешало им самонадеянно поставить всю эту литературу на одну карту, на карту политического быть или не быть».

Существует мифологизированная история, почему Пушкин не участвовал в восстании декабристов. Поэт сам рассказывал о неудавшейся поездке своим современникам. Те вспоминали:
«Известие о кончине императора Александра I и о происходивших вследствие оного колебаниях по вопросу о престолонаследии дошло до Михайловского около 10 декабря. <…> Рассчитывая, что при таких важных обстоятельствах не обратят строгого внимания на его непослушание, он решил отправиться туда… <…> Итак, Пушкин приказывает готовить повозку, а слуге собираться с ним в Питер; сам же едет проститься с тригорскими соседками. Но вот на пути в Тригорское заяц перебегает через дорогу; на возвратном пути из Тригорского в Михайловское — ещё заяц! Пушкин вдосаде приезжает домой; ему докладывают, что слуга, назначенный с ним ехать, заболел вдруг белою горячкой. <…> Глядь — в воротах встречается священник, который шёл проститься с отъезжающим барином. Всех этих встреч — не под силу суеверному Пушкину; он возвращается от ворот домой и остаётся у себя в деревне».

Эта мифологизированная история дополняется тем, что Пушкин будто смастерил себе подложный «билет», выехал из Михайловского под именем крепостного Алексея Хохлова.
Мария Осипова («тригорская соседка» Пушкина) воспоминала, что поэт решил срочно вернуться в Петербург не до, а после того, как узнал о вспыхнувшем восстании.
«Арсений рассказывал, что в Петербурге бунт, всюду разъезды и караулы… Пушкин, услыша рассказ Арсения, страшно побледнел. <…> На другой день… Пушкин быстро собрался в дорогу и поехал; но, доехав до погоста Врева, вернулся назад» .

Мне всегда казалось странным, что Пушкин, будучи другом декабристов, не был привлечён к ответственности, хотя честно признался царю, если бы в тот день он был в Петербурге, то был на Сенатской площади.
Встреча Пушкина с Николаем I в Москве 8 сентября 1826 года была много раз описана современниками со слов поэта.
«Фельдъегерь внезапно извлёк меня из моего непроизвольного уединения, привезя по почте в Москву, прямо в Кремль, и всего в пыли ввёл меня в кабинет императора, который сказал мне:
— А, здравствуй, Пушкин, доволен ли ты, что возвращён?
Я отвечал, как следовало в подобном случае. Император долго беседовал со мною и спросил меня:
— Пушкин, если бы ты был в Петербурге, принял ли бы ты участие в 14 декабря?
— Неизбежно, государь, все мои друзья были в заговоре, и я был бы в невозможности отстать от них. Одно отсутствие спасло меня, и я благодарю за то Небо.
— Ты довольно шалил, — возразил император, — надеюсь, что теперь ты образумишься и что размолвки у нас вперёд не будет. Присылай всё, что напишешь, ко мне; отныне я буду твоим цензором».

Пушкин и Николай

Николай так вспоминал о своей встрече с Пушкиным:
«На вопрос мой, переменился ли его образ мыслей и даёт ли он мне слово думать и действовать иначе, если я пущу его на волю, он наговорил мне пропасть комплиментов насчёт 14 декабря, но очень долго колебался прямым ответом и только после длинного молчания протянул руку с обещанием — сделаться другим».

«Я сердечно привязан к государю», – признавался Пушкин в известном письме к Чаадаеву. При этом Пушкин не отрёкся от дружбы с декабристами, хотя и и не высказывал своего согласия (или несогласия) с их программой. Поэт не считал, что отмена цензуры необходима, полагая неизбежным в этом случае торжество варварства.
В письме к Петру Вяземскому 10 июля 1826 года Пушкин признавался: «Бунт и революция мне никогда не нравились, это правда; но я был в связи почти со всеми и в переписке со многими из заговорщиков».
Попытки найти компромисс с властью нашло выражение в стихотворениях «Стансы» и «Клеветникам России».

Как же Пушкину удавалось найти компромисс с властью?

17 мая 2019 года в Европейском университете в Петербурге на конференции «Антропология страха» выступил Олег Проскурин (США) с докладом «Гляжу вперёд я без боязни…» (восстание декабристов, политика устрашения и «Стансы» Пушкина).

Каждое лето я отдыхаю в Ленинградской области, но никогда не подозревал, что рядом родовое гнездо предков поэта. Имение Ганнибалов находилось в посёлке Суйда, недалеко от Гатчины. После свадьбы родители Александра жили в Суйде, на зимний период переезжая в Петербург. Весной 1798 года Пушкины вновь приехали в Суйду. Однако жить в деревне им показалось скучно, и семья принимает решение уехать в Москву. Переезд по каким-то причинам затягивается до конца 1798 года. Если бы родители Пушкина задержались ещё дольше, то Суйда сегодня называлась бы родиной великого поэта.

У Александра Пушкина были непростые отношения с его матерью. Надежда Осиповна больше любила младшего сына Левушку. Родителям он не посвятил ни одного стиха. В 1800 году родители привозили Александра и на короткое время делали остановку в Суйде, решая дела, связанные с продажей имения в Кобрино. В Кобрино жила няня Пушкина Арина Родионовна.

В один из солнечных дней сентября утром я сел на велосипед и поехал по пушкинским местам: в село Воскресенское (там стоит памятник няне Пушкина Арине Родионовне), затем в Суйду (там расположен музей-усадьба Ганнибалов), потом в Кобрино (там домик Арины Родионовны).

В 1824-1826 годах Арина Родионовна разделила ссылку Пушкина в Михайловском. В это время поэт особенно сблизился со своей няней, слушал и записывал её сказки, народные песни. Арина Родионовна, по признаниям самого поэта, была прототипом няни Дубровского, няни Татьяны из «Евгения Онегина». Считается также, что Арина Родионовна явилась прототипом женских образов в романе «Арап Петра Великого», мамки Ксении из «Бориса Годунова», мамки княгини из «Русалки». Именно присказку Арины Родионовны взял за основу поэт, создавая вступительные строки поэмы «Руслан и Людмила».

На поэтический Парнас молодого Александра привёл его дядя Василий Львович — известный поэт и эрудит, староста литературного общества «Арзамас». Именно благодаря стараниям Василия Львовича, Александр был устроен в бесплатный привилегированный императорский царский Лицей.

В лицейском стихотворении Пушкин сравнивает себя с чижиком. Есть автопортрет, где Пушкин рядом с конской мордой изобразил своё лицо, придав ему черты то ли конские, то ли обезьяньи. «…Складом лица, повадкою и вертлявостью он многим напоминал обезьяну. Кажется, Грибоедов первый назвал его мартышкой…», — писал известный пушкинист Юрий Лотман. — «»Смесь обезьяны с тигром» — парафраз другого лицейского прозвища Пушкина «француз»».

Более всего Пушкин воплотил себя в романе «Евгений Онегин». Когда Пушкин завершил роман «Евгений Онегин» в 1830 году ещё не было письма Онегина к Татьяне. Оно было написано уже женатым Пушкиным. Некоторые считают, что Пушкин придумал Татьяну, влюбился в неё и даже видел Татьяной.

Предполагают, что письмо Татьяны к Онегину есть переложение ранее известного поэтического текста. Это письмо перекликается с одной из любовных элегий французской поэтессы Марселины Деборд-Вальмор (сборник её элегий вышел в свет в 1819 году и был, несомненно, известен Пушкину).
«То воля Неба, я твоя…» — это выражение взято Пушкиным из романа Руссо. — И так же, как и героиня Руссо, Татьяна именно после этого выражения заменяет обращение Вы на Ты…

Бытует мнение, что стихотворение «Я помню чудное мгновенье» посвящено Анне Керн. Это не верно. Керн буквально вырвала у Пушкина листок с этим стихотворением, фактически присвоив его. И хотя у Пушкина были отношения с Анной Керн, но это стихотворение он писал не о ней.
Слова «Я помню чудное мгновенье» принадлежат не Пушкину, а Жуковскому. Эти слова возникли под впечатлением увиденной в Дрезденской галерее картины Рафаэля «Сикстинская Мадонна». Пушкин их по-своему освоил.

Жуковский после смерти Пушкина опубликовал ряд его неизданных ранее произведений, но со своими изменениями и вставками. Жуковский полагал, что цензура не пропустит слова «Вознёсся выше он главою непокорной Александрийского столпа» (то есть выше царя) и потому заменил на «Вознёсся выше он главою непокорной Наполеонова столпа».

В тексте «Скупого рыцаря» Пушкин использовал анекдот, который ещё в 1803-м году Г.Р.Державин включил в своё послание «К Скопихину». Под именем Скопихина (то есть скупого) Державин вывел миллионера Собакина, и в результате появился анекдот о лающем скупце.

Про «медный всадник» первым написал не Пушкин, а польский поэт Адам Мицкевич. Известные слова «в Европу прорубил окно» принадлежат тоже не Пушкину.

В цикле «Повести Белкина» меня более других тронула повесть «Станционный смотритель». Мне казалось, что такая реалистичная история не может быть выдумана. Я был уверен, что Пушкин создал повесть «Станционный смотритель» из воспоминаний и бесед на почтовой станции. На почтовой станции Выра Пушкин бывал не менее 13 раз. Согласно архивным исследованиям на станции долгое время служил смотритель, у которого была дочь. Я специально приехал в музей «Дом станционного смотрителя», чтобы разгадать секрет этой повести.

В Институте русской литературы (Пушкинский Дом) старший научный сотрудник отдела пушкиноведения Алексей Юрьевич Балакин разъяснил мне: «Сказать, что Пушкин записал рассказы смотрителя, конечно, нельзя. Это музейная байка. Сюжет давно известен, ничего оригинального в этом сюжете нет. Как почти все сюжеты повестей Белкина, истории заимствованы из литературы предшествующего века».

Многие произведения А.С.Пушкина до конца не поняты. Например, до сих пор не разгадана «Пиковая дама». Хотя уже в эпиграфе даётся ключ к разгадке этой детективной истории – «Пиковая дама означает тайную недоброжелательность».

Кто же испытывал тайную недоброжелательность к графине? Пушкин подсказывает: её воспитанница – Лизавета Ивановна. «Кому и знать горечь зависимости, как не бедной воспитаннице знатной старухи?» «Лизавета Ивановна была домашней мученицею». «Она была самолюбива, живо чувствовала своё положение и глядела кругом себя, — с нетерпением ожидая избавителя…»

Германн хотел использовать Лизу для свидания с графиней, а Лиза хотела использовать Германна для убийства графини. Иначе трудно представить, зачем молодая девушка в XIX веке, воспитанница, пригласила к себе в спальню в половине двенадцатого ночи на первое в её жизни любовное свидание молодого офицера, которого знала лишь по письмам и всего три недели. «Бедная воспитанница была не что иное, как слепая помощница разбойника, убийцы старой её благодетельницы!»

Лизавета подсказывает Германну, куда и когда надо придти, чтобы застать старуху. Она провоцирует Германна, даёт ему возможность обратиться к графине за тайной трёх карт. Расчёт простой: испуганная 87-летняя графиня не могла от страха не умереть.

О творчестве Пушкина написаны тысячи исследований, в сотни раз больше, чем он сам написал. Каждый раз, читая новую монографию, открываешь что-то новое, и каждый раз тайна Пушкина остаётся неразгаданной. Достоевский писал: «Пушкин умер в полном расцвете своих сил, и бесспорно унёс с собой в гроб некую великую тайну. И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем».

Миф о «солнце русской поэзии» известен всем со школьной скамьи, но главное в жизни и смерти А.С.Пушкина до сих пор остаётся засекреченным. О «засекреченном Пушкине» писал ещё Корней Чуковский в 1934 году. Существует масса фактов, которым пушкиноведы не могут или не хотят найти объяснение.

9 февраля 2018 года я побывал в Институте русской литературы (Пушкинский Дом) на презентации первого цифрового издания «Маленькие трагедии». Я пытался узнать, когда же рассекретят жизнь Пушкина.

Ныне появилась наука «астрофилология» — ответвление филологии в астрологическую область. Считается, что каждый человек (писатель) рождается в определённый день, и расположение планет накладывает отпечаток на его творчество. Предполагают, что изучение астрологической карты поэта насыщает науку новыми кодами, отчего филологический фон только обогащается.

У меня нет желания опорочить великого человека, есть лишь желание докопаться до истины. Как криминолог я предлагаю по-новому взглянуть на известные факты жизни и смерти Александра Сергеевича Пушкина.
Неясными остаются три главных вопроса:
1\ какую именно работу выполнял А.С.Пушкин на государственной службе?
2\ роковая дуэль – результат семейного конфликта или заговор против поэта?
3\ почему до сих пор не проведут экспертизу ДНК поэта?

После окончания Царскосельского лицея Пушкин поступил на службу в Коллегию иностранных дел в качестве переводчика в чине коллежского секретаря с окладом 700 рублей в год. Коллегия входила в Министерство иностранных дел, где были ещё три секретных экспедиции: шифровальная, дешифровальная и службу перлюстрации. Помимо дипломатической миссии, коллегия занималась и внешней разведкой.

Знания лингвистов использовались для дешифрования переписки. Путём дешифровки переписки удалось разоблачить руководителей польского восстания. Секретным подразделением шифровальщиков и дешифровальщиков заведовал друг Пушкина барон Павел Леонидович Шиллинг фон Канштадт. Выезд за границу сотрудников этого ведомства был категорически запрещён.

Пушкин так зашифровал 10-ю главу «Евгения Онегина», что почти сто лет никто не мог расшифровать.
Так называемые «ссылки» поэта на юг России на самом деле были его служебными командировками. Ссылка в Бессарабию (якобы за вольнолюбивые стихи) на самом деле была разведывательной миссией. В Кишинёве Пушкин любил переодеваться в разные костюмы, и делал это не забавы ради. Из этих «ссылок» Пушкин писал донесения, которые по сути были отчётами разведчика.

Так кем же был Александр Пушкин на самом деле?

В 1831 году Пушкин решил вновь поступить на государственную службу. 20 июля написал прошение государю, и уже на следующий день царь распорядился принять Пушкина на службу (якобы для допуска в архивы и работы над историей Петра Великого).
23 июля глава МИДа Карл Нессельроде получил от главы Отделения жандармов графа Бенкендорфа письмо о высочайшем повелении определить в Государственную Коллегию иностранных дел «известнейшего нашего поэта, титулярного советника (!) Пушкина…». Хотя официально Пушкин числился отставным коллежским секретарём.

27 января 1832 года поэт вновь принял присягу, причём ДВАЖДЫ! На одном листе Пушкин расписался по месту своей официальной службы (где числился как коллежский секретарь), и второй раз по месту своей секретной службы (где числился как титулярный советник).

Так в каком ведомстве Пушкин числился как «титулярный советник»?

В 1832 году на базе Третьего отделения жандармов была создана политическая разведка России. Этой службой руководил Адам Сагтынский. Он набирал «агентов-литераторов» для организации контрпропаганды в Европе. Самым известным был работавший во Франции «шпион столетия» Яков Толстой.

А.С.Пушкин работал «под прикрытием»: формально числился в Министерстве иностранных дел как коллежский секретарь, а реально работал в секретном подразделении как титулярный советник. Причём зарплату получал сразу в двух ведомствах: одну в МИДе, а другую из специального секретного фонда самого императора, где получали зарплату другие секретные сотрудники. Упоминание фамилий секретных сотрудников было категорически запрещено специальным царским указом.

Находясь на государственной службе, Пушкин пользовался поддержкой государства. Стихотворения «Клеветникам России», «На штурм Варшавы» были созданы на заказ и одобрены лично императором Николаем I. По заказу царя Пушкин занимался написанием истории пугачёвского бунта, а в последствии работал над историей Петра I. Естественно, как заказчик, государь был личным цензором Пушкина.

Пушкин засекреченный

По личному указанию государя, зарплата Пушкина была увеличена до 5 тысяч рублей в год, что в 7 раз превышало официальный оклад чиновника его ранга. И хотя официально Александр Пушкин числился камер-юнкером, в подлинном военно-судебном деле о дуэли с Дантесом-Геккерном, Пушкин именуется как «КАМЕРГЕР» (что соответствует чину генерала).

Я учился в советской школе, и нам рассказывали о заговоре против Пушкина при прямом участии Николая I и Бенкендорфа. Император Николай I видел в Пушкине опасного «вождя вольнодумцев».

В день смерти поэта 10 февраля 2016 года я пришёл в музей на набережной Мойки, 12 (последнюю квартиру поэта) с целью выяснить, что же такое трагическая гибель Пушкина: семейная драма с банальным любовным треугольником или заговор против поэта и России?

Автор книги «Дуэль и смерть Пушкина» П.Е.Щёголев во всём винит жену поэта Наталью Николаевну. По словам П.Е.Щёголева, «при дворе было много прелестных и красивых женщин, но и среди них жена поэта с её блистательной красотой занимала одно из первых, если не первое место».

Юрий Лотман в своей книге «Александр Сергеевич Пушкин. Биография писателя» (Л., 1983) объяснил скандальные приставания Дантеса к жене Пушкина желанием устранить порочащие его слухи о гомосексуальной связи со своим приёмным отцом – бароном Геккерном. Голландский посланник барон Геккерн 43 лет никогда не был женат и не имел романов с женщинами. Его сексуальные пристрастия были известны всем.

«Наш голубезнейший Дантес большой проказник», – шутил Александр Сергеевич в обществе. Дантес не мог не знать об этих остротах. Возможно, он хотел отомстить поэту, скомпрометировав его жену, или чтобы отвести подозрения в гомосексуализме.

«Пушкин пал жертвой заговора педерастов», – откровенно сказал Юрий Лотман в разговоре с В.Баевским (см. «Вопросы литературы». М., 2002, № 2).

Действительно, существует версия, будто бы заговор против Пушкина организовали гомосексуалисты. Причиной тому известная эпиграмма Пушкина 1835 года. Героем эпиграммы был князь Михаил Александрович Дондуков-Корсаков, занимавший пост вице-президента Санкт-Петербургской Академии наук. Современники подозревали, что неожиданная карьера Дондукова в министерстве народного просвещения связана с тем, что тот в молодости находился в гомосексуальной связи с министром народного просвещения и президентом Академии наук Сергеем Семёновичем Уваровым – автором знаменитой идеологемы «Православие, самодержавие, народность».
Дондуков был ещё цензором, и по указке ненавидевшего Пушкина графа Уварова чинил препятствия к изданию пушкинских сочинений.

Правда и сам Александр Сергеевич с его «донжуанским списком» был ещё тот «сукин сын» (по его же собственному выражению). Донжуанский список — это два параллельных списка женщин, которыми увлекался А.С.Пушкин и/или с которыми был близок. Пушкин сам составил их в 1829 году в альбоме Елизаветы Николаевны Ушаковой. В письме к В.Ф.Вяземской (1830 год) Пушкин признаётся: «Моя женитьба на Натали (это, замечу в скобках, моя сто тринадцатая любовь) решена».

Пушкин Оленина

Пушкин сватался и к Анне Алексеевне Олениной — дочери президента Академии художеств. «Я вас любил: любовь ещё, быть может, …» Это стихотворение молодой Александр Пушкин написал в альбом Анне Алексеевне Олениной, когда посещал усадьбу Олениных Приютино. В детстве я часто бывал в Приютино. А недавно приехал вновь, чтобы побеседовать с директором музея-усадьбы Леонидом Викторовичем Мазур.

Так кто же виноват в смертельной дуэли Пушкина?

4 ноября 1836 года Пушкин получил анонимное письмо с «дипломом историографа ордена рогоносцев». Сверх того, семь или восемь других экземпляров были отправлены разным лицам в двойных конвертах; на внутреннем конверте был надписан адрес Пушкина. Поэт сделал для себя вывод: оскорбительное письмо исходило из голландского посольства, а автор его — известный интриган и недруг барон Луи Геккерн. Пушкин умер с убеждённостью в этом. Однако, он ошибался.

Сегодня установлено, что известный диплом ордена рогоносцев писал не барон Геккерн. Текст был скопирован с похожего диплома, которые не были новинкой в Европе. На печати, которой был заклеен конверт, изображены символы масонов: перо, птица, циркуль. Но это скорее была «злая шутка».

Пушкин Дантес

Дантес категорически отрицал свою причастность к злосчастному пасквилю. Непричастен был и его отец Геккерн. Так что Пушкин напрасно оскорблял голландского посланника. «Подобно старой развратнице, Вы сторожили мою жену на всех углах, чтобы говорить ей о любви вашего незаконнорожденного или так называемого сына, когда он больной сифилисом находился дома», – написал Пушкин барону Геккерну-старшему.

Многие современники отмечали, что в последний год жизни Пушкин был раздражён и часто неадекватен, словно «искал смерть». Но если Пушкин действительно был болен, тогда это даёт объяснение его раздражительности и неадекватности.
О болезнях Пушкина можно было бы узнать по анализу ДНК (сохранились пятна его крови, пряди волос). Однако почему-то этого не хотят делать.

Почему же всесильное Жандармское отделение так и не смогло разыскать авторов анонимного пасквиля?

Пушкинисты считают, что в пасквиле был намёк на связь жены поэта с царём Николаем I. Миниатюрный портрет Натальи Николаевны (художника Гау) был вделан во внутреннюю крышку массивных золотых часов, которые постоянно находились на письменном столе царя.

Гоначарова Гау

Пушкин говорил, что Николай I, как офицеришка, ухаживает за его женою; нарочно по утрам по несколько раз проезжает мимо её окон, а вечерами, на балах, спрашивает, отчего у неё всегда шторы опущены.
Пушкин подозревал (и, видимо, не без оснований) императора в ухаживании за своей женой. В злополучном пасквиле был намёк, будто бы поэт торгует своей женой, поскольку Пушкин был должен императору 45 тысяч рублей.

Накануне последней дуэли у Пушкина был неприятный разговор с царём Николаем I на сугубо личную интимную тему. Возможно, поэт высказал всё, что думал об ухаживании царя за Натальей Николаевной. Через пять дней Пушкин был убит на дуэли. Вряд ли это была случайность…

В день последней дуэли у Пушкина ещё не было секунданта. Случайно им стал лицейский товарищ Константин Данзас.
Почему же Данзас так легко согласился быть секундантом Пушкина?

Константин Карлович Данзас (1801-1870) никогда не был близким другом Пушкина, не принадлежал к кругу поэта, они почти не общались.
По уставу подполковник Данзас был обязан сообщить о дуэли (дуэли в царской России были запрещены). Если бы он сообщил, то, возможно, этим спас лицейского товарища.

Опубликованное в 1900 году под редакцией П.М.Кауфмана «Подлинное военно-судное дело 1837 г.» не содержит двух листов (67 и 68), которые, как утверждал редактор в предисловии к изданию, были «утрачены» и, видимо, содержали показания Данзаса (в опубликованных материалах есть лишь записи его «передопрашивания»). Kроме того, из опубликованных материалов остаётся неясным, кто был первым доносителем о происшествии.

Никто кроме секундантов и дуэлянтов не мог знать о месте и времени дуэли. Но оказывается, о месте и времени дуэли знало и Третье отделение. Начальник штаба корпуса жандармов генерал Л.В.Дубельт признавал: «Да, мы знали о предстоящем поединке, но жандармы по ошибке были направлены в Екатерингоф».

Возможно, чтобы спасти Пушкина и обезопасить себя, Данзас, как человек военный, сам донёс в Третье отделение о готовящейся дуэли, в надежде, что жандармы не допустят поединка и этим он спасёт первого поэта России. Это объясняет и то, почему Данзас отказался от сделанного ему Дантесом предложения скрыть своё участие в дуэли.

Подполковник К.К.Данзас был опытным военным и дуэлянтом. Он не мог не знать «дуэльного кодекса». Поэтому удивляет, что Данзас во время поединка Пушкина и Дантеса трижды нарушил правила дуэли! Данзас не произвёл осмотр одежды Дантеса до дуэли и после дуэли; Данзас не прекратил дуэль после ранения Пушкина; Данзас подал Пушкину другой пистолет, что также было нарушением правил дуэли (на это указал секундант Дантеса д’Аршиак).

Пушкин дуэль картина

В нарушении дуэльных правил секундант Данзас не пригласил доктора и не прихватил никаких лекарств и материалов для перевязки в случае ранения. Данзас объяснял это тем, что «был взят в секунданты за несколько часов до дуэли, времени было в обрез, и он не имел возможности подумать о первой помощи для Пушкина».
Хотя в распоряжении Данзаса было целых четыре часа!

Возможно, за эти четыре часа Данзас успел донести о готовящейся дуэли и надеялся, что жандармы не допустят смертельного поединка? Именно поэтому не пригласил на дуэль врача, как это было положено по дуэльному кодексу?

После дуэли Данзаса должны были арестовать, однако ему было разрешено императором не покидать Пушкина до его последнего часа.
За секундантство на дуэли Пушкина Данзас был приговорён к повешению. Однако по ходатайству военного и надзорного начальства (!) император заменил это наказание всего лишь на два дополнительных месяца ареста в Петропавловской крепости.
На свободу Данзас вышел уже 19 мая 1837 года. Спустя два года он был награждён орденом Святого Станислава 2-й степени; в 1840 году к этому ордену была пожалована императорская корона. В 1844 году Данзас получил чин полковника, а в 1857 году вышел в отставку с присвоением чина генерал-майора.

Один известный пушкиновед на сайте «Эхо Москвы» написала комментарий на мою статью «Заговор против Пушкина»:
«По всей видимости, Данзас – глава заговора против Пушкина!»
Я ответил: «Скорее всего, Данзас мог быть только соучастником (пособником). Организатором мог быть только император».

Жорж Дантес был всего лишь исполнитель коварного замысла. Он был своего рода «тенью», прикрывавшей роман царя с Пушкиной.
Спустя много лет Дантес вспоминал о романе с Пушкиной: «Было предостаточно случаев, когда она могла бы отдать мне всё – и что же?.. – никогда ничего! никогда в жизни!»

По всей видимости, Наталья Николаевна действительно не изменяла своему мужу с Дантесом, поскольку была фавориткой царя Николая I. Злые языки утверждали, что последний отпрыск Пушкина – ребёнок Николая. Хотя и сам император Николай Павлович, судя по его комплекции, вряд ли был потомком щуплого и болезненного императора Павла.

После смерти поэта по указанию императора Николая I все долги были погашены за счёт казны (Пушкин имел долг в 139 тыс. рублей). Царь приказал издать полное собрание сочинений А.С.Пушкина, выручка от продажи которого должна была пойти в пользу семьи поэта. Вдове было выплачено единовременное пособие в 50 тысяч рублей, оба сына получили пенсион в размере 1200 рублей в год. Вдове была назначена пенсия в 10 тысяч рублей в год (что не соответствовало официальному чину её мужа).

Это произвело сильное впечатление на петербургское общество. Многие недоумевали: отчего Наталье Николаевне такая щедрость монарха?

Пушкин камерюнкер с женой

Если Наталья Николаевна не была любовницей Николая I, то такое щедрое вознаграждение она могла получить только в случае, если её муж выполнял особое поручение самого императора. (Возможно, Пушкин был личным шифровальщиком императора).
Жуковский свидетельствовал, что в день смерти Пушкина, «спустя 3 часа после кончины, после того как бездыханное тело поэта вынесли в соседнюю горницу», он сам по приказанию царя «запечатал кабинет своею печатью».

Чего же боялся царь? каких откровений в бумагах Пушкина?

Лишь 7 февраля 1837 г. кабинет был распечатан; тогда, по официальному рапорту, «все принадлежавшие поэту бумаги, письма и книги в рукописях собраны, уложены в два сундука и запечатанными перевезены в квартиру д. с. с. Жуковского, где и поставлены в особенной комнате».
«В течение 16 дней начальник штаба корпуса жандармов Л.В. Дубельт при участии Жуковского, игравшего довольно унизительную роль „понятого», производил сначала предварительный разбор и сортировку рукописей, затем их просмотр: это был, в сущности, „посмертный обыск» Пушкина».

Поскольку дуэль это убийство, митрополит не разрешил отпевать Пушкина. Однако по личному приказу царя отпевание было назначено. В приглашении написали, что оно состоится в Исаакиевской церкви. Однако отпевали на Конюшенной площади в храме Спаса Нерукотворного Образа. Туда ночью тайно под охраной жандармов перевезли тело Пушкина. Утром все подходы к церкви под видом учений по приказу царя были перекрыты войсками и обозами.

До сих пор неясно, почему тело Пушкина несли в заколоченном гробу? Почему никого не подпустили к телу поэта? Почему жена не пришла проводить мужа в последний путь?

Пушкин умерший

Хоронили Пушкина ДВАЖДЫ: 6 февраля 1837 года на кладбище Святогорского монастыря, а в 1841 году перезахоранивала вдова Наталья Николаевна.
Почему же целых четыре года Наталья Николаевна не приезжала на могилу мужа?

Пока не опубликованы ВСЕ письма Пушкина к Геккерну, пока не опубликована переписка Натали Пушкиной с Дантесом и ВСЕ дневники Пушкина, можно строить различные версии и обо всём говорить лишь предположительно.

На протяжении жизни А.С.Пушкин вёл дневник. Дневник №2, который оканчивается 1835 годом, хранится в России. Но должны существовать дневники №1 и №3, охватывающие период до 1835 года и вплоть до рокового 1837-го. Об этом упоминают В.Жуковский, князь П.Вяземский, критик и драматург барон Розен.

Но даже если найдут дневники Пушкина №1 и №3, где будут описаны события, опровергающие существующий миф о «солнце русской поэзии», эти дневники скорее всего будут признаны недействительными, даже если на них сохранится кровь поэта.

Пушкиноведы тщательно скрывают от нас правду о великом поэте, стараясь сохранить светлый образ классика русской литературы. «Литературная мафия» до сих пор цепко держит нас в плену мифа о «солнце русской поэзии», созданном ещё советским литературоведением.

Выходит, Пушкин опасен не только прошлым властям, но и властям нынешним?

Несколько лет назад я побывал в музее-заповеднике «Пушкинские горы». Вспоминались пушкинские строки:

Два чувства дивно близки нам —
В них обретает сердце пищу —
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.

Мы все умрём, возможно, очень скоро.
Но что с собой из жизни заберём?
Ни деньги, ни почёт,
ни кров, что дорог,
ни то, что как зеницу бережём.
Всё, что со смертью в нас останется навечно,
мы отдали, бесплатно, из души,
бесхитростно, по-детски, чуть беспечно,
Забрав лишь квинтэссенцию любви.
Нет ничего, что б нам принадлежало, —
как голыми пришли, так и уйдём.
Нам денег вечно мало, мало, мало…
Но кто нас вспомнит, если вдруг умрём?
Чьё сердце вздрогнет, с нами расставаясь?
В ком жить продолжим, сердцем всем любя?
Кто нас, кого любили мы, не каясь?
Кому как жертву отдали себя?
В нас Вечности нужна любовь и вера,
Умение прощать и отдавать.
Так будем же любить, не глядя, смело,
Ведь в смерти нам любовь не потерять!
(из моего романа-быль «Странник»(мистерия) на сайте Новая Русская Литература

Так что же вы хотели сказать своим постом? – спросят меня.

Всё что я хочу сказать людям, заключено в трёх основных идеях:
1\ Цель жизни – научиться любить, любить несмотря ни на что
2\ Смысл – он везде
3\ Любовь творить необходимость.

А для Вас остаётся ли ПУШКИН НЕИЗВЕСТНЫМ?

© Николай Кофырин – Новая Русская Литература

Метки: , , , , ,

Комментарии запрещены.