Недавно меня «убили» — не буквально, виртуально! Опять. Но я выжил. Меня уже несколько раз «убивали» в Интернете. Админы несколько раз уничтожали мой аккаунт ЖЖ, после чего благополучно его продавали. И находились покупатели, которые покупали мой ЖЖ и начинали писать от моего имени, имитируя мой стиль.
Когда ликвидируют твой аккаунт и стирают все твои записи, фотографии, видео и комментарии к ним, то это можно образно назвать «цифровой смертью», поскольку в Интернете ты перестаёшь существовать.
Хотя, «цифровая смерть» и «цифровое бессмертие» — это, конечно, метафоры. На английском это звучит как ”digital death” и ”digital afterlife”.
24.05.2019 я участвовал в работе конференции «Тягучая современность», организованной журналом «Новое литературное обозрение» и факультетом свободных наук и искусств Санкт-Петербургского госуниверситета. Известный культуролог и признанный эксперт в области «цифровой смерти» и «цифрового бессмертия» Оксана Мороз сделала доклад на тему «Человек как управляемая цифровая вещь, или Воображая цифровое бессмертие». После конференции Оксана дала мне большое интервью.
Чтобы разобраться в этой сложной теме, нужно ответить на вопросы:
1\ что такое цифровая жизнь?
2\ что такое цифровая смерть?
3\ что такое цифровое наследство?
4\ что такое цифровое погребение?
6\ что такое цифровое бессмертие?
Недавно Фейсбук предложил мне поздравить с днём рождения философа Вадима Межуева, которого я знал с 1986 года. Он умер 9 апреля 2019 года. В ленте новостей я увидел, что в блоге умершего кто-то публикует посты от его имени.
Я удивился: кто это делает и зачем?
Уже существуют компьютерные «планировщики», которые могут спланировать ваше посмертное «цифровое существование» и будут публиковать посты после вашей смерти, создавая видимость «цифрового бессмертия». Эти «кибер-зомби» могут даже научиться писать комментарии и посты за вас, общаться в соцсетях с «френдами», словно это вы сами.
Что делать с «цифровыми следами» пользователя в Интернете после его смерти?
Имеем ли мы право распоряжаться записями умерших по своему усмотрению?
Аккаунты известных личностей или людей, ставших популярными после смерти, важный источник ресурса для рекламы. Если человек зарабатывал на своём канале ЮТУБ, а после его смерти рекламодатели продолжают размещать рекламу в его роликах, значит растёт и доход. Кто будет управлять этим наследством?
Нужно ли созданное в Интернете рассматривать как собственность умершего и распределять между наследниками?
В 2012 году Facebook ввёл «памятный статус» специально для «мёртвых страниц», чтобы отгородить живое от мёртвого. «Мы не замалчиваем тот факт, что наши пользователи умирают. Но мы и не вычёркиваем их из мира существующих в Facebook. Мы демонстрируем уважение к их факту посмертного присутствия в нашем пространстве».
Интернет стал местом цифрового обитания мёртвых. Исследователи из Оксфордского института Интернета считают, что к 2070 году на Facebook число профилей покойников достигнет пяти миллионов; если соцсеть не закроется раньше, мёртвых людей в ней станет больше, чем живых.
Фейсбук не допускает раскрытия персональных данных любому третьему лицу. Сервисы электронных кошельков устанавливают ещё более жесткие правила доступа к хранимым средствам для третьих лиц в случае смерти владельца. Это и хорошо, и плохо. Вопрос о наследовании персональных данных умерших пока юридически не регламентирован.
Недавно в Гражданском кодексе РФ появилось новое понятие «цифровое право» (ст. 141.1.) Это совокупность электронных данных, которая удостоверяет права на такие объекты гражданских прав, как вещи, иное имущество, результаты работ, оказание услуг и исключительные права. Сейчас то, что в Гражданском кодексе предлагают назвать «цифровым правом», известно как «токен». Фактически это – токен в блокчейне, который обеспечивает права собственнику пароля.
Однако если компания находится вне национальной юрисдикции, не сможет помочь даже суд. Юристы рекомендуют вносить в завещание пароли к своим устройствам и цифровым сервисам. Составление цифровых завещаний становится всё более актуальным и востребованным.
На протяжении пятнадцати лет я создаю свой блог «Николай Кофырин – Новая Русская Литература» как виртуальную интерактивную книгу, и меня беспокоит, что будет с ней после моей смерти. Всего мною создано два романа, 1149 стихов; за 15 лет в Интернете я написал более 700 статей плюс 1335 видеороликов. Каждый пост для меня как последний. Я хочу, чтобы и после моей смерти публиковались главы виртуальной книги, чтобы её читали, комментировали, обсуждали. Да, я мечтаю о «цифровом бессмертии»!
Интернет породил новую противоречивую реальность: социальные сети, онлайн-кладбища, цифровое рабство, цифровую смерть и цифровое бессмертие. В этом больше плохого или хорошего? Об этом спорили на дебатах в антикафе пресс-центра информационного агентства «Росбалт» 30.08.2019 учёные, блогеры, преподаватели и эксперты.
Сегодня в результате троллинга в Интернете люди могут в реале убить пересмешника, а некоторые кончают жизнь самоубийством. Люди просят помощи в Интернете, иногда их спасает прямая трансляция покушения на жизнь. Или наоборот, они решают покончить с жизнью online, а иногда смерть происходит внезапно в результате несчастного случая во время трансляции.
Когда в 2009 году мы были в Париже, и в Лувре я снимал сюжет возле «Джоконды», с нами познакомился один русскоговорящий гид. Он сказал, что из Петербурга и оставил свой электронный адрес. Мы стали общаться в Интернете, он создал свой аккаунт под логином «myparis» и публиковал комментарии в моём блоге. Постепенно он скатился к тому, что стал хамить, оскорблять. В течение двух лет он троллил меня на всех сайтах. После многочисленных просьб и предупреждений, которые не возымели действия, я был вынужден его заблокировать. Но не стал подвергать его «цифровой смерти», не удалил его комментарии, тем самым обеспечив ему «цифровое бессмертие».
Что же такое цифровое бессмертие?
21 июня 2019 года на XXXII международной Балтийской криминологической конференции в Петербурге доктор юридических наук Владимир Семёнович Овчинский дал мне большое интервью по поводу цифрового бессмертия.
Жан Бодрийяр признаёт, что нынешняя эпоха изгоняет смерть как антиобщественное явление, но при этом сама становится некроориентированной. «Вся наша культура – это одно сплошное усилие отъединить жизнь от смерти, обуздать амбивалентность смерти, заменив её одним лишь воспроизводством жизни как ценности и времени как всеобщего эквивалента».
Академик Российской академии образования профессор Корольков Александр Аркадьевич мне сказал: «Значение для нас смерти выражено во всей мировой культуре как совершенно необходимый момент в осознании смысла нашего существования. Мы должны понимать, что нас в любой момент подстерегает вот это самое – что многими считается чем-то ужасным. На самом деле смерти для человека нет, как говорили древние, потому что, пока ты жив, ты ещё не умер, а когда ты умер, ты уже не знаешь, что такое смерть. Смерть как вечный наш стимул того, чтобы продуктивно жить. Кто не сознаёт того, что смерть реальна, тот просто живёт бездумно, и в конечном счёте только на пороге смерти начинает сознавать, что такое жизнь. Смерть – это возможность измерить свою жизнь высшими мерками!»
В 2012 году я был на международной конференции «Дни философии в Петербурге» и участвовал в работе секции, посвящённой проблемам танатологии – науке о смерти. Танатология одна из наиболее актуальных и быстроразвивающихся научных дисциплин. Петербургская школа танатологии стала одной из первой в России, изучающей онтологию смерти и умирания.
Основной вопрос, который я задавал участникам конференции – в чём смысл смерти?
Человеком становишься, когда начинаешь думать о смерти и готовиться к ней. Древние призывали: «memento mori» – помни о смерти. Античные философы утверждали, что философ только тем и занят всю жизнь, что готовится к смерти.
Отношение к смерти служит показателем характера цивилизации.
Для нынешнего секуляризованного западного общества смерть это трагедия, поскольку цель жизнь – наслаждение. А вот для некоторых восточных религий смерть это радость перехода в новую жизнь.
Смерть понимается с точки зрения функционального понимания самой жизни, а не как некая непостижимая трансцендентная тайна.
Смерть не отсутствие жизни, а её завершение.
В одних культурах скорбят по умершим и плачут, а в других радуются и веселятся, поскольку закончилось тяжёлое земное существование и человек ушёл в «лучший мир».
У многих народов смерть воспринималась как божественная кара и как момент расставания бессмертной души с телом, когда душа направляется к душам предков.
Некоторые религии рассматривают смерть как часть воскрешения. «Бхагавад-Гита» учит: «Смерть — это всего лишь переход из одной жизни в другую, переоблачение из старой одежды в новую».
Христианство учит, что душа человека бессмертна, и что безгрешный человек после смерти будет жить вечно.
Сократ говорил: философия – это наука умирать. Поскольку мы не знаем что такое смерть, бояться её нелогично. «Одно из двух: смерть есть полное уничтожение и исчезновение сознания или же, согласно преданию, смерть только перемена и переселение души из одного места в другое.
Так что если смерть – такой сон, то я, по крайней мере, считаю её благом. Если же смерть есть переход из этого мира в другой и если правда то, что говорят, будто бы там находятся все прежде нас умершие мудрые и святые люди, то разве может быть благо больше того, чтобы жить там с этими существами?».
«Философствовать – значит учиться умирать»,– говорил Цицерон.
Мишель Монтень повторял: «Философствовать – значит готовиться к смерти».
«Готовность умереть избавляет нас от всякого подчинения и принуждения…»
Мартин Хайдеггер в книге «Бытие и время» заявил: «жизнь есть бытие к смерти».
Зигмунд Фрейд в работе «Мы и смерть» пишет: «В глубине души мы не верим в собственную смерть». «Если хотите суметь вынести жизнь, готовьтесь к смерти».
Датский философ Сёрен Кьеркегор говорил, что такая смерть, как тление, не страшна, она вовсе не является концом, а только переходом к другой жизни.
Жан Валь в «Метафизическом трактате» пишет: «Без смерти жизнь не заслуживала бы того, чтобы её проживать. Будь проклята жизнь без смерти! Живительная смерть придаёт смысл и окраску смертной жизни».
В известных книгах Реймонда Моуди «Жизнь после жизни» и Артура Форда «Жизнь после смерти» ничего не говорится о цифровой жизни после смерти. Сорок лет назад говорили в основном о физической смерти и духовном бессмертии; о «цифровой смерти» и «цифровом бессмертии» ещё не помышляли.
Сейчас медики констатируют смерть по смерти мозга. В процессе разложения и разрушения структуры нервных связей наступает «информационная смерть», означающая невозможность восстановления личности. До этого возможно замораживание организма до состояния анабиоза с целью последующего восстановления.
Футуролог Ян Пирсон выдвинул идею, что уже через несколько десятилетий все люди смогут получить бессмертие. Доктор Ян Пирсон пришёл к выводу, что этого можно будет добиться путём загрузки всех мыслей, воспоминаний и самой личности в компьютер или сеть. Но пока нет ни способа дублировать мозг или вернее — переместить мозговую деятельность индивида в виртуальную среду, ни той виртуальной среды, где эта личность могла бы существовать.
Американский проект Nectome предложил сохранять сознание умершего, загружая его в «облако». Можно запечатлеть карту нейронных связей. В будущем она, возможно, позволит воссоздать сознание мертвеца. Хотя пока нет доказательств, что коннектома мозга позволяет восстановить человеческое сознание и воспоминания.
Чтобы разум человека получил бессмертие, он должен быть оцифрован и помещен внутрь робота, механизмы которого станут проводниками преобразованных в иное измерение мыслей человека. Сами того не ведая, мы можем оказаться в ситуации, когда нами будет управлять «искусственный интеллект» с громким названием «Вечный президент», а мы даже не будем подозревать об этом.
«Алиса» в браузере Яндекса и робот «Даша» уже готовы ответить на все ваши вопросы, а робот «Фёдор» на корабле «Союз» направился на орбиту Земли и управлял стыковкой с международной космической станцией.
Если вы желаете остаться «вечно живым» в Интернете, то существует немало предложений по созданию цифрового прототипа (клона) вашей личности. Есть масса предложений по созданию чат-ботов умерших друзей, родственников или просто знакомых.
У одного программиста умирал от рака отец. И сын стал записывать на видео разговоры с отцом, чтобы после смерти смотреть и вспоминать о нём. А потом решил написать программу, которая могла бы разговаривать с ним «как отец». Получив на это согласие отца и членов семьи, он создал чат-бот, и теперь, после смерти отца, он разговаривает с ботом как со своим умершим родителем.
Когда умирал мой сосед, который был мне как отец, я записал на видео с его согласия два часа бесед перед смертью. Потом сделал ролик на десять минут. Этот ролик посмотрели уже полмиллиона пользователей, и продолжают смотреть. Когда включаю ролик, сосед словно оживает передо мной, и я плачу, слушая его исповедь перед смертью.
Люди, как могут, борются со смертью. Например, отец создал видеоигру о борьбе сына с раком. Подруга создала виртуальный отпечаток своего умершего друга в виде чат-бота.
Поговорить с человеком по душам может разработанный в Бостонском центре медицинской помощи виртуальный терапевт. Чат-бот максимально безболезненно спланирует похороны и тем сбережёт скорбящему нервы.
Когда 28 ноября 2015 года интернет-предприниматель и основатель стартапа Stampsy Роман Мазуренко умер в результате наезда автомашины, его подруга Евгения Куйда вместе с инженерами её компании создала чат-бот бывшего друга. А на его основе новый стартап Replika, который позволяет каждому создать свою цифровую копию, обучая специального бота при помощи рассказов о себе.
Сохраниться в виде собственной цифровой копии уже не утопия. Киностудии используют цифровые копии умерших актеров, участвующих в съемках новых фильмов, для подстраховки на случай внезапной гибели актёра.
Бывший инженер Google и Uber Энтони Левандовски основал в 2015 году в США церковь нового цифрового мира. Последователи его учения верят, что разум возможно создать в отрыве от биологии и предрекают явление нового бога, которым станет искусственный суперинтеллект.
Цифровое бессмертие — это уже не только сохранение своих данных в Сети, но и создание цифрового двойника-эмулятора с искусственным интеллектом.
Некоторые люди настолько сильно переживают смерть любимого человека, что готовы умереть вслед за ним. Сегодня им предложат создать чат-бот, способный (при наполнении информацией об умершем человеке) беседовать с ним как с живым. Можно даже создать материальный прототип — силиконовую куклу-робота с искусственным интеллектом умершего, его относительно полную копию. Это даст возможность не только беседовать с ним, но и удовлетворять все прочие свои желания.
Некоторые сайты предлагают создать памятный блог об умершем человеке. Можно создать и цифровое надгробие на кладбище.
Идея создания цифровых надгробных памятников принадлежит голландскому инженеру Хенку Роцему. Немецкий столяр Карстен Глазер приобрел у Роцема лицензию на изготовление необычных памятников в марте 2007 года и с тех пор продал уже несколько надгробий. По его словам, интерес к его продукции медленно, но верно растёт.
Первый в Германии интерактивный памятник, установленный на кёльнском кладбище, выглядит так: под деревянной плитой в форме яблочного листа скрывается помещённый в стальную платформу 10-дюймовый LCD-экран, служащий для просмотра фотографий. Под ним скрыт блок памяти объемом в 256 мегабайт, на который «закачивается» информация.
В России автором идеи создания электронного надгробия стал 29-летний художник Андрей Головин. Опытный образец представляет собой сенсорный дисплей, установленный на постамент. «Касаясь различных частей экрана, посетитель кладбища может прочитать на экране любую информацию о покойном, предварительно заложенную в память компьютера, в том числе аудиозаписи и видеоизображения, биографию, фотографии, любительские или профессиональные фильмы с его участием, его выступления, статьи, воспоминания о нем», – рассказал Головин журналистам.
С помощью веб-камеры и микрофона посетители кладбища смогут оставлять послания родственникам покойного. При этом будет техническая возможность ограничить посетителей, желающих оставить послание. Предусматривается использование солнечных батарей, а также изготовление корпуса из камня. Комплекс должен быть долговечным, иметь защиту от погодного воздействия и антивандальную защиту.
Интернет стал местом мемориальной культуры. Онлайн-кладбища — это книга об умерших с миллионами имён. При этом материальное нахождение мертвеца не всегда важно.
Правительство Гонконга решило открыть официальное виртуальное кладбище, чтобы облегчить жизнь скорбящим. На специальном сайте предусмотрено около 100 тыс. «мест» для поминания усопших. Регистрировать можно только тех покойных, которые были гражданами Гонконга и похоронены или кремированы здесь. Пользователи могут загружать на сайт фотографии и видеоролики, посвящённые покойным, писать к ним комментарии и выражать соболезнования.
Известный культуролог и признанный эксперт в этой области Оксана Мороз написала большую статью о цифровой смерти и загробной цифровой жизни.
«Онлайн мы живём, пока присутствуем, разговариваем, с кем-то переписываемся; здесь нет физической смерти. Онлайн есть смерть только социальная, мы умираем для цифры тогда, когда перестаем «звучать».
<…>
Я при жизни придумываю рассказ о себе, который будет, на мой взгляд, важен и полезен близким, рассказ, который будет программировать мой облик для них и создавать эффект моего присутствия онлайн после смерти.
<…>
…танатосенситивный цифровой дизайн позволяет создать онлайн-имитацию социальной активности человека после смерти, имитацию фактической жизни.
<…>
Существуют приложения, позволяющие синхронизировать свой профиль с обучающимся на оригинальных постах механизмом. Когда пользователь умирает, деактивируется живой аккаунт, профилем начинает управлять тот самый машинный, цифровой двойник. После смерти владельца оригинального аккаунта он совершает самостоятельные поступки на основании данных, почерпнутых у прежнего, «живого» владельца профиля.
<…>
Некоторые приложения устроены так, что ты можешь запланировать свои похороны — вплоть до того, какого цвета будут салфетки у твоих гостей и что за блюда им будут подаваться.
<…>
И третий вариант практик, объединяемых зонтичным термином «цифровая смерть», предполагает разработку чат-ботов и альтернативных двойников, обеспечивающих социальное посмертное существование человека онлайн.
<…>
В большинстве случаев сервисы, обещающие цифровое бессмертие, включают несколько возможностей. Во-первых, можно создать мемориальный нарратив о собственной жизни, который будет расшарен после смерти главного героя для круга доверенных лиц — чаще всего членов семьи, близких друзей.
<…>
Вообще при должном желании, свободном времени и терпении есть шанс на некоторое время обеспечить свои аккаунты вполне адекватной эманацией, а эта цифровая личность не только сможет попрощаться, но и заполнит эфир вашими персональными статусами.
<…>
Пока наука не придёт к единому мнению, что именно подлежит оцифровке для воссоздания человеческого сознания, ни о каком воспроизведении человеческой жизни не может идти речь. А, значит, и цифровое бессмертие — в лучшем случае создание нежити.
<…>
Может, лучше активно жить в сети сейчас, чем делегировать это право своему цифровому вечно живому двойнику, существующему благодаря своего рода «некромантическому шаманству» программистов», — считает Оксана Мороз.
ПО МОЕМУ МЕНИЮ, корректнее говорить не «загробная», а «посмертная цифровая жизнь». Смерть невозможно представить. Когда смерти нет, мы не знаем, что это такое, а когда смерть наступает, мы уже не знаем…
Если за смертью ничего нет, то и бояться нечего. Если нет ничего, то нет ни страха, ни боли, ни сознания смерти. Но представить НИЧЕГО – невозможно!
Есть мнение, что человеческий ум не может смириться с мыслью о полной смерти человека за пределами его земной жизни, и потому религиозные верования всех стран создают образы бесплотной души, существующей за гробом человека в форме живого бестелесного существа, а мировоззрение Востока создало идею о переселении душ из одного существа в другие.
Как-то я участвовал в работе 1-й международной конференции «От смерти к Бессмертию, от нереального к Реальному». Поскольку я давно занимаюсь проблематикой смерти, мне было интересно узнать новые нетрадиционные взгляды на бессмертие. Учёные факультета психологии Санкт-Петербургского госуниверситета проводили анкетный опрос участников конференции. Я параллельно провёл свой небольшой опрос в форме интервью.
Бессмертие – это дар или проклятие?
В мифологии бессмертие рассматривается как проклятие. Так проклят был Агасфер — Вечный жид – мифологический иудей-ремесленник, мимо дома которого вели на распятие Иисуса Христа. Агасфер отказал Иисусу и оттолкнул его, когда тот попросил позволения прислониться к стене его дома, чтобы отдохнуть. За это Агасфер был осуждён на скитание по земле до Второго пришествия и вечное презрение со стороны людей.
Проклят на вечное существование кузнец, выковавший гвозди для Христа, и обречённый вечно их ковать. Осуждён на вечное скитание Иуда Искариот.
Михаил Булгаков в романе «Мастер и Маргарита» делает Понтия Пилата бессмертным, одиноко наблюдающим за звёздами и проклинающим своё бессмертие и свою славу.
Нужно ли человеку бессмертие?
Согласно Библии, человек вначале был создан по образу и подобию Божию, то есть бессмертным. И только в результате грехопадения Адам и Ева были изгнаны из Рая и стали смертными. Предполагают, что ген, дающий полную регенерацию клеток, был несколько искажён, в результате чего полное восстановление клеток стало невозможно.
В чём же смысл смерти?
Если единственное, что мы уносим в посмертную жизнь это наша душа, то зачем копить материальные ценности – нужно заботиться лишь о чистоте души.
Душа бессмертна, личность лишь меняет формы существования.
Но смерть должна оставаться тайной, чтобы люди не соблазнялись уходом в более лёгкую жизнь.
94% респондентов, отвечая на вопрос «хотели бы они знать день своей смерти», ответили отрицательно. Большинство людей убегают от страха смерти через повседневные дела, не решая для себя вопроса о смысле своего существования. Они стараются не думать о смерти, а значит — и о жизни. Тот же, кто задумывается о смысле, невольно думает и о смерти.
Следует заботиться о том, чтобы жить не как можно дольше, а как можно правильнее.
Мне посчастливилось пережить нечто подобное смерти (я описал это в романе «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак»). Во всяком случае, в духовном смысле я родился заново, и праздную теперь два дня рождения.
Смерть стала главным героем моих романов.
Смерть – это призма, через которую видна истина. Это последняя тайна, которая перевернёт наше представление о жизни, и, надеюсь, изменит наше отношение к жизни! Во всяком случае, такое изменение происходит у тех, кто пережил смерть в разных формах или столкнулся с ней лицом к лицу.
Профессор Сэм Парния на протяжении долгого времени изучает сердечно-легочную реанимацию и клиническую смерть. Он пришёл к выводу, что сознание способно пережить смерть мозга. То есть пережить то состояние, когда мозг больше похож на буханку хлеба: нет никакой электрической активности и поступления крови. Почти десять лет Парния собирает свидетельства околосмертных переживаний, когда мозг человека уже не был активен. Мозг отключается в течение 20-30 секунд после того, как останавливается сердце, однако сознание сохраняется еще в течение трёх минут.
Есть несколько свидетельств от людей, которые осознавали, что отделились от собственного тела. Так, своим внетелесным опытом поделилась американская певица Пэм Рейнолдс. В возрасте 35 лет женщине проводили операцию на мозге. Для этого её ввели в искусственную кому, а температуру тела снизили до 15 градусов. В таком состоянии мозг практически лишён кровоснабжения, но он живой. Во время операции глаза Пэм были закрыты, а в ушах у нее были наушники, музыка заглушала все посторонние звуки операционной. После того, как певица пришла в себя, она рассказала, что видела всю процедуру как бы сверху. Она настолько наглядно описала всё происходившее, что даже врачи были в шоке.
Брюс Грейсон — ещё один исследователь состояний клинической смерти. В 2013 году он опубликовал работу, в которой изучал людей, находившихся в пограничном состоянии. И они намного чаще встречали умерших людей, чем живых. Более того, некоторые встречали людей, которые умерли совсем недавно, хотя исследуемые об этом даже не знали. Грейсон считает, что это не просто галлюцинации.
Пим ван Ломмель — специалист по клинической смерти из Голландии. Он изучал воспоминания людей, которые пережили клиническую смерть, и пришёл к выводу, что она на них повлияла положительно. Люди стали более позитивными, общительными и счастливыми, они уже не боялись смерти. Все отмечали, что клиническая смерть изменила их жизнь в лучшую сторону.
Больше всего скептиков, не верящих в жизнь после смерти, среди врачей. Однако зачастую, пережив пограничный опыт, они меняют своё мнение. Так было с нейрохирургом Александром Эбеном. В 2008 году он впал в кому и находился в ней 7 дней. Его мозг был отключён, и никаких проблесков сознания в таком состоянии попросту не могло быть. По крайней мере, так он считал раньше. Но придя в себя, Эбен рассказал удивительные вещи, в которые ему самому сложно поверить: он видел свет и исходящую из него мелодию, что-то похожее на портал в другую реальность с водопадами, бабочками и яркими красками.
Исследователи Шэрон Купер и Кеннет Ринг работали со слепыми от рождения людьми. Около половины опрошенных слепых, переживших пограничные состояния, рассказали о том, что видели в состоянии клинической смерти. В основном они описывали встречи с умершими родственниками, туннель света, либо наблюдали за своим телом сверху.
Исследователи опросили людей из 35 стран, которые имели предсмертный опыт из-за несчастных случаев. Как оказалось, значительная часть людей испытывает схожие ощущения в такие моменты. Авторы исследования опрашивали людей, которые хотя бы раз в жизни оказывались в ситуации на грани жизни и смерти: во время боевых действий, дорожно-транспортных происшествий, сердечных приступов и др. В опросе поучаствовали 1032 человека, и 289 из них сообщили об околосмертных переживаниях.
Эти люди рассказали о том, что именно они чувствовали в моменты несчастного случая или тяжёлого физического состояния. 87% заявили, что у них менялось восприятие времени, 65% отметили у себя исключительную скорость мысли, чувства 63% словно обострились, а 53% ощутили, как будто отделяются от своего тела. Большинству (73%) околосмертные переживания показались скорее неприятными. Кто-то упомянул и знаменитый туннель со светом, и пение ангелов.
Мои переживания в результате автокатастрофы во многом совпали с описаниями людей, переживших клиническую смерть. Я отчётливо прочувствовал: У МЕНЯ НЕТ НИЧЕГО, кроме того, что в душе. ДУША – единственное, что я имею! И то, какой будет моя душа, зависит, каким будем моё существование и ТАМ и здесь!
Смерть – главное событие в жизни человека, даже важнее рождения, ибо рождение не зависит от тебя, а смерть – это итог твоего пребывания на земле, твоя ответственность за прожитую жизнь. Смерть является нашим последним экзаменом в жизни.
Философ Николай Бердяев писал: «Смерть есть самый глубокий и самый значительный факт жизни, возвышающий самого последнего из смертных над обыденностью и пошлостью жизни. И только факт жизни ставит в глубине вопрос о смысле жизни. <...>
Смерть – предельный ужас и предельное зло – оказывается единственным выходом из дурного времени в вечность, и жизнь бессмертная и вечная оказывается достижимой лишь через смерть». (Николай Бердяев «О назначении человека. Опыт парадоксальной этики» 1931).
Страшна не смерть, а процесс умирания.
Умирать мучительно тому, для кого ужасна своей бессмысленностью прожитая жизнь. Когда понимаешь, для чего надо было жить, но уже невозможно ничего исправить, тогда и постигаешь весь ужас смерти.
Умереть не страшно. Страшно не умереть!
Стив Джобс накануне своей смерти говорил: «Смерть – это лучшее изобретение жизни, потому что она причина перемен. Память о том, что я скоро умру – самый важный инструмент, который помогает мне принимать сложные решения в моей жизни. Память о смерти – лучший способ избежать мыслей о том, что у вас есть что терять».
Кто-то считает, что жизнь подобна отпуску, в ней следует отдыхать и развлекаться. А я считаю, что жизнь – это КОМАНДИРОВКА!
С детства запомнились строки из романа Николая Островского «Как закалялась сталь».
«Самое дорогое у человека — это жизнь. Она даётся ему один раз, и прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жёг позор за подленькое и мелочное прошлое, чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому главному в мире — борьбе за освобождение человечества. И надо спешить жить. Ведь нелепая болезнь или какая-либо трагическая случайность могут прервать её».
«Мы все умрём, возможно, очень скоро. Но что с собой из жизни заберём? Ни деньги, ни почёт, ни кров, что дорог, ни то, что как зеницу бережём. Всё, что со смертью в нас останется навечно, — мы отдали, бесплатно, из души, бесхитростно, по-детски, чуть беспечно, забрав лишь квинтэссенцию любви. И веру! Веру в то, что Бог нас любит, и каждый миг заботится о нас, и каждый добрый шаг наш не забудет, что выстрадали, как награду даст. Нет ничего, что б нам принадлежало, — как голыми пришли, так и уйдём. Нам денег вечно мало, мало, мало… Но кто нас вспомнит, если вдруг умрём? Чьё сердце вздрогнет, с нами расставаясь? В ком жить продолжим, сердцем всем любя? Кто нас, кого любили мы, не каясь? кому как жертву отдали себя? В нас Вечности нужна любовь и вера, умение прощать и отдавать. Так будем же любить, не глядя, смело, ведь в смерти нам любовь не потерять!».
(из моего романа-быль «Странник»(мистерия) на сайте Новая Русская Литература
Так что же вы хотели сказать своим постом? – спросят меня.
Всё что я хочу сказать людям, заключено в трёх основных идеях:
1\ Цель жизни – научиться любить, любить несмотря ни на что
2\ Смысл – он везде
3\ Любовь творить необходимость.
А как Вы относитесь к ЦИФРОВОЙ СМЕРТИ И ЦИФРОВОМУ БЕССМЕРТИЮ?
© Николай Кофырин – Новая Русская Литература
Метки: Андрей Столяров, бессмертие, Дмитрий Травин, Николай Кофырин, Оксана Мороз, Росбалт, цифровая смерть, цифровое бессмертие