ДУЭЛЬ ИЛИ УБИЙСТВО ЛЕРМОНТОВА

Лермонтов_1.jpg

В Санкт-Петербурге с 15 по 18 октября проходил фестиваль «Лермонтовские дни – 2019», посвящённый 205-летию со дня рождения на Земле мистического поэта-пророка Михаила Юрьевича Лермонтова.
18 октября 2019 года в Русской христианской гуманитарной академии состоялось 137-е заседание семинара «Русская мысль», на котором с докладом выступила доктор культурологии доцент Института истории СПбГУ Ольга Борисовна Сокурова «”Я одинок над пропастью стою…”: М.Ю. Лермонтов. Вершины и пропасти одинокого духа». К 205-летию рождения поэта.
Я задал два вопроса. Была ли смерть Лермонтова итогом честной дуэли с другом или это было заказное убийство в результате заговора против поэта? Стихотворение «Прощай немытая Россия…» принадлежит Лермонтову или автор другой поэт?


С Лермонтовым я познакомился в начальной школе, когда наша соседка, закончив педвуз, подарила мне сборник избранных произведений Михаила Юрьевича. Благодаря ценному подарку я раньше других одноклассников прочитал стихи и прозу Лермонтова. Он понравился мне своей глубиной, показался романтическим, философским и даже мистическим поэтом. Особенно вдохновила поэма «Мцыри». В книге «Герой нашего времени» больше всего привлёк «Фаталист».

В детстве я часто выступал на концертах, где исполнял на фортепиано вальс Хачатуряна к драме Лермонтова «Маскарад». Это подогревало мой интерес к поэту.

Наш классный руководитель была родом из Пятигорска. Она много рассказывала о Лермонтове, о его творчестве и о роковой дуэли. Меня заинтересовало, как и почему погиб Михаил Лермонтов. Ссора с другом (Мартыновым) и дуэль казалась недоразумением. Кто-то говорил, что на самом деле это было заранее спланированное убийство.

В 2006 году я приехал в Пятигорск, чтобы побывать в музее Лермонтова и на месте дуэли разгадать тайну убийства поэта-пророка.

\август 2006 017\август 2006 014

Я попытаюсь взглянуть на известные факты, взятые из различных источников, не только как литератор и почитатель Лермонтова, но и как юрист-криминолог (специалист по преступности и уголовному праву).
Какова истинная причина гибели Лермонтова: банальная ссора с другой или они имеет более глубокие причины?

Дуэль произошла 15 июля (27 июля) 1841 года. За год до гибели Лермонтов пишет стихотворение, в котором описывает свою смерть:

В полдневный жар в долине Дагестана
С свинцом в груди лежал недвижим я;
Глубокая ещё дымилась рана,
По капле кровь точилася моя.

Лермонтов_дуэль

По одной версии, причиной дуэли стала обида. 25 июля 1841 года на вечер в дом Верзилиных пришли Лермонтов и Мартынов. Мартынов любезничал с дочерью генерала Надеждой. Лермонтов назвал Мартынова «мартышкой в мундире», в то время когда тот бравировал перед дамами в своём черкесском костюме.
Эмилия Шан-Гирей танцевала с Лермонтовым, когда тот, бросив взгляд на стоявшего поодаль Мартынова в черкеске с длинным кинжалом на поясе, сказал по-французски: «ужасный горец с огромным кинжалом».
Мартынов давно просил Лермонтова, чтобы тот не шутил в особенности при дамах. Выходя из дома, Мартынов сказал: «Я часто терпел ваши шутки, но не люблю, когда вы их повторяете при дамах». Лермонтов ответил: «А раз не любите, то потребуйте от меня удовлетворения».
Кто же кого вызвал на дуэль?

По другой версии, причиной дуэли стала зависть Мартынова к Лермонтову. Мартынов тоже писал стихи. Возможно, это были Моцарт и Сальери? Оба друга одновременно увлеклись Эмилией Верзилиной. Но девушка сделала выбор в пользу Лермонтова.

Ещё по одной из версий Мартынов, якобы, отстаивал честь своей сестры, за которой Лермонтов когда-то ухаживал, а потом бросил. Хотя на самом деле нет ни одного свидетельства о существовании этого романа.

Лермонтов познакомился со своим будущим убийцей в школе гвардейских подпрапорщиков. Николай Соломонович Мартынов родился в 1816 году в Нижнем Новгороде, получил отличное образование, много читал, музицировал, писал стихи и прозу. В «Славной школе» Лермонтов и Мартынов были приятелями. Особенно их сближала любовь к рукопашному бою на саблях. В 1837 году Лермонтов и Мартынов две недели провели в Москве, часто завтракая вместе у Яра. Лермонтов посещал московский дом родителей Мартынова.

После карточного скандала и отставки, Мартынов уехал в Пятигорск, где в 26 лет без карьерных перспектив всегда пребывал в дурном расположении духа.
После роковой дуэли Мартынов неоднократно заявлял о том, что к Лермонтову всегда относился хорошо, помнил их товарищество со времён «Славной школы».

Лермонтов_Мартынов

В ходе следствия Н.С.Мартынов 17 июля 1841 года дал показания следующего содержания (орфография оригинала сохранена).
«С самого приезда своего в Пятигорск, Лермонтов не пропускал ни одного случая, где бы мог он сказать мне что-нибудь неприятное. Остроты, колкости, насмешки на мой счёт одним словом, всё чем только можно досадить человеку, не касаясь до его чести. Я показывал ему, как умел, что не намерен служить мишенью для его ума, но он делал как будто не замечает, как я принимаю его шутки. Недели три тому назад, во время его болезни, я говорил с ним об этом откровенно; просил его перестать, и хотя он не обещал мне ничего, отшучиваясь и предлагая мне, в свою очередь, смеяться над ним, но действительно перестал на несколько дней. Потом, взялся опять за прежнее. На вечере в одном частном доме, за два дня до дуэли, он вызвал меня из терпения, привязываясь к каждому моему слову, на каждом шагу показывая явное желание мне досадить.
Я решился положить этому конец. При выходе из этого дома, я удержал его за руку чтобы он шёл рядом со мной; остальные все уже были впереди. Тут, я сказал ему, что я прежде просил его, прекратить эти несносные для меня шутки, но что теперь предупреждаю, что если он ещё раз вздумает выбрать меня предметом для своей остроты, то я заставлю его перестать. Он не давал мне кончить и повторял раз сряду: — что ему тон моей проповеди не нравится; что я не могу запретить ему говорить про меня, то что он хочет, и в довершение сказал мне: «Вместо пустых угроз, ты гораздо бы лучше сделал, если бы действовал. Ты знаешь что я от дуэлей ни когда не отказываюсь, следовательно ты никого этим не испугаешь». В это время мы подошли к его дому. Я сказал ему, что в таком случае пришлю к нему своего Секунданта, — и возвратился к себе. Раздеваясь, я велел человеку, попросить ко мне Глебова, когда он приедет домой. Через четверть часа вошёл ко мне в комнату Глебов я объяснил ему в чём дело; просил его быть моим Секундантом и по получении от него согласия, сказал ему чтобы он на другой же день с рассветом, отправился к Лермонтову. Глебов, попробовал было меня уговаривать, но я решительно объявил ему, что он из слов самого же Лермонтова увидит, что в сущности, не я вызываю, но меня вызывают, — и что потому, мне не возможно сделать первому, шаг к примирению».

\август 2006 098\DSC00139

В день дуэли Лермонтов с друзьями устроил весёлый пикник в Шотландке, что неподалеку от Пятигорска. А в 7 часов вечера того же дня у северо-западного склона горы Машук была дуэль.
В повести «Княжна Мери» Михаил Юрьевич с мистической точностью воспроизвёл поединок. Лермонтов на дуэли сохранял добродушное настроение, в то время как Мартынов был зол.
Лермонтов то ли выстрелил в воздух, то ли отказался стрелять, с высокомерным презрением сказав: «Стану я стрелять в такого дурака».
С десяти шагов, разделяющих дуэлянтов, Мартынов не мог не слышать слов о нежелании стрелять в него, не мог не видеть, что Лермонтов поднял руку с пистолетом стволом вверх.

Некоторые полагают, что Лермонтов нарушил дуэльный кодекс, возможно, этим и вызвал гнев Мартынова. Дуэлянт имеющий право на первый выстрел не имеет право от него отказываться или вызывающе намеренно стрелять в воздух. Это не презрение к смерти, а попытка вызвать жалость у противника. В воздух может выстрелить лишь тот, кто уже выдержал выстрел.

Секундант Мартынова князь А.И.Васильчиков рассказывал историю дуэли с явным намерением оправдать Мартынова.
Свидетели на суде либо молчали, либо постоянно меняли показания. Четверо секундантов даже не могли вспомнить точное время и место дуэли. Очевидно, все что-то скрывали.

Лермонтов_автопортрет

«Постарайтесь избавиться от Лермонтова там — на Кавказе». Такое письмо получил губернатора Пятигорска князь А.И.Васильчиков от своего отца — Председателя Государственного Совета. Об этом письме стало известно лишь в 1881 году.
Лермонтов сравнивал князя Васильчикова младшего с пустым зерном. Поэтому не кажется случайным, что князь Васильчиков согласился стать секундантом Мартынова, когда все остальные отказывались участвовать в возможном убийстве поэта.

Когда дело касается убийства, то первый вопрос – кому это выгодно?

Официальное известие гласило: «15-го июля, около 5 часов вечера, разразилась ужасная буря с громом и молнией; в это самое время между горами Машуком и Бештау скончался лечившийся в Пятигорске М.Ю.Лермонтов».

Существует версия, по которой дуэль Лермонтова и Мартынова была спланирована царём Николаем I. Лермонтов привлёк к себе внимание царя и широкой публики после того, как написал известное стихотворение на смерть Пушкина. Император после стихотворения «Смерть поэта» действительно недолюбливал свободолюбивого поэта и не раз говорил об этом. За стихотворение «Смерть поэта» Лермонтов был арестован, подвергнут суду и сослан на Кавказ.

Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда – всё молчи!..
Но есть и божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждёт;
Он не доступен звону злата,
И мысли, и дела он знает наперёд.

Своими стихами Лермонтов бросил вызов существующему строю и общественному мнению, и начался поединок, который закончился смертью поэта.
Кажется весьма правдоподобным, что Мартынов был лишь орудием в руках влиятельных недоброжелателей Лермонтова. Этой же точки зрения придерживался и видный лермонтовед Ираклий Андроников, который считал, что гибель Лермонтова – результат заговора, организованного по приказу Николая I главой полиции Бенкендорфом.
Когда царю донесли о дуэли Лермонтова, Николай I сказал: «Собаке — собачья смерть».

На Кавказе Лермонтов служил в летучем отряде, выражаясь современным языком, в «спецназе», и зарекомендовал себя смелым офицером. Однако ни одно из представлений к награждению орденом и Золотым оружием «За храбрость!» царь не одобрил. Более того, Николай I 30 июня (12 июля) 1841 года лично распорядился: «дабы поручик Лермонтов непременно состоял налицо во фронте, и чтобы начальство отнюдь не осмеливалось ни под каким предлогом удалять его от фронтовой службы в своём полку».

Гости салона Мерлини в Пятигорске говорили о Лермонтове – «ядовитая гадина». Многие хотели проучить поэта за его постоянные насмешки. Когда одним из объектов насмешек стал молодой офицер Лисаневич, к нему приставали с уговорами вызвать Лермонтова на дуэль. Однако Лисаневич сказал, что «у него рука не поднимется на такого человека».

О том, что были «подстрекатели» и существовал «заговор» говорил и князь Васильчиков исследователю жизни поэта Висковатову. По словам Чилаева, владельца домика, в котором квартировал поэт, князь Васильчиков сначала ухаживал за Лермонтовым, но через месяц стал сдержан и холоден.

Именно благодаря князю Васильчикову роковая дуэль состоялась. Когда Мартынов заявил об окончательном решении драться, была надежда, что никто не согласится стать его секундантом. Но неожиданно согласие дал князь Васильчиков.
После смерти поэта Мартынов говорил, что если бы он не убил Лермонтова тогда, то сделал бы это позже.

Другом последних месяцев жизни Михаила Юрьевича был храбрейший офицер Руфин Дорохов, летом 1841 года находившийся в Пятигорске. Дорохов откровенно заявил: «Дуэли не было – было убийство».

Известный актёр и режиссёр Николай Бурляев убеждён, что это была не дуэль, а убийство. В 1986 году Бурляев снял фильм «Лермонтов», где сыграл главную роль. В фильме нетрудно обнаружить «теорию заговора». Лермонтов выстрелил в воздух, а Мартынов долго целился в своего друга, прежде чем выстрелить. Один из секундантов позднее заявил, что «было три выстрела»!
Кто же стрелял третьим?

Николай Бурляев рассказывает: «Кандидат баллистических наук, полковник бронетанковых войск Кузеев В.П. приезжал на место дуэли с баллистическими приборами, измерял ими. Самый больший угол наклона – три градуса. Практически ровная поверхность. По свидетельству доктора, осматривавшего тело убитого Лермонтова, пуля попала в тело Лермонтова под углом почти в 40 градусов. … Были разные версии, что Лермонтов был убит, когда он был ещё в седле. Кто-то говорил, что был киллер подсадной из кустов. Но то, что это убийство, политическое убийство, для меня это очевидно абсолютно».

Версию убийства снайпером ещё в 1930-х годах выдвинул тогдашний директор пятигорского музея «Домик Лермонтова» Степан Коротков. Но он сразу был снят с должности с формулировкой «за вульгарную версию убийства Лермонтова».

\август 2006 025август 2006 027

В 1952 году Константин Паустовский написал повесть о Лермонтове «Разливы рек», которая заканчивалась странным намеком: «одновременно с выстрелом Мартынова ему почудился второй выстрел, из кустов под обрывом, над которым он стоял».

В акте освидетельствования тела Лермонтова записано, что пуля попала в правый бок под нижнее, 12-е ребро, а вышла между 5-м и 6-м ребрами с противоположной, левой стороны грудной клетки, почти у левого плеча навылет под углом около 35° к горизонту.

Поскольку дуэлянты стояли друг напротив друга, значит кто-то стрелял в Лермонтова, находясь снизу и сбоку, пуля шла по восходящей траектории и вышла высоко из левой половины грудной клетки.
Подозрительно и то, что пуля прошла навылет, по ударной силе это соответствует стрельбе из винтовки. Хотя, как установили позднее, дуэльный пистолет системы Кухенройтера практически не уступает винтовке, и с близкого расстояния из него можно пробить насквозь грудную клетку человека.

Бурляев Николай_1

Николай Бурляев утверждает: «Все, кто присутствовал при этом убийстве, говорили, что Лермонтов упал замертво, наповал был убит. Поэтому они его бросили и уехали. Но если бы он был тут же убит, то значит, это известно всем медикам, сердце останавливается и кровь не выходит. Когда утром приехали на место дуэли после грозы чудовищной, то увидели, что всё это место, где упал Лермонтов, всё в крови. Это значит, что Лермонтов был брошенный всеми, и секундантами, и родственником Столыпиным. Они потом всю жизнь молчали о том, что там было, как будто понимали, что не будет им наказания, хотя должно было быть. Даже убийцу отправили на церковное покаяние в Киев, и всё…»

По воспоминаниям современников, Мартынов до конца жизни страдал оттого, что был виновником смерти Лермонтова. И как уверяют некоторые из них, каждый год 15 июля он запирался в кабинете и напивался до бесчувствия…
В конце жизни Николай Мартынов признался: «Друзья таки раздули ссору…»

Татьяна Щербакова предлагает версию конфликта интересов.
«Серьёзная конкуренция, – вот что могло стать истинной причиной раздора между друзьями. А бизнес был очень выгодный – винные откупа, которыми много лет занимались Арсеньевы-Столыпины и Мартыновы. Ради него Николай Мартынов, скорее всего, и покинул армию, желая после смерти отца заняться винными откупами на Кавказе. Но у Арсеньевых-Столыпиных тут было уже, как сейчас говорят, «все схвачено» благодаря их родственникам, армянским купцам. Бабушка Лермонтова была, по сравнению с Мартыновыми, как сейчас сказали бы, олигарх. Отчаянье от безысходности вполне могло спровоцировать Мартынова на страшное преступление против поэта».

В Петербурге, в высшем обществе, смерть поэта встретили отзывом: «Туда ему и дорога»…
Военный суд требовал, чтобы убийца Лермонтова был лишён чинов и прав состояния. Однако Николай I вынес беспрецедентно мягкое решение: «Майора Мартынова посадить в Киевскую крепость на гауптвахту на три месяца и предать церковному покаянию».

Убитый на дуэли приравнивался к самоубийце, поэтому похороны Лермонтова не могли быть совершены по церковному обряду. С большим трудом друзья выхлопотали разрешение предать прах Лермонтова земле по христианскому обычаю. Но в церковь гроб не заносили, и отпевания не было. Помогавший священник был оштрафован на 25 рублей.

За Лермонтовым негласно надзирал подполковник жандармского отделения Кувшинников. Причиной негласного надзора могло быть то, что Лермонтов был не чужд идеям декабристов, а некоторых из них хорошо знал лично. На Кавказе он подружился с сосланным в солдаты Александром Одоевским, в Пятигорске – с Николаем Лорером. Жандармское управление имело основания подозревать, что он распространяет в офицерской среде вольнодумство и неприятие существующего строя.

Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.

Кто-то считает, что эти стихи не принадлежат Лермонтову, поскольку не найдено оригинала.
Так Пётр Алешкин утверждает: «Нет ни одного свидетельства, что эти стихи написал Лермонтов. Появилось это стихотворение в 1887 году в журнале «Русская старина», через сорок шесть лет после смерти Лермонтова после сплетни, что якобы Лермонтов кому-то прочитал это стихотворение вслух, и этот человек сразу стихи запомнил, но почему-то тридцать два года терпел, помнил их и вдруг прочитал кому-то ещё и тот в 1873 году прочитал их Бартеневу главному редактору журнала «Русский архив», но тот почему-то тоже терпел ещё аж 17 лет до 1890 года и только тогда напечатал в своем журнале.
Как Вы думаете, почему главный редактор журнала, которому в руки попало неопубликованное стихотворение гения, не бросился тут же печатать его в своем журнале? Это же сенсация! Просто он прекрасно знал, что любой знающий литературу сразу увидит в этом стихотворении почерк поэта-либерала Дмитрия Минаева, который любил писать под Лермонтова, и высмеет Бартенева. Читатели знали, что Минаев даже лермонтовского «Демона» переписал. Узнают настоящего автора по характерным словечкам и образам Минаева, это он любил словосочетание «голубые мундиры», частенько употреблял его, а у Лермонтова ни в одном произведении этого словосочетания нет.
<…>
Опубликовал это стихотворение Бартенев в своём журнале только после смерти Минаева, подлинного автора стихотворения «Прощай, немытая Россия». Характерно, что никто, кроме ненавистников России, в то время не поверил в авторство Лермонтова, и только через десятки лет после первой публикации это стихотворение стали включать в сборники Лермонтова».

Произведения Лермонтова издавались при его жизни, но без сведений об авторе. Зато сегодня почти каждый безошибочно назовёт автора известных строк.

Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит её рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни тёмной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

Лермонтов стремился быть таким как все, но при этом чувствовал, что он на две головы выше окружающих его. О Лермонтове многие современники говорили, что в нём уживались два человека. Один – мягкий, доброжелательный для ближнего круга, другой – полный сарказма, насмешливый, даже жестокий в своих шутках для остального света.

Пора, пора насмешкам света
Прогнать спокойствия туман;
Что без страданий жизнь поэта?
И что без бури океан?

август 2006 028август 2006 030

Доктор филологических наук Александр Николаевич Ужанков считает, что Лермонтов предчувствовал смерть, он её знал, может быть, даже надеялся, что такой уход освободит его от многих грехов…
«Кто близ Небес, тот не сражён земным». Эта мысль часто посещала Лермонтова. Значит и его жизнь тоже испытание, он должен выбрать с кем он, с белыми или чёрными ангелами…
Души человеческие это есть суть те ангелы, которые на небесах не сделали окончательного выбора между белыми и чёрными ангелами. И поэтому Господь их посылает на Землю.

Лермонтов не был ангелом. Он был весьма противоречивым человеком. Была в нём и гордыня, и чувство превосходства над окружающими. Он это понимал, как понимал и свои прегрешения. Свою жизнь он рассматривал как испытание, как выбор между силами добра и зла.

Лермонтов писал и откровенно порнографические стихи, и стихи, которые можно назвать молитвой. Он понимал свой гений, и понимал, что не всегда соответствует ему.

Не обвиняй меня, всесильный,
И не карай меня, молю,
За то, что мрак земли могильный
С её страстями я люблю;
За то, что редко в душу входит
Живых речей твоих струя,
За то, что в заблужденье бродит
Мой ум далеко от тебя;
За то, что лава вдохновенья
Клокочет на груди моей;
За то, что дикие волненья
Мрачат стекло моих очей;
За то, что мир земной мне тесен,
К тебе ж проникнуть я боюсь,
И часто звуком грешных песен
Я, боже, не тебе молюсь.

Несмотря на то, что в Лермонтова влюблялись женщины, он не был счастлив в любви. Первым его увлечением в 16 лет была Екатерина Сушкова. Но она не ответила взаимностью. Через 4 года он таки влюбляет её в себя. Но когда она уже готова на всё, Лермонтов пишет: «Я кровью отомстил за слёзы, которые кокетство м-ль С. заставило меня пролить 5 лет тому назад».

Когда любовь поэта становится помехой поэтическому вдохновению и творческой свободе, Лермонтов расстаётся с влюбившейся в него Екатериной Сушковой.

Я горд! – прости! люби другого,
Мечтай любовь найти в другом;
Чего б то ни было земного
Я не соделаюсь рабом.

Поэт благодарен своей возлюбленной за ту возвышающую любовь, которая помогла ему полнее осознать своё призвание поэта. На что Екатерина Сушкова написала: «он убил во мне душу».

Лермонтов_Суханова

В 1830 году, когда Лермонтов гостил у родных, он повстречал Наталью Иванову, и проникся к ней страстью любовной. Но она предпочла друга поэта – Николая Обрескова.
В 1832 поэт влюбляется в Вареньку Лопухину. Но она выходит замуж за другого.
В 1839 году в литературном салоне Карамзиных поэт знакомится с Марией Щербатовой. Это из-за неё он стрелялся с сыном французского посланника Барантом.
Была и любовь к французской поэтессе – жене французского торгового посланника.
В 1841 году в день дуэли он весело проводит время в кругу друзей и кузины Екатерины Быховец, которая стала последней женщиной поэта.

Своё отношение к любви Лермонтов хорошо выразил в «Герое нашего времени» на примере увлечений Печорина.
Вот что писал в одном частном письме о Лермонтове Белинский, потрясённый встречей с ним: «Женщин ругает: одних за то, что дают; других за то, что не дают… Пока для него женщина и давать – одно и то же. Мужчин он также презирает, но любит одних женщин и в жизни только их и видит… Я с ним робок – меня давят такие целостные натуры, я перед ними благоговею и смиряюсь с сознанием моего ничтожества».

Лермонтов ставил перед собой далеко идущие цели. Он хотел написать историю русского народа. Поэтому не понятно, почему Лермонтов не подал в отставку с воинской службы.

Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее – иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом,
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.

Лермонтова называют поэтом-пророком. Он понимал, что через его поэзию говорят Высшие силы.

С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.

Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.

Некоторые сравнивают Лермонтова с Байроном – его дальним родственником.

Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.

Автор книги «Лермонтов» (серии ЖЗЛ) Владимир Григорьевич Бондаренко считает, что Лермонтов гений больше, чем Пушкин. Это был особенный человек. В 26 лет он пророк. Лермонтов – мистический гений. Его корни и предки из кланов Шотландии.

Когда я путешествовал по Шотландии, то специально поинтересовался предками Лермонтова. Оказывается, род Лермонтовых происходит из древнего шотландского клана XI века. История клана восходит к полумифическому барду-пророку Томасу ЛермОнту. В 1613 году один из представителей этого рода, поручик польской армии Георг (Джордж) Лермонт (ок. 1596—1634), был взят в плен русскими. В числе прочих он поступил на службу к царю Михаилу Фёдоровичу. Позднее перешёл в православие и стал, под именем Юрия Андреевича, родоначальником русской дворянской фамилии Лермонтовых.

Лермонтов рос без отца. Мать Михаила умерла рано и его воспитывала бабка. Миша был одинок и несчастлив, чувствовал себя чужим. Его болезненность помогла сконцентрироваться и научиться думать. Он создаёт «в уме своём» «мир иной и образов иных существованье», считает себя «отмеченным судьбой», «жертвой посреди степей», «сыном природы».

Лермонтов ребёнок.jpg

В 1830 году Лермонтов поступил учиться в Московский университет, сначала на «нравственно-политическое отделение», потом на «словесное». Однако не проучился и двух лет как был отчислен по собственному желанию. Причиной стал скандал с одним из наименее уважаемых студентами профессором Маловым. Лермонтов будто бы сказал, что профессор Малов не знает много из того, что знает он, студент.
Когда я учился в университете, со мной случилось нечто подобное.

\август 2006 036

В творчестве Лермонтова легко угадываются черты демонизма: гордая душа, отчуждение от мира и презрение к мелким страстям и малодушию. Показательно, что поэму «Демон» Михаил начал писать в 14 лет!

Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдём без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.

Некоторые стихи Лермонтова до сих пор сохраняют свою актуальность.
Лермонтова называют ясновидящим, поэтом-пророком. Примером тому стихотворение «Предсказание», написанное им в пятнадцатилетнем возрасте.

Настанет год, России чёрный год,
Когда царей корона упадёт;
Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
И пища многих будет смерть и кровь;
Когда детей, когда невинных жён
Низвергнутый не защитит закон;
Когда чума от смрадных, мёртвых тел
Начнёт бродить среди печальных сел,
Чтобы платком из хижин вызывать,
И станет глад сей бедный край терзать;
И зарево окрасит волны рек:
В тот день явится мощный человек,
И ты его узнаешь – и поймёшь,
Зачем в руке его булатный нож;
И горе для тебя!- твой плач, твой стон
Ему тогда покажется смешон;
И будет всё ужасно, мрачно в нём,
Как плащ его с возвышенным челом.

Владислав Ходасевич писал: «Лермонтов дал первый толчок тому движению, которое впоследствии благодаря Гоголю, Достоевскому и Толстому сделало русскую литературу литературой исповеди, вознесло её на высоту недоступную, сделало искусство подлинно религиозным».

«Ранняя смерть Лермонтова, – пишет Б.М.Эйхенбаум, – не имеет отношения к историко-литературной постановке вопроса: дело, которое он делал, не принадлежало ему как особе и не оборвалось с его смертью. Для русской литературы 40-х годов не было других путей, кроме тех, которыми она пошла».

Это была «пророческая миссия русской поэзии».
Владимир Соловьёв называл Лермонтова не иначе как «поэт сверхчеловечества».

Твой стих, как божий дух, носился над толпой
И, отзыв мыслей благородных,
Звучал, как колокол на башне вечевой
Во дни торжеств и бед народных.

Выражаясь языком Льва Гумилёва, Лермонтов безусловно пассионарий.
Автор книги «Роза Мира» Даниил Андреев считал Лермонтова одной из высоких душ, посетивших Землю.

Он верил тёмным предсказаньям,
И талисманам, и любви,
И неестественным желаньям
Он отдал в жертву дни свои.

И в нём душа запас хранила
Блаженства, муки и страстей.
Он умер. Здесь его могила.
Он не был создан для людей.

Лермонтов жил словно в двух мирах: в земном мире и мире потустороннем. В своих стихах он видел нашу голубую Землю словно бы извне.

В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сияньи голубом…
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чём?

Лермонтова считают основателем русской негативной метафизики. Брюсов писал:

«Казался ты и сумрачным и властным,
Безумной вспышкой непреклонных сил;
Но ты мечтал об ангельски-прекрасном,
Ты демонски-мятежное любил!…»

Лермонтов был чужой, странный, непонятный, необыкновенный, чужак. Он был потусторонний, странник. В своём романе-быль «Странник» я описал разговор с Лермонтовым.
В одном из своих стихов поэт говорит:

Я не для ангелов и рая
Всесильным богом сотворён;
Но для чего живу, страдая,
Про это больше знает он,

Как демон мой, я зла избранник,
Как демон, с гордою душой,
Я меж людей беспечный странник,
Для мира и небес чужой;

август 2006 022

Да, я чужой себе и людям,
Странный — вот имя для меня.
Я не приемлю серых буден
И лжи с названием “семья”.
Но что же мне с собой поделать?
Мне нужно всё иль ничего.
Я не хочу себя подделать
Ни под кого, ни подо что.
Пусть замерзаю средь бездушья,
Из слёз свою броню создав.
В ней одиночества удушье,
И задыхаюсь весь в слезах.
Как мотылёк я засыпаю
На холоде и на ветру,
И очень скоро, точно знаю,
Без понимания умру.
И если где-то в одночасье
Вдруг вспыхнет огонёк любви,
Лечу к нему сквозь все ненастья,
Чтоб в пламени сгореть свечи.
Но лучше ль жить так, замерзая,
Мне в одиночестве своём?
Пусть лучше, к смерти подлетая,
Всё лучшее в себе спасём.
И вот несусь, куда не зная,
Чтоб в пламени любви сгореть.
Пусть лучше буду жить мечтая,
Чем жить, чтоб только умереть.
Я жить хочу, а это значит
Любить, страдать и всех прощать.
Любовь меня всему научит —
Как крест нести и умирать.
(из моего романа «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак» на сайте Новая Русская Литература

Дуэль или убийство Лермонтова очень напоминает дуэль или убийство Пушкина. 10 февраля 2016 года день памяти Пушкина я побывал в музее на Мойке 12 в Петербурге и поинтересовался, была ли это дуэль или это был заговор против первого поэта России.

Для моего сайта «Новая Русская Литература» я выбрал в качестве эпиграфа слова М.Ю.Лермонтова: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно … когда она написана без тщеславного желания возбудить участие или удивление».

А по Вашему мнению, это была ДУЭЛЬ ИЛИ УБИЙСТВО ЛЕРМОНТОВА?

© Николай Кофырин – Новая Русская Литература

Метки:

Комментарии запрещены.