СМЕРТЬ КАК ПРАВО

ВОлшебная флейта

31 декабря вместо Хэллоуина мы пошли слушать оперу Моцарта «Волшебная флейта». Она тоже о тайне жизни и смерти.
Право на жизнь гарантируется Конституцией и всеми международными декларациями. А как насчёт права на смерть? Является ли оно таким же «естественным правом», как и право на жизнь? Я говорю в данном случае не столько об эвтаназии и самоубийцах, сколько об одиноких стариках, живущих на нищенскую пенсию и просто уставших выживать, единственное желание которых – умереть.
Имеет ли право человек просить помочь ему уйти из жизни легально, никому не создавая проблем?
Мой знакомый, которому скоро 84 года, хочет уйти из жизни, потому что ему просто всё надоело. Он уже трижды за месяц покушался на собственную жизнь. Врачи спасали. Но он просит дать ему уйти. Физически он здоров и психически тоже. Просто устал жить.
Что делать?
Я решил сходить посоветоваться в Death café, которое недавно открылось в Санкт-Петербурге. Там люди встречаются, чтобы поговорить о смерти. Проект является социальной франшизой. Первые Death café появились в США в 2011 году. Сейчас во всём мире открылись уже 6786. Подтолкнуло меня сходить в Death café скоропостижная смерть моего знакомого. Я решил поделиться своим мнением и узнать мнение других людей о праве на смерть.


КАЖДУЮ МИНУТУ в мире умирает от голода 11 детей, от СПИДа умирают 6 человек, от рук убийц погибает 1 человек, при рождении ребёнка умирает 1 роженица.
Каждые 40 секунд 1 человек совершает самоубийство, каждые 26 секунд погибает 1 человек в автокатастрофе, каждые 15 секунд 1 человек умирает от алкоголя, каждые 8 секунд 1 человек умирает из-за плохой воды.

Мы живём, не думая о смерти, и лишь когда становится плохо или сталкиваемся с чьей-либо кончиной, тогда словно пробуждаемся к истинному существованию и пониманию смысла жизни.

Впервые я столкнулся со смертью в 12 лет, когда умерла бабушка. Как ни старался, я так и не смог представить смерть, когда для меня уже ничего не будет.
Страх смерти я преодолел, когда служил на подводной лодке. Постепенно смирился с тем, что в определённой ситуации нужно будет умереть, и стал мысленно готовиться к этому.
Только смерть позволяет быть честным и откровенным с собой до конца. Словно рентгеновскими лучами она высвечивает всё скрываемое, делая очевидным, каков ты есть на самом деле. Смерть – это призма, сквозь которую видна истина.

Мой сосед по квартире (который был мне как отец) умирал мучительно и долго. Он уже хотел умереть, просил об этом. По его просьбе я сделал видеозапись нашей последней беседы, назвав её «Исповедь перед смертью». Этот ролик посмотрели уже миллион человек и процитировали более сотни раз. Многие благодарили меня, поскольку эта исповедь изменила их отношение к жизни.

Одинокие пожилые люди – это большая социальная проблема. Прежде такой остроты проблемы не было, поскольку старики жили в семьях и не доживали до 90 лет. А сейчас у меня есть знакомые, которым уже 90, а они бодры и веселы.

В России за 10 лет стало в 2,5 раза больше долгожителей. Численность россиян, которые переступили 100-летний рубеж, возросла с 7718 человек в 2009 году до 20582 человек на начало 2019 года. Недавно старейшая жительница планеты скончалась в Астраханской области. Танзилия Бисембеева полгода не дожила до своего 124-летия.

Но вопрос не в продлении жизни за 100 лет, а в наполнении её смыслом. Некоторые старики хотят уйти, потому что не видят смысла жить дальше.

Мой учитель доктор юридических наук, профессор Яков Ильич Гилинский недавно отметил 85-летие. Он такой же активный, как и сорок лет назад, когда мы познакомились. Преподаёт в двух университетах, путешествует по миру, выступает на международных конференциях, пишет книги (у него более 600 научных трудов!). Гилинского называют «отцом девиантологии в России». Я попросил Якова Ильича поделиться своим мнением о праве человека на жизнь и праве на смерть.

Проблемой старения занимается наука геронтология. Старость – это ослабление жизненных функций, и начинается она не в преклонном возрасте. С 11 лет слабеет иммунная система, к 20 годам начинает уменьшаться количество мышечных волокон, с 25 лет постепенно угасают когнитивные функции. Каждый орган, каждая ткань способны к регенерации. Но деление клетки ограничено, и потому смерть неизбежна.

Смерть это не только биологический процесс, но и социальный. Уже возник конфликт поколений за рабочие места. Пожилые не хотят уходить на нищенскую пенсию, а в результате молодые вынуждены идти на биржу труда.
По данным Минтруда, на 16 июля 2019 года в стране официально зарегистрировано 732 000 безработных. Согласно официальным данным количество самоубийств с начала 2019 года в России составило около 2000 человек, из которых более трети — дети и подростки.

Считается, что существует три главные причины «чёрной меланхолии», которые толкают пожилых людей к последней черте: равнодушие окружающих, одиночество и безденежье. Недавно принятый закон о паллиативной помощи касается только больных людей, испытывающих страшные физические боли. А что делать тем, кто физически здоров, но испытывает невыносимые моральные страдания?

В России порядка полутора тысяч государственных домов престарелых. В них проживает более 250 тыс. человек, причём существует очередь на проживание (около 10 тыс. человек). Есть также около 300 частных заведений, в основном они находятся возле Москвы и Санкт-Петербурга; стоимость проживания там колеблется от 8-10 тыс. рублей дополнительно к пенсии.

Одинокий пенсионер без иждивенцев, живущий в государственном интернате, сейчас отдаёт заведению 75% своей пенсии.
Общие годовые затраты государства на дома престарелых оцениваются в 60 млрд рублей. Около 12 млрд рублей это траты самих постояльцев.
В начале сентября предложили ввести дополнительный страховой взнос с фонда заработной платы в размере 1% на содержание одиноких пожилых людей, потому что у государства денег на это нет.

Глава Сбербанка Герман Греф предложил строить комфортабельные дома для престарелых. «Во всём мире считается, что отдать в дом для пожилых людей своего родителя – это достойно, потому что это высококлассные учреждения, в которых людям предоставляют высочайший уровень обслуживания, реализации их интересов, возможностей общения, первичной медицинской помощи…»

Проблема эта комплексная и междисциплинарная, имеет не только медицинский, юридический и социальный аспект, но и религиозный. Существуют социальные работники, служба сиделок, и даже приходят медсёстры к одиноким больным старикам. Но, к сожалению, случается, что забота об одиноких стариках сводится к уговариванию составить завещание в свою пользу.

Проблема Смерть и Право имеет четыре основные ипостаси:
1\ Убийство – как насильственное лишение жизни
2\ Самоубийство – как добровольный уход из жизни
3\ Эвтаназия – помощь смертельно больному в уходе из жизни
4\ Смертная казнь – лишение жизни по приговору суда

По моему мнению, смертная казнь – это «узаконенное убийство»!
Если государство отрицает «право на смерть» для человека, то почему оно присваивает себе «право на смерть» в форме казни по приговору суда?

Недавно я посмотрел фильм «Текст», в котором закономерный конец для главного героя, после совершения им убийства, очевиден. Но он не хочет сам застрелиться, когда к нему приходят полицейские, и делает всё, чтобы его застрелила полиция. Формально это не самоубийство. Но тогда что это?

Убийство в ходе антитеррористической операции не убийство. Если тебя вдруг случайно примут за террориста, то могут по ошибке отправить на тот свет. Убийство в ситуации крайней необходимости или при превышении пределов необходимой обороны может быть оправдано.

Я по образованию юрист-криминолог, но смотрю на эту проблему шире, как социолог. Проблематику самоубийств я начал изучать ещё будучи студентом юридического факультета ЛГУ.
По официальной статистике, каждый год совершают самоубийство 1 млн. 100 тыс. человек. Реально кончают с собой более 4 млн. человек ежегодно, а совершают неудачные попытки самоубийства 19 млн. человек. Каждые 40 секунд один человек совершает самоубийство.

Самоубийства уровень

Россия находится в лидерах по числу самоубийств. Около 60 тысяч человек ежегодно сводят счёты с жизнью. Они не видят своего будущего. Они устали от боли и беспомощности. Они не хотят быть обузой для своих близких. Они хотят умереть.

Почему человек хочет умереть? О чем сожалеют на смертном одре?
Работающие с умирающими пациентами медсёстры ответили, что чаще всего люди сожалеют о том, что не смогли прожить жизнь, сохраняя верность себе. Они сожалели о том, что старались соответствовать ожиданиям других людей, но забывали о том, что хотели они сами. И в итоге большинство из них не приблизились к исполнению хотя бы половины того, о чём они мечтали. Очень многие на смертном одре сожалеют о том, что не выражали все свои эмоции, не проявляли свои чувства, результатом чего становится сожаление о том, что могло бы быть, но уже никогда не случится.

Я часто вспоминаю последнюю встречу с умирающим отцом. Тогда я не знал, что эта встреча последняя. У отца был рак, и он терпел до конца. Его смерть научила меня жить и терпеть. Опыт умирания помог мне, когда в результате автокатастрофы я оказался на грани жизни и смерти. Я описал это в романе-исследовании «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак».

Никакие государственные программы не заставят народ полюбить жизнь. Главное, что нужно для этого, стабильная социальная обстановка, нужна вера, что завтра будет лучше, чем вчера, — считает заведующий кафедрой криминальной психологии факультета юридической психологии Московского городского психолого-педагогического университета Сергей Ениколопов.

Уполномоченная при Президенте по правам ребёнка Анна Кузнецова заявила о росте количества детских самоубийств в 2016 году — сразу на 57 процентов. «Одной из основных причин такого положения является лавинообразное распространение в Интернете „групп смерти“».
За два последних года обезврежено 4872 виртуальных ресурса, где описывались способы самоубийства. Но вместо одного закрытого, тут же рождаются несколько новых ресурсов. Как признала омбудсмен Анна Юрьевна Кузнецова, 436-ой федеральный закон о защите детей от вредной информации в Интернете практически не работает.

С 7 июня 2017 года в России действует закон об уголовной ответственности за создание «групп смерти» в Интернете предусматривающий до 6 лет лишения свободы.
Статья 110 Уголовного Кодекса РФ предусматривает ответственность за доведение до самоубийства.
Статья 110.1 УК РФ предусматривает ответственность за склонение к совершению самоубийства или содействие совершению самоубийства даже при отсутствии признаков доведения до самоубийства.

В России нет уголовной ответственности за самоубийство, как, например, в Индии и Сингапуре. В Ирландии самоубийство считалось уголовным преступлением до 1993 года. В Великобритании самоубийство считалось преступлением с XIII века до 1961 года. Если самоубийца выживал, его могли посадить в тюрьму. Если самоубийство удавалось, то имущество семьи покойного могло быть конфисковано в пользу короны.

Самоубийство не может быть одобряемо.
А вот для тех, кому перевалило за 80 лет? Есть ли у человека право на смерть?
Дело в наличии легального права при желании покинуть этот мир по собственной инициативе, не дожидаясь мучительной болезни или каких-либо трагических обстоятельств.

Почему, признавая право человека на жизнь, отказывают ему в праве на смерть? Отрицание «права на смерть» вступает в противоречие с основополагающим принципом свободы. Свободен человек выбирать, жить ему или умереть, или не свободен?

Смерть и право_1

Казалось бы парадокс: человек может сам уйти из жизни, но не может просить, чтобы ему в этом помогли, хотя появиться на свет ему помогают.
Я веду речь об одиноких стариках (в особенности, в домах престарелых), которым надоела эта жизнь, они устали бороться, им просто хочется умереть. Не потому, что они не любят жизнь, а потому что просто устали. Они могут прожить ещё 10 лет, но не хотят.

«Я хочу умереть, потому что для меня жить сейчас это мука, не стоящая усилий», – говорит смертельно больной герой фильма «Море внутри» Рамон Сан Педро.
Состояние героя фильма мне знакомо и понятно. Я тоже был беспомощным инвалидом, прикованным к постели, потом к коляске, и у меня тоже были минуты, когда хотелось умереть. Я описал это в романе «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак».

Считается, что самым важным для человека в жизни является то, как он умирает, как прощается с жизнью. О поведении смертельно больных людей перед неизбежной кончиной сняты такие фильмы как «Достучаться до Небес», «Пока не сыграл в ящик», «Моя жизнь без меня», «Знакомьтесь, Джо Блэк», «Куда приводят мечты». Особо мне понравился фильм Эрика Ханекена «Любовь» – об умирании двух стариков.

Желание умереть столь же естественно, как и желание жить. Мартин Хайдеггер понимал жизнь как бытие к смерти. Зигмунд Фрейд в работе «Эрос и Танатос» доказал: человек не только стремится к жизни, но в нём присутствует и влечение к смерти, причём эти два противоположных влечения связаны. В работе «Мы и смерть» Фрейд пишет: «В глубине души мы не верим в собственную смерть». «Если хотите суметь вынести жизнь, готовьтесь к смерти».

Умереть гораздо легче, чем жить. Однако никто не имеет юридического права просить о помощи для ухода. Эвтаназия в России запрещена. Разрешена эвтаназия в нескольких странах, причём только для неизлечимо больных. Всякая другая помощь может быть квалифицирована как убийство.

А если человек не смертельно болен, а хронически, если он не хочет жить как «овощ» и быть обузой для своих близких, имеет ли он право умереть?

Несколько лет назад я написал статью об эвтаназии «Право на смерть», и получил массу откликов. Приведу некоторые.
«Запрет распоряжаться своей жизнью есть нарушение прав человека».
«В России это право – колоссальный резерв для коррупции».
«Страшна не смерть сама по себе, а старческий маразм или потеря собственной идентичности от боли в процессе умирания. Медицина «прекрасно» научилась затягивать страдания умирающих и их близких…»
«Самое страшное – не физическая боль, она проходит. А душевная, от которой спасения почти нет. Поэтому Страшный суд совершается у каждого человека в душе, всегда, когда просыпается совесть».
«Современный человек нередко доживает до такого состояния, когда и сам не рад жизни, и родственникам обуза. Короче, прекращается достойная человека жизнь. И он вправе сам решать, продолжать ли ему такое существование. Наша медицина продолжает лечить человека в принудительном порядке. Сопротивляться бесполезно».
«Часто сталкиваешься с тем, что по просьбе родственников и за определённую плату, медицинские работники значительно ускоряют переход в мир иной определённой категории граждан. Для этого не обязательно даже что-то делать. Возбуждение уголовных дел по этому поводу почти нет».

Я противник эвтаназии, поскольку опасаюсь возможных злоупотреблений. Хотя не знаю, как поведу себя в ситуации невыносимых страданий.
С 2002 года эвтаназия разрешена в Нидерландах и Бельгии. C 2009-го помощь в совершении самоубийства разрешили в Люксембурге, в 2015-м — в Колумбии, Германии и Канаде. Кроме того, ассистированное самоубийство разрешено в шести штатах США: Орегон, Вашингтон, Колорадо, Вермонт и Калифорния получили его путем изменения законодательства, а Монтана — по решению суда. В этих штатах право на уход из жизни с помощью врачей имеют пациенты старше 18 лет, жить которым остаётся не больше полугода. Смертельный диагноз должны подтвердить два независимых врача, а своё желание умереть пациент должен высказать трижды.

В 2015 году в Нидерландах добровольно расстаться с жизнью решили 5516 человек, что составляет 3,9% от общего числа смертей в стране. В этой стране проводят эвтаназии для «уставших от жизни» пожилых людей и психически больных, а также обсуждают легализацию эвтаназии для совершенно здоровых людей.

В Бельгии разрешили эвтаназию для несовершеннолетних и людей в депрессии. Политики считают, что люди, которые «пришли к обдуманному заключению о том, что их жизнь исчерпана, должны иметь возможность, при соблюдении строгих и тщательных критериев, положить конец этой жизни достойным способом».

В Швейцарии ассистированное самоубийство легализовано на государственном уровне, процедуру можно применять и к зарубежным гражданам.
Швейцарская организация под названием Exit («Выход») помогает уйти из жизни не только смертельно больным клиентам, но также здоровым пожилым людям по причине старости. Люди, желающие получить помощь в совершении самоубийства, обязаны быть в здравом уме, хорошо информированы о процедуре, они не должны подвергаться давлению извне или испытывать сомнения относительно своего решения. Специалисты лишь выпишут препарат, подготовят шприц, проведут инструктирование – остальное за тем, кто выбрал такой путь. Все случаи оказания помощи в самоубийстве записываются на видео и осуществляются под надзором полиции и врачей. Помимо этого допрашиваются члены семьи и друзья человека, решившего уйти из жизни.

В Швейцарию со всего мира едут те, кто при помощи врачей хочет свести счёты с жизнью. За три года вдвое выросло число туристов-самоубийц. Запрещать добровольные самоубийства в стране никто не собирается. Встать в очередь на самоубийство может не только неизлечимо больной или очень старый человек, а любой желающий отправиться на тот свет. Больше всего самоубийц приезжают из Германии, на втором месте — Великобритания, на третьем — Франция и Италия.

Для иностранцев процедура эвтаназии стоит примерно 10 тысяч евро, при том что сам смертельный коктейль всего 2 евро. После осмотра у врача и подписания документов, в которых пациент официально соглашается уйти из жизни, больному вручают стакан со смертельной дозой снотворного, который приводит к остановке дыхания во сне.
Правительство Германии собирается легализовать бытующую в стране практику, когда врачи оказывают безнадежным пациентам пассивную помощь в совершении самоубийства — отключают больных от приборов жизнеобеспечения.

Сторонники эвтаназии уверяют, что, выбирая между смертью от продолжительной и мучительной болезни в больнице, в окружении чужих людей, многие предпочтут быстрый и безболезненный переход в иной мир в домашней обстановке. Для многих, решившихся на эвтаназию, важную роль играет и то, что они избавляют не только себя от мучений, но и своих близких от проблем по уходу за больным.
Однако эвтаназией могут злоупотреблять родственники, уставшие ждать наследства или просто не желающие ухаживать за пожилыми людьми.

В конце 2016 года глава РПЦ патриарх Кирилл и Папа Римский Франциск сделали совместное заявление, в котором осудили эвтаназию. Они заявили, что распространение эвтаназии приводит к тому, что престарелые и больные люди начинают ощущать себя чрезмерным бременем для близких и общества в целом. По мнению представителей церкви, такая тенденция может закончиться легализацией убийств.

Эвтаназия в России запрещена. Альтернативой эвтаназии считается паллиативная помощь. По последним данным Минздрава, который ведёт учёт только больных в терминальной стадии, сейчас в России до 600 тысяч нуждающихся в паллиативной помощи, включая 36 тысяч детей.

В июне в хосписе умер мой коллега, которого я знал тридцать лет. Государство выделяет около 1800 рублей на один койко-день для пациента хосписа, тогда как в реальности для качественной помощи больному ежедневно нужно около 10 тысяч рублей.

Однажды я навещал в хосписе умирающего отца моего школьного друга.
— Чую, что уж скоро. Только каждый день тяжко переносить страдания. Скорей бы уж кончились эти мучения. Соседка третьего дня померла. Вот бы и мне так. Даже завидки берут, что прекратились её мучения. Эх, помереть бы. … Надо, надо ещё потерпеть, чтобы пенсию могли получить хотя бы за месяц, а то и похоронить будет не на что. Всю жизнь работал. И ничего не наработал. Вроде бы не кутил, не сорил денежками, а детям нечего оставить. Но главное не в этом. Главное — это прожить жизнь честно. Честный-то человек веселый, не боится людям в глаза смотреть. С ним всегда легко, потому как для него совесть важнее всего. … Отравушки бы, — с отчаянием в голосе сказал старик. — Подрыгал бы ножками, и всё».
(из моего романа «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак»)

Около миллиона россиян страдают смертельными заболеваниями. Треть из них задумывается о добровольном уходе из жизни. Руководитель отдела суицидологии московского НИИ психиатрии Евгений Любов пояснил, что не менее трети всех тяжело больных склонны к суицидам, но решается на них лишь малая часть. По его оценке, только около 5 % суицидов в России происходит из-за неизлечимых болезней, гораздо опаснее — психологические проблемы. «Большинство призывающих смерть депрессивны, ощущают обременённость собой, одиноки и физически страдают. И им нужно помочь», — сказал Евгений Любов.

Все исследования по этой теме доказывают, что люди боятся не самого факта смерти, а связанных с умиранием мучений. Не только своих, но и своих близких. Никто не хочет быть обузой для родственников.

«Мне кажется, это очень гуманно, если сам человек хочет уйти из жизни и его жизнь не имеет шансов на проживание, если он страдает, и если его близкие и родственники в единой гармонии пришли к тому, чтобы прекратить эти страдания», — заявила уполномоченная по правам человека Татьяна Москалькова.

Наверное, мечта правительства, чтобы пожилые люди побыстрее добровольно уходили из жизни, тем самым экономя для государства бюджетные средства, направляемые на выплату пенсий. Но наши пенсионеры решили назло правительству жить до100 лет.
Пенсия в 10 тысяч рублей – это «право на смерть»!

В 1992 году правительство Гайдара в результате реформ фактически украло накопления советских граждан, сделав их нищими. И теперь бедные люди мечтают о смерти, как избавление от тяжких мук жизни.
Иосиф Бродский говорил, что человека, прожившего жизнь в России, следовал бы без разговоров помещать в рай.

Недавно я позвонил другу и предложил поехать на пикник, а он ответил, что уже умер.
Один польский актер повесился, оставив предсмертную записку: «Надоело каждый день одеваться — раздеваться».

Можно ли человека заставить жить, несмотря на его нежелание?!

Все, наверное, смотрели фильм «День Сурка», где главный герой пытается покончить собой, умирает, но каждый раз воскресает. Он хочет умереть, потому что не находит смысла жить. Однако как только обретает смысл жизни, так желание покончить с собой пропадает.

Сегодняшние средства медицины позволяют пациенту находиться долго в состоянии между жизнью и смертью. А зачем? Почему не дать человеку возможность спокойно умереть? Нужно ли удерживать того, кто хочет уйти?

Один мой знакомый четыре раза отправлял пожилую мать в критическом состоянии в больницу, в реанимации её откачивали и возвращали домой. На пятый раз мать попросила её не отправлять в больницу и умерла дома.

Некоторые молодые люди определяют себе Deadline (возраст, после которого они собираются уйти из жизни), чтобы успеть сделать всё запланированное. Их лозунг: «Живи быстро, умри молодым», «Каждый день как последний».

Фридрих Ницше писал: «Многие умирают слишком поздно, а некоторые — слишком рано. Ещё странно звучит учение: «умри вовремя!» Умри вовремя — так учит Заратустра. Конечно, кто никогда не жил вовремя, как мог бы он умереть вовремя? Ему бы лучше никогда не родиться! — Так советую я лишним людям».

В фантастическом романе Ивана Ефремова «Час Быка» кому сколько жить, определяли правители. Те, кому отпускалось только тридцать лет, жили намного счастливее, чем те, кому грозило 90. Так что это ещё большой вопрос: долгая жизнь это проклятие или награда?

В древнем мире бессмертие считалось проклятием. В Японии старики сами уходили умирать в горы, когда чувствовали, что пришло их время, они не хотели мешать молодым. В отличие от Европы, в Японии смерть не является чем-то устрашающим, скорее наоборот.

Представления о смерти в разных культурах не одинаковы. В одних обществах скорбят по умершим и плачут, а в других обществах радуются и веселятся, поскольку закончилось тяжёлое земное существование и человек ушёл в «лучший мир».

В Мексике ежегодно 1 и 2 ноября проходит «Праздник мёртвых», посвящённый памяти умерших. По поверью, в эти дни души умерших родственников посещают родной дом. Традиция праздника восходит к племенам ольмеков и майя. По мнению учёных, ритуалы, связанные с почитанием умерших, отмечались ещё 2500—3000 лет назад.

В прошлом году мы побывали в Мексике и посетили Теотиуакан — «место, где родились боги» — заброшенный город, расположенный в 50 километрах к северо-востоку от Мехико. Я поинтересовался у посетителей, как они себе представляют смысл жизни и смысл смерти.

В ХVII веке в Мексике появился культ Святой Смерти. Легенда гласит, что когда-то люди были бессмертны, но со временем устали от тягот земной жизни и попросили Бога, чтобы тот подарил им смерть. Бог внял людским просьбам, спустился с небес и вручил косу одной из красивейших девушек, сказав, что она будет собирать на земле людские жизни. Как только девушка взяла в руки косу, так стала бесплотным духом, а коса превратилась в череп. Так на земле появилась Смерть.

Философскими вопросами смерти занимается наука танатология. В 2012 году я участвовал в международной конференции «Дни философии в Петербурге» в работе секции конференции, посвящённой проблемам танатологии. Основной вопрос, который меня интересовал – в чём смысл смерти?

По моему мнению, смысл смерти в том, что он помогает лучше понять смысл жизни. Жизнь потому и имеет смысл, что человек смертен. Всякая человеческая деятельность не имела бы никакого смысла, если бы у человека не было представления о своей конечности и о том, что он должен сделать что-то в этом мире.

Отношение к смерти служит показателем характера цивилизации. Для нынешнего секуляризованного западного общества смерть это трагедия, поскольку цель жизнь – наслаждение. А для некоторых восточных религий смерть это радость перехода в новую жизнь.

Западные «права человека» закономерно приводят к праву распоряжаться собственной жизнью, а значит, и самоубийство уже не грех. Западная цивилизация старается забыть о смерти, словно её и нет, посвящая все силы комфорту жизни. Даже смерть пытаются сделать комфортной. Уже предлагают виртуальные кладбища, похороны on-line и даже съёмки умирания.

Когда я был в Египте, наш экскурсовод Ола (кстати, обучавшаяся в Петербурге), подарила мне на память папирус с изображением сцены посмертного суда Осириса. И теперь всегда у меня перед глазами картина того, что ждёт мою душу после смерти.

Если человек верит, что после смерти его ждёт суд за всё, что он совершил в этой жизни, то он живёт осмотрительно, понимая, что придётся отвечать. И тогда любой поступок становится нравственным по необходимости. Такой человек смерти не боится, и не копит материальных благ.
В психологии этот феномен называется феномен «самоосуществляющееся пророчество». Человек, который верит в Бога и бессмертие души, ведёт себя иначе, чем тот, кто не верит. И хотя оба человека подтверждают свои убеждения на практике, жизнь их выглядит по-разному.

Никто из нас не знает и не может знать, что нас ждёт после смерти. Мы можем лишь верить или не верить. Но уж лучше верить в существование жизни после смерти. Ведь если ТАМ что-то есть, то вы уж точно не проиграете. Лучше верить и готовиться, нежели оказаться не готовым к Суду. К тому же так жить легче – верить в лучшее будущее за гранью земного существования. Ну а на нет и суда нет.

Все мы живём в мире собственных иллюзий. Если Бог это иллюзия, то иллюзия спасительная. Человек может увидеть ТАМ как раз то, что он представлял в этой жизни, оно станет воплощением его веры. Так что лучше представлять себе благополучную жизнь после смерти.

Большинство людей успокаивают себя тем, что религиозные представления о смерти это невежество и предрассудки. Они не верят в жизнь после смерти и в неминуемую расплату, когда за всё содеянное придётся отвечать.
Но если человек верит, что после смерти его ждёт суд, он живёт осмотрительно, понимая, что за всё совершённое в жизни, придётся дать ответ.
А если человек не верит в бессмертие, тогда нет никакой нравственности и никаких правил, кроме собственных желаний.

Если бы люди знали, что после смерти жизнь не заканчивается и будет расплата за всё содеянное, возможно, они были бы более ответственны за каждый поступок и за каждое слово.

Кто-то считает, что жизнь подобна отпуску, в ней следует отдыхать и развлекаться. А я считаю, что жизнь – это КОМАНДИРОВКА!

Как-то, ещё будучи инвалидом, сидя в ванне с переломанными ногами, говорю себе, что жизнь… жизнь — это… жизнь — это обязанность… И вдруг понимаю: да, жизнь — это обязанность, обязанность жить, делать то, что можешь, обязанность быть человеком! Если уж я не умер во время катастрофы (хотя были основания, и все считали, что я умер), то тем более обязан жить!

В детстве я прочитал научно-фантастический рассказ, который меня поразил. Вначале было изобретено лекарство от смерти, и люди выстроились в очередь за ним. Но потом образовались очереди за лекарством ОТ жизни, поскольку люди потеряли вкус жизни, когда стали бессмертными.

Для многих самым страшным открытием может оказаться именно то, что смерти нет. В действительности, люди не боятся смерти, а жаждут её, поскольку для них она конец всего: мучений, сомнений, тревог, лжи, и даже свободы. Во что превратится человеческая жизнь, если лишить её конца?

Людям необходима смерть! Обещанная вечная жизнь может стать мучительной перспективой, лишающей человека свободы.
Как устроится жизнь, когда в ней не будет смерти, страха и бегства от страха, если люди перестанут ценить прелесть мимолётных мгновений, а существование будет казаться изматывающей дорогой без конца?
Только смерть как конец всего, а не как переход в новую жизнь, открывает неповторимые радости земного существования.

Страшна не смерть, а процесс умирания.
Умирать мучительно тому, для кого ужасна своей бессмысленностью прожитая жизнь.
Когда понимаешь, для чего надо было жить, но уже невозможно ничего исправить, тогда и постигаешь весь ужас смерти.
Страх смерти на самом деле это страх перед жизнью. И даже не перед кончиной как таковой, а перед небытием от неудовлетворённости прожитой жизнью.
Умереть не страшно. Страшно не умереть!»
(из моего романа «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак» на сайте Новая Русская Литература)

25 октября 2019 года в Русской христианской гуманитарной академии прошла встреча с деканом факультета психологии и философии человека Григорием Игоревичем Григорьевым, доктором богословия, доктором медицинских наук, профессором, заслуженным врачом Российской Федерации. Он и другие участники встречи ответили на мой вопрос о праве человека на смерть.

О проблеме права на смерть много размышлял Фёдор Михайлович Достоевский. В романе «Бесы» в самоубийце-философе Кириллове Достоевский воплотил свои многолетние размышления о праве человека на жизнь и смерть.
Кириллов утверждает, что все люди непременно убили бы себя, если бы не имели страха боли и страха смерти. «Кто победит боль и страх, тот сам Бог будет. А тот Бог не будет». «Кто убьёт себя только для того, чтобы страх убить, тот тотчас Бог станет». «Если нет Бога, то я – Бог».

«Волен ли я распоряжаться своей жизнью? Свободен я или несвободен? Могу ли убить себя? или на всё воля Божья?
Если я свободен, то волен и умереть. Но если судьба и смерть моя Богом предопределены, то, выходит, я не свободен?
Да и вообще, имею ли я право убить себя, ведь я могу это сделать, обладаю физической возможностью?
Если Бога нет, то я свободен и волен убить себя. А если есть Бог, то не волен? Но почему? Нет у меня страха перед наказанием, нет. Если нет Бога, то и бояться нечего. Тогда тем более я волен убить себя.
Раз я могу убить себя, значит, я свободен. А раз я свободен, значит, могу убить себя. Самоубийство — высшее проявление человеческой свободы!
— Высшее проявление свободы не в том, чтобы убить себя, а в том, чтобы отказаться от свободы, то есть признать свою несвободу. Самоубийство — это своеволие.
— Нет, самоубийство не своеволие, но отказ от воли и от себя, — только тогда почувствуешь, что лежит за границей жизни и смерти, добра и зла. А встать по ту сторону добра и зла, бытия и небытия означает встать на позицию Бога.
Могу ли я убить себя? Фактически могу. Но зачем? — вот что главное! Зачем я живу, почему хочу убить себя? Почему важнее Зачем!
Если я убью себя, то я свободен, и не Бог распоряжается моей жизнью, а я. А если не смогу, если что-то остановит, — значит, несвободен.
Если есть Бог, то всё, в конечном итоге, зависит от Него, и я несвободен, и смерть моя — проявление Его воли. А если Бога нет, то я свободен, и отвечаю за всё, что со мной происходит.
Если убью себя, то нет судьбы, а есть лишь воля моя, и всё произвольно, случайно, если это я устанавливаю час своей смерти, и нет никакой судьбы, нет предопределения, — тогда, выходит, я свободен! И никому не нужен! И нет никакой необходимости жить, и можно, значит, умереть в любую минуту, и выходит, нет никакого Бога, всем распоряжаюсь я сам, и во всём воля моя, и только мне решать: жить или не жить! Таким образом, всё в этой жизни зависит от меня, только от меня, от моей воли, от моего желания! Но… но ведь это не так?

После того, как мне сказали, что надежд на выздоровление нет, я, можно сказать, тогда уже умер. Из больницы сбежал. Лучше уж здесь помереть, чем на больничной койке. … Чёрт бы вас всех побрал! Не могу, не могу я больше смерть ждать, не могу! А убить себя сил нет. Да и грех это. Только зачем такая жизнь, если смерть неминуема, и только одни нестерпимые страдания?! … У всех в глазах читаю лишь одно: как угораздило заразиться? А я и сам не знаю; не знаю, кого винить. Видать, судьба такая. Только хочется понять, зачем всё это, зачем жизнь такая, почему всё это со мной?! Ведь должно же быть какое-то объяснение, должен быть какой-то смысл! Если ничего не изменится, если всё равно, то под колеса можно прямо сейчас. А может… может, и в самом деле, ничего не измениться? Мысль, что жизнь лишена всякого смысла — вот что убивает, а не болезнь и не смерть; то, что жил я бессмысленно и умру бессмысленно, и вся жизнь моя бессмысленна, и всё вокруг, всё, всё бессмысленно! … Я уже не боюсь смерти, я готов умереть. Но только бы в этом был смысл! Пусть даже лично для меня он будет неутешительный. Пусть Господь Бог оценит мою жизнь и скажет, что прожил я её плохо, недостойно, что грешил много. А я грешил, и много грешил: и с бабами путался, и с мужиками, и наркотой баловался, и пил беспросыпу, — всё было! Пусть осудят меня, пусть отправят в ад, где я приму страдания за все свои прегрешения, — страдать я готов. Но вот если нет ничего: ни ада, ни рая, ни господа бога — тогда лучше прямо сейчас …» (из моего романа-быль «Странник»(мистерия) на сайте Новая Русская Литература

О проблеме свободы и праве на смерть размышлял в своих фильмах гениальный русский режиссёр Андрей Тарковский. Он умер от рака в парижской клинике. Недавно мы побывали в Париже, где я снял фильм о смысле жизни и смысле смерти, посвятив А.А.Тарковскому.

P.S. Данная статья не содержит призывов к самоубийству, к эвтаназии и другим незаконным методам лишения жизни, и не имеет таких целей.

Так что же вы хотели сказать своим постом? – спросят меня.

Всё что я хочу сказать людям, заключено в трёх основных идеях:
1\ Цель жизни – научиться любить, любить несмотря ни на что
2\ Смысл – он везде
3\ Любовь творить необходимость.

А по Вашему мнению, СМЕРТЬ ЭТО ПРАВО?

© Николай Кофырин – Новая Русская Литература

Метки: , , , , , ,

Комментарии запрещены.