РОССИЯ И ЕВРОПА – ИГРА ПРЕСТОЛОВ

Данилевский Россия и Европа.jpgТравин игра престолов.jpg

«Западники» и «славянофилы», судя по всему, до сих пор существуют в России. Если в Европейском университете в Петербурге собираются в основном «западники», то в Русской христианской гуманитарной академии дискутируют преимущественно «славянофилы». Причём ни те, ни другие не хотят спорить друг с другом. Мои попытки организовать общую дискуссию успехом не увенчались. Поэтому я попытался сделать это в данной статье.
21 ноября я был в Европейском университете на презентации новой книги экономиста Дмитрия Травина «Историческая социология об «Игре престолов»». В своих работах Травин доказывает, что у России нет своего особого пути развития.
В Русской христианской гуманитарной академии большинство придерживается иного мнения – у России свой особый путь. 22 ноября там состоялась дискуссия, посвящённая 150-летию со дня выхода книги Николая Яковлевича Данилевского «Россия и Европа». Я задал участникам вопрос: действительно ли у России свой особый путь?


Саму мысль, что России надлежит идти своим особым от Европы путём, высказывали многие мыслители 40-х годов XIX века. Это предрекал в политических трактатах дипломат Тютчев, об этом говорили славянофилы.
В 1869 году в журнале «Заря» стала публиковаться книга Николая Яковлевича Данилевского «Россия и Европа». Данилевский доказывал, что Европа и Россия это две цивилизации, или, как он предпочитал говорить, два «культурно-исторических типа», и располагаться они будут на отдельных друг от друга пространствах.

Данилевский_1.jpg

Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885) – русский социолог, естествоиспытатель и культуролог, один из основателей цивилизационного подхода к истории, идеолог панславизма.
Воспитывался Николай Яковлевич в Царскосельском лицее (1836—1843), затем был вольным слушателем на факультете естественных наук в Санкт-Петербургском университете. Занимаясь специально ботаникой, он также изучал социалистическую систему Фурье. В 1849 году был арестован по делу Петрашевского. Проведя 100 дней в тюрьме, Данилевский представил оправдательную записку, в которой доказал свою политическую невиновность, и был выслан из Петербурга: определён в канцелярию сначала вологодского, а потом самарского губернатора.

Основные идеи Данилевского – это критика европейской цивилизации и концепция культурно-исторического типа, состоящего из четырёх основ: 1\религия, 2\культура (наука, искусство, техника), 3\политика, 4\общественно-экономический уклад.

Ключевым моментом в концепции Данилевского, который и по сей день включают в курсы истории социологии во всём мире, является цикличность цивилизационного процесса.

Данилевский выдвинул теорию обособленных, локальных „культурно-исторических типов“ (цивилизаций), развивающихся подобно живым организмам. Они находятся в непрерывной борьбе друг с другом и с внешней средой, так же, как и биологические виды, проходят стадии возмужания, дряхления и неизбежной гибели. Ход истории выражается в смене вытесняющих друг друга культурно-исторических типов.

Таких типов, уже проявившихся в истории, Данилевский насчитывает 10: египетский, китайский, ассиро-вавилоно-финикийский (или древнесемитический), индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, новосемитический (или аравийский), и германо-романский (или европейский).

Данилевский оспаривает общепринятые деления — географическое (по частям света) и историческое (древняя, средняя и новая история). При этом Данилевский выставляет в качестве действительных носителей исторической жизни «культурно-исторические типы».

Данилевский, отрицая всякую общечеловеческую задачу в истории, считает Россию и славянство особым культурно-историческим типом.
Признавая человечество за пустую абстракцию, Данилевский видит в культурно-историческом типе высшее и окончательное выражение социального единства.
Данилевский выставил в качестве исторического закона непередаваемость культурных начал — но действительное движение истории состоит главным образом в этой передаче.

История не знает таких культурных типов, которые исключительно для себя и из себя вырабатывали бы образовательные начала своей жизни.
По Данилевскому, если народ не реализует возможности формирования своей самобытной цивилизации, то ему остаётся лишь стать своеобразным этнографическим материалом для других культурно-исторических типов.

Н.Я.Данилевский считает, что «славянскому культурному типу» принадлежит будущее, в отличие от «гниющего Запада». Западная цивилизация, по мнению Данилевского, уже пережила апогей своего развития, она исчерпала запас своих идей, является декадентской и отмирающей. Русская цивилизация должна взять самое лучшее из западной цивилизации, как последняя в своё время заимствовала самое лучшее из античной культуры.

Значительную часть книги Данилевского занимают рассуждения об упадке Европы и об отличительных особенностях России. Данилевский призывал относиться к европейцам не как к врагам, но как к чужим, равнодушно, без ревности, но и без восхищения.

Политические взгляды Данилевского можно выразить в следующих словах:
1\ Европа не только нечто нам чуждое, но даже враждебное, что её интересы не только не могут быть нашими интересами, но в большинстве случаев прямо им противоположны.
2\ Та цель, ради которой русские должны, по Данилевскому, отрешиться от всяких человеческих чувств к иностранцам и воспитать в себе и к себе — заключается в образовании славянской федерации с Константинополем как столицей.

Император Александр III говорил: «Когда русский царь удит рыбу, Европа может подождать». «У России нет друзей. Нашей огромности боятся». «У нас есть только два надёжных друга: русская армия и русский флот!»

Книга «Россия и Европа» приобрела в России известность и стала распространяться лишь после смерти автора. Достоевский назвал «Россию и Европу» «настольной книгой каждого русского».

Дмитрий Травин опубликовал книгу «Особый путь» России: от Достоевского до Кончаловского», из которой я почерпнул много интересного.
Шведский экономист Стефан Хедлунд заявил о существовании некоей «матрицы Московии», из-за которой старые русские институты остаются по большому счёту неизменными на протяжении столетий, проявляются и в СССР, и в современной России.

Как заметил социолог Николай Розов, «если «русский ген», вот уже не одно столетие воспроизводящий самодержавие (в широком смысле) заложен в самое ядро русской культуры и неспособен к изменению, то пытаться как-то ему противостоять – это всё равно что надеяться из жёлудя вырастить розу».

В начале 20-х годов один из основоположников евразийства историк и географ Пётр Савицкий (стоявший на позициях географического детерминизма) в статье «Европа и Евразия» писал: «Россия, как по своим пространственным масштабам, так и по своей географической природе является континентом в себе. Этому континенту, предельному Европе и Азии, но в то же время не похожему ни на ту, ни на другую, подобает, как нам кажется, имя Евразия».

«Евр-Азия не есть Азия; а есть Европа, осложнённая Азией», – писал историк и политик Павел Милюков. – «Объяснять особенности духовной жизни России из особенностей склада народного духа, из русского национального характера <…> – значит объяснять одно неизвестное посредством другого, ещё более неизвестного, или, как говорится, запрягать лошадь позади телеги».

Философ Иван Ильин полагал: «Россия – арена столкновения Западной и Восточной суперцивилизаций, что и составляет глубинную основу её несимфоничности, раскольности».

В 1945 году русский философ Г.П.Федотов в статье «Россия и свобода» писал:
«Весь процесс исторического развития на Руси стал обратным западноевропейскому: это было развитие от свободы к рабству. Рабство диктовалось не капризом властителей, а новым национальным заданием: созданием Империи на скудном экономическом базисе. Только крайним и всеобщим напряжением, железной дисциплиной, страшными жертвами могло существовать это нищее, варварское, бесконечно разрастающееся государство».

Ричард Пайпс и некоторые другие современные западные учёные полагают, что отличия России от Запада являются совершенно принципиальными, фундаментальными и почти непреодолимыми. То есть Россия, с их точки зрения, всё же идёт своим особым путём, и в этом состоит её трагедия, а вовсе не призвание и не великая судьба, как полагали раньше.

Спустя 150 лет в 2019 году концепция Данилевского о культурно-исторических типах кажется не столько научной теорией, сколько идеологией. Теория «панславизма» оказалась несостоятельной. Россия и западное славянство уже не претендуют сыграть в истории Старого Света некую спасительную роль. При благоприятном раскладе Россия и Европа смогут мирно сосуществовать, не стремясь уничтожить друг друга.

Трактат Данилевского ныне прочитывается как сбывшееся пророчество о неизбежном геополитическом одиночестве России. Братьев-славян романо-германский Запад предпочёл включить в свою семью.
Как в XIX веке, так и в XXI русские интеллектуалы не хотят признавать факт цивилизационного одиночества России, указывая на общность некоторых социально-экономических процессов, объединяющих все миры и народы в принудительном порядке.

9 апреля 2018 года в журнале «Россия в глобальной политике» была опубликована статья помощника президента Владислава Суркова. В ней он предсказал, что Россию ждут от ста до трёхсот лет «геополитического одиночества», и констатировал отказ страны от «многократных и бесплодных попыток» породниться с Западной цивилизацией.
«И всё-таки вряд ли мы третья цивилизация. Скорее, сдвоенная и двойственная. Вместившая и Восток, и Запад. И европейская, и азиатская одновременно, а оттого не азиатская и не европейская вполне», – пишет Сурков.

В современном глобальном мире Данилевский не слишком популярен. Выпячивать свою особенность (инаковость) неприлично.
Путешествуя по Европе, я достаточно комфортно чувствую себя всюду, хотя и ощущаю себя везде русским.
Мы критикуем «загнивающий» Запад, потому что знаем, что никогда не сможем жить так, как на благополучном Западе, и завидуем ему. По сути это ресантимент.

«Западники» уверены: поскольку Россия европейское государство, то надо взять европейскую модель развития.
«Славянофилы» убеждены, что Россия это особая цивилизация и у неё своя особая «культурная матрица».
Сторонники евразийства продвигают свою идеологему: «Россия не Европа и не Азия, она сама по себе, государство-цивилизация».

Чаще всего под цивилизацией понимается совокупность материальных и духовных достижений общества в его историческом развитии. Слово «цивилизация» происходит от латинского «civilis», что означает гражданский, общественный, государственный. В XVII — XVIII веках «цивилизованность» определялась как противоположность «дикости».

Со временем понятие цивилизация стали отличать от культуры. Культура является внутренним духовным содержанием цивилизации, а цивилизация — лишь внешняя материальная оболочка культуры.

Одни учёные отождествляют понятия цивилизации и культуры, другие рассматривают цивилизацию как специфическое культурное образование, третьи — разводят понятия культуры и цивилизации.

По моему мнению, цивилизацию можно понимать как определённый способ адаптации человека к окружающей среде. А культуру как информационную матрицу данной цивилизации.
Я считаю, что культура входит в понятие цивилизации, является её духовной составляющей.
Цивилизация есть результат приспособления человека к окружающей среде. А культура – это уже плоды человеческого разума, взрастающие на природной почве.
О развитии той или иной цивилизации судят именно по памятникам культуры. В основе любой культуры лежит представление о вечном, о бессмертии, о высшей справедливости.

Н.Данилевский и О.Шпенглер в локально-историческом смысле цивилизациями называют уникальные исторические образования, ограниченные пространственно-временными рамками, (например, античная, арабская, китайская, египетская цивилизация и др.). Есть ещё две православных цивилизации (русская и византийская).

А.Тойнби понимал цивилизацию как любой отдельный (локальный) социокультурный мир. Он разработал теорию «локальных цивилизаций», которых насчитывается более 20. Это иранская, индийская, две дальневосточных, сирийская, минойская, шумерская, хеттская, вавилонская, андская, мексиканская, юкатанская, майя и др.

В русской литературе цивилизацией называют не просто культуру как таковую, а общество, которое характеризуется специфичной и достаточно развитой культурой.
Николай Бердяев говорил о цивилизации как «смерти духа культуры». «Вся ткань русской природы иная, чем ткань природы западной», – писал Николай Бердяев в работе «Философия неравенства».

Термин «русская цивилизация» впервые упоминается в XIX веке в связи с распространением идей панславизма. Это понятие часто употреблялось в среде славянофилов и подчёркивало оригинальность русской культуры и истории, её отличие от культуры Запада и Востока, её национальное русское происхождение.

В книге «Россия и Европа» Н.Я.Данилевский поставил вопрос ребром: быть Европой или быть собой – Россией?

Сейчас в странах Евросоюза большая часть жителей не считает Россию частью Европы. В сентябре 2017 года старейшая французская компания, занимающаяся изучением общественного мнения, опросила 3228 человек от 18 лет. Европейской страной Россию назвало 49% немцев, 35% британцев, 29% французов.

Так кто же мы?
Мы не «третий мир». И в то же время у нас постоянное «подозрение в своей провинциальности». Некоторые испытывают чувство ущербности от того, что мы только обеспечиваем Европу сырьём.

Россия – страна, где никогда не заходит солнце!
Мы называем себя Европой, но у нас 80% территории находится в Азии. Поэтому мы скорее Азиопа.

Для кого-то Европа понятие не столько географическое, сколько культурно-историческое. Кто-то считает, что Россия – это Европа от Калининграда до Чукотки, Владивосток самый европейский город.

Часто приходится слышать, что у России свой особый путь развития. Представление об «особом пути» России может быть отнесено к одному из «вечных» и одновременно не чисто «русских» сценариев национальной идентификации. Со времён Петра I не утихают споры: наша держава просто отстаёт от развитых стран и постоянно их догоняет?
7 ноября 2018 года в Европейском университете в Санкт-Петербурге состоялась презентация книги Дмитрия Травина «Особый путь» России: от Достоевского до Кончаловского». Перед началом обсуждения я задал участникам встречи вопрос: у России свой особый путь развития или общемировой, цивилизационный?

Дмитрия Яковлевича, видимо, можно условно отнести к разряду «экономистов-прагматиков». Поскольку он полагает, что модернизация экономики на западный манер решит все наши проблемы.
Я считаю необходимым дополнить Дмитрия Травина несколькими, на мой взгляд, важными моментами.
Первый – это учёт религиозного фактора (в России – господство православия).
Второй – представление о смерти как часть национального менталитета.
Третий – особенности властителей в России: роль их воли, чувств, страстей.

Никто, наверное, не скажет, что у России нет специфических особенностей. Другой вопрос, являются ли они препятствием на пути модернизации по западному образцу. Япония, например, сумела использовать свои национальные особенности, и в результате создала менеджмент, который сейчас копируют во всём мире.
Россия – «догоняющая цивилизация». Отставание от передовых стран Запада составляет 40-60 лет.

Андрей Мовчан и Альпина Паблишер в книге «Россия в эпоху постправды: Здравый смысл против информационного шума» приводят следующие данные.
Если в России на 100 000 жителей приходится 975 полицейских, то в Германии — 300.
В России уникально большое количество охранников — 700 000 человек (1 на 208 жителей). В Германии —1 на 480 жителей, во Франции —1 на 400 жителей, в Швеции —1 на 750 жителей.

В России 603 заключённых на 100 000 человек населения. В Германии — 95, во Франции — 85.
В России 10,2 умышленных убийств (на 100 000 человек в год). В США — 4,2. В Германии — 0,8. Во Франции — 1,1.

В России в детских домах официально живёт 105 000 детей, функционирует более 1340 детских домов. ЮНЕСКО оценивает количество сирот и детей без родительского присмотра в России в 700 000. При этом треть усыновлённых в России возвращают в детдом.

За последние 15 лет в России погибло в 68 раз больше приёмных детей, чем усыновлённых за рубеж (за рубеж было усыновлено 34% всех детей).

Россия является мировым лидером по количеству абортов. В мире на 100 родов в среднем приходится 22 аборта. В России — 73. В Европе — менее 20.

Общее количество наркоманов в России составляет более 5 млн человек, или около 3,5% населения.
В Европе уровень наркомании составляет 0,51% (в Германии — 0,25%, во Франции — 0,44%).
Россия занимает первое место в мире по потреблению героина. 2% взрослых россиян употребляет инъекционные наркотики. По этому показателю Россия занимает второе место в мире после Азербайджана, деля его с Сейшельскими островами.

В России потребляется 15 литров алкоголя на взрослого человека в год, 51% выпиваемого — крепкие напитки. Во Франции — 12,2 л (23% — крепкие напитки), в Германии — 11,8 (18,6% — крепкие напитки).

В России от 1 до 2% взрослого населения (данные UNAIDS) инфицировано ВИЧ. В Германии и Франции — 0,1-0,5%.

Россия — лидер по неравенству распределения богатства в мире. 1% россиян владеют 71% национального богатства страны. В Европе тот же показатель — 32%.

21.11.2019 Дмитрий Травин в Европейском университете в Петербурге представил свою новую книгу «Историческая социология об «Игре престолов». Автор пишет не просто об исторических аналогиях, а о том, как «Игра престолов» помогает понять развитие общества.

Сам я сериал «Игра престолов» не смотрел и не собираюсь. Однако в Интернете разгорелся нешуточный спор вокруг ситуации, произошедшей во время одного из авиарейсов из Европы в США. В ходе полёта один из пассажиров решил посмотреть сериал «Игра престолов». Через час после начала фильма к путешественнику подошла женщина, сидевшая в двух рядах от него, и попросила немедленно выключить сериал, так как её маленький сын может увидеть происходящее на экране. По её словам, сериал содержит большое количество жестоких и эротических сцен.

Обсуждение произошедшего в социальных сетях собрало порядка 5 тысяч комментариев. Кто-то назвал просьбу женщины необоснованной и удивлялся, почему она не поменялась со своим ребёнком местами. Другие пользователи уверены, что она могла лишь попросить пассажира пойти на уступку, а не приказывать ему. Часть комментаторов настаивало: самолет не пространство для взрослых, а является общественным местом, в котором могут находиться люди абсолютно разных возрастов. Поэтому, если человек хочет наслаждаться фильмами с рейтингом R (то есть, для лиц старше 17 лет), ему следует выбирать более приватный способ просмотра.

Многие экономисты (например, Пол Хайни или Майкл Крейвен) пишут о «высокой цене аморальности» для экономики. В атмосфере недоверия, вызванного аморальным поведением, стоимость всех транзакций значительно повышается, оборот денег замедляется, риски воспринимаются как более высокие, и не только скорость роста, но и сам рост во многих областях оказывается под вопросом. Более того, такие действия, как преступления, адюльтер, употребление наркотиков, сами по себе имеют существенную экономическую себестоимость».

В ходе выступления на 19-ом съезде партии «Единая Россия» президент России Владимир Путин затронул вопрос общечеловеческих ценностей. «Россиян должны объединять такие ценности как суверенитет и территориальная целостность, сплочённость и единство», — сказал Путин.

«Россия… — страна, которая стремится к построению справедливого общества, основанного прежде всего на моральных ценностях», — сказал 7 лет назад В.В.Путин.

Призывать к моральности и при этом не платить своим пенсионерам достойную пенсию это аморализм и лицемерие.
В родном Университете пожилая гардеробщица, глядя на висящий перед ней портрет президента, пожаловалась мне, как тяжело ей в семьдесят лет, хромой, носить чужие пальто, когда ещё и пол весь в буграх.
На Алтае старушка упала на колени перед Медведевым с челобитной, а в Петербурге бабушка со слезами просила Путина помочь ей.
Путин простил долги африканских стран на 20 млрд долларов. Россия заботится об африканцах, помогает сирийцам, но своих пенсионеров заставляет влачить нищенское существование и просить подаяние.

Нищая_1.jpgНищая.jpg

При СССР я три года служил шифровальщиком на подводной лодке в Полярном, и при СССР срочная служба засчитывалось в мой непрерывный трудовой стаж. А теперь «демократы» этот закон отменили. Где же, спрашивается, мораль и справедливость?!

Наши «демократы-патриоты» бегут в Европу при удобном случае, а потом оттуда учат нас жить, называя «рашку – какашкой». Особенно любят рассуждать о морали те, кто получают по 1,5 миллиона В ДЕНЬ!

Сравните размер пенсии в Европе и в России, и вы поймёте, что Россия – не Европа.

Пенсии в России и в мире.jpg

Опять слышатся заявления о необходимости «охранить Россию от тлетворного влияния Запада». В.В.Путин прямо противопоставил Западную Европу и Россию в смысле морали: «Разрушение традиционных ценностей сверху, которое мы наблюдаем во многих странах, губительно и проводится вопреки воле народного большинства. Нас все больше поддерживают в нашем стремлении сохранить традиционные ценности: ценности гуманизма, ценности традиционного мира, семьи и религиозные ценности».

Куда же движется Россия, а куда Европа?

12 марта 2019 в 19:00 в Европейском университете в Петербурге состоялась дискуссия с участием Ральфа Фюкса – основателя и директора Центра Либеральной Современности в Берлине, бывшего председателя Фонда им. Генриха Белля, автора многочисленных работ и статей в области экологии и экономики, политической стратегии и международной политики на тему «Куда идёт Европа? Либеральная демократия в кризисе?»

Мы любим Европу, а Европа нас нет. Зато Европа любит наших диссидентов. Недавно в Совете Европы вручили Сахаровскую премию режиссёру Олегу Сенцову. Он сказал: «Сейчас ведётся много разговоров о примирении с Россией, переговоров с ней. Я не верю Путину, и я призываю вас не верить ему. Россия и Путин обязательно обманут. Они не хотят мира на Донбассе, на Украине. Они хотят видеть нас на коленях. Мы этого не допустим. Мы боролись и будем бороться за свою свободу до самого конца».

Можно только удивляться наивности тех, кто полагал, что Россию когда-нибудь включат в состав единой Европы. Не втискивается Россия в Европу, слишком она большая и самобытная.
Европе не нужна Россия, а нужны только природные ископаемые и склад для отходов. Запад только расширил свои геополитические границы, оставив небольшие дырочки для трубы, отходов и туристов. Таким образом, Запад косвенно признал, что Россия никогда не будет частью объединённой Европы (впрочем, как и Турция).

8 ноября президент Франции Э.Макрон в интервью журналу The Economist сообщил, что видит три основных сценария развития России. В первом случае страна может стать супердержавой самостоятельно, но для этого у неё сейчас не хватает экономической мощи и населения. Во втором варианте французский президент предположил евразийскую модель, по которой развивается Китай. Третья стратегия предусматривает сбалансированное партнёрство со странами Европы.

27 июня 2019 года в интервью газете The Financial Times Владимир Путин заявил, что либеральная идея «себя изжила, и она вступила в противоречие с интересами подавляющего большинства населения». «…мы ничего против никого не имеем. Но нельзя за этим забывать и культуру, и традиции, и традиционные устои семей, которыми живут миллионы людей коренного населения».

А что может прийти на замену либеральной идее? – Цифровой тоталитаризм?!

Нужно ли нас перепрограммировать на богатство, успех, на ценности, которые чужды нашей культуре, нашему миропониманию и представлению о цели и смысле жизни человека?

Различие западного и российского менталитета как факт существует; различия эти серьёзные, их нельзя недооценивать. Особенности менталитета формируются условиями жизни. На Западе особый рассудочный коллективизм основан на принципе «сделай благо ближнему, чтобы он сделал тебе». Если в западном менталитете видна способность договариваться, то в нашем менталитете обнаруживается скорее противоборство.

Одни говорят: «особенности русского человека в его духовности, в его святости, в открытости русской души; русский человек всегда искал в себе Бога».
Другие возражают: «духовность не имеет национальности; национальность это культура и менталитет».
Третьи убеждены: «русская национальная идентичность не определяется через превосходство своей культуры и веры над другими».
Четвёртые утверждают: «нет никакой русской особенности, есть универсальные законы человеческого общества».

15 января 2019 года в Европейском университете в Петербурге состоялся «академический баттл» между экономистом Дмитрием Травиным и писателем Андреем Столяровым по поводу особого пути России и Европы.

Я полагаю, что в глобальном мире в рамках общемирового цивилизационного процесса можно говорить лишь о некоей культурной специфике, тогда как принципы современных технологий универсальны.
Очевидно, что современные технологии формируют общемировой технологический тренд развития страны. Сегодня бесполезно изобретать свою национальную розетку или национальную марку бензина. Однако нельзя и не учитывать национальных особенностей, влияние традиций и культуры.

«Ключ политики государств, — писал Наполеон, — в их географии».
Действительно, география играет важнейшую роль в определении образа жизни, а значит и образа мыслей людей. Именно география определяет особенности национального менталитета и мировоззрения.

Россия находится в условиях рискованного земледелия, где многое зависит от природы. Это объясняет естественную веру славян в языческих богов природы. Сезонные уборки требовали героического напряжения всех сил. Зато потом были праздники, когда отдыхали что есть мочи.

В отличие от Европы, которая расположена южнее, Россия производит меньше прибавочного продукта. В Европе могут снимать два урожая и спокойно распределять избыток естественным рыночным способом.
В России, чтобы распределять ограниченный прибавочный продукт, нужна была мощная центральная власть. Московская ставка вначале собирала с податных территорий этот прибавочный продукт, а потом распределяла, – за счёт чего и выживал весь народ.

Россия возникла как империя и могла существовать только как империя. Этот процесс разворачивался за счёт экспансии и включения новых народов.
В России всегда государство патерналистски довлеет над обществом. Именно государство, как институт, сохраняет целостность страны и её независимость.
Сильное государство в России всегда было вынужденной необходимостью. При такой разбросанности населения по территории как в России, без централизованного руководства не обойтись. Иначе государство либо само развалится, либо разорвут на куски.

Специалист по петровской эпохе, профессор Анисимов Е.В. полагает: Пётр своими реформами доказал, что единственно возможным путём развития России может быть только западный путь. «Мы принадлежим к европейской цивилизации. Нужно прекратить бодаться с Западом, иначе нас постигнет судьба Византии».

29 ноября 2019 в Русской христианской гуманитарной академии выступил декан факультета психологии и философии человека РХГА, доктор богословия, доктор медицинских наук, профессор, настоятель храма в Юкках протоиерей Григорий Григорьев. Я попросил его ответить на вопрос, почему Европа и Россия постоянно враждуют.

Надо заимствовать всё лучшее у Запада и развивать собственную самобытность. Или как говорил историк Ключевский: мы должны всё взять у Европы, а потом повернуться к ней задом.

Даниил Коцюбинский также считает, что Россия это не Европа. По его мнению, Европа – это правовая цивилизация, основанная на презумпции того, что у каждого человека есть право, которое власть не может отнять. Это «своё право» касается прежде всего неприкосновенности личности, её собственности и статуса.
Русская цивилизация основывается на прямо противоположном – на торжестве силы над слабостью. Да, право есть, но оно действует лишь тогда, когда это выгодно сильному. В результате истории монгольского нашествия возникла традиция власти править не по праву наследования, а по праву назначения. Сформировалось представление, что настоящая власть – которая может попрать любое право, которая сама себя держит, является причиной себя, а не результатом холопских выборов.
Историк Карамзин говорил, что в России свобода противопоказана, причём не только политическая, но и свобода гражданская, – у нас всё государь должен определять.
Российская власть – это самодержавная власть. Поэтому, либо мы сохраняем Россию на самодержавном фундаменте, либо Россия самодемонтируется.

Россия на 2\3 азиатская страна, и потому у нас интересы единства государства объективно важнее интересов отдельной личности. Если в Западной Европе государство для человека, то в России человек для государства. В «западной модели» государство служит человеку, уважает его права. В «восточной модели» государство важнее отдельной личности, которая может заменяться как испорченная шестерёнка.

Некрасов о России.png

«Россия – ледяная пустыня, по которой бродит лихой человек», — говорил Лев Шестов.
Ещё более ярка иллюстрация нашего менталитета высказывания В.С.Черномырдина.
«Хотели как лучше, а получилось как всегда».
«Здесь вам не тут».
«Отродясь такого не было, и вот — опять!»
«Надо же думать, что понимать».
«Курс у нас один — правильный».
«Мы выполнили все пункты: от А до Б».

«Вот ведь весь мир живёт умом, только у нас от ума одно горе, — а всё потому, что русский сердцем живёт! Нажива не отличительная особенность нашего национального характера. Если на Западе люди в большей мере обеспокоены идеей личного счастья, то в России их мучит идея счастья всеобщего — как всех осчастливить, даже если для этого необходимо пожертвовать собственной жизнью.

И не ищите в России того, что есть на Западе. Россия никогда не будет страной комфорта — ни материального, ни духовного. Она была, есть и будет страной Духа, местом его непрекращающегося поединка за сердца людей; и потому путь её отличен от других стран. У нас своя история и своя культура, а значит, и свой путь. Россия спасётся духовностью, чем удивит мир; спасёт и его и себя!»
(из моего романа «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак» на сайте Новая Русская Литература

В сентябре я побывал в Париже и провёл опрос о смысле жизни среди парижан и гостей столицы Франции. Я убедился, что при всех различиях, мы жители одного мира. Политики разделяют людей, чтобы властвовать над ними. Но любовь всех объединяет!

Так что же вы хотели сказать своим постом? – спросят меня.

Всё что я хочу сказать людям, заключено в трёх основных идеях:
1\ Цель жизни – научиться любить, любить несмотря ни на что
2\ Смысл – он везде
3\ Любовь творить необходимость.

А для Вас РОССИЯ ЭТО ЕВРОПА?

© Николай Кофырин – Новая Русская Литература

Метки: , , ,

Комментарии запрещены.