ФИЛОСОФИЯ ЦИФРОВОГО МИРА

Дни философии осмысление 2019

В XXI веке наступила цифровая эпоха. Появились цифровая экономика, цифровые деньги, цифровая преступность, цифровая культура, цифровая гигиена, цифровая смерть и даже цифровое бессмертие. Цифровизация – закономерный этап развития общества.
2,5 тысячи лет назад философ Пифагор говорил о том, что всё можно выразить цифрой. Эту идею он привёз из Карнакского храма в Египте вместе с теоремой «пифагоровы штаны». Пифагор также говорил, что каждые 10 тысяч лет всё повторяется «нумерически» (т.е. буквально). Возможно, наша цивилизация повторяет путь прежней цивилизации?
Ныне многие цитируют Апокалипсис, в котором говорится о принудительной цифровизации всех в последние времена и даже приводят «число зверя».
Что же несёт с собой цифровизация?
21-22 ноября 2019 года я участвовал в работе Международного научно-культурного форума «Дни философии в Санкт-Петербурге – 2019». В этом году он назывался «Философское осмысление цифровизации современного мира». В Институте философии Санкт-Петербургского государственного университета я провёл опрос участников Форума о самых острых проблемах, которые возникают перед человеком в эпоху цифровизации.


Мы живём в ситуации перманентной технологической революции – компьютерной, цифровой, биотехногенной. Многие не понимают, что происходит и куда мы движемся. Этика и философия, как всегда, отстают от развития технологий. Мы создаём мир, который сами до конца не понимаем. Технологии развиваются быстрее, чем человек способен к ним адаптироваться.

Жизнь становится всё сложнее, время убыстряется, информация зашкаливает. Человек не в силах переварить такое огромное количество информации и инстинктивно защищается от неё.
Мозг воспринимает данные порциями. Обработать и усвоить большие дозы информации, идущей нескончаемым потоком, он не может, наступает перегруз, когда уже ничего не воспринимается.
Многие испытывают панический страх, когда вдруг обнаруживают отсутствие своего смартфона, поскольку на нём все данные. Везде требуется авторизация. Но невозможно запомнить кучу паролей от всех своих аккаунтов.

Недавно у меня возникла проблема, с которой сталкиваются многие. При покупке я забыл предъявить карту для начисления бонусов. А когда вернулся, продавец ответила, что уже не может начислить бонусы, поскольку программа этого не позволяет.
Мы вынуждены подчиняться программе, становясь рабами чужих алгоритмов.

Я бы условно выделяю пять главных проблем цифровизации.
1\ подчинение человека чужим программам и алгоритмам
2\ потеря приватности в условиях тотального контроля
3\ этика взаимоотношений человека и робота с искусственным интеллектом
4\ гибридная реальность повседневной жизни
5\ опасность цифрового тоталитаризма.

Многим философам и простым людям не понятно, что же такое цифровой мир. Преподаватели философии сетуют на введённое on-line образование, из-за чего сокращается нагрузка и студенты учатся как бы сами. Философы перестали быть мыслителями и стали просто экспертами, высказывающими своё мнение по тому или иному вопросу.

Гегель видел задачу философии в примирении сознания с действительностью.
А какова роль философа в современном мире? Должен ли он оперативно откликаться на события, объяснять их закономерность и суть, или же философ должен отстраниться, длительное время наблюдать, прежде чем делать какие-то выводы и не спешить их предлагать обществу?

Декан философского факультета МГУ Владимир Васильевич Миронов в докладе «Цифровые вершины культуры или дигитальная пещера» сравнил «пещеру Платона» с Интернетом и виртуальной реальностью.
«Пещера это образ для Платона существования человечества на Земле. Сегодня эта пещера создана современными коммуникационными технологиями. Человек, погрузившись в сконструированную реальность, часто воспринимает её как единственную. Цифровизация способна выстроить цепочки соизмерений, которые могут интерпретировать мир, сделать его более удобным для восприятия. Но при этом необходимо помнить, что это мыслительная конструкция, которая может находиться достаточно далеко от достижения сущности объектов.
<...>
Цифровизация – это уподобление реальности. Она может приобретать характер имитации, в которой тень неотличима от реальности.
Современная пещера – это пространство глобальной коммуникации.
Человеку комфортнее быть прикованным и видеть тени (а сегодня эти «тени» ещё и красивы), даже ограничивая свою индивидуальную свободу.
В виртуальном пространстве компьютерной игры процесс размышления становится вторичным по отношению к действию. И это определённым образом переносится в жизнь. Меняются парадигмы ответственности.
Глобальная цифровая пещера может выступить моделью нового тоталитарного общества. Первой формой цифровизации были концлагеря.
Будет ли искусственный интеллект признавать равноправным человеческий интеллект или он будет вытеснен на периферию как не особо нужный?»

По мнению В.В.Миронова, Интернет превращается в некий «тоннель реальности» –это тот узкий спектр явлений и мнений, которые мы видим, находясь внутри сформированной алгоритмами реальности. Мы понимаем, что всё сформировано другими людьми, но продолжаем двигаться. Люди предпочитают жить в построенном под них мире виртуальной реальности.

После выступления В.В.Миронов ответил на мой вопрос, какую проблему цифровизации он считает самой острой. По его мнению «самая большая опасность, что цифровизация может стать условием очень мощного развития тоталитаризма. … Люди будут отказываться от критериев человечности, принимать решения на основе перебора, человека будет убеждать информация. Человек становится рабом алгоритмов».

Манипуляция с цифрой безгранична. Цифровой джин выпущен из бутылки!
Современные средства визуализации достигли такого совершенства, что подчас невозможно отличить псевдореальность от подлинной, настоящую видеозапись от фейковой. Именно с этим связан Закон об ответственности за распространение фейковых новостей.

Человек живёт в мире собственных иллюзий. И цифровые иллюзии виртуального мира приятнее человеку, чем реальная жизнь. Многие подростки «живут» в мире виртуальных игр и не могут (и не хотят) жить в мире реальном.

Люди реагируют уже только на то, что их развлекает и задевает эмоционально. Постоянный поиск и нахождение развлекательных видеороликов схож с наркотической зависимостью — каждый раз нужно всё больше контента, чтобы почувствовать удовлетворение.

Виртуальный мир – это мир вытесненных желаний, мир безграничных возможностей, где можно увидеть всё, что пожелаешь, испытать невозможные переживания. Все хотят эффекта присутствия, чтобы ощутить себя как бы в реальном мире.

Технологии достигли такого совершенства, что визуально уже невозможно отличать, где виртуальный мир, а где реальный. Возможно всё. Всё зависит от того, что у вас в голове. Некоторые компьютерные игры сопряжены с реальностью настолько, что игроки переносят в действительность навыки компьютерных игр.

Самый сильный эпизод в фильме «Матрица», когда «предатель» ест сочный кусок говядины и при этом понимает, что кусок мяса не настоящий.
Вся изюминка фильма «Матрица» в том, что главный герой (и зритель) не может отличить псевдореальность от настоящей, он в игре или в жизни. Один наигравшийся в компьютерные игры подросток выбросился из окна со словами «Я в Матрице!..»

Виртуальная реальность – это искусственно созданный мир. Мы будто видим сон наяву. Это обман мозга. Там возможно всё. Полное погружение обостряет эмоции. Кажется, что мы можем совершать любые действия.
В виртуальной реальности вы можете осуществить путешествие в прошлое и будущее, и даже в самую невероятную игру вашего воображения. Уже предлагают увидеть мир глазами мухи, пчелы… Это больше похоже на галлюцинации, причём с тактильной отдачей.

Виртуальная реальность есть преддверие некой гибридной реальности, где граница между виртуальным и реальным мирами будет окончательно стёрта. Скоро появятся устройства, позволяющие нам создавать свои собственные виртуальные миры. В результате каждый сможет жить в своей реальности. Но нужно верить в реальность своего виртуального мира, без этого эффект присутствия не возникает.

Не путь ли это к шизофрении?
Окунувшись в мир зазеркалья, мы можем оттуда не вернуться.
Дополненная реальность весьма соблазнительна, но велика опасность пристраститься к ней, как это было с игрой «Покемон».

Взаимодействие виртуальной и дополненной реальности создаст смешанную реальность. Мы будем видеть мир таким, каким хотим. Осталось только дополнить визуальное изображение вкусом и запахом.
Люди уже начинают путать, в какой реальности в данный момент находятся, навыки поведения в виртуальной реальности переносятся в действительность. Самый распространённый пример – наигрался в компьютерные «стрелялки» и пошёл убивать наяву ни в чём не повинных людей.

Отношения в Интернете даже со знакомыми людьми могут стать неожиданно негативными. То, что люди не могут позволить себе в реальном общение, они позволяют себе при общении в Интернете.

Самый мощный инструмент человека это его воображение. Однако предпочитая виртуальный мир реальному, мы рискуем обеднить свой мир. Но главное, пропадает то, о чём говорил Иммануил Кант – возможность жить своим умом!

Возникает вопрос: Виртуализация – это инструмент для взаимного обогащения людей или порабощения людей?

Роскачество для защиты от посторонних глаз советует заклеить камеру изолентой или установить специальную шторку. Основатель Фейсбука Марк Цукерберг ещё в 2016 году заклеил на своём ноутбуке веб-камеру и микрофон. Это также рекомендовал сделать директор ФБР Джеймс Коми, и регулярно с такими советами выступает Эдвард Сноуден, который обвинил правительство США в слежке за людьми.

Тотальный контроль

Что происходит с человеком в ситуации постоянного отслеживания, когда видеокамера on-line везде и всюду?

Мы живём как «под стеклом». Вся переписка просматривается, все разговоры прослушиваются, все посты в Интернете отслеживаются. За каждым тянется неуничтожимый «цифровой след». Все ваши закладки и запросы анализируются и Big Date выдаёт вам то, чем вы интересуетесь. Поэтому не мудрено, о нас знают столько, сколько не знаем о себе мы сами.

Раньше данные о настроениях в обществе получали через социологию. Теперь главным инструментом стали Большие Данные. Цифровые инструменты революционизируют старое искусство манипулирования общественным мнением.

Робот Даша_2

Доносительство нынче не в моде. «Алиса» (встроенная программа распознавания голосовых сообщений) часто напоминает о себе: «Я всё слышу!…» Отключение не помогает избавиться от подслушивания, потому что обо всех наших действиях и словах доносят соединённые через Wi-Fi бытовые приборы.

Стоит только вечером помечтать о чём-то вслух, как утром в Интернете тебе приходит таргетированная реклама тех товаров или услуг, о которых мечтал вечером.

Всё, что подключено к Интернету, можно взломать. Взломщики могут дистанционно отслеживать местоположение и банковские счета владельцев устройств, удалённо активировать микрофон и камеру ноутбука или смартфона, а владелец даже не будет знать об этом.

Следят в интернете

Как рассказал журналу «Эксперт» экс-топ-менеджер международных IT компаний Cергей Карелов, если украли ваши личные данные, то вас, выражаясь по-современному, «ХАКНУЛИ». Не только от вашего имени, но и вами можно манипулировать. То есть предлагать рекламу с учётом известных ваших интересов. «Большие Данные» уже позволяют это делать. Алгоритмы поисковиков знают нас уже лучше, чем мы сами знаем себя.

Эксперт

Более того, как утверждает Cергей Карелов, научились читать мысли. Правда не как тексты, но как образы. Человека уже измеряют и по его пульсу, по движению зрачков, по его химии. Смотрит, например, человек на фотографию президента, и система даёт ответ: любит он его или ненавидит. Более того, научились читать эмоции, которые мы передаём друг другу.

Не распространяй

Раньше верующих предупреждали о том, что Бог видит и слышит всё. Теперь видит и слышит всё система распознавания. Ещё недавно ярые материалисты не могли представить, как можно увидеть человека с орбиты Земли и услышать его молитву, как возможно, не выходя из дома, общаться со всем миром в прямом эфире. Сегодня создаваемый Нейронет позволит выходить во всемирную сеть и общаться через компьютер при помощи мыслей, дистанционно управлять «умными вещами».

Мистик и геометр Пифагор утверждал, что всё можно выразить цифрой.
В чём сакральный, метафизический смысл цифры как некой условности?

В каждой культуре есть свои священные цифры: у христиан это 3 (священная троица), у буддистов священная цифра 4, у кого- то 7, у кого-то 10.
Каждая цифра имеет свой смысл. Не все знают, что арабские цифры являются выражением наличия углов в каждой из них: 2 – два угла, 4 – четыре угла и т.д.

Цифры и числа – не одно и то же. Например, число 666 для верующего это не просто три цифры, это «число зверя». «Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо число это человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть». (Иоанн Богослов, Отк. 13:18).
Цифра 666
Многие верующие люди отказываются от цифровизации, ссылаясь на цитату из Апокалипсиса. «И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его». (Откровение Иоанна Богослова 13:17).

Директор Института философии РАН д.ф.н. Андрей Смирнов в статье журнала «Эксперт» (4-10 марта 2019 года) пишет:
«Возьмём законы математики, которые я открываю внутри себя и только в своём сознании. Ведь чисел нет вовне, как нет функций и прочего. Вы не найдёте во внешнем мире математических объектов: здесь исчисляемое, но не числа, аргументы и значения функций, но не сами функции. Но именно то, чего нет в мире, – математические законы – управляют миром. Вот фундаментальная загадка: как может быть так, как разум открывает в себе то, что является большей истиной мира, чем сам мир?»

Теория относительности Эйнштейна не допускает информацию на скоростях, превышающих скорость света; квантовая механика диктует, что наше знание микрокосма всегда будет неточным; теория хаоса подтверждает, что даже без квантовой неопределённости многие явления будет невозможно предсказать; теоремы о неполноте Курта Геделя отрицают возможность создания полного, последовательного математического описания реальности.

60 лет назад, когда я родился, население Земли составляло 3,5 млрд человек. Сейчас официально 7,5 млрд, неофициально – 9 млрд.

В результате роботизации производства многие тысячи (и даже миллионы!) людей теряют работу. В Японии изобрели «сетки для самоубийц». Если человек выбрасывается из окна на территории производства, то страховку семье платит предприятие, а если кончает с собой дома, то не платят. И чтобы избежать случаев самоубийств на производстве, изобрели «сетки для самоубийц» (для выбрасывающихся из окна).

Элита хочет избавиться от излишков населения, заменив их послушными роботами. В связи с роботизацией нам обещают потерю работы и гарантированный базовый доход.

Недавно мы купили робота для уборки пола (назвали его «васей»). Работает он неплохо, но хуже всего, когда он сам начинает бродить по квартире.
Лично я со страхом смотрю в будущее, мне не хочется жить в подчинении чужим программам и алгоритмам, разговаривать с роботами, терять человечность.
В фильме «Она» показаны взаимоотношения с компьютерной системой, которая стала возлюбленной одинокого человека. Ему гораздо комфортнее с системой на ноутбуке, чем с живым человеком. Силиконовые девушки более востребованы в борделях, чем живые проститутки.

ИИ любовь

Взаимоотношения с роботом могут быть не всегда приятными. Лично меня раздражает такое «общение», когда робот тебе хамит или вежливо отвечает: «Красавчик, давай я тебе лучше анекдот расскажу…». Как это было, например, 28.11.2018 на XI Петербургском международном Инновационном форуме.

Один из Круглых столов Форума был посвящён этическим проблемам искусственного интеллекта. Оказывается, уже существует проблема этического отношения к роботам и даже этика взаимоотношений роботов между собой.
Может ли искусственный интеллект чувствовать боль, испытывать чувство вины, любви?

Этика становится фактором производства: 3D принтеры уже создают дом, оружие, еду… Остаются ли прежними этические проблемы в условиях новой цифровой среды?

Одни считают, что цифровизация не порождает новых этических проблем, другие считают наоборот. Зав. кафедрой этики философского факультета МГУ Александр Владимирович Разин считает, что в связи с цифровизацией появляются принципиально новые этические проблемы.
1. этические обязанности людей по отношению к искусственному интеллекту
2. этические правила при создании систем ИИ
3. этика искусственного интеллекта

Нам говорят, что экономический рост, конкурентоспособность страны, улучшение качества жизни граждан сегодня в существенной степени зависит от уровня цифровизации экономики. Постепенно переходят на «цифровые деньги», наличные заменяют цифры на банковской карте.
«Цифровизация интеллекта есть его капитализация!» – утверждают некоторые философы, открывающие «цифровой капитализм».

Говорят, что этого требует цифровая экономика. В ближайшие шесть лет правительство потратит на цифровую экономику 1,2 триллиона рублей.
Для цифровой экономики нужны «цифровые рабы». И нас к этому целенаправленно готовят. Фактически мы находимся в «цифровом рабстве» у банков и вообще любых коммерческих структур, которые будут распоряжаться всей информацией, имеющейся о вас по своему усмотрению. «Оцифрованный клиент» становится бесправным существом, которым вольны распоряжаться кто угодно.

Появились технология блокчейн, криптовалюты «биткойн», «эфириум», «грамм». Однако не все люди (особенно пожилые) готовы отказаться от наличных денег («синицы в руках»), поскольку цифровые деньги вообще мало обеспечены.
4 декабря я был на лекции известного экономиста Павла Усанова, который в книжном магазине «Буквоед» в Санкт-Петербурге представил свою новую книгу «Будущее денег».

На смену денежной цивилизации приходит цифровая цивилизация, где не нужны доллары и евро, а нужно будет контролировать каждый свой шаг, мысли и поступки. За «хорошие» тебя будут поощрять увеличением социального рейтинга, а за плохие рейтинг понижать. Это так называемая «Система социального кредита», которая тестируется в Китае с 2014 года, а будет повсеместно вводится с 2020 года.

Это правительственная программа оценки поведения граждан по ряду параметров. Она позволяет поощрять за социально одобряемые поступки и наказывать за нарушение закона или других правил.
По мнению экспертов, практика Китая с его системой социального доверия — это первый шаг к обществу, где главной валютой будут не деньги, а число заработанных примерным поведением баллов. Власти страны убеждают, что это соответствует идеям построения общества на взаимном доверии и требованиям социалистической рыночной экономики.

Доктор юридических наук Владимир Семёнович Овчинский в интервью газете «Комсомольская правда» рассказал о разрабатываемой в Китае Система Социального Кредита. На Западе «Систему Социального Кредита» называют «электронным концлагерем».
«Пекин впервые в мире решил объединить сведения о своих гражданах на федеральном уровне, из банков, с места работы, учебы, жительства и т.д. Для этого каждому китайцу обычное удостоверение личности заменяют на пожизненный электронный идентификатор. Данные в него могут заносить только власти. В скором времени доступ к Интернету, приобретение собственности, машины, получение или съем жилья, поступление на работу и любые другие экономические, социальные и даже бытовые действия в Китае будут возможны только с помощью личного идентификатора с 18-разрядным кодом».

В Китае считают, что «данные предпочтительнее слов».
«Кроме официальных стандартных данных, принятых во всем мире: имя, фамилия, дата, место рождения, жительства, семейное положение, в идентификатор заносятся сведения об имуществе, аренде недвижимости, кредитное досье, соблюдение трудовой дисциплины на рабочем месте, участие в благоустройстве, уборке мусора, как ведет себя с соседями, не включает ли по ночам громкую музыку в квартире и масса другой информации из разных источников. Данные судебных органов, сведения из полицейских и иных правоохранительных баз, систем видеонаблюдений. В скором будущем – от «интернета вещей».

Китай строит глобальную экосистему цифрового управления. По мнению Саманты Хоффман, китайский киберсоциализм или киберконфуцианство, – это первая в мировой истории государственная машина, функционирующая на основе жёстких правил (алгоритмов). Алгоритм, в отличие от законодательной нормы всегда жесток, однозначен и не предполагает различного толкования или приспособления к ситуации.

Одни называют это осуществлением оруэлловской антиутопии «1984″, другие — «цифровым рабством XXI века». У новых рабов «цифровой экономики» вместо клейма будет идентификационный номер, а вместо надсмотрщика пресловутый искусственный интеллект. Все системы принятия решения постепенно переходят на «искусственный интеллект».

Однако не всё можно выразить на языке цифр. К счастью, человек не может быть полностью измерен только лишь цифрой. В этом основная проблема нестыковки программируемого алгоритмами цифрового искусственного интеллекта и интеллекта человека. Логика искусственного интеллекта не совсем человеческая логика. Разработчики нейросетей признаются, что не всегда понимают, по каким принципам их создания действуют.

Поставленная 35 лет назад задача сделать ИИ аналогичный человеческому, оказалась иллюзорной. ИИ способен анализировать информацию и решать задачи. То есть делать то, на что способен человеческий разум. Но у человека есть ещё сознание, чего нет и не может быть у ИИ. Но что такое сознание – пока не может ответить никто. Сознание не существует в мозге, хотя, наверное, и без него не существует.
Интеллект – это одно, разум – другое, сознание – третье.

Сознание вне мозга

По мнению некоторых философов, опыт сознания не локализован в мозге. Вне тела нет опыта сознания. Квантовое состояние сознания характеризуется неопределённостью.

Что такое сознание? Возможно, это подключение к вселенскому Интернету? Когда говорят «он без сознания», он «в отключке» — то есть он живой, но без связи с происходящим (разум есть, интеллект есть, но сознания нет). То есть нет связи через мозговой Wi-Fi с Управляющей Системой.

ПО МОЕМУ МНЕНИЮ, цифровизация – это принципиально новая парадигма, требующая понимания и адаптации к «новому прекрасному миру».
Меняется понятие о реальности (появляются понятия «виртуальной реальности», «дополненной реальности», «гибридной реальности»).
Меняется понятие о личности (появляется понятие «цифровая личность»).
Меняется понятие о сообществе (появляются интернет-сообщества, сетевые сообщества становятся субъектами международных отношений).
Меняется представление о норме и отклонении. Девиантность становится нормой. Появилась киберпреступность, киберпроституция и т.п.). «Вебкам» и запретить невозможно, и разрешить нельзя.

Технология из средства превращается в главный фактор, определяющий поведение человека. Человек превращается в периферийное устройство гаджета.

Информации стало много, а понимания меньше. Информация не то же самое, что знание. В снежном коме новостных лет требуется цифровая гигиена.

Самая большая угроза цифровизации – это манипуляция сознанием людей.
Как известно, Гуггл и Яндекс выдают разную ленту новостей, каждый на основе своих алгоритмов.

Не сводится ли человек к алгоритму?
И да, и нет. В конечном счёте, в скором времени важно будет знать код доступа, без которого ничего невозможно. А зная код, возможно всё.

Появилось понятие «цифровая личность» и «цифровой двойник». Цифровые двойники, не отличимые от реальных, заменяют живых актёров, если те вдруг заболели.
Утрированный пример показан в одном из фильмов сериала «Чёрное зеркало». Влюблённый юноша похитил и оцифровал ДНК своей возлюбленной, создал клон и поместил свою любимую в компьютерную игру, сделав «цифровой рабыней».

В результате того, что поменяли правила транслитерации, произошло «цифровое раздвоение личности»: в одних документах я остался Nikolay, а в других стал Nikolai. Для искусственного интеллекта, идентифицирующего личность по соответствию букв и цифр, различие в одной букве это две цифровые личности. Если робот скажет, что Nikolai это не Nikolay (а он так скажет), то спорить с ним бесполезно. Необходимо будет доказывать, что ты это ты!
Имею ли я право сохранить свою уникальность или должен подчиниться и стать «цифровым рабом» Системы?

Закон нахождения в цифровом пространстве гласит: «однажды попавшее в Интернет останется в Интернете навсегда». Каждый пребывающий в Интернете оставляет «цифровой след» своего присутствия. «Цифровые следы», оставленные когда-либо пользователем Всемирной паутины, это номера телефонов, e-mail адреса, связанные с ними логины и пароли, а также банковские реквизиты; данные геолокации; фото-, видео и аудиофайлы; истории браузеров и поиска в отдельных приложениях и так далее.

«Цифровые следы» так или иначе характеризуют личность человека, который их оставил. Более того, «цифровые следы» и «цифровая память» могут изменить мнение о человеке и кардинально поменять его судьбу.
«Цифровая память», в отличие от «цифрового следа», характеризует не сами «отпечатки», оставленные человеком, а то, что с ними происходит спустя неделю, год, 5, 10, 15 лет или даже после смерти их обладателя.
«Цифровая память» обладает и отрицательными свойствами. Да, есть закон о праве на забвение. Однако «стереть» можно не всё — только то, что является недостоверным и порочит репутацию.

Многие видят опасность возобладания искусственного разума над человеческим, всюду мерещится «цифровое рабство».
Цифровое рабство — это привязанность к банковской карте, на которой все твои сбережения, и которую могут заблокировать в любой момент.
Цифровое рабство — это когда ты забыл пин-код и не можешь снять деньги с карты.
Цифровое рабство — это когда мошенники сняли деньги с твоей карты и ты должен доказывать в суде, что это произошло не по твоей вине.
Пример цифрового рабства — привязанность к номеру телефона, который нужно указывать. Сменить номер можно, но весьма проблематично.

«Всякое государство видит в своём подданном либо раба, либо врага», (Иосиф Бродский).
Отсекая “неблагоприятных” граждан от социальных благ и возможностей, власти могут обеспечить себе вечное существование, полностью обезопасив себя. Останутся лишь удобные для государства «цифровые рабы», не нарушающие никаких правил.

Электронный концлагерь

Всё чаще цитируют фразу из антиутопии Джорджа Оруэлла «1984», изданной ровно 70 лет назад, «Большой Брат следит за тобой!»
Многие испытывают страх от мысли, что развитие цифровых технологий может привести к созданию тоталитарного цифрового концлагеря для всех.

Цифровой концлагерь

Израильский футурист Юваль Ной Харари, автор мировых бестселлеров «Sapiens: Краткая история человечества» и «Homo Deus: Краткая история завтрашнего дня»: «Раньше даже в СССР режим не мог всё время следить за гражданами. Это было практически невозможно. Но сейчас мы достигли той точки, когда сочетание искусственного интеллекта и биотехнологий, биометрические датчики, системы распознавания лиц и голоса впервые в истории позволяют диктаторам следить за всеми своими гражданами. Это может привести к созданию тоталитарных режимов, которые будут намного хуже, чем все, что мы видели в 20 веке. Хуже Сталина и Гитлера».

Последняя надежда на преступников и шпионов, которые будут пытаться взломать систему тотального контроля.

К чему же ведёт цифровизация всего и всех?

С созданием и расширением «интернета всего», вещи будут чипированы и появится возможность дистанционного управления ими через интернет. Уже планируют начать работать сети 5G сверхскоростные, способные обеспечить работу «интернета вещей», автопилота автомобилей и др.
Сейчас на дорогах гибнет за год 30 тысяч человек, а с автопилотом ИИ будет вчетверо меньше. Однако выбор автопилота для случая аварии будет программироваться водителем, который задаст программу: «дави всех, но спасай меня!»

Недавно в Гражданском кодексе РФ появилось новое понятие «цифровое право» (ст. 141.1.) Это совокупность электронных данных, которая удостоверяет права на такие объекты гражданских прав, как вещи, иное имущество, результаты работ, оказание услуг и исключительные права. Сейчас то, что в Гражданском кодексе предлагают назвать «цифровым правом», известно как «токен». Фактически это – токен в блокчейне, который обеспечивает права собственнику пароля.

Недавно газета New York Times опубликовала статью, в которой утверждает, что цифровизация и айфоны – это для нищих и тупых. Богатые в США отказываются не просто от услуг «цифровой экономики», а от смартфонов, соцсетей, покупок онлайн и тем более школ, в которых используют гаджеты. Ныне символом статуса стала жизнь без мобильного телефона и выход из социальных сетей. Сегодня в США айфон — признак нищеброда.

Илон Маск говорит о смартфоне как о расширителе интеллекта. Средний американец смотрит в смартфон 150 раз в день. 79% через 15 минут после пробуждения берут в руки смартфон. 68% спят вместе с ним. 67% проверяют смартфон даже когда нет звонка. 46% утверждают, что не могут жить без смартфона.

Одна из форм «цифрового рабства» — это интернет-зависимость. Более чем две трети молодежи испытывают интернет-зависимость.
Наступает «эра умных идиотов». В 2015 году немецкий психиатр, исследователь головного мозга Манфред Шпицер доказал разрушение когнитивных функций мозга, связанное с чрезмерным использованием цифровых технологий. «Цифровая деменция, или нарушение мышления и познавательных сфер, — это производная зависимости от гаджетов».

В мире уже на полном серьёзе говорят о вирусе цифрового слабоумия, поражающем детей. Чем грозит зависание в телефоне и бесконечное листание картинок в Сети, считает руководитель центра развития мозга, нейробиолог Илья Мартынов.

Противник цифровизации — руководитель группы компаний InfoWatch Наталья Касперская, назвала происходящее «цифровой колонизацией» и призвала не торопиться вперёд Запада в пекло. «За красивыми словами о мировом лидерстве и благе людей Россию превращают в огромную экспериментальную площадку, а её жителей — в подопытных кроликов для построения тоталитарного «цифрового общества»».

Так ради чего вся эта цифровизация?

Подозреваю, что так называемая «цифровая экономика» — это лишь красивое прикрытие для военных программ. Цифровизация даёт возможность не только удалённое управление дронами и спутниками, но и в сочетании с повсеместно внедряемым чипированием, дистанционным управлением и людьми.

Профессор Т.В.Черниговская считает, что цифровизация опасна, но не сама по себе, а как утрата смысла существования. «Человечество сошло с ума, оно хочет себя скопировать в силиконе. Наступает «цивилизация праздности». Всё пойдёт по пути деградации, социальных взрывов. Даже инстинкт самосохранения не спасает».

«Вы стали пленниками усиливающегося быстродействия ваших машин и мечетесь, не в силах поспеть за ними. Но они не спасут вас от проблем. Более того, порождённые тобой механизмы погубят всю вашу цивилизацию. Машина есть машина, она требует строгого и точного к себе отношения. А человек относится к ней по-человечески: бьет, срывает злость, нарушает правила эксплуатации. И машины мстят за это убийством своих хозяев. Машины не облегчили вашу жизнь, а только лишь усложнили.

Вам кажется, что свобода увеличивается вместе с возможностью планировать развитие событий. Но обилие информации не сделало жизнь проще и предсказуемее. Напротив, свобода — это непредсказуемость. Ведь никогда никто не может знать наверняка, что произойдет в следующее мгновение. А потому строить планы глупое занятие. Подчиняться естественному ходу событий — вот высшая мудрость.

Вы рабы собственных установлений и условностей, и уже не представляете свою жизнь без привычного наркотика новостей. Ваша цивилизация навязывает неестественные формы существования, потому человек и чувствует себя везде и всегда несчастным. Часы и деньги — две самые вредные игрушки, изобретенные человечеством. Что может быть абсурднее лозунга “время — деньги”. Это столь же глупо, сколь и показательно для тех, кто пытается измерить свою жизнь количеством заработанных денег. Даже то, что не имеет цены, вы пытаетесь оценить. Бедные люди!».
(из моего романа «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак» на сайте Новая Русская Литература

На VI Санкт-Петербургском международном культурном форуме я поинтересовался у гостей и участников, как они относятся к искусственному интеллекту.

Так что же вы хотели сказать своим постом? – спросят меня.

Всё что я хочу сказать людям, заключено в трёх основных идеях:
1\ Цель жизни – научиться любить, любить несмотря ни на что
2\ Смысл – он везде
3\ Любовь творить необходимость.

А в чём для Вас ФИЛОСОФИЯ ЦИФРОВОГО МИРА?

© Николай Кофырин – Новая Русская Литература

Метки: ,

Комментарии запрещены.