Пушкина называют родоначальником новой русской литературы. Я давно изучаю жизнь и творчество великого поэта, и потому 22 февраля 2020 года пришёл посмотреть спектакль «Пушкин». Свободных мест в зале не было. Главную роль исполнял Сергей Безруков, автор пьесы его отец – Виталий Безруков.
В целом спектакль мне понравился. Для театра некоторые исторические натяжки допустимы, чтобы связать в единое целое все нити трагической судьбы. Отвлекали только киношные вставки (разговор с отцом и др.). Зато обращённые в зал слова Безрукова-Пушкина «и через 180 лет политика будет оставаться столь же грязным делом», вызвали бурные аплодисменты.
Спектакль начинается с приезда Пущина в Михайловское. Пушкин оправдывается за то, что «обрюхатил» крестьянку и просит отца отправить её вместе с мужем в Болдино. Второе отделение посвящено женитьбе на Натали Гончаровой и трагической развязке их супружеской жизни. Именно сцена выяснения супружеских отношений понравилась мне больше всего.
«Шерше ля фам», – утверждают французы. – «Всему виною женщины».
Так кто же виноват в трагической смерти поэта: царь, Дантес, общество или сам Пушкин? Этот вопрос я задал пришедшим посмотреть спектакль.
Каждый раз, когда хочу написать о выдающемся человеке, у меня нет мысли опорочить светлый образ, есть лишь желание докопаться до истины. При том что жизнь Пушкина дотошно изучена, многие моменты документально не подтверждены и основаны лишь на предположениях.
Пушкиноведы тщательно скрывают от нас правду о великом поэте, стараясь сохранить светлый образ классика русской литературы.
Я не хочу идеализировать «солнце русской поэзии», хотя у нас принято из классиков делать святых. Пушкин не был святым, он как и все был грешный человек.
Александр Сергеевич был мужчина любвеобильный. Первый раз он влюбился в 5–6 лет. Его избранницей стала 8-летняя Соня Сушкова.
Когда Пушкин учился в Лицее, многие замечали его влюбчивый характер и сексуальную возбудимость. Учившийся с поэтом Сергей Комовский вспоминал, что пылкий и сладострастный Пушкин вместе с товарищами любил втайне от начальства «приносить жертвы Бахусу и Венере (выпить и повеселиться в женской компании).
Будучи 15-летним лицеистом Александр увлёкся супругой историка и литератора Николая Карамзина – 35-летней Екатериной Андреевной.
После окончания лицея 18-летний Пушкин вплоть до своей высылки из Петербурга в 1820 году вместе с Иваном Пущиным посещал самый фешенебельный публичный дом Петербурга. Владелица заведения не раз жаловалась в полицию на поэта как на «безнравственного человека, развращающего её овечек». За три года поэт переболел, и, возможно, не раз, венерическими болезнями. Одна из любовниц Пушкина в то время — генеральша Аглая Давыдова — впоследствии умерла от сифилиса.
Находясь в южной ссылке, Пушкин влюбился в цыганку и с табором кочевал две-три недели. Возможно, благодаря этому появилась поэма «Цыгане».
В 1823 году поэт увлёкся женой своего начальника — Елизаветой Ксаверьевной — которая называла поведение поэта наглостью.
В 1823 году в Одессе в Пушкина влюбилась 18-летняя дочь генерала Раевского — Мария (будущая княгиня Мария Волконская). Девушка даже написала поэту откровенное письмо. Но Пушкин был холоден. В дальнейшем эти отношения стали для поэта основой для романа Онегина и Татьяны.
В августе 1824 года Пушкин прибыл в ссылку в Михайловское и через три месяца соблазнил там 19-летнюю крепостную Ольгу Калашникову. В 1825 году девушка сообщила поэту, что от него беременна. Пушкин испугался и решил отправить беременную любовницу к своему московскому приятелю князю Петру Андреевичу Вяземскому. «Прошу тебя позаботиться о будущем малютке, — просил Пушкин. — Милый мой, мне совестно, ей-богу… но тут уж не до совести». 1 июля 1826 года Калашникова родила в Болдине сына Павла, который прожил всего два с половиной месяца. Как-то в беседе с писателем Борисом Федоровым Пушкин разоткровенничался: «У меня нет детей, только выбл…дки».
Известен так называемый «Дон-Жуанский список Пушкина». Поэт сам составил его в 1829 году в альбоме Елизаветы Николаевны Ушаковой. Это два параллельных списка женщин, которыми увлекался поэт и/или с которыми был близок, в хронологическом порядке. Одной из первых работ на эту тему стал одноимённый труд П.К.Губера в 1923 году. Кто-то считает этот список шуткой поэта, кто-то фальсификацией. Однако широко известно высказывание поэта в письме к В.Ф.Вяземской (1830): «Моя женитьба на Натали (это, замечу в скобках, моя сто тринадцатая любовь) решена».
Ольга ВИДОВА, доктор филологических наук, в статье «Души неясный идеал…» пишет:
«Список состоит из двух частей и датируется 1829–1830-ми годами. В первой части находятся имена, которые, по общему мнению пушкинистов, отражают глубокие впечатления от встреч с их носительницами. Во второй части оказались те, увлечения которыми носили, по столь же общему мнению, легкий, поверхностный характер.
Первая часть пушкинского Дон-Жуанского списка:
Наталья I — либо Наталья Викторовна Кочубей (в замужестве Строганова), либо актриса Наталья, либо Наталья Степановна Апраксина (в замужестве Голицына);
Катерина I — Екатерина Павловна Бакунина;
Катерина II — на наш взгляд, это, безусловно, Екатерина Андреевна Карамзина;
NN — «утаённая любовь» Пушкина, разгадка имени которой более всего занимает исследователей;
Кн. Авдотия — Евдокия Ивановна Измайлова (в замужестве Голицына);
Настасья — до сих пор неизвестно, кто эта женщина;
Катерина III — либо Екатерина Раевская (в замужестве Орлова), либо актриса Екатерина Семёнова;
Аглая — Аглая Антоновна Де-Грамон (в замужестве Давыдова);
Калипсо — Калипсо Полихрони;
Пулхерия — Пулхерия Варфоломей;
Амалия — Амалия Ризнич;
Элиза — Елизавета Михайловна Хитрово; в письмах только её Пушкин называет Элизой, Лизой;
Евпраксея — Евпраксия Николаевна Вульф;
Катерина IV — Екатерина Николаевна Ушакова;
Анна — Анна Алексеевна Оленина;
Наталья — Наталья Николаевна Гончарова.
А вот расшифровка имен второй части списка:
Мария — либо Мария Суворова (в замужестве Голицына), либо Мария Раевская (в замужестве Волконская), либо Мария Урусова (в замужестве Мусина-Пушкина);
Анна Урусова — Анна Гирей;
Софья — либо Софья Потоцкая (в замужестве Киселёва), либо Софья Пушкина (в замужестве Панина); либо Софья Урусова (в замужестве Радзивилл):
Александра — Александра Осипова (Алина);
Варвара — вероятно, Варвара Черкашенинова;
Вера — Вера Федоровна Вяземская;
Анна — Анна Николаевна Вульф;
Анна — Анна Ивановна Вульф;
Анна — Анна Петровна Керн;
Варвара — либо Варвара Ермолаева, либо Варвара Суворова;
Елизавета — Елизавета Ксаверьевна Воронцова;
Надежда — Надежда Святополк-Четвертинская;
Аграфена — Аграфена Закревская;
Любовь — возможно, Любовь Суворова;
Ольга — возможно, Ольга Потоцкая (в замужестве Нарышкина);
Евгения — до сих пор неизвестная женщина;
Александра — либо Александра Римская-Корсакова, либо Александра Смирнова-Россет;
Елена — либо Елена Раевская, либо Елена Завадовская.
Я знал любовь, но я не знал надежды,
Страдал один, в безмолвии любил.
Безумный сон покинул томны вежды,
Но мрачные я грёзы не забыл.
(Пушкин «Князю А.М.Горчакову», 1817)
Авторитетный исследователь жизни и творчества Пушкина П.Е.Щёголев пишет, что «утаённой» любовью поэта была Мария Николаевна Раевская-Волконская.
А.Лукьянов высказал интересную мысль о том, что пушкинский «идеал был недоступен для физической близости и был наделён всеми достоинствами и добродетелями, которые воспевались великими поэтами. … Но это был только идеал. Сам Пушкин влюблялся в таких женщин, восхищался ими, страдал от неразделенной любви, но постоянно бежал от них и вновь погружался в стихию сексуальных удовольствий».
По мнению Пушкина, несчастен тот, кто ищет в любви лишь платонических чувств. В то же время не будет счастлив и тот, кто предаётся лишь плотской страсти.
По воспоминаниям Анны Петровны Керн, Пушкина очаровывало в женщинах остроумие, блеск и внешняя красота.
Считается, что стихотворение «Я помню чудное мгновенье» посвящено Керн.
Как это стихотворение попало к Анне Петровне Керн? Обратимся к её собственным воспоминаниям:
«Я должна была уехать в Ригу вместе с сестрою Анною Николаевной Вульф. Он пришёл утром и на прощание принёс мне экземпляр 2-й главы “Онегина”, в неразрезанных листках, между которых я нашла вчетверо сложенный почтовый лист бумаги со стихами: Я помню чудное мгновенье, — и проч., и проч. Когда я собиралась спрятать в шкатулку поэтический подарок, он долго на меня смотрел, потом судорожно выхватил и не хотел возвращать; насилу выпросила я их опять; что у него промелькнуло тогда в голове, не знаю».
Стихотворение это не о любви к конкретной женщине. Многие исследователи отмечали противоречивость чувств Пушкина к Керн — от высокого образа красоты до приземлённой «блудницы».
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолётное виденье,
Как гений чистой красоты.
Слова «гений чистой красоты» принадлежат поэту В.А.Жуковскому (стихотворение Лалла-Рук). Также «гением чистой красоты» князь П.А.Вяземский назвал императрицу Александру Фёдоровну, в посвящённом ей стихотворении.
В 1833 году Пушкин в своём дневнике записал: «Я ужасно люблю царицу, несмотря на то, что ей уже 35 и даже 36». Но императрице поэт не посвятил стихов.
Я вас любил: любовь ещё, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.
Это стихотворение молодой Александр Пушкин написал в альбом Анне Алексеевне Олениной (дочери президента Академии художеств), предположительно в 1829 году, когда посещал усадьбу Приютино.
Анна Алексеевна Оленина была младшей дочерью Алексея Николаевича Оленина и Елизаветы Марковны, урождённой Полторацкой. Пушкин знал Анну ещё ребёнком. Их знакомство произошло в конце 1810-х годов, когда поэт стал бывать в доме Олениных.
За время пока Пушкин был в ссылке, Анна превратилась в прелестную девушку. Оленина была прекрасно образована, пела, сочиняла музыку. В 17 лет она была назначена фрейлиной императорского двора.
Когда Александр Сергеевич в 1827 году вновь посетил семью Олениных, он обнаружил, что у Анны Алексеевны нет недостатка в поклонниках. И каждый гость «предполагал в ней ум и злость».
Пушкин начал ухаживать за Олениной и даже сделал ей предложение. Но получил категорический отказ. Это уязвило самолюбие поэта. Его разочарование вылилось в строки черновиков к Восьмой главе «Евгения Онегина», к работе над которой поэт приступил 24 декабря 1829 года. По Петербургу поползли сплетни о якобы сказанных словах поэта: «Мне бы только с родными сладить, а с девчонкой я уж слажу сам».
Среди возможных причин отказа Олениных был секретный надзор, учреждённый за поэтом 28 июня 1828 года. А.Н.Оленин, как член Государственного совета, не мог не знать об этом.
После отказа, Пушкин вычеркнул Олениных из списка лиц, которым следовало доставить к новому 1830 году его визитные карточки. Однако 12 января 1830 г. Пушкин, одетый в чёрное домино и маску, вновь посетил Олениных в компании ряженых.
После этого поэт не раз встречался с Алексеем Николаевичем Олениным в свете, однако единственным памятником посещения Пушкиным их дома остаётся приписка, оставленная поэтом под стихотворением «Я вас любил…»: «plusque-parfait — давно прошедшее. 1833″.
Анна Оленина была не единственной любовью Пушкина. Поэт увлекался многими женщинами. В «Дон-Жуанском списке Пушкина» пять женщин с именем Анна. Анна Оленина не единственная женщина, отвергнувшая любовь Александра Пушкина. Отказала поэту и Мария Раевская (будущая жена декабриста Волконского, отправившаяся за ним в Сибирь). Отказывали поэту и другие достойные женщины.
О любви и судьбе Пушкина у меня состоялся интересный разговор с директором музея-усадьбы Приютино Леонидом Викторовичем Мазур.
Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейшей образец.
Речь идёт о женитьбе на Наталье Гончаровой. «Жена моя прелесть, и чем доле я с ней живу, тем более люблю это милое, чистое, доброе создание, которого я ничем не заслужил перед Богом».
Чем же поразила Пушкина Наталья Гончарова?
«Когда я увидел её в первый раз, красоту её едва начинали замечать в свете. Я полюбил её, голова у меня закружилась, я сделал предложение, ваш ответ, при всей его неопределённости, на мгновение меня свёл с ума; в ту же ночь я уехал в армию; вы спросите меня — зачем? Клянусь вам, не знаю, но какая-то непроизвольная тоска гнала меня из Москвы…» — писал Пушкин матери Натальи Николаевны.
Н.М.Еропкина, очень хорошо знавшая Наталью Гончарову, так характеризовала будущую жену поэта: «Необыкновенно выразительные глаза, очаровательная улыбка и притягивающая простота в обращении, помимо её воли, покоряли ей всех. Не её вина, что всё в ней было так удивительно хорошо. Но для меня остаётся загадкой, откуда обрела Наталья Николаевна такт и умение держать себя? Всё в ней самой и манере держать себя было проникнуто глубокой порядочностью. Всё было “comme il faut” без всякой фальши…»
На Наталье Николаевне Гончаровой поэт женился, руководствуясь скорее не сердцем, а рассудком. В письме к жене он писал: «Ты знаешь, как я не люблю всё, что пахнет московскою барышнею, всё, что вульгар (comme il faut vulgar)… Если при моём возвращении я найду, что твой милый, простой, аристократический тон изменился, разведусь, вот те Христос».
«Поэтическая красота госпожи Пушкиной проникает до самого моего сердца. Есть что-то воздушное и трогательное во всём её облике… невозможно ни быть прекраснее, ни иметь более поэтическую внешность… Это образ, перед которым можно оставаться часами, как перед совершеннейшим созданием творца» — так писала о жене Пушкина Д.Ф.Фикельмон.
В.Соллогуб восторженно пишет о Наталье Николаевне: «Да, это была настоящая красавица, и недаром все остальные, даже из самых прелестных женщин, меркли как-то при её появлении… её лучезарная красота рядом с этим магическим именем всем кружила головы».
Не удивительно, что Пушкин писал своей жене: «Я должен был на тебе жениться, потому что всю жизнь был бы без тебя несчастлив».
«Жена моя прелесть, и чем доле я с ней живу, тем более люблю это чистое, доброе создание», — признавался Пушкин.
Обращаясь к своему идеалу, Наталье Гончаровой, Пушкин пишет: «Гляделась ли ты в зеркало, и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничего сравнить нельзя на свете — а душу твою люблю еще более твоего лица».
Однако до сих пор без ответа остаются три главных вопроса:
1\ Кто автор знаменитого пасквиля о включении поэта в состав ордена рогоносцев?
2\ Изменяла ли мужу Наталья Николаевна?
3\ Изменял ли жене Александр Пушкин?
Пока не опубликованы ВСЕ письма Пушкина к Геккерну, пока не опубликована переписка Натали Пушкиной с Дантесом и ВСЕ дневники Пушкина, можно строить различные версии и обо всём говорить лишь предположительно.
Автор книги «Дуэль и смерть Пушкина» П.Е.Щёголев во всём винил жену поэта Наталью Николаевну. Он отмечал, что внешность позволяла Наталье Николаевне «не иметь никаких других достоинств», и объявлял любые положительные отзывы знавших её лишь «данью вежливости той же красоте».
В двухтомнике «А.С.Пушкин в воспоминаниях современников» (М., 1974 г.) граф В.А.Соллогуб так описывает жену Пушкина: «Я с первого же раза без памяти в неё влюбился; надо сказать, что тогда не было почти ни одного юноши в Петербурге, который бы тайно не вздыхал по Пушкиной: её лучезарная красота рядом с этим магическим именем всем кружила головы…».
По словам П.Е.Щёголева, «при дворе было много прелестных и красивых женщин, но и среди них жена поэта с её блистательной красотой занимала одно из первых, если не первое место».
«Двору хотелось, чтобы Н.Н. танцевала в Аничкове, и поэтому я пожалован в камер-юнкеры», — записал Пушкин в своём дневнике.
Наталья Николаевна была кокетка. В отсутствие мужа она принимала дома Дантеса, а в 1832 году полковника Ф.И.Мусина-Пушкина. Муж узнал об этом совершенно случайно и был очень рассержен. Он писал жене: «…Ты радуешься, что за тобою, как за сучкой бегают кобели, подняв хвост трубочкой и понюхивая тебе задницу, есть чему радоваться!»
В то же время сам поэт не был образцовым семьянином. Он продолжал увлекаться другими женщинами. Ходили слухи об интимных отношениях Пушкина с младшей сестрой его собственной жены Александриной.
После женитьбы Пушкин имел роман с графиней Долли Фикельмон. «Невозможно быть более некрасивым — это смесь наружности обезьяны и тигра», — так отзывалась о Пушкине графиня Долли Фикельмон.
24 июля 1833 года на балу у Фикельмонов Пушкин уделял своё внимание не жене, а 23-летней немецкой красавице Амалии Максимилиановне Крюденер. Разгневанная Натали уехала с бала в одиночестве, а когда поэт вернулся домой, в ярости влепила ему пощёчину.
«Бедный, бедный Пушкин, жертва легкомыслия, неосторожности, опрометчивого поведения своей молодой красавицы-жены, которая, сама того не подозревая, поставила на карту его жизнь против нескольких часов кокетства», – писала Е.А.Карамзина.
Наталья Николаевна и Дантес познакомились в 1835 году. Они были ровесниками – красавец и красавица 23 лет. Дантес откровенно волочился за Натали, а ей это льстило. По мнению П.Е.Щёголева, «Наталья Николаевна была увлечена серьёзнее, чем Дантес… доминировал в любовном поединке Дантес: его искали больше, чем искал он сам».
20 января 1836 года в письме своему покровителю Геккерну Жорж Дантес признавался, что без памяти влюбился в девушку. Дантес убеждал товарищей, что Наталья отвечала ему взаимностью. Молодой француз не понимал, что Гончарова-Пушкина кокетничала – ей доставляло удовольствие влюблять в себя мужчин. Искренне Наталья Николаевна любила только мужа и рассказывала ему обо всех своих светских похождениях.
Старший Геккерн в открытую умолял Наталью «спасти Жоржу жизнь» и изменить мужу. В конце октября 1836 года Наталья Николаевна, в ответ на участившиеся слухи об её романе с Дантесом, разорвала с ним любые связи.
2 ноября 1836 года Идалия Полетика пригласила к себе Наталью Николаевну, а сама ушла из дома, оставив там одного Дантеса, с которым и встретилась Натали. Тот принялся клясться ей в любви и грозил застрелиться, если она не ответит ему взаимностью. Однако Наталье удалось сбежать.
Пушкин узнал об этой встрече лишь после получения анонимного пасквильного письма 4-го ноября. Он потребовал объяснений у жены. Наталья Николаевна призналась мужу в любви к Дантесу. Она рассказала, что когда оказалась с Дантесом, тот вынул пистолет и грозил застрелиться, если она не отдаст ему себя. Да, она отдала сердце Дантесу, но физически осталась чиста.
Но можно ли верить красивой женщине?
4 ноября 1836 года Пушкин получил анонимное письмо с «дипломом историографа ордена рогоносцев». Сверх того, семь или восемь других экземпляров были отправлены разным лицам в двойных конвертах; на внутреннем конверте был надписан адрес Пушкина.
“Кавалеры первой степени, командоры и кавалеры светлейшего ордена рогоносцев, собравшись в Великом Капитуле под председательством достопочтенного великого магистра ордена, его превосходительства Д.Л.Нарышкина, единогласно избрали г-на Александра Пушкина коадъютером великого магистра ордена рогоносцев и историографом ордена. Непременный секретарь граф И.Борх”.
Пушкин был возмущён, что его назвали рогоносцем. Хотя сам поэт наставлял рога другим мужьям. Пушкин хорошо знал цель ухаживания за замужними женщинами, и потому в ухаживаниях Дантеса за своей женой видел знакомые «определённые цели». Чтобы защитить свою честь и честь жены, Пушкин вызвал Дантеса на дуэль.
Поэт сделал для себя вывод: оскорбительное письмо исходило из голландского посольства, а автор его — известный интриган и недруг барон Луи Геккерн. Поэт умер с убеждённостью в этом. Однако, Пушкин заблуждался.
Сегодня установлено, что известный диплом ордена рогоносцев писал не барон Геккерн. Текст был скопирован с похожего диплома, которые не были новинкой в Европе. На печати, которой был заклеен конверт, изображены символы масонов: перо, птица, циркуль. Но это скорее была «злая шутка».
Почему-то никто не рассматривает версию, что инициатором «злой шутки» могла стать женщина. Идалия Полетика, Долли Фикельмон или даже императрица Александра Фёдоровна? Пушкин был влюблён во многих женщин, и многие были влюблены в него. Возможно, кто-то захотел ему отомстить.
Женщины, как известно, способны на всё, а мужчины – на всё остальное!
Считается, что Пушкин был оскорблён подмётным письмом и потому послал вызов на дуэль. Но, во-первых, анонимное письмо не могло служить формальным поводом для вызова на дуэль. Во-вторых, доказано, что это письмо написал не Геккерн, и он не давал таких распоряжений. Геккерну дуэль сына грозила крупным скандалом и крахом карьеры в России. Он уговаривал Пушкина передумать, а когда понял, что это бесполезно, пошёл на отчаянный шаг: заявил, что его сын, Жорж Геккерн-Дантес, на самом деле влюблён в сестру Натальи Екатерину Гончарову (которая давно страдала по Дантесу) и намеревается взять её в жёны.
После двухнедельных переговоров Пушкин, так и не поверивший в искренность намерений Жоржа в отношении Екатерины, всё же согласился взять вызов обратно. 10 января 1837 года состоялась свадьба. Жорж Геккерн-Дантес вошёл в семью Пушкиных и стал свояком поэта. В свете стали говорить, что Дантес принёс себя в жертву, вступив в брак с нелюбимой женщиной, чтобы «спасти честь любимой».
«Вскоре Дантес, хотя и женатый, возобновил прежние приёмы, прежние преследования», – писала хозяйка одного из петербургских салонов Долли Фикельмон.
23 января 1837 года на балу у Воронцовых-Дашковых Дантес во время танца с Пушкиной отпустил в её адрес несколько пошлых казарменных каламбуров. По утверждению современников, один из них звучал так: «Теперь я знаю, что ваше тело красивее, чем тело моей жены».
Наталья Николаевна рассказала мужу, что Геккерн-отец спросил её, когда же она наконец оставит своего мужа. После такого признания жены Александр Сергеевич в ночь с 25 на 26 января написал предельно резкое письмо Геккерну-отцу.
«…Подобно бесстыжей старухе, вы подстерегали мою жену по всем углам, чтобы говорить ей о любви вашего незаконнорожденного или так называемого сына; а когда, заболев сифилисом, он должен был сидеть дома, вы говорили, что он умирает от любви к ней; вы бормотали ей: верните моего сына. …»
Поэт знал, что в ответ получит вызов, и сознательно шёл на это. Вместо Геккерна, который, как посланник иностранного государства, не мог участвовать в дуэли, вызов сделал Дантес. На это и рассчитывал Пушкин.
Но это был не только его расчёт!
Почему всесильное Жандармское отделение так и не смогло разыскать авторов анонимного пасквиля?
Пушкинисты считают, что в пасквиле был намёк на связь жены поэта с царём Николаем I. Злые языки утверждали, что последний отпрыск Пушкина – ребёнок Николая. Да и сам император Николай Павлович, судя по его комплекции, вряд ли был потомком щуплого императора Павла.
Когда императрица Александра Федоровна болела, император имел сексуальные отношения с другими дамами. Понравившихся императору женщин устраивали при дворе. После того, как фаворитка надоедала, царь выдавал её замуж за своего приближённого.
Все фаворитки царя были известны его жене. Императрица Александра Федоровна 4 февраля 1837 года в письме Софье Бобринской писала: «Я теперь знаю всё анонимное письмо, подлое и вместе с тем отчасти верное». Жена императора поместила портрет Натальи Николаевны (художника Гау) в альбом, где были собраны портреты любовниц Николая Павловича.
Миниатюрный портрет Натальи Николаевны был вделан во внутреннюю крышку массивных золотых часов, которые постоянно находились на письменном столе царя.
Внимание императора льстило самолюбию Натальи Николаевны.
В. В.Вересаев в книге «Пушкин в жизни» утверждает, что у вдовы поэта была связь с императором.
Пушкин говорил, что Николай I, как офицеришка, ухаживает за его женою; нарочно по утрам по несколько раз проезжает мимо её окон, а вечерами, на балах, спрашивает, отчего у неё всегда шторы опущены. Пушкин подозревал (и, видимо, не без оснований) императора в ухаживании за своей женой. В злополучном пасквиле был намёк, будто бы поэт торгует своей женой, поскольку Пушкин был должен императору 45 тысяч рублей.
В пересчёте на современные деньги долг семьи Пушкина составил почти 6 миллионов долларов. Отдать такие деньги поэт никогда бы не смог. Грозило банкротство, суд и позор. Пушкин хотел дуэлью разрубить «гордиев узел» накопившихся проблем. Убив Дантеса, Пушкин, возможно, рассчитывал, что его сошлют в родное имение на Псковщине – приют спокойствия, трудов и вдохновенья – о чём поэт и мечтал в последние годы.
Накануне последней дуэли у Пушкина был неприятный разговор с царём Николаем I на сугубо личную интимную тему. Возможно, поэт высказал всё, что думал об ухаживании царя за Натальей Николаевной. Через пять дней Пушкин был убит на дуэли. Вряд ли это была случайность…
Татьяна Рожнова, автор книги «Жизнь после Пушкина: Наталья Николаевна и её потомки» полагает:
«Долгое время в пушкиноведении считалось, что Наталья Николаевна изменила своему мужу с Жоржем Дантесом, а значит, стала косвенной причиной гибели Пушкина. И только в 1995 году, спустя почти 160 лет после смерти поэта, эти данные опровергли, поскольку были опубликованы письма француза, которые хранились в его архиве. «Она столь прекрасна, что можно принять её за ангела, сошедшего с небес», – писал Дантес.
11 февраля 2020 года в книжном магазине «Буквоед» заведующая Мемориальным музеем-квартирой А.С.Пушкина в Санкт-Петербурге доктор филологических наук Галина Михайловна Седова прочитала лекцию о последнем годе жизни Пушкина и представила свою книгу «Ему было за что умирать на Чёрной речке». Я задал Галине Михайловне и участникам встречи вопрос: кто же виновен в трагической смерти «солнца русской поэзии»?
В фильме «Тагильская находка» – о последних днях жизни А.С.Пушкина (1976) Ираклий Андроников утверждает, что «план женитьбы Дантеса на своячнице Пушкина (Екатерине Гончаровой – НК) был принят с ведома императора. Пушкин об этом не знал, а для Дантеса это было равносильно приказу». «Геккерн и Дантес были лишь орудием казни, главные фигуры оставались в тени».
Дантес был своего рода «тенью», прикрывавшей роман царя с Пушкиной. Дантес вспоминал: «Было предостаточно случаев, когда она могла бы отдать мне всё – и что же?.. – никогда ничего! никогда в жизни!»
Пушкинисты не так давно нашли письма Гончаровой к Дантесу, где она признавалась: «Я люблю вас так, как никогда не любила, но не просите у меня большего, чем моё сердце, потому что всё остальное мне не принадлежит».
По всей видимости, Наталья Николаевна, действительно не изменяла своему мужу с Дантесом, поскольку была фавориткой царя Николая I.
По словам Анны Ахматовой, царь будто бы подослал к вдове Пушкина священника (у которого сам исповедовался), чтобы выведать у Натальи Николаевны сокровенное. Что рассказала жена Пушкина исповеднику и что он доложил царю, не известно. Однако известно, что царь щедро облагодетельствовал семью Пушкина: уплатил все долги поэта в размере 139 тысяч рублей, назначил вдове и детям ежегодную пенсию в 11 тыс. рублей, приказал принять обоих сыновей в Пажеский корпус с бесплатным обучением, освободил от долгов имение в селе Михайловском, приказал издать за казённый счёт полное собрание сочинений А.С.Пушкина, выручка от продажи которого должна была пойти в пользу семьи поэта.
Такая неслыханная щедрость произвела сильное впечатление на петербургское общество. Многие недоумевали: отчего Наталье Николаевне такая благосклонность монарха?
В те времена, если августейшая особа желала женщину, пусть даже и замужнюю, то этим царь оказывал ей большую честь. Известны случаи, когда сами мужья склоняли непокорных жён к соитию с государем, получая взамен различные блага.
В 1844 году Наталья Гончарова-Пушкина вышла замуж за генерала Петра Ланского и родила ему трёх дочерей: Александру, Софью и Елизавету.
Считалось, что генерал П.П.Ланской сделал карьеру благодаря браку с Натальей Николаевной Пушкиной. На их свадьбе государь пожелал быть «посажёным отцом». А при рождении первого ребёнка, император посетил семью и очень трогательно отнёсся к новорождённому.
В 1863 году Наталья Николаевна умерла от воспаления лёгких. Ланской скончался спустя 14 лет, его похоронили в одной могиле с женой.
Работая над своим вторым романом, я прочитал немало книг о жизни и творчестве А.С.Пушкина, в том числе и о роковой дуэли. Я неоднократно приезжал в Царское Село, посетил Пушкинские горы. В день смерти поэта 10 февраля 2016 года я пришёл на Мойку 12, чтобы узнать, в чём же причина гибели поэта?
Своё представление о мотивах последней дуэли я изложил в романе-быль «Странник»(мистерия).
“Как я его пониманию. Безденежье, долги, которые невозможно отдать, и не отдать которые невозможно; любимая женщина — чистейшей прелести чистейший образец! — предала; одиночество и непонимание друзей и близких; неудовлетворённость своим творчеством, поскольку оно не способно выразить всей полноты и противоречивости жизни, всей истины — отсюда разочарование в том, что делаю…
Жена, которую я любил — моя косая мадонна, чистейшей прелести чистейший образец! — обманула, предала меня!
Чем же теперь жить? во что верить?
Ах, Натали, Натали…
Я знаю, знаю, горе моя любовь способна принести.
Но не сбежать от собственной судьбы, как мне не выпить моря.
Пусть будет так — ты ласки не узнаешь и нежности моей не утолишь.
Я слышу, слышу, как ты мне кричишь, молитвами меня ты достигаешь.
Я позабыть хочу о мýке, о судьбе, лишь поцелуем в душу проникая и в глубине твоей не оставляя ни капли боли ни тебе, ни мне.
Остановить мгновенье на минуту или на час, — как повезёт, чтобы в глазах увидеть страсти муку, предвидя что случится наперёд.
И не спешить расколдовать мгновенье, как можно дольше в сказке пребывать.
Жить чувством и терять терпенье, и целовать, и гладить, и ласкать, и крылья вдруг расправить за спиною и полететь в неведомую даль, где ты всегда останешься со мною, где счастлив каждый, где, наверно, рай… »
(из моего роман-быль «Странник» (мистерия) на сайте Новая Русская Литература
P.S. Хочу поблагодарить Сергея Безрукова и Виталия Безрукова за спектакль «Пушкин», которым они возвращают память о судьбе поэтического гения в России.
Так что же вы хотели сказать своим постом? – спросят меня.
Всё что я хочу сказать людям, заключено в трёх основных идеях:
1\ Цель жизни – научиться любить, любить несмотря ни на что
2\ Смысл – он везде
3\ Любовь творить необходимость.
Поздравляю всех женщин с праздником 8 марта!
А по Вашему мнению, ПУШКИНА СГУБИЛИ ЖЕНЩИНЫ?
© Николай Кофырин – Новая Русская Литература
Метки: Александр Пушкин, Николай Кофырин, новая русск, Сергей Безруков, спектакль