12 марта 2020 года я был на творческой встрече с режиссёром Андреем Звягинцевым в Ленинградской студии документальных фильмов в Петербурге. Я поинтересовался у участников встречи, как они понимают смысл фильма «НЕЛЮБОВЬ» и смысл всего творчества Андрея Звягинцева.
Три года назад в День защиты детей я посмотрел новый фильм режиссёра Андрея Звягинцева «Нелюбовь». «Нелюбовь» – это социальная драма. Я досмотрел до конца, хотя было трудно. Не могу сказать, что фильм мне понравился, но и не могу сказать, что не понравился. В основе сюжета развод семейной пары. Никому не нужного и нелюбимого ребёнка хотят сдать в интернат, чтобы не мешал. Услышав это, 12-летний Алёша сбегает из дома.
Признаться, мне не понятно само название фильма «Нелюбовь». Любовник героини говорит, что нельзя жить без любви, и они вроде бы любят друг друга. Любит свою беременную подругу и бывший муж героини.
Показанная в фильме «Нелюбовь» картина нашей жизни полностью соответствует действительности. Хотя в реальности всё гораздо страшнее. У Звягинцева, например, нет спора о разделе квартиры, о дележе совместно нажитого имущества, спора об алиментах и о том, чей это ребёнок.
«Нелюбовь» – логичное продолжение прошлых фильмов Звягинцева. По словам режиссёра, он всю жизнь снимает один фильм (фактически про самого себя) – «Возвращение», «Елена», «Левиафан», «Нелюбовь»…
Конечно наша жизнь не без проблем. Но неужели в ней не осталось ничего светлого, доброго, чистого?
Я уверен, что есть в нашей сегодняшней жизни идеалы и есть ценности. Надо только захотеть их увидеть. Да, жизнь суровая и несправедливая. Да, есть нелюбовь, много нелюбви. Но любви-то больше!
Как известно, что посеешь, то и пожнёшь. Посеешь любовь – вырастет любовь, посеешь нелюбовь – пожнёшь нелюбовь.
Чем же вызвана «Нелюбовь» Звягинцева?
Одним из источников вдохновения для Звягинцева послужил фильм Ингмара Бергмана «Сцены из супружеской жизни». Бергман снимал свой безжалостный фильм про себя. Похоже, что и Андрей Звягинцев тоже снял фильм про себя.
Говорят, каждый фильм режиссёра это зеркало для общества и для себя самого.
Андрей Звягинцев родился 6 февраля 1964 года в Новосибирске. Мать, Галина Александровна, работала в школе учителем литературы и русского языка. Отец Пётр Александрович служил милиционером. Отец покинул семью ради другой женщины, когда Андрею было пять лет. Сын так и не смог наладить отношения с отцом вплоть до его смерти.
Звягинцев был женат на актрисе Ирине Гринёвой. После шести лет брака Андрей развёлся. Остался сын Пётр 2009 года рождения. Сейчас у Звягинцева вторая жена – монтажёр Анна Матвеева.
Создаётся впечатление, что Звягинцев все фильмы снимает о себе, о своей личной драме, о своей нелюбви. Согласно психоанализу, эта «первичная родовая травма» и определяет всё творчество художника.
«Нет, мне кажется, что фрейдистской травмы здесь нет, — объясняет Звягинцев. — Скорее опыт личного наблюдения за самим собой, за окружающими меня, за друзьями или приятелями, за самой жизнью. Но вообще сложно разделить субъективные переживания». «Да, отец ушел, когда мне было пять лет, но особых драматических воспоминаний на этот счёт у меня нет».
Если это не «фрейдистский комплекс», то что это?
«Сам удивляюсь: что ни фильм, то непременно семейная драма», — говорит Звягинцев. — «Семья — это поле битвы. И это действительно уникальная площадка для наблюдения за человеком, за тем, что с ним происходит на самом деле. Дома он обнажается, выходит из укрытия его существо. Тут он снимает маски, являя себя в полном великолепии: в гармоничных или уродливых отношениях с любимыми (или нелюбимыми), с детьми, с родителями, близкими».
В фильмах Звягинцева «нет выхода», нет «позитива» и каких-то конструктивных идей. Кажется, никто не способен предложить оптимистический и в то же время реалистичный сценарий.
2 октября 2007 года я встречался с Андреем Звягинцевым во время премьеры его фильма «Изгнание» в Санкт-Петербурге и передал в качестве сценария свой роман «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак».
Андрей Звягинцев говорил: «Человек должен понимать, что произведение искусства – это не истина, не совершенная форма, не идеальное высказывание. Это всего лишь служение делу размягчения сердец, в которые должна войти истина. Это обслуживание истины, как служение, как священство. Настоящее произведение искусства создаёт трещину в глади наших представлений о мире, о наших связях с людьми. Это молния, которая в краткий миг освещает всё, что вокруг тебя».
«Вот что хочу сказать тем «чудакам», которые заранее уверены в том, что я снимаю чернуху, порочащую людей. Сказать им лично следующее: «Фильм снят только для того, чтобы вы пришли домой и крепко обняли своих детей». Всё. Точка».
Сорок лет я занимаюсь изучением этой проблемы, и мне есть что сказать, в том числе и на основе своего личного опыта. Пройдя через процесс развода, который длился семь лет, я понял, что цель жизни – научиться любить, любить несмотря ни на что.
Я могу понять отсутствие любви, могу понять ненависть, но состояние «нелюбви» мне не понятно. Кажется, «нелюбовь» термин надуманный. Лично я убеждён, что ВСЁ ЕСТЬ ЛЮБОВЬ: и даже ненависть есть непонятая любовь.
В каждой семье есть своя трагедия и своя нелюбовь. Я всегда благодарю свою мать за то, что она не допустила развода, а значит психологической травмы для меня и моей сестры. Хотя трагедии всё равно не удалось избежать. В суде я отстоял своё право на ребёнка, но дочь у меня фактически «украли».
Некоторые женщины рожают исключительно для здоровья, а кормить и воспитывать ребёнка – им это не нужно. Вот и сдают в приют.
Раньше детей заводили ради получения квартиры. Сегодня некоторые женщины рожают ради получения «материнского капитала» или бесплатного земельного участка. Такие женщины думают о себе, о своей судьбе, а не о судьбе ребёнка, которая чаще всего бывает несчастной.
Современные женщины не спешат вступать в брак, так как муж не в состоянии и одну-то женщину прокормить. Сейчас мужчины пытаются на хрупкие плечи женские взвалить всё, в том числе и себя.
Чтобы выжить, люди пытаются обмануть государство. Бывают случаи, когда люди заключают «фиктивный брак» и даже разводятся фиктивно ради получения социальных льгот. Мужчины и женщины сожительствуют, а при рождении детей не дают фамилию своему ребёнку, чтобы мать была одиночкой и получала социальные выплаты.
Некоторые беременные женщины и молодые мамы разводятся с мужем, чтобы быть матерью-одиночкой. Идут даже на добровольный отказ от родительских прав на своих детей, чтобы дети были признаны сиротами, обеспечены жильём и социальными пособиями.
Дети не хотят жить с родителями, родители не могут ужиться с детьми. Судятся из-за алиментов, из-за наследства, и даже убивают из-за квартиры!
Семейный кодекс РФ явно имеет перекос в пользу прав женщины-матери. Потому мужчины и не хотят вступать в брак, поскольку понимают: в случае развода закон будет на стороне женщины.
Один мой знакомый разводился семь лет. Районный суд трижды выносил решение не в пользу отца, и трижды мы добивались отмены этого решения в суде высшей инстанции. В конце концов, дело дошло до того, что мать заявила в суде, что ответчик не отец ребёнка. А когда мы потребовали провести генетическую экспертизу для установления подлинности отцовства, она сразу согласилась «уступить» дочку отцу.
Как-то провели исследование, и оказалось, что одиннадцать процентов отцов наивно полагают, будто воспитывают собственных детей, тогда как ребёнок на самом деле от другого мужчины.
Сколько девочек беременеют, не зная, что поделать со своим неожиданным чадом?! Редко кого удаётся уговорить сохранить ребенка: или выбрасывают в мусоропровод, или топят в туалете, или расчленяют и прячут на свалке.
Когда молодой матери несут кормить ребенка, она это чувствует, и у неё может быть или избыток молока — если ребёнок любимый и долгожданный, или недостаток — если ребенок для неё обуза. И никакие смеси не заменят грудного молока, никакие лекарства не смогут вылечить ребёнка, который болеет прежде всего оттого, что ему не хватает материнской любви.
Одни считают, что дети – смысл жизни. Другие полагают, что дети – это «несчастный случай». «Больше детей – больше болезней, ссор, неудач, разводов».
Некоторые родители видят в ребёнке возможность реализовать то, что им не удалось. За этим скрывается собственная неудавшаяся жизнь.
Послушайте, как говорят с детьми матери в магазинах, на улицах, в больницах. Подумаешь, будто своих детей они ненавидят!
Когда я работал в школе, то увидел себя и учителей глазами учеников, и понял, что взрослые — это поглупевшие дети. Дети ещё не научились скрывать своих чувств, не разучились любить и не боятся любить, — это и отличает их от взрослых. Ничто не может определить человека истиннее, чем детское сердце.
Опыт любви к детям привёл меня к поразительному выводу: чем больше любви отдаёшь, тем больше её становится. Главное отличие любви от её миражей в том, что она возвращается тебе с избытком!
Если ребенка не любит собственная мать, то он вырастает агрессивным, психически неуравновешенным человеком, а его поведение становится протестным. Такие дети часто убегают из дома, где для них нет любви и где им холодно. Это настоящая трагедия! Ведь и наркомания, и токсикомания возникают как следствие недостатка любви при естественной потребности в приятных эмоциональных переживаниях.
Обделённые заботой и нежностью дети не принимают мир, в который они пришли против воли своей матери. Они рассуждают примерно так: “Если меня не любит родная мама, то я в чём-то виноват”. Комплекс вины, мучительная неуверенность в себе приводит к искалеченной жизни. Такой ребенок чувствует себя чужим в этом мире и, как правило, становится неудачником, поскольку прежде всего старается доказать всем и вся, что он не хуже других. Часто эта потребность в самоутверждении развивается по наиболее лёгкому и не всегда правильному пути. Никакое даже самое строгое наказание никогда надолго не испортит отношения ребёнка к родителям, если только сын или дочь чувствуют — несмотря ни на что их любят!»
(из моего роман «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак» на сайте Новая Русская Литература
Так что же вы хотели сказать своим постом? – спросят меня.
Всё что я хочу сказать людям, заключено в трёх основных идеях:
1\ Цель жизни – научиться любить, любить несмотря ни на что
2\ Смысл – он везде
3\ Любовь творить необходимость.
А как Вы понимаете смысл фильма «НЕЛЮБОВЬ»?