ФЕНОМЕН ИММАНУИЛА КАНТА

Иммануил Кант.jpg

Из всех знаменитых горожан «Великим сыном Кёнигсберга» и «Гением места» называют Иммануила Канта. Я давно хотел посетить Калининград, куда приглашал меня приятель по Университету. 3 сентября после реставрации (на которую было потрачено 150 миллионов рублей) открылся остров Канта. Это, с ослаблением ограничений пандемии, подтолкнуло нас посетить Калининград (бывший Кёнигсберг).
Иммануил Кант говорил: «…такой город, как Кёнигсберг на реке Прегель, можно признать подходящим местом для расширения знаний и о человеке, и о мире. Здесь и не путешествуя можно приобрести такое знание».
Я — исследователь, и путешествую ради постижения всей глубины разнообразия мира. Мне интересны не здания и не ландшафта, а люди, особенно те, кто надёлен творческим даром, кто преобразил действительность.
Я решил снять фильм о великом философе. Для этого в Калининграде мы посетили музей Иммануила Канта, снимали интервью у памятника Канту и возле его могилы.


Представляет ли жизнь философа какой-нибудь интерес для философии? Профессора в Сорбонне хором отвечают “Нет!”
А для меня Имманиул Кант безусловно ФЕНОМЕН! До сих пор загадка, как смог сын ремесленника стать профессором и выдающимся философом в XVIII веке?!

Иммануил Кант родился 22 апреля 1724 года в религиозной семье в пригороде Кёнигсберга в Пруссии. Его отец Иоганн Георг Кант работал ремесленником, изготовлял сёдла и шоры, а мать Анна Регина вела домашнее хозяйство.
В семье Кантов было 12 детей, Иммануил родился четвёртым, многие из ребятишек умерли в младенчестве от болезней. В живых остались три сестры и два брата. Иммануил родился слабым и родители думали, что он не долго проживёт. У него была большая голова и несколько опущенное левое плечо, отчего мать называла его “мужичок”: Родители звали мальчика Иманиул, а ему нравилось его полное имя — Иммануил.

Свою юность будущий философ провёл на окраине города среди рабочих и ремесленных людей. Историки долго спорили о национальности Канта. Он сам высказывал предположение, что его предки выходцы из Шотландии. Однако это не подтвердилось. Известно, что прадедушка Канта был торговцем в Мемельском крае, а родственники по материнской линии жили в Нюрнберге.

Родители Канта заложили духовное воспитание сына, они были приверженцами пиетизма — особого течения в лютеранстве, суть которого в личном благочестии.
«Никогда, даже хоть бы раз мне не приходилось слышать от моих родителей чего-либо неприличное, или видеть что-либо недостойное», — вспоминал Кант.

Мать была необразованной крестьянкой, но обладала «врождённой мудростью». Она учила сына основам веры, а также прививала любовь к окружающему миру. Анна Регина брала с собой детей на проповеди и на занятия по изучению Библии.

«Я никогда не забуду свою мать, — писал Кант, — поскольку она зародила и взрастила во мне первые ростки добра, она открыла моему сердцу красоту природы, она пробудила и развила мои понятия, и её наставления оказывали постоянное, благотворное влияние на мою жизнь».

Родители хотели, чтобы сын в будущем стал священником. Доктор теологии Франц Шульц часто бывал в гостях у семьи Канта и заметил, что Иммануил умеет излагать собственные мысли и преуспевает в изучении священного писания. Когда мальчику исполнилось восемь лет, по наставлению Шульца родители отправили его в одну из ведущих школ Кёнигсберга – гимназию имени Фридриха. Благодаря хорошей памяти и прилежанию Иммануил был лучшим учеником.

В школе Кант учился восемь лет, с 1732 по 1740 годы. Ученики изучали теологию, Ветхий и Новый заветы, латынь, немецкий и греческий языки, географию и т.д. Мальчик был впечатлён уроками латыни и хотел стать учителем словесности. Строгие правила и нравы в религиозной школе Канту приходились не по душе. Философию преподавали только в старших классах. Иммануил считал, что в школе этот предмет изучался неправильно.

В шестнадцатилетнем возрасте после окончания школы Кант поступил в Кёнигсбергский университет. Там было 3 «высших» факультета — богословский, юридический, медицинский, и один «низший» — факультет философии.

Кант Университет

По воле тогдашнего короля Пруссии Фридриха-Вильгельма I, студенты могли числиться только на одном из «высших» факультетов после философского. Достоверно неизвестно, какой факультет выбрал юный Кант. Кант прилежно относился к учебе. Наиболее ему нравились естественные и точные науки. Урок теологии Кант посетил только единожды из-за уважения к пастору Шульцу.

Когда Канту исполнилось 13 лет, его мать заболела и вскоре умерла. Иммануилу не хватало денег на еду, его подкармливали состоятельные однокурсники. Иногда у юноши даже не было ботинок, приходилось брать взаймы у друзей. Юный Кант не унывал: «Я стремлюсь подчинить вещи себе, а не себя вещам».

Канту не удалось окончить университет из-за материальных трудностей: в 1746 году умер его отец, и, чтобы прокормить семью, Иммануилу пришлось работать домашним учителем. Почти десять лет он обучал детей знатных семей.

Свою первую научную работу «Мысли об истинной оценке живых сил» Кант начал писать на четвёртом году учёбы. Он работал над ней 3 года и 4 года печатал. Работа была полностью допечатана лишь в 1749 году на деньги дяди Канта — сапожника Рихтера.

Вдохновлённый трудами Ньютона, Кант в 1747-1755 годах разработал и опубликовал свою космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из первоначальной туманности. Свою “Всеобщую естественную историю и теорию неба” Кант не подписал своим именем. В 1766 году Кант напишет странную книгу под заглавием “Грёзы духовидца”, в которой тоже не поставил своё имя.

В августе 1754 года Иммануил Кант возвратился в Кёнигсберг. В апреле 1755 года он защитил диссертацию на степень магистра. В июне 1755 года ему была присвоена докторская степень за диссертацию «Новое освещение первых принципов метафизического познания», которая стала его первой философской работой. Кант получил звание приват-доцента философии, что давало ему право преподавать в университете, не получая, однако, от университета жалования.

Практически все 15 лет в должности приват-доцента Иммануил Кант будет вести в основном лекции по математике и физике, публикуя множество научных текстов по совершенно разным сферам познания. Но более всего Канта интересовала философия; он прочёл несколько трудов шотландца Давида Юма об эмпирической философии.

Лекции Канта обладали чрезвычайной популярностью, а сам он пользовался большим успехом в качестве преподавателя.
Кант говорил: «От преподавателя, стало быть, следует ожидать, чтобы он своего слушателя сделал сначала человеком рассудительным, затем разумным и, наконец, учёным. … Не мыслям он должен учить, а мыслить — слушателя нужно не вести за руку, а им руководить, если хотят, чтобы в будущем он был способен идти самостоятельно. Такого способа обучения требует сама природа философии».

Кант_1

Должностные лица в Университете долгое время смотрели на Канта как на философа-любителя. Ведь он занимался философией как свободной профессией, подобно врачу или адвокату; а свои философские книги писал до или после работы.
Для скромного сына ремесленника, который произошёл из многодетной семьи, эта интеллектуальная жизнь уже была большим успехом.

Кант получал небольшое жалование за работу библиотекаря. Большая часть его постоянных доходов состояла из гонораров, которые выплачивали ученики.
На первом этаже своего дома Кант обустроил аудиторию, где принимал студентов и слушателей. В программу входили всевозможные предметы: география, поэзия, артиллерия, астрономия. Некоторые студенты могли и не заплатить. Тех, кто не имел денег, но которых порекомендовали друзья, Кант обучал бесплатно.

В 1756 году Кант защитил диссертацию «Физическая монадология» и получил должность ординарного профессора. В том же году он подал прошение королю о занятии должности профессора логики и метафизики, но получил отказ. Лишь в 1770 году Кант занял постоянное место профессора этих предметов. Он читал лекции вплоть до семидесятипятилетнего возраста. Летом 1796 года он прочитал свои последние лекции, однако место в штате университета оставил только в 1801 году.

Самые большие немецкие университеты того времени — Галле, Йена, Эрланген, Митау — предлагали Канту кафедру. Но он всякий раз отвечал отказом. Дважды, в 1786 и 1788 годах, Кант был избран ректором Кёнигсбергского университета.

Кант почти никогда не покидал родной город. Он выбирался из Кёнигсберга не дальше Пиллау, до которого было приблизительно сорок километров морем; и всегда страдал от морской болезни.
Кант не покидал Кёнигсберг, но с удивительной точностью описывал Италию. В работе 1755 года Кант высказал предположение, что кроме известных тогда шести планет солнечной системы должны за Сатурном существовать ещё планеты. Позднее его предположение подтвердилось, были открыты Уран и Нептун.

Кант никогда не опаздывал и соблюдал распорядок дня с точностью до минуты. Регулярно каждый день философ ходил в одно и то же кафе выпить чашку чая. Официантам даже на часы не приходилось смотреть.

Каждый новый день начинался в 5 часов утра. Не снимая ночной одежды, Кант отправлялся в рабочий кабинет, где слуга Мартин Лампе подготавливал хозяину чашечку слабенького зелёного чая и курительную трубку. Хотя в фильме 1994 года «Последние дни Иммануила Канта» показано, что философ по утрам пил кофе.

Кант не пытался нанять экономку или служанку, горничную или какую-нибудь другую особу женского пола. Для всех видов работ он нанял Мартина Лампе, послушного отставного солдата. По воспоминаниям Мартина, у Канта была странная особенность: находясь в кабинете, учёный надевал треуголку прямо поверх колпака. За рабочим столом философ проводил минимум два часа. Он медленно попивал чай (или кофе), раскуривал табак и читал план предстоящей лекции.

В 7 утра Кант переодевался и спускался в лекционный зал, где его ждали преданные слушатели. Читал лекции Кант медленно, разбавляя философские идеи юмором. «Я всегда, даже в обыденной жизни, слежу за тем, чтобы мои слушатели с самого начала и до конца никогда не извлекали из моих лекций лишь сухую теорию, но, постоянно сравнивая свой повседневный опыт с моими замечаниями, находили бы в этом живо интересующее их занятие».

Кант не стал бы общаться со студентом, который неряшливо одет. Философ обращал внимание даже на незначительные детали в образе собеседника. Однажды позабыл, о чём рассказывал слушателям, когда увидел, что у одного из учеников отсутствует пуговица на рубахе.

После двухчасовой лекции Кант возвращался в кабинет и вновь переодевался в ночную пижаму, колпак и надевал треуголку сверху. За рабочим столом философ проводил 3 часа 45 минут. Затем он выпивал бокал венгерского вина и садился за стол обедать с друзьями. Кант не любил пиво (считал, что у пива, в отличие от вина, дурной вкус).

Трапезничал философ один раз в день. Стол изобиловал едой. Обедал Кант любимой ложкой, которую хранил вместе с деньгами. В молодые годы Кант позволял себе выпить даже сверх меры. Но став взрослее, этого не повторял.

Философ ненавидел трапезничать в одиночестве. За столом обсуждались новости, происходящие в мире, но никак не философия. Кант играл роль ходячей энциклопедии, ему задавали вопросы обо всём, он мог вести беседы на любые темы.

Сотрапезник и душеприказчик Канта Э.А.К.Васянский вспоминал:«Он ни о ком не говорил дурно. Разговоров, касающихся тяжких человеческих грехов, старался избегать, словно упоминание дурных поступков могло оскорбить разговорчивых собеседников и навредить их благополучию… Он чтил заслуги каждого и старался помочь с работой почтенным людям так, что они и не догадывались. В нём не было и следа соперничества, не говоря уже о зависти. Он старался помочь новичку и способствовал его успеху. Мягчайшее сердце сочеталось у Канта самым тесным образом с наитвердейшим характером. Если он однажды давал слово, то оно значило больше, чем клятвенные обещания».

После обеда Кант совершал прогулку до крепости Фридрихсбург, причём всегда шёл по одному и тому же маршруту, который соседи окрестили “Философской тропой”. Прогулки для Канта были упражнением в возвращении себе духовных сил.

В шесть часов после чтения газеты он отправлялся в свою рабочую комнату (в ней постоянно поддерживалась температура в 15 градусов) и снова принимался за работу. Садился всегда так, чтобы можно было видеть башню старого замка.

Около десяти часов Кант шёл в спальню, окно которой в течение всего года было закрыто ставнями, раздевался и ложился в постель. Ложась в постель, он сначала садился на кровать, с легкостью заскакивал на неё, протаскивал угол одеяла за спиной через одно плечо к другому, а затем — с какой-то особой сноровкой — оборачивал вокруг себя другой угол одеяла. Подобный способ практиковали в интернатах того времени, чтобы помешать юношам заниматься мастурбацией. Так упаковавшись и опутавшись словно в кокон, он ожидал сна.

Спал Кант в абсолютной темноте; по нужде выходил держась за верёвку, протянутую от кровати до двери. Философ страдал от запоров. Он подробно пишет об этом своему другу, врачу Маркусу Герцу: “Насколько я могу судить, причиной затуманенности головы и вздутия живота являются фекалии, остающиеся и накапливающиеся после того, как я [...] каждое утро облегчаюсь столь мучительно и, обыкновенно, совершенно недостаточно”.

Кант был слаб здоровьем. Он считал себя ипохондриком и меланхоликом. В “Споре факультетов” Иммануил пишет: “Из-за плоской и тесной груди, затрудняющей работу сердца и легких, я был предрасположен к ипохондрии, которая в юности граничила с отвращением к жизни”.
В записной книжке Канта неразборчивым почерком написано: “Моя ненависть, моё отвращение к существованию, это всё разные способы принудить меня существовать, ввергнуть меня в существование; [...] слюна у меня сладковатая, тело тёплое; мне муторно от самого себя [...]”.

Философ вёл затворнический образ жизни и никогда не женился. По его мнению, любовные отношения мешали бы научной деятельности.
По свидетельствам биографов, философ два раза любил и намеревался жениться. Но когда имел желание жениться, у него не было средств содержать семью; а когда с годами средства появились, пропало желание.
Луиза Ребекка Фриц в преклонном возрасте вспоминала, что она нравилась философу.

Кант_3

Кант любил женскую красоту и наслаждался ею. Сам философ не отличался красотой, он был низкого роста (метр пятьдесят), имел узкие плечи и впалую грудь. Но поддерживал себя в порядке, часто посещал портного и парикмахера.

Кант не оставлял женщин равнодушными. Об этом свидетельствует письмо, которое он получил в 1762 году, в возрасте тридцати восьми лет, от некой Марии Шарлоты Якоби — она была замужем за банкиром. В 1768 году она послала ещё одно приглашение, чтобы Кант приехал в Берлин, где она скучала.

Кант и Якоби

Никому особенно Кант не доверял и никогда не рассказывал о своих сновидениях.
Как философ относился к женщинам, можно судить по его высказываниям.
“Некоторые женщины злоупотребляют тем правом, который предоставляет им принадлежность к женскому полу, — быть невежественным”.
“Я не думаю, чтобы прекрасный пол руководствовался принципами”.
“Мужчину легко узнать, женщина же не выдаёт своих тайн, хотя чужие тайны (ввиду её словоохотливости) она хранит плохо”.

По моему мнению, самой важной характеристикой человека является его любовь — это интегральная характеристика.
Для некоторых занятие философией носит компенсаторный характер, когда философией пытаются объяснить и компенсировать неудачи в личной жизни.
Хотя я знал философов, которые всю жизнь успешно обходились без женщин. Например, доктор философских наук, профессор Игорь Семёнович Кон.

Вопрос безбрачия является не случайным вопросом и относится к сути самой философии. Люди не могут воздать должное мудрости того философа, который никогда не стремился разделить свою жизнь с женщиной.
Может ли быть адекватное представление о действительности у человека, который не познал всей полноты жизни — не познал любви женщины?!

В пятом столетии грек по имени Гиерокл заявлял, что люди — это “парно живущие животные” и что брак “для нас, если ему не препятствуют какие-либо обстоятельства, является императивом”.
Мудрецу больше чем кому-либо другому надлежит следовать долгу супружества.
Римский стоик Музиний написал сочинение под заглавием “Почему философу стоит жениться?”, в котором он объясняет, что жить согласно природе и разуму — значит жить в супружеской паре.

Философия — это деятельность, которая занимает всё время жизни. Как писал Сенека Луцилию: “Не думай, что ты можешь заниматься ею только в свободное время.”
“Отвлечься от философии хотя бы на мгновение — значит почти то же, что отказаться от неё. Если вы её прервёте, она вас оставит”, — говорила Элоиза своему возлюбленному Абеляру.

Ж-Ж Руссо сожительствовал с одной “простодушной” женщиной по имени Тереза Левасёр, родившей ему пятерых детей, но всех их от себя удалил.
Это яркий пример противоречий относительно брака, в которых запутались философы.

Сексуальность Канта вызывала любопытство уже у его современников. Он остался холостяком, однако не известно, остался ли он девственником.

Кант_2

Интересный доклад «СЕКСУАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ ИММАНУИЛА КАНТА» сделал Жан-Баптист Ботюль. Приведу выдержки из этого доклада. Все его положения являются спорными, кроме одного: философ, который достоин этого имени, не должен иметь жены.

«Канту наверняка было известно, что каждая сексуальная связь — это самоубийство. Но если приходится выбирать между мастурбацией и тем, чтобы “связываться с другим полом”, то “последнее всё же лучше”.

О мастурбации Кант пишет: “Нужно изобразить ему этот порок во всём его безобразии, сказать, что он может сделать себя неспособным к продлению рода, что телесные силы при этом бесцельно расходуются, что из-за этого он преждевременно постареет, и что его умственные способности также сильно пострадают и т.п. Подобных побуждений можно избежать усиленными занятиями, отдавая сну лишь самое необходимое время. С помощью занятий следует выбить из головы самые мысли об этом, потому что, если предмет остаётся хотя бы в воображении, это всё-таки сказывается на жизненной силе”.

В своей «Антропологии» Кант замечал: “Пуризм циника и умерщвление плоти отшельником, ничего не дающие для общественного блага, — это искажённые формы добродетели и не привлекательны для неё; позабытые грациями, они не могут притязать на гуманность”.

По Канту, “каждый орган существует, имея в виду какую-то цель, которую он должен выполнять”. В том числе и половые органы… функционирование которых у философа блокировано… Но в таком случае получилось бы, что наш мужчина — это монстр, снабженный совершенно бесполезными атрибутами. Не находить никакого применения для genitalia — это идёт вразрез с основополагающими законами природы.

Сексуальная не-жизнь Канта касается связности кантианской системы. Не может быть, чтобы такой великий ум, как Кант, допустил противоречие в своих собственных принципах. Следовательно, для человеческого рода девственность не может иметь значение всеобщего закона.

Нередко бывает, что моралисты проповедуют целомудрие, в то же самое время наслаждаясь радостями плоти. Кант же поступает прямо противоположным образом: он проповедует радости жизни, однако на практике воздерживается, отказывается от удовольствий и владеет собой.

Если Кант отказывается жениться, то потому, что он долго вёл наблюдения над браком и анализировал его. Брак — это ад. Чтобы сказать это, наш философ не прибегает ни к каким сильным образам, он замечает только: “Трудно также доказать, что достигшие старости люди большей частью состояли в браке”.
В возрасте 74 лет Кант пишет: “Неженатые (или рано овдовевшие) старые мужчины обычно дольше сохраняют моложавый вид, чем женатые, которые, пожалуй, выглядят старше своих лет”.

Заслуживает ли вообще мужчина, который не знает никаких кризисов, того, чтобы его называли мужчиной? И что это, собственно говоря, за философ, который не пережил никакой внутренней революции, который не испытал того переломного момента жизни, когда посвящают свою жизнь делу истины?

Если большинство философов были холостяками, то для того, чтобы показать, что последняя цель человечества не заключается в том, чтобы размножаться.
Философия есть утверждение того, что существует всё-таки некоторое бесполое искусство продления жизни. Философское наследие может обойтись без генов.

Сексуальность Канта коренится не в его жизни, а в его творчестве.
Это как изнуряющее пристрастие или терапия искусством.
Кантианство — это скорее способ жизни, нежели учение.

Прямо утверждаю, что жить так, как жил Кант, было бы опасно. Кроме того, нужно было бы обладать такой же жесткой, такой же героической натурой, как у него». (конец цитаты)

P.S. Читайте продолжение в моих статьях: «Учение Канта и жизнь», «Философия Канта и современность».

Так что же вы хотели сказать своим постом? – спросят меня.

Всё что я хочу сказать людям, заключено в основных идеях:
1\ Цель жизни – научиться любить, любить несмотря ни на что
2\ Смысл – он везде
3\ Любовь творить необходимость.
4\ Всё есть любовь.

А в чём Вы видите ФЕНОМЕН ИММАНУИЛА КАНТА?

© Николай Кофырин – Новая Русская Литература

Метки: , ,

Комментарии запрещены.