12 февраля день смерти великого философа Иммануила Канта. Именно его из всех знаменитых горожан называют «Великим сыном Кёнигсберга» и «Гением места».
«Такой город, как Кёнигсберг на реке Прегель, можно признать подходящим местом для расширения знаний и о человеке, и о мире. Здесь и не путешествуя можно приобрести такое знание», — говорил Иммануил Кант.
Я давно хотел посетить Калининград, и наконец в сентябре 2020 года приехал по приглашению университетского приятеля в город Иммануила Канта. Я — исследователь, и путешествую ради постижения всей глубины разнообразия мира. Мне интересны не здания и не ландшафты, а люди, особенно те, кто наделён творческим даром, кто преобразил действительность.
В Калининграде мне было интересно посетить места, связанные с великим философом. 3 сентября в Калининграде после реставрации открылся остров Канта. В старом порту я посидел на мемориальной скамейке, подержавшись за мраморную шляпу и трость великого философа. Ну и, конечно, мы посетили могилу Канта.
Город на реке Прегель был основан в 1255 году как крепость рыцарями Тевтонского ордена и назван Кёнигсберг (немецкое «королевская гора») в честь чешского короля Пржемысла Отакара II, принимавшего активное участие в походах против балтийского племени пруссов.
До 4 июля 1946 года город имел название Кёнигсберг (немец.), ранее фигурировало название Круле́вец (польское); до 1255 года — Твангсте (прусск.).
В 1946 году переименован в Калининград в память о советском партийном и государственном деятеле М.И.Калинине.
Калининград — второй по численности населения после Санкт-Петербурга город в Северо-Западном регионе, третий после Риги и Вильнюса, и седьмой среди городов побережья Балтийского моря. Население — 489 359 человек (на 2020 год).
До 2010 года Калининград имел статус «исторического города». Был признан лучшим городом России в 2012, 2013 и 2014 годах согласно рейтингу журнала «Коммерсантъ Секрет Фирмы»; и самый красивый город страны по версии «РБК».
До конца Второй мировой войны город располагался в немецкой провинции Восточная Пруссия и был передан СССР по решению Потсдамской конференции 1945 года вместе с северной частью провинции.
Неоднократно поднимался вопрос о возвращении городу названия Кёнигсберг. В 2009 году за возврат городу исторического имени выступил глава администрации Калининграда Ф.Ф.Лапин. В сентябре 2011 года губернатор Калининградской области высказался, что вопрос переименования может быть решён референдумом, но сам является сторонником нынешнего названия города.
В 2018 году жителям Калининградской области предложили проголосовать за имя для аэропорта «Храброво». Долгое время в интернет-голосовании за имя для калининградского аэропорта «Храброво» лидировал философ Иммануил Кант. Один из руководителей штаба Балтфлота призвал моряков не голосовать за Иммануила Канта, назвав его «предателем родины», «негоже аэропорту носить имя чужестранца», и предложил отдать свой голос за маршала Александра Василевского. Выступающий считал, что никто из его слушателей никогда не читал Канта и читать не будет.
На фоне заявлений, что Кант оскорбляет ветеранов Великой Отечественной войны, на первое место вышла императрица Елизавета Петровна.
Голосование завершилось 1 декабря. По данным на 30 ноября, у императрицы Елизаветы 49100 голосов, у Александра Василевского 39284 голоса, у Иммануила Канта 39018 голосов, у Ивана Черняховского 16541 голос.
Конечно, многие понимают, что исторически Калининградская область это земля германская — восточная Пруссия. Но это не повод пересматривать итоги Второй мировой войны. Да, немцы много денег вкладывают в реконструкцию и восстановление исторических памятников; спасибо им за это. Но нужно понять и тех, кто погиб, освобождая город от фашизма.
26 ноября неизвестные облили краской памятник Канту, могилу философа на Острове и мемориальную табличку на Ленинском проспекте. Вандалы также разбросали листовки с надписями «Кант предал русскую землю».
Возможно, философу припомнили слова, которые он произнёс после того, как русские войска покинули Кёнигсберг: «Русские — наши главные враги». (или «русские были нашими главными врагами»).
После победы России в Семилетней войне (1756-1763) Иммануил Кант несколько лет был российским подданным. В январе 1758 года Кёнигсберг был занят русской армией. 24 января 1758 года весь город присягнул на верность российской императрице. В каждой городской кирхе пастор зачитывал немецкий текст присяги, присутствовавшие повторяли его, затем скрепляли клятву собственноручной подписью. Вместе с преподавателями университета принёс присягу и доцент Кант. Как и все, он обязался «быть верным и покорным всесветлейшей и великодержавнейшей императрице всех россиян Елизавете Петровне».
Сохранилось прошение Канта на имя императрицы Елизаветы, с просьбой назначить его заведующим кафедры логики и метафизики Университета. Однако до императрицы прошение, похоже, не дошло.
Когда российская армия стояла в Кёнигсберге и ещё «непрофессор» Иммануил Кант преподавал российским офицерам военную архитектуру, пиротехнику и другие дисциплины. Лекции Канта по фортификации посещал и Александр Васильевич Суворов.
Иммануил Кант (1724—1804) родился и прожил всю жизнь в немецком городе Кёнигсберг. Учился в школе при госпитале Святого Георгия, потом учился во Фридрих-коллегиуме, здание которого не сохранилось. В 1766 году, будучи учёным-магистром, Кант работал хранителем кабинета-музея природы во дворце парка Сатургуса. Получив должность помощника библиотекаря в Королевском замке, трудился в главной башне замка. Учился в местном университете. Во время учёбы жил в доме на Заттлергассе (ныне улица Портовая). С 1754 по 1766 год жил в Магистерском переулке на острове Кнайпхоф. Затем, до 1775 года — в здании бывшей Лёбенихтской ратуши, где также преподавал. В здании на Оксенмаркт, или Бычий рынок, жил до 1783 года, потом купил свой дом на Принцессин-штрассе, 2.
Когда скончался Кант, траур в Кёнигсберге был всеобщий. 16 дней горожане нескончаемым потоком шли в дом на Королевской горе. Первоначально Иммануил Кант был похоронен в «профессорской усыпальнице» Кафедрального собора и стал последним, похороненным в ней. После Второй мировой войны собор был огромными руинами. Его не снесли только потому, что там был похоронен Иммануил Кант. Могила Канта была отреставрирована в 1996 году в числе первых работ по восстановлению Собора.
«Дольше всего живут тогда, когда меньше всего заботятся о продлении жизни», — говорил философ.
«Смерти меньше всего боятся те люди, чья жизнь имеет наибольшую ценность», — говорил Кант.
«Причина, почему представление о смерти не оказывает того действия, которое оно могло бы иметь, состоит в том, что нам, как существам по природе деятельным, вообще не полагается думать об этом».
13 февраля 1804 года «Королевская Прусская газета государства, войны и мира» напишет: «Кёнигсберг. 12 февраля. Сегодня в обед в 11 часов на 80-том году жизни здесь умер Иммануил Кант. Его заслуги в ревизии спекулятивной философии знает и ценит весь мир. Ему были присущи верность, благожелательность, порядочность, обходительность – но эту потерю можно по-настоящему почувствовать только в нашем городе, где благодарная память о покойном будет сохраняться ещё долго».
В день похорон жизнь в городе замерла. Гроб с телом покойного сопровождали тысячи людей, звонили колокола всех городских церквей. В Кёнигсберге никогда раньше такого не случалось. Трудно понять этот взрыв народных чувств. Был ли он вызван только репутацией Канта как великого философа и доброго человека?
В 1880 году над могилой Канта была возведена часовня в стиле неоготики. К 200-летнему юбилею Канта в 1924 году на месте старой часовни по проекту Фридриха Ларса было возведено новое сооружение, выполненное в виде открытого колонного зала. Внутри зала стоит каменный гроб, который является кенотафом, останков Канта в нём нет, они покоятся глубже.
Сейчас в здании Кафедрального собора находится музей Иммануила Канта. Идея создать музей возникла в начале 70-х годов ХХ века на кафедре философии и научного коммунизма Калининградского государственного университета. В 1995 году Музей был открыт в здании университета.
После восстановления Кафедрального собора на верхних этажах был устроен музей, в который вела средневековая лестница. Несколько комнат музея были посвящены Иммануилу Канту. Сюда были перенесены экспонаты из музея университета. Там же размещена воссозданная «библиотека Валленродта» с уцелевшими книгами и резными украшениями.
Памятник Иммануилу Канту был отлит из бронзы в Берлине Карлом Гладенбеком по проекту Христиана Даниэля Рауха в 1857 году. Однако был установлен напротив дома философа в Кёнигсберге только в 1864 году, так как денег, собранных жителями города, оказалось недостаточно.
В 1885 году в связи с перепланировкой города памятник был перенесён к зданию университета. В 1944 году скульптура была спрятана от бомбёжек в имении графини Марион Денхофф, но впоследствии утрачена. В начале 1990-х годов графиня Денхофф пожертвовала крупную сумму на восстановление памятника.
Новая бронзовая статуя Канта, отлитая в Берлине скульптором Харальдом Хааке по старой миниатюрной модели, была установлена 27 июня 1992 году в Калининграде перед зданием Университета (бывшей Альбертины).
Сотрапезник и душеприказчик Канта Э.А.К.Васянский вспоминал:«Он ни о ком не говорил дурно. Разговоров, касающихся тяжких человеческих грехов, старался избегать, словно упоминание дурных поступков могло оскорбить разговорчивых собеседников и навредить их благополучию… Он чтил заслуги каждого и старался помочь с работой почтенным людям так, что они и не догадывались. В нём не было и следа соперничества, не говоря уже о зависти. Он старался помочь новичку и способствовал его успеху. Мягчайшее сердце сочеталось у Канта самым тесным образом с наитвердейшим характером. Если он однажды давал слово, то оно значило больше, чем клятвенные обещания».
Русский историк Николай Михайлович Карамзин в книге «Письма русского путешественника» 1789-1790 годы вспоминал: «Вчерась же после обеда был я у славного Канта, глубокомысленного, тонкого метафизика… Я не имел к нему писем, но смелость города берёт — и мне отворились двери в кабинет его».
«Я по своей склонности исследователь, — говорил о себе Кант. — Я испытываю огромную жажду познания, неутолимое беспокойное стремление двигаться вперёд или удовлетворение от каждого достигнутого успеха».
«Две вещи наполняют душу всегда новым и всё более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них — это звёздное небо надо мной и моральный закон во мне».
«Как бы ни близка или как бы ни далека была цель моей жизни, я буду всё же по окончании своего поприща доволен, если осмелюсь льстить себя надеждой на то, что то, чему положили начало мои скромные усилия, будет всё более приближаться к завершению умелыми целеустремлённо и усердно работающими над совершенством мира людьми».
«Было время, когда я думал, что всё это может сделать честь человеку, и я презирал чернь, ничего не знающую. Руссо исправил меня. Указанное ослепляющее превосходство исчезает; я учусь уважать людей и чувствовал бы себя гораздо менее полезным, чем обыкновенный рабочий, если бы не думал, что данное рассуждение может предать ценность всем остальным, устанавливая право человечества».
«… перед простым, скромным гражданином, в котором я вижу столько честности характера, сколько я не сознаю и в себе самом, склоняется мой дух…»
«Совершенно нелепо говорить: вы должны любить других людей. Следовало бы скорее сказать: у вас есть все основания любить своего ближнего, и это справедливо даже в отношении ваших врагов».
«Человек не принимает участия в счастье или несчастье других до тех пор, пока сам не почувствует себя удовлетворённым. Сделайте поэтому так, чтобы он был доволен немногим, и вы создадите добрых людей; иначе всё будет напрасно».
«Дайте человеку всё, чего он желает, и в ту же минуту он почувствует, что это всё — не есть всё».
«Является ли человек по своей природе добрым или злым? И ни то, и ни другое, ибо по природе своей человек существо вовсе не морально; он лишь становится таковым, когда его разум поднимается до понятий долга и закона».
«Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своём лице, и в лице всякого другого так же как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству».
«Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом».
Но что будет, если каждый будет жить по собственному закону, который считает всеобщим для всех?
Немецкий философ считал, что в людях изначально (априори) сидит нравственный закон, который требует действовать порой вопреки всякой логике и прагматике. Кант считал, что нравственные принципы не зависят от внешней среды.
По Канту закон нравственности не должен быть зависим от получаемого опыта, он априорный. Стремление к нему не должно быть названо ни Богом, ни желанием счастья. Он должен исходить из практического разума и автономности нашей воли.
Практический разум — единственный источник принципов морального поведения; это разум, перерастающий в волю.
Некоторые моменты человеческого поведения неподвластны обычной житейской логике, человек часто действует не только в связи с простой необходимостью. Например, спасает постороннего, подвергая свою жизнь опасности. Это внутреннее требование Кант и назвал категорическим императивом.
Все принципы морали восходят к одному верховному принципу — КАТЕГОРИЧЕСКОМУ ИМПЕРАТИВУ, предписывающему поступки, которые хороши сами по себе, безотносительно к какой-либо иной, кроме самой нравственности, цели (например, быть честным).
С моим приятелем по философскому факультету ЛГУ Игорем Поляковым, пригласившим меня в Калининград, у могилы Иммануила Канта мы попытались узнать, есть ли у современных людей тот моральный закон, о котором говорил Кант.
Философ преуменьшает значение понятия совесть, для него это лишь чувство, важнее долг — как веление разума.
Кант полагал, что эволюция человеческого общества связана с его моральным совершенствованием: люди из естественного состояния должны перейти в моральное.
По Канту, мораль не должна зависеть от жизненного опыта и всех прочих доводов.
Этическое учение Канта о том, как должно быть, а не как есть на самом деле. Для него ориентиром являются не фактические поступки людей, а требование долга. Долг есть необходимость действия из уважения к нравственному закону. Именно в долге Кант ищет источник всеобщности моральных норм.
«Нет никакой морали! Люди всегда поступают, как им выгодно. Воровать нечестно? А государству можно своих граждан обворовывать? Когда правительство грабит народ, заставляя втридорога платить, это можно? Нас поставили на грань выживания, и в таких условиях призывать к моральности аморально.
— Так можно найти оправдание и предательству, и подлости, и убийству.
— Да, я украл, но я действовал в ситуации крайней необходимости. Мне есть было нечего. И денег ни копейки. Но никогда не оправдают укравшего буханку хлеба, даже если он украл, чтобы не умереть с голода. Это не воровство, когда я беру то, что заработал, но чего мне не хотят отдавать. Это компенсация! Почему государству можно воровать у граждан, а нам нельзя?
— Выходит, в ситуации крайней необходимости нет морали, и чтобы выжить, допустимо всё?
— Поставьте человека в нечеловеческие условия, и он нарушит любые запреты. Бывают ситуации, когда воровство единственный способ выжить. Когда речь идёт о жизни и смерти, благородству нет места! Нравственность существует лишь в границах жизни, а не за её пределами!
— Но и в ситуации крайней необходимости люди ведут себя по-разному: кто-то жертвует собой, а кто-то предаёт.
— Всё зависит от обстоятельств! От обстоятельств и от человека».
(из моего романа-быль «Странник»(мистерия) на сайте Новая Русская Литература)
«Различие между ложной и здоровой моралью состоит в том, что первая ищет лишь средства против зла, а вторая заботится о том, чтобы не было самих причин этого зла», — утверждал Кант.
«Угроза вечного наказания не может быть непосредственным основанием для морально добрых поступков, но, несомненно, может быть сильным противовесом соблазну к злу…»
«Потеря свободы и единоличная власть повелителя представляют собой большое несчастье, но это приводит к упорядоченной системе; более того, при такой власти действительно больше порядка, хотя и меньше счастья, чем в свободных государствах».
«Я могу, конечно, представить себе морального политика, то есть такого, который так относится к принципам политики, что они совмести с моралью, но не могу представить себе политического моралиста, который строит свою мораль так, как того пожелают интересы государственных мужей».
«… обладание властью неизбежно извращает свободное суждение разума».
Кант считал, что по-настоящему моральное, по-настоящему «человечное» действие является прежде всего действием незаинтересованным. Свобода человека понимается здесь как способность преодолевать логику природных склонностей, борьбу с личным эгоизмом. «… эгоизм, который, будучи возведён в принцип всех наших максим, есть как раз источник всякого зла».
«С того самого дня, когда человек впервые произносит «я», он везде, где нужно, выдвигает возлюбленного себя и эгоизм его неудержимо стремится вперёд».
Человек не проявляет эгоизм только тогда, когда рассматривает своё «Я» не как весь мир, а только как часть его.
В книге “Критика способности суждения” Кант напишет: “Ибо там, где выступает нравственный закон, объективно нет свободного выбора в отношении того, что нужно делать”.
«Человек может мудрить сколько угодно, и всё же он не может заставить природу следовать иным закона».
«Законы должны устанавливаться не по прихоти властей, а отражать закономерности человеческого общества и человеческой природы.
— Наши законы — всего лишь правила поведения. Они устанавливаются на основе представлений о необходимом и целесообразном, исходя из перспектив развития общества.
— А если эти перспективы ложные? Вдруг не туда идём? Чего хочет человек? И что есть человек? Какие нужны законы: законы братства, любви, взаимовыручки или закон силы, главенство своего брюха?
— Закон — это воля большинства!
— А если я оказался в меньшинстве? И что есть благо для человека? Что, вообще, есть благо? Разве мы знаем? А если не знаем, то как можем устанавливать то, в необходимости чего сомневаемся?
— Благо — это спокойствие и порядок, а законы служат поддержанию стабильности и порядка.
— Только вот почему-то войны составляют бóльшую часть истории человечества, преступность неуклонно растёт, а о маньяках-убийцах говорят с бóльшим интересом, нежели о святых. Зло гораздо привлекательнее, чем добродетель, во всяком случае, для большинства. А ведь именно это большинство устанавливает законы.
— Ты отказываешь в разумности большинству?
— Скажем так, я сомневаюсь. И потому предпочитаю свободу.
— Свобода, независимость… — иллюзия, чушь! Все мы от кого-нибудь или от чего-нибудь зависим. К тому же, человеческую свободу необходимо ограничить, иначе никаких свобод вообще не будет. Свобода существует в рамках закона; это тебе не вольность. Безграничная свобода только вредит. Человек страдает от свободы, ему нужен порядок. Стремление к подчинению в природе человека. — Депутат многозначительно поднял вверх палец. — Человеку нужна власть, чтобы ограничить его разрушительные инстинкты. И потому закон необходим, он благо.
— Да, когда справедлив. Но ведь вы часто принимаете несправедливые законы.
— Что ж поделать: то, что справедливо, не всегда выгодно экономически и политически. Не могут быть законы справедливыми для всех. Но ведь, согласись, это лучше, чем совсем без законов.
— Однако не на все случаи жизни можно найти соответствующий закон. Как же поступать в такой ситуации?
— Поступать нужно разумно, в соответствии с нравственностью и справедливостью. Совершенных законов, вообще, не существует.
— Не делай другому того, чего себе не желаешь, не убий, не кради, не прелюбодействуй… — разве это не совершенный закон?
— Божественные законы людьми не соблюдаются. Разве это возможно, соблюдать заповеди?! Нет любви, нет. Её выдумали поэты. Люди живут инстинктами. Человек — животное! Все хотят сделать человека лучше, а он не может, не может! В реальности правят другие законы. Право силы — вот реальное право. А добро, справедливость, любовь — это всё… Оглянись вокруг! Развязавшие войну так называемые цивилизованные нации наплевали на ими же установленные законы, а про божественные даже не вспоминают; они убивают, потому что им это выгодно. Выгодно!»
(из моего романа-быль «Странник»(мистерия) на сайте Новая Русская Литература
Так что же вы хотели сказать своим постом? – спросят меня.
Всё что я хочу сказать людям, заключено в основных идеях:
1\ Цель жизни – научиться любить, любить несмотря ни на что
2\ Смысл – он везде
3\ Любовь творить необходимость.
4\ Всё есть любовь.
А ради чего Вы бы хотели посетить Калининград?
© Николай Кофырин – Новая Русская Литература
Метки: Иммануил Кант, калининград, кёнигсберг, Николай Кофырин, Новая Русская Литература