НА ПОДВОДНОЙ ЛОДКЕ

IMG_20200913_160605

Когда в сентябре 2020 года я приехал в Калининград, то посетил Музей мирового океана, где в качестве действующего экспоната пришвартована подводная лодка проекта 641, точно такая, на какой я служил в Полярном в 1978-1980 годы. Когда я спустился в родную подлодку, то почти час не мог выйти оттуда, переходя из отсека в отсек и вспоминая свою службу. Меня принимали за экскурсовода, а я с удовольствием рассказывал, где ел, где спал и где расшифровывал получаемые радиограммы.


Я отслужил срочную службу три года в 1977-1980 годах. Полгода в учебке Черноморского флота в Николаеве, месяц стажировался в Севастополе, остальные 2,5 года служил шифровальщиком на подводной лодке и плавбазе Северного флота в Полярном.
На подлодке я прошёл крещение водой (забортной), огнём (борьбы за живучесть) и медными трубами (пролезал через торпедный аппарат). На подлодке мылись забортной водой в электромоторном отсеке, и ни о гелях, ни о геях даже не помышляли. Мы думали о том, как выполнить свой долг и выжить.

Но главным достижением считаю преодоление страха смерти. Подводники люди особые. Мало кто из них не верит в Высшую Силу, каждый называя её по-своему.

Серьёзные испытания и ответственность сделали меня мужчиной. И тот, кто не служил, никогда не станет настоящим мужиком. Я бережно храню свою бескозырку и флотские награды.

В день подводника 19 марта 2017 года мы побывали на подводной лодке С-189, которая пришвартована возле Набережной Лейтенанта Шмидта. Нам удалось даже поговорить с командиром подлодки.

Подводная лодка «С-189″ заложена на Судостроительном заводе имени Серго Орджоникидзе (ныне Балтийский завод) 31 марта 1954 года и спущена на воду 4 сентября того же года (всего за 5 месяцев!). Всего в Советском Союзе было построено 215 подводных лодок проекта 613.
За период службы «С-189″ выполняла боевые задачи в Атлантическом океане и Балтийском море. В боевом составе Военно-морского флота подводная лодка находилась 35 лет, до 19 апреля 1990 года.
В 1990-м году лодка была исключена из состава флота. В 1998-м году из-за неисправности донно-забортной арматуры отсеки лодки заполнились водой и «С-189″, потеряв плавучесть, затонула в Купеческой гавани Кронштадта.
По инициативе подводников лодка была поднята, и в 2010 году в ней открылся музей. В 2014-м году «С-189″ отпраздновала 60-летний юбилей.

Самой первой российской подводной лодкой была субмарина «Дельфин», вошедшая в состав флота в 1903 году.
Мой отец долгое время работал на «Пролетарском заводе», где выполнялись и до сих пор выполняются заказы военно-морского флота. Помню, как отец подарил мне значок «Дедушка русского флота» – ботик Петра Великого.

В детстве я часто смотрел фильм про подводников «Командир счастливой Щуки». В фильме была показана база Северного флота времён войны – Полярный.
Случилось так, что именно в Полярном я служил на подводной лодке проекта Б-641 (типа «Ярославский комсомолец»). Это был самый успешный проект того времени. Правда спальных мест на всех матросов не хватало. Приходилось спать и между аккумуляторными батареями в родном четвёртом отсеке, и в седьмом торпедном, и в первом на торпедах, и даже в трюме на кандейках из-под регенерации.
При этом я всегда был готов расшифровать присланное радио. За автономку во время учений Северного флота я был награждён жетоном «За дальний поход».

Моим первым командиром был капитан 3 ранга Сучков Г.А. Впоследствии он дослужился до адмирала и был командующим Северным флотом.
Экипаж подлодки состоял из представителей почти всех республик Советского Союза. Я дружил с белорусами, грузинами, азербайджанцами, армянами, украинцами; и никто никогда не заставит меня стрелять в моих братьев-украинцев.

По роду службы мне были известны многие секретные сведения о положении на флоте. Я давал подписку о неразглашении совершенно секретных сведений и никогда их не раскрою. За утерю хотя бы одного документа мне грозил реальный срок. Шифровальщик – служба ответственная вдвойне!

В детстве я много раз смотрел по телевидению фильм «Нейтральные воды»; да и сейчас часто пересматриваю на DVD. Фильм основан на реальных событиях. Подвиг шифровальщика запал мне в душу. Ценой собственной жизни он спас секретные документы.
Волею судьбы я стал шифровальщиком, а мой флагманский специалист рассказывал, как он снимался в фильме «Нейтральные воды» во время боевой службы в Средиземном море.

За время службы на флоте я прочитал массу книг, занимался самообразованием, готовился к поступлению в Университет, выпускал стенную газету, делал фоторепортажи, боролся с годковщиной, играл в корабельном ансамбле. В результате дослужился до звания главный корабельный старшина.

DSC02213

Через полтора года службы после болезни мне предложили комиссоваться, но я решил дослужить до конца. Меня перевели на плавбазу «Магомед Гаджиев», носящую имя славного подводника времён второй мировой войны.

Магомет Гаджиев – Герой Советского Союза, капитан 2 ранга, командир дивизиона подводных лодок Северного флота. С начала войны Гаджиев участвовал в 12 боевых походах. На его личном боевом счету числилось 10 потопленных транспортов противника. Он ввёл в практику подводников потопление транспортов из артиллерийских орудий. Кроме того, Гаджиев ввёл в традицию подводников салют из орудия в знак того, что экипаж одержал очередную победу в море.
12 мая 1942 года подводная лодка «К-23», на которой находился Гаджиев, атаковала конвой, а затем вступила в бой с охранявшими суда тремя противолодочными кораблями. Силы оказались неравны, и попытавшаяся уйти в подводном положении лодка, оставлявшая на поверхности след соляра, была потоплена глубинными бомбами противника.
Магомету Гаджиеву приписывают фразу: «Нигде нет такого равенства, какое существует на подводной лодке, где все или побеждают, или погибают».

Гаджиев_Магомет_Имадутдинович

На флоте до сих пор хранят память о героях-подводниках: Александре Маринеско, Магомеде Гаджиеве, Иване Колышкине, Фёдоре Видяеве и других.
В Санкт-Петербурге на Кондратьевском проспекте в качестве экспоната «Музея Подводных Сил им. А.Маринеско» стоит рубка подлодки проекта Б-641 – такой же, на которой служил я сорок лет назад.

Маринеско

Александр Иванович Маринеско — командир подводной лодки С-13 бригады подводных лодок Краснознамённого Балтийского флота, капитан 3-го ранга, известный по «Атаке века», Герой Советского Союза.

С 9 января по 15 февраля 1945 года Маринеско находился в своём пятом боевом походе, в течение которого были потоплены два крупных транспорта противника — «Вильгельм Густлофф» и «Штойбен» Перед этим походом командующий Балтийским флотом В.Ф.Трибуц решил предать Маринеско суду военного трибунала за самовольное оставление корабля в боевой обстановке (в предновогоднюю ночь командир на двое суток покинул корабль, экипаж которого за это время «отличился» выяснением отношений с местным населением). Но исполнение этого решения В.Ф.Трибуц задержал, дав возможность командиру и экипажу искупить вину в боевом походе.
14 сентября 1945 года нарком ВМФ Н.Г.Кузнецов разжаловал Маринеско до старшего лейтенанта. В 1960 году приказ о разжаловании был отменён, что дало возможность Маринеско, к тому времени уже очень больному, получать полную пенсию.
Фильм «Первый после бога», по моему мнению, рассказывает похожую историю.

В Калининграде памятник Александру Маринеско
20200915_120835

В 2000 году я приехал в Севастополь посмотреть места, где когда-то проходил водолазную подготовку: подгружался на дно, всплывал с глубины, боролся за живучесть, пролезал через торпедный аппарат. На знакомом месте оказалась учебка теперь уже украинского флота. В тот же день я узнал о трагедии с подлодкой «Курск».

Я не поверил официальной версии причины гибели «Курска», – торпеды самопроизвольно не взрываются. А то, что это могла быть атака американской подлодки, я знал по собственному опыту. Во время учений в Баренцевом море нам приходилось вступать в близкий акустический контакт с американской подлодкой.

До сих пор точно не ясно, что привело к гибели подводной лодки «Комсомолец». На подлодке «К-19″ произошла авария в отсеке ядерного реактора. Но моряки ценой своей жизни спасли ПЛ от взрыва. Об этом есть хороший фильм «К-19″, к сожалению, американский. Наш фильм «72 метра» не произвёл на меня положительного впечатления.

В 2015 году я вновь приехал в Севастополь посетить места моей службы.

«Моряки-подводники – наш золотой фонд. Его надо уважать, беречь, лелеять и готовить ему смену. В свое время был государственный заказ, в том числе на подготовку. Сейчас какая-то спонтанность есть в этом вопросе», – отметил бывший командующий Черноморским флотом адмирал Владимир Комоедов.

Вице-адмирал Олег Бурцев отметил, что российский подводный флот «вышел из кризисного состояния, в котором он находился» в 1990-х годах. Постепенно вводятся в строй стратегические подводные ракетоносцы нового поколения – «Бореи», оснащённые баллистическими ракетами «Булава», строятся многоцелевые подлодки «Ясень» с новейшими крылатыми ракетами.

Известно, что стратегические подводные ракетоносцы дежурят рядом с американским побережьем и готовы в любой момент нанести ракетный удар. Наземные пусковые установки ракет могут быть уничтожены. А подводные лодки обладают фактором скрытности и внезапности атаки.

Пытаться атаковать Россию может только самоубийца или сумасшедший. Один подводный ракетоносец с ядерными баллистическими ракетами на борту способен уничтожить любого потенциального противника.

Сейчас ВМФ России насчитывает 72 субмарины. Это на одну подводную лодку больше, чем у ВМС США. Однако разрыв в количестве атомных и штурмовых подлодок, а также субмарин с крылатыми ракетами, значителен. У американцев все модели оснащены баллистическими и крылатыми ракетами. Подводный флот ВМС США, в отличие от ВМФ России, полностью атомный.

Четыре ПЛАРБ проекта 955 «Борей». Каждая из них имеет по шестнадцать баллистических ракет «Булава» с дальностью действия 9300 км и шесть ядерных боеголовок индивидуального наведения мощностью по 150 килотонн. Всего Россия планирует построить восемь таких подлодок.

Подлодки_Борей

Есть и экземпляр, который особенно наводит ужас: подлодка Б-90 «Саров». Это испытательная платформа для торпеды на атомном ходу с огромной 100-мегатонной термоядерной боеголовкой «Статус-6», которая предназначена для атаки береговых объектов, таких как порты и города. Противоракетная оборона США бессильна против «Статус-6», в то время как удар этой ракеты способен уничтожать целые прибрежные районы, делая их непригодными для жизни из-за радиоактивных осадков.

Подлодки_Юрий долгорукий

В России сегодня создаются перспективные подводные корабли и аппараты. Президент РФ Владимир Путин в недавнем послании Федеральному собранию обратил внимание общественности на новейший подводный «беспилотник», над которым работает военная промышленность.

Когда-то у ВМФ СССР были базы в Александрии (Египет), в Дубровнике (Югославия), в Тунисе, в других средиземноморских странах. Наши подлодки ремонтировались в сирийском городе Тартус, флотские экипажи ходили в увольнение. У меня до сих пор хранится авторучка фирмы «паркер», которую привезли из Тартуса.
Сейчас за Сирию и нашу базу в Тартусе идёт самая настоящая война.

Наши подлодки участвовали в операциях во время «карибского кризиса» 1961 года. Наша подлодка была самая «тихая», и потому могла близко подойти к авианосной группе. Её называли «убийца авианосцев». Задача была сделать залп из всех торпедных аппаратов (если понадобиться, то и двумя ядерными торпедами) и залечь на дно.
Американцы называли нас самоубийцами, потому что после первого залпа лодку, как правило, накрывали.

Наша плавбаза регулярно несла боевую службу в Средиземном море, обеспечивая снабжение подводных лодок. Я часто делал политинформации, в которых разъяснял, что гонка вооружений имеет цель экономически разорить нашу страну.

12 марта 2019 года министр обороны России Сергей Шойгу заявил, что в течение года для Военно-морского флота будут построены четыре подводные лодки и семь надводных боевых кораблей. Также до конца года планируется завершение ремонта семи кораблей и судов.
До 2020 года для ВМФ предполагалось выделить более 4,5 триллионов рублей. В результате должно было быть построено 54 современных боевых надводных корабля, 16 многоцелевых подводных лодок и 8 стратегических подводных ракетоносцев.
Вопрос только в том, чтобы это перевооружение не разорило страну, и Россия не повторила участь СССР.

1 июля 2019 года в Баренцевом море потерпела аварию российская атомная глубоководная станция проекта 10831 АС-31 «Лошарик». Ею управлял экипаж из 25 офицеров. 9 членов команды спаслись (те, кто был на вахте). Мы войны не ведём, и потому небоевые потери флота особенно удручают. Ведь гибнут лучшие – элита подводного флота.
На Морском салоне в Санкт-Петербурге 14 июля 2019 года я поинтересовался у посетителей, почему, по их мнению, гибнут наши боевые подлодки.

Нам чужды зависть, тяга к славе,
Бессмертья мрамор и гранит.
Но тем, кто воевал в подплаве,
Завидуй! – сердце говорит.

DSC02224

Мы все умрём, возможно, очень скоро.
Но что с собой из жизни заберём?
Ни деньги, ни почёт,
ни кров, что дорог,
ни то, что как зеницу бережём.
Всё, что со смертью в нас останется навечно,
мы отдали, бесплатно, из души,
бесхитростно, по-детски, чуть беспечно,
Забрав лишь квинтэссенцию любви.
Нет ничего, что б нам принадлежало, —
как голыми пришли, так и уйдём.
Нам денег вечно мало, мало, мало…
Но кто нас вспомнит, если вдруг умрём?
Чьё сердце вздрогнет, с нами расставаясь?
В ком жить продолжим, сердцем всем любя?
Кто нас, кого любили мы, не каясь?
Кому как жертву отдали себя?
В нас Вечности нужна любовь и вера,
Умение прощать и отдавать.
Так будем же любить, не глядя, смело,
Ведь в смерти нам любовь не потерять!
(из моего романа-быль «Странник»(мистерия) на сайте Новая Русская Литература

Поздравляю с праздником – Днём защитника Отечества!
Надеюсь, ни один «ветеран» на меня не обидится.
Когда я слышу рассуждения о патриотизме, всегда хочется спросить: А ГДЕ ВЫ СЛУЖИЛИ СРОЧНУЮ?

Так что же вы хотели сказать своим постом? – спросят меня.

Всё, что я хочу сказать людям, заключено в главных идеях:
1\ Цель жизни – научиться любить, любить несмотря ни на что
2\ Смысл – он везде
3\ Любовь творить необходимость
4\ Всё есть любовь.

© Николай Кофырин – Новая Русская Литература

Метки: , , ,

Комментарии запрещены.